Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИП"-"ГУТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИП"-"ГУТ")

Гипнотическая (внушенная) регрессия возрастов (hypnotic age regression)

Сообщение о Г. р. в. - восстановлении в состоянии гипноза ранее приобретенных, но в последующем забытых или угашенных реакций, эмоций и/или воспоминаний было впервые опубликовано Робертом фон Краффт-Эбингом в 1889 г.

Механизм этого феномена не был раскрыт. Для объяснения наблюдений индивидуумов при Г. р. в. выдвинуты две теории - теория функциональной ампутации и теория принятия роли. Согласно первой, усвоенное зрелое поведение, появившееся после того возраста, до к-рого регрессировал индивидуум, оказывается функционально отсеченным формулами гипнотического внушения и недоступным как часть поведенческого репертуара индивидуума. Теория принятия роли исходит из того, что индивидуум играет роль, свойственную более раннему возрасту так, как он ее себе представляет, стараясь при этом соответствовать ожиданиям гипнотизера. Ни одна из этих теорий не оказалась полностью подтвержденной. Реакции лиц при Г. р. в. представляют собой смесь паттернов поведения, как адекватных для возраста регрессии, так и более свойственных действительному биографическому возрасту загипнотизированного человека. Регрессивные реакции носят на себе отпечаток более позднего возраста; полной функциональной ампутации не происходит, как нет и полного принятия роли.

Г. р. в. клинически используется в контексте курсов психо- и гипнотерапии, прежде всего как метод, позволяющий стимулировать вспоминание или осознание событий, ощущений и эмоций из прошлого.

Эксперим. исследования Г. р. в. имели целью восстановление младенческих и неонатальных реакций, паттернов детских иллюзий, стадий нравственного развития в детстве по Пиаже, угашенных условных рефлексов, изменений электрофизиологической активности мозга и ритма сердечных сокращений, детского поведения, градуированного по разработанным Пиаже задачам, задержки умственного развития, соотносимого с возрастом, идентифицированной по тестам интеллекта, и инфантильных ответов в проективных методиках. Предпринимались тж исслед., посвященные форсированию воспоминаний (т. е. точных дат определенных событий, предварительно заученных бессмысленных слогов и стихов). Наряду с положительными данными были и сообщения о негативных результатах; для того чтобы определить, насколько Г. р. в. лучше способствует восстановлению раннего стиля поведения, нежели др. терапевтические и эксперим. процедуры, необходимы дальнейшие исслед.

См. также Гипноз, Множественная личность, Интеграция личности

У. Эдмонстон-мл.

Гипоталамус (hypothalamus)

Г. - это группа ядер (или центров) головного мозга, принимающих участие в регулировании вегетативных реакций, в частности температуры тела, повышенного АД, потоотделения и расширения зрачков глаз.

Г. осуществляет эту регуляцию посредством двух различных механизмов: а) воздействует на активность др. групп клеток, как вегетативных, так и соматических, к-рые расположены в стволе мозга и в др. отделах ЦНС; б) функционирует как главный нервный центр регуляции деятельности эндокринных желез.

Бард продемонстрировал, что даже при удалении всей мозговой ткани над Г. у кошки можно наблюдать полноценно выраженную реакцию ярости. Но если вместе с этой мозговой тканью удалить и Г., можно вызвать лишь отдельные компоненты реакции ярости.

Г. принимает участие в регуляции полового поведения, осуществляемой с помощью нервных и гормональных механизмов.

Г. играет ключевую роль в регуляции температуры тела и активности гипофиза, наз. иногда «главной железой» за его участие в регулировании деятельности др. желез.

См. также Мозг, Лимбическая система

С. X. Бартли

Гипотеза «фрустрация-агрессия» (frustration-aggression hypothesis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гипотеза буферизации (buffering hypothesis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гипотетико-дедуктивное мышление (hypothetical-deductive reasoning)

Эта модель психол. исслед. более точно наз. гипотетико-дедуктивным методом и связывается с именем К. Л. Халла. Такой метод сочетает в себе формулирование гипотез из наблюдения или эксперимента (индукция) с выработкой более широких постулатов, из к-рых могут быть выведены новые предсказания (дедукция). Эти предсказания могут впоследствии подвергаться проверке, что вновь требует эмпирических исслед. В осн. работах Халла отражается его убежденность в том, что данный метод является мощным инструментом естественно-научной психологии: предсказания, к-рые подтверждаются в ходе проверки, способствуют усилению теории, а не получившие подтверждения сигнализируют о необходимости ее пересмотра. Яркие примеры использования гипотетико-дедуктивного метода содержатся в работах самого Халла в области научения животных и в последующих модификациях халловской теории К. У. Спенсом.

Во времена Халла нек-рые из философов науки, в особенности представители логического эмпиризма, разрабатывали концепции научного познания, в центре внимания к-рых находилась логика научной работы - логика, имевшая много общего с халловским методом. Когда этой философии был брошен вызов со стороны более поздних подходов, опиравшихся на социол. научного познания, основания халловских научных процедур стали казаться менее прочными и надежными, чем прежде. Мн. гуманистические психологи высмеивали халловскую психологию за ее ригидный характер, нерелевантный для насущных вопросов челов. бытия.

См. также Гуманистическая психология, Проверка гипотезы

Э. Б. Пратт

Гипофиз (pituitary)

Г. представляет собой железистое образование, расположенное позади гипоталамуса (отдел переднего мозга) в выемке черепа, наз. sella turcica (турецкое седло). Для удобства описания и в соответствии с эмбриогенезом и разными функциями Г. подразделяют на две доли: переднюю, или аденогипофиз, и заднюю, или нейрогипофиз. Эта железа соединяется с гипоталамусом через infundibulum (воронку), или ножку гипофиза. Схематическое изображение Г. приведено на рис. 2.

Рис. 2. Схема взаимосвязей между нейрогипофизом и гипоталамусом

Аденогипофиз функционально связан с гипоталамусом при помощи кровеносных сосудов (не показаны на рисунке), которые называются гипоталамо-гипофизарной портальной системой.

Г. часто называется «главной железой» организма в знак признания его роли в регуляции деятельности мн. др. эндокринных желез. На самом деле этого звания достойна только одна часть Г. - аденогипофиз (приставка «адено-» означает «железа»).

См. также Надпочечники, Гипофизарные расстройства

Б. М. Торн

Гипофизарные расстройства (pituitary disorders)

Передняя доля гипофиза секретирует шесть гормонов, задняя - два. Все они важны для нормального функционирования организма чел. Гормоны передней доли гипофиза включают в себя: 1) соматотропный гормон (СТГ), стимулирующий рост тела; 2) адренокортикотропный гормон (АКТГ), регулирующий секреторную активность др. железы - коры надпочечников; 3) тиреотропный гормон (ТТГ), регулирующий интенсивность секреции тироксина, гормона щитовидной железы; 4) пролактин, стимулирующий развитие молочных желез и выработку грудного молока; 5) фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) и 6) лютеинизирующий гормон (ЛГ). Последние два важны для нормального осуществления репродуктивной функции организма. Задняя доля гипофиза выделяет антидиуретический гормон, регулирующий выведение жидкости из организма, и окситоцин, стимулирующий сокращения матки при родах. Нарушения секреции гормона роста могут выражаться как в избыточной продукции СТГ (гиперсекреция), так и в его недостатке (гипосекреция). Гипосекреция в детском возрасте приводит к карликовости. Причиной гигантизма часто оказывается опухоль гипофиза, и если таковая обнаружена у пациента, для ее лечения используют гамма-терапию. Когда гиперсекреция СТГ наблюдается в постподростковом периоде, это не приводит к увеличению роста, но вызывает гипертрофию отдельных костей (в частности, костей носа, нижней челюсти, лба, кистей и стоп). Это патологическое состояние получило название «акромегалия».

Повышенная продукция АКТГ может привести к болезни Кушинга. Лицо и туловище становятся одутловатыми вследствие чрезмерных жировых отложений; отмечается тж воспаление сальных желез (прыщи) и избыточный рост волос на лице.

См. также Генетика поведения, Мозг, Гипофиз

Дж. Л. Андреасси

Гиппократ / Hippocrates

Гиппократ / Hippocrates (460-377 до н. э.). древнегреческий врач, автор учения о четырех типах темпераментах, основанного на представлении о соотношении в теле человека четырех «соков» (крови, слизи, желтой и черной желчи). Дал основанное на гуморальном принципе описание эмоциональных проявлений.

Гистрионическая личность (histrionic personality)

Термин «гистрионический» (актерский, театральный) для DSM-IV является относительно новым, он заменил собой термин «истерический». Концептуально классиф. истерии восходит к античному миру (Древняя Греция и Рим). В 40-е гг. XIX в. симптоматическая картина клинической истерии была расширена до типа личности, встречаемого преим., если не исключительно, среди женщин. Теодор Миллон перечислил осн. критерии для диагностики Г. л.:

1. Изменчивость аффекта: демонстрирует непродолжительный, наигранный и поверхностный аффект, легко возбуждается и столь же легко пресыщается.

2. Социабельный образ Я: считает себя общительной, стимулирующей и притягательной личностью; легко заводит знакомства и наслаждается динамичной соц. жизнью.

3. Межличностная обольстительность: активно ищет признания и манипулирует окружающими с целью получения внимания и одобрения; манеры привлечения к себе внимания театральны и инфантильны.

4. Когнитивная диссоциация: плохо интегрирует жизненный опыт, что проявляется в хаотичности обучения и некритичности мышления; суждения беглые, неточные и хаотичные.

5. Незрелое поведение в поисках стимуляции: не переносит пассивности, что ведет к необдуманному и импульсивному реагированию; испытывает склонность к мимолетной восторженности, легким приключениям и близорукому гедонизму.

См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств, Расстройства личности, Типы личности

Т. Миллон

Глаз (eye)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Глассер Уильям / Glasser, William

Глассер Уильям / Glasser, William (p. 1925). Глассер разработал принципы терапии реальностью, которая основана на признании того, что люди рождаются с базовыми потребностями, первейшая из которых - быть членом группы и быть любимым, дополняемая потребностью в обретении чувства собственной значимости и признания другими.

Глобальные кризисы (global crises)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гоббс Томас / Hobbes, Thomas

Гоббс Томас / Hobbes, Thomas (1588-1679). Гоббса считают отцом английского эмпиризма и ассоцианизма. Под влиянием сформулированных Галилеем законов движения Гоббс пришел к заключению, что психологические (умственные) действия являлись движениями в нервной системе (своего рода «перистальтикой» нервной системы).

Годдард Генри / Goddard, Henry H.

Годдард Генри / Goddard, Henry H. (1866-1957). Являясь одним из первых исследователей причин умственной отсталости, Годдард приводил доводы в пользу наследственного интеллекта и был защитником евгеники.

Головной мозг (brain)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Голод (hunger)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гольдштейн Курт / Goldstein, Kurt

Гольдштейн Курт / Goldstein, Kurt (1878-1965). Гольдштейн разработал набор тестов для измерения снижения уровня абстрагирования у больных с органическими болезнями мозга. Он обнаружил, что больные с поражениями мозга склонны упорно продолжать попытки выполнить задания, с которыми они больше не могли справиться.

Гомеостаз (homeostasis)

Сложным организмам для выживания и свободного передвижения в меняющихся и нередко враждебных условиях окружающей среды необходимо поддерживать свою внутреннюю среду относительно постоянной. Такое внутреннее постоянство было названо Уолтером Б. Кенноном «Г.».

Кеннон описал полученные им данные как примеры поддержания устойчивых состояний в открытых системах. В 1926 г. он предложил для такого устойчивого состояния термин «Г.» и предложил систему касающихся его природы постулатов, к-рая была впоследствии расширена при подготовке к публикации обзора гомеостатических и регуляторных механизмов, известных к тому времени. Организм, утверждал Кеннон, посредством гомеостатических реакций способен поддерживать стабильность межклеточной жидкости (fluid matrix), контролируя и регулируя т. о. температуру тела, кровяное давление и др. параметры внутренней среды, поддержание к-рых в определенных границах необходимо для жизни. Г. тж поддерживается в отношении уровней снабжения веществами, необходимыми для нормального функционирования клеток.

Предложенная Кенноном концепция Г. появилась в виде совокупности положений, касающихся существования, природы и принципов саморегулирующихся систем. Он подчеркивал, что сложные живые существа яв-ся открытыми системами, образованными из меняющихся и неустойчивых составных частей, постоянно подверженных возмущающим внешним воздействиям в силу этой открытости. Т. о., эти постоянно стремящиеся к изменению системы должны, тем не менее, поддерживать постоянство относительно окружающей среды в целях сохранения условий, благоприятных для жизни. Коррекция в таких системах должна происходить непрерывно. Поэтому Г. характеризует скорее относительно, чем абсолютно устойчивое состояние.

Понятие открытой системы бросило вызов всем традиционным представлениям об адекватной единице анализа организма. Если сердце, легкие, почки и кровь, напр., являются частями саморегулирующейся системы, то их действие или функции не могут быть поняты на основе изучения каждой из них в отдельности. Полноценное понимание возможно только на основе знания того, как каждая из этих частей действует с учетом др-х. Понятие открытой системы тж бросает вызов всем традиционным взглядам на причинность, предлагая взамен простой последовательной или линейной причинности сложную реципрокную детерминацию. Т. о., Г. стал новой перспективой как для рассмотрения поведения разного рода систем, так и для понимания людей как элементов открытых систем.

См. также Адаптация, Общий адаптационный синдром, Общие системы, Модель линзы, Вопрос об отношении души и тела

Р. Энфилд

Гомосексуальность (homosexuality)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гормическая психология (hormic psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гормоны и поведение (hormones and behavior)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Госсет Уильям / Gosset, William S.

Госсет Уильям / Gosset, William S. (1876-1937). Английский статистик и пионер развития современных статистических методов. Госсет вывел статистику t (t-Стьюдента), широко используемую в критериях различия средних для малых выборок.

Готовность к обучению в школе (school readiness)

Понятие готовности к обучению в школе (школьной готовности) применимо к учению на протяжении всех школьных лет, хотя его обычно используют в отношении начальных классов, от подготовительного до третьего. Школьную готовность можно определить как способность ребенка успешно отвечать когнитивным, соц., физ. и эмоциональным ожиданиям, связанным с посещением школы.

Готовность к школе определяется на основе оценки уровня развития детей в таких сферах, как понимание на слух, зрительное восприятие и тонкие моторные умения; активный и пассивный словарный запас; эмпирические знания. Принято считать, что готовность в этих различных сферах составляет необходимый фундамент, на к-ром строятся др., более сложные учеб. умения. Большинство школьных округов включают консультации для дошкольников (preschool clinics), в к-рых многопрофильный персонал оценивает готовность детей к обучению в школе.

Дети, к-рые в полной мере отвечают школьным ожиданиям, успешно продвигаются к более сложным учеб. занятиям. Дети, не удовлетворяющие этим показателям успешного функционирования, зачастую считаются неспособными, и у них могут развиться соотв. отрицательные и пораженческие аттитюды в отношении учения в целом и школьного обучения в частности.

По данным исслед., до 20% школьников начальных классов оказываются неготовыми к освоению соотв. учеб. программ. Наиболее распространенным решением в таком случае в течение первых лет обучения в школе является решение оставить ребенка в том же классе на второй год или, в случае подготовительного обучения, рекомендовать родителям отложить поступление их ребенка в школу на год. Помимо повторного обучения или отсрочки поступления школьные системы пытались приспособиться к детям с разными уровнями школьной готовности за счет обеспечения дифференцированных учеб. программ, распределяя по ним учеников в соответствии с оценкой их готовности.

См. также Обучение в раннем детстве

А. Томас

Грауман Карл / Graumann, Carl F.

Грауман Карл / Graumann, Carl F. (р. 1923). Грауман отстаивал точку зрения, что любая эмпирическая процедура, математическая проверка или теоретическое объяснение должны сохранять возможность обратного перевода в первичные данные.

Графология (graphology)

Г. практикует оценку личности и/или характера на основе образца почерка человека. Нек-рые графологи используют аналитический подход, при к-ром предполагается, что индикаторами специфических черт личности пишущего являются отдельные фрагменты почерка. Др. графологи утверждают, что личностные характеристики пишущего связаны лишь с паттернами отдельных фрагментов почерка. Хотя установлено, что почерк человека зависит от физиолог. изменений, вызванных болезнью, алкоголем и др. психоактивными веществами, а тж от возраста, совр. исследования не находят связи между чертами личности человека и отдельными фрагментами либо паттернами фрагментов почерка.

Хотя большинство ученых и считают Г. псевдонаукой, нек-рые американские фирмы регулярно пользуются услугами графологов при отборе персонала.

См. также Оценка личности, Проективные методики

Л. Келли

Грегори Ричард / Gregory, Richard L.

Грегори Ричард / Gregory, Richard L. (p. 1923). Грегори предпринял серию исследований константности величины во время движения. Он развивал точку зрения, согласно которой наши восприятия - это предсказывающие гипотезы, до некоторой степени схожие с научными гипотезами.

Грех (sin)

Г. - это одно из группы понятий, к-рые относятся к нарушению законов. Действия, нарушающие законы, установленные людьми, наз. преступлениями, правонарушениями или судебнонаказуемыми проступками. Грехами наз. действия, нарушающие закон Божий. Предполагается, что переживание чувства вины возникают вследствие нарушений либо челов. законов, либо закона Божия.

В иудейско-христианской традиции понятие «первородного» греха представляет собой объяснительный концепт для несовершенства, свойственного всем людям. Существует т. н. Г. по закону Божиему, совершенный по свободной воле личности. Эти нарушения подразделяются по степени серьезности на две группы: смертные и простительные грехи. Значение понятия Г. для психологии определяется гл. обр. той ролью, к-рую оно играет в понимании личной вины.

См. также Свобода воли, Религия и психология

М. Рейдер

Гроунер Рудольф / Groner, Rudolf

Гроунер Рудольф / Groner, Rudolf (p. 1942). Главный результат работы Гроунера - «обобщенная теория гипотезы» (generalized hypothesis theory), предлагаемая в качестве теории познавательной деятельности. В ее наиболее общей форме, она позволяет путем систематического и всестороннего уточнения допущений построить последовательность вариантов модели.

Групповая динамика (group dynamics)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Групповая психотерапия (group psychotherapy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Групповая работа (team performance)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Групповая сплоченность (group cohesiveness)

Г. с. определялась различными способами. Леон Фестингер определял это понятие на основе сил, к-рые заставляют индивидуума остаться или покинуть данную группу. Один из способов понимания Г. с. опирается на представление о «задаче». Имплицитно или эксплицитно, у каждой группы есть задача или задачи, для решения к-рых она создается. Для классиф. задач группы предлагались многочисленные системы. В нек-рых подходах делался акцент на бессознательных мотивах членов группы. В др. выделялись коммуникативные аспекты взаимодействия между членами группы. Третьи концентрировались на содержании наблюдаемых аспектов деятельности группы. Мерой Г. с. служит степень, в к-рой члены группы идентифицируются с общей задачей и прилагают усилия к ее решению.

Что влияет на Г. с.? Хотя Рабби с коллегами высказали предположение, что соперничество между группами не оказывает на внутригрупповую сплоченность большего эффекта, чем межгрупповое сотрудничество, большинство авторов на протяжении мн. лет были согласны в том, что враждебное отношение к чужаку или чужакам способствует усилению сплоченности внутри группы. Байон полагает, что задачи группы зачастую вытекают из бессознательных и примитивных потребностей и ожиданий ее членов. Он классифицировал эти формы активности как «зависимость», «нападение - бегство» и «спаривание». Они отражают предпосылки, разделяемые всеми в данной группе. Задача или цель зависимой группы заключается в получении поддержки со стороны лидера. В ориентированной на «нападение - бегство» группе целью является просто защита от нек-рой угрозы или путем вступления в борьбу с кем-либо или чем-либо, или путем отступления и бегства. В спаривающейся группе члены ведут себя так, как если бы их целью было объединение и некий новый организм, к-рый возникнет в рез-те такого объединения. Байон считал, что для формирования целостного представления о данной группе и таких групп. феноменах, как сплоченность, необходимо уделять внимание как деятельности группы, так и базисным аспектам групп. активности.

Для объяснения того, каким образом люди в группе достигают согласованности в движении по направлению к нек-рой общей цели, Томас Френч разраб. понятие «фокального конфликта». Сходные идеи выдвигались тж и др. авторами. В целом такие представления указывают на тенденцию групп обращаться к актуальным и насущным вопросам, часто благодаря снижению тревоги у всех ее членов. Мн. дисциплины занимаются изучением групп. феноменов. Специалисты в области психологии личности и психотер., соц. и организационные психологи, антропологи и специалисты в области образования - неполный перечень тех, кто интересуется этой проблематикой. Широкое разнообразие методов и подходов обусловливает различные рез-ты таких исслед. Интеграция обнаруженных фактов в отношении Г. с. до сих пор остается актуальной и пока не реализованной задачей.

См. также Сотрудничество/соперничество, Развитие социального поведения людей

С. Берент

Групповая терапия обнаженных (nude group therapy)

А. Маслоу установил, что нагота может повысить эффективность групп тренинга сензитивности. П. Биндрим, следуя этому, провел первый сеанс Г. т. о. в 1967 г.

Для определения того, является ли обнажение гениталий первичным фактором, ответственным за положительный эффект, было проведено сравнение групп, участники к-рых занимались в купальных костюмах, с группами, посещавшими те же самые психотерапевтические занятия совершенно обнаженными. Мн. терапевтические эффекты были отмечены и без обнажения половых органов.

В то время как совершенно ясно, что массаж, телесный контакт, метод Райха и др. аква-энергетические процедуры не требуют обнажения гениталий, столь же очевидно, что при нек-рых условиях оно имеет значение и может даже быть абсолютно необходимым для терапевтического процесса. Это справедливо, напр., когда терапевтический процесс используется следующим образом:

1. Как терапевтический фасилитатор для участников, к-рые никогда не имели опыта обнажения в группе. Для этих лиц приобретение такого опыта значит, что им нечего больше скрывать, и способствует более открытому выражению эмоций.

2. Как средство повышения самооценки. Низкая самооценка часто является результатом негативного образа тела, фокусирующегося на обычно скрываемых грудях и гениталиях, к-рые имплицитно считаются недостаточно развитыми, уродливыми или грязными. Их демонстрация способствует десенсибилизации и переоценке в ходе открытой дискуссии. Это особенно ценно для лиц, перенесших мастэктомию или имеющих деформацию половых органов, обычно слишком преувеличивающих свои физ. недостатки.

3. Как средство улучшения сексуального функционирования. Принятие собственных половых органов в качестве красивой части своего тела может быть первым шагом участников терапии в направлении к большей сексуальной раскрепощенности и удовлетворенности. Страх перед противоположным полом тж снижается в ходе открытой демонстрации и обсуждения наготы.

См. также Группы достижения изменений, Новаторские психотерапии

П. Биндрим

Групповое давление (group pressure)

Невозможно находиться в группе и быть свободным от ее влияния. Группа рассматривается как важнейший фактор в детерминации поведения ее отдельных членов.

Как указывал У. Р. Байон, необходимым условием существования любой группы является служение определенной цели. Это подразумевает тесную взаимосвязь между единством цели внутри группы и ее успешностью в выполнении задач. Уорчел и Купер, подводя итоги исслед. в этой области, делают вывод о том, что достижению групп. целей способствует высокая сплоченность.

Томас Френч разраб. понятие «фокального конфликта», чтобы объяснить, каким образом люди в группе приходят к «сотрудничеству» для достижения общей цели. Ее члены, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на др. в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения.

Такие давления могут оказываться чрезвычайно эффективными, влияя не только на выбор индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения, аттитюды и даже на восприятие действительности. М. Шериф, используя «автокинетический феномен», показал, что на восприятие отдельными членами группы таких характеристик, как направление, расстояние и скорость «движения» светового пятна, могут в значительной степени влиять вербальные суждения и оценки др. ее членов. Соломон Аш продемонстрировал, что индивидуумы могут подвергаться существенному влиянию в отношении широкого спектра перцептивных суждений и оценок.

Стремление к соц. одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии др. в группе может быть такой сильной, что будет распространяться на совершенно незнакомых людей.

Угроза соц. отвержения или др. наказания может служить мощным подкреплением конформного поведения.

Генри Израел пролил свет на механизмы, посредством к-рых индивидуумы оказывают давление на др. и в свою очередь сами подвергаются их влиянию. Индивидуумы устанавливают 3 осн. вида отношений друг с другом, а именно: «требуемые» взаимоотношения, «избегаемые» и «катастрофические». В требуемых взаимоотношениях индивидуумы взаимодействуют способами, к-рые, как они полагают, отвечают ожиданиям др. В ответ на это каждый из них хочет, чтобы др. тоже отвечали его ожиданиям. Люди избегают вести себя способами, к-рые могли бы не отвечать ожиданиям др. и в свою очередь оказывают на них давление. Требуемые взаимоотношения существуют как рез-т убеждения в том, что непосредственное выражение «избегаемых» мыслей или чувств могло бы повлечь за собой катастрофу. Такое мышление пронизывает групп. взаимодействия, благоприятствуя тайному сговору, а не подлинным взаимоотношениям сотрудничества и препятствуя честности и искренности в челов. взаимодействиях.

См. также Потребность в аффилиации, Конформная личность

С. Берент

Групповое консультирование (group counseling)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Групповое решение проблем (group problem solving)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Группы достижения изменений (change induction groups)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Группы самопомощи (self-help groups)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Группы честности (integrity groups)

Г. ч. составляют ресурс общественного движения за психич. здоровье, используемый для оказания помощи пациентам при решении проблем повседневной жизни через изменение себя. Эта модель групп самопомощи разраб. О. Хобартом Маурером. Концепция Г. ч. основана на теории Маурера, согласно к-рой мн. психосоциальные расстройства являются следствием нарушения людьми взятых на себя обязательств и договоренностей со значимыми в их жизни др. Чтобы помочь таким людям в решении их проблем, рекомендуется вовлекать чел. в группу поддержки, состоящую примерно из 8 участников со схожей судьбой.

Подход на основе теории соц. научения, служащий отличительным признаком этих групп, предполагает специфическую констелляцию структуры, целей и коллективное руководство; вовлечение в группу, в к-рой опытные члены демонстрируют образцы адекватного поведения в группе; нормы поведения и правила проведения ежедневных собраний; заключение договора о соблюдении принципов честности, ответственности и поддержки в группе и за ее пределами; принятие индивидуальных обязательств, касающихся специфических изменений поведения; ожидание того, что словесные намерения будут претворяться в конкретные дела, и значительную поддержку группы и подкрепление достигаемых поведенческих изменений. Члены группы оказывают друг другу помощь по мере возникающей необходимости в промежутках между еженедельными трехчасовыми групп. занятиями. Важность индивидуальной ответственности и взаимной поддержки подчеркивается в девизе Г. ч.: «Ты один можешь сделать это, но ты не можешь это сделать один».

См. также Групповая терапия, Терапия в однородных группах

Э. Дж. Ваттано

Грэхем Франсис / Graham, Frances

Грэхем Франсис / Graham, Frances (p. 1918). Грэхем установил связь физиологических изменений в деятельности автономной нервной системы и головного мозга с перцептивно-когнитивным функционированием, в том числе в период раннего развития.

Гудинаф Флоренс / Goodenough, Florence L.

Гудинаф Флоренс / Goodenough, Florence L. (1886-1959). Гудинаф приобрела широкую известность благодаря созданному ей тесту «Нарисуй человека», в котором от ребенка требовалось нарисовать фигуру человека. В этом тесте оценивались не художественные способности, а полнота изображения деталей, служащая показателем уровня интеллектуального развития.

Гуин де Карье Тереза / Gouin de Carie, Therese

Гуин де Карье Тереза / Gouin de Carie, Therese (p. 1923). Гуин де Карье сконструировала первую операциональную шкалу для оценки когнитивного развития в младенчестве.

Гуманистическая психология (humanistic psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гуманитарная модель здравоохранения (human services)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гуморальная теория (humoral theory)

Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов - земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Что же касается челов. тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу челов. тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка.

Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент - избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи - причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи - причина флегматичности.

Учение о четырех «соках» тела и базирующаяся на нем классиф. темпераментов оставались в силе примерно до 1400 г. н. э. и продержались до наступления эпохи Ренессанса и возрождения медицины. Хотя эти представления и не дожили до наших дней, они оставили свой след в таких выражениях английского языка, как, например, good humor (благодушие, букв. «хорошая телесная жидкость»), bad humor (дурное настроение, букв. «плохая телесная жидкость») и humorous (забавный, смешной, веселый). Отголоски этих представлений слышны также в теориях типов личности, которые описывают людей по преобладанию определенного темперамента.

См. также Теории личности, Темпераменты

Р. Ландин

Гуссерль Эдмунд / Husserl, Edmund

Гуссерль Эдмунд / Husserl, Edmund (1859-1938). Гуссерля по праву считают основателем и наиболее выдающимся представителем феноменологии, науки о созерцании сущностей, предписывающей начинать философское исследование с феноменов сознания, ибо только феномены сознания могут раскрыть нам, чем вещи в действительности являются.

Гутман Луи / Guttman, Louis H.

Гутман Луи / Guttman, Louis H. (р. 1916). Признаваемые научным сообществом заслуги Гуттмана связаны с его главным увлечением психометрией, непараметрическим анализом и социальной психологией.

Гуттманн Гизельхер / Guttmann, Giselher

Гуттманн Гизельхер / Guttmann, Giselher (p. 1934). Главная цель, которую поставил перед собой Гуттманн, заключалась в том, чтобы найти корреляцию между психологическими переменными и их биологической основой.

Предыдущая страница Следующая страница