Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАЗ"-"ГИП")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАЗ"-"ГИП")

Газри Эдвин / Guthrie, Edwin R.

Газри Эдвин / Guthrie, Edwin R. (1886-1959). Газри - автор одной из теорий научения. Он утверждал, что научение - это просто образование S-R (стимул-реакция) ассоциации по смежности.

Гален / Galen

Гален / Galen (около 130-200). Гален систематизировал существовавшие в то время знания по медицине, анатомии и патологии личности в виде общей теории личности (гуморальной теории).

Галилеево и аристотелевское мышление (Galilean / Aristotelian thinking)

Два контрастирующих способа научного мышления, или два типа логики, характеризовали развитие науки с древнейших времен - аристотелевский и галилеев. Обычно считается, что первый из них, аристотелевский образ мышления, задержал развитие совр. науки. Заметный прогресс в физике, биологии, а позднее и в психологии наметился только после появления галилеевой логики научного мышления.

Аристотелевский способ научного мышления. В системе мышления Аристотеля особое место отводится «локальному определению» (local determination). Причинность заключена в собственной природе объекта, а не в окружающей среде. Среда служит лишь источником «возмущений», к-рые время от времени изменяют поведение объекта. Кроме того, аристотелевская логика придает главное значение дихотомии, как это имеет место в разграничении небесных и земных процессов, используемых в физике Аристотеля. В психологии подобный подход проявился в виде тенденции к противопоставлению людей, которые рассматривались как нормальные либо анормальные, как умные либо лишенные разума и т. д. Другой особенностью этого способа мышления является его акцент на оценочных понятиях: некоторые формы движения, такие как круговое или прямолинейное, оценивались как «хорошие» или «высшие». В совр. психологии эта особенность находит отражение в тенденции проводить границу между нормальным и патологическим поведением.

Галилеев способ научного мышления. В отличие от аристотелевской галилеева научная логика подчеркивает интерактивную природу объекта и его среды. Для физиков, мыслящих в галилеевой парадигме, причина поведения объекта заключена не в его предрасположениях, а в функциональных отношениях этих предрасположений и окружающей среды. Галилеева логика требует рассматривать поведение объектов и людей как ситуационно-специфичное. Согласно этой логике, первейшей задачей является изучение условий, при которых происходят определенные события или действия. Кроме того, эта форма логики подчеркивает непрерывный характер переменных и является безоценочной. Люди не делятся на два типа: нормальных и анормальных; скорее существуют степени нормальности, так же как существуют уровни интеллекта.

См. также Философия науки

М. Гринберг

Галликсен Гарольд / Gulliksen, Harold О.

Галликсен Гарольд / Gulliksen, Harold О. (р. 1903). Галликсен занимался математической психологией. Как инспектор по социальным наукам, он входил в состав группы, разрабатывающей объективные тесты по университетским учебным курсам.

Галль Франц Иосиф / Gall, Franz Josef

Галль Франц Иосиф / Gall, Franz Josef (1757-1828). Галля считают пионером в составлении карты головного мозга или мозговой локализации функций. Однако, исходная предпосылка френологии была признана несостоятельной, когда обнаружилось, что топография черепа и мозга не согласуются между собой.

Галлюцинации (hallucinations)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Галлюциногены (hallucinogenic drugs)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гальвани Луиджи / Galvani, Luigi

Гальвани Луиджи / Galvani, Luigi (1737-1798). Гальвани исследовал электрические явления в живых организмах. Его работа стимулировала многие последующие открытия в понимании электрических явлений в живых организмах.

Гальтон Фрэнсис / Galton, Francis

Гальтон Фрэнсис / Galton, Francis (1822-1911). Гальтон внес плодотворный вклад в целый ряд областей, включая классификацию отпечатков пальцев, генетику, статистику, антропометрию и психометрию. Он был первым ученым, четко сформулировавшим вопрос о роли природы и воспитания в развитии.

Гамильтон Уильям / Hamilton, Sir William

Гамильтон Уильям / Hamilton, Sir William (1788-1836). Выступая против английских ассоцианистов, Гамильтон считал первым принципом психологии единство и активность человеческого разума.

Гандикап (handicaps)

Г. представляет собой состояние, при к-ром сочетание физ., умственных, психол. и/или соц. качеств или процессов затрудняет приспособление человека, не позволяя ему достичь оптимального уровня развития и функционирования. Полезно отличать инвалидность - физ. или психич. дефект, нарушающий функционирование индивидуума, от Г. - определенного комплекса соц. и психол. реакций на это состояние. К сожалению, в литературе во мн. случаях это различение не используется и два термина употребляются как взаимозаменяемые. Мы проводим такое разграничение и делаем акцент на том, что инвалидность не обязательно включает в себя Г.

Два осн. подхода к концептуализации Г. иллюстрируют сложность превращения инвалидности в Г. Господствующий подход использует понятие болезни для объяснения индивидуальных различий или отклонений, характеризующих инвалидность. Инвалидность представляется негативной особенностью, к-рая отдаляет инвалида от «нормальных» людей и требует таких медицински ориентированных вмешательств, как диагностика и лечение.

На настоящий момент эта мед. ориентация доминирует в сфере здравоохранения и гос. политике. Др. параметрами, важными для классиф. инвалидизирующих состояний, являются степень тяжести, а тж признание сосуществования этих состояний, что отражено в понятии множественно инвалидизированного индивидуума. Далее, областью, в к-рой Г. находит свое отражение в классификационной схеме, является образование, где имеется понятие образовательного Г. - состояния, к-рое негативно сказывается на школьной успеваемости. Каждое из таких состояний нарушает или ограничивает функционирование человека и потенциально угрожает его развитию и адапт.

При альтернативном подходе к концептуализации Г. он рассматривается как соц. конструкция, а не как свойство, присущее инвалиду. Нетти Бартель и Сэмюель Гаскин так излагают сущность этого подхода: «Г. - это соц. состояние, состояние, созданное об-вом. Физ. или поведенческие особенности чел. становятся Г. лишь до той степени, в к-рой об-во, др. люди или сам чел. считают их выделяющимися и нежелательными... В результате такого соц. определения возникает характерная обстановка и стиль поведения, к-рые последовательно все больше и больше отдаляют чел. от нормального стиля жизни и, с течением времени, убеждают всех имеющих к этому отношение в его действительной неполноценности.»

Концепция Г. как соц. конструкции подразумевает проведение параллели между лицами с Г. и др. меньшинствами или социально обделенными группами. «Гандикапизм» - предрассудки по отношению к инвалидам и лицам с к.-л. отклонениями от нормы - становится, т. о., разновидностью расовых и гендерных предрассудков, существующей в нашем об-ве как в открытых, индивидуальных и институциональных, так и в скрытых формах.

Движение за гражд. права способствовало повышению осознания наличия этой проблемы и ответственности об-ва за инвалидов. Ряд законодательных и судебных решений продвинули наше об-во в направлении более гуманных и плюралистических подходов к ним. Закон о реабилитации от 1973 г. (Rehabilitation Act of 1973) и Закон об образовании для всех детей-инвалидов (Education for All Handicapped Children Act) отражают этот важный прорыв к обеспечению образовательных, гражд. и челов. прав для инвалидов, в рамках к-рого определены обязательства государства - гаранта их психол. и физ. благополучия. Основу этого подхода составляют, в частности, такие концепции и политические стратегии, как деинституционализация, интеграция в об-во и нормализация. Деинституционализация представляет собой стратегию «перевода» инвалидов из институциональной и сегрегирующей среды в здоровую среду с обеспечением удовлетворения их специфических нужд в открытом об-ве. Это предполагает интеграцию инвалидов в минимально ограничивающую обстановку, повышающую для них возможность оптимального, нормализованного развития.

Д. Л. Вертлиб

Ганье Роберт / Gagne, Robert M.

Ганье Роберт / Gagne, Robert M. (р. 1916). Ганье провел серию исследований, посвященных приобретению и дифференциации моторных и сенсорных навыков. Кроме того, он идентифицировал иерархии обучения, в частности иерархию обучения математике.

Гарантированность работы (job security)

Нек-рые теоретики, напр. А. Маслоу, выделяли Г. р. в качестве одного из осн. компонентов профессиональных аттитюдов и интересов работников. Угрозы Г. р. могут возникать либо вследствие действия экономических факторов, к-рые ведут к снижению спроса на рабочую силу, либо в результате решения работодателя уволить работника за плохо выполненную работу, невыполнение работы или по др. причинам подобного рода. Против каждой из этих угроз существует множество способов защиты. Профсоюзы возглавили движение за выработку процедур разрешения трудовых конфликтов и использование третейского суда в целях защиты работников от увольнений по причинам, к-рые нельзя считать обоснованными, т. е. от произвольных увольнений, не вызванных ни экономическими, ни производственными причинами. Правила, касающиеся сроков трудового найма, индивидуальные трудовые контракты, положения о гос. гражд. службе и различные законы, препятствующие дискриминации по расовым, возрастным, половым, религиозным, национальным признакам, а тж на основании членства в профсоюзе, - все это дополнительно ограничивает права работодателей при увольнении работников.

Экономические угрозы Г. р. могут вести либо к временной потере работы, либо к приостановке деятельности предприятия в результате спада деловой активности, либо к постоянной или полной потере работы. Защитить работника от потери работы по экономическим причинам труднее, чем защитить его от незаконных увольнений. Среди наиболее распространенных способов защиты - учет трудового стажа работника. Нек-рые компании и профсоюзы ввели в результате договоренности или административным порядком практику перераспределения работы, при к-рой они урезают рабочие часы, вместо того чтобы отправлять работников в вынужденный отпуск вследствие приостановки деятельности предприятия. Др. работодатели участвуют в программах планирования челов. ресурсов, организуя работу и распределяя ее т. о., чтобы свести к минимуму незанятость работников.

Наконец, был разработан ряд компенсационных программ, призванных сократить финансовые потери, связанные с утратой работы. Несмотря на это, угроза потери работы влечет за собой серьезные экономические затраты и может причинить значительный соц. и психол. ущерб работникам и их семьям в форме стресса, потери самоуважения и повышенного напряжения в семье и в отношениях с окружающими. Поэтому Г. р. остается одной из наиболее актуальных соц. и экономических задач индустриального об-ва.

См. также Практика найма рабочих и служащих

Т. Кочан

Гарсиа Гуиллермо Давила / Garcia, Guillermo Davila

Гарсиа Гуиллермо Давила / Garcia, Guillermo Davila (1902- 1968). Основной интерес Гарсиа как исследователя и преподавателя лежал в области психопатологии. Он основал первую латиноамериканскую группу кросс-культурных исследований.

Гарсиа Джон / Garcia, John

Гарсиа Джон / Garcia, John (1917-1986). Гарсиа известен своими исследованиями механизмов избирательного и адаптивного научения, а также работами по модификации хищнического поведения путем выработки условнорефлекторных реакций отвращения на вкусовые раздражители.

Гартли Дэвид / Hartley, David

Гартли Дэвид / Hartley, David (1705-1757). Гартли считают основоположником английского ассоцианизма. Он был одним из самых первых физиологических психологов, пытавшимся связать ассоциации представлений с вибрациями мозгового вещества.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих / Hegel, George Fridrich

Гегель Георг Вильгельм Фридрих / Hegel, George Fridrich (1770- 1831). Гегель считал первоосновой всего разум (reason), а не опыт. Современные понятия самосознания, самоактуализации, роста сознания и обращения к себе - все это прямые следствия неогегельянского идеализма.

Гезелл Арнольд / Gesell, Arnold L.

Гезелл Арнольд / Gesell, Arnold L. (1880-1961). Гезелл оказал сильное влияние на практику воспитания маленьких детей в 1940-1950-х гг. Он придерживался строго конституционального или физиологического подхода, в котором факторы культуры и научения играли незначительную роль.

Гельмгольц, Герман фон / Helmholtz, Hermann von

Гельмгольц, Герман фон / Helmholtz, Hermann von (1821-1894). Гельмгольц дал математическое обоснование закона сохранения энергии. Он повлиял на экспериментальный подход к психологическим проблемам, особенно в области изучения восприятия и ощущения.

Гендерно-ролевой стресс (gender role stress)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Генерализация раздражителя (stimulus generalization)

Как следует из самого названия, Г. р. относится к способности реакции, предварительно выработанной на специфический раздражитель, вызываться впоследствии др., сходными с ним раздражителями. И. П. Павлов впервые продемонстрировал этот феномен в лабораторных экспериментах с собаками. После предъявления собаке серии сочетаний между раздражителем и реакцией, напр. звуковым сигналом и пищевым подкреплением, ей предъявлялся раздражитель сходного характера, однако неск. отличавшийся от первоначального звука, без последующего подкрепления. Эта процедура привела к установлению ныне хорошо известного градиента генерализации возбуждающего раздражителя (excitatory gradient of generalization), согласно к-рому интенсивность реакции животного на проверочный раздражитель прямо пропорциональна его сходству с обучающим раздражителем.

Павлов придавал большое значение Г. р. Он считал ее одним из решающих условий выживания. Распространение реакции на отличающиеся от исходного раздражители позволяет животным компенсировать нестабильность среды обитания. Этот ранний акцент на адаптивной ценности Г. р. привел последующих теоретиков к ее трактовке как базисного и несводимого к другим процесса научения. Однако впоследствии др. психологи выразили сомнение в правильности такого взгляда на генерализацию. По их мнению, генерализация является артефактом процесса дифференцировки или, иначе, дискриминации.

Теория научения дискриминации Спенса (Spence's theory discrimination learning) - наиболее известная ил. этого первого подхода. Она осн. на идее, что возбуждение (тенденция реагировать) развивается на раздражитель, сочетаемый с подкреплением, и что это возбуждение распространяется на сходные раздражители.

Лешли и Уэйд предложили диаметрально противоположную подходу Халла - Спенса т. зр. на генерализацию. Лешли и Уэйд утверждают, что раздражитель приобретает контроль над реакцией лишь в том случае, если этот раздражитель контрастирует с др. раздражителем. Чаще всего перед проверкой на генерализацию животные испытывают воздействие одного обучающего раздражителя. Поскольку этот обучающий раздражитель репрезентирует лишь одно значение на существующем континууме раздражителей, животное не обнаруживает различий между обучающим и проверяющим раздражителем. Неудача в дискриминации между ними приводит к возникновению градиента генерализации.

Несмотря на существование многочисленных свидетельств, противоречащих гипотезе неудачи в дискриминации, предпринимаются попытки согласовать эти две интерпретации.

Недавно появилось когнитивное объяснение Г. р., конкурирующее с этими более ранними интерпретациями. Этот подход рассматривает Г. р. как частный случай классиф. стимулов. Организм классифицирует незначительно отличающиеся друг от друга события как эквивалентные и реагирует на них исходя не из их специфичности, а из их принадлежности к определенному классу.

См. также Классическое обусловливание

Э. Рикерт

Генетика поведения (behavioral genetics)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Генетическая приспособленность (genetic fitness)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гениальность (genius)

Как понятие, Г. тесно связана с одаренностью, креативностью и ранним развитием. Начиная с исслед. Ф. Гальтона в 1869 г., посвященного выдающимся людям его времени, вокруг определения Г. не утихают споры. Хотя Г. и одаренность иногда считаются синонимами, Г. подразумевает особенно редкие и выдающиеся достижения, в то время как одаренность, в частности в контексте способности к учебе или творческому таланту, определялась менее строго. Осн. на оценке продуктивности определение Г. дал Алберт: гений - это человек, «к-рый выполняет в течение продолжительного времени ... значительную работу, оказывающую сильное влияние на мн. (др. людей) долгие годы» - работу, приводящую к «коренному сдвигу» в восприятии или идеях.

Биографические исслед., проводившиеся с 1869 по 1940-е г. и посвященные выдающимся людям, позволили установить, что, вопреки сложившимся представлениям, заметные ист. фигуры происходили из высокообразованных семей, отличались хорошим здоровьем и характером. Не было выявлено связи между Г. и к.-л. патологией либо болезненностью.

Были проведены многочисленные исслед. совр. ученых, художников и специалистов, отличавшихся необычайной продуктивностью или творческими способностями. Помимо высокого интеллекта всех этих людей объединяли нек-рые черты личности, мотивация к работе и перцептивный стиль. Эта работа перекликается с изучением креативности, что позволяет расширить понятие одаренности за пределы традиционных, осн. на коэффициенте интеллекта, определений, включив в него оригинальность и богатое воображение. Разработаны и исследуются многочисленные методы оценки творческих способностей.

См. также Одаренные и талантливые дети, Интеллект человека

Э. Б. Пратт

Гербарт Иоганн Фридрих / Herbart, Johann Friedrich

Гербарт Иоганн Фридрих / Herbart, Johann Friedrich (1776- 1841). Гербарт считал, что разумная душа (mind) представляет собой соединение более мелких элементов. Он ввел в психологию идею количественного анализа души и оказал влияние на Вундта и Фрейда через свою книгу «Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике», содержащей понятие сил противодействия (между представлениями).

Гериатрическая психология (geriatric psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Геринг Эвальд / Hering, Ewald

Геринг Эвальд / Hering, Ewald (1834-1918). Геринг отстаивал теорию нативизма, согласно которой сетчатка глаза изначально наделена способностью пространственного видения, и поэтому мы можем судить о пространстве и глубине, не обращаясь к опыту.

Героиновая наркомания (heroin addiction)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Геронтология (gerontology)

Г. - это наука о старении. Она отличается от гериатрии - науки о лечении и предупреждении болезней у стариков. Г. частично перекрывает гериатрию и охватывает гораздо более широкую область. Как наука, Г. изучает процессы старения и состояния стариков. Т. о., часть геронтологов занимается фундаментальными исслед. и разработкой теорий старения. Др., несравнимо большая их часть, работая в области прикладной Г., занимается оказанием требуемой помощи престарелым людям либо непосредственно, либо косвенно, через проведение оценочных обследований, разработку и реализацию соц. политики, организацию программ оздоровления и соц. обеспечения и руководства такими программами.

Область исследований Г. неизбежно является междисциплинарной. Все дисциплины соц. и поведенческих наук, равно как и мн. области биолог. наук, имеют отношение к старению и старикам.

Старение связано с биолог. изменениями. Нек-рые происходящие с возрастом изменения явно вызваны действием биолог. фактора, что неоспоримо подтверждается нек-рыми заболеваниями. Др. возрастные изменения могут быть обусловлены либо биолог. процессом, либо переменами в условиях жизни конкретного человека, к-рые, в свою очередь, ускоряют ход биолог. изменений. Ситуационные изменения могут варьировать от междунар. экономических и политических событий до таких сугубо личных событий, как выход на пенсию, смерть супруга и душевный разлад. Что касается биолог. наук, первостепенный интерес для Г. представляют такие их области, как биология клетки, эндокринология и фармакология, генетика и долголетие, иммунология, молекулярная биология и биохимия, морфология, нейробиология, диетология и физиология.

Г. связана практически со всеми специальностями клинической медицины. Особый интерес для Г. представляют такие ее области, как кардиология, дерматология, эндокринология, гастроэнтерология, гинекология, гематология, ревматология, нефрология, неврология, онкология, офтальмология, ортопедия, отоларингология, фармакология, психофармакология и урология. Примером области Г., в к-рой активно могут работать психологи-практики и в к-рой могут проводится психол., социологические и/или соц. исслед., является удаление от дел (выход на пенсию).

Любая область или предмет интереса психологии, поведенческих и соц. наук, а тж наук о жизни и здоровье, за исключением сугубо специфичных для др. возрастной группы, представляются подходящими для исследований в Г. Важнейший и наиболее трудный вопрос во всех чисто геронтологических исслед. - определение изменений, вызванных возрастом или старением как таковыми, т. е. изменений, являющихся всеобщими и связанными исключительно со старением, а не с соц. или культурными факторами, действие к-рых может отличаться в разных популяциях. Растущее признание в Г. важности кросс-культурных и межнациональных исслед. отражает попытки сконцентрировать внимание на этом вопросе и исследовать эффективность отличающихся в разных культурах принципов и методов борьбы со старением.

См. также Изменение поведения в процессе взросления и старения, Кросс-культурная психология, Гериатрическая психология, Выход на пенсию

Г. Мэнистер

Гёте Иоганн Вольфганг / Goethe, Johann Wolfgangn von

Гёте Иоганн Вольфганг / Goethe, Johann Wolfgangn von (1749- 1832). Гёте создал теорию цветового зрения и оказал немаловажное воздействие на взгляды Зигмунда Фрейда. Гёте сомневался в возможностях экспериментирования, но безоговорочно доверял интуитивному наблюдению.

Гетеросинаптическое облегчение (heterosynaptic facilitation)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Геффдинг Xаpальд / Heffding, Harald

Геффдинг Xаpальд / Heffding, Harald (1843-1931). Геффдинг полагал, что ментальные функции могут быть лучше всего поняты через анализ и синтез. Он считал, что центральное место в психологии должно отводиться воле.

Гехт Селиг / Hecht, Selig

Гехт Селиг / Hecht, Selig (1892-1947). Гехт доказал, что минимальное количество света (точнее, лучистой энергии), которое может быть обнаружено при самых идеальных условиях наблюдения, практически соответствует физиологическому порогу.

Гештальт-психология (gestalt psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гештальт-терапия (gestalt therapy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гештальт-тест Бендер (Bender gestalt)

В 1938 г. Лауретта Бендер опубликовала монографию под названием «Визуально-моторный гештальт-тест и его клиническое использование» (A visual motor Gestalt test and its clinical use). Этот простой тест состоит из 9 геометрических фигур, образованных точками, линиями, углами и кривыми. Эти фигуры предъявляются испытуемому в определенной последовательности и срисовываются им. Сами фигуры были позаимствованы из классической работы Макса Вертгеймера по теории гештальт-психологии. Фигуры разрабатывались с целью ил. гештальт-принципов нормальной перцептивной организации (напр., близости, непрерывности, замыкания), применяемых к группированию и структурированию стимулов. Отклонения от этих нормальных законов рассматриваются в Г. т. Б. в качестве симптомов. Т. к. Бендер интересовало развитие этих законов в период с раннего детства до взрослости, простейшим способом проверки того, как воспринимались эти фигуры, было получить от испытуемого их копию в виде рисунка. Так в процедуру измерения оказался включенным критический моторный фактор, к-рый имеет собственные законы развития; и задача трансформировалась в перцептивномоторную задачу.

В результате попыток стандартизовать проведение и обработку результатов оригинального теста Бендер появилось неск. его адаптации. Безусловно, самой новаторской из них оказалась переработка этого теста Хаттом в инструмент для оценивания личностной динамики, включ. символическую психоан. интерпретацию. Результатом всех этих конфликтующих адаптации стали существенные расхождения в данных, получаемых от одного исслед. к др., низкая согласованность в отношении критических показателей для различных диагнозов и неудачи в валидизации этого теста. Однако большинство клиницистов считают данный тест полезным инструментом для обнаружения поражений головного мозга и психозов.

См. также Клиническая оценка, Гештальт-психология, Проективные методики

Э. М. Сиипола

Гибсон Джеймс / Gibson, James J.

Гибсон Джеймс / Gibson, James J. (1904-1979). Джеймс Гибсон известен прежде всего своими исследованиями и теориями восприятия. Он стал лидером нового направления в психологии, рассматривающего восприятие как процесс, не предполагающий умозаключений, промежуточных переменных или ассоциаций.

Гибсон Элеонора / Gibson, Eleanor J.

Гибсон Элеонора / Gibson, Eleanor J. (p. 1910). Исследования Элеоноры Гибсон посвящены процессам научения у людей и животных, контролируемому выращиванию животных, развитию навыков чтения и перцептивному развитию детей.

Гийом Поль / Guillaume, Paul

Гийом Поль / Guillaume, Paul (1878-1962). Гийом занимался главным образом детской психологией, а также изучением поведения человекообразных обезьян. Он писал работы по эпистемологии научной психологии, сделав тем самым немалый вклад в укрепление фундамента этой дисциплины.

Гилбрет Лилиан / Gilbreth, Lillian E.

Гилбрет Лилиан / Gilbreth, Lillian E. (1878-1972). Лилиан Гилбрет предложила использовать анализ движений в решении повседневных бытовых проблем. Она также известна проведением семинаров по общим принципам анализа микродвижений.

Гилбрет Фрэнк / Gilbreth, Frank В.

Гилбрет Фрэнк / Gilbreth, Frank В. (1868-1924). Гилбрет проанализировал кладку кирпича, сделанную опытными каменщиками, чтобы определить самый эффективный способ выполнения этой работы. В своей книге Motion study («Анализ движения») он распространил принципы анализа микродвижений на другие виды строительных работ.

Гилфорд Джой Пол / Guilford, Joy Paul

Гилфорд Джой Пол / Guilford, Joy Paul (1897-1987). Гилфорд проделал огромное количество факторно-аналитических исследований черт личности (включая интеллектуальные способности), приведших его к созданию модели структуры интеллекта.

Гиперактивность (hyperactivity)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гипертония (hypertension)

Г. - расстройство, поражающее сердечно-сосудистую систему, обычно известное как высокое кровяное давление, представляет собой большую угрозу для здоровья. Она проявляется постоянным повышением диастолического и в особенности систолического давления крови без обнаруживаемой патологии кровеносных сосудов или сердца. Г. является главной причиной болезней, инвалидности и смерти взрослого населения США, обнаруживаемой примерно у 25-30 млн людей. Помимо этого она является наиболее значимым фактором риска появления атеросклероза, заболеваний печени, сердечной недостаточности, инфаркта и инсульта.

Давление крови имеет единый континуум без четкого разделения на нормальное и повышенное. Кроме того, цифры давления, вызывающие озабоченность врача, различаются в зависимости от возраста, пола и условий жизни пациента. В целом продолжительность жизни у взрослых прогрессивно снижается по мере того, как давление крови начинает постоянно превышать 100 мм ртутного столба при систоле и/или 60 мм при диастоле. Диагноз гипертонии обычно ставится, когда давление равно или превышает 160/95 мм ртутного столба. Г. устанавливается на основании непрямых замеров с помощью сфигмоманометра. Стратегия лечения зависит от этиологии болезни. О Г. говорят как о первичной, или эссенциальной, в случаях, когда причина ее неизвестна, и о вторичной, когда она является рез-том предшествующего действия определенных факторов, напр. дисфункции определенных эндокринных органов, коарктации аорты, беременности или приема пероральных противозачаточных препаратов. Хотя вторичная Г. и может устраняться хирургическим или медикаментозным путем, она представляет собой относительно небольшой процент всех случаев артериальной гипертензии.

В отличие от низкой заболеваемости вторичной Г. примерно у 80% лиц с повышенным давлением крови не обнаруживается определенной причины заболевания. Хотя этот тип Г. и не имеет специфической этиологии, уже давно признается, что эмоциональные факторы, стресс и напряженный образ жизни способствуют повышению кровяного давления. В этой связи много исследовательских усилий было направлено на поиск эффективной поведенческой терапии.

Лечение состоит из различных комбинаций гипотензивных препаратов, прогрессивной мышечной релаксации, медитации, упражнений по системе йоги, аутогенной тренировки, релаксации с помощью биологической обратной связи и контроля кровяного давления с использованием аппаратуры биологической обратной связи.

См. также Биологическая обратная связь, Медитация, Мышечная релаксация, Стресс

У. У. Венрих

Гипноз (hypnosis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гипноз животных (animal hypnosis)

Если у вас есть свободное время и кролик, попытайтесь проделать следующий эксперимент. Бережно поднимите животное и положите его на спину на плоскую поверхность. Через неск. секунд и передняя и задняя части его туловища расслабятся, дыхание станет ровным, и он останется в таком положении в течение примерно еще 5 мин, после того, как вы его отпустите. Кролик тж останется неподвижным, если вы поместите его в положения, показанные на рис. 1. Такое поведение наз. Г. ж. Назв. восходит еще к тому времени, когда считали, что неподвижное животное находилось в состоянии, сходном с гипнозом чел., - мнение, подкреплявшееся продолжительностью времени, в течение к-рого животное оставалось неподвижным, и причудливостью его позы. Термин «Г. ж.» нравился отнюдь не всем ученым: шел непрерывный поиск лучшего назв. Такое поведение называли тж месмеризмом, притворной смертью, тонической неподвижностью, пароксизмальным торможением, акинезом, рефлексом Тотстелла (Totstell reflex), рефлексом неподвижности, каталепсией, катаплексией, неподвижностью, вызванной ограничением, и т. д.

Рис. 1. Позы кролика голландской породы, с помощью к-рых можно продемонстрировать Г. ж.

a - нормальное положение, б - на животе, в - на боку, г - на спине (Источник: К. P. Flannigan and I. Q. Whishaw, 1977. Публикуется с согласия авторов)

Ч. Дарвин первым предположил, что гипноз, или «имитация смерти», служит защитой от хищников. После тщательной доработки эта идея превратилась в теорию, утверждающую, что ответные реакции жертвы изменяются в зависимости от расстояния до хищника. Если хищник находится далеко, то жертва может убежать; если хищник ближе, то жертва может замереть в неподвижности, чтобы остаться незамеченной; если хищник очень близко, то жертва может лежать неподвижно, чтобы избежать нападения. Эта теория получает растущую поддержку.

Очень мало известно о том, как функционирует НС во время Г. ж. Первое предположение на эту тему было выдвинуто русским физиологом И. П. Павловым, к-рый утверждал, что загипнотизированные животные находятся в состоянии сна. Рез-ты многочисленных исслед. электрической активности головного мозга ясно показывают, что у загипнотизированных животных она не отличается от таковой у животных, находящихся в обычном бодрствующем состоянии. Это открытие в сочетании с натуралистическими наблюдениями, демонстрирующими, что загипнотизированные животные настороженно ожидают возможности вырваться на свободу, и более строгими исследованиями, показывающими, что загипнотизированные животные могут распознавать объекты, - убедительный аргумент, опровергающий идею о том, что гипноз - это сон.

Помимо интереса к пониманию этого феномена самого по себе мн. люди предполагают, что информ., полученная о Г. ж., м. б. полезной для понимания мн. патологических состояний чел. Среди них следует упомянуть кататонию, или восковую неподвижность, присущую нек-рым шизофреникам; каталепсию, связанную с болезнью Паркинсона; и паралич, наз. нарколепсией, к-рый иногда поражает людей при пробуждении от сна. Полагают тж, что эти исслед. могут пролить свет на то, каким образом ужас мешает людям защищаться или проявлять инициативу в ситуациях боя или когда им угрожает к.-л. нападение. Наконец, существует мнение, что понимание феномена неподвижности поможет выяснить природу нек-рых челов. заболеваний, характеризующихся чрезмерной активностью, таких как мания или гиперактивность детей. Независимо от того, удастся или нет достичь намеченных целей, понимание такого явления, как Г. ж., даст ключ к дальнейшему пониманию того, каким образом животные (и люди) способны оставаться неподвижными во множестве др. ситуаций, когда неподвижность имеет приспособительное значение.

См. также Гипноз

Я. К. Уишоу

Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гипнотерапия (hypnotherapy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница