Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 2, "КЛО"-"КОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КЛО"-"КОН")

Клопфер Бруно / Klopfer, Bruno

Клопфер Бруно / Klopfer, Bruno (1900-1971). Главная работа Клопфера - The Rorschach techniqu («Методика Роршаха») - стала самым авторитетным источником по тесту Роршаха.

Клювер Генрих / Kluver, Heinrich

Клювер Генрих / Kluver, Heinrich (1897-1979). Клювер разработал метод эквивалентных и неэквивалентных стимулов для исследования поведения и определения в нем роли головного мозга, в частности, роли стриарной коры в зрении.

Ковариационный анализ (analysis of covariance)

К. а. - тесно связанный с дисперсионным анализом статистический метод, в к-ром зависимая переменная статистически корректируется на основе связанной с ней дополнительной информ., с тем чтобы устранить вносимую извне изменчивость и т. о. повысить эффективность анализа.

В качестве примера рассмотрим эксперим. план, в к-ром сравниваются 3 различные методики обучения арифметике. Ученики случайно распределяются по разным условиям обучения, а зависимой переменной яв-ся оценка по стандартизованному тесту учебных достижений, проводимому в конце периода обучения. Из-за присутствующих в данной ситуации неконтролируемых источников случайной изменчивости будет нелегко доказать нулевую гипотезу об одинаковой эффективности учебных методик. Если бы даже эти методики обучения действительно были равноценными, вряд ли стоит ожидать, что среднегрупповые оценки по тесту учебных достижений будут в точности одинаковыми. Оценка по тесту достижений у каждого ученика обусловливается не только методикой обучения, но тж его способностями и множеством переменных наподобие его самочувствия в день тестирования. Чем больше таких источников вариации м. б. устранено, тем проще будет оценить эффекты методик обучения.

Одним из путей уменьшения случайной изменчивости в эксперим. ситуации могло бы быть контролирование в определенных пределах интеллекта испытуемых, участвующих в исслед. Однако в К. а. эта задача решается путем статистического контроля таких источников изменчивости. Делается допущение, что определенную долю отклонений показателя зависимой переменной можно предсказать на основе индивидуальных оценок связанной с ней характеристики, называемой ковариатой. Напр., если мы располагаем оценками интеллекта каждого ученика, можно использовать эту информ. для корректировки показателей по тесту учебных достижений т. о., чтобы уменьшить вариацию, вызванную индивидуальными различиями в интеллектуальных способностях. Простейшая схема вычислений основана на предположении о линейной связи между зависимой переменной и ковариатой (или ковариатами).

К. а. требует соблюдения большего количества допущений, чем дисперсионный, и потому чаще используется некорректно.

См. также Дисперсионный анализ, Статистика в психологии

А. Д. Велл

Когнитивная психофизиология (cognitive psychophysiology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Когнитивная сложность (cognitive complexity)

К. с. первоначально определялась Джеймсом Бьери как «тенденция истолковывать соц. поведение в многоаспектной (многомерной) манере». Его операциональное определение этого понятия основано на Тесте репертуарных решеток ролевых конструктов Джорджа Келли (Role Construct Repertory Grid Test), в к-ром испытуемые последовательно классифицируют своих знакомых на основе различных биполярных измерений, или «конструктов», вводимых по ходу оценки ими самими, напр. общительный/замкнутый. Индекс К. с. Бьери отражает то, в какой степени испытуемые используют различные конструкты как независимые друг от друга при классиф. тех же самых людей. По существу, это мера дифференциации конструктов. Он обнаружил, что ретестовая надежность индекса составляет 0,80 и что этот индекс коррелирует с точностью предсказания испытуемыми различий между ними самими и двумя знакомыми в терминах их ответов на опросник, касающийся соц. поведения.

В дальнейшем Бьери разработал новый тест решеток, в к-ром испытуемые оценивают 10 своих знакомых с помощью 6-балльной шкалы (от -3 до +3) на основе стандартного списка из 10 биполярных конструктов. Все полученные наборы оценок сравниваются друг с другом и за совпадение оценки, получаемой одним и тем же лицом по двум различным конструктам, начисляется 1 балл. Чем выше итоговый балл по тесту, тем меньшей К. с. характеризуется испытуемый.

Исслед. К. с. показывают, что испытуемые имеют тенденцию в большей степени дифференцировать конструкты при характеристике людей в плане «отрицательных валентностей» - напр., «человек, с к-рым вы чувствуете себя наименее комфортно» или «нелюбимый персонаж в пьесе», - чем при описании «положительных» фигур, таких как «ваш лучший друг» или «главный герой вашего любимого романа». Эти данные согласуются с «гипотезой бдительности» (vigilance hypothesis) Бьери, согласно к-рой мы склонны к более дифференцированным интерпретациям поведения потенциально угрожающих нам лиц, с тем чтобы обособить наши впечатления о них.

Др. показатели К. с., выводимые из различных тестов репертуарных решеток, включают, среди прочих, процент полной дисперсии, объясняемый наибольшим фактором или первым главным компонентом; число значимых корреляций между конструктами; среднюю корреляцию между конструктами; среднее расстояние между фигурами и степень, в к-рой др. характеризуются как сходные с самим испытуемым.

Основн. проблема в использовании репертуарных решеток с целью оценки К. с. у нормальных испытуемых отражается в том факте, что больные шизофренией (с нарушениями мышления) демонстрируют сравнительно высокую степень статистической независимости между конструктами при описании людей на основе тестов решеток; однако их соц. суждения точнее было бы характеризовать как случайные, чем как сложные по своей орг-ции, по той причине, что они обнаруживают высокую нестабильность от одного случая к другому.

См. также Когнитивный диссонанс, Теория личных конструктов, Методика репертуарных решеток

Дж. Р. Адамс-Уэббер

Когнитивно-поведенческая терапия (cognitive behavior therapy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Когнитивные карты (cognitive maps)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Когнитивные стили учения (cognitive learning styles)

Поскольку К. с. является конструктом, репрезентирующим область наблюдаемого поведения, имеют место несоответствия в выборе конкретных образцов поведения, к-рые независимые исследователи включают в исслед. К. с. и его описание. Этими исследователями были разработаны измерительные инструменты, выявляющие специфическое поведение с целью анализа К. с. индивидуума.

Следует проводить четкое различие между К. с. и способностью или достижением. Зачастую их рассматривают как сходные понятия или по крайней мере связанные друг с другом; это ошибочное представление приводит к известной путанице в отношении К. с. К. с. адресуется к поведению и предпочтению; он не содержит в себе ценностной смысловой нагрузки, т. е. не оценивается как хороший или плохой. К. с. касается скорее качественных, нежели количественных различий по ряду измерений.

К. с. индивидуума определяется на основе того, как он принимает во внимание свое окружение, ищет смысл и приобретает знание. В дополнение к определению способов овладения учебными задачами карта когнитивного стиля (cognitive style тар) может ориентировать индивидуума в направлении реалистических карьерных целей. Диагностические рекомендации могут использоваться для восполнения имеющихся дефицитов путем разраб. индивидуализированной образовательной программы, позволяющей учитывать сильные и слабые стороны индивидуума.

См. также Подходы к обучению, Когнитивная сложность

Н. Э. Хейни

Когнитивные теории эмоций (cognitive theories of emotion)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Когнитивные терапии (cognitive therapies)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Когнитивный диссонанс (cognitive dissonance)

Теория К. д. была выдвинута Леоном Фестингером и изложена в его книге «Теория когнитивного диссонанса» (A theory of cognitive dissonance). Фестингер основывает эту теорию на предположении о том, что чел. мотивирован поддерживать согласованность или консонанс между парами релевантных когниций, где под когницией понимается любое знание или представление субъекта о себе, своем поведении или окружении. Когниций X и Y находятся в отношениях диссонанса, «если не-Х следует из Y»; предполагается, что такой диссонанс будет вызывать «психол. дискомфорт» и создавать давление, побуждающее субъекта как к уменьшению диссонанса, так и к избеганию ситуаций или информ., к-рая могла бы увеличить этот диссонанс.

Фестингер указывал, что сила давления, побуждающая к уменьшению диссонанса, по-видимому, является функцией его величины, где величина диссонанса, вносимого данной когницией, зависит от важности, приписываемой ей самой и др. релевантным когнициям, и от соотношения релевантных когниций, находящихся в диссонансе. Диссонанс может быть снижен путем изменения одной из диссонирующих когниций, путем уменьшения важности самого диссонанса или добавлением новой информ., к-рая согласуется с одной из противоречащих когниций или к.-л. образом «примиряет» оба диссонирующих элемента. Предполагается, что диссонанс вызывает когнитивную активность субъекта, направленную на устранение этого диссонанса.

В этом месте следует отметить неск. важных моментов. Во-первых, Фестингер постулировал давление или тенденцию к уменьшению диссонанса; собственно попытка его устранения может и не приводить к успеху. В связи с этим Фестингер утверждает, что «при наличии диссонанса можно наблюдать попытки к его устранению. Если такие попытки завершаются неудачей, можно наблюдать симптомы психол. дискомфорта». Во-вторых, попытки уменьшить диссонанс могут оказываться неудачными из-за сопротивления когниций к изменению; напр., изменение к.-л. когниций может вступать в противоречие с реальностью или приводить к преобразованию др. консонансов в диссонансы; изменение тж может оказываться болезненным или невозможным, или к.-л. поведение может оказываться в высшей степени удовлетворительным в др. отношениях. Наконец, как указали последующие исследователи, теория Фестингера относится к психол., а не к формально-логической противоречивости: т. е. утверждения «Я курю» и «Курение вызывает рак» будут вызывать диссонанс лишь при условии, что данный курильщик боится заболеть раком.

Фестингер указывал на существование определенных индивидуальных различий в том, как и в какой степени люди реагируют на диссонанс, и предполагал существование континуума, отражающего «толерантность к диссонансу». В неск. исслед. было продемонстрировано, что имеющиеся на данный момент личностные шкалы могут служить для оценки переменных-модераторов, опосредующих реакции на диссонанс.

В заключение следует отметить, что наиболее сильная сторона теории К. д. тж оказалась и ее слабостью, т. е. постулирование когнитивных механизмов оказало значительное эвристическое влияние, но рез-ты разраб. на основе этой теории эксперим. процедур оказались подвержены альтернативным интерпретациям. Предпринимаемые в настоящее время попытки раскрыть роль состояний возбуждения и причастность Я-концепции дают надежды на прояснение этой теории и более полное раскрытие ее потенциала.

См. также Когнитивная сложность, Восприятие (перцепция), Самоосуществляющиеся пророчества, Удивление

Дж. Б. Кэмпбелл

Когортные различия (cohort differences)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кодирование (coding)

К. - термин, используемый во многих предметных областях психологии для характеристики определенных аспектов раздражителей и реакций. В области изучения ощущений говорят о вспомогательных сенсорных структурах, накапливающих физ. энергию средовых воздействий и тем самым формирующих наилучший «проксимальный» стимул для рецепторов органов чувств. Когда накапливается достаточное количество физ. энергии, следующий шаг - преобразование энергии физ. стимула в нервный импульс, после чего происходит К. в более отдаленных от периферии нервных центрах.

Понятие кодирования также используется в когн. психол. при описании процессов памяти. В своей работе «Процессы кодирования в человеческой памяти» (Coding processes in human memory) А. Мелтон и Э. Мартин указывают, что понятие К. и его терминологические варианты, такие как раскодирование, декодирование, перекодирование, функциональные стимулы, субъективные единицы, «порции» и кодировочные реакции, относятся к формам активности, имеющей место в самом индивидууме. Эти формы активности могут носить характер иконических или фонематических репрезентационных реакций, ассоциированных смысловых реакций, перевода или реакций обработки. В соответствии с мнением У. Викельгрена, высказанного им в «Когнитивной психологии» (Cognitive psychology), К. является системой репрезентации мыслей любого рода, таких как представления, перцепты, изображения, описания, эпизоды, реакции, понятия, предложения и схемы. Т. о., раздражители имеют множество признаков и свойств, но не все эти признаки и свойства включены в каждую мысль, воспоминание или действие, хотя мозг обеспечивает все нервные коды, необходимые для записи нашего многообразного опыта.

См. также Когнитивная психофизиология, Контекстуальные ассоциации, Обработка информации

Н. С. Андерсон

Кожные ощущения (cutaneous senses)

К. о. составляют аспекты того, что часто называют чувством осязания. Как показывают исслед., существует четыре различных вида К. о.: ощущения давления (прикосновения), боли, тепла и холода. Считается, что др. виды кожной чувствительности, напр. зуд и щекотание, представляют собой вариации этих четырех осн. (или «первичных») К. о.

Кожные рецепторы располагаются во внутреннем слое кожи и распределены по поверхности тела неравномерно. Нервные пути, идущие к мозгу от кожных рецепторов, организованы в соответствии с участками тела, наз. дерматомами (dermatomes). Каждый дерматом соединяется со спинным мозгом посредством нервов.

«Локальный симптом» (local sign) - термин, относящийся к способности индивидуума локализовать, не глядя, участок поверхности тела, на к-ром кожа подвергается раздражению.

Рецепторами прикосновения, как полагают, служат тельца Мейснера, нервные сплетения в волосяных мешочках и нек-рые голые нервные окончания. Рецепторами давления яв-ся тельцами Пачини, к-рые внешне напоминают луковицы с нервным волокном в центре. По всей вероятности, рецепторы реагируют на изменения давления, а не постоянное приложение силы.

При одновременном прикосновении к двум точкам кожи может возникнуть ощущение только одного прикосновения, если эти две точки лежат настолько близко друг к другу, что обслуживаются одним рецептором или одним нервным волокном. То наименьшее расстояние между точками кожи, при раздражении к-рых возникает ощущение двух прикосновений, наз. порогом пространства (two-point threshold). Величина этого порога варьирует в зависимости от части тела и размера соотв. дерматома: наибольший порог определяется в центре спины, а наименьший - на кончике языка.

Предстоит еще многое узнать о рецепции боли в различных участках тела и о болевых центрах в головном мозге. По-видимому, рецепторами поверхностной (кожной) боли служат голые нервные окончания. Боль служит сигналом о том, что телу нанесено повреждение. Экспериментально обнаружена незначительная адапт. к легкой поверхностной (кожной) боли.

До настоящего времени не обнаружены тепловые и холодовые рецепторы, хотя точно известно, что тепло и холод воспринимаются разными участками.

См. также Центральная нервная система, Боль, Психофизиология

Б. Б. Мейтс

Колберг Лоуренс / Kohlberg, Lawrence

Колберг Лоуренс / Kohlberg, Lawrence (1927-1987). Колберг наиболее известен своими исследованиями развития морали у детей. Разделяя точку зрения Пиаже, Колберг утверждает, что дети проходят в моральном развитии три стадии.

Колдовство (witchcraft)

К. наз. предполагаемое зловредное воздействие одного чел. на другого при помощи магических средств. Антропологи иногда отличают К. от магии или волшебства; волшебство подразумевает сознательно практикуемую деятельность, тогда как К. является простым использованием - не обязательно сознательным - сверхъестественной силы. В западноевропейской традиции К. обычно включает в себя оба этих понятия.

Попытки заниматься К. могут рассматриваться как форма агрессивного поведения, способного (при наличии знаний) причинить реальный ущерб жертве. Это подразумевает использование процессов, связанных с психосоматическими расстройствами. Наиболее доступными изучению являются обвинительные процессы против предполагаемых ведьм. Историки изучали волны таких обвинительных процессов в Западной Европе и колониальной Америке.

См. также Защитные механизмы, Суеверие

И. Л. Чайлд

Колумбийская шкала умственной зрелости (columbia mental maturity scale)

К. ш. у. з. (CMMS), разработанная в Колумбийском ун-те, предназначена для детей в возрасте от 3,5 до 10 лет и состоит из 92 заданий, напечатанных на карточках размером 6 x 9 дюймов. Каждое задание измеряет умения классифицировать рисунки и геометрические фигуры. Ответы на задания представлены в форме множественного выбора: ребенка просят указать на картинку или геометрическую фигуру, которая не подходит к другим, изображенным на данной карточке. Задания сгруппированы в 8 перекрывающихся уровней, каждый из которых содержит от 56 до 65 заданий. Испытуемые проходят один из этих уровней, назначаемый в зависимости от их хронологического возраста. Тест проводится индивидуально и занимает от 15 до 20 мин.

Несмотря на обнаруженные значимые корреляции между CMMS и индивидуальными тестами интеллекта, CMMS не может использоваться в качестве их заменителя, поскольку она измеряет лишь один из аспектов интеллектуального функционирования.

См. также Меры интеллекта, Невербальные тесты интеллекта

Г. Робертсон

Командная деятельность (team performance)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)

Появление Комитета по профессиональной психологии США (АВРР) стало результатом возросшей популярности психологии после Второй мировой войны и, как следствие, необходимости установления стандартов качества. Американская психол. ассоц. (АРА) в сентябре 1946 г. одобрила доклад специальной комиссии, в к-ром рекомендовалось, чтобы независимый экзаменационный комитет присуждал статус дипломированного специалиста квалифицированным психологам. Экзаменационный комитет по профессиональной психологии США (The American Board of Examiners in Professional Psychology, ABEPP) был официально зарегистрирован в апреле 1947 г. отдельно от АРА - в целях гарантии компетенции оплачиваемой деятельности экзаменаторов. Ему вменялись обязанности: а) «присуждать и выдавать дипломы о специальной подготовке (special competence) в областях профессиональной психологии (клинической, консультирующей и промышленной), а тж контролировать их использование»; и б) «организовывать, проводить и контролировать изучение деятельности и оценку знаний кандидатов, добровольно подавших заявление на получение такого диплома, в целях определения их квалификации».

Процесс удостоверения квалификации

Чтобы получить статус дипломированного кандидата (diplomate candidate status), психолог должен быть членом Американской либо Канадской психол. ассоц., обладать степенью д-ра философии в области психологии и иметь 5-летний стаж профессиональной деятельности после окончания ун-та, причем в этот стаж может быть засчитан 1 год работы в интерантуре (predoctoral internship) или др. соотв. деятельности. До 31 декабря 1949 г. действовала статья о «цензе грамотности», согласно к-рой статус дипломированного специалиста мог быть присужден либо тому, кто проработал психологом не менее 10 лет и имел степень бакалавра, полученную до 1936 г., либо доктору философии с не менее чем 5-летним стажем работы в области психологии.

См. также Американская психологическая ассоциация, Компетентность в психологии

А. К. Хесс

Коммуникация животных (animal communication)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компетентность в психологии (competency in psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Комплекс испытаний для получения водительских прав (driver's license testing)

В целом на протяжении челов. истории лицензии использовались правительством в трех осн. целях - для предоставления особых привилегий, установления контроля за определенным поведением и увеличения доходов. Очевидно, что лицензия яв-ся ценным активом, и возможность ее предоставлять или отказывать в ней служит важным рычагом соц., экономической и политической власти.

Во всех странах, где существует большое количество автомобилей - сюда входят все развитые и развивающиеся страны мира, - сегодня установлены законы, требующие наличия водительских прав и предусматривающие перед их получением прохождение кандидатом комплекса испытаний. Наряду с этим в последнее время отмечается тенденция к стандартизации требований на внутри- и межгосударственном уровне. Это усложняет задачу разработчиков тестов и квалификационных требований для выдачи водительских прав, поэтому к ее решению все чаще привлекаются психометристы. Сложившаяся за много лет процедура испытаний, как правило, включает четыре осн. области: проверка зрения, знания правил или законов, понимания дорожных знаков и умения управлять автомобилем. Последние три вызывают у психологов наибольший интерес. Знание правил и распознавание дорожных знаков обычно объединяются в объективном бланковом тесте, в то время как водительские умения оцениваются индивидуально, когда кандидат выполняет с официальным наблюдателем в роли пассажира набор установленных маневров.

С психометрической т. зр. проблемы комплекса испытаний для получения водительских прав связаны гл. обр. с установлением валидности. В связи с усложнением методов тестирования и тем, что от занимающихся выдачей прав чиновников все чаще требуют обоснований всей процедуры, для усовершенствования комплекса испытаний начали наниматься на постоянной или договорной основе психологи и статистики. Тесты на знания (правила и дорожные знаки) можно легко улучшить с т. зр. их надежности и внутренней согласованности, чего нельзя сказать в отношении желательной, с политической т. зр., задачи установления их критериальной валидности, важность к-рой осознается общественностью. В решении этой проблемы едва ли может оказать помощь статистика дорожных аварий, устанавливающая «нижний уровень» критерия водительских умений, поскольку ее данные далеки от нормального распределения. Все больше и большое осознается, что вождение как таковое является психомоторным умением и что объем и характер водительских знаний, необходимых с т. зр. лицензирующего органа, представляет собой соц. и политический факт, к-рый требует очень мало в смысле статистической поддержки.

Один из наболевших вопросов, имеющих непосредственное отношение к выдаче водительских прав и приобретших общемировое значение, касается связанных между собой проблем употребления алкоголя и дорожно-транспортных происшествий. Уже много лет об-во гневно протестует против ситуации, к-рая приводит в большему количеству смертей, чем любая война в челов. истории. Не ослабевает интерес к разработке личностных профилей, способных идентифицировать лиц, подверженных алкоголизму, дорожно-транспортным происшествиям или сочетанию того и другого, что позволило бы отказывать в выдаче водительских прав тем, кто попадает в границы таких профилей. Широкое внедрение личностного тестирования, как правило, считается слишком рискованным с политической т. зр. мероприятием, однако исслед. в этом направлении, по-видимому, будут продолжаться. Др. проблему составляет растущая аналогия между вождением и возможностью работать, заставляющая порой подвергать сомнению правомерность представления о вождении как привилегии, к-рая может регулироваться путем лицензирования, и выдвигать идею вождения транспортного средства как права гражданина, к-рое у него может быть отнято лишь при наличии на то убедительных причин.

См. также Склонность к несчастным случаям и техника безопасности, Измерение, Анализ рабочих заданий

Д. Фрухтер

Комплексы (complexes)

Понятие «К.» использовалось мн. теоретиками психоан. направления. Оно было введено и разработано К. Юнгом. Юнг, однако, заимствовал термин и оригинальную формулировку понятия у Т. Цигена. Изучая вербальные ассоциации, Циген обнаружил, что время появления индивидуальной реакции часто удлинялось, когда стимульное слово относилось к чему-то неприятному для испытуемого. Он считал, что такой стимул был связан с эмоционально окрашенным комплексом представлений.

Юнг поступил на работу в клинику Бургхёльцли, где его руководитель, Э. Блейлер познакомил его с тестом словесных ассоциаций и предложил провести исслед. с использованием этого теста. Юнг вскоре стал видеть своей задачей обнаружение и изучение К. Он полагал, что наличие К. можно предположить не только по задержке ответа, но и по таким физиолог. реакциям на нек-рые стимульные слова, как кожно-гальванический рефлекс и изменения ритма дыхания. Юнг рассматривал К. как констелляцию связанных между собой мыслей, чувств и образов. Центром этой констелляции часто оказывался образ, соответствующий ядерной для К. идее или ситуации. Центральная идея, или образ, К. обычно оказывались в какой-то мере несовместимыми с привычными установками сознания. Поскольку К. относительно неосознаваем и связывает часть энергии, к-рая без него осталась бы на службе сознания, он действует как относительно автономная часть психики.

Юнг наблюдал влияние, оказываемое К. на сознательное выполнение заданий. Он предположил, что К. может аналогичным образом воздействовать на поведение и физиолог. процессы в др. ситуациях. Он считал влияние К. причиной оговорок, выпадений из памяти, забывания имен, несчастных случаев - короче, разнообразных феноменов, описанных З. Фрейдом в «Психопатологии обыденной жизни» в качестве очевидных признаков действия неосознаваемых мотивов.

Юнг полагал, что К. могут образовываться разными способами и принимать разные формы. Они могут быть следствием травматических событий или возникать в результате морального конфликта.

Юнг рассматривал невроз как диссоциацию личности вследствие образования К. и считал, что невротические симптомы могут пониматься как выражение К.

В работе Фрейда понятие К. адаптировано к теорет. системе, акцентирующей сексуальность. В работе А. Адлера это понятие адаптировано к системе, подчеркивающей стремление к власти и чувство неполноценности вследствие недостатка власти. Наиболее важным у Адлера является К. неполноценности, к-рый он считал характерной чертой невроза.

Юнг развил понятие К. еще до своего вхождения в психоан. движение. После того как он познакомился с трудами Фрейда и сотрудничал с ним неск. лет, он попытался увязать свои представления о К. со взглядами Фрейда на бессознательное.

См. также Аналитическая психология, Архетипы, Тест словесных ассоциаций

Р. В. Коан

Компульсивная личность (compulsive personality)

Описательные отличительные признаки этой личности включают в виде выраженных симптомов поведенческую ригидность, чрезмерный контроль эмоций и старательное подчинение правилам и авторитетам. Для этих лиц повседневное общение имеет традиционное, формальное и серьезное качество при наличии значительной озабоченности вопросами порядка, орг-ции и эффективности. Эта фиксация на процедурах и деталях затрудняет возможность широкого взгляда на вещи. Перфекционизм, ограниченность кругозора и отсутствие спонтанности, характерные для этого расстройства, проявляются в осторожности, нерешительности, медлительности и склонности к негативным эмоциональным реакциям в ответ на отхождения от повседневной рутины. Принятие решений избегается или откладывается, вероятно, вследствие чрезмерных опасений совершить ошибку. Эта нерешительность и вызываемое ею снижение эффективности сопровождаются значительным субъективным дистрессом. Типично мрачный вид и дисциплинированное самоограничение затрудняют неформальное общение и свободное выражение эмоций. Придающие большое значение соц. иерархии, эти личности тяготеют к авторитарности в руководстве подчиненными и к подобострастию в обращении с вышестоящими. В целом работа и продуктивность деятельности ставятся выше удовольствий и неформальных отношений.

Т. Миллон сформулировал следующие осн. критерии для идентификации этой личности:

1. Ограниченная аффективность: напряжен, не может расслабиться, безрадостен и мрачен; выражение эмоций находится под строгим контролем.

2. Идеал добросовестности: видит себя как деятельного, надежного и эффективного человека, ценит дисциплинированность, благоразумие и преданность.

3. Уважение к нормам отношений: выказывает необычную приверженность правилам соц. поведения и нормам морали; предпочитает вежливые, формальные и корректные отношения с окружающими.

4. Когнитивное сужение: конструирует свой мир в формулах правил, регламента, иерархии; лишен воображения, нерешителен и не переносит незнакомых или новых идей и обычаев.

5. Поведенческая ригидность: придерживается высокоструктурированного, четко регламентированного и монотонно повторяющегося образа жизни; предпочитает организованную, методичную, педантичную работу.

См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств, Расстройства личности

Т. Миллон

Компьютеризованное адаптивное тестирование (computerized adaptive testing)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компьютеризованное обучение (computer-assisted instruction)

Распространение небольших, мощных и недорогих персональных компьютеров привлекло к ним повышенный интерес и ускорило процесс внедрения К. о. в большинстве учебных заведений. Персональные компьютеры могут управлять множеством внешних устройств, таких как проигрыватели аудио и видеокассет, а также разнообразными входными устройствами, такими как клавиатура, световое перо и т. д. С приобретением столь широкого спектра опций возможности программ К. о. больше не ограничиваются компьютерными аппаратными средствами как таковыми, а зависят от умений методистов и преподавателей в их конфигурации и программировании.

Психологи принимают участие в разраб. и оценке программ К. о. на нескольких связанных между собой уровнях. Во-первых, на уровне интерфейса между характеристиками ученика и характеристиками программы. В качестве примера здесь можно привести проблемы, касающиеся воздействия К. о. на уровень тревоги, мотивации, научения, выполнения и активизации в памяти знаний пользователя. Вторая область интересов связана с разраб. учебных курсов и программированием. Было разраб. и подвергнуто оценке широкое множество предметных областей и моделей обучения. В их число входят рутинные учебные процедуры, консультирующие программы, имитации и интерактивные модели с широким использованием различных способов и средств взаимодействия. Третий фокус внимания психологов - особенно когнитивных психологов - связан с этой второй целью. Короче говоря, разработка моделей искусственного интеллекта играет чрезвычайно важную роль в решении задачи создания полностью интерактивной системы, в к-рой компьютер реагирует на проблемы студентов, а не студент реагирует на ограничения компьютерной программы. Многие пед. психологи занимаются разраб. и реализацией оценочных парадигм с целью оценки экономической эффективности К. о.

См. также Программные средства, Теория обучения

Д. Р. Эванс

Компьютерная томография (КТ) (computed tomography)

КТ - метод лучевой диагностики, коренным образом изменивший мед. диагностику. В частности, КТ-сканирование головы избавило от необходимости широкого использования более инвазивных нейродиагностических методик (например, ангиографии или пневмоэнцефалографии), сопряженных с риском осложнений и летальности. Технология КТ обещает изменить роль клинического нейропсихолога в том смысле, что умение обнаруживать и локализовать поражения структур головного мозга будет все больше обесцениваться по мере увеличения доступности КТ-диагностики.

Методика КТ, впервые внедренная в Великобритании лабораториями Европейских музыкальных инструментов (European Musical Instruments Laboratories), яв-ся великолепным примером применения компьютерной технологии в мед. диагностике. Компьютерная томография измеряет ослабление рентгеновских лучей, проходящих через срез тела под сотнями различных углов, и затем объединяет эту информ. для реконструкции внутренней картины тела. При сканировании мозга можно определять небольшие различия в плотности мозговых структур и производить осмотр на удивление четкой картины нормальной анатомии головного мозга. Что еще важнее, можно легко выявить такую патологию мозга, как опухоли или кровоизлияния. Использование контрастных средств делает полученные изображения еще более качественными. Можно произвести множество «срезов» мозга, что дает возможность трехмерной визуализации мозговых структур. Каждый такой «срез» может быть сфотографирован и сохранен в истории болезни пациента; кроме этого, данные по всем пациентам могут быть сохранены в памяти компьютера и в дальнейшем восстановлены. Неоднократное сканирование дает возможность исследователю проследить морфологические изменения в головном мозге с течением времени; эта информ. может иметь как диагностическое, так и терапевтическое значение.

КТ имеет большие перспективы и как исследовательский, и как диагностический инструмент. Эту технологию можно использовать для определения структурных изменений, связанных со старением, слабоумием, алкоголизмом и любыми неврологическими заболеваниями. Помимо этого, появилась возможность изучать ранее не затрагиваемые области (напр., новейшие исслед. показали увеличение размера желудочков мозга у непропорционально большого числа больных шизофренией). И наконец, КТ-сканирование позволит уточнить корреляции в исслед. структурно-функциональных связей мозга, что в конечном счете приведет к созданию более адекватной функциональной географии мозга.

См. также Болезнь Альцгеймера, Батарея Халстеда - Рейтана, Нейрохирургия

Д. Веддинг

Конверсионное расстройство (conversion disorder)

Термин «конверсия» восходит к концепции конверсионной истерии Фрейда, согласно к-рой психосексуальный конфликт трансформируется в соматическое расстройство. В настоящее время К. р. представляют собой достаточно специфическую и редкую нозологическую единицу в группе соматоформных расстройств. Одним из существенных признаков является наличие соматического симптома, за к-рым не стоят объективно обнаруживаемые физиолог. механизмы болезни. В четвертой редакции «Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств» (DSM-IV) К. р. определяется как «клиническая картина, в к-рой преобладающим расстройством яв-ся утрата или патологическое изменение физического функционирования, соответствующее соматическому расстройству, но в действительности представляет собой выражение психол. конфликта или потребности». Кроме того, симптомы недоступны волевому контролю пациента и не могут быть объяснены наличием патофизиологического процесса. Симптомы, очерченные алгическими проявлениями, нарушениями сексуальной функции или представляющие собой компонент более общего соматизированного расстройства, не обозначаются как конверсия.

Клиническая картина

Конверсионные симптомы достаточно очерчены и своеобразны, для них характерно внезапное появление в периоды значительного психол. стресса. В наиболее очевидных или классических случаях конверсионные симптомы представляют собой патологические изменения сенсорных или двигательных функций, имитирующие таковые при неврологических заболеваниях. Наиболее частыми из приводимых в DSM-IV симптомов являются параличи, афония (потеря голоса), слепота или туннельное зрение, судороги, анестезии (потеря чувствительности) или парестезии (патологические спонтанные ощущения) и дискинезии (нарушение координированных движений). Несколько реже К. р. предстает в виде нарушений эндокринной или автономной системы, проявляясь такими симптомами, как ложная беременность (псевдоциез) или рвота.

Этиология

Господствующие соц. и культурные нормативы в значительной мере влияют на прямое или непрямое выражение различных психол. импульсов и побуждений и определяют санкционированные или несанкционированные роли больного. Социокультурные установки по отношению к различным заболеваниям тж влияют на выбор симптомов пациентом. Издавна признается, что в этиологии К. р. участвуют интрапсихические факторы и вторичная выгода от болезни.

Прежде достаточно часто встречавшиеся как среди населения в целом, так и на военной службе, К. р. в наше время относительно мало распространены и наблюдаются гл. обр. среди сельских жителей и лиц, не затронутых медицинским просвещением. На снижение распространенности несомненно повлияли тж более строгие диагностические критерии DSM-IV и отдельная категоризация таких симптомов, как психогенная алгия, психосексуальные дисфункции и соматические симптомы, являющиеся компонентами соматизированного расстройства. Тем не менее конверсионные расстройства составляют около 5% всех невротических состояний.

См. также Комплексы, Гистрионическая личность, Расстройства личности

Г. Челун

Коннекционизм (connectionism)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конорски Ержи / Konorski, Jerzy

Конорски Ержи / Konorski, Jerzy (1903-1973). Конорски всю свою жизнь преследовал одну цель - узнать «как работает мозг», которую он поставил себе, когда ему было около 20 лет. Наиболее значительной его работой стала книга «Интегративная деятельность мозга» (Integrative activity of the brain).

Консерватизм / либерализм (conservatism / liberalism)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Константность (constancy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конституциональные типы (constitutional types)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конструирование измерительных инструментов (instrument design)

Слово «инструмент» при его употреблении в контексте соц. наук может относиться ко всему, что позволяет осуществлять измерение. Напр., IQ-тест - инструмент, предназначенный для измерения интеллекта. Др. типы широко используемых инструментов включают вопросники, личностные тесты, оценочные (рейтинговые) шкалы и опросы. Как правило, инструменты включают нек-рые средства представления их рез-тов в числовой форме, облегчающей сравнение. К. и. и. - это «процесс подбора или разработки измерительных устройств и методов, соответствующих поставленной задаче оценки». Отдельные задания (пункты) измерительного инструмента обычно отбираются или на основе теорет. соображений, или на основе опыта человека, конструирующего данный инструмент. При К. и. и. необходимо дать ответ на два осн. вопроса: а) является ли этот инструмент надежным? б) является ли он валидным?

Надежность - это временная согласованность (устойчивость) рез-тов, обеспечиваемая данным инструментом при измерении определенного объекта (свойства, процесса, состояния и пр.). Понятие надежности тж используется в физ. науках. Существует три осн. метода проверки надежности. Первый - ретестовый метод, при к-ром индивидууму повторно предъявляется тот же самый тест через определенный временной интервал. Второй - метод расщепления (на эквивалентные половины), при к-ром оценки индивидуума по одной половине заданий (пунктов) измерительного инструмента сравниваются с его оценками по др. половине заданий (пунктов). Третий - метод взаимозаменяемых форм, при к-ром индивидууму предъявляются две параллельные формы инструмента и рез-ты сравниваются. Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки; выбор метода определения надежности зависит от того, к каким его недостаткам наиболее устойчив конкретный инструмент.

Валидность - это психометрическая характеристика, показывающая, в какой степени данный инструмент измеряет то, для измерения чего он предназначен. Содержательная валидность указывает, насколько хорошо задания (пункты) определенного инструмента отражают репрезентативную выборку всех возможных аспектов той теорет. характеристики, к-рые, предположительно, должны быть представлены данным инструментом. Содержательная валидность обычно достигается последовательным отображением аспектов этой характеристики в содержании заданий (пунктов) инструмента и выбором среди них тех, которые наилучшим образом репрезентируют желаемую характеристику. Критериальная валидность констатирует, насколько хорошо тестовый инструмент соответствует др. мерам теорет. характеристики, к-рую этот тестовый инструмент предназначен измерять. Когда конструируется совершенно новый инструмент, необходимо точно определить др. критерии, с к-рыми можно его сравнить, чтобы оценить его критериальную валидность. Наконец, конструктная валидность показывает, в какой степени выполнение данного теста согласуется с теорет. планом или конструктом, относящимся к той характеристике, к-рую этот тест предназначен измерять. Др. словами, конструктная валидность показывает, насколько хорошо выполнение теста можно предсказывать исходя из теорет. модели, положенной в его основу. Как и в случае содержательной валидности, конструктная валидность достигается путем рационального анализа заданий теста. Хотя нек-рые инструменты, измеряющие, предположительно, крайне динамичные и изменчивые черты, могут оказываться полезными даже несмотря на их недостаточную надежность, никакой инструмент не мог бы оставаться полезным в случае установления его недостаточной валидности.

См. также Меры интеллекта, Психометрика, Оценочные (рейтинговые) шкалы

Д. Боуэн

Консультирование (counseling)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Консультирование по вопросам досуга (leisure counseling)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Консультирование по вопросам карьеры (career counseling)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Консультирование по вопросам развития (developmental counseling)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Консультирование сверстниками (peer counseling)

Под К. с. понимают выполнение нек-рых консультационных функций лицом примерно одинакового возраста с консультированием под наблюдением профессионального консультанта. Хотя большинство программ К. с. проводятся в колледжах, в них тж включены средняя и начальная школы. Общинные (community) агентства психич. здоровья и службы пенитенциарной системы разработали парапрофессиональные модели, привлекающие местных «естественных» лидеров и посредников в программы самопомощи ради изменения.

Консультанты-сверстники обычно использовались в четырех аспектах: а) как помощники по организационным вопросам; б) как ассистенты в консультационной программе, обычно со строго определенной ролью, такой как наставник или лицо, предоставляющее информ.; в) как помощники в группе под прямым наблюдением консультанта; и, редко, г) в качестве независимых агентов с обязанностями консультанта.

В модели групп. консультирования для тренинга консультантов-сверстников особое значение придается самоосознанию, межличностным и коммуникативным навыкам и, на более высоких уровнях вовлеченности, ознакомлению с навыками консультирования. Данная модель имеет теорет. обоснование в прикладной и соц. теории научения, особое внимание в ней уделяется аффективному и когнитивному развитию. Программа тренинга осн. на принципах равноправного групп. поведения; сила воздействия равных (сверстников) направлена на развитие позитивных, эффективных и вознаграждаемых жизненных навыков.

Консультанты-сверстники выступают в качестве моделей для равных себе лиц; в ходе тренинга стимулируется и развивается позитивное поведение, к-рое демонстрируется консультантами-сверстниками в целях оказания влияния на своих подопечных.

В. Дельворт провел оценку программ К. с. для выяснения того, почему они не столь эффективны в школах. Он сделал вывод, что осн. недостаток заключается в том обстоятельстве, что эти люди обучены сохранять status quo учеб. заведения. В большинстве рассмотренных программ консультанты-сверстники действовали под прямым руководством консультанта и в пределах формальной иерархической школьной структуры. Это обстоятельство затрудняет оказание воздействия на «трудных» учеников, ценности к-рых отличаются от ценностей консультантов-сверстников.

Необходимым условием эффективной парапрофессиональной программы (или программы К. с.) яв-ся соблюдение следующих требований: а) процесс отбора должен выявить естественных лидеров и помощников; б) тренинг должен обеспечить доступ к навыкам «входа в систему» («system entry» skills); в) вовлечение во все аспекты орг-ции должно поощряться; г) это вовлечение должно быть развивающим; и д) среди сверстников должна формироваться общность, напр. в форме коммуны.

См. также Терапия в однородных группах, Влияние сверстников

Н. Э. Хейни

Консультирование увольняемых работников (outplacement counseling)

К. у. р. - это процесс, в ходе к-рого уволенному предоставляется профессиональная помощь, рекомендации, руководство и обучение с целью улучшения его самосознания, пересмотра карьерных целей и нахождения новой работы в соответствии с оцениваемыми потребностями и способностями. В качестве систематической процедуры такое консультирование стимулирует конструктивные усилия клиента по адапт. к ситуации потери работы, вовлечению в процесс принятия решений, планированию эффективных стратегий и включению в процесс поиска новой работы.

Услуги такого консультирования предоставляются увольняемым работникам их орг-цией бесплатно. Орг-ции оценивают такую форму консультирования как позитивное и экономически оправдывающее себя средство решения личностных, правовых и связанных с общественной репутацией орг-ции вопросов, касающихся ее действий и политики в области увольнения.

См. также Консультирование, Собеседование при увольнении

X. В. Шмиц

Предыдущая страница Следующая страница