Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КЮЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КЮЛ")

Контекстуальная ассоциация (contextual association)

Контекст занимает важное, но неоднозначное положение в психол. теории. В ранних исслед. англоязычных психологов контекст был отнесен к фоновой стимуляции, подкрепляющей и поддерживающей поведение. Поскольку контексту придавался такой же логический статус, как остальным источникам стимуляции, с ним можно было обращаться как с еще одним стимулом, способным вступать в ассоциативные связи с др. событиями. Используемый т. о. контекст позволил психологам исследовать вопрос о том, как опыт или, точнее, научение, может модифицировать наше восприятие.

Э. Б. Титченер, признанный лидер структурализма в США, провозгласил, что ощущения приобретают смысл благодаря контексту, в к-ром они возникают. Простые ощущения не имеют значения: смысл появляется только тогда, когда первичное ощущение сопровождают др. ощущения или образы. По мнению Э. Б. Титченера, смысл - это совокупность ощущений, вызываемых в воображении всякий раз, когда конкретное ощущение испытывается в определенном контексте. Неск. ранее У. Джемс выступил с обсуждением того, каким образом происходит различение изначально смешанных стимулов в рез-те добавления более различимых признаков, или ассоциаций, к каждому стимулу.

Почему же столь различные школы - структурализм Э. Б. Титченера, функционализм У. Джемса и необихевиоризм совр. теоретиков - одинаково обращаются с контекстом? Несмотря на многочисленные различия, все эти направления берут начало от эмпиризма. Как и эмпиризм, они делают главный упор на анализе явлений и разложении их на осн. элементы, а тж разделяют призыв к ассоцианизму, касающийся необходимости учитывать единство психич. жизни.

Хотя контекст, вступающий в связь с происходящими в нем событиями, м. б. рассмотрен как стимул, в равной степени вероятно, что контекст стимула может служить в качестве метасообщения, к-рое классифицирует элементарный стимул (сигнал). Сообщение, передаваемое сигналом, может определяться контекстом, в к-ром оно находится. Др. словами, один и тот же раздражитель в различном контексте может нести различные сообщения. Контекст, рассматриваемый в таком свете, становится суперординатным понятием, иерархически упорядочивающим и структурирующим поведение.

См. также Восприятие, Структурализм

Э. Рикерт

Контробусловливание (counterconditioning)

В 1924 г. М. К. Джоунз, студентка Дж. Уотсона, опубликовала статью, описывающую успешное излечение от страха перед кроликами трехлетнего мальчика по имени Питер.

К. представляет собой процедуру, при к-рой реакция на некий раздражитель замещается или блокируется посредством сочетания этого раздражителя с отличающимся по своей валентности новым раздражителем. В случае с Питером Джоунз предъявляла вызывающий страх раздражитель (кролика) в сочетании с приятным раздражителем (пища), вследствие чего реакция страха исчезла. Здесь важно отметить, что пугающий раздражитель вводился постепенно, гарантируя т. о., что вызываемая в конкретный момент времени реакция страха не будет превышать по своей силе реакцию, вызываемую пищей. К. отчасти сходно с угашением в парадигме классического обусловливания. Обе процедуры приводят в итоге к уменьшению или устранению реакции на раздражитель. Однако в случае угашения предъявляется один только УРЗ, без сочетания с БРЗ, тогда как при К. УРЗ предъявляется в сочетании с другим БРЗ.

Термин «К.» с самого начала использовался в двух значениях, к-рые часто смешивают. Предположим, что S является стимулом и R - реакцией, и рассмотрим два рефлекса, S1- R1 и S2 - R2, где R1 и R2 не могут возникать одновременно. В одном случае К. является эксперим. процедурой, предусматривающей сочетание S1 с S2. Реализация такой процедуры часто приводит к устранению более слабого из двух рефлексов. В др. случае под К. подразумевается предполагаемый процесс, к-рый привлекается для объяснения такого рез-та. Этот процесс состоит в замещении более сильного стимула более слабым. Если процедура К. оказывается успешной в устранении рефлекса, из этого не вытекает с необходимостью, что к такому рез-ту привел именно процесс замещения стимула. Здесь могут быть и др. объяснения, в т. ч. суммация условного торможения, габитуация (привыкание) в состояниях пониженного возбуждения или угашение.

В терапевтических целях широко используются два типа К. Эти процедуры различаются между собой гл. обр. целью, а именно преследуется ли увеличение или снижение привлекательности раздражителя. При аппетитивном К. желаемый рез-т - увеличение привлекательности, как в случае с Питером. Наиболее широко используемой методикой, осн. на К. этого типа, яв-ся систематическая десенсибилизация. При десенсибилизации в качестве положительного противодействующего раздражителя вместо пищи используется мышечная релаксация. Конечная цель - снижение или устранение реакции страха на специфический стимул.

В аверсивном К. снижение привлекательности раздражителя достигается посредством его сочетания с аверсивным раздражителем. Примером здесь может служить использование удара электрическим током в сочетании с предъявлением гомосексуального раздражителя с целью снижения привлекательности гомосексуальных объектов.

См. также Поведенческая терапия, Классическое обусловливание, Психотерапия

С. Фишер

Контролируемая алкоголизация (controlled drinking)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контроль в эксперименте (experimental controls)

Э. Боринг выделил три значения, в к-рых слово контроль употребляется в психологии: а) контроль как верификация (проверка истинности или достоверности опытным путем); б) контроль как установление ограничений для поддержания постоянства условий опыта; и в) контроль как инструкция или указание. Проведение наблюдений в контролируемых условиях, контроль эксперим. переменных или проверка достоверности наблюдений - все это вещи столь же старые, как и сама наука. Однако использование в психол. исслед. контрольной группы как таковой - т. е. отдельной группы лиц, с к-рой по установленным линиям или критериям сравнивается эксперим. группа, - стало практиковаться только в XX в.

Поскольку не участвующие в психол. экспериментах люди чему-то научаются, становятся более зрелыми (в биолог. смысле) и меняются под воздействием повседневного опыта, то такие контрольные группы оказываются важными, если не необходимыми, практически во всех областях психологии для обеспечения условий интерпретации достоверных эмпирических данных, К тому же неточность измерений, ставшая почти что неотъемлемым признаком психологии, оказывает решающее влияние на изменения в наблюдениях с течением времени. Обстановка, в к-рой производятся наблюдения, возможная реакция испытуемых на довольно необычные условия психол. лаборатории и мотивационные различия между эксперим. и контрольной группами тж могут снижать качество сравнений, необходимых для интерпретации. Все эти вопросы возникают при разраб. эксперим. плана и методологии исслед.

Шаги по усовершенствованию способов К. в э. включают тж попытки стабилизировать уровень всех переменных за исключением той, на к-рую сознательно воздействует экспериментатор. Когда исслед. проводятся на людях, трудно добиться этого в разумных пределах строгости и не сделать эксперим. ситуации настолько искусственными, что распространение полученных рез-тов на повседневный психол. мир станет проблематичным.

В психол. исслед. испытуемые иногда используются в качестве собственного эксперим. контроля: за поведением одних и тех же испытуемых наблюдают дважды, до и после эксперим. воздействия. Этот метод эффективен в тех случаях, когда до эксперим. воздействия производится большое число наблюдений. Такие наблюдения могут использоваться для установления устойчивости поведения испытуемых и его типичного диапазона. Контроль повышается, когда допускается повторение эксперим. воздействия на протяжении какого-то периода времени, причем в каждый промежуток между воздействиями производятся многочисленные наблюдения. Если устойчивое изменение наблюдается после каждого из воздействий, это позволяет сделать надежные сравнения и дать убедительные интерпретации.

В психологии экспериментаторы часто попарно уравнивают испытуемых по одной или более переменным либо уравнивают группы испытуемых по их характеристикам или первоначальному состоянию. При условии случайного распределения членов пар или групп по эксперим. и контрольным условиям (напр., методом рандомизации) достигается вполне приемлемая степень надежности контроля и сравнений в эксперименте. Если это условие не соблюдается, могут иметь место серьезные ошибки.

Иногда в качестве метода контроля в психол. исслед. пытаются использовать статистические корректировки. Однако если при этом не обеспечивается случайное распределение испытуемых по эксперим. и контрольной группам, эти методы едва ли могут гарантировать надежность исследовательских сравнений.

См. также Контрольные группы, Методология (научных) исследований, Выборочное исследование

У. Эшер

Контроль веса (weight control)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контроль переменных (control of variables)

Понятие контроля используется в науке в двух - в определенной мере взаимосвязанных - различных смыслах. В его «популярном» значении под контролем подразумевается управление. Мы говорим, что мы хотим контролировать свое настроение или контролировать инфляцию. Этот вид контроля является осн. прикладной целью науки. Примером такого понимания может служить распространенное высказывание, что целью науки яв-ся описание, прогноз и контроль.

Второй смысл, вкладываемый в слово контроль, относится к исключению действия выбранных исследователем переменных в экспериментах или наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, - т. о. «контролируется» их влияние. Устранение вариации контролируемых переменных дает возможность более эффективно оценить влияние др. переменной, наз. независимой, на измеряемую, или зависимую, переменную. Подобное исключение посторонних источников вариации позволяет исследователю снизить неопределенность, сопутствующую естественным условиям, к-рая затемняет картину причинно-следственных отношений, и т. о. получать более точные факты.

Переменную можно контролировать двумя осн. способами. Наиболее простой способ состоит в том, чтобы поддерживать контролируемую переменную неизменной при всех условиях или во всех группах испытуемых; примером может служить устранение вариации испытуемых по полу путем привлечения в качестве испытуемых только мужчин или только женщин. При втором способе допускается нек-рое влияние контролируемой переменной, но при этом предпринимается попытка удержать его на одном уровне при всех условиях или во всех группах испытуемых; соотв. пример - привлечение равного количества мужчин и женщин в каждую из принимающих участие в эксперименте групп.

Контроль критических переменных не всегда прост или даже вообще возможен. Примером здесь может быть астрономия. Разумеется, не представляется возможным манипулировать движением звезд и планет или др. небесных тел, что позволяло бы поставить наблюдения под полный контроль. Тем не менее существует возможность заранее планировать наблюдения, с тем чтобы заранее учесть возникновение определенных естественных событий - в т. н. природных экспериментах (natural experiments) - и тем самым добиться нек-рой степени контроля в наблюдениях.

Сходная ситуация существует в области нейрофизиологии или нейропсихологии, где исследователю для изучения влияния определенной функции мозга требуется устранить влияние (контролировать) нек-рой др. функции. Хотя исследователь не может контролировать эту последнюю функцию путем операции на отвечающей за нее части головного мозга в удобное для себя время, необходимость в такого рода операции может возникнуть у пациентов в рез-те заболевания или черепно-мозговой травмы.

Клинический психолог, к-рый хочет установить связи между специфическим набором предварительных условий в истории жизни индивидуума и специфическим набором свойств личности или др. поведенческих мер, должен подождать, пока не накопится достаточного числа случаев с такого рода условиями. Однако он обладает одним важным преимуществом перед астрономом, связанным с тем, что он может прилагать более активные усилия в локализации и изучении требуемого вида случаев. Чтобы реализовать принцип контроля, в качестве «контрольных» тж изучаются случаи, к-рые являются эквивалентными в др. отношениях, но без такого специфического набора предварительных условий. Существует широкое разнообразие способов, к-рыми может реализовываться этот вид пассивного контроля.

См. также Дисперсионный анализ, Ковариационный анализ, Контроль в эксперименте, Экспериментальные планы, Экспериментальные методы, Экспериментальная психология, Переменные в исследовании

М. Маркс

Контроль поведения (control of behavior)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контрольные группы (control groups)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контрольный список проблем Муни (Mooney problem checklist)

Этот инструмент яв-ся не тестом, а скорее формой простого, быстрого и краткого предварительного ознакомления консультанта с проблемами консультируемого. Инструмент состоит из списка наиболее распространенных проблем, с к-рыми сталкиваются подростки (начиная с IX класса), юноши/девушки и взрослые люди. Эти проблемы относятся к таким областям, как здоровье, школа, дом и семья, деньги/работа/профессия, ухаживание/ секс/супружество, религия/мораль, отношения с людьми, общественные дела/отдых и развлечения, личные отношения/психол. связи и учебный план/обучение.

См. также Оценка личности, Опросники

У. Эшер

Конфиденциальные сообщения, защищенные свидетельской привилегией (privileged communications)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конформная личность (conforming personality)

Лабораторные исслед. конформности строятся на основе двух классических парадигм. Согласно первой, предложенной С. Ашем, испытуемому ставят перцептивную задачу, которая имеет очевидный правильный ответ, и этот испытуемый должен высказать его публично на фоне обратной связи от др. членов группы, дающих (по уговору с экспериментатором) неправильный ответ. Вариации в этой процедуре иногда предусматривают замену перцептивных задач просьбой высказать свое суждение по конкретным фактам или выразить свое отношение к чему-либо. В соответствии с парадигмой, разработанной М. Шерифом, предпринимается попытка вызвать у испытуемых перцептивную иллюзию, после чего их просят описать то, что они видят, экспериментатору либо один на один, либо в присутствии группы.

В ряде исслед. были зафиксированы надежные связи между характеристиками личности и тенденцией к конформности. В частности, оказалось, что высокоавторитарные люди чаще соглашались с произвольно выражаемыми скрытыми помощниками экспериментатора оценками воспринимаемой реальности в ситуациях, моделируемых на основе парадигмы Шерифа, и чаще подчинялись приказам экспериментатора причинить сильную боль др. чел. по сравнению с менее авторитарными испытуемыми. Др. исследователи наблюдали связь конформности с «полезависимостью», или общей тенденцией находиться под влиянием внешних ситуационных признаков, в противоположность внутренним ощущениям и интерпретациям, при формировании перцептивных суждений.

Картина К. л., складывающаяся в результате лабораторных исслед., в целом оказывается не слишком привлекательной. Высококонформные люди оказываются довольно тревожными, отягощенными чувством вины, эмоционально неустойчивыми, неуверенными в своей Я-концепции и в то же время сравнительно авторитарными и послушными приказам начальства, даже в случаях причинения неоправданного ущерба другому чел. Однако, как указывают Холландер и Виллис, тенденции к конформности и повиновению могут широко варьировать по своей силе в зависимости от характера задачи и воспринимаемой легитимности или компетентности тех, от кого исходит влияние. Противоположностью конформности является не антиконформность, а независимость. Антиконформист оказывается в той же мере подверженным групповому влиянию, что и конформист, однако, в отличие от последнего, говорит «нет», когда все остальные говорят «да». Независимая личность уступает влиянию группы, когда оно представляется уместным, но сопротивляется неуместным или необоснованным попыткам оказать на нее влияние.

См. также Тревога, Центральные черты, Неконформная личность, Типы личности

У. Сэмюел

Конформность (conformity)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Корнадт Ганс-Иоахим / Kornadt, Hans-Joachim

Корнадт Ганс-Иоахим / Kornadt, Hans-Joachim (p. 1927). Kopнадт специализировался в кросс-культурных исследованиях, в частности касающихся развития агрессии.

Корнелиус Ганс / Cornelius, Hans

Корнелиус Ганс / Cornelius, Hans (1863-1910). Корнелиус утверждал, что качество формы является атрибутом опыта и должно восприниматься целиком (не расчлененным на отдельные впечатления), как то предполагал Вильгельм Вундт.

Корреляционные методы (correlation methods)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Корреляция и регрессия (correlation and regression)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коффка Курт / Koffka, Kurt

Коффка Курт / Koffka, Kurt (1886-1941). Коффка - один из основателей гештальтпсихологии, подчеркивал взаимодействие врожденных способностей и условий окружающей среды, поддерживая штерновскую «теорию конвергенции». Известен своим классическим трудом Principles of Gestalt Psychology.

Кратковременная память (short-term memory)

В конце 1950-х гг., на волне интереса к моделям обработки информ. применительно к научению, памяти и восприятию, возникла потребность в получении ответов на множество вопросов, касающихся характеристик последовательности обработки, от приема, сохранения, поиска и до извлечения информ. из памяти. Большинство подходов с т. зр. обработки информ. предлагают модель научения, в к-рой иконическое хранилище или сенсорный регистр соответствуют начальному этапу, кратковременная память (КП) - промежуточному этапу, а долговременная намять (ДП) - завершающему этапу. Внутри и между этими этапами (уровнями, стадиями и т. д.) процесс научения могут опосредовать внимание и лингвистические факторы. Доступ к поиску и извлечению информ. из памяти может обеспечиваться как на уровне КП, так и на уровне ДП.

По существу, КП яв-ся временным и ограниченным по объему (от 5 до 9 элементов) хранилищем. Продолжительность сохранения информ. в КП колеблется от 20 с до 1 мин. Перевод информ. из КП в более прочную ДП производится в процессе повторения или заучивания материала. КП крайне уязвима к воздействию различных факторов. Следы в КП быстро угасают с течением времени и под влиянием интерференции с конкурирующей акустической (сходными звуками) или семантической (сходными значениями) информ.

Распространенные лабораторные задачи, используемые для изучения КП, заключаются в предъявлении списков чисел, букв или слов, за к-рым сразу следует подсчет числа правильно запомненных элементов. Существует неск. типов этих задач: задачи с отвлечением внимания, задачи без отвлечения внимания, или зондирующие задачи, и парные ассоциации. В зависимости от временных или пространственных параметров, используемых в конкретном эксперименте, эти задания способствуют либо угасанию мнемического следа, либо разным формам интерференции.

Несмотря на то что КП имеет ограниченный объем, исследователи обнаружили, что этот объем может быть увеличен посредством организации блоков (chunking). Т. е. каждый из шести или семи элементов, к-рые мы в состоянии запомнить, могут выполнять роль категорий более высокого порядка для шести или семи др. элементов или членов этой иерархической категоризации. Однако, как оказалось, образующиеся в КП блоки отличаются гораздо большей неустойчивостью, чем иерархическая категоризация в ДП.

Хотя сходство и осмысленность запоминаемых элементов прежде всего относят к характеристикам стимульного материала, к-рые могут служить причиной интерференции, к ним тж можно отнести последовательное размещение элементов. Проактивная интерференция служит причиной того, что ранее усвоенный материал вызывает ухудшение запоминания новых сведений, в то время как ретроактивная интерференция служит причиной плохого воспроизведения ранее выученного материала из-за недавно заученной информ. Эффекты интерференции элементов можно наблюдать при воспроизведении списков элементов. Здесь кривая эффективности воспроизведения в зависимости от положения вспоминаемого элемента в списке имеет U-образную форму. Элементы в середине списка, видимо, подвергаются наибольшей интерференции, тогда как на элементы в начале списка пришлось значительно больше повторений при заучивании, а элементы, завершающие список, все еще «свежи» в памяти, и потому начало и конец списка вспоминаются лучше.

Наряду с количественной оценкой КП появилась качественная оценка последовательности обработки информ. Вопросы о том, являются ли КП и ДП независимыми или неразрывно связанными процессами, усиленно дискутируется в литературе.

См. также Память, Расстройства памяти

Д. Ф. Фишер

Краткосрочная терапия (short-term therapy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Краффт-Эбинг, Рихард фон / Krafft-Ebing, Richard von

Краффт-Эбинг, Рихард фон / Krafft-Ebing, Richard von (1840- 1902). Книга Psychopathia sexualis («Сексуальная психопатия») - самая известная работа Краффта-Эбинга. Он стоял на позициях чисто конституционального подхода и утверждал, что в основе всех сексуальных отклонений лежат генетические дефекты, а мастурбация может ускорять или даже вызывать нарушения в половой сфере.

Креативность (creativity)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Крепелин Эмиль / Kraepelin, Emil

Крепелин Эмиль / Kraepelin, Emil (1855-1926). На основе тщательных наблюдений за многими пациентами и составления статистических таблиц симптомов Крепелин пришел к выводу, что есть всего два главных психических расстройства: раннее слабоумие (dementia praecox) и маниакально-депрессивный психоз.

Кречмер Эрнст / Kretschmer, Ernst

Кречмер Эрнст / Kretschmer, Ernst (1888-1964). Кречмер известен своей типологией в рамках конституциональной психологии. Согласно его взглядам, анатомические и физиологические особенности человека определяют его личность.

Кривые научения (learning curves)

Прогресс в научении может выражаться в следующих изменениях: увеличении частоты, вероятности возникновения, скорости и силы реагирования, уменьшении латентного периода реакции, времени выполнения задачи и числа совершаемых ошибок. Эти изменения в исполнении часто представляются в форме т. н. К. н., построенных в системе координат с осью абсцисс, по к-рой чаще всего откладывается количество совершенных попыток (проб), а иногда - время, и с осью ординат, отображающей к.-л. из только что описанных мер научения.

Различные меры научения на этих графиках ведут себя по-разному. Кривые амплитуды реакций, вероятности возникновения реакции, скорости и темпа реагирования по мере научения будут расти; кривые латентного периода реакции и др. связанных со временем мер будут снижаться. Для кривых, отражающих вероятность и процент правильных реакций, часто характерен двойной изгиб. Поскольку условные реакции вырабатываются лишь после неск. подкреплений, первая часть такой кривой может оказываться плоской, оставаясь на нулевом уровне. Вслед за ней следует участок роста с положительным ускорением, к-рый вскоре сменяется участком кривой с отрицательным ускорением, т. к. достигается максимум.

Большинство К. н. отражают групп., а не индивидуальные рез-ты исполнения. Во мн. случаях это создает определенные проблемы, особенно в экспериментах, где испытуемых тренируют до достижения нек-рого критерия результативности, напр. 100% условных реакций в блоке попыток (проб). Для достижения этого критерия разным испытуемым потребуется разное количество попыток, что затрудняет определение точек оси абсцисс, напротив к-рых на графике можно было бы откладывать показатели, отражающие общий ход научения. Одним из решений этой проблемы яв-ся использование кривой Винсент (Vincent curve). Суммарное количество попыток, необходимых каждому испытуемому для достижения заданного критерия, делится на дробные доли, напр. десятые, и используемые меры научения откладываются на графике для этих частей. Этот метод позволяет объединять рез-ты испытуемых, значительно варьирующих по числу попыток, необходимых для достижения критерия.

К сожалению, эта и др. процедуры объединения рез-тов могут искажать картину приобретения навыка, иллюстрируемую К. н. Прежде всего исполнение отдельных испытуемых в экспериментах по приобретению навыков, как правило, оказывается нерегулярным, сопряженным со случайными подъемами и снижениями. Выбирая первую точку, в к-рой испытуемый достигает определенного произвольно выбранного уровня, в качестве критерия научения, мы очень часто прерываем сеанс научения в той точке, к-рая случайно оказывается высокой. Этот факт объясняет по крайней мере нек-рые из тех резких скачков на концах К. н., построенных методом Винсент. Эти скачки напоминают финишные рывки на заключительной стадии процесса научения. Сегодня представляется очевидным, что они зачастую яв-ся критериальными артефактами, поскольку эксперимент завершается после серии необычайно успешных попыток.

См. также Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание

Г. А. Кимбл

Кризис идентичности (identity crisis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кризисное вмешательство (crisis intervention)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Критерий оценки трудовой деятельности (criterion in employment)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Критерий хи-квадрат (chi square test)

К. хи-квадрат (χ2) был разработан в 1900 г. К. Пирсоном. Это непараметрический критерий, осн. на сравнении наблюдаемых (f0) и ожидаемых (fe) частот; последние могут быть либо теоретическими, либо эмпирическими. Осн. формула для вычисления статистики χ2:

χ2 чаще всего применяется к одномерным группировкам, 2 х k группировкам, k x 1 группировкам и таблицам сопряженности 2 x 2, и используется в качестве критерия согласия. На статистике χ2 основаны такие меры связи, как коэффициент фи (φ), коэффициент сопряженности (С) и фи Крамера (φ'). Хи-квадрат осн. на мультиномиальном распределении, к-рое сводится к биномиальной форме при k = 2 χ2 используется в многомерной статистике и при вычислении полиномиальных вероятностей, особенно в логлинейных (логарифмически-линейных) моделях.

См. также Статистика в психологии

П. Ф. Меренда

Кросс-культурная психологическая оценка (cross-cultural psychological assessment)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кросс-культурная психология (cross-cultural psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кросс-культурное консультирование (cross-cultural counseling)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кросс-культурные учебные программы (cross-cultural training programs)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Культура и психотерапия (culture and psychotherapy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Культурно свободные тесты (culture fair tests)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Культурные различия (cultural differences)

Образ мысли и действий людей различается в зависимости от их принадлежности к той или иной культуре. Вследствие важности культуры в жизни чел. специалисты в области соц. наук давно интересовались ее воздействием на личность и поведение. Культуры различаются не только по способу пр-ва и поддержания жизни, но и по тому, чем люди владеют и как они мыслят.

Антропологи и соц. психологи показали выгоды изучения простых (гомогенных) об-в в целях сравнения их с такими сложными (гетерогенными) культурами, как культура США. Наблюдая поведенческие различия, они могут получить представление о том, какие виды и формы поведения изменяются от культуры к культуре, а какие яв-ся относительно постоянными и встречаются во всех культурах. Иногда рез-ты таких сравнений буквально поражают и оказывают существенное влияние на взгляды представителей соц. наук в отношении поведения и развития чел.

Классический пример такого изменения - изменение взглядов ученых на развитие подростков после исслед. Маргарет Мид культуры Самоа, опубликованных в сборнике ее работ «Из южных морей» (From the south seas). В начале 1900-х гг. Г. Стэнли Холл представил доводы (особенно убедительные в его 2-томном труде «Юность» (Adolescence)) в пользу того, что подростковый возраст - это стадия, порождаемая физиолог. перестройкой на основе заложенной в генах программы. По его мнению, поскольку «буря и натиск» - следствие меняющихся физиолог. процессов, такое поведение является универсальным и обнаруживается в любой культуре. Чтобы проверить этот вывод, Мид решила провести полевые исслед. на Самоа. Она обнаружила, что методики родительского воспитания детей там существенно отличаются от принятых в американской культуре. Родители самоанских детей стремились избегать конфликтов с ними, не ограничивали игры детей и не заставляли силой выполнять к.-л. задания. Вследствие такого мягкого обращения родителей со своими детьми, между ними редко возникали конфликты и эмоциональное напряжение, приводящее к срывам. Дети играли группами, и только старшие из них использовали какую-то власть.

Когда дети достигали подросткового возраста, они сталкивались с теми же условиями воспитания, что и в более раннем возрасте: правила и ограничения, поскольку они устанавливались не родителями, а традицией, не вызывали размолвок и эмоционального дискомфорта, а наказание не приводило к появлению обид или враждебного отношения. «Буря и натиск» - существенная сторона отрочества в развитых культурах - здесь никак не проявлялись. И это при том, что те же самые физиолог. изменения были неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Холл связывал утрату душевного равновесия и эмоциональный дискомфорт так часто встречающиеся в поведении подростков, с физиолог. перестройкой в организме; но несмотря на то, что организм самоанских подростков претерпевал те же изменения, они не сопровождались эмоциональным напряжением и дискомфортом.

В рез-те исслед. Маргарет Мид были сделаны определенные обобщения и появились новые вопросы. Как много в поведении обусловлено культурой и что именно зависит в нем от телесной конституции? Этот вопрос все еще продолжает вызывать споры.

См. также Кросс-культурная психология, Групповая сплоченность, Ролевые ожидания, Социальная психология

Т. Александер

Культурный детерминизм (cultural determinism)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Культуроспецифичные расстройства (culture-bound disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Культур-шок (culture shock)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Курение (smoking behavior)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Куэ Эмиль / Coue, Emile

Куэ Эмиль / Coue, Emile (1857-1926). Фармацевт Куэ изучал гипнотизм под руководством Бернгейма и Льебо. Он заявлял, что мысли, вызывающие болезнь, можно полностью изгнать с помощью самовнушения. Предложенная им формула самовнушения «С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях» общеизвестна.

Кьеркегор Сёрен / Kierkegaard, Soren A.

Кьеркегор Сёрен / Kierkegaard, Soren A. (1813-1855). Кьеркегор предвосхитил разработку таких проблем, как психология смерти, деперсонализация, и кризис воли. Он раньше других осознал специфический недуг современного общества - «бездуховность».

Кюльпе Освальд / Kulpe, Oswald

Кюльпе Освальд / Kulpe, Oswald (1862-1915). Кюльпе пришел к убеждению, что анализ сознания включал нечто большее, чем предполагал Вундт. Он сделал вывод, что мышление может происходить без участия умственных образов или ощущений, и назвал такое мышление Кюльпе приш.

Предыдущая страница Следующая страница