Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПИР"-"ПОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПИР"-"ПОЛ")

Пирс Чарлз Сандерс / Peirce, Charles Sanders

Пирс Чарлз Сандерс / Peirce, Charles Sanders (1839-1914). Пирс утверждал, что область знания можно описать так, чтобы истинность общих утверждений могла доказываться в отношении всего знания, и что любое знание зависит от логики, которая делает возможным такое описание.

Пирсон Карл / Pearson, Karl

Пирсон Карл / Pearson, Karl (1857-1936). Пирсон внес вклад в развитие биологических, поведенческих и общественных наук. Его приложения математических и статистических методов занимают почетное место в ряду великих научных достижений.

Письменные экзамены для аспирантов (graduate record examination (GREs))

П. э. д. а. представляют собой комплект тестов достижений и тестов способностей к обучению в аспирантуре, входящий в программу тестирования, проводимого Службой тестирования в образовании (ETS) под общим руководством Совета по П. э. д. а. Созданная в конце 30-х гг. в рамках совместного проекта Фонда Карнеги для развития преподавания и неск. ун-тов восточных штатов, к настоящему времени знач. расширенная и обновленная, эта программа используется аспирантурами во мн. ун-тах и пользуется уважением среди психометристов за свои технические качества. Кандидат на поступление в аспирантуру выполняет тест способностей (aptitude test) и дополнительный (углубленный) тест (advanced test) в области избранной во время обучения в ун-те специализации. Оценки варьируют в пределах 500 ± 100 баллов стандартной шкалы. На основе показателей по этим двум тестам выводится комплексный показатель.

Тест способностей включает задания на вербальное мышление, вербальное понимание, мат. мышление и способность к интерпретации данных, содержание к-рых соответствует уровню подготовки отлично успевающих студентов выпускного курса ун-та; тест дает вербальный (V) и количественный (Q) показатели. Новый раздел теста, добавленный в 1977 и пересмотренный в 1981 г., дает аналитический (А) показатель, осн. на результатах выполнения заданий, измеряющих умение мыслить аналитически и делать логические выводы (новая редакция).

Дополнительные тесты предлагаются в 20-ти областях специализации: биология, химия, вычислительная техника, экономика, педагогика, инженерное дело, английская литература, французский язык, география, геология, немецкий язык, история, математика, музыка, философия, физика, политические науки, психология, испанский язык и социология. Нек-рые тесты дают общий показатель; другие, наряду с общим, включают и частные показатели по разделам области специализации.

Показатели V, Q и А теста способностей и общие показатели по дополнительным тестам отвечают всем профессиональным стандартам надежности. В исслед. прогностической валидности в качестве критериальных использовались такие меры, как средний балл студентов-выпускников, получение/неполучение докторской степени в течение 10 лет после окончания аспирантуры и оценки выпускных экзаменов. В целом, наиболее высокие показатели валидности дала комбинация среднего балла студентов-выпускников с показателями П. э. д. а., при этом комплексный показатель П. э. д. а. лучше предсказывал критериальные меры по сравнению со средним баллом студентов-выпускников.

См. также Тестирование способностей, Прогноз академической успеваемости студентов, Меры интеллекта, Психометрика, Тесты для отбора кандидатов

Э. Б. Пратт

Питание младенца: феномен «кафе-закусочной» (cafeteria feeding)

Клара М. Дэвис обнаружила, что если перед ребенком выставить ассортимент блюд, как это делается в кафе-закусочной, за неделю или около того он подберет себе сбалансированную диету, неважно, что один прием пищи у него будет состоять исключительно из картофельного пюре (полная норма крахмала), а другой - только из рубленого мяса с лимской фасолью (полная норма протеинов). Когда возникает потребность в определенных питательных веществах, малыш выбирает соотв. твердую или жидкую пищу, но не в силу своего «знания» о том, что ему нужна сбалансированная диета, а просто потому, что именно эта пища дает ему хорошее самочувствие.

Дэвис кроме того отметила, что хотя дети часто «позволяли себе лишнее» в потреблении какого-то одного продукта за раз, они в нужное время переключались на др. еду, чтобы в конечном счете обеспечить сбалансированное питание. Дети путем проб и ошибок научались узнавать по обонятельным и вкусовым ощущениям, какую еду выбрать, чтобы удовлетворить свои текущие физиолог. потребности.

См. также Развитие в раннем детстве, Развитие младенца

X. К. Финк

Пиццамижлио Луиджи / Pizzamiglio, Luigi

Пиццамижлио Луиджи / Pizzamiglio, Luigi (p. 1937). Пиццамижлио способствовал внедрению психолингвистических моделей для объяснения афазии и влияния полушарного доминирования на когнитивные способности.

Пищеварительная система (digestive system)

П. с. объединяет органы, участвующие в процессе разложения проглоченной пищи на молекулы, к-рые обычно усваиваются организмом. П. с. включает в себя все отделы желудочно-кишечного тракта - рот, пищевод, желудок, тонкую кишку, толстую кишку, прямую кишку, анус - и органы, выделяющие хим. соки, необходимые для пищеварительного процесса: слюнные железы, печень, желчный пузырь и поджелудочную железу.

Во рту пища пережевывается до относительно мелких частиц и смешивается со слюной, содержащей птиалин - фермент, превращающий часть крахмала в сахар. После прохождения пережеванной пищи по пищеводу и попадания ее в желудок, она активно смешивается с соляной кислотой и ферментом пепсином. С этого начинается переваривание (расщепление) белков. Пища, представляющая собой на этом этапе вязкую жидкость, называется химусом (пищевой кашицей). Когда размер пищевых частиц и хим. свойства химуса достигают требуемого уровня, открываются сфинктеры - и химус проходит в тонкую кишку. В тонком кишечнике сок поджелудочной железы, содержащий ферменты трипсин, амилазу и липазу, продолжает процесс расщепления частично переваренной пищи. Завершению пищеварительного процесса в тонком кишечнике способствует дополнительная секреция желчи, к-рая вырабатывается в печени и накапливается в желчном пузыре.

Полностью переваренная пища (питательные вещества) всасывается стенками тонкой кишки и доставляется по кровеносной системе всем частям организма. Назначение толстой кишки - накапливать непереваренные отходы и всасывать небольшое количество воды и минеральных веществ.

Р. М. Стерн

Пищевая депривация (food deprivation)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Планы исследований на одном объекте (single-subject research designs)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Платон / Platon

Платон / Platon (427-327 гг. до н. э.). Влияние Платона на западноевропейскую мысль было неоценимым, распространяясь на метафизику, эпистемологию, этику, политику, математику и ряд отраслей естествознания.

Плацебо (placebo)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Плотин / Plotinus

Плотин / Plotinus (205-270). Плотин описывал душу как единую, абсолютно независимую от тела сущность, неразрушимую и бессмертную. Он полагал, что связь души с телом являлась одной из коллатеральных форм ее существования, предполагавшего не соединение, а нахождение души рядом с телом, которая таким образом существует сама по себе.

Побеги из дома (runaway behavior)

П. из д., или уход детей из семьи без разрешения родителей - поведение, упоминаемое уже в самых ранних ист. источниках. В США этот вид поведения составляет проблему, заслуживающую внимания специалистов и общественности. Приблизительные оценки числа ежегодно совершаемых П. из д. колеблются от полумиллиона до млн случаев.

Побег ребенка из дома - всегда стрессовое, возможно, даже драматическое, событие для семьи, ибо часто имеет следствием преступное поведение беглеца или превращение его в жертву преступления, тогда как для об-ва П. из д. означают непроизводительные затраты и утечку ресурсов. Конфликт между родителями и детьми - чрезмерный (в случае девочек) и недостаточный (в случае мальчиков) контроль - типичен для семей, из к-рых убегают дети. Большинство потенциальных беглецов часто прогуливают занятия и почти не принимают участия в жизни школы. Перечень причин, вызывающих П. из д., оказывается весьма внушительным и включает родителей, полицию, наркотики, ответственность за содеянное, плохое питание, соблазны большого города, учителей, любовь, ненависть, дурную компанию, очень хороших друзей, затруднительное положение и переход в младшую среднюю школу.

До П. из д. потенциальные беглецы чаще соприкасаются с полицией и чаще имеют опыт употребления наркотиков, чем те, кто не покидает семью. После побега дети и подростки подвергаются еще большему риску втянуться в преступное поведение и употребление наркотиков, а когда их задерживают и помещают под надзор органов по делам несовершеннолетних, делинквентное поведение усиливается.

См. также Отрочество-юность

Г. Мэнистер

Поведение игроков (gambling behavior)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поведение приматов (primate behavior)

Поскольку отряд Primates насчитывает более 200 видов, вес к-рых колеблется от 100 г до более чем 100 кг, их ареалы обитания распространены от тропических дождевых лесов до зоны умеренного климата с обильными снегопадами, а их соц. группы варьируют от двух до неск. сотен особей, ведущих и ночной, и дневной образ жизни, трудно ожидать у представителей этого отряда одинакового поведения. Однако существует ряд сходных особенностей развития, а тж общих физ., сенсорных, моторных и, следовательно, поведенческих характеристик, типичных для мн. видов приматов, что позволяет нам увидеть нек-рые черты сходства в их поведении.

Одна из общих характеристик приматов заключается в том, что самки, как правило, рождают одного детеныша, и у последних нет родных братьев и сестер одного с ними возраста, а следовательно нет ни товарищей, ни соперников в период роста. Тем не менее, детеныш не остается без внимания, поскольку новорожденные у мн. видов вызывают интерес др. взрослых и полувзрослых самок или молодняка. Более того, у приматов обычно отмечается длинный период детства и юности, к-рый длится у мн. видов неск. лет; следовательно, существует тесная и продолжительная зависимость от матери. В течение этого периода самец защищает беспомощную, занятую только уходом и присмотром за детенышем самку. Т. о., между ними устанавливаются тесные связи, сохраняющиеся на протяжении всей жизни. Долгий ювенильный период дает возможность молодежи изучить правила соц. стратификации и коммуникации, приобрести знания об окружающей среде (расположении мест водопоя, границах домашней территории и строительстве гнезда, если для данного вида характерно его наличие), а тж приобрести физ. навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Еще одной характеристикой мн. приматов яв-ся многообразие поз и способов передвижения, что особенно характерно для обезьян.

Самой замечательной характеристикой нек-рых видов приматов яв-ся верхняя граница их способности к когнитивным достижениям. Они обладают способностью представлять и модифицировать информационный входной сигнал на внутреннем уровне, что позволяет им реагировать на раздражитель после того, как он исчез, распознавать сигналы, значение к-рых меняется в зависимости от обстоятельств, идентифицировать раздражитель (напр. при ощупывании вслепую отличать шар от др. объемных фигур после того, как его показали им (кросс-модальный перенос)). Др. виды когнитивной деятельности включают использование символов как средства коммуникации. Вопрос о том, демонстрирует ли эта активность использование языка, близкого по определению к челов. языку, пока еще яв-ся предметом споров; тем не менее, приматы достигают такого высокого уровня навыков, к к-рому не приближается ни один представитель др. видов.

Этологи отстаивали т. зр., что у низших животных поведение регулируется, в основном, не научением, а генетическими факторами. Эксперименты, в ходе к-рых скрещивали представителей близкородственных, но обладающих различным поведением видов, показали, что паттерны поведения потомства соответствуют предсказаниям, осп. на менделевских законах наследования.

См. также Инстинктивное поведение животных, Социобиология животных, Этология, Наследуемость

А. Риопелле

Поведение растений (plant behavior)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поведенческая медицина (behavioral medicine)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поведенческая терапия (behavior therapy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поведенческая терапия: проблемы и вопросы (behavior therapy: problems and issues)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поведенческая токсикология (behavioral toxicology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поведенчески выверенные оценочные шкалы (behaviorally anchored rating scales)

П. в. о. ш. (BARS) - подход, к-рый П. Смит и Л. М. Кендалл разработали в 1963 г. с целью создания строгой, хорошо структурированной оценочной (рейтинговой) шкалы для применения в сфере труда. Этот подход основан на методе критических случаев Дж. Фланагана, к-рый описывал реальные образцы (случаи) поведения на рабочем месте, релевантные успешному или неуспешному выполнению трудового задания.

На данный момент созданы 2 разновидности П. в. о. ш.: поведенческие шкалы ожидания (behavioral expectation scales, BES) и поведенческие шкалы наблюдения (behavioral observation scales, BOS). Разработка шкал с использованием обоих подходов может требовать значительных временных затрат и привлечения мн. людей, поэтому применение этих процедур обычно ограничивается крупными орг-циями, в к-рых категории работы предполагают множество должностей (или рабочих мест) в каждой.

Обе процедуры BARS начинаются одинаково. Экспертов (как правило, непосредственных руководителей или исполнителей конкретной работы) приглашают принять участие в заседаниях различных групп. В процедуре BES, первая группа экспертов описывает осн. измерения, или характеристики данной работы, после чего вторая группа разрабатывает эпизоды (случаи) выполнения работы, соответствующие различным уровням каждого из выделенных первой группой измерений. Третью группу просят сделать «обратный перевод» работы первых двух групп, т. е. распределить представленные ей в случайном порядке формулировки эпизодов по соответствующим категориям. Формулировки эпизодов, не попавшие в соответствующую категорию работы или в соответствующее измерение, отбрасываются вследствие их неопределенности. Четвертую группу просят присвоить числовые оценки оставшимся формулировкам эпизодов. И снова пункты с расхождением оценок (высокое стандартное отклонение) изымаются из набора формулировок эпизодов. Наконец, двух непосредственных руководителей просят оценить каждого своего работника, и в заключении проводится анализ на предмет того, являются ли выделенные измерения работы независимыми.

Процедура BOS также начинается с того, что группа экспертов разрабатывает описания поведенческих эпизодов. Последующие встречи группы связаны с уточнением и редактированием этих описаний, разнесением их по измерениям работы и определением того, яв-ся ли эти описания и измерения настолько независимыми, насколько это возможно. Затем к.-л. из подчиненных оценивается по каждому эпизоду или пункту с использованием шкалы, варьирующей от 7 (очень часто) к 1 (очень редко). Подобным образом можно встроить все эпизоды в шкале и определить их вклад в общую оценку. Основным преимуществом процедур BARS, по-видимому, яв-ся вовлечение орг-ции в процесс разраб., что обеспечивает поддержку с ее стороны при последующем внедрении и использовании шкалы.

См. также Профессиографический анализ, Шкалирование по Лайкерту, Шкалирование, Шкалирование по Терстоуну

Л. Бергер

Поведенческие контракты (behavioral contracts)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поведенческие ритмы человека (human behavioral rhythms)

Возможности взрослого чел. значительно изменяются в зависимости от времени, и некоторые колебания оказываются достаточно регулярными, чтобы называться ритмическими. К наиболее очевидным П. р. ч. относятся суточные или циркадные ритмы, наглядно иллюстрируемые множеством различий между состояниями сна и бодрствования. Однако ссылка на период сна дает неполное описание 24-часового ритма. Если состояние бодрствования искусственно навязывается в ночные часы, то такие функции, как вигильность, распознавание паттернов, время реакции, координация и решение задач существенно ухудшаются в период 3-4 часов ночи по сравнению с обычным временем челов. деятельности. Этим объясняется, по крайней мере частично, более низкая производительность труда и более высокий процент несчастных случаев на производстве в ночную смену по сравнению с дневной. Кроме того, когда в обычные часы бодрствования проводятся равномерно распределенные во времени многократные тесты, средние результаты выполнения относительно простых заданий, как правило, лучше в более поздние, чем в ранние часы тестирования, причем разница достигает 20%.

Предпринимались попытки связать эти поведенческие циклы с такими биолог. циклами, как выработка надпочечниками кортикостерона и динамика температуры тела.

Не всякая деятельность улучшается на протяжении дня. Увеличение объема оперативной памяти на цифры в период с 8.00 до 10.30 сменяется устойчивым снижением, несмотря на продолжающееся повышение температуры тела; да и при решении более интеллектуальных задач, самые высокие показатели, по всей вероятности, достигаются в первом утреннем тесте. В качестве рабочей гипотезы высказывалось предположение, что при низкой нагрузке на память имеет место прямая связь между выполнением (performance) и температурой, а при высокой нагрузке на память эта связь становится обратной.

При нормальных условиях различные функции индивидуума находятся в относительно постоянных временных отношениях друг к другу и к циклу сон-бодрствование. Когда происходит изменение социально обусловленного графика жизни, как в случае перевода работника из дневной смены в ночную или быстрого перемещения через несколько часовых поясов, приспособление некоторых функций к новому режиму происходит практически сразу, тогда как у других функций этот процесс может занять несколько дней. В течение этого переходного периода обычные временные отношения между функциями с необходимостью утрачиваются, и возникает состояние так называемой внутренней десинхронизации, к-рое может приводить к разного рода соматическим и психол. расстройствам.

Меньше известно о более коротких циклах поведения, накладывающихся на циркадные ритмы. Был установлен базисный цикл работы и отдыха (basic rest / activity cycle, BRAC) продолжительностью от 90 до 100 минут, отражающий не только ритмическое появление эпизодов быстрых движений глаз во время сна, но изменения множества показателей выполнения в период бодрствования.

Для многих лабораторных животных были составлены графики ритмов, приблизительно соответствующих периодичности приливно-отливных, лунных и сезонных явлений природы. Что касается людей, анализ демографических данных обнаруживает систематические сезонные вариации показателей рождаемости, общей смертности и самоубийств. Некоторые показатели, по-видимому, статистически значимо связаны с географической широтой, а в некоторых странах обнаружена поразительная согласованность показателей в течение десятилетних периодов. Природу средовых факторов, порождающих такие закономерности, как и природу способности организма реагировать на них, нам еще предстоит установить.

См. также Склонность к несчастным случаям и техника безопасности, Циркадный ритм, Производительность труда работника, Ритм

Ф. Фингер

Поведенческий контраст (behavioral contrast)

П. к. относится к изменению поведения в результате перехода от одного условия подкрепления к другому. Это феномен исследуется с использованием процедур отдельных попыток и процедур свободного реагирования (оперантных). Процедура отдельных попыток (discrete-trial procedure), такая как прохождение лабиринтов, ограничивает реагирование специфической, задаваемой извне ситуацией, тогда как в условиях оперантного научения реакции не ограничиваются, по крайней мере внутри широких пределов пространства и времени. При использовании процедуры отдельных попыток животные подкрепляются в случайной ситуации и затем получают более или менее благоприятное условие подкрепления в той же самой ситуации. Последовательный положительный контраст возникает, когда выполнение задачи за теперь уже более благоприятное подкрепление улучшается вследствие предшествующего опыта с менее благоприятным видом подкрепления. Последовательный отрицательный контраст наблюдается в результате замены более благоприятного на менее благоприятное условие подкрепления; выполнение задачи подавляется в сравнении с группой, которая постоянно получала такое менее благоприятное подкрепление.

Одновременный контраст возникает, когда реакция на раздражитель изменяется вслед за изменением в условии подкрепления другого раздражителя.

В то время как одновременный положительный контраст надежно достигается при использовании оперантных процедур, одновременный отрицательный контраст обнаруживается только при специальных условиях применения этой процедуры обучения. В большинстве оперантных экспериментов реагирование не изменяется на тот раздражитель, к-рый связывается с неизменяемым режимом подкрепления, следуя более благоприятному изменению др. режима подкрепления. В целом, в ситуациях свободного реагирования при смене условий подкрепления обнаруживается скорее положительный, чем отрицательный контраст, тогда как отрицательный контраст возникает при смене условий подкрепления в ситуациях отдельных попыток.

П.к. продолжает привлекать внимание исследователей, поскольку он выглядит исключением из законов угашения реакции и генерализации раздражителя. Напр., если условие подкрепления делается менее благоприятным для раздражителя в последующем обучении, где два раздражителя связаны с эквивалентными режимами подкрепления, тогда, исходя из сходства этих двух раздражителей и от закона угашения реагирования на сигнальный раздражитель, следовало бы ожидать не усиления, а снижения мощности неизменяемого компонента подкрепления.

См. также Классическое обусловливание, Оперантное поведение, Виды подкрепления

Э. Рикерт

Поведенческое вмешательство (behavioral intervention)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поведенческое моделирование (behavioral modeling)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поветрия и мода (fads and fashions)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Повиновение (obedience)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Повреждения головного мозга (brain injuries)

П. г. м. могут иметь самые разнообразные формы и причины: метаболические или структурные аномалии, генетически унаследованные или приобретенные в перинатальный период; травма, полученная в результате несчастного случая или во время боевых действий; отравление медикаментозными препаратами, соединениями тяжелых металлов или токсичными газами; недостаточное питание; инфекции или заболевания; опухоли; нарушение мозгового кровообращения; удаление мозговой ткани хирургическим путем с целью снятия приступов эпилепсии, стойких болевых ощущений или серьезных психиатрических симптомов; естественный процесс старения.

Ранние перинатальные П. г. м., как правило, яв-ся более тяжелыми и обширными, чем те, к-рые произошли в более поздний период жизни. Ранние повреждения часто диагностируются по отклонениям в поведении, наблюдаемым в период последующего развития, поэтому время получения повреждения может быть определено лишь приблизительно на основании гипотетических событий, к-рые могли иметь место в дородовой период. Повреждения же, случившиеся после младенческого периода, часто можно связать с конкретным событием или приблизительным началом появления симптомов, а поведение до развития болезни сравнить с поведением, наблюдаемым после ее начала. Некоторые виды повреждений вызывают, как правило, более заметные аномалии, чем другие. Однако повреждение головного мозга не всегда приводит к незамедлительному появлению ярко выраженных симптомов, и определение места и тяжести повреждения может оказаться затруднительным.

С целью получения изображения пораженного участка может быть использован целый ряд специальных методов, позволяющих оценить такие показатели, как размер желудочков, характер мозгового кровотока, усвоение глюкозы отдельными участками мозга и наличие аномальных образований в ткани. Эти методы включают в себя эхоэнцефалографию, пневмоэнцефалографию, ангиографию, рентгеноскопию, компьютерную томографию, ПЭТ (позитронно-эмиссионную томографию) и ЯМР-интроскопию (основанную на использовании явления ядерно-магнитного резонанса).

Локальные П.г.м. также приводят к поведенческим аномалиям, к-рые могут быть оценены количественно и качественно с помощью чувствительных тестов (проб) частично или полностью утраченных функций. Когнитивные и интеллектуальные дефекты можно оценить посредством квалифицированного проведения и интерпретации тестов, разработанных специально для того, чтобы выявлять нарушения органического происхождения.

См. также Головной мозг, Лоботомия, Органические церебральные синдромы, Психохирургия

М. Оскар-Берман

Повторение (rehearsal)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пограничная личность (borderline personality)

Исходя из того, что мн. пациенты демонстрируют смешанные симптомы неопределенной степени тяжести и меняющегося характера, некоторые теоретики предложили официально использовать понятие П. л. для характеристики среднего уровня интеграции личности или тяжести прогноза.

Наиболее выраженным симптомом, приписываемым П. л., является глубина и изменчивость их настроения. П. л. обычно испытывают продолжительные периоды подавленности и разочарования, по временам перемежающиеся короткими эпизодами эйфории и значительно более частыми эпизодами раздражительности с саморазрушающим поведением и импульсивными вспышками гнева. Большинство людей с этим типом личности имеют изменчивую, пеструю биографию, идет ли речь о межличностных отношениях, учебе или работе. Немногим удается достижение взрослых целей, у большинства отмечается неровность в выполнении нормальных соц. функций и обязанностей. В их жизни не редки поражения и неудачи, им не достает благоразумия и умения предвидеть события, они склонны к отклонению от первоначальных устремлений и неспособны использовать природные данные. Большинство не в состоянии извлекать уроки из прошлого неудачного опыта и продолжают попадать в те же самые сложные ситуации и затруднительные положения. Чрезвычайно часты нарушения идентичности и целей, проявляющиеся в неопределенностях в отношении самооценки, половых ролей и профессиональных намерений. Их периодически проявляющаяся склонность угрюмо перечить окружающим часто сменяется субъективными чувствами изоляции, внутренней пустоты и скуки.

Относительная новизна этой официальной диагностической рубрики объясняет отсутствие ист. традиции или клинической литературы. Тем не менее, имеются предшественники категории П. л., относящиеся по существу к той же констелляции признаков. Исходя из биосоциального (с ориентацией на теорию научения) подхода к личности, Т. Миллон сформулировал следующие диагностические критерии П.л. в работе Disorders of personality («Расстройства личности»).

- Интенсивные эндогенные настроения (напр., настроение индивидуума все время не соответствует внешним событиям: он либо подавлен, либо возбужден, либо переживает повторяющиеся периоды уныния и апатии, перемежающиеся вспышками гнева, тревоги или эйфории).

- Нарушенная регуляция уровня активации (напр., переживание беспорядочных приливов энергии и нарушение цикла сна - бодрствования; характерны периоды, в к-рых аффективное равновесие и уровень активации постоянно находятся под угрозой).

- Осуждающее самосознание (напр., индивидуум демонстрирует повторяющиеся мысли о членовредительстве и самоубийстве; дурное настроение и неадекватное поведение периодически искупаются раскаянием и самоуничижением).

- Тревога зависимости (напр., индивидуум озабочен завоеванием симпатий и сохранением эмоциональной поддержки, остро реагирует на расставание, жалуется на постоянно преследующий страх изоляции и утраты).

- Когнитивно-аффективная амбивалентность (напр., индивидуум часто пытается во что бы то ни стало выразить аттитюды, не соответствующие собственным чувствам; одновременно переживает конфликтующие эмоции и мысли в отношении себя и других, особенно любовь, ярость и вину).

См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств, Расстройства личности

Т. Миллон

Подготовка руководящих кадров (management development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поддерживающий уход (supportive care)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подкрепление (reinforcement)

Формулировка «закона эффекта» Торндайка выглядит следующим образом.

Закон эффекта гласит: ил неск. реакций на одну и ту же ситуацию, те, к-рые сопровождаются или сменяются состоянием удовлетворения животного, будут, при прочих равных условиях, более тесно связываться с этой ситуацией, так что при ее повторении они будут возникать с большей вероятностью; те реакции, к-рые сопровождаются или сменяются состоянием дискомфорта [раздражающим воздействием], будут, при прочих равных условиях, образовывать более слабые связи с этой ситуацией, так что при ее повторении они будут возникать с меньшей вероятностью. Чем в большей степени будет испытываться удовлетворение или дискомфорт, тем в большей степени будет усиливаться или ослабляться эта связь.

С развитием теории П., гл. обр. усилиями Кларка Л. Халла, ключевые термины в формулировке «закона эффекта» - «удовлетворение» и «дискомфорт» - трансформировались в положительное и отрицательное П. Положительное и отрицательное П. - это теорет. понятия, так же как и их предшественники - удовлетворение и дискомфорт, в формулировке Торндайка. Эти эффекты вызываются путем манипулирования более объективными условиями, положительными «подкрепителями» (вознаграждениями, или «удовлетворителями» в терминологии Торндайка) и отрицательными «подкрепителями» (наказующими или раздражающими воздействиями в терминологии Торндайка). Каким бы ни был эффект - положительным или отрицательным, П. зависит от того, подается или устраняется положительный или отрицательный «подкрепитель». Положительное П. может обеспечиваться либо предъявлением вознаграждения, либо устранением наказания в момент осуществления реакции; отрицательное П. может обеспечиваться либо предъявлением карательной меры (наказания, штрафа), либо лишением вознаграждения при появлении реакции. Эти 4 сочетания положены в основу классиф. типов оперантного обусловливания: а) обучение получению вознаграждения : крыса получает пищу после нажатия на рычаг в ящике Скиннера; б) обучение активному избеганию: крыса избегает удара электрическим током, перебегая в противоположную часть клетки с чередующимися участками подачи напряжения; в) обучение пассивному избеганию: крыса подвергается ударам электрического тока, если она спускается с безопасной площадки на окружающую ее сетку; г) обучение бездействию: крыса получает пищу лишь тогда, когда она не нажимает на рычаг в ящике Скиннера.

См. также Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание

Г. А. Кимбл

Подпороговая психодинамическая активация (subliminal psychodynamic activation, SPA)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подпороговое воздействие (subliminal influence)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подпороговое восприятие (subliminal perception)

В конце 1950-х гг. большую обеспокоенность в об-ве вызвали заявления о том, что существует метод предъявления рекламных сообщений, к-рый может влиять на поведение на бессознательном уровне. Процедура подразумевала использование быстро появляющихся на экране сообщений, размер, скорость или яркость к-рых представлялись явно недостаточными для того, чтобы вызвать их осознание. Такие стимулы наз. подпороговыми. П. в. происходит в тех случаях, когда такие стимулы, даже если они оказываются незамеченными, каким-то образом оказывают воздействие на последующее поведение.

Существуют серьезные сомнения в отношении способности подпороговых стимулов оказывать существенное влияние на поведение, не говоря уже о возможности их использования для побуждения людей к совершению конкретных действий или усвоению определенных аттитюдов. Большинство имеющихся фактов говорит о том, что испытуемые сталкиваются со значительными трудностями при извлечении смысла из подпороговых стимулов. По-видимому, воздействие такого рода скрытых стимулов, скорее всего, проявляется на аффективном, или эмоциональном уровне.

Одной из ил. роли эмоциональных факторов в П. в. может служить феномен перцептивной защиты. Этот процесс, благодаря к-рому возникает эмоциональная, но неосознаваемая реакция на стимулы, иногда тж наз. субцепцией.

См. также Восприятие (перцепция), Избирательное внимание

С. Корен

Подходы к учению (approaches to learning)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Позитивизм (positivism)

П. - это строгая форма эмпиризма, придающая особое значение философии науки. Основоположником П. считается Огюст Конт, полагавший, что совр. ему, «научной» стадии развития человечества предшествовали «теологическая» и «метафизическая» стадии, причем характерной особенностью этого стадиального развития яв-ся то, что каждая последующая стадия менее обременена предрассудками, чем предыдущая. По мнению Конта, осн. задача науки - описание, прогнозирование и контроль. Ученый начинает с точного описания наблюдаемых событий, из к-рого м. б. извлечены мат. законы, описывающие естественные закономерности. А как только в распоряжении ученого оказываются законы, у него появляется возможность делать прогнозы. В конце концов подтвержденные научные законы делают доступным контроль над природой, поскольку выявленными причинно-следственными связями можно управлять, а значит, можно добиваться желательных и прогнозируемых целей. Хороший ученый должен избегать попыток объяснять причины тех или иных событий, особенно в тех случаях, когда речь идет о сущностях, наблюдать к-рые невозможно. Постулирование невидимых причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки.

В психологии П. оказал влияние на бихевиоризм и положил начало операционализму. Психолог-позитивист стремится убрать из научной психологии все ссылки на разум, поскольку считает, что только так психология может избежать скатывания к религиозным предрассудкам. Для позитивиста понятие «разум» - ненаучное понятие, а психология должна описывать, прогнозировать и контролировать лишь то, что поддается наблюдению, т. е. поведение.

См. также Бихевиоризм, Эмпиризм, Операционализм, Философия науки

Т. Лихи

Познание (cognition)

П. (когниция) - это «родовой термин, используемый для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний», - утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе «Сознание в современной психологии» (Consciousness in contemporary psychology). В указателе к «Принципам психологии» (Principles of psychology) У. Джеймса после слова П. идет «см. знание (knowing)». Т. о., П. охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции, процессы (возрастного) развития, решение проблем, а тж область искусственного интеллекта.

Большинство когнитивных психологов едины в том, что объяснения функционирования разума не обязательно должны строиться на уровне наблюдаемого поведения, достаточно исследовать релевантные явления, происходящие в НС. А. Л. Блюменталь указывал в «Процессе познания» (The process of cognition), что следует разграничивать исслед. двух категорий вопросов: первая касается содержания челов. знания, а вторая - природы ментальных процессов, делающих возможным усвоение и использование такого знания. Это разграничение относится к более общему типу разграничения «содержание/процесс».

Джозеф Р. Ройс показал, что предложенная Гилфордом модель структуры интеллекта включает 28 когнитивных, или познавательных факторов, и что его три способа получения знаний образуют класс когнитивных процессов. Блюменталь тж высказал мысль о том, что когниции могут представлять собой все что угодно, предположительно имеют отношение к реальности и не квалифицируются как знание.

Главной темой совр. когн. психол. яв-ся конструктивистский лозунг: челов. П. - активный процесс. Анализ когнитивных процессов с позиций обработки информ. предполагает их разбиение на последовательность упорядоченных стадий изменений информ., представленной в головном мозге. Каждая стадия в этой последовательности обработки информ. - от восприятия до действия - соответствует специфической ментальной активности или предмету познания.

См. также Обработка информации, Теория обработки информации, Умственные образы, Перцептивная организация, Модель структуры интеллекта

Н. С. Андерсон

ПОИР (GRIT)

ПОИР - постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности (Graduated and Reciprocated Initiatives in Tension reduction [GRIT]) - предложенная стратегия избежания ядерной эскалации и войны. «Просчитанная» эскалация предназначается для того, чтобы подтолкнуть подлых врагов достигнуть их предельного (превышающего разумный риск) уровня вооружений до того, как благородные «наши» достигнут своего. Эта стратегия обладает четырьмя отличительными свойствами: а) эти шаги инициируются односторонним образом; б) каждый шаг побуждает врага к взаимному ответу, по возможности более агрессивному; в) такие шаги яв-ся неизбежно прогрессирующими по своему характеру в силу непредсказуемости технологических прорывов, ограничений, накладываемых материально-техническим обеспечением тыла, и колеблющегося уровня воспринимаемой угрозы; г) «просчитанная» эскалация с очевидностью приводит к увеличению напряженности, конечным рез-том к-рой яв-ся военное решение, приводящее к победе, поражению или (в наше время), вероятно, даже к взаимному уничтожению.

Применение стратегии ПОИР

Стратегия ПОИР подвергалась многочисленным экспериментам, однако гл. обр. в рамках психол. лабораторных исслед. Существовали отдельные случаи реализации, напоминающих стратегию ПОИР шагов в реальном мире, но, по большей части, вызванные специфическими событиями, всегда носившие непоследовательный характер, и никогда не отражавшие действительного перехода на рельсы этой базовой стратегии.

Единственным исключением был «эксперимент Кеннеди», в к-ром он наметил «стратегию мира», дав высокую оценку достижениям русских и провозгласив первую одностороннюю инициативу. США прекратили все свои ядерные испытания в атмосфере.

Приветствуя эту инициативу США, Хрущев выступил с ответной речью, в к-рой он объявил, что прекращает пр-во стратегических бомбардировщиков в России.

Решение о заключении договора по прекращению ядерных испытаний, до тех пор постоянно откладывавшееся, было достигнуто.

Каково было психол. воздействие этого эксперимента ПОИР? Лишь немногие из людей, живших в тот период времени, смогли бы отрицать, что это привело к определенному потеплению отношения американцев к русским, и то же самое можно сказать об отношении русских к американцам.

Обострение конфликтов, сопровождающееся новым витком ядерных вооружений, несомненно, приводит к величайшему риску. Простое бездействие - сохранение зафиксированным достигнутого статус-кво, к-рый и без того предполагает слишком высокий уровень вооружений противоположной стороны и напряженности, - тж сопряжено с известным риском с позиций долговременной перспективы.

См. также Политические ценности, Социопсихологические детерминанты войны и мира

Ч. Э. Осгуд

Поиск «козла отпущения» (scapegoating)

П. к. о. - это процесс подбора замещающей жертвы, на к-рую изливается гнев. Осуждая «козла отпущения», можно изливать свои чувства, не направляя свой гнев на фактически вызвавший его объект и не осуждая (или не обвиняя) себя. В библейские времена израильтяне очищались от своих грехов, позволяя козлу, символически несущему на себе их прегрешения, убегать в пустыню. С совр. психол. т. зр., П. к. о. соответствует бессознательной проекции.

Наиболее наглядная ил. П. к. о. в совр. мире - события, происходившие в нацистской Германии. Невзирая на то, что самые драматические примеры П. к. о. относятся к области межгрупповых отношений, этот процесс, по-видимому, чаще всего используется в индивидуальных взаимоотношениях.

См. также Виктимология

У. Э. Грегори

Поиск ощущений (sensation seeking)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Показания экспертов (expert testimony)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Полевые исследования (field research)

Цель П. и. в наиболее общем смысле- применение научного метода к практ. челов. проблемам в организационных контекстах. П. и. связывает разраб. программы/продукта и оценку их внедрения. Движение П. и. в образовании было призвано заполнить существующий разрыв между рез-тами научно-пед. исслед. и практикой образования и наладить более тесное сотрудничество между исследователями и практиками.

Цель и последовательность шагов П. и. в бизнесе и промышленных орг-циях те же, что и в контексте образования. Собираются данные в отношении существующей в системе проблемы; на основе этих данных производятся изменения в работе системы; снова собираются данные и оцениваются последствия этих изменений. Т. о., модель П. и. яв-ся процедурой динамической, информативной обратной связи, отвечающей актуальным практ. запросам в системе пли орг-ции.

Критики модели П. и. указывают на то, что ученые не должны скатываться до наивного «здесь-и-сейчас» эмпиризма, а основываться на данных предыдущих исслед. и определенного вида теорет. концепциях. Утверждается тж, что П. и. страдают проблемами недостаточного контроля посторонних переменных и недостаточной обобщаемостью их рез-тов. С положительной стороны, несмотря на то, что за четверть века П. и. в школах еще не полностью преодолели разрыв между научными исслед. и практикой, они позволили педагогам-практикам приобрести большую информированность и понимание в отношении методов и рез-тов научных исслед. Все больше учителей и др. практиков в образовательных и иных учреждениях включаются в проведение П. и., хотя такие исслед. по большей части яв-ся разновидностями опросов или квазиэкспериментов, а не контролируемыми экспериментами.

См. также Активное исследование, Полевые эксперименты, Методология (научных) исследований

Л. Р. Эйкен

Полевые эксперименты (field experimentation)

Вплоть до 1940-х гг. большинство психол. экспериментов проводились в контролируемых лабораторных условиях. С тех пор в небольшую, но постоянно увеличивающуюся часть исслед. стали включать эксперименты, организованные в нелабораторных, полевых условиях.

Концептуальное и методологическое обоснование полевых in vivo экспериментов шло с двух сторон. Бурный рост исслед. по проблемам соц. психологии (напр., формирование аттитюдов, предубеждения, групп. процессы, конформность) заставил мн. исследователей задуматься о том, не искажаются ли существенным образом эти важные переменные в искусственных лабораторных условиях. Одним из рез-тов этого стало прогрессирующее использование лабораторного обмана и доведение эксперим. «инсценировок» до высокой формы иск-ва; др. же итогом - увеличение числа полевых исследований. Параллельно полевые эксперим. методы начали использоваться для изучения эффектов широкомасштабных соц. программ, к-рые принципиально не могли быть подвергнуты проверке в лабораторных условиях.

Соц. психология всегда находилась в конфликте с реальной жизнью по поводу того, в какой степени изучаемые переменные могут исследоваться в лаборатории. На социально-психол. традицию проведения П. э. оказала сильное влияние серия исслед. по групп. динамике, проведенных в 1940-х гг.

Др. важной традицией П. э. с широким привлечением психологов стала оценка и разраб. соц. программ и гос. политических решений. Большая часть этих разраб. началась в 1960-х гг., параллельно со значительным увеличением гос. финансирования на решение соц. проблем. В П. э. этого типа «независимой переменной» обычно была широкомасштабная и комплексная соц. программа, к-рая могла обслуживать мн. клиентов («испытуемых», в терминах эксперимента) в течение неск. месяцев или лет. Эксперим. план обычно предусматривал случайное распределение отдельных лиц, групп или орг-ций в отношении одной или неск. альтернативных коррекционных соц. программ.

Распространение экспериментирования на область оценки соц. программ сопровождалось ростом соотв. методологической и концептуальной литературы. Поскольку независимой переменной в П. э. по оценкам соц. программ являлась как таковая крупная соц. система, большая часть этой «методологической» литературы в действительности концентрировалась вокруг вопросов управления и материально-технического обеспечения. Напр., для того чтобы достичь эффекта от эксперим. соц. программ, воздействие (программа) должно постоянно поддерживаться на всем протяжении исслед. и вводиться целиком с самого начала. Огромную роль при этом начинают играть вопросы управления, при этом неуклонно растет объем свидетельств, что слабые эффекты воздействия в П. э. могут быть рез-том слабости самих воздействий. Для успешного проведения П. э. психологам требуется соотв. квалификация в дополнение к методологии qua методологии.

П. э. будут и дальше использоваться в традиционных психол. исслед., при этом их роль в разраб. и оценке гос. программ будет возрастать. Несмотря на существование материально-технических и управленческих проблем, П. э. остается мощным методологическим инструментом для выявления эффектов соц. переменных в реальных условиях.

См. также Экспериментальные планы, Полевые исследования, Методология (научных) исследований

Л. Торнацки

Полезависимость (field dependency)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница