Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАГ"-"КЛИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАГ"-"КЛИ")

Каган Джером / Kagan, Jerome

Каган Джером / Kagan, Jerome (p. 1929). Каган исследовал различные аспекты развития детей, включая динамику когнитивных стилей, называемых рефлексивностью и импульсивностью, и развитие памяти, самосознания и морального чувства в первые два года жизни.

Кадровый тест Вандерлика (Wonderlic personnel test)

К. т. В. - это один из наиболее популярных коротких (50 пунктов, 12 минут на проведение) тестов общего интеллекта, использовавшихся в целях отбора в сфере пр-ва после окончания Второй мировой войны. Большинство его заданий были отобраны из Самоприменяемых тестов умственных способностей Отиса (Otis Self-Administering Tests of Mental Ability). По своему типу они были аналогичны заданиям, использовавшимся в оригинальном Армейском альфа-тесте периода Первой мировой войны.

Надежность теста варьирует в пределах 0,70-0,94. Проверка валидности К. т. В. ограничена корреляциями с тестами Отиса (конструктная валидность), а нормы в отношении более чем 30 тыс. работников основаны на наивысшем уровне достигаемых оценок.

Хотя этот тест никогда не подвергался факторному анализу, по всей видимости, он представляет собой меру общего интеллекта. Это подтверждается результатами исслед., указывающих на связь показателей К. т. В. с успешностью прохождения вводного курса обучения или выполнения канцелярской работы.

Л. Бергер

Кажущееся движение (apparent movement)

При кажущемся, или иллюзорном, движении объект выглядит движущимся даже тогда, когда он в действительности неподвижен. Поэтому есть все основания противопоставлять К. д. реальному. Существует 4 осн. вида К. д.: автокинетическое, индуцированное, стробоскопическое и послеэффекты.

Автокинетический эффект возникает в тех случаях, когда неподвижный объект рассматривается на неструктурированном, однородном фоне; кажется, что объект движется. Этим феноменом можно объяснить сообщения о НЛО.

При индуцированном движении система отсчета перемещается в одном направлении, создавая иллюзию движения фиксированного объекта в противоположном направлении. Общеизвестный пример индуцированного движения - К. д. относительно неподвижной луны, вызываемое быстро движущимися по небу облаками.

Стробоскопическое движение (или фи-феномен) возникает при поочередном включении двух близко расположенных друг от друга импульсных источников света. Если межстимульный интервал слишком короток, наблюдатели сообщают об одновременном появлении вспышек. Если же межстимульный интервал слишком велик, наблюдатели видят поочередное включение и выключение неподвижных лампочек. Стробоскопическое движение (источника света) появляется лишь тогда, когда величина межстимульного интервала соответствует примерно 20-300 мс. Стробоскопический эффект используется в кино и телевидении.

Послеэффекты движения возникают в случаях, когда, относительно долго наблюдая за непрерывным движением в одном направлении, мы переводим взгляд на иначе текстурированную поверхность; создается впечатление, что эта поверхность движется в противоположном направлении. Напр., если пристально смотреть на водопад, а затем перевести взгляд на торчащий из воды камень, он покажется движущимся вверх.

См. также Восприятие (перцепция), Перцептивные искажения

М. У. Мэтлин

Камийя Джо / Kamiya, Joe

Камийя Джо / Kamiya, Joe (p. 1925). Исследования Камийи посвящены психофизиологии обычного и расширенного сознания, измененным состояниям сознания и трансперсональному сознанию.

Канализация (canalization)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каноны Милля (Mill's canons)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кант Иммануил / Kant, Immanuel

Кант Иммануил / Kant, Immanuel (1724-1804). Кант отвергал представление о разуме как психической субстанции. С точки зрения Канта, умственные процессы не могут быть измерены, ибо они обладают только протяженностью во времени, но не в пространстве. Таким образом, психология в принципе не может быть экспериментальной наукой.

Кантор Джейкоб / Kantor, Jacob R.

Кантор Джейкоб / Kantor, Jacob R. (1888-1984). Кантор предложил оригинальную систему психологии, названную интербихевиоризмом. Ее объединяет с бихевиористской традицией отказ от категории разума или психической активности в пользу объективного подхода.

Картинки «Блекки» (Blacky pictures)

Разработанные как инструмент для исслед. психодинамических измерений личности, К. «Б». могут быть отнесены к классу проективных методик. К. «Б». представляют собой серию карточек с рисунками в стиле комиксов; на предъявляемой первой карточке изображены все персонажи: главный персонаж - собачка Блекки (пол к-рой выбирается по полу тестируемого), ее родители - Мама и Папа, и щенок неопределенного пола и возраста по имени Типпи («брат» или «сестра» Блекки). На 11 входящих в состав теста картинках Блекки показана попадающей в жизненные ситуации, отображающие - и потому позволяющие выявлять - стадии психосексуального развития, типы действующих защитных механизмов и формы межличностных отношений.

Задачей тестируемого является сначала составить живую историю по каждой из картинок, а затем ответить на серию вопросов к ней в формате множественного выбора и односложных ответов.

См. также Личность, Психоанализ, Анализ рисуночной фрустрации Розенцвейга

Дж. Блюм

Катанья Чарлз / Catania, Charles

Катанья Чарлз / Catania, Charles (p. 1936). Как специалист по поведенческой фармакологии, Катанья написал ряд работ по экспериментальному анализу поведения, посвященных таким темам, как научение, режимы подкрепления и вербальное поведение.

Катарсис (catharsis)

Термин «К.» употребляется в эстетике и в психологии иск-ва применительно к реакции зрителя, а в психотер. - в связи с высвобождением вытесненного аффекта или психич. энергии.

В древнегреческом языке слово katharsis чаще всего означало «очищение», в особенности от чувства вины. Однако наиболее известное его употребление в период античности встречается в загадочном определении Аристотелем трагедии как действия (drama), «совершающего путем сострадания и страха очищение (К.) подобных чувств».

В психоаналитической литературе этот термин впервые появляется в «Исследованиях истерии» (Studien uber Hysterie, 1895) Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда, хотя и использование термина, и сам метод были предложены Брейером. Он добивался устранения симптомов истерии, побуждая пациентов в состоянии гипноза оживлять или вспомнить забытые события детства - часто, но не всегда травматические, - и связанные с ними чувства. Фрейд предположил, что в таких случаях психич. или нервная энергия, к-рая привела бы к первичному аффекту, была отвлечена на формирование истерических симптомов и что воспоминания об этих событиях были вытеснены в бессознательное. Когда в гипнотическом состоянии в сознание вводится ранее вытесненное воспоминание и связанный с ним аффект, последний тем самым разряжается и симптом исчезает. Этот процесс аффективной разрядки получил еще одно название - «отреагирование».

Фрейд считал катартический метод предшественником и сохраняющимся ядром психоан.

В совр. психотер. вне психоаналитической традиции словом К. в общем смысле обозначают терапевтическое высвобождение эмоций или снятие напряжения, включ. и то, что могло сознаваться или быть связано с осознаваемыми переживаниями. К. - центральное понятие психодрамы и важный аспект большинства моделей сокращенной психотер. и кризисного вмешательства. Иногда то же самое наз. «выговариванием» («talking out»), «отыгрыванием» («acting out») или «вентилированием» («ventilation»). В имплозивной терапии целенаправленно пытаются вызвать сильные эмоции, чтобы добиться катартического снятия напряжения.

См. также Сокращенная терапия, Кризисное вмешательство, Имплозивная терапия

Ф. Хансен

Катона Джордж / Katona, George

Катона Джордж / Katona, George (1901-1981). Катона внес существенный вклад в социальные науки своими исследованиями ожиданий и поведения потребителя, представленными в таких его работах, как «Стремления и богатство» (Aspirations and affluence), «Новая экономическая эра» (A new economic era) и «Очерки по поведенческой экономике» (Essays on behavioral economics).

Каузальное мышление (causal reasoning)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кац Дэвид / Katz, David

Кац Дэвид / Katz, David (1884-1953). Кац обнаружил, что один и тот же цвет может выглядеть для наблюдателя - в зависимости от условий восприятия - по-разному: как цвет поверхности или цвет пленки (апертурный цвет), либо как объемный цвет, блестящий цвет, прозрачный цвет или светящийся цвет. Полученные им данные продемонстрировали влияние полного зрительного поля на восприятие цвета.

Качество жизни (quality of life)

Хотя большая часть исслед. и практики в психологии была направлена преим. на негативные формы поведения, такие как депрессия, тревога, стресс и агрессия, часто высказывалось мнение о том, что внимание следует уделять и позитивным сторонам челов. поведения. Э. Толмен в своем президентском послании 1941 г. Американской психол. ассоц. подчеркивал необходимость смещения акцента с экономических аспектов на психол. аспекты поведения людей. Теорет. позиции К. Роджерса и А. Маслоу обращены в большей степени к положительным факторам развития и функционирования человека. Однако именно Р. Бауэр заложил основы для последующих исследований К. ж.

В начале 1970-х гг. мн. правительственные учреждения начали разрабатывать методы составления отчетов по соц. показателям. Используемые в этих отчетах меры были довольно грубыми и включали такие данные, как количество школьных мест на человека, количество больничных коек на человека и количество мед. специалистов на человека. Хотя эти региональные показатели отражали уровень благополучия отдельных групп населения, они не давали представления об уровне благополучия конкретных людей, входящих в состав этих групп.

Следующий цикл исслед. состоял из обследований больших выборок, нацеленных на измерение К. ж. конкретных выборок. Н. М. Брэдберн первым представил данные такого типа. В качестве показателя удовлетворенности жизнью он использовал показатель эмоционального баланса (affect balance score), рассчитывавшийся как сумма положительных эмоций минус сумма отрицательных эмоций. Обнаружилось, что этот показатель имеет нормальное распределение и, по мнению исследователей, предположительно свидетельствует о К. ж. Результаты др. крупного исслед. с использованием выборок опубликовали Кэмпбелл и др. Данные опроса были получены на выборке, репрезентативной населению страны. Респондентов просили оценить степень удовлетворенности отдельными областями своей жизни: семьей, работой, друзьями, жилищными условиями и здоровьем. Их тж просили дать оценку того, насколько они удовлетворены своей жизнью в целом. Последние оценки имели приближенно нормальное распределение, с нек-рым скосом в сторону «очень удовлетворен» конца этой шкалы.

Работы Брэдберна, Кэмпбелла, Конверса и Родгерса и Фланагана положили важное начало изучению К. ж. Однако эти работы подняли целый ряд проблем, связанных с его измерением. Во-первых, был признан субъективный характер используемых показателей удовлетворенности и необходимость разраб. более объективных, критериально ориентированных мер. Во-вторых, в этих ранних исслед. довольно быстро выяснилось, что глобальный показатель К. ж. обладает малой ценностью. Мн. авторы разраб. классификации областей жизни, к-рые в своей совокупности отражают общее К. ж. индивида. Интерес промышленных групп и профсоюзов к качеству трудовой жизни стимулировал значительный интерес и разработки в этой специфической области. Столь же активно развивается изучение и др. сфер жизнедеятельности, таких как семья, досуг и окружающая среда. Третьей и последней проблемой является конкретный вклад когнитивных, аффективных и поведенческих факторов в результирующую оценку К. ж. в каждой сфере.

Растущий интерес к К. ж. совпал с наметившейся в психологии тенденцией к первичному предупреждению проблем, пропагандируемой Капланом. Др. результатом возросшего интереса к К. ж. явились работы промышленных психологов по реорганизации рабочей среды, позволяющей людям не только повышать свою производительность, но и иметь хорошее качество трудовой жизни. Одной из последних областей, в к-рой были подняты проблемы К. ж., оказалась оценка соц. программ. Т. Блау отстаивает т. зр., что их конечной целью должно являться не смягчение симптома, а улучшение К. ж.

См. также Энвайроментальная психология

Д. Р. Эванс

Квадриплегия: психологические аспекты (quadriplegics: psychological aspects)

Внезапное повреждение спинного мозга открывает целый мир клинического опыта. Повреждения подобного рода вызываются гл. обр. падением с высоты, дорожно-транснортными происшествиями и огнестрельными ранениями. Последствия для дальнейшей жизни более существенны при К. (полной обездвиженности), чем при параплегиях, поскольку в первом случае подвижность страдает в большей степени. При К. спинной мозг оказывается частично или полностью отделенным на одном или более уровней позвонков. У мн. пациентов с К. сохраняются в определенной степени функции мускулатуры верхних конечностей. При повреждениях на уровне двух верхних шейных позвонков теряются произвольные движения ниже головы. Однако часто в большей степени оказываются пораженными моторные, а не сенсорные функции.

Непосредственно после травмы наступает состояние шока. В большинстве случаев отмечается ретроградная амнезия несчастного случая или событий, к-рые произошли за неск. часов или даже дней до него, хотя иногда эти воспоминания остаются. Болевой синдром сохраняется в течение мн. дней или даже недель; кроме того, при К. наблюдаются выраженные нарушения сна.

Мн. переменные определяют ход выздоровления: возраст, социально-экономический уровень, финансовые проблемы, озабоченность потерей работы или к.-л. физ. навыков. Не менее важными оказываются отношение и поведение врачей, медсестер, помощников врачей, физиотерапевтов и др. персонала, а тж супругов и членов семьи. Культурный фон тж может играть известную роль; напр. в нек-рых ситуациях причиной несчастного случая принято считать небрежность, рок или влияние злых духов.

Профессионалы, работающие с больными К., обычно наблюдают определенную последовательность эмоций и аттитюдов (дополняющих шок и болевой синдром). Вначале отмечается отрицание инвалидности, за к-рым следует надежда на выздоровление. За ней следуют депрессия, тревога, скорбь, чувство вины и, наконец, гнев. Интенсивная физ. и психол. реабилитация, наряду с мотивацией к возможно более полной независимости, чрезвычайно способствуют оптимальной повседневной адапт. больных К.

При К. утрачивается контроль мочеиспускания и деятельности кишечника. Могут тж отмечаться в разной степени выраженные сексуальные дисфункции. Сексуальные побуждения сохраняются во всех случаях, и способы достижения сексуального удовлетворения могут быть согласованы с партнером.

Абель и Уилсон считают, что семейная терапия может быть эффективным компонентом стандартной стационарной терапии. Семья больного должна получить точную и своевременную информ. о травме и ее последствиях. Больному и членам его семьи следует тж помочь выразить свои чувства, связанные с несчастным случаем, травмой и отношением друг к другу, что способствует углублению взаимопонимания и повышению взаимной поддержки.

Больные К. испытывают особенно большие трудности приспособления к жизни вне больницы - в своем доме или при независимом проживании под наблюдением мед. персонала. При определенной сохранности функций верхних конечностей больные могут освоить ряд навыков, напр. управление моторизованной коляской и др. транспортными средствами, пользование телефоном и выполнение определенного ручного труда. Пользование клавиатурой или моторизованной коляской при более тяжелых поражениях может быть освоено с помощью специальных приспособлений, управляемых ртом и нижней челюстью.

Больные К. нуждаются в помощи при развитии всех возможных физ. навыков. Им нужно научиться действовать в повседневной обстановке, школьных занятиях, производственной подготовке и работе. Им тж нужно помочь преодолеть тревогу, заботы, страхи, потерю чувства собственной ценности и приобрести уверенность, необходимую для того, чтобы встретить новую жизнь.

См. также Отношение к инвалидам, Реабилитация

Т. М. Абель

Кветеле Ламберт Адольф Жак / Quetelet, Lambert Adolphe Jacques

Кветеле Ламберт Адольф Жак / Quetelet, Lambert Adolphe Jacques (1796-1874). Кветелет расширил понимание нормального распределения, доказывая, что его следует рассматривать как выражение истинного положения дел в природе и обществе, а не просто как распределение ошибок измерения.

Кёлер Вольфганг / Kohler, Wolfgang

Кёлер Вольфганг / Kohler, Wolfgang (1887-1967). Кёлер, совместно с Вертгеймером и Коффкой, является основателем гештальтпсихологии. Кёлер знаменит своей идеей «инсайта в научении», «законом транспозиции», он усовершенствовал Верхаймеровскую концепцию «психофизического изоморфизма». Снискал славу талантливого писателя и оратора.

Келли Гарольд / Kelley, Harold H.

Келли Гарольд / Kelley, Harold H. (р. 1921). Все научные вклады Г. Келли связаны с социальной психологией и относятся к теории малых групп, включая теорию атрибуции, рассматривающую восприятие причин поведения, и к изучению близких отношений.

Келли Джордж / Kelly, George A.

Келли Джордж / Kelly, George A. (1905-1967). Созданная Келли теория личных конструктов - это широкая, инклюзивная теория личности, основанная на представлении о том, что каждый человек пытается предвидеть и контролировать происходящие вокруг него события.

Келли Лоуэлл / Kelly, Lowell Е.

Келли Лоуэлл / Kelly, Lowell Е. (1905-1986). Келли начал лонгитюдное исследование 300 помолвленных пар, которое продолжалось с 1939 по 1980 г. Один из его выводов заключался в том, что супружеская совместимость обусловлена лишь в малой степени сексуальной функцией и социальными атрибутами.

Келлог Уинтроп / Kellogg, Winthrop N.

Келлог Уинтроп / Kellogg, Winthrop N. (1898-1972). Когда их сыну Дональду исполнилось 10 месяцев, Уинтроп Келлог и его жена Люэлла приобрели 7-месячного шимпанзе, которого стали воспитывать как «брата» Дональда. Несмотря на созданные им равные условия, через 9 месяцев Дональд обогнал своего «брата» в развитии.

Керекьярто Марджит / Kerekjarto, Margit

Керекьярто Марджит / Kerekjarto, Margit (p. 1930). Основная исследовательская работа Керекьярто сосредоточена в области нейропсихологии. Она также разработала первую программу большого практикума по медицинской психологии для образовательных учреждении Германии.

Кеттелл Джеймс Мак-Кин / Cattell, James McKeen

Кеттелл Джеймс Мак-Кин / Cattell, James McKeen (1860-1944). Предметом исследований Д. Кеттелла были индивидуальные различия. Его работа стала вкладом в ту практическую и прикладную психологию, которая была функциональной и исключительно американской по духу.

Кеттелл Раймонд Бернард / Cattell, Raymond В.

Кеттелл Раймонд Бернард / Cattell, Raymond В. (р. 1905). Р. Кеттелл получил известность и признание в психологии благодаря своим исследованиям в области многомерных моделей факторного анализа и разработке многочисленных тестов для измерения различных аспектов личности и интеллекта.

Кибернетика (cybernetics)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кизов Федерико / Kiesow, Federico

Кизов Федерико / Kiesow, Federico (1858-1940). К числу многочисленных областей, в которых проводил исследования Кизов, относятся вкусовые ощущения, сенситивность, тепловые и тактильные рецепторы, геометрические иллюзии, закон Вебера-Фехнера, эйдетическая память, психофизика, и специфические функции органов чувств.

Кинзи Альфред / Kinsey, Alfred С.

Кинзи Альфред / Kinsey, Alfred С. (1894-1956). «Отчеты Кинзи» предоставили на суд специалистов и общественности первое количественное исчерпывающее описание сексуального опыта, составленное на основе многочисленных самоотчетов добровольцев. Эти данные также способствовали преодолению многих ошибочных представлений о сексуальности.

Клагес Людвиг / Klages, Ludwig

Клагес Людвиг / Klages, Ludwig (1872-1956). Клагес считал, что тело и душа постоянно взаимодействуют и что точкой этого взаимодействия является человеческая личность. Согласно Клагесу, индивидуальная личность есть система динамических отношений.

Клайнберг Отто / Klineberg, Otto

Клайнберг Отто / Klineberg, Otto (1899-1992). Клайнберг описал различия по целому ряду психологических характеристик, таких как интеллект, эмоции и личность, у представителей различных рас, включая китайцев, коренных американцев и черных американцев. Его основной вывод заключался в том, что эти различия в общем и целом обусловлены культурой.

Классификация запахов Цваардемакера (Zwaardemaker odor system)

Науке известны многочисленные попытки создать единую систему классиф. запахов, охватывающую все их разнообразие. Одна из первых таких систем была разраб. в XVIII в. шведским ботаником-систематиком Карлом Линнеем как вспомогательное средство для классиф. растений; она включала семь категорий запахов. Но самая известная, вероятно, система была придумана голландским отоларингологом Хендриком Цваардемакером, к-рый представил переработанную и расширенную им схему Линнея в своей классической монографии «Физиология запаха», опубликованной в 1895 г. Система Цваардемакера отличалась от линнеевской: добавились 2 новых класса запахов и подразделение каждого класса на подклассы; она оставалась общепринятой даже в XX в. В этой широко применяемой системе запахи сгруппированы в 9 классов: 1) эфирные (напр., фруктовые и винные запахи); 2) ароматические (пряности, камфара); 3) бальзамические (цветочные запахи; ваниль); 4) амбромускусные (мускус, сандаловое дерево); 5) чесночные (чеснок, хлор); 6) пригорелые (жареный кофе, креозот); 7) псиные или каприловые (сыр, протухший жир); 8) отталкивающие (клопы, белладонна); 9) тошнотворные (фекалии, трупный запах).

Среди др. классиф. запахов наибольшей известностью пользуются три системы. Призма запахов Хеннинга определяет шесть осн. запахов: ароматные, эфирные, пряные, смолистые, жженые и гнилостные - по одному в каждой вершине треугольной призмы. Система Крокера - Хендерсона включает только четыре осн. запаха: ароматный, кислый, горелый и каприловый (или козлиный). В стереохимической модели Эймура 7 обонятельных качеств считаются осн.: камфарный, эфирный, цветочный, мускусный, перечной мяты, едкий и гнилостный. Нужно отметить, что ни одна классиф. запахов не получила всеобщего признания гл. обр. из-за существенного привнесения субъективных и ассоциативных элементов.

См. также Химическая стимуляция мозга, Голод, Формирование впечатления, Сенсомоторные процессы, Стимуляторы

Г. Райх

Классическое обусловливание (classical conditioning)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Классная динамика (classroom dynamics)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кластерный анализ (clucter analysis)

К. а. - это общий термин для целого ряда методов, используемых для группировки объектов, событий или индивидов в классы (кластеры) на основе сходства их характерных признаков. Несмотря на отсутствие единого определения кластера, во всех его определениях особо подчеркиваются такие условия, как сходство, однородность и близость. Если воспользоваться специальной терминологией, то кластеры можно определить как однородные подгруппы, формируемые методом, к-рый минимизирует дисперсию внутри групп (кластеров) и максимизирует дисперсию между группами.

Методики кластеризации используются для установления сходных подгрупп объектов или индивидов и для построения таксономии. Т. о., они помогают исследователю в описании структуры совокупности объектов и отношений между ними, а тж в формулировании законов и утверждений относительно классов объектов.

Все методы К. а. состоят из четырех осн. шагов: а) выбор мер и произведение измерений характерных признаков объектов или индивидов, подлежащих классиф.; б) задание меры сходства; в) формулирование правил и определение порядка формирования кластеров; г) применение этих правил к данным для формирования кластеров. Т. к. каждый шаг предполагает выбор из множества возможных процедур, был разраб. широкий спектр методик кластеризации.

На первом шаге принимается решение о том, какие характерные признаки или свойства будут использоваться в качестве основы классиф. Конечно, это решение будет зависеть от проблемы исслед. и природы классифицируемых объектов. Хотя обычно все признаки имеют одинаковые веса, не исключается возможность выбора процедуры приписывания различных весов.

Принимаемое на втором шаге решение связано с выбором подходящей меры сходства. Это м. б. число общих признаков, корреляция между признаками, метрика (пространства классиф.) или к.-л. др. мера.

На третьем шаге выбирается сам метод классиф. Агломеративные методы начинают с анализа отдельных объектов или индивидов и объединяют их в группы; методы расслоения начинают с анализа полной группы и делят ее на подгруппы. Классиф. по одному признаку приводят к классам, все элементы к-рых имеют по крайней мере один общий отличительный признак; классиф., осн. на сравнении неск. признаков, приводят к группам, к-рые обладают рядом общих свойств, но не обязательно обладают к.-л. одним общим отличительным признаком.

Принимаемое на четвертом шаге решение касается момента остановки процедуры классиф. или, проще говоря, определения количества сформированных групп. Это может определяться как внутренними критериями (напр., естественным разбиением полной группы на подгруппы), так и внешними критериями (т. е. тем, какая схем. классиф. приводит к наиболее полезным закономерностям). Наконец, необходимо решить, будет ли использоваться иерархическая или неиерархическая схем. классиф. При выборе иерархической схем. сформированные группы будут находиться на различных уровнях обобщенности (как в биолог. таксономиях); в случае выбора неиерархической схемы получаются группы одного уровня обобщенности (как при использовании Q-техники факторного анализа). Рез-ты этих решений будут определять подходящий метод К. а. и характер сформированных кластеров.

См. также Критериальные меры, Методы эмпирического исследования, Измерение, Статистика в психологии

Ф. Г. Браун

Клиентоцентрированная терапия (client-centered therapy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Климат и личность (climate and personality)

Рассуждения о погоде и ее влиянии на чел. были очень популярны во все времена начиная с античности. Еще Гиппократ и Аристотель выдвинули предположение о существовании связи между принадлежностью чел. к определенному типу и окружением, в к-ром он живет. Эти античные ученые, как и их позднейшие последователи, полагали, что климат оказывает «детерминистическое» влияние на чел. и его деятельность. Сторонники «климатического детерминизма» утверждают, что различные аспекты погоды оказывают влияние на физиолог., психол. и соц. реакции людей. В разное время эти авторы доказывали, что практически все стороны соц., психол. и физиолог. состояния чел. могут подвергаться влиянию различных аспектов погоды. С одной стороны, погодные условия могут влиять на чел. напрямую, через изменение его физиолог. состояния. В свою очередь, это вызывает изменения эмоционального статуса и поведения. С другой стороны, влияние погоды на личность может быть опосредовано др. факторами. Косвенное воздействие могут оказывать такие факторы, как снижение производительности труда вследствие изменений погоды; отсутствие занятости и уменьшение доходов; невозможность путешествий; изменение способов свободного времяпрепровождения; стресс, вызванный неблагоприятными погодными условиями; изменения пищевого рациона и набора выращиваемых сельскохозяйственных продуктов; изменение степени «открытости» архитектурных сооружений; реорганизация работы и отдыха в соответствии с условиями среды и распределение людей на определенной географической территории, ограничивающее доступное генетическое разнообразие.

К взаимодействующим с организмом климатическим факторам чаще всего причисляют температуру, влажность, солнечную радиацию, ветер, атмосферное давление, ионный баланс, загрязнение среды, количество и тип осадков, прозрачность атмосферы (облачность) и электромагнитные колебания. Проведение эмпирических исслед. в данной области затрудняется тем, что взаимодействие вышеперечисленных факторов друг с другом может создавать дополнительные эффекты.

Достаточно давно известно, что погодные условия оказывают влияние на преступное поведение. В частности, показано, что бунты чаще всего возникают при очень жаркой погоде, сопровождающейся высокой влажностью и практ. полным отсутствием ветра. При таких условиях обостряется напряжение, усталость и раздражительность и высвобождается агрессия. Экстремально низкие температуры или дождливая погода обычно препятствуют развитию таких форм поведения. Подобные данные подкрепляют т. зр. о том, что в более прохладном климате умственная и физ. деятельность чел. протекает более активно. Многие исследователи также утверждают, что высокая температура и влажность без осадков затрудняют как физ. работу, так и умственную концентрацию.

Последние биометеорологические работы подтверждают наличие связи между физиол. чел. и погодными условиями. Тем не менее, в данной научной области многие вопросы подвергаются сомнению, а исслед. нуждаются в углублении и полноте. Однако уже сейчас можно утверждать, что предсказуемые колебания числа происшествий и тяжести мед. состояний, по-видимому, зависят от различных климатических изменений. В ходе нек-рых исслед. было показано, что физиолог. изменения напрямую зависят от смены погодных условий. Физиолог. изменения, в свою очередь, косвенно влияют на настроение и поведение чел.

Хотя многие ученые и непрофессионалы предпочитают верить в климатический детерминизм, надежных доказательств, поддерживающих эту веру, пока явно недостаточно.

См. также Экологическая психология, Энвайронментальная психология, Полезависимость

С. Д. Шерритс

Клиники детской психокоррекции (child guidance clinics)

Первые К. д. п. были созданы в начале 1920-х гг. Национальной комиссией по психич. гигиене. Возникновение К. д. п. связано с основанным Клиффордом Бирсом в 1909 г. Движением психич. гигиены (Mental Hygiene Movement), главной целью которого было обеспечение широкого психиатрического обслуживания населения, поскольку ранее оно было доступно лишь зажиточным его слоям. Новой чертой этих первых К. д. п. было использование междисциплинарной бригады профессионалов (психиатров, психологов и соц. работников) для предоставления комплексных и рентабельных услуг детям.

Теорет. ориентация и терапевтические подходы К. д. п. во многом изменились за время их существования. В центре внимания специалистов по детской психокоррекции могут быть самые разные аспекты проблем ребенка - поведенческие, семейные, микро- и макросоциальные. В лечении также обычно используются различные подходы, от модификации поведения или консультирования родителей до супружеской или семейной терапии и школьного консультирования, в дополнение к традиционной индивидуальной психотер. Профиль показаний обслуживаемого контингента, включ. разнообразные детские проблемы, остался в основном прежним, но те же самые проблемы сейчас чаще понимаются и лечатся в рамках расширенной модели поведенческой и соц. системы (семья и микросоциум) адаптации и развития детей.

С появлением системы общественного (коммунального) психиатрического обслуживания населения большинство служб детской психокоррекции оказались интегрированными в более широкую сеть учреждений общественной (коммунальной) психиатрии.

См. также Общественная психология, Консультирование, Семейная терапия

К. Л. Бирман

Клиническая оценка (clinical assessment)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру (clinical psychology graduate training)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клинический прогноз в сравнении со статистическим (clinical versus statistical prediction)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клиническое суждение (clinical judgment)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница