Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПИН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПИН")

Павлик Курт / Pawlik, Kurt F.

Павлик Курт / Pawlik, Kurt F. (p. 1934). Павлик разработал «независимую от черт факторную теорию личности», опирающуюся на ковариации межиндивидуальных различий в связанном с развитием научении.

Павлов Иван Петрович / Pavlov, Ivan Petrovich

Павлов Иван Петрович / Pavlov, Ivan Petrovich (1849-1936). Величайшее научное достижение Павлова - открытие закономерностей образования условных рефлексов и разработка метода обусловливания, оказавшего существенное влияние на развитие психологии.

Память (memory)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Панические расстройства (panic disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парадигмы (paradigms)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парадоксальное вмешательство (paradoxical intervention)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парадоксальный сон (paradoxical sleep)

Согласно записям электрической активности головного мозга, замеряемой с помощью ЭЭГ, люди во время ночного сна проходят через неск. циклов или стадий. Вероятно, простейший способ классифицировать эти стадии - разделить время сна на два периода: S-сон (от англ. slow - медленный) и D-сон (от англ. desynchronized - десинхронизированный). S-сон получил свое название по характерному медленно-волновому паттерну ЭЭГ (высокая амплитуда и низкая частота колебаний). S-сон обычно подразделяется на 4 стадии: стадия 1 характеризуется наименьшим, стадии 2 и 3 - умеренным, а стадия 4 - наибольшим количеством медленных волн. В начале нормального ночного сна человек проходит цикл из этих четырех стадий прежде чем вступить в период D-сна. В оставшуюся часть ночи периоды S-сна чередуются с периодами D-сна. По мере приближения утра стадия 4 S-сна наблюдается все реже, а периоды D-сна имеют тенденцию становиться длиннее.

В противоположность S-сну, D-сон характеризуется десинхронизированным паттерном ЭЭГ (низкая амплитуда и относительно высокая частота колебаний), быстрыми движениями глаз (REM) и подергиваниями пальцев рук и ног, а тж др. частей тела. D-сон тж называют П. с., или REM-сном. Термин «парадоксальный» указывает на то, что эта стадия сна характеризуется ЭЭГ-паттерном бодрствования, хотя для человека или животного проснуться в это время труднее, чем в период S-сна. Эту стадию сна также связывают с периодами сновидений у людей. В частности, если люди просыпаются во время или сразу после стадии П. с., они почти неизменно сообщают о сновидениях. П. с. как термин был впервые введен в статье о стадиях сна, опубликованной в журн. Scientific American французским врачом-исследователем Мишелем Жуве.

Чем можно объяснить наличие этих двух типов сна и их чередование на протяжении ночи? Ответ на этот вопрос тесно связан с пониманием функции сна. Согласно одному объяснению, сон - это адаптивный механизм, развившийся в целях сбережения энергии по ночам, когда добывание пищи для животных, ведущих дневной образ жизни, затруднено. Однако следствием эволюции мн. животных стали регулярные паттерны локомоторной активности, предположительно возникающей каждые 2 часа, в периоды к-рой вполне могли бы осуществляться разные виды поведения, включая пищевое, необходимые для выживания животного. Если бы этот 2-часовой цикл продолжался круглосуточно, животному пришлось бы периодически прерывать свой сон. Т.о., чтобы получать полный ночной сон и сохранять 2-часовой цикл активности, животное входит в период D-сна, в к-ром бодрствует только головной мозг.

См. также Физиологические потребности, Сон, Нарушения сна

Б. М. Торн

Параметрические статистические критерии (parametric statistical tests)

П. с. к., в отличие от непараметрических или свободных от распределения критериев, требуют выдвижения допущений, касающихся характеристик, свойств и формы распределений совокупностей, из к-рых извлекаются анализируемые с помощью них выборки. К числу наиболее часто требуемых допущений относятся предположения о нормальности распределений совокупностей (t, F, r/R) однородности дисперсии (t, F), линейности регрессии (bx∙y, r/R), непрерывности мер/переменных и равенства интервалов измерительной шкалы. В том, что касается проверки нулевых гипотез, параметрические критерии обладают большей мощностью по сравнению с непараметрическими, при равенстве всех прочих факторов. Однако, скорее в силу своей универсальности, чем мощности, параметрические критерии стали наиболее распростр. инструментами исследователя в области психологии.

В многомерной статистике параметрические критерии основываются, гл. обр., на двух важных допущениях, а именно, что а) включенные в анализ данных переменные имеют многомерное нормальное распределение и что б) дисперсионные матрицы (в основном, матрицы дисперсий и ковариаций) одинаковы для всех групп. Центральное место среди параметрических критериев в многомерной статистике занимают λ-критерий Уилкса и предложенная Бартлетом аппроксимация распределения λ через распределение χ2 (V - критерий). λ - критерий Уилкса - типовая статистика для проверки значимости различий между групповыми центроидами.

V-статистика Бартлета - это натуральный логарифм λ, к-рый можно использовать в качестве параметрического статистического критерия для проверки нулевой гипотезы о равенстве неск. групповых центроидов. Статистика V имеет распределение χ2 с числом степеней свободы n(G - 1). Разновидности λ и V применяются как параметрические методы проверки нулевой гипотезы в различных приложениях многомерной статистики, напр. в MANOVA, многомерном дискриминантном анализе и анализе канонических корреляций.

См. также Непараметрические статистические критерии, Статистика в психологии

П. Ф. Меренда

Парамешваран / Parameswaran, Е. G.

Парамешваран / Parameswaran, Е. G. (р. 1935). Парамешваран, известный своим оригинальным подходом к изучению личности, является исследователем-первопроходцем в области психологии развития в Индии.

Параноидная личность (paranoid personality)

В DSM-IV этот хорошо известный синдром характеризуется стойкой, неоправданной подозрительностью и недоверчивостью. Со стороны эти люди производят впечатление осторожных, скрытных и ведущих уединенный образ жизни; они усиливают это впечатление своей склонностью сомневаться в верности др. лиц, поиском скрытых мотивов в их поведении и ожиданием, что их в чем-либо обманут. Они «делают из мухи слона», любят вступать в препирательства и всегда готовы к ответному нападению при малейшем намеке на потенциальную угрозу или критику. Упрямые и дефензивные, эти люди твердо придерживаются своих взглядов и не склонны идти на компромиссы. Они не только не доверяют окружающим, но и постоянно сопротивляются внешним влияниям и испытывают страх перед утратой возможности самоопределения. Склонность к неверному истолкованию случайных поступков и высказываний как проявлений обмана или недоброжелательности граничит с иррациональностью, однако не принимает черты полностью сформированной бредовой системы. Они проявляют минимальный аффект и считаются окружающими «холодными» и лишенными юмора. В рамках своих представлений, они гордятся своей объективностью, рациональностью и эмоциональной холодностью. Быстрые на критику окружающих, П. л. чрезвычайно чувствительны к критическим высказываниям в свой адрес.

Следующие критерии построены не на психоан. или конституциональной моделях, а были выведены из теории биосоциального научения.

1. Неусыпная недоверчивость (напр. демонстрирует нервную защиту относительно предвосхищаемой критики и обмана, чрезмерную подозрительность, зависть и ревность к окружающим).

2. Провокационное межличностное поведение (напр. демонстрирует бранчливую, капризную и колкую раздражительность, провоцирует озлобление и гнев враждебной, осуждающей манерой поведения).

3. Упрямая автономность (напр. выражает страх потери независимости и возможности самоопределения, решительно сопротивляется всем источникам внешнего воздействия и контроля).

4. Минибредовые когниции (напр. искажает события своими субъективно логичными, но объективно иррациональными представлениями, приукрашивает тривиальные достижения, приводя их в соответствие с квазиграндиозным образом собственной личности).

5. Отнесение себя в разряд преследуемых (напр. трактует случайные события как критику в свой адрес, демонстрирует тенденцию к преувеличению незначительных и не относящихся к нему конфликтов, истолковывая их как доказательство преднамеренного обмана и злого умысла).

См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств, Расстройства личности

Т. Миллон

Паранойя (paranoia)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парапсихология (parapsychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парасимпатическая нервная система (parasympathetic nervous system)

П. н. с. - один из отделов автономной НС; др. ее отдел - симпатическая НС. П. н. с. состоит из нейронов, клеточные тела к-рых расположены в стволе мозга и в крестцовых сегментах спинного мозга. Эти нейроны относятся к типу преганглионарных нейронов, т. к. все имеют синапсы в ганглиях, находящихся или внутри, или около иннервируемого органа. Аксоны преганглионарных нейронов черепного отдела нисходят к локальным ганглиям, постганглионарные волокна к-рых иннервируют сердце и внутренние органы грудной и брюшной полостей, тогда как нейроны крестцового отдела иннервируют гениталии и органы полости таза. Роль постганглионарного синаптического медиатора в П. н. с. выполняет ацетилхолин.

В функционировании автономной НС П. н. с. доминирует в периоды отдыха или релаксации. Восстановление запасов энергии и замедление метаболизма, к-рые имеют место во время доминирующей активности П. н. с., наз. анаболизмом. В течение такого периода понижаются функции сердечно-сосудистой системы: снижается частота сердечных сокращений и уменьшается ударный объем (количество крови, выталкиваемое сердцем за одно сокращение). Кровоток по периферии в это время минимален, но кровоток в желудочно-кишечном тракте и др. органах брюшной полости усилен. Эти реакции во многом противоположны тем, к-рые наблюдаются во время преобладания активности симпатической НС.

См. также Центральная нервная система, Симпатическая нервная система

Р. М. Стерн

Пассивно-агрессивная личность (passive-aggressive personality)

DSM-IV подчеркивает в качестве главной характеристики П.-а. л. сопротивление требованиям других к надлежащему поведению. Лица с этим расстройством своим поведением выражают форму скрытой агрессии, проявляющейся в промедлении, упрямстве, забывчивости и неэффективности. Их тж отличает импульсивная капризность, раздражительная мрачность и ворчливый, недовольный, угрюмый, несговорчивый и критиканствующий пессимизм. Часто страдающие и недовольные, эти люди постоянно предъявляют неконкретные жалобы и всегда не удовлетворены ни своими действиями, ни поведением окружающих. У них налицо постоянный конфликт между зависимостью и отстаиванием своих прав, к-рый выливается в проявляющуюся во всем амбивалентность и частые, внезапные смены настроения. Межличностные отношения отягощены ссорами и разочарованиями, постоянно провоцируемыми их характерными жалобами и капризным, раздражительным поведением.

Т. Миллон предложил систему операционализации этого расстройства в рамках теории биосоциального научения. Для идентификации данного синдрома сформулированы следующие диагностические критерии.

1. Лабильная аффективность (напр. часто раздражителен, демонстрирует переменчивую подавленность, легко фрустрируется и дает эмоциональные вспышки).

2. Поведенческое упрямство (напр. часто демонстрирует пассивную агрессивность, всем недоволен, все критикует; находит удовлетворение в том, чтобы обескураживать других и портить им удовольствие).

3. Неудовлетворительный Я-образ (напр. говорит о том, что его не понимают, недооценивают и унижают другие; обычно пессимистичен, рассержен и разочарован жизнью).

4. Недостаточные регуляторные механизмы (напр. выражает скоротечные мысли и импульсивные эмоции в некорректированной форме; внешние раздражители вызывают капризные и нерешительные реакции).

5. Межличностная амбивалентность (напр. конфликтный и нестабильный рисунок соц. ролевого поведения, в особенности зависимой подчиненности и напористой независимости; совершает непредсказуемые поступки и надувается без к.-л. причин, вызывая эмоциональный дискомфорт у окружающих).

См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств, Расстройства личности

Т. Миллон

Пасторское консультирование (pastoral counseling)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пасынки и падчерицы (stepchildren)

Исслед. показывают, что вхождение отчима в не имевшую прежде отца семью оказывает положительное влияние на когнитивное и личностное развитие мальчиков; влияние же на когнитивное и личностное развитие девочек остаются практически неизученными. В одном обсервационном исслед., посвященном анализу взаимоотношений в семьях с отчимами, неполных семьях с разведенными матерями и полных семьях, мальчики в семьях с отчимами демонстрировали более компетентное соц. поведение в сравнении с мальчиками из полных семей. В отличие от этого, у девочек в семьях с отчимами наблюдался более высокий уровень тревожности в сравнении с девочками из полных семей. Мальчики выражали более теплое отношение к своим отчимам в сравнении с девочками. Мальчики в семьях с отчимами тж имели тенденцию демонстрировать более зрелое поведение в отличие от мальчиков из неполных семей с разведенными матерями.

В одном из недавних исслед., посвященных сравнению детей, находящихся под опекой разведенных отцов, детей из семей с мачехами и полных семей, были обнаружены определенные устойчивые половые различия - наблюдавшиеся мальчики оказались менее компетентными в соц. взаимодействии как со своими мачехами, так и с биолог. отцами, в сравнении с девочками. В сочетании с данными, собранными Сэнтроком и его коллегами по семьям с отчимами, возникает интригующий сценарий, в к-ром играет роль пол ребенка, пол родителей-опекунов и тип семьи с неродным родителем. В первые годы образования смешанной семьи дети сталкиваются со множеством изменений, переустройств и возможностью формирования новых привязанностей. Подобное нарушение равновесия, создаваемое повторной женитьбой отца, по-видимому, оказывает положительное влияние на их дочерей, но отрицательное влияние на их сыновей. Его дети уже пережили по меньшей мере одно травмирующее изменение в своей жизни, то есть, разрушение брака своих прежних родителей. Спустя несколько лет после развода мальчики, оказавшиеся под опекой своих отцов, оказываются лучше адаптированными, и то же самое можно сказать о девочках, оказавшихся под опекой своих матерей. Приход в семью мачехи может вызывать конфликт у мальчика, а приход в семью отчима может приводить к аналогичным последствиям у девочек.

См. также Развод, Отношения «родитель-ребенок»

Дж. Сэнтрок

Педагогическая оценка (educational assessment)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педагогическая психология (educational psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педерсен Пол / Pedersen, Paul В.

Педерсен Пол / Pedersen, Paul В. (р. 1936). Педерсен проводил исследования в Индонезии, Малайзии и Тайване, в основу которых был положен междисциплинарный подход с особым акцентом на изучении базовых ценностей в аспекте влияния на них перспектив культуры.

Педиатрическая психология (pediatric psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педофилия (pedophilia)

П. - психосексуальное расстройство, характеризующееся реальными или воображаемыми сексуальными действиями с детьми предпубертатного возраста в качестве неоднократно предпочитаемого или исключительного метода достижения сексуального возбуждения. Педофилическая сексуальная активность может варьировать по интенсивности, начиная, к примеру, от поглаживания ребенка по голове. Если педофил мужского пола, он может, прижимая к себе ребенка, скрыто мастурбировать, манипулировать гениталиями ребенка, побуждать его к манипулированию собственными гениталиями и, реже, пытаться совершить интроитус. Объектом внимания педофилов могут быть дети любого возраста, вплоть до подросткового; принуждение силой используется редко.

В сравнении с большинством других парафилий или половых девиаций накоплено больше исследовательских данных о характеристиках П. Это становится понятным, если учесть, что П. рассматривается об-вом как возмутительный поступок, может приносить очевидный психол. вред жертве, часто приводит к аресту педофила и, следовательно, создает группу заключенных, доступную изучению. Исходя из полученных эмпирических данных известно, что педофилы обычно знают детей, с к-рыми заигрывают - это соседи, члены семьи, друзья, родственники.

Хотя расстройство встречается преимущественно у мужчин, есть сообщения о случаях П. у женщин. Педофилов вдвое чаще привлекают дети противоположного пола. Возраст педофилов может варьировать от подросткового и до старческого, за семьдесят; наибольший процент распространенности приходится на середину и конец четвертого десятилетия жизни. Есть данные о том, что этиологические факторы при этом расстройстве могут быть различными, в зависимости от возраста преступника.

Данные др. исслед. свидетельствуют о том, что лица, совершающие педофилические акты, разделяются на несколько категорий. Наиболее крупной категорией являются психол. незрелые преступники - индивидуумы с постоянными трудностями в отношениях со своими сверстниками, чувствующие себя сексуально комфортно лишь с детьми. В большинстве случаев они имеют дело со знакомым им ребенком. Ко второй категории относятся лица, импульсивно регрессирующие до педофилического поведения под действием стресса. Импульсивность поведения обусловливает то, что преступники этого типа обычно не знакомы с жертвой. Третья категория состоит из мужчин, имевших эмоционально насыщенные ранние сексуальные контакты с мальчиками (напр., в исправительных учреждениях для несовершеннолетних преступников) и не продвинувшихся в дальнейшем в своем сексуальном развитии. Эти педофилы обычно жестоки и упорны в достижении своей цели. Заключительная категория состоит из антисоциальных личностей, которые охотятся на детей в поисках новых острых сексуальных ощущений. Нередко педофилическое поведение в таких случаях мотивировано как агрессивными, так и сексуальными импульсами; ребенку в процессе сексуального акта часто причиняется физ. вред.

При исслед. у некоторых педофилов обнаруживалась сопутствующая психич. патология (напр., алкоголизм, шизофрения, органические поражения мозга), при к-рой сексуальное поведение обусловливается расторможенностью органических влечений.

См. также Половые девиации

Д. Зиглер

Пенфилд Уилбер Грейвс / Penfield, Wilber Graves

Пенфилд Уилбер Грейвс / Penfield, Wilber Graves (1891-1976). К числу достижений Пенфилда можно отнести разработку методов нейрохирургического лечения некоторых форм эпилепсии и открытие того, что электрическое раздражение определенных участков коры головного мозга вызывает воспоминания событий из прошлой жизни индивидуума.

Первичная профилактика психопатологии (primary prevention of psychopathology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Первичная терапия (primal therapy)

В 1970 г. А. Янов опубликовал свою книгу The primal scream («Первичный вопль»). Хотя между теми, кто называет себя практиками П. т., произошел раскол, все они сходятся в том, что самые ранние травмы и неудовлетворенные потребности яв-ся причиной неврозов и психозов в последующей жизни. Эти травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют нормальному прохождению стадий возрастного развития, к-рому подвержен каждым индивидуум, и в этом случае у чел. нарушается нормальный доступ в своим чувствам.

Процедуры П. т. могут варьироваться терапевтом в той или иной степени, но обычно полный курс длится несколько недель, в течение к-рых сеансы длительностью до 3 часов проводятся ежедневно. После этого интенсивного периода клиенты встречаются с терапевтом еженедельно для индивидуальной или групповой терапии в течение последующих 8-12 месяцев.

В ходе сеансов терапии клиенты вспоминают травмирующие события раннего детства и терапевт побуждает их заново «физически» пережить ранние обиды и раны. Конфронтация с чувствами часто приводит к мышечному напряжению и судорожным движениям.

См. также Новаторские психотерапии, Психотерапия

В. Рейми

Первичные умственные способности (primary mental abilities)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Первобытное мышление (primitive mentality)

Представители зап. стран, вступавшие в контакт с дописьменными культурами, зачастую бывали поражены странностью мышления, лежащего в основе их религиозных практик или проявлявшегося в объяснениях этих практик. Исследователи, к-рым не довелось самим участвовать в экспедициях, изучавших дописьменные культуры, собрали свидетельства подобных наблюдений и выдвинули гипотезу о «П. м.», согласно к-рой склад мышления людей в примитивных об-вах не только количественно, но и качественно отличается от склада мышления людей, живущих в цивилизованных об-вах. Леви-Брюль описывал П. м. как дологическое (т. е. нечувствительное к противоречиям) и мистическое (т. е. подразумевающее веру в тайные силы). Со временем он пришел к выводу, что эта широкая гипотеза была ошибочной и что мистическое мышление присуще любому чел., но «легче наблюдается у примитивных народов».

Авторами, считавшими мыслительные процессы первобытных и цивилизованных людей радикально различающимися, такое различие объяснялось по-разному: генетическими факторами, традиционным для данного об-ва способом мышления или неопределенным «статусом развития».

См. также Аккультурация, Интеллект человека, Социальное влияние

И. Л. Чайлд

Переговоры (negotiation)

Термин П. употребляют в отношении взаимодействий, в к-рые включаются сложные соц. единицы, такие как компании или гос-ва, для решения многочисленных вопросов. Рубин и Браун определяют торги и переговоры как «процесс, посредством которого две или более сторон пытаются договориться о том, что каждая должна отдать и взять, или исполнить и получить, в результате заключаемой между ними сделки».

Рубин и Браун предлагают 5 структурных и социально-психологических характеристик переговорных отношений.

1. Наличие в переговорном процессе по меньшей мере двух сторон.

2. Существование конфликта интересов по одному или более вопросов между договаривающимися сторонами (или между представителями одной стороны).

3. Наличие добровольных отношений между сторонами, независимо от предыдущего опыта или знакомства друг с другом. Кроме того, стороны должны считать, что они могут больше потерять нежели выиграть от того, что не будут взаимодействовать друг с другом.

4. Переговоры активно ведутся вокруг распределения одного или большего количества специфических ресурсов, обмена ресурсами и/или разрешения одного или большего числа неясных вопросов. Итог переговоров предполагает взаимную зависимость или компромисс.

5. Переговорная деятельность яв-ся скорее последовательной, нежели одновременной, т. е. за формулировкой требований или предложений одной стороны, как правило, следует их оценка др. участником (участниками), к-рая влечет за собой уступки или контрпредложения.

Наиболее широко использующейся при изучении переговорного процесса парадигмой является игра, имитирующая ситуацию торгов из «реальной жизни». Рубин и Браун рассматривают четыре разновидности таких игр, широко применявшихся в социально-психологических исслед.

Из-за структурных различий в каждой ситуации, эти игры имитируют реальные условия переговоров, варьируя их в различной степени. С учетом своих ограничений, они обеспечивают парадигмы для изучение множества связанных с ситуацией торгов зависимых и независимых переменных, включ. число участвующих в переговорах сторон, места проведения переговоров, доступные сторонам способы коммуникации, временные рамки и вид вознаграждения.

См. также Административно-трудовые отношения

А. Барон-мл.

Переговоры об освобождении заложников (hostage negotiations)

Метод сдерживания и переговоров (the contain and negotiate method) при спасении заложников является процессом воздействия на кризисную ситуацию, используемым для изменения и разрешения ситуаций, в к-рых преступник завладевает жизнью заложника в качестве гарантии достижения своих целей. Этот метод был разработан психологом Г. Шлоссбергом для полиции Нью-Йорка.

До разработки метода сдерживания и переговоров в традиционной реакции полиции на захват заложников допускались три альтернативы: а) прямой штурм, при к-ром полиция собирала вооруженную силу с превосходящей силой огня и атаковала позицию преступника; б) использование хим. средств - слезоточивого газа или дыма для того, чтобы заставить преступника покинуть свое укрытие; в) применение снайперского оружия. Эти методы часто заканчивались ранением или смертью преступника, личного состава полиции и заложников.

Встревоженные убийством израильских спортсменов в ситуации захвата заложников на Олимпийских играх 1972 г. Нью-Йорке, руководители Департамента полиции Нью-Йорка поручили Шлоссбергу провести исслед. и разработать технику вмешательства, к-рая защищала бы жизни всех, кто оказался вовлеченным в эпизод захвата заложников. В этом нововведении используют персонал, специально подготовленный в области психол. методик для освобождения заложников и взятия захватчика в плен.

Ведущий переговоры представитель полиции должен сохранять гибкость в оценке и планировании операции, работая внутри периметра, установленного тактическими частями полиции для того, чтобы удержать захватчика и захваченных лиц в наименьшей возможной зоне и, продуманно демонстрируя силу, подчеркнуть преступнику невозможность непосредственного бегства. Переговоры о заложниках должны предлагать для обсуждения решения, основанные на философии, в основе к-рой лежит бесценность жизни всех вовлеченных в данную ситуацию. Они ставят целью сохранение челов. жизней, используя временной фактор и переход к переговорному процессу для поиска решения, к рое позволит всем основным участникам процесса сохранить свое лицо. Осн. яв-ся эффективное использование навыков межличностной коммуникации, его дополняют манипуляции с окружающей средой, к-рые включают в себя: а) использование специального осветительного оборудования; б) музыку и звук; в) контроль дополнительных условий, таких как подача тепла, кондиционирование, электричество, газ и вода; г) пищу и напитки. Захватчиков поощряют выразить в словах свою фрустрацию и тревогу по отношению к ведущему переговоры, к-рый, в свою очередь, постоянно пытается установить с ними отношения «я -ты». Представитель, ведущий переговоры, стремится к тому, чтобы его воспринимали как «посредника», к-рый, в конечном счете, объединяется с похитителем ради переговоров о безопасном и нормальном разрешении ситуации.

Обсуждению подлежат практически все требования лиц, удерживающих заложников, за исключением: а) обеспечения оружием или боеприпасами, б) обмена или предоставления дополнительных заложников. С момента своего внедрения метод сдерживания и переговоров оказался весьма успешным в безопасном разрешении большинства постоянно растущего числа случаев захвата заложников в США.

См. также Переговоры

Р. Фаулер, Дж. Л. Гринстоун

Переменные в исследованиях (variables in research)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перенос в обучении (transfer of training)

П. выражается во влиянии некоторого аспекта предыдущего опыта на последующую деятельность. Когда такое влияние происходит, оно может состоять либо из положительного переноса, к-рый повышает способность к деятельности, либо из отрицательного переноса, к-рый препятствует деятельности.

Классический эксперим. план для проверки П. представляет собой процедуру для определения того, будет ли последующая деятельность - и если будет, то каким образом, - испытывать влияние со стороны предыдущей деятельности. Испытуемых из эксперим. группы обучают выполнять некую предваряющую деятельность (а), тогда как испытуемые из контрольной группы такого обучения не проходят. На последующей тестовой фазе измеряется уровень выполнения на другой задаче (В), по к-рому затем сравниваются эксперим. и контрольная группы. Были предложены разнообразные дополнительные способы оценки переноса, позволяющие определять степень происходящего П.

Наиболее часто П. наблюдается в моторном и вербальном научении; напр., определенный положительный П. может ожидаться при попытках научиться играть в теннис после овладения игрой в ракетбол (racketball). Отрицательный моторный П. часто дает о себе знать при попытке дать задний ход машиной с прицеленным трейлером. Вербальное научение привлекало к себе больше внимания и исслед. в этой области указывают на то, что перенос включает как специфические, так и неспецифические компоненты.

Отрицательный П. возникает, когда некоторый аспект предыдущего опыта действует угнетающе на последующее научение. Так, снижение в выполнении может происходить в тех случаях, когда одинаковые стимулы оказываются связанными с разными реакциями. Отрицательный П. может также приводить к ситуации, в которой желательные реакции оказываются схожими, хотя и различающимися в важных аспектах.

См. также Формирование понятий, Трансперсональная психология I

Дж. Л. Фоубс

Переоценочное консультирование (revaluation counseling)

П.к. - это одна из форм самопомощи, направленная на преодоление эмоциональных проблем. Основной принцип П.к. состоит в том, что когда индивидуум испытывает эмоциональный дистресс, часть его «интеллекта» или энергии связывается этим дистрессом, и поэтому он менее способен к разумному и рациональному функционированию.

Процесс восстановления заключается в «разрядке» или полном выражении болезненных эмоций во время личной встречи с консультантом-сверстником (или ровней). Когда разрядка завершена, «интеллект» или энергия индивидуума больше не связаны болезненным опытом и, следовательно, этот чел. снова становится более сознающим и рациональным.

Консультанты проходят подготовку у опытных преподавателей на курсах и в рабочих группах. Кроме того, каждый консультант обязан следовать методическим указаниям, к-рые приведены в Руководстве по переоценочному консультированию. Хотя П.к. яв-ся новаторским подходам, опубликованной информ. явно недостаточно и эффективность этого направления в движении самопомощи трудно оценить.

См. также Новаторские психотерапии

Т.-И. Мун

Перлз Фредерик (Фриц) / Perls, Frederick (Fritz)

Перлз Фредерик (Фриц) / Perls, Frederick (Fritz) (1893-1970). Главный вклад Перлза в психологию - разработка оригинального метода психотерапии, названного им гештальт-терапией, которая началась с попытки развить психоанализ и закончилась отказом от него в пользу нового подхода.

Перлофф Роберт / Perloff, Robert

Перлофф Роберт / Perloff, Robert (p. 1921). Перлофф внес вклад в психологию своими исследованиями потребительского поведения и работами по оценке программ в области психического здоровья и образования.

Персонология (personology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перцептивная организация (perceptual organization)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перцептивное развитие (perceptual development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перцептивные искажения (perceptual distortions)

Есть три вида искажений восприятия: 1) искажения, источник к-рых заключен в субъекте восприятия; 2) искажения, обусловленные проводящей средой между субъектом восприятия и стимульным объектом; 3) искажения, к-рые можно отнести на счет свойств объекта восприятия.

П. и., источник к-рых заключен в самом субъекте восприятия, могут возникать под влиянием характерных особенностей индивидуума, напр., душевного расстройства или факторов личности, либо под влиянием временных индуцированных состояний, вызываемых, напр., наркотическими препаратами.

Большинство искажений звука обусловлено проводящей средой. Голоса работающих на больших глубинах водолазов, к-рые дышат гелием или азотом, могут звучать как у героя известного мультсериала «Donald Duck»: их речь трудно разобрать из-за пискливого, скрипучего голоса. Эффект Доплера - искажение, с к-рым, по-видимому, встречался каждый. Когда нас обгоняет гудящий поезд или над нами низко пролетает самолет, мы слышим изменение тона звука, к-рый затем резко обрывается. Звучание эха различается в зависимости от угла отражения звуковых волн от объектов, окружающих источник звука. Обманы слуха на открытом пространстве могут выражаться в виде восприятия звуков из неск. источников, расположенных в разных направлениях.

П. и., вызываемые свойствами самого объекта восприятия, включают в себя широко известные зрительные иллюзии, когда воспринимаемые размеры или длина предметов отличаются от истинных. Не менее важны слуховые, осязательные и вкусовые иллюзии.

М. Г. Пиренн продемонстрировал искажения зрительного восприятия, вызываемые фотографированием объектов с фиксированной точки. Цилиндрические колонны в этом случае могут выглядеть эллиптическими, приобретая яйцеподобную форму.

См. также Иллюзии, Восприятие (перцепция)

Р. Д. Уолк

Перцептивные способности младенцев (infant perceptual abilities)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перцептивный стиль (perceptual style)

П. с. предполагает наличие у каждого чел. характерного способа восприятия мира. Мысль о том, что люди воспринимают мир разными и, главное, своеобразными способами, выглядит довольно заманчиво. Уже высказывались предположения, что сугубо индивидуальное и отчасти нарушающее законы восприятия использование цвета и формы некоторыми современными художниками основывается на возможных дефектах их зрения, так что каждый такой художник в точности переносит свой субъективный опыт на картину. Однако это предположение трудно доказать, как, впрочем, и др. гипотезы. Действительно ли своеобразие цветовой гаммы и форм у художников определяется особенностями их восприятия в точном смысле слова или здесь сказывается влияние когнитивных факторов, в частности, особенностей интерпретации видимого мира? В какой-то мере, когнитивные стили, имеющие отношение к способу мышления людей, представляются более нейтральным понятием по сравнению с П. с. В добавок ко всему, в этой области исслед. всегда существует проблема получения надежных и повторяемых данных.

Что касается маленьких детей, то тут действительно можно утверждать, что они воспринимают мир более глобально и менее дифференцированно, чем взрослые. Об этом можно судить не только по их недостаточно развернутым словесным описаниям, но и по гораздо менее дифференцированным и менее точным паттернам движений глаз и рук (в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности) по сравнению с таковыми у старших детей и взрослых.

В 1950-х - 1960-х годах Г. Виткин использовал понятия «поленезависимость» и «полезависимость» для описания индивидуальных различий в результативности выполнения перцептивных задач. Виткин предлагал испытуемым 3 главные задачи: тест замаскированных фигур, тест стержня и рамки и тест наклонной комнаты. Поленезависимые испытуемые могут игнорировать конфликтующую (с целевым объектом) визуальную среду при отыскивании скрытой фигуры (в тесте замаскированных фигур) или определении истинной вертикали (в тестах стержня и рамки и наклонной комнаты). Полезависимые более подвержены влиянию визуальной среды, что приводит к худшим результатам при выполнении теста замаскированных фигур и к опоре на зрительную, а не на гравитационную систему отсчета при выполнении других заданий. Показатели успешности выполнения 3-х этих задач коррелируют между собой. Виткин также показал связь результатов выполнения перцептивных задач с различными измерениями личности. Поленезависимость и полезависимость до сих пор остаются предметом интенсивных исслед.

Пожалуй, единственным твердо установленным «перцептивным стилем» яв-ся «стиль незрелости». Дети в меньшей степени способны дифференцировать зрительное поле, чем взрослые. Помимо детей, те же эффекты демонстрируют взрослые с определенными локальными поражениями головного мозга.

См. также Контекстуальные ассоциации, Восприятие (перцепция), Перцептивный транзакционализм

Р. Д. Уолк

Перцептивный транзакционализм (perceptual transactionalism)

Восприятие направляется прошлым опытом, предположениями воспринимающего и индивидуальными различиями в прошлом опыте.

Все наиболее известные доказательства этого утверждения основываются на неопределенностях чисто геометрических проекций. Прежде всего, к ним можно отнести результаты опытов с «перекошенной комнатой» Эймса, вращающимся трапецивидным окном и знакомыми предметами, размер проекций к-рых изменяют в пустом пространстве.

«Перекошенная комната» построена по законам элементарной геометрии: бесконечное количество неподвижно закрепленных плоскостей при меняющемся расстоянии от них до наблюдателя могут давать совершенно одинаковые проекции. «Перекошенная комната» Эймса создавалась с таким расчетом, чтобы сетчаточная проекция в глазу наблюдателя соответствовала обычной прямоугольной комнате, даже если один ее угол находится от него на гораздо большем расстоянии, чем другой. Человек, стоящий в ближнем (к наблюдателю) углу такой комнаты, выглядит великаном, а находящийся в дальнем углу - карликом. Эта иллюзия предполагает, что наблюдатель смотрит одним глазом и держит голову неподвижно. Подобные курьезы геометрической перспективы хорошо известны, и первые упоминания о них датируются, по меньшей мере, XVI в.

Находящийся в «перекошенной комнате» человек, с к-рым у наблюдателя сложились прочные эмоциональные связи (напр. супруг или возлюбленный), воспринимается с существенно меньшими искажениями, чем незнакомец.

Вращающееся трапецивидное окно представляет собой раму окна, выкрашенную под трапецию т. о., что ее большее основание находится ближе к наблюдателю. При вращении такого окна (вокруг вертикальной оси) оно будет выглядеть раскачивающимся взад и вперед, тогда как обычное прямоугольное окно при его вращении будет выглядеть вращающимся, и только. Принято считать, что этот эффект обусловлен нашим опытом восприятия окон.

Предметы, рассматриваемые в «зрительном вакууме», подразумевающем наличие одного только видимого объекта без к.-л. признаков промежуточной или окружающей среды, кажутся наблюдателю находящимися на расстоянии, к-рое соответствует их привычному размеру. Так, игральная карта в половину своего обычного размера выглядит как находящаяся дальше от наблюдателя, чем карта обычного размера, хотя обе они предъявляются ему на одинаковом расстоянии.

См. также Воспринимаемый размер, Иллюзии, Восприятие (перцепция), Перцептивные искажения

Р. Д. Уолк

Песчак Вид / Pecjak, Vid

Песчак Вид / Pecjak, Vid (p. 1929). Работы Песчака посвящены изучению понятий и их взаимосвязей, а также символов и их культурной обусловленности. Он обнаружил, что некоторые символы универсальны, тогда как другие являются уникальными и существуют только в рамках отдельных культур.

Пиаже Жан / Piaget, Jean

Пиаже Жан / Piaget, Jean (1896-1980). Пиаже изучал отношения, складывающиеся между субъектом познания и миром, который он стремится познать. Два самых важных понятия развиваемой Пиаже генетической эпистемологии - функциональные инварианты и структуры.

Пиковые переживания (peak experiences)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пиллсбури Уолтер Бауэрс / Pillsbury, Walter Bowers

Пиллсбури Уолтер Бауэрс / Pillsbury, Walter Bowers (1872- 1960). Пиллсбури наиболее известен как историк психологии. Его «История психологии» (History of psychology) подробно описывает процесс развития психологии из философии.

Пинель Филипп / Pinel, Philippe

Пинель Филипп / Pinel, Philippe (1745-1826). Пинель ратовал за более гуманное обращение с душевнобольными, которых в те времена многие считали нечистыми и одержимыми злым духом. Он предложил альтернативное объяснение психической болезни, связав нарушенное поведение с дисфункциями мозга.

Пинилло Жозе / Pinillos, Jose

Пинилло Жозе / Pinillos, Jose (p. 1919). Пиннилос наиболее известен своими работами по социальным аттитюдам и политическим стереотипам, а также анализом F-шкалы.

Предыдущая страница Следующая страница