Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПСИ"-"ПЬЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПСИ"-"ПЬЕ")

Психические болезни: ранняя история (mental illness: early history)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психическое исследование (psychic research)

П. и. - это вызывающее неоднозначную реакцию изучение таких явлений как спиритизм, телепатия, ясновидение, телекинез и предзнание. Иногда под этим термином понимается более широкий круг оккультных явлений, как например, полтергейсты, НЛО, лозоискательство, реинкарнация; однако, мн. сторонники П. и. не считают их предметом своего изучения.

Если говорить об истории П. и., то они появились в начале XIX в. среди круга людей, обеспокоенных ослаблением религии и верящих в загробную жизнь. Наука разрушила веру в традиционное христианство, и тогда они обратились к науке, чтобы доказать реальность того, что для них было главным принципом религии - дальнейшего существования души после смерти. Основой для этого стало квазирелигиозное движение - спиритизм. Вместо христианской концепции рая и ада медиумы-спириты говорили о многоуровневой загробной жизни, предполагая дальнейшее духовное развитие души после смерти. Медиумы-спириты, большинство из к-рых были откровенными мошенниками, заявляли, что они способны общаться с усопшими, «доказывая» тем самым существование души и вечной жизни.

Энтузиасты П. и. начали изучать медиумов, привидения и прочие доказательства существования духовного мира.

Первые исследователи сосредоточили свое внимание на медиумах-спиритах. Мн. из этих мошенников были изобличены, другие смогли обмануть исследователей; однако были и такие, чьи «трюки» никто так и не смог объяснить. В любом случае, благодаря этим сеансам исследователи накапливали предполагаемые доказательства возможности общения с духами. К разочарованию спиритуалистов, исслед. медиумов часто проходили под пристальным наблюдением общественности, и действия исследователей высмеивались скептиками и осложнялись фанатизмом энтузиастов.

В 1930-х гг. П. и. вошли в свою новую стадию, ознаменованную деятельностью Дж. Б. Райна и его коллег в Ун-те Дюка. Райн сменил кабинеты для спиритических сеансов на лаборатории, отобрал в качестве испытуемых обычных людей вместо напыщенных медиумов и заменил статистическими тестами «плавающие трубки» и эктоплазму, произведя т. о. революцию в области П. и. и заставив в нек-рых случаях относиться к парапсихол. как к науке.

Правомерность существования парапсихол. все еще подвергается сомнению. С самого начала П. и. приветствовались одними выдающимися психологами (напр. У. Джемсом, Г. Мёрфи) и отрицались другими (напр. В. Вундтом, Д. Хеббом). Эти исслед. пользуются неизменной популярностью у большей части об-ва, в сознании к-рого они связаны с вызывающим нездоровый интерес оккультизмом, что подчас затрудняет деятельность исследователей в области парапсихол.

Парапсихологи имеют обыкновение формулировать свои теории паранормальных явлений в традициях материализма и относят свою деятельность к области квантовой физики или теории обработки информ. в когн. психол. Паранормальные явления рассматриваются теперь не как непосредственное опровержение материалистического взгляда на мир, а лишь как аномалии или необъясненные феномены, к-рые нужно объяснять посредством известных наук.

См. также Оккультизм, Парапсихология, Псевдопсихология, Суеверие

Т. Лихи

Психоанализ (psychoanalysis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психоаналитические стадии (psychoanalytic stages)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психодрама (psychodrama)

П. - метод психотер., разработанный Якобом (Джекобом) Морено. В рамках этого подхода используются театральные приемы, при помощи к-рых клиент разыгрывает сцены и роли из прошлой, настоящей или будущей жизни в стремлении более глубоко понять происходящее и достичь катарсиса.

Морено твердо верил в то, что терапевтическая ценность разыгрывания чьих-то проблем превосходит ценность простого разговора о них. Т. о. его метод стимулирует клиента к активности, личной интеракции и встрече, выражению эмоций в настоящий момент и пробе реальности. Эта встреча (encounter - особое понятие у Морено) происходит в контексте «здесь и сейчас» вне зависимости от того, относится ли разыгрываемая роль к событиям прошлого или предвосхищаемого будущего. Морено считал непосредственность и креативность базисными характеристиками здорового и бодрого человека.

П. - активный и мощный метод терапии. Работа с проблемой из прошлого или ожидаемого будущего так, как если бы конфликт происходил в настоящий момент, обычно вызывает сильные чувства. Этот процесс имеет целью получение корректирующего эмоционального опыта; благодаря центрированным на настоящем моменте игровым действиям и опыту происходит катарсис, часто сопровождающийся повышением уровня инсайта. Предвосхищаемые события разыгрываются в настоящем, чтобы дать клиенту возможность глубже осознать наличие всего спектра выборов, к-рые он может сделать.

Психодраматический метод имеет 5 осн. компонентов: сцена, режиссер, протагонист (исполняющий главную роль), вспомогательные эго, и публика.

Психодраматический процесс состоит из трех фаз: а) фазы разминки (разогрева), б) фазы действия и в) фазы обсуждения. Морено писал о необходимости периода разогрева, предназначенного для того, чтобы создать у участников готовность к переживанию. Руководитель группы играет ключевую роль в обеспечении этой готовности и мотивации, необходимой для обсуждения проблем реальной жизни в личном аспекте. В этой фазе процесса участники должны убедиться в безопасности рабочей обстановки и создать атмосферу взаимного доверия. Технические приемы, обеспечивающие разогрев, сами по себе менее важны, чем их цель; все, что способствует повышению взаимного доверия в группе служит полезным инструментом в этой начальной фазе.

Фаза действия состоит из разыгрывания и проработки прошлой или текущей ситуации либо ожидаемого события. Режиссер использует разнообразные театральные приемы для руководства протагонистом, исследующим новую территорию и получающим новое понимание без того, чтобы оказаться ошеломленным. Действие прекращается после завершения сюжета и получения катарсиса и инсайта. Третья фаза П. - шеринг (sharing), обсуждение и последействие - представляет собой попытку интегрировать и осмыслить полученный в действии опыт. Остальные члены группы приглашаются к тому, чтобы обменяться личными впечатлениями и рассказать, какое значение для них имел этот сеанс.

В фазе действия П. используется много специфических технических приемов, к-рые не яв-ся самоцелью, а лишь способствуют спонтанному выражению эмоций. Стандартные приемы П. это: обмен ролями, дублирование и множественное дублирование, «зеркало», «волшебный магазин», представление будущего и работа со сновидениями.

Ключом к успеху П. яв-ся сензитивность (восприимчивость и способность к быстрому реагированию) и профессиональная компетентность режиссера. Хотя П. может быть мощной формой терапевтического вмешательства, к-рая ведет к высвобождению эмоций и более глубокому пониманию себя и, следовательно, к конструктивным изменениям поведения, она тж потенциально чревата серьезными отрицательными последствиями для участников.

См. также Групповая психотерапия, Психотерапия

Дж. Кори

Психокинез (psychokinesis)

П. - это термин, к-рый обычно используется в парапсихол. для обозначения якобы существующих эффектов мысленного воздействия на физ. события через еще не установленные наукой процессы. Вера в возможность существования П. находит отражение в различных аспектах мировых религий, в традициях мн. об-в дописьменного периода развития и в обыденном мышлении значительной части людей во всем мире. Люди, чей образ мысли во многом сформировался под влиянием науки, склонны считать П. невозможным или настолько маловероятным, что ему не стоит уделять серьезного внимания.

Дж. Б. Райн был, очевидно, первым, кто использовал научные методы в большой исследовательской программе проверки возможности реализации П. Серия экспериментов, к-рые он провел или к-рыми руководил в 1930-х гг., привела его к заключению, что нек-рые люди способны оказывать слабое, но устойчивое влияние на то, каким образом выпадают игральные кости. Подобное заключение было сделано и относительно психокинетического эффекта расположения - т. е., возможности влиять на то, где остановятся кости. В 1960-х и 1970-х гг. большинство экспериментов касалось возможности влиять на генераторы случайных событий, рандомизация к-рых зависит от распада радиоактивных веществ. Они тж привели к выводу о наличии у нек-рых людей способности воздействовать на этот процесс весьма существенным образом, однако это воздействие не поддавалось повторению. Менее успешными оказались эксперименты, направленные на изучение исключительного психокинетического воздействия, к-рое якобы могут оказывать незаурядные личности.

См. также Экстрасенсорная перцепция (сверхчувственное восприятие), Колдовство

И. Л. Чайлд

Психолингвистика (psycholinguistics)

П. - сравнительно молодая дисциплина, к рая занимается изучением психол. последствий владения языком. Психологи потратили годы, пытаясь примирить структурную лингвистику с теориями научения, для чего использовались методики словесных ассоциаций, синтаксический анализ слева направо и статистическая интерпретация частоты и порядка слов в речи.

Влияние теории Хомского

Говорящий на любом языке человек способен построить и понять неограниченное количество грамматически правильных предложений и, к тому же, способен определить, яв-ся ли любое конкретное предложение грамматически правильным, даже если оно ему совершенно незнакомо. По мнению Н. Хомского это означает, что люди обладают врожденной способностью порождать грамматически правильные предложения, и что эта способность не яв-ся результатом предшествующего опыта.

За поверхностной структурой разговорного языка скрывается глубинная структура, состоящая из набора правил, обеспечивающих порождение всех возможных грамматически правильных предложений. Нек-рые из этих правил специфичны только для данного конкретного языка, но есть и базовые правила, общие для всех языков, и потому можно говорить об «общей грамматике», тесно связанной со структурой разума, а тж с природой человека и его биолог. основами. Благодаря этому «природному» качеству общей грамматики и тому обстоятельству, что ребенок обладает механизмом овладения языком (МОЯ), делающим возможным анализ слышимой языковой продукции согласно формальным правилам, ребенок развивает языковую способность. Т. о. теория Хомского представляет собой нативистскую теорию, и в этом своем качестве противостоит не только эмпиризму, к-рый исповедуют бихевиористы, но и осн. теорет. представлениям совр. психологии.

Новые тенденции

Нек-рые психологи, вдохновленные Хомским, задались целью доказать, что дети с момента произнесения первых фраз обладают набором согласованных правил, к-рыми можно объяснить всю их вербальную продукцию, и что эта первичная грамматика развивается по законам внутренней логики до тех пор, пока не совпадет с грамматикой взрослых. Принимая во внимание, что изучение языка ребенка традиционно носило описательный характер или имело своей целью только объяснение происхождения и смысла слов, этот новый подход вначале показался перспективным и продуктивным. Однако вскоре стала очевидна и его ограниченность. Нет ничего удивительного в том, что исследователи постепенно отказались от методологических ограничений, связанных с необходимостью рассматривать вербальный язык детей в его реальном контексте, т. е. в поведенческой и коммуникативной ситуации.

Помимо процессов кодификации и формальных правил синтаксиса, сфера интересов П. охватывает физиолог. основы языка, возможности вербальной коммуникации между животными, роль языка в поведении, отношения между языком и мышлением, и проблему смысла.

См. также Когнитивная сложность, Процессы коммуникации, Языковое развитие

М. Сигуан

Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья (psychologists as mental health consultants)

Обычно академическая и эксперим. подготовка психологов проходит в контексте психич. здоровья и/или психол. процессов. Та глубина, с к-рой изучаются специальные дисциплины, соотносится с выбранной психол. специализацией. В целом, полная психол. подготовка включает в себя знакомство с личностной динамикой, челов. взаимоотношениями, организационными навыками, навыками реагирования на проблемы др. людей, навыками теорет. работы и оценкой способностей.

От консультантов ожидают, что они поддерживают, выносят решения и предлагают направление для действий. Попутно от них ожидают представления материала в дидактической манере и обращения к проблемам, относящимся к групповому процессу.

Главной целью яв-ся достижение высокого уровня доверия. Некоторые центральные темы включают в себя оценку логичности сообщений о причине (причинах) обращения к консультанту, рассеивание мифов и фантазий насчет намерений консультанта и проявление интереса к тому, чтобы получить сведения об этом процессе и сориентироваться в нем. Мерой уровня доверия вполне может быть чувство доверия, испытываемое в обозначенной ситуации. Полезно также определить, кто станет тем лицом, с к-рым консультант установит первый контакт.

Консультант по вопросам психич. здоровья несет ответственность за определение как краткосрочных, так и долгосрочных целей и задач. Это обычно происходит в процессе встреч с ключевыми фигурами, в ходе к-рых определяется контекст и необходимая информ. Укреплению доверия к роли консультанта по психич. здоровью способствует план действий для достижения этих целей и задач. Эти планы стоит разрабатывать достаточно гибко, чтобы быть готовым откликнуться на те первоочередные потребности орг-ции.

Что касается содержания специальных знаний консультанта по психич. здоровью, они лежат в его сфере специализации. Не менее важны сензитивность и мастерство консультанта при использовании и передаче своих знаний.

См. также Лидерство и руководство, Подготовка руководящих кадров

С. Кардан

Психологическая наука (psychological science)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психологическая оценка (psychological assessment)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психологические лаборатории (psychological laboratories)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психологическое здоровье (psychological health)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психологическое консультирование (counseling psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психологическое тестирование: проблемы выживания (psychological testing: its survival problems)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология акта (act psychology)

Основные идеи П. a. (Aktpsychologie) были впервые изложены католическим священником Францем Брентано (1838 - 1917) в его книге, названной Psychologie vom empirischen Standpunkt («Психология с эмпирической точки зрения»). Брентано полагал, что психология должна твердо придерживаться метода эмпирического наблюдения и выбраться из филос. трясины, куда она попала в эпоху (и не без влияния) Иммануила Канта, к-рого Брентано считал мистиком. Для Брентано «слово "эмпирический" означало чувственный опыт с акцентом на деятельности». Он считал, что определенный опыт следует всегда непосредственно соотносить с определенным объектом.

Вундт утверждал, что психология должна изучать содержания опыта (сознание), а задача психолога - расчленять эти ментальные содержания на их дискретные элементы. Брентано выступал против такого подхода и стал одним из самых строгих критиков Вундта. Для Брентано психол. процессы лишь тогда приобретают свое значение, когда они составляют акты сознания. Когда мы видим «красный» цвет, значимым ментальным событием является не цвет как таковой, а акт «переживания красного».

Брентано выделил три класса актов: а) акты идеации (представливания), состоящие из процессов ощущения и воображения; б) акты суждения, включающие констатацию, оценивание и сомнение; в) акты чувствования, представляющие собой позитивные или негативные отношения к объекту, наподобие любви или ненависти.

По всей вероятности, П.а. оказала влияние - пусть даже косвенное - на более поздние психол. системы. Функционалисты начала XX в. тоже выступали против вундтовского поэлементного анализа сознания и делали акцент на психол. деятельности как функции «души». Позднее и гешталът-психологи присоединились к протесту Брентано против психологии элементов.

См. также Эмпиризм, Вопрос об отношении души и тела, Феноменологический метод, Структурализм

Р. Ландин

Психология денег (psychology of money)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология женщин (psychology of women)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология здоровья (health psychology)

П. з. - это вся совокупность специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психол. дисциплин в распространение и поддержание здоровья, лечение и предупреждение заболеваний, в идентификацию этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезней и связанных с ними дисфункций», а также в анализ и усовершенствование системы здравоохранения и в формирование политики в области здоровья. П. з. пользуется результатами практ. из каждой основной области психол. и таким образом связывает психологию с поведенческой медициной.

Хотя П. з. яв-ся сравнительно новой областью, она имеет столь же древние и глубокие корни, как и сама психология. Джон Б. Уотсон писал: «Студента-медика следует учить, что вне зависимости от того, специализируется ли он в хирургии, акушерстве или психиатрии, его пациенты являются людьми, а не просто объектами, на которых он может демонстрировать свое умение». Основное внимание психологии здоровья сосредоточено на обучении специалистов в области здравоохранения, что, в частности, находит свое выражение в росте числа курсов поведенческих наук и рабочих мест для психологов в мед. учебных заведениях и родственных организациях.

Медицинская психология - это раздел клинической психологии, связанный с профессиональной практикой и оказанием услуг пациентам с физ. заболеваниями, часто в условиях стационара и обычно в рамках консультационно-контактирующей психиатрической службы (consultation-liaison psychiatry service). Ее клиническая ориентация связана гл. обр. с проблемами психич. здоровья, хотя имеются хорошо документированные свидетельства влияния психотерапевтического вмешательства на течение, результаты и продолжительность различных физ. заболеваний. Другой областью интереса являются так называемые психосоматические заболевания - болезни, к-рые, как это было показано или предполагается, вызываются или осложняются эмоциональными или психол. факторами. Относительно недавно в психосоматической медицине, как и в медицине в целом, наметилось движение в сторону более холистических и всеобъемлющих биопсихосоциальных представлений о здоровье и болезни, в к-рых уделяется должное внимание эмоциональным или психол. факторам практически во всех областях болезни или здоровья.

Педиатрическая психология представляет собой «новый брачный союз» между педиатрами и психологами в области предоставлення услуг, обучения и исследовательской деятельности, сотрудничающими в удовлетворении связанных с развитием и здоровьем потребностей детей и их семей.

У специалистов в области здравоохранения наблюдается смещение приоритетов в сторону того, что называется «новой заболеваемостью» (new morbidity) - т. е., в сторону проблем, являющихся по своему происхождению в значительной мере или главным образом психосоциальными, таких как жестокое обращение с детьми, нарушения обучения (learning disorders), «проблемы в жизни» (problems in living) и стрессовые расстройства.

Реабилитационная психология (rehabilitation psychology) занимается преимущественно диагностикой, консультированием или лечением пациентов с хроническими заболеваниями или физ. инвалидностью. Сотрудничество со специалистами в области реабилитационной медицины и др. родственных направлений представляет одну из основных междисциплинарных связей, присущих данной области.

Одной из важнейших проблем, с к-рыми сталкивается П. з., яв-ся подготовка специалистов. Сравнительно немногие из психологов обладают специальной подготовкой к работе в сфере П. з. Существует лишь небольшое число программ подготовки (рrеdoctoral) и повышения квалификации (postdoctoral) психологов со специализацией в области П. з.

См. также Поведенческая медицина, Службы системы здравоохранения, Холистическое здоровье, Первичная профилактика психопатологии

Д. Л. Вертлиб

Психология и закон (psychology and the law)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология и суды (psychology and the courts)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология искусства (psychology of the arts)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология мира (peace psychology)

Поддержание мира связывалось с политической наукой и с психологией еще Аристотелем (IV в. до н. э.), к-рый написал первый западный трактат по психологии и утверждал в своей «Этике», что челов. природа яв-ся по существу политической, что иск-во управления гос-вом (politike) превыше всех др. искусств и наук в том, что касается обеспечения величайшего блага для людей, и что мы ведем войны лишь с целью достичь мира.

После Первой мировой войны Зигмунд Фрейд в числе других писал о крахе своих иллюзий в отношении войны как основного пути к достижению мира, а Альфред Адлер осудил любое насилие и предложил, чтобы психологи противодействовали войне и всему тому, что противоречит интересам семьи, школы и об-ва в целом. После применения ядерного оружия во Второй мировой войне и последующего совершенствования и распространения такого оружия, различные психологи и психиатры вместе с др. специалистами активно выступили против дальнейших разработок, накопления и потенциального использования ядерных вооружений. В дополнение к этому были организованы многочисленные рабочие группы по предотвращению войны и поддержанию мира и др. условий, благоприятных для челов. развития. К числу этих групп относятся «Врачи за социальную ответственность» (Physicians for Social Responsibility, PSR), к-рым была присуждена Нобелевская премия мира в 1985 г., и «Психологи за социальную ответственность» (Psychologists for Social Responsibility, PsySR). Работа PsySR заключается в осуществлении анализа психологии войны и др. разрушительных конфликтов, изменении пагубных аттитюдов, к-рые способствуют разжиганию конфликтов и войн, и обучении альтернативным, ненасильственным средствам разрешения спорных вопросов. Проводятся семинары и предлагаются информ. материалы для широкой общественности и специфических групп, включающих специалистов в области психич. здоровья, преподавателей, военных и высших должностных лиц, отвечающих за политический курс страны.

В 1989 г. Американская психологическая ассоциация (АРА) официально признала психологию мира (peace psychology), утвердив ее в качестве 48 отделения. Это отделение специализируется на исслед. и научной работе в области проблем мира и сотрудничает с PsySR и 9 отделением, занимающимся изучением соц. проблем в целом.

См. также ПОИР, Социопсихологические детерминанты войны и мира

Э. Д. Шейер

Психология музыки (psychology of music)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология потребителя (consumer psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология присяжных (jury psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология способностей (faculty psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология толпы (mob psychology)

Р. Браун определял Т. как «действующие совместно, плечом к плечу, анонимные, случайные, временные и неорганизованные общности». Т. могут подразделяться в зависимости от того, активны они или пассивны, первые при этом наз. собственно Т., а вторые - публикой, аудиторией. Собственно Т. классифицируются далее в зависимости от доминирующего поведения участников. Агрессивные Т., к к-рым относятся бунтующие и линчующие Т., характеризуются проявлением агрессии в отношении людей или объектов. Доминирующей формой поведения спасающихся Т. яв-ся паника, как, напр., в случае пожара в театре. Стяжающие Т. сходны со спасающимися тем, что те и др. вовлечены в соперничество за определенный дефицитный объект. Экспрессивные Т. - категория типа «мусорной корзины», включающая все остальные разновидности Т., не относящиеся к первым трем категориям.

Несмотря на отсутствие единства в мнениях среди исследователей, к характеристикам Т. чаще всего относят: а) духовное единство или «умственную однородность»; б) эмоциональность; в) иррациональность. Лебон объяснял духовное единство Т. механизмом заражения - механического распространения аффекта от одного члена к др. по типу инфекционного заболевания. Др., подобно Милгрэму и Точу, полагают, что видимая психич. однородность Т. может тж объясняться механизмом конвергенции: сходно мыслящие и чувствующие индивидуумы имеют тенденцию собираться вместе и объединяться в Т. Т. о., однородность скорее предшествует, нежели вытекает из принадлежности к Т. Два механизма предположительно объясняют эмоциональный и иррациональный характер Т.: а) утрата ответственности вследствие анонимности и б) впечатление всеобщности.

См. также Вмешательство случайных свидетелей, Деиндивидуализация, Массовая истерия, Влияние сверстников, Насилие

М. Гринберг

Психология торговли (sales psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология черт (trait psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психометрика (psychometrics)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психоневрология (psychoneurology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психонейроиммунология (ПНИ) (psychoneuroimmunology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психопатическая личность (psychopathic personality)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психосинтез (psychosynthesis)

Психосинтетический подход Роберта Ассаджоли основан на представлении об унификации выражения личности чел. глубоким источником цели и направления, называемым трансперсональным Я. П., по сравнению с большинством др. методов терапии, в большей степени ориентирован на ценности, вдохновение, смысл жизни и служение.

Ассаджоли придерживался сложных представлений о личности, выделяя в ней не только низшее бессознательное, среднее бессознательное и сверхсознательное, но также трансперсональное Я и коллективное бессознательное. В ходе лечения усилия первоначально направлены на интеграцию различных аспектов личности клиента, к-рые рассматриваются в качестве «субличностей». После того как произошла такая интеграция и гармонизация, предпринимается трансперсональный П. для объединения личности с трансперсональным Я с целью выхода за пределы Эго и достижения полноты, цели и смысла жизни.

См. также Психотерапия

В. Рейми

Психосоматика (psychosomatics)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психосоматические расстройства (psychosomatic disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психостимуляторы в лечении детей (psychostimulant treatment for children)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психотерапия (psychotherapy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психотерапия: общие факторы (psychotherapy: common factors)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психофармакология (psychopharmacology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психофизика (psychophysics)

С П. особенно тесно связано имя Густава Т. Фехнера, пытавшегося разраб. точный количественный метод измерения душевных явлений, предполагающий введение меры величины ощущения. То, что сильные раздражители вызывают сильные ощущения, а слабые раздражители вызывают слабые ощущения, было давно известно. Конкретная задача состояла в том, чтобы определить величину ощущения для каждого предъявляемого раздражителя. Попытки сделать это в количественной форме восходят, по меньшей мере, ко времени жизни греческого астронома Гиппарха (160-120 до н. э.), к-рый изобрел шкалу звездных величин, распределяющую видимые глазом звезды по шести категориям - от самых слабых (шестой величины) до самых ярких (первой величины).

И все же, как определить интенсивность ощущения всякий раз, когда оно становится содержанием сознания? Это осн. вопрос П. Фехнер предложил свой ответ на него: R = k log (I / I0). Согласно закону Фехнера, величина ощущения (R) изменяется пропорционально логарифму отношения интенсивности раздражителя (I) к величине абсолютного порога (I0). Немало эксперим. исслед., в к-рых использовались многочисленные психофизические методы, было проведено в стремлении установить, какие из этих методов обеспечивают лучшее согласование данных с законом Фехнера.

См. также Методы эмпирического исследования, Закон Фехнера, Психофизические методы, Закон Вебера

Дж. Г. Робинсон

Психофизиология (psychophysiology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психофизические законы (psychophysical laws)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психофизические методы (psychophysical methods)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психохирургия (psychosurgery)

П., по определению, подразумевает удаление или иное разрушающее воздействие на морфологически нормальную ткань головного мозга для купирования тяжелой, устойчивой к лечению и истощающей психиатрической симптоматики. Хотя Э. Валенстайн, основываясь на данных археологических находок, указывал в работе The psychosurgery debate: scientific, legal and ethical perspectives на использование метода трепанации еще в 2000 г. до н. э., впервые широкое применение психохирургических процедур при лечении психиатрических пациентов началось в конце 1930-х гг., достигло пика в 1960-х и пошло на убыль в 1970-х.

В первой половине XX в. наиболее часто используемой методикой П. была фронтальная лоботомия, при к-рой с обеих сторон иссекались волокна в лобных долях. Вначале эта операция выполнялась путем введения режущего инструмента через отверстия, посверленные в костях свода черепа или в верхних костях глазницы, и поворотом данного инструмента. Более точное разрушение мозговой ткани стало возможным в 1950-х гг., после изобретения стереотаксического инструмента, удерживавшего голову в фиксированном положении; нож или электрод теперь можно было ввести в ткань мозга в точке, заданной тремя координатами согласно карте или атласу головного мозга. Т. о., появилась возможность удалять или разрушать точно локализованные участки мозга.

Наиболее эффективные участки-мишени для купирования психиатрической симптоматики оказались расположенными в медиальной и вентральной зонах лобных долей (обозначены треугольниками на рис. 4). Позднее, в качестве мишеней для П. были предложены др. участки мозга с точно определенными связями со специфическими зонами лобных долей.

Рис. 4. Мишени» психохирургии

Треугольниками обозначены точки приложения метода в лобных долях. Незаштрихованными кружками отмечены точки для цингулотомии. Черные кружки соответствуют «мишеням» в таламусе. Добавочные точки находятся в миндалине (ромб) и в гипоталамусе (квадрат)

Поскольку психохирургическое вмешательство выполняется на неизмененной патоморфологически ткани мозга, эта практика вызвала большую полемику. Национальная комиссия по защите участников биомедицинских и поведенческих исслед. поддержала ряд тщательных расследований применения и эффективности П.

На основе критического анализа разнообразной и обширной информ. эта комиссия разраб. для министерства здравоохранения и соц. обеспечения США ряд рекомендаций, касающихся использования П. В частности, министерству рекомендуется всячески поддерживать проведение оценочных исслед. безопасности и эффективности методик П., кроме того, министерству направлен подробный перечень заболеваний и показаний к ограниченному применению этих методик в отношении постоянно содержащихся в психиатрических учреждениях больных. Очевидно, что П. - это тема, поднимающая большое количество этических, научных и правовых вопросов, и вряд ли можно найти легкое решение в споре о допустимости ее применения.

См. также Головной мозг, Повреждения головного мозга, Лоботомия, Нейрохирургия

М. Оскар-Берман

Психоэндокринология (psychoendocrinology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пуркинье Ян Евангелиста / Purkinje, Jan Evangelista

Пуркинье Ян Евангелиста / Purkinje, Jan Evangelista (1787- 1869). Пуркинье, известный исследователь сенсорных элементов в русле феноменологической традиции, описал, как из рассеивающейся с рассветом темноты появляются видимые цвета.

Пфаффман Карл / Pfaffman, Carl

Пфаффман Карл / Pfaffman, Carl (p. 1913). Пфаффман проводил исследования вкусовых и других имеющих химическую природу чувств, а также пытался отыскать базисные связи между физиологическими и психологическими аспектами организмов.

Пфлюгер Эдуард Фридрих Вильгельм / Pfluger, Eduard Friedrich Wilhelm

Пфлюгер Эдуард Фридрих Вильгельм / Pfluger, Eduard Friedrich Wilhelm (1829-1910). Исследования Пфлюгера связаны с изучением нервной системы. Он активно участвовал в полемике по вопросу о том, являются ли рефлексы сознательными или бессознательными.

Пьерон Анри / Pieron, Henri

Пьерон Анри / Pieron, Henri (1881-1964). Работы Пьерона посвящены психофизиологии. На раннем этапе своей деятельности он изучал механизмы сна у животных, однако психофизиология ощущений стала основным предметом его научных исследований.

Предыдущая страница Следующая страница