Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРИ"-"ПСИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРИ"-"ПСИ")

Прикладные исследования (applied research)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Принс Мортон / Prince, Morton

Принс Мортон / Prince, Morton (1854-1929). Принс описал случай множественной личности, состоящей из трех отдельных личностей - святого, дьявола и женщины, - сменявших одна другую. Две из этих личностей не были известны третьей.

Принцип экономии (law of parsimony)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Принятие роли (role taking)

Понятие роли - центральное в соц. психол., связывающее личный и соц. уровни орг-ции. Ожидаемое поведение осуществляется и оценивается самим чел. и др. с т. зр. личных и соц. норм; последние увязываются между собой в осмысленные единицы, называемые ролями. Межличностные и конвенциональные соц. роли образуют аналитически разделяемые контексты, с учетом к-рых поведение предвосхищается, реализуется и оценивается. Несмотря на то, что терминология в этой области еще не устоялась, П. р. обычно относят к воображаемому конструированию роли, разыгрываемой (или исполняемой) кем-то др.; П. р. является процессом, к-рый обеспечивает управление поведением благодаря непрерывному обмену интеракциями. В контексте «я - другой» П. р. присутствует в той степени, в какой на поведение субъекта влияет его собственное представление о роли др.

Существует важное различие между П. р. и исполнением ее. Любое поведение, демонстрируемое и оцениваемое в соответствии с межличностными и/или принятыми в об-ве ожиданиями, скорее можно назвать исполнением или разыгрыванием роли, чем П. р. Тем не менее считается, что не существует такой вещи, как П. р. без исполнения ее, так же как и исполнения роли без П. р.

См. также Разыгрывание ролей

М. С. Блумбаум

Принятие управленческих решений (management decision making)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Приобретенные побуждения (acquired drives)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Приучение к горшку (toilet training)

Практика приучения детей к горшку служит причиной множества тревог и огорчений родителей и вызывает многочисленные дискуссии среди специалистов. По мнению З. Фрейда, неправильное П. к г. может привести к серьезной жизненной травме ребенка. Другие же утверждают, что процесс П. к г. усиливает эгоцентрическую природу маленького ребенка.

Фокс и Эзрин считают, что существует 4 «предварительных соображения», к-рые надлежит учитывать перед началом приучения ребенка к горшку: возраст, способность контролировать свой мочевой пузырь, физ. готовность и готовность к обучению. По их мнению, в возрасте 20 мес. ребенок «вполне способен обучаться ходить на горшок». Далее они указывают на то, что ребенок оказывается готовым к обучению ходить на горшок, когда он демонстрирует способность контролировать свой мочевой пузырь при помощи количества и силы испускаемой струи мочи. На готовность ребенка указывает тж присутствие хорошей «координации пальцев и рук», достаточной для того чтобы поднимать предметы, а тж способности самостоятельно ходить. Наконец, Фокс и Эзрин указывают, что о готовности к обучению ходить на горшок свидетельствует способность ребенка следовать простым указаниям и/или подражать действиям взрослых.

См. также Отношения «родитель-ребенок»

Д. Л. Холмс

Проверка гипотезы (hypothesis testing)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Проверка нулевой гипотезы (null hypothesis testing)

Научное исслед. начинается с идеи о том, что определенное утверждение, вероятно, истинно. Это утверждение, независимо от его формы или сложности, наз. первоначальной (исходной) гипотезой.

Каждое такое утверждение допускает противоположное утверждение, наз. нулевой гипотезой. При анализе полученных в исслед. данных принимается решение либо отвернуть, либо принять нулевую гипотезу. (Строго говоря, нулевая гипотеза в действительности не принимается; нам просто не удается ее отвергнуть. Это различие часто смазано.)

Рассмотрим следующее утверждение: при воздействии А меньше людей будет удовлетворять заданному критерию (чему-то научится, выздоровеет, получит вознаграждение), чем при воздействии В. В этом случае нулевая гипотеза может звучать так: доля лиц, удовлетворяющих критерию в группах А и В, одинакова. Ее невозможно подтвердить собранными фактами. Наступает момент, когда одной интуиции недостаточно: требуется их специальный анализ, осн. на теории вероятностей.

Наш поясняющий пример дает возможность обозначить следующие осн. принципы и термины.

1. Люди составляют выборку из более широкой (генеральной) совокупности. Нулевая гипотеза относится к этой совокупности, а не к выборке. Применительно к генеральной совокупности данная гипотеза о полном отсутствии различий является либо истинной, либо ложной.

2. Различие значимо, если вероятность его получения в выборке при условии истинности нулевой гипотезы достаточно мала.

3. Исследователь решает, будет ли результат достаточно значимым, рассматривая риск ошибки двоякого рода. Существует 4 возможных варианта такого решения: а) правильно принимается истинная гипотеза; б) ошибочно отклоняется истинная гипотеза (ошибка I рода); в) ошибочно принимается ложная гипотеза (ошибка II рода); г) правильно отклоняется ложная гипотеза. При принятии решения исследователю следует учитывать относительную важность двух этих ошибок и соотв. им вероятности, а не бездумно принимать ошибку I рода равной 0,05 или менее как значимую.

4. Нулевая гипотеза всегда яв-ся ненаправленной, тогда как исходная гипотеза может быть как ненаправленной, так и направленной. При этих условиях (направленная или ненаправленная исходная гипотеза) могут существовать нек-рые разногласия по поводу определения уровней значимости.

См. также Проверка гипотезы, Вероятность, Статистический вывод, Статистика в психологии

Р. М. Гийон

Прогноз академической успеваемости будущих студентов (college academic prediction)

Термином college academic prediction принято обозначать процедуру прогнозирования успешности или неуспешности конкретного лица в обучении на основе информ., имеющейся на момент поступления в колледж. Различные ин-ты и исследователи используют с этой целью различные комбинации оценок из школьных аттестатов, тестов способностей, тестов достижений и тестов личности. Обычно такие прогнозы формируются в отношении различных профилирующих предметов и для различных ин-тов. Данные, прогнозирующие оценку А в одном ин-те, могут прогнозировать лишь оценку С в другом, а данные, прогнозирующие оценку А по «живым» языкам, могут прогнозировать оценку С по аптечному делу и т. д. Вероятно, это отчасти вызвано тем, что различные ин-ты привлекают к себе различных по типу личности людей, так что инженер из одного ин-та может отличаться от такого же инженера из другого. Одни ин-т может привлекать лиц, ориентированных на профессиональную практ. деятельность, в то время как другой привлекает тех, кто интересуется н.-и. и теорет. деятельностью. Кроме того, вследствие отличия профессорско-преподавательского состава в одном ин-те от такового в др. ин-те, преподаватели по-разному оценивают студентов. Юридический факультет Калифорнийского ун-та в Беркли заметно отличается от юридического факультета Калифорнийского ун-та в Сан-Франциско. Первый имеет постоянный штатный состав преподавателей, тогда как преподавателями второго являются практикующие юристы. Первый привлекает в рамках дневного обучения студентов, интересующихся теорией права; второй привлекает в рамках заочного и вечернего обучения студентов, преим. интересующихся ее практ. приложениями. Факторы личности требуют к себе большего внимания в сравнении с существующей практикой: если пренебречь такой характеристикой студента как «отшельник» («loner»), этот студент может быть принят за потенциального «троечника» («С» student), однако он становится «отличником» («А» student) по причине соперничества со своими гораздо более социально ориентированными однокурсниками. Такие тесты прогнозируют последствия гораздо лучше, нежели интервью или рекомендации; чем более они специфичны, тем точнее прогноз.

См. также Тесты академических способностей, Тестирование способностей, Образованность и достижения

У. Э. Грегори

Программные средства (computer software)

Термин аппаратное обеспечение ЭВМ (computer hardware) относится к конфигурации электронных и электромеханических устройств, к-рые составляют отдельный компьютер. Термин П. с. ЭВМ используется для обозначения любой программы, или последовательности логических команд, к-рая предписывает аппаратным средствам выполнить последовательность действий, необходимых для решения определенной задачи. Компилятор позволяет писать программу в знакомых терминах, к-рые затем переводятся на машинный язык, и уже команды на этом языке заставляют компьютер выполнить требуемую задачу. Вероятно, наиболее известными психологам компиляторами яв-ся FORTRAN и BASIC. Гибридная программа (hybrid program) изначально пишется на машинном языке и загружается в компьютер для выполнения специфической задачи. Так, конкретная программа тестирования представляет собой набор инструкций для компьютера, к-рые предписывают порядок предъявления заданий теста, дают команду сохранить ответы тестируемого, а по завершении теста - предписывают рассчитать общую оценку и напечатать ее. Наиболее часто используемые психологами П. с. - это специфические пакеты программ для проведения статистического анализа. Второй и вероятно более привлекательной для психологов областью разраб. П. с. яв-ся проведение психол. экспериментов. Проще говоря, компьютеры можно использовать для предъявления стимулов в определенных последовательностях и, при необходимости, для преобразования и регистрации реакций на эти стимулы. Др. и потенциально очень многообещающая область разраб. П. с. связана с когн. психол., заинтересованной в разраб. программ (компиляторов), к-рые бы могли решать когнитивные задачи точно такими же способами, к-рыми эти задачи решают люди. Эта область чрезвычайно важна, поскольку она может позволить психологам понять функционирование нормальных и аномальных когнитивных процессов.

См. также Компьютеризованное обучение, Обработка информации

Д. Р. Эванс

Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Программы психического здоровья (mental health programs)

Исторически обусловленные перемены в теорет. взглядах на психопатологию сопровождались изменением представлений об адекватном лечении. В период господства, возможно, старейшей из этих теорий демонологической теории этиологии психич. заболеваний, больным делалась трепанация черепа для изгнания вселившихся в них злых духов, проводились разного рода изгнания нечистой силы, применялись жестокие физ. наказания. В дохристианскую эру психопатология рассматривалась как результат болезненного процесса. В более позднее время популярность приобрели движение морального лечения, возглавленное Филиппом Пинелем и движение гос. больниц, возглавленное Доротеей Дикс. В начале XX в. начали появляться коммунальные больницы для душевнобольных, коммунальные службы помощи выписанным больным, психиатрические отделения в общесоматических больницах, внебольничные психиатрические учреждения и коммунальные детские психиатрические клиники. Гражд. движение за психич. здоровье проводило просветительскую работу, информируя общественность о том, что психич. болезни и психич. здоровье располагаются на едином континууме, что при исслед. этиологии душевных болезней должны учитываться соц. факторы и что раннее выявление и лечение таких расстройств сократит количество проблем об-ва, связанных с психич. здоровьем.

После Второй мировой войны, когда психиатрические больницы были переполнены вернувшимися солдатами, федеральное правительство начало уделять больше внимания вопросам психич. здоровья. В 1946 г. Конгрессом США был принят Закон о психич. здоровье нации (National Mental Health Act), по к-рому был создан Национальный ин-т психич. здоровья (NIMH). Впоследствии NIMH стал интеллектуальным и финансовым источником многого из того, что составило новые направления в подготовке специалистов, н.и. деятельности и практики американского психиатрического здравоохранения. Закон о коммунальных центрах психич. здоровья (Community Mental Health Centers Act), принятый в 1963 г., обязывал такие центры предоставлять а) стационарное обслуживание, включ. наблюдение, диагностику и интенсивное лечение, б) внебольничное обслуживание в перечисленных выше учреждениях, финансируемых государством на постоянной основе, в) частичную госпитализацию в дневных стационарах, г) службы скорой помощи и кризисного вмешательства и д) программы консультаций, подготовки специалистов и информ. для обслуживания мед. коллег, коммунальных агентств и поставщиков непсихиатрической мед. помощи в целях психопрофилактики. Помимо этих программ, коммунальные центры психич. здоровья предоставляют и ряд других - диагностические программы, программы обслуживания до и после выписки, программы соц., трудовой и физ. реабилитации, тренинга представителей всех мед. профессий, различные программы проведения научных исслед. и изучения эффективности терапии.

См. также Дома на полпути, Первичная профилактика психопатологии, Внебольничные клиники

Р. Д. Фелнер

Прогрессивные матрицы (Равена) (progressive matrices (Raven's)

Разработанные британским психологом Дж. К. Равеном тесты П. м. измеряют способность к выявлению взаимосвязей между элементами изображений, содержащихся в матрице. Пункты матриц представляют собой или целостное изображение, в к-ром отсутствует его небольшая часть, или элементы изображений, распределенные по рядам и колонкам матрицы, с одним пропущенным элементом. Утверждается, что эти тесты позволяют более непосредственно оценивать способность к восприятию и мышлению за счет снижения влияний вербальной коммуникации и прошлого опыта. Нек-рые психологи считают П. м. относительно чистой мерой фактора g Спирмена.

См. также Меры интеллекта, Невербальные тесты интеллекта, Бланковые (типа «карандаш - бумага») тесты интеллекта, Психометрика

Г. Робертсон

Прогуливание уроков (school truancy)

П. у. в его наиболее строгом значении определяется как непосещение уч-ся школы без ведома или разрешения родителей. Однако чаще всего под П. у. понимаются пропуски уч-ся занятий без уважительных причин, независимо от того, знают ли об этом родители и как они к этому относятся.

Данные исслед. однозначно указывают на семейные факторы как на причины, лежащие в основе П. у. Оказалось, что показатели школьных прогулов значимо связаны с низким социоэкономическим статусом семьи, к-рый проявляется в превышении среднестатистических норм по разным параметрам, напр., размер семьи, бедность и плохие жилищные условия. В целом поведение прогульщиков в школе характеризуется академической неуспеваемостью, дисциплинарными нарушениями, неприязнью к школе, ощущением фрустрации и частыми пропусками уроков уже с первых лет обучения в школе. Коррекционные усилия в отношении прогулов опираются на теорию делинквентности Дрейкурса, предложившего концептуальное описание «механизма совладания». Согласно этой теории, проблемное поведение проистекает из ощущения собственной неполноценности и является неадекватной попыткой ребенка компенсировать отсутствие успеха в школе.

См. также Школьная адаптация

Ч. Хьюбер

Продуктивное мышление (productive thinking)

М. Вертгеймер посвятил всю свою научную работу двум сферам: восприятию и мышлению. Он сформулировал ряд постулатов, к-рые определяли границы области «подлинных, красивых, ясных, чистых продуктивных процессов». Во-первых, внешними факторами, затрудняющими эти процессы, яв-ся слепые привычки, предубеждения, личные интересы и определенные виды школьной муштры. Во-вторых, эти процессы характеризуются тж определенными операциями, такими как группировка, центрирование и реорганизация. В-третьих, эти операции вполне естественны. Они логически определяются структурными требованиями проблемы и относятся к целостным характеристикам. В четвертых, более традиционные операции, к-рые тж вовлечены в эти процессы, функционируют сходным образом по отношению к характеристикам целого. В-пятых, эти процессы не носят характера простого суммирования, т. е. последовательности отдельных, случайных событий, в к-рых и возникают ассоциации или производятся операции. Мыслительные процессы отнюдь не произвольны по своей сути. Эти процессы обладают на удивление стройной, внутренней логикой развития, к-рая часто может быть обнаружена только ретроспективно. В-шестых, продуктивные процессы требуют не только частичных, кусочных фактических истин, но и «структурной истины». Одним из случаев, к-рый Вертгеймер использовал для иллюстрации П. м., была реальная история с Карлом Фридрихом Гауссом, с детства необыкновенно одаренным в области математики. В возрасте трех лет Гаусс уже исправлял счета отца. Наиболее широко известный случай, демонстрирующий гениальность Гаусса, произошел, когда тому было 6 лет. Его учитель устроил классу соревнование, с целью посмотреть, кто из учеников первым найдет сумму 1 +2 + 3 + 4 + 5 + 6 + + 7 + 8 + 9 + 10. Пока все др. ученики занимались сложением чисел, Гаусс обнаружил, что 1 + 10 = 11, и 2 + 9 = 11, и так далее. Он определил, что имеется 5 таких пар, и что 5 раз по 11 равно 55. Этот пример демонстрирует реорганизацию числового ряда в свете конкретной задачи. Реорганизация происходит, когда индивидуум начинает схватывать внутренние отношения между компонентами и их полной структурой.

В сущности, мышление требует, чтобы а) все проблемные ситуации рассматривались структурно и чтобы с ними обращались соответственно, как со структурам»; б) чтобы производились операции структурной группировки и выделения; в) чтобы операции усматривались и применялись в своих местах в структуре; г) чтобы использовалась структурная транспонируемость (для отделения структурно периферических от фундаментальных характеристик) и д) чтобы осуществлялся поиск структурной (соответствующей целому), а не кусочной (соответствующей части) истины.

См. также Абстрактный интеллект, Когнитивная сложность, Математически одаренные дети

Р. А. Прентки

Проект «Талант» (project talent)

П. «Т.» был начат в 1960 г. Дж. Фланаганом и его коллегами с целью изучения профессиональных аттитюдов и способностей, карьерных целей и консультационной поддержки учащихся средних школ США. Св. 400 тыс. учащихся из более чем 1300 средних школ по всей стране прошли через обширную батарею тестов и опросников, к-рые должны были представить данные в отношении следующих профессиональных и карьерных вопросов: а) уровень одаренности и способностей молодежи; б) стандарты образовательных и психол. измерений; в) как выбираются профессии и г) влияние образования на подготовку к профессии.

Результаты этого исслед. отражены в многочисленных публикациях по профессиональному развитию учащихся, наиболее значительной из к-рых стал «Проект исслед. американской молодежи» (Design for а study of American youth) Фланагана. Было приведено множество интересных и важных данных, напр. оказалось, что подавляющее большинство учащихся не осуществляют профессионального выбора в средней школе, что планы профессиональной карьеры имеют тенденцию быть нереалистичными в девятом классе, но становятся более реалистичными к 12 классу, с резкими изменениями в карьерных целях, наблюдаемыми вскоре после окончания школы. Последующие исслед. обеспечили ценной информ. специалистов в области профконсультирования и консультирования по вопросам карьеры.

См. также Одаренные и талантливые дети, Математически одаренные дети

Л. В. Парадайз

Проективные методики (projective techniques)

Отличительные особенности П. м. можно охарактеризовать следующим образом.

1. П. м. осн. на предъявлении испытуемому стимульного материала сравнительно неопределенного содержания.

2. Это методики «свободного ответа» в том смысле, что в них нет правильных или неправильных ответов, и испытуемый волен выбирать любые ответы, кажущиеся ему подходящими.

3. Ответы интерпретируются как отражение осн. направленностей и аффективных состояний личности.

4. Полученные рез-ты в той или иной степени рассматриваются тж как отражения когнитивных процессов и личностного стиля субъекта.

П. м., или проективные тесты, требуют предъявления испытуемым стандартного набора стимулов в точно определенных условиях, чтобы полученные ответы могли приписываться преимущественно личностным различиям. Проекцию личных потребностей и стилей можно наблюдать в поведении чел. и интерпретировать соотв. образом, но лишь ограниченное количество методов или ситуаций квалифицируется для обозначения их как собственно проективных тестов или методик.

Нек-рые из ныне существующих П. м. относятся к эпохе, когда этот термин был еще неизвестен. Напр., метод словесных ассоциаций, впервые разраб. в лаборатории Вундта и впоследствии использовавшийся в клинических условиях Юнгом, является исторически «первой П. м.».

Самая известная П. м. - тест Роршаха. Задача испытуемого - интерпретировать предъявляемые ему неструктурированные визуальные стимулы.

Тест тематической апперцепции (ТАТ) - это тест на составление историй по картинкам, он состоит из 20 рисунков, часть к-рых предусматривает альтернативные варианты для женщин и мужчин, девочек и мальчиков.

Еще одной ил. проективного метода является методика завершения предложений. Это сравнительно структурированный вербальный метод, при к-ром испытуемому предъявляются основы предложений или незаконченные предложения и предлагается как можно быстрее их закончить. По сравнению с др. П. м., условие частичной сформулированности предложения накладывает гораздо больше ограничений на степени свободы респондента. Кроме того, респондент в значительно большей степени осознает значения своих ответов. Напротив, в методике Роршаха или даже в ТАТ респонденты не осознают, в какой степени их «внутренняя жизнь» проецируется в продуктах их деятельности. В этом смысле методика завершения предложений сближается с условиями опросника или структурированного интервью.

В дальнейшем развитие области П. м. привело к созданию разнообразных их вариантов, наиболее известными из к-рых являются проективные рисунки, игры с куклами и завершение историй, а тж адаптации методики Роршаха (напр., метод чернильных пятен Хольтцмана) и CAT (Детский апперцептивный тест). Кроме того, опубликовано множество др. адаптированных и модифицированных известных П. м.

За прошедшие годы П. м. неоднократно подвергались нападкам критиков, ориентированных на применение научных (объективных) методов. Они ставили под сомнение надежность и валидность этих методик. В рез-те были опубликованы буквально тысячи исслед. психометрических качеств теста Роршаха, ТАТ и др. методов. Мн. из этих исслед. подтверждают надежность методики Роршаха и нек-рых др. методов, но большая часть этой области остается спорной, несмотря на продолжающееся поступление свидетельств клинической полезности П. м.

См. также Картинки Блекки, Ранние воспоминания, Тест скрытых фигур, Методика чернильных пятен Хольтцмана, Тест «дом - дерево - человек», Методика Роршаха, Тесты завершения предложений, Тест тематической апперцепции, Тест словесных ассоциаций

А. И. Рабин

Проектирование рабочего пространства (work-space designs)

Пространство непосредственно вокруг работника, вместе с более широкой производственной средой, в к-рой он функционирует, наз. рабочим пространством. Цель П. р. п. - организовать рабочее место т. о., чтобы обеспечить требуемую производительность труда и повысить комфорт и безопасность работника.

Будучи сходным с проектированием деятельности, П. р. п. уделяет повышенное внимание антропометрическим характеристикам работника как решающему элементу в орг-ции рабочего места. Две родственные научные дисциплины, антропометрия и биомеханика, яв-ся источником важных сведений, касающихся физ. характеристик и функций челов. тела, таких как его линейные размеры, вес, объем и диапазон движений. Ранние программы исслед. показали, что форма и конструкция ручных инструментов и стульев, как и расположение отдельных компонентов рабочего места, влияют на способность работника эффективно их использовать. Ф. Гилбрет и др. специалисты по моторно-временному анализу наметили общие правила экономии движений, к-рые включают в себя: расположение инструментов в том порядке, в к-ром ими будут пользоваться; закрепление за каждым из них своего места и расположение их т. о., чтобы их можно было легко достать.

Мак-Кормик и Тиффин рассматривают непосредственное рабочее пространство как трехмерную оболочку вокруг оператора, внутри к-рой осуществляется вся деятельность и выполняются рабочие задания. Размеры и форма оболочки определяются путем наблюдений за характером выполнения задания и диапазоном движений работника, оцениваемым на основании исслед. движений оператора.

Исслед. показали, что орг-ция рабочего места в форме полукруга сокращает лишние движения, к-рые приходится совершать, когда компоненты, емкости для отходов или приборы управления расположены в линию. Согласно А. Анастази, полукруглое рабочее пространство подходит для тех заданий, при к-рых работнику постоянно приходится за чем-то тянуться. Суммарная экономия в результате этих маленьких выигрышей в эффективности может быть весьма значительной, иногда выливаясь в тысячи часов сэкономленного рабочего времени.

Основополагающая работа Ф. Гилбрета в области конструирования стульев вызвала большой интерес и привлекла значительные силы к проектированию сидячих мест, оптимальных с т. зр. распределения веса, высоты, глубины и ширины сиденья, устойчивого положения тела и удобной позы. Рабочие поверхности (столы, верстаки и т. д.) и инструменты (ручные, хирургические) тж стали объектом исслед. в области проектирования трудовой деятельности. Наконец, в связи с П. р. п. начали изучать проблемы пожилых людей и инвалидов.

Факторы среды, воздействующие на работника, яв-ся составной частью проектирования более широкой производственной ситуации. К ним относятся: а) освещение; б) шум и вибрация; в) атмосферные условия (влажность, температура, содержание отрицательных ионов); г) загрязнители окружающей среды; д) гравитация и ускорение и е) радиоактивность. Однако А. Чапанис указывает, что очень мало известно о последствиях одновременного воздействия сразу неск. из этих факторов среды.

Элементы рабочего пространства могут взаимодействовать друг с другом. Анализ компоновки (link analysis) Анастази характеризует как исслед. операционных связей между элементами внутри рабочей системы. Эти данные используются затем для улучшения размещения дисплеев, органов управления, механизмов и людей.

См. также Промышленная психология, Работоспособность

А. Р. Споукейн

Проектирование рабочих заданий (task design)

Упрощение и стандартизация заданий, составляющих ту или иную работу, долго пропагандировались в качестве главного средства повышения производительности труда штатного работника. Действительно, было доказано, что эта стратегия выгодна работодателям в неск. отношениях, включ. возможность упростить схему пр-ва, снизить затраты на обучение и содержание рабочей силы за счет найма работников, к-рым легче найти замену, к-рые обладают более низкой квалификацией и согласны трудиться за меньшую плату.

Однако намеренно упрощенные и стандартизированные задания воспринимаются штатными исполнителями как монотонные, вызывают у них чувство скуки и неудовлетворенности работой; в свою очередь, стало очевидным, что эта скука и неудовлетворенность приносят работодателям немалые издержки, поскольку становятся причиной прогулов, текучести кадров и снижения выпуска продукции. Тем самым психол. минусы упрощения и стандартизации могут свести на нет по крайней мере нек-рые из технологических выгод этой стратегии.

С целью нейтрализации психол. издержек упрощения и стандартизации в качестве альтернативных стратегий П. р. з. были предложены расширение и обогащение работ. Расширение определяется как проектирование работ т. о., чтобы они включали более широкий спектр заданий, предоставляли исполнителю больше возможностей в выборе темпа и метода работы и повышали ответственность за контроль качества. Обогащение - более размытая и менее ограниченная условиями стратегия - предполагает наделение исполнителя дополнительными возможностями влиять на выполняемую работу и большей ответственностью за высокое качество конечного продукта.

Хэкмен и Олдхэм утверждают, что 5 осн. измерений (dimensions) работы через различные психол. состояния работников влияют на их эмоциональные и поведенческие реакции в отношении своей работы: 1) разнообразие навыков - то, в какой степени работа требует использования различных действий при ее выполнении; 2) идентичность задания - то, в какой степени данная должность требует завершения какой-то целой и идентифицируемой части работы; 3) значимость задания - то, в какой степени работа оказывает влияние на жизнь или трудовую деятельность др. людей; 4) автономность - то, в какой степени работа обеспечивает свободу, самостоятельность и право исполнителя планировать график работы и определять технологию ее выполнения; и 5) обратная связь - то, в какой степени выполнение должностных обязанностей способствует получению исполнителем прямой и однозначной информ. в отношении эффективности его труда.

Критические обзоры исслед., использовавших концептуальный подход Хэкмена и Олдхэма, показывают, что эти осн. измерения работы, вероятно, могут оказать положительное влияние на эмоциональное состояние работников, но, по-видимому, не оказывают существенного влияния на их поведение.

Саланчик и Пфеффер предложили альтернативный подход к изучению реакции штатных работников на задания. Их утверждения сводятся к тому, что реакции работника можно объяснить не только объективными характеристиками задания, но и соц. сигналами, воспринимаемыми работником в окружающей его производственной среде. Кроме того, Бриф и Олдаг выдвинули предположение, что мотивационные свойства заданий можно лучше всего понять, задавшись вопросом, как характеристики задания влияют на восприятие личного профессионального мастерства и систем самоподкрепления.

См. также Производительность труда работника, Человеческие факторы

А. Бриф

Производительность труда (employee productivity)

П. т. можно широко определить как количество произведенной продукции за человеко-час. Капиталовложения в технологию устанавливают потенциальную производительность оборудования, тогда как челов. фактор определяет то, насколько оно приблизится к реализации своего макс. потенциала.

Обширные исслед., проводившиеся с 1940-х гг., показали, что манипулирование только одной важной челов. переменной вызывает лишь незначительный прирост в П. т. Одна из наиболее успешных манипуляций единичной переменной, постановкой целей, приводила в среднем к увеличению производительности только на 17%. Одно объяснение отсутствия успеха в исслед., в к-рых использовалась единственная переменная, состоит в том, что влияние единственной переменной перекрывается влияниями множества др. переменных, что в конечном счете и приводит к изменчивости как в эксперим., так и в контрольной группах. Вторым объяснением может быть то, что эксперим. переменная взаимодействует в эксперим. ситуации с нек-рыми др. переменными, вызывая непрогнозируемые результаты.

Имплицитно во всех трех перечнях переменных присутствуют определенные элементы: взаимное доверие между руководством и работниками, высокие гарантии занятости на данном предприятии, участие работников в распределении прибылей от повышения производительности, внимание к профессиональному и должностному росту работников, постановка целей, самостоятельность работника в планировании своей повседневной трудовой деятельности, и ожидание, что работники будут искать новые и лучшие способы выполнения своей деятельности. Т. о., приемлемость этого подхода к высокой П. т. нашла свое эмпирическое подтверждение.

См. также Практики найма рабочих и служащих, Оценка труда работника для установления заработной платы

И. Р. Эндрюс

Производственные консультанты (industrial consultants)

Производственные, или организационные, консультанты оказывают орг-циям независимые консультационные услуги, опираясь на профессиональные знания и умения, релевантные решаемым в орг-циях практ. проблемам, связанным с управлением. Внешние консультанты не яв-ся штатными сотрудниками той орг-ции, к-рой они предоставляют свои услуги; внутренние консультанты, как правило, - штатные сотрудники подразделений организационной работы с персоналом или главного правления фирмы, к-рые могут оказывать консультационную помощь др. подразделениям своей орг-ции.

Нек-рые стороны этого определения требуют пояснения. Во-первых (и это представляется наиболее важным), внешнее консультирование - независимая услуга, отличительной особенностью к-рой яв-ся беспристрастность и непредубежденность консультанта. Это означает, что консультант приходит в клиентскую орг-цию со свежим взглядом, с непредвзятой, сторонней т. зр. и не имеет перед орг-цией иных обязательств, нежели принести ей пользу.

Во-вторых, внешний консультант не имеет непосредственной власти для реализации к.-л. изменений в орг-ции; т. о., роль консультанта всегда ограничена ролью советника. Большинство консультантов в связи с этим считают необходимым привлечение клиента к участию в консультационном процессе, начиная с самых ранних его стадий.

В-третьих, консультирование опирается на профессиональные знания и умения консультанта. Чтобы стать П. к., психолог должен сформировать у себя осознание и понимание широкого спектра производственных управленческих процессов и проблем. В этом контексте процесс консультирования не яв-ся предоставлением набора заранее известных решений в отношении различных управленческих проблем; скорее это работа с клиентом с целью выработки новаторских, но при этом вполне реализуемых решений, опирающихся на всесторонний анализ имеющихся данных.

Вообще говоря, существует 2 типа П. к. - эксперты и процессуальные консультанты. Консультанты-эксперты обладают чрезвычайно высоким уровнем квалификации в предметной области, релевантной проблемам, с к-рыми сталкивается клиент. Консультанты-эксперты выслушивают, какую информ. от них хотел бы получить клиент, пытаются уяснить себе его потребности и затем предоставляют такую информ. с рекомендациями по ее использованию.

Процессуальные консультанты обычно привлекаются для оказания помощи в диагностике проблем, возникающих в области челов. отношений. Работа процессуального консультанта начинается с оценки и постановки диагноза - сбора данных и интеграции этих данных в логически увязанную систему. Как только клиент и консультант пришли к согласию в отношении диагноза, они предпринимают совместные усилия в поиске возможных вариантов решений по устранению проблемы. Выбор конкретного способа решения всегда остается за клиентом, поскольку ему предстоит осуществлять внедрение, тогда как осн. задача консультанта состоит в оказании помощи в поиске нужного решения.

Процессуальное консультирование яв-ся преимущественной стратегией организационного развития. Организационное развитие определяется как осуществление запланированных, реализуемых в масштабе всей орг-ции мероприятий, проводимых ее руководством с целью увеличения эффективности и жизнеспособности орг-ции путем запланированных вмешательств в организационные процессы с использованием принципов бихевиоральной науки. К числу стратегий организационного развития относятся создание групп, управление межгрупповыми отношениями, развитие на основе опросов сотрудников, переходные собрания, конфронтационные собрания и инструктирование.

См. также Человеческие факторы, Организационная диагностика

Л. Д. Гудстейн

Промежуточная переменная (intervening variable)

П. п. - это ненаблюдаемая связь между двумя наблюдаемыми переменными. Во мн. наших допущениях о причинах челов. поведения постулируются промежуточные психол. переменные, выполняющие роль связующего звена между стимулом и реакцией. Рассмотрим пример. Представьте себе двух мальчиков на игровой площадке. Джордж толкает Сэма, после чего Сэм толкает Джорджа. На первый взгляд кажется, что в ответной реакции Сэма (в том, что он толкнул Джорджа), роль стимула сыграло то, что Джордж его толкнул. Однако, чтобы понять причинную связь, мы должны допустить существование П. п. Сэма толкнули (это - стимул), и он думает: «Ага, Джордж толкнул меня, значит, я вправе дать сдачи» (П. п.), и толкает Джорджа (реакция). Введение П. п. позволяет нам понять, почему разные люди по-разному реагируют на один и тот же стимул. Напр. Уильям убегает, когда Джордж пытается толкнуть его, а Дэвид в аналогичной ситуации смеется. Возможно, П. п. для Уильяма яв-ся его мысль: «Джордж сильнее меня. Если я не убегу, он снова меня толкнет». Смех же Дэвида, возможно, связан с тем, что он объясняет поведение Джорджа его чрезмерной шаловливостью или неуклюжестью.

П. п. нельзя увидеть. Мы видим только 2 вещи: стимул (толчок Джорджа) и реакцию (ответный толчок, бегство или смех). Психотерапевты работают со своими клиентами, пытаясь понять П. п., приводящие к неадаптивным реакциям. Психоаналитики могут искать П. п., связанные с опытом, приобретенным в раннем детстве. Когнитивные терапевты могут помогать людям заменять неприемлемые П. п. (негативные когниции) более адаптивными П. п. (напр. позитивными когнициями). Так, клиента, боящегося темноты, можно обучить переопределять темноту как сулящую отдых и расслабление.

Психологи объясняют последовательность челов. поведения, постулируя такие П. п., как черты личности или способности, к-рые яв-ся относительно устойчивыми характеристиками людей. Можно принять, что Сэм драчлив, Уильям имеет низкую самооценку, а у Дэвида хорошее чувство юмора.

Интерпретация реакции зависит от использованной П. п. Представьте себе такую ситуацию: ребенок провалился на экзамене. Можно предположить, что П. п. яв-ся компетентность, мотивация усердно учиться или поддержка любящих родителей. Какая из этих трех переменных - способности, мотивация или поддержка родителей - обусловила провал на экзамене? Помощь терапевта ребенку в достижении успеха зависит от того, как будет интерпретирована П. п. Следует ли переводить ребенка на класс ниже, нужна ли ему какая-то более серьезная мотивация или дело не в ребенке, и терапевт должен работать с родителями? Если П. п. выбрана неверно, терапия может оказаться неэффективной. Для оценки П. п. психологи используют интервью и тесты.

В психол. теориях в качестве П. п. постулируются сила Эго, локус контроля и когнитивный диссонанс. Эти ненаблюдаемые переменные яв-ся связующим звеном между стимулами и реакциями. Правильный выбор П. п. позволяет лучше понять и точнее прогнозировать поведение. РЭТ А. Эллиса основана на концепции изменяемости когнитивных П. п.

См. также Индивидуальные различия, Рационально-эмотивная поведенческая терапия

М. Эллин

Промышленная и организационная психология (industrial / organizational psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Промышленная клиническая психология (occupational clinical psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Промышленная психология (industrial psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Промышленный клинический психолог (occupational clinical psychologist)

Специалист, занимающийся проблемами психол. адапт. людей на рабочем месте, это психолог, к-рый, выступая в роли внешнего консультанта или штатного специалиста, адресуется к благополучию работников и орг-ции через программы и услуги, предоставляемые за счет спонсора, такого как работодатель или профсоюз.

П. к. п., как правило, обладает докторской степенью, полученной в результате выполнения аккредитованной программы, необходимым стажем практ. работы с занятым населением под руководством опытного специалиста в специализирующемся на проблемах психич. здоровья учреждении, и отвечает лицензионным требованиям, предъявляемым законодательством штата. Квалифицированный в применении психол. принципов в работе с проблемами психич. здоровья как работников, так и работодателей, этот психолог прошел обучение методам диагностики и оценки; методам консультирования и психотер., особенно ее кратким формам; кризисному вмешательству; работе со стрессом; управленческому и организационному консультированию; методам укрепления трудовой дисциплины, а тж разраб. и оценке соотв. программ. Такие профессионалы должны обладать практ. знанием федеральных, штатных и муниципальных регулирующих норм и правил, законов о тестировании и неприкосновенности частной жизни, а тж разделов законодательства, касающихся труда женщин, представителей этнических меньшинств и пожилых лиц.

См. также Производственные консультанты, Промышленная клиническая психология

X. В. Шмиц

Пропаганда (propaganda)

П. - это продвижение позиции или идеи в манере, отражающей попытки скорее навязать, чем дать о ней сбалансированное общее представление. П. можно противопоставить образованию, целью к-рого является передача знаний.

Первая попытка систематического анализа П. времен войны была предпринята Г. Д. Лассуэллом. Он исследовал успехи каждой из воюющих сторон в достижении четырех целей: а) деморализации врага; б) усилении ненависти к врагу; в) поддержании дружественных отношений с нейтральными государствами и г) возможности достижения сотрудничества с нейтральными государствами.

В др. странах термин «П.» использовался совершенно открыто и без сопутствующего негативного оценочного оттенка. Так, печально известный Й. Геббельс был рейхминистром народного образования и П. в гитлеровской Германии. США обычно называли свои агентства, к-рые выполняли сходные функции, «информационными» агентствами и агентствами «связи». В США термин П. приобрел негативный оценочный оттенок с 1930-х гг., когда он стал ассоциироваться с усилиями Германии и Италии добиться благоприятного отношения к новому политическому устройству своих государств.

В военной П., имеющей своей целью подорвать моральный дух врага, целью яв-ся потенциально колеблющийся человек, к-рый еще продолжает сражаться, но уже утратил боевой энтузиазм. Нереалистично ожидать, что такие люди бросят оружие и сдадутся в плен на основе одной лишь П., однако их можно подтолкнуть к тому, чтобы позволить взять себя в плен при соотв. стечении обстоятельств.

Один из путей изучения П. включает в себя анализ апелляций к страху в процессе убеждения. Исследуемыми зависимыми переменными при этом являлись такие последствия как намерение использовать ремни безопасности и получать соотв. инъекции для профилактики заболевания. Несмотря на отсутствие полной согласованности в результатах, установлена общая тенденция к положительной связи между интенсивностью побуждения страхом и степенью изменения аттитюда в результате П.

Возможно, что подверженность влиянию или убеждению средствами П. и др. убеждающих коммуникаций относится к классу общих черт, однако исслед. этой темы привели лишь к весьма скромным успехам в идентификации ее коррелятов. П. оказывается наиболее эффективной в работе с людьми, к-рые уже благоприятно настроены в отношении продвигаемых ею взглядов. Если они не настроены благоприятно, они могут избегать ее воздействия (не слушать передачи, не обращать внимания на плакаты и т. д.). Если они не настроены благоприятно, но все же подвергаются ее воздействию, они могут не воспринимать данное сообщение, не относя его к себе или искажая его смысловую структуру. По этой причине, пропагандистские усилия могут начинаться с предварительной подготовки аудиторий к восприятию сообщения и благоприятному к нему отношению. Этот процесс подразумевает апелляции к важности рассматриваемого вопроса.

Маркетинг товаров или услуг, связи с общественностью и рекламная деятельность представляют собой одну из форм П., т. к. они зачастую заинтересованы не в доведении до потребителей всей истины, а в выборочном дозировании информ. с целью стимулирования роста продаж.

См. также Аттитюды, Теория коммуникации, Убеждающие коммуникации, Социальное влияние

Ч. Виник

Просоциальное поведение (prosocial behavior)

П. п. состоит из реакций, к-рые не влекут за собой очевидных выгод для респондента, но выгодны реципиенту. В качестве гипотетических детерминант П. п. предлагались как внутренние, так и внешние механизмы. По мере взросления и развития индивидуумы совершенствуют свое понимание, лучше предвидят последствия своих действий и поступков и научаются ориентироваться и поступать на основе общих нравственных принципов. При акценте на внешних факторах внимание исследователей сосредоточивалось на ситуационных детерминантах П. п. Два осн. теорет. подхода к пониманию П. п. подчеркивали важность ситуации или окружения: попытки объяснить, исходя из теории подкрепления, почему люди иногда оказывают помощь др., и когнитивный анализ способа влияния на поведение восприятий и оценочных суждений. С т. зр. нек-рых представителей теории научения, просоциальные реакции возникают потому, что они вознаграждались в прошлом. Наряду с прошлым опытом, на индивидуумов тж влияют их ожидания в отношении будущих вознаграждений или наказаний.

Обнаружено, что к факторам, влияющим на П. п., относятся такие внешние детерминанты, как присутствие случайных свидетелей. Присутствие более чем одного свидетеля в чрезвычайной ситуации приводит к сдерживанию реакций со стороны каждого присутствующего человека. Такое подавление свидетелем своих реакций, по-видимому, является следствием неопределенности отношения присутствующих к самой ситуации. Люди реагируют в меньшей степени, когда обстоятельства оказываются неопределенными, когда они оказываются в незнакомой обстановке и когда они испытывают неуверенность в отношении поведенческих норм в условиях конкретного окружения.

Внутренние факторы, влияющие на П. п., включают такие переменные как настроение чел. Вероятность помогающего поведения возрастает, когда индивидуумы находятся в хорошем настроении. П. п. тж варьирует как функция от относительного баланса воспринимаемых затрат и вознаграждений.

См. также Альтруизм, Вмешательство случайных свидетелей, Сотрудничество/соперничество, Развитие социального поведения людей, Исследование социального климата

Ч. Г. Хьюбер

Профессиографический анализ (job analysis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Профессиональная адаптация (occupational adjustment)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Профессиональная реабилитация (vocational rehabilitation)

Согласно Ричарду Берку, первое Постановление о П. р. (гос. Закон 236) в США было принято Конгрессом 2 июня 1920 г. Это постановление делало особое ударение на профессии и определяло реабилитацию как «усилия, направленные на то, чтобы сделать инвалида способным заниматься оплачиваемой профессиональной деятельностью».

Теоретически программа П. р. должна адресоваться людям с ограниченной дееспособностью, предоставляя им возможность выбора. Она должна бы отличаться от схожих мероприятий, целью к-рых яв-ся первичное обучение, такое как профориентация, профобучение и повышение квалификации. Однако на практике, мн. инвалиды выбирают из имеющихся в наличии ресурсов, чтобы удовлетворить свои личные потребности, часто не принимая во внимание ни подобные официальные определения, ни рекомендации специалистов.

Индивидуальная практика искажает статистические тенденции и лишает точности определения. Однако за ней стоят определенные причины. Она отражает практ. соображения. Чел. может предпочесть одну программу др. из-за близости места учебы. Др. причиной м. б. чувство стыда, связанное с П. р. и недееспособностью, вынудившей чел. ее проходить. Ольшански высказывает предположение, что инвалид часто страдает от чувства стыда не в какой-то одной его форме, а от множества его разновидностей, связанных с внешними физ. недостатками, стереотипными представлениями о людях, получающих соц. помощь, и даже с аттитюдами в отношении расовой принадлежности, цвета кожи или религиозных убеждений. В то время как достижения медицины и науки продолжают способствовать увеличению продолжительности жизни, будет все больше расти потребность в П. р., направленной на повышение качества более долгой жизни инвалидов.

С. Берент

Профессиональная этика (professional ethics)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Профессиональное консультирование (occupational counseling)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Профессиональные интересы (occupational interests)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Профессиональные консультации (professional consultations)

Консультации по проблемам психич. здоровья как важная модальность услуг выросли из общественной охраны психич. здоровья. Для специалистов в сфере психич. здоровья это способ поделиться своими знаниями с др. работниками службы психич. здоровья или с работниками др. профессий (напр., в сфере права, бизнеса), к-рые сталкиваются с проблемами психич. здоровья. Консультации и просвещение - два осн. средства, к-рые дают центрам психич. здоровья возможность разделить ответственность за поддержание психич. здоровья об-ва с др. службами и с населением и тем самым уменьшить число людей, страдающих от острых и хронических нарушений и нуждающихся в службах психич. здоровья. Помимо того, консультации и образовательный процесс в значительной степени вносят вклад в оценку потребностей об-ва в психич. здоровье, развитие новых ресурсов, изменения в системе предоставления услуг и улучшение общения между службами.

Эти виды деятельности можно разделить на 2 категории - консультации но программам и консультации по вопросам челов. отношений в группе, или консультации по отдельным случаям. Консультации по программам имеют дело с проблемами, относящимися к планированию, разраб., выполнению и оценке услуг, прямо или косвенно влияющих на психич. здоровье определенной соц. общности. Обычно в подобных консультациях принимают участие администраторы и штат планирования. Инициатива по обращению за консультацией исходит от агентств, ассоц. и учреждений конкретного района, либо общественного центра психич. здоровья. В противоположность этому, консультации по вопросам челов. отношений в группе и консультации по отдельным случаям касаются ежедневного функционирования агентств или служб и их клиентов и рассматривают проблемы межличностных отношений внутри штата агентств и отношений между консультантами и их клиентами. В консультации по отдельному случаю консультант всегда придерживается совещательной позиции.

Консультация по вопросам психич. здоровья может проходить в самой разной среде, включая школы, больницы, органы правосудия, соц. службу и органы соц. обеспечения. Чтобы работать в такой неоднородной обстановке, консультанты должны поддерживать профессиональную гибкость и быть чувствительными к соц. экологии окружающей среды и к различным соц. силам, воздействующим на клиента. В отличие от дидактических отношений «учитель-ученик» или отношений «терапевт-клиент», консультационные взаимоотношения по большей части строятся на том, что консультант и клиент обладают равным статусом.

См. также Клиническая оценка, Бригады психического здоровья, Групповая работа

Р. Д. Фелнер

Профессиональный стресс (occupational stress)

П. с. - рез-т взаимодействия людей и выполняемой ими работы, характеризуется тем, что с людьми происходят определенные изменения, к-рые не позволяют им нормально функционировать.

Было выявлено множество индивидуальных последствий П. с. Вот только нек-рые из возможных физиолог. реакций: сердечнососудистые заболевания, желудочно-кишечные расстройства, болезни органов дыхания, рак, артрит, головные боли, телесные повреждения, кожные заболевания, физ. напряжение или утомление и смерть.

Психол. реакции на П. с. включают в себя: тревогу, депрессию, неудовлетворенность, скуку, жалобы на соматические недомогания, психол. усталость, чувства опустошенности и несостоятельности, низкую самооценку, избегание контактов с др., психозы, гнев, подавление собственных чувств и неспособность сосредоточиться.

Примерами потенциальных поведенческих последствий П. с. являются: визиты к врачам, употребление лекарственных веществ и злоупотребление ими, слишком эмоциональные реакции или безучастное отношение, нервные жесты и походка, рискованное поведение, агрессивность, грубость, склонность к воровству, плохие отношения с людьми, суицидальные попытки или суицид. Однако важно отметить, что в целом данные, касающиеся той или иной конкретной реакции, весьма скудны. Поэтому правильнее всего сделать следующий вывод: П. с. может нанести ущерб благополучию человека, но как именно это негативное влияние может себя проявить, остается под вопросом. Кроме того, различные типы людей, подвергаясь одинаковым по силе воздействиям, по-разному реагируют на стрессоры, связанные с их профессиональной деятельностью.

Можно выделить 3 осн. категории источников П. с.: а) организационные характеристики и процессы; б) условия труда и межличностные отношения; в) диктуемые работой требования и ролевые характеристики. Среди организационных характеристик к стрессовым относят: высокий уровень централизации, бюрократизации и специализации, а тж большие размеры орг-ции и сложность продвижения по служебной лестнице. Вероятными источниками стресса тж считаются такая организационная политика и процессы, к-рые ведут к неравенству в оплате труда, частым перемещениям работников, скудным коммуникациям, неопределенным или противоречивым производственным заданиям, сменной работе и неадекватной обратной связи в отношении выполнения работы.

Производственными стрессорами могут признаваться следующие условия труда: теснота, невозможность уединиться, высокий уровень шума, повышенная или пониженная температура, недостаточное освещение, слепящий или мерцающий свет и наличие токсических химикатов или др. веществ, загрязняющих воздух. Считается, что возникновению стресса способствуют такие межличностные отношения на работе, к-рые характеризуются отсутствием уважения, доброжелательности и доверия, а тж конкуренцией и конфликтами.

К вероятным стрессорам, касающихся требований, предъявляемых работой, относятся: однообразная работа, необходимость выполнить работу в короткие сроки, низкие требования к квалификации, ответственность за людей и неполная или чрезмерная занятость работников. Наконец, исслед. ролей, к-рые люди исполняют на работе, позволяют признать в качестве потенциальных стрессоров ролевые конфликты и неопределенность, недостаточную ролевую нагрузку или ролевую перегрузку и несоответствие роли статусу.

См. также Стресс, Последствия стресса

А. П. Бриф

Профилактика суицида (suicide prevention)

Первичное предупреждение суицида требует радикального снижения экономической и соц. напряженности в стране и в мире, а тж коренных благотворных изменений в нек-рых правительственных и общественных структурах. Большинство людей, касаясь проблемы П. с., говорят либо о мед. просвещении, либо о мерах вмешательства (т. е., о реагировании на поведение или о лечении лиц, склонных к суициду).

В качестве рационального обоснования П. с. можно сослаться на то, что открытым суицидальным действиям почти всегда предшествуют определенные предсуицидальные признаки, и что суицидальные состояния, как только они распознаны, можно смягчить (и тем самым предотвратить суицидальные действия). Ретросп. изучение совершенных самоубийств свидетельствует о том, что приблизительно в 90% случаев содержались определенные признаки суицидальных намерений погибших. Эти «улики суицида» - предвестники, предупредительные сигналы, предварительные симптомы, или предостерегающие признаки - могут быть или вербальными (напр. «Вы больше меня не увидите»), или поведенческими (напр. раздача ценной собственности). Реакция на предсуицидальные улики яв-ся путем к предотвращению суицидальных смертей.

Центры профилактики суицида

Организованные усилия по предупреждению самоубийств яв-ся продуктом XX в. К началу 80-х гг. в США существовало ок. 200 центров П. с., имевшихся почти в каждом крупном городе.

Эти центры не зависят друг от друга. Хотя мн. центры сейчас тж занимаются реабилитацией наркоманов, предупреждением убийств, реагированием на супружеские драки, работой с жертвами изнасилования, обеспечением «горячих линий» для подростков и общим кризисным вмешательством, центры П. с. стали жизненно важной частью независимо действующих служб психич. здоровья во мн. странах мира.

См. также Кризисное вмешательство, Службы «горячих линий», Самоубийство

Э. Шнейдман

Процессы коммуникации (communication processes)

Коммуникация яв-ся по существу процессом, посредством к-рого состояние дел в одном месте передается в др. место при помощи символических средств. В изучении этого процесса принимают совместное участие множество различных дисциплин, от электротехники до философии и от биологии до политологии. Серьезный интерес к П. к. как специфической области исслед. вытекает из осознания того, что различные феномены в каждой области обладают определенными сходными чертами и что от использования единой модели коммуникаций выиграла бы каждая из этих областей.

Принятая общая форма анализа этого процесса обусловлена потребностью инженеров-связистов измерять передачу информ. и состоит из пяти шагов: а) источник (исходное состояние дел); б) передатчик; в) канал; г) источник шума и д) получатель (приемник), осуществляющий реконструкцию состояния дел. Каждый канал имеет свою пропускную способность, к-рая определяет подходящий для него тип и объем данных; тем самым перевод данных в подходящую для данного канала форму (кодирование) и обратный перевод для их использования приемником (декодирование) становятся центральными проблемами анализа и разработки систем связи. Шум определяется как источник ошибок в передаче сигнала: сигнал, получаемый приемником, яв-ся функцией от исходного сигнала и шума.

Изучение коммуникации подразделяется на области межличностной и массовой коммуникации. Осн. отличие состоит в том, что при межличностной коммуникации получатель может реагировать на нее немедленно, создавая сеть из неск. звеньев коммуникации. Массовая коммуникация не рассчитана на столь быструю реакцию, и каждое передаточное звено отделено по времени от другого; однако, нек-рые технические нововведения сглаживают это различие, делая массовую коммуникацию способной к более быстрому реагированию.

Изучение межличностной коммуникации оказывается наиболее сложной из этих двух областей, поскольку единицы коммуникации с трудом поддаются дифференциации. Теорет. подходы и цели исслед. в этой области во многом зависят от используемых методов: наблюдения, экспериментов, или полевых исслед.

Исслед. в области массовой коммуникации руководствуются, в основном, интересом к ее содержанию. СМИ - книги, газеты, радио- и телепередачи, театральные постановки, кинофильмы и т. д. - передают сообщение в виде крупных единиц; такого рода продукция слабо поддается эксперим. контролю или детальному анализу структуры коммуникации. Отсюда условия и последствия такого рода коммуникации охватывают гл. обр. макросоциальный уровень; естественным предметом изучения становятся крупные единицы содержания. Осн. методом исслед. коммуникации в СМИ служит контент-анализ, однако в применении к интерактивному анализу не было разработано столь универсально эффективных систем.

Хотя нек-рые работы в области контент-анализа и обращались непосредственно к микроединицам коммуникации, в частности в исслед., применяющих мат. теорию информ. для измерения стиля, большинство процедур контент-анализа оперирует получаемыми или непосредственно, или на основе логического вывода крупными единицами анализа, такими как выражаемые ценности или обнаруживаемые конфликты. При таком анализе могут рассматриваться демографические черты персонажей, тип сюжета в романе или пьесе, длина колонки или тираж печатных сообщений, или же тип героев в журнальных биографических публикациях. Анализ массовых коммуникаций имеет свой главной целью значения, или то, что содержится в самом канале, где переменной обычно служит запись. Соответственно, в нем уделяется гораздо меньше внимания условиям, при к-рых происходит П. к. и определить к-рые оказывается знач. сложнее. Это направление исслед. поэтому противоположно направлению исслед. межличностной коммуникации, в к-рых данные контент-анализа зачастую привлекаются с целью проверки воздействия на аудиторию.

См. также Экспрессивная мимика, Перцептивный транзакционализм

К. У. Бек

Процессы поиска и извлечения информации из памяти (memory retrieval processes)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Псевдогермафродитизм (pseudohermaphrodism)

Гермафродитизмом обычно считается наличие мужских и женских гениталиев у одного индивидуума. Во мн. случаях, однако, гениталии оказываются неполноценно сформированными или противоположными генетическому или гонадному полу. П. называют состояние, при к-ром имеется только один тип гонадной ткани, а внешний вид неск. отклоняется от гонадного пола. Этиология истинного П. может быть генетической, но отклонения в развитии половых органов могут тж быть следствием влияния различных пренатальных гормональных факторов.

Женские псевдогермафродиты - генетически женщины с яичниками и женскими половыми органами, имеют в разной степени выраженные признаки внешней генитальной маскулинизации. Наиболее частой причиной женского гермафродитизма яв-ся врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН), при к-рой нарушение синтеза кортизона ведет к гиперсекреции андрогена, вызывающего маскулинизацию внешних половых органов. Будучи генетически, гонадно и психологически женщинами, больные с ВГН способны давать потомство и, при обнаружении заболевания, воспитываются как женщины с усвоением женского типа полоролевого функционирования.

Мужские псевдогермафродиты - генетически и гонадно мужчины, гениталии к-рых не маскулинизируются. Расстройство наз. тестикулярной феминизацией. Хотя половые железы выделяют адекватное количество андрогенов, половые органы развиваются как бы в отсутствие андрогена, что делает их морфологически неотличимыми от женских. При обнаружении, обычно в подростковом возрасте, когда отсутствие месячных вызывает озабоченность, производится удаление яичек с последующим проведением терапии эстрогеном.

См. также Генетика поведения, Хромосомные нарушения, Наследственные болезни, Наследуемость, Неонатальное развитие, Сексуальные дисфункции

Б. Торн

Псевдодеменция (pseudodementia)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Псевдопсихология (pseudopsychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психиатрическая социальная работа (psychiatric social work)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психиатрические клиники (psychiatric clinics)

В 1909 г. У. Хили основал в Чикаго из средств бюджетного финансирования первую коммунальную П. к. для детей. Ин-т подростковой психопатии Хили (позднее переименованный в Ин-т подростковых исслед.) проводил диагностику, лечение и научные исслед. в области этиологии психич. расстройств. Вслед за этим началом, в надежде на разработку профилактических программ и при содействии таких орг-ций как Национальный комитет по психогигиене быстро возросло число клиник детской психокоррекции (child guidance clinics), от семи в 1921 г. до свыше ста в 1927 г.

После Второй мировой войны доклад междисциплинарной Объединенной комиссии по психич. здоровью, опубликованный в 1961 г., дал новый стимул к развитию П. к. Комиссия выступала за замену больших гос. психиатрических больниц муниципальными учреждениями психич. здоровья, такими как коммунальные дневные стационары, чтобы обеспечить больным максимум возможностей для сохранения и развития соц. связей по месту жительства.

См. также Клиники детской психокоррекции, Программы психического здоровья, Реабилитация, Внебольничные клиники

Р. Д. Фелнер

Психическая невовлеченность - психическая вовлеченность (mindlessness-mindfulness)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница