Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕВ")

Работоспособность (work efficiency)

Р. имеет отношение к изучению продуктивной деятельности человека, а тж физ. и психич. реакций людей на затраты энергии в производственной и непроизводственной обстановке. Было установлено, что утомление, как психическое, так и физическое, вызванное напряженной работой, влияет на скорость и точность движений, силу и выносливость, как и на качественные (ошибки) и количественные результаты труда. Поэтому исслед. Р. направлены на обеспечение эффективного выполнения работы и уменьшения стресса, физ. напряжения, чувства скуки и др. негативных последствий, влияющих на здоровье и благополучие человека.

Создание условий для эффективного выполнения работы составляет главную цель инж. психол. и инженерии челов. факторов, или эргономики. Исслед. Р. вносят свой вклад в достижения проектирования трудовой деятельности в целях повышения производительности труда и снижения усталости и количества несчастных случаев.

Можно считать, что начало исслед. Р. положил Ф. Тейлор, к-рый утверждал, что необходимо со всей тщательностью изучать производственные задания, чтобы повысить эффективность и результативность труда. Тейлор тж полагал, что работники должны соответствовать выполняемой ими работе и быть обучены выполнять ее в строгом соответствии с научно обоснованными инструкциями. Результатом др. ранней работы, посвященной утомлению, которую провели Фрэнк и Лилиан Гилбрет, стало создание специальных стульев для различных видов работ, к-рые позволили уменьшить напряжение при работе. Кроме того Ф. Гилбрет, создатель моторно-временного анализа, наметил в общих чертах правила экономии движений, к-рые предусматривали орг-цию рабочего места, расположение инструментов и конструкцию оборудования в целях повышения Р.

Физическое утомление

Чувство утомления всегда связывалось с недосыпанием и интенсивной физ. деятельностью, к-рая вызывает мышечное утомление (болезненность, одеревенелость мышц, ноющие боли в мышцах и т. д.) и снижение результативности труда. Как правило, индикаторы утомления разделяются на 3 категории: химические (напр. состав крови или мочи, потребление кислорода), электрические (напр. ЭЭГ, ЭМГ) и физические (АД, частота сердечных сокращений, температура тела).

Психическое утомление

В исслед. Р. психич. утомлению уделяется все больше внимания. Психич. утомление может создавать особые проблемы в ситуациях, связанных с продолжительными периодами концентрации внимания или активного бодрствования. Его причиной может тж быть умственная (информационная) перегрузка.

Скука и монотонность

Скука связана с психич. утомлением и может вызываться повторяемостью, отсутствием новизны и монотонностью. Чувство скуки зависит от взаимодействия характеристик задания, особенностей обстановки и индивидуальных различий, но его можно уменьшить, при определенных условиях, с помощью музыки, шумовых эффектов или мотивационных стимулов. А. Анастази полагает, что в пром-сти со скукой у работников можно бороться путем а) правильного подбора и расстановки кадров, б) внесения изменений в производственную среду и обстановку и в) перестройки самой работы, напр. ее обогащения или расширения ее диапазона.

См. также Эргопсихометрия, Промышленная психология

А. Р. Споукейн

Равив Амирам / Raviv, Amiram

Равив Амирам / Raviv, Amiram (p. 1939). Области исследований Равива включают просоциальное поведение, атрибуции школьниками успехов и неудач, социальный климат в различных учреждениях, и проблемы, связанные с ролью школьных психологов.

Развивающаяся психотерапия (emerging psychotherapies)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Развитие в подростковом и юношеском возрасте (adolescent development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Развитие в раннем детстве (early childhood development)

Детство - это период в развитии человека между младенчеством и взрослостью, определяемый на уровне культуры и, в ист. перспективе, являющийся относительно поздней соц. структурой. Лишь в последние 400 лет или около того идея детства стала неотъемлемой частью зап. культуры, с признанием этого особого соц. класса и особой фазы в возрастном развитии каждого человека. Французский историк Филипп Арьес анализирует возникновение этих идей в своей знаменитой книге, переведенной на английский иод названием «Века детства: соц. история жизни семьи» (Centuries of childhood: A social history of family life).

Раннее детство как отдельный и знаменательный подпериод детства чаще всего включает месяцы и годы между младенчеством и школьным возрастом, или средним детством, т. е. продолжается от 2 до 5 лет. Эти дошкольные годы - время важных и сложных достижений и перестроек в поведении, и потому раннее детство занимает центральное место в большинстве теорий развития человека. Научение, перцепция, рассуждение, память и соц. отношения претерпевают важные изменения в раннем детстве.

Овладение языком - одно из самых впечатляющих достижений раннего детства, в течение к-рого лепет младенца превращается в весьма сложную речь 5-летнего ребенка, уже готового вступить в мир за пределами семьи.

Психоаналитически ориентированная возрастная психология отводит раннему детству роль критического периода в развитии, когда складываются осн. ориентации личности, к-рые сохраняются в детстве, юности и взрослости, формируя границы и оказывая давление на последующие изменения интрапсихической орг-ции, межличностные отношения и развитие Эго. Важные аспекты осознания себя как индивидуума и как представителя мужского/женского пола формируются именно в этом периоде развития. Теория психосексуального развития З. Фрейда, описывающая оральную, анальную и фаллическую (эдипову) фазы раннего детства, и теория психосоциального развития Э. Эриксона, описывающая задачи и кризисы раннего детства (доверие против недоверия, автономия против стыда и сомнения, инициатива против вины и трудолюбие против неполноценности), относятся к наиболее важным вкладам психоан. в понимание развития в раннем детстве.

Когнитивные теории развития, разработанные швейцарским психологом Жаном Пиаже и его последователями, тж придают особое значение раннему детству как периоду, в к-ром ребенок делает важнейшие шаги в конструировании своей реальности и познании. Младенец на сенсомоторной стадии интеллекта приобретает и совершенствует знания о себе и мире посредством сложных циклов взаимодействий со средой, формирующих сенсорный и моторный опыт. В раннем детстве ребенок достигает стадии дооперационального мышления, а затем и мышления на уровне конкретных операций, - важных уровней символического и представляющего (representational) мышления как основы для классиф. и категоризации информ., а тж для понимания важных принципов устройства физ. и соц. мира.

Такие великие педагоги и теоретики, как Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци, Фридрих Фребель, Джон Дьюи, Мария Монтессори и Анна Фрейд, давно признавали важность обучения и развития в раннем детстве. Ясли, детские сады и программы раннего вмешательства типа Operation Headstart - все это совр. проявления понимания важности Р. р. д. не только педагогами и психологами, но тж политиками и гос. деятелями.

См. также Детская психология, Развитие младенца, Неонатальное развитие

Д. Л. Вертлиб

Развитие взрослых (adult development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Развитие игры (play development)

Игра - это деятельность, совершаемая ради нее самой; применительно к детям ее можно рассматривать как то, что они делают, когда им разрешено свободно выбирать занятия.

Игра яв-ся средством научения, позволяющим ребенку расти когнитивно, социально, физически и эмоционально. Игра - это больше, чем просто «занятие ребенка», так как в контексте игры ребенок познает взаимоотношения и ему предоставляются возможности стать их эффективным участником.

Р. и. проходит через несколько стадий, совпадающих с ходом когнитивного и соц. развития ребенка. Сначала дети проходят период игры в одиночку, в к-ром игра не зависит от действий других и предполагает минимум коммуникации. Параллельная игра характеризуется тем, что дети играют рядом друг с другом, но, фактически, порознь. Кооперативная игра - наиболее сложная форма игры - имеет место тогда, когда дети занимаются организованной деятельностью, предполагающей лидерство и конкретизированные соц. роли.

Независимо от возраста, мальчики склонны открыто вести себя более агрессивно, чем девочки. В игровые группы мальчиков легче войти, но труднее сохранить свое членство; в группы девочек войти труднее, но зато участие в них сохраняется значительно дольше.

Одна распространенная теория рассматривает игру как предоставляемую эволюцией возможность упражнять когнитивные и соц. навыки, репрезентативные более строгим требованиям, предъявляемым к индивиду в последующей жизни. Эта эволюционная теория игры поощряет получение детьми раннего, разнообразного и контролируемого опыта как предварительного условия оптимального развития.

Теория рекапитуляции концептуализирует игру как эволюционное звено между ребенком и всеми биолог. и культурными ступенями эволюционной лестницы, предшествующими появлению современного чел. Людям - как самым сложным в биолог. и соц. отношении животным - требуется больше времени для того, чтобы их дети опытным путем научились справляться с разнообразными требованиями окружающей среды.

Наблюдение, интерпретация и структурирование игры ребенка считаются методами понимания неповторимой манеры восприятия мира ребенком и его общения с ним. Такие подходы используют игру в качестве терапевтического метода для лечения поведенческих и эмоциональных расстройств у детей.

См. также Стадии развития поведения ребенка, Игровое поведение младенцев

А. Томас

Развитие интеллекта взрослых (adult Intellectual development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Развитие младенца (infant development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Развитие на протяжении жизни (life-span development)

Точка жизненного цикла, в к-рой происходит изменение, является критической. В традиционных подходах к развитию чел. подчеркивались изменения от рождения до отрочества юности, стабильность во взрослости и упадок в старости. Сирс и Фельдман собрали данные о некоторых наиболее важных изменениях у взрослых людей. Изменения, происходящие в течение этих более поздних десятилетий жизни в организме, личности и способностях, могут быть весьма значительными. Трудные задачи возрастного развития ставятся перед взрослыми людьми браком и родительством, подъемом и упадком физ. сил и некоторых интеллектуальных способностей, уходом из родительской семьи повзрослевших детей, достижением профессионального плато, удалением от дел (уходом на пенсию) и перспективой смерти.

Для объяснения претерпеваемых взрослыми людьми изменений был создан ряд теорий стадий-кризисов: наибольшую известность получила теория Эриксона, а самой популярной среди широкой публики стала книга Гейл Шихи Passages («Переходы»). Однако многих теоретиков и исследователей не удовлетворяют подходы к развитию взрослых как последовательности стадий-кризисов. Мн. специалисты считают, что изучение жизненных событий дает ценную дополнительную информ., существенно уточняющую картину развития взрослых. Халч и Дойч обращают внимание на то, что наша жизнь перемежается переходами, определяемыми разнообразными событиями. Особо подчеркивается стрессовый характер этих событий. Причем, потенциально стрессогенными являются не только события, воспринимаемые обычно негативно (смерть супруга, увольнение с работы), но и события, расцениваемые большинством как позитивные (вступление в брак, продвижение по службе). Факторы, к-рые могут смягчать вызываемый такими событиями стресс, включают внутренние ресурсы (физ. здоровье, интеллектуальные способности) и внешние ресурсы (доход, соц. поддержка). Адаптация связана с использованием стратегий совладания (coping strategies), приводящих к изменению поведения.

Вообще говоря, существует два теоретических подхода к изучению развития личности: один сосредоточен на выявлении сходств, а другой - на выявлении различий. Все теории стадий нацелены на описание универсалий в развитии и не касаются индивидуальной вариации. Фаррелл и Розенберг предлагают более сложную модель, в основу к-рой положена идея о том, что каждый чел. играет активную роль в интерпретации, формировании и изменении окружающей его действительности.

В недавней дискуссии о стрессе жизни (life stress) Сарасон привлек внимание к широкому множеству индивидуальных различий в частоте и направленности связанных со стрессом когниций. Хотя наилучшей адаптивной реакцией на стресс яв-ся ориентация на задачу, направляющая внимание конкретного чел. на неотложные дела, а не на эмоциональные реакции, одни люди обнаруживают такую ориентацию, а другие нет.

Сарасон подчеркивает, что способность отбрасывать непродуктивные тревоги и занятия яв-ся решающей для функционирования в условиях стресса. Согласно Сарасону, особенности реакции конкретного чел. на стресс жизни определяются действием, по меньшей мере, пяти факторов. Это:

1) характер задачи или стресса;

2) навыки, позволяющие выполнить задачу или справиться со стрессом;

3) особенности личности;

4) системы соц. поддержки, доступные для чел., испытывающего стресс;

5) история стрессогенных событий и переживаний в жизни конкретного чел.

Однако несмотря на то, что взрослые, вероятно, переживают на протяжении своей жизни хотя бы одно, а то и несколько чрезвычайно стрессовых событий, в настоящее время все большее число людей достигает поздней взрослости с лучшим состоянием здоровья, чем в прошлом.

См. также Развитие взрослых, Изменение поведения в процессе взросления и старения, Развитие человека

Дж. Сэнтрок

Развитие навыков межличностных отношений (interpersonal skills development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Развитие программ обучения (curriculum development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Развитие профессиональной карьеры (career development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Развитие человека (human development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Развитие эго (ego development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Развод (divorce)

Р. - это предусмотренное законом расторжение брака. Начиная с 1960-х гг., отмечается тенденция к росту случаев Р., к-рая сопровождается ростом связанных с этим соц. и психол. проблем.

Существует множество факторов, приводящих к разводу, и они постоянно изменяются со временем. Законы о расторжении брака, устанавливающие ответственность без вины, признающие такие основания, как несовместимость супругов и распад взаимоотношений, позволяют парам расторгать брак по взаимному согласию на основе упрощенной процедуры бракоразводного процесса. Эти законы тем самым существенно облегчают возможности получения Р., и этим можно объяснить увеличение их числа.

Р. влечет за собой эмоциональные последствия для супругов, детей и членов расширенных семей. Муж и жена зачастую переживают чувства утраты прежней привязанности, сопровождающиеся реакциями горя и обвинениями бывшего партнера, в сочетании с ощущением собственной вины за неудачный брак и общим чувством незащищенности перед лицом соц., эмоциональных и финансовых проблем.

Последствия Р. для детей варьируют в зависимости от возраста ребенка, процесса улаживания споров об опеке и способности самих родителей справляться с проблемами, возникающими в рез-те Р. Маленькие дети склонны обвинять себя в Р., как правило, они боятся возможности оказаться брошенными и предаются фантазиям о родительском примирении. Подростки, невзирая на первоначальную ярость и смятение, располагают большим количеством ресурсов для преодоления последствий Р. по сравнению с младшими детьми. Дж. С. Уоллерстейн и Дж. Б. Келли описали различные реакции детей разных возрастов на развод. Родители сталкиваются с такими проблемами, как воспитание детей без помощи, с одновременным поддержанием личных и родительских ролей, а в случае родителей без права опеки - поддержания родительских ролей на неполной основе. Все члены семьи сталкиваются с потенциальными финансовыми трудностями, поскольку семейный доход теперь делится на два местожительства.

Члены семей сталкиваются с дополнительными соц. трудностями вследствие Р. Отношения с друзьями зачастую меняются или полностью прекращаются. Разведенные взрослые испытывают проблемы с установлением отношений с противоположным полом, к-рые часто возникают как рез-т отсутствия такого опыта на протяжении неск. лет. Отношения с расширенной семьей зачастую тж становятся натянутыми, поскольку родители разведенных взрослых испытывают чувство своей ответственности за случившийся разрыв.

Последствия Р. обычно оказываются довольно тяжелыми. М. Хетерингтон и ее сотрудники обнаружили, что мальчики из разведенных семей чаще испытывают к себе более негативное отношение со стороны др., чем девочки; что разведенные родители менее нежны со своими детьми; что девочки-подростки разведенных родителей характеризуются большей неразборчивостью в половых связях и что мальчики оказываются более «феминизированными». Однако имеются тж данные о том, что дети в семьях с единственным родителем оказываются, в целом, более благополучными, чем дети в семьях с двумя родителями, постоянно конфликтующими между собой.

См. также Потребность в аффилиации, Связь и привязанность, Родители-одиночки

Т. С. Беннетт

Разработка учебно-тренировочных систем (instructional systems development, ISD)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Разран Грегори / Razran, Gregory

Разран Грегори / Razran, Gregory (1901-1973). Разран вел широкие исследования в области классического обусловливания, пытаясь связать различные типы научения с уровнями эволюционного развития.

Разрешение конфликта (conflict resolution)

Конфликт указывает на предпочтения несовместимых действий в определенной ситуации. Он может существовать на уровне индивидуума, когда чел. колеблется между разными вариантами выбора, напр., поступить ли ему на юридич. факультет или пойти работать. Он тж возникает между отдельными людьми, когда две или неск. сторон соц. отношения отдают предпочтение несовместимым действиям. Конфликт может возникнуть между группами, как в случае спора между наемными работниками и администрацией по вопросу оплаты труда, а тж между орг-циями и между государствами. Несовместимые предпочтения одного чел. составляют внутриличностный конфликт, тогда как несовместимые предпочтения между соц. организмами, напр. людьми, наз. соц. конфликтами. Соц. конфликт предполагает взаимозависимость сторон: никто не может достичь наиболее желаемого рез-та независимо от др. Процессы, имеющие место при Р. к., обычно рассматриваются как весьма сходные на всех уровнях соц. конфликта.

Большое количество психол. исслед. по разрешению внутриличностного конфликта посвящено тому, каким образом люди собирают информ. о возможных вариантах выбора и выстраивают приоритеты. Хотя разрешение соц. конфликта требует сходных процессов обработки информ., оно включает тж использование различных межличностных стратегий.

Дистрибутивный (распределительный) торг представляет собой усилия конфликтующих сторон, предпринимаемые с целью изменить предпочтения друг друга и достичь согласия. Такой торг может включать вербальный обмен, когда стороны пытаются достичь словесного соглашения относительно того, как поступят обе стороны, или же он может состоять из действий. Невербальный торг иллюстрируется поведением двух водителей, к-рые, подъезжая с двух сторон к узкому мосту, уверенно въезжают на мост, пытаясь тем самым припугнуть друг друга и получить право проехать первым. Торг, состоящий в вербальном обмене, часто наз. переговорами, к-рые в типичных случаях сводятся к обмену предложениями заключить сделку на определенных условиях или, что в данном случае одно и то же, предложениями но Р. к. Такие переговоры тж могут включать использование угроз и назначение наказаний.

Интегративное ведение переговоров относится к попыткам сторон конфликта создать новые варианты его разрешения, к-рых не было среди первоначальных вариантов, однако предлагающие сторонам больше выгод, чем любой из рассмотренных на начальном этапе вариантов.

Стратегии следования нормам требуют для Р. к. обращения к правилам или прецедентам. В нек-рых случаях эти нормы - всего лишь прецеденты, имевшие место в отношениях конфликтующих сторон. В др. случаях нормы привносятся в конфликтную ситуацию из опыта др. отношений или из знания общественных норм.

Вмешательство третьей стороны как способ Р. к. м. б. избран спорящими сторонами в тех случаях, когда их самостоятельные усилия оказались неэффективными или когда на таком вмешательстве настаивает третья сторона либо ее представители, мотивируя свое вмешательство тем, что затяжной конфликт наносит ущерб интересам посторонних лиц.

Р. к. в установленные сроки может примирить спорщиков навсегда, если конфликтующие стороны считают найденное решение наилучшим из всех возможных, но иногда проблема снимается лишь временно, и тогда аналогичный конфликт может вспыхнуть между сторонами неск. позднее.

См. также Посредничество в конфликте, Дистрибутивная (распределительная) справедливость, Переговоры об освобождении заложников, Административно-трудовые отношения

У. П. Смит

Разыгрывание ролей (role playing)

Хотя терминология в области ролевого анализа (ролевой теории) не стандартизирована, исполнение, или Р. р., чаще всего связывают с ее реализацией; то, что люди говорят и делают постольку, поскольку такие слова и действия ожидаются и оцениваются др., квалифицируется как реализация роли, в отличие от процесса принятия роли, где индивидуум мысленно конструирует роль себя или др. с целью ориентации в выборе текущего поведения.

Морено и Зелени представили обзор по ролевой драме (психодрама, социодрама, аксиодрама), к-рая была введена и разраб. Морено; несмотря на то, что его осн. интересы были связаны с личностным ростом и развитием чел., им тж было много сделано в области оценки личности.

См. также Психодрама

М. Блумбаум

Райк Теодор / Reik, Theodor

Райк Теодор / Reik, Theodor (1888-1969). Являясь приверженцем многих психоаналитических концепций, Райк, тем не менее, расходился с Фрейдом во взглядах на некоторые вопросы любви и сексуальных отношений. Он считал, что истинная романтическая любовь имеет мало общего с сексом - чувство любви переживается гораздо сильнее в отсутствие любимого человека.

Райн Джозеф Бэнкс / Rhine, Joseph Banks

Райн Джозеф Бэнкс / Rhine, Joseph Banks (1895-1980). Райн, которого считают отцом экспериментальной парапсихологии, более 50 лет занимался активной исследовательской работой, чтобы вывести психические исследования из тайных комнат для спиритических сеансов медиумов и переместить их в открытые лаборатории ученых.

Райна Махарадж / Raina, Maharaj K.

Райна Махарадж / Raina, Maharaj K. (р. 1943). Райна участвовал в исследованиях, проводимых в Индии в рамках Национальной программы поиска талантов. Он проводил лонгитюдные исследования одаренных и роли творчества в поисках таланта.

Райх Вильгельм / Reich, Wilhelm

Райх Вильгельм / Reich, Wilhelm (1897-1957). Райх рассматривал эмоции как проявление биологической энергии (оргона), существование которой, как он считал, можно доказать строго научными методами.

Рамон-и-Кахаль Сантьяго / Ramon-y-Cajal, Santiago

Рамон-и-Кахаль Сантьяго / Ramon-y-Cajal, Santiago (1852- 1934). Кахаля называют отцом современной физиологической психологии. Разработанные им гистологические методы для выявления различных элементов нервной ткани остаются и поныне основными для физиологической психологии.

Ранк Отто / Rank, Otto

Ранк Отто / Rank, Otto (1884-1939). Ранк пытался создать альтернативный научный подход, основанный на понимании человека как сознательного толкователя смысла и инициатора действия. Его ранняя концепция травмы рождения была почти полностью вытеснена более сложными представлениями. Ранк также отказался, в отличие от Фрейда и большинства приверженцев академической психологии, от механистического объяснения человеческого поведения или опыта в рамках причинно-следственной парадигмы.

Ранкианская психология (rankian psychology)

Заслуги Отто Ранка перед теорет. и практ. психологией и его влияние на их развитие признаны в знач. меньшей степени, чем заслуги и влияние Фрейда, Юнга и даже Адлера. Эта недооценка представляется естественным следствием индивидуального стиля, присущего работам Ранка, и отсутствия в них к.-л. доктринерства.

Прямое влияние. В 1930-х гг. Ранк постоянно преподавал в Пенсильванской школе соц. работы, где он еще проводил анализ работы неск. своих коллег, а тж читал лекции в двух аналогичных школах Нью-Йорка.

К. Роджерс в начале своей терапевтической работы находился под влиянием Ранка. Его последующие теорет. и практ. инновации, особенно его ставка на сокращенную терапию и его ориентация на рост и самоактуализацию, гармонировали с духом работ Ранка и могут рассматриваться как творческое развитие исходных идей последнего.

Э. Бекер предложил явно Р. п. болезней челов. об-ва. В отличие от Фрейда, к-рый связывал страдания людей прежде всего с подавлением сексуальных инстинктов как непременным предварительным условием культуры, Бекер объяснял их ненасыщаемой потребностью в символах бессмертия, возникающей из присущего всем людям страха смерти.

Предвидения. Часто отмечалось, что теория личности и терапия Ранка имеют заметное сходство с психоаналитической теорией и практикой лечения нарциссических нарушений. Проницательность Ранка и большой собственный опыт «общения с этой проблемой» позволили ему предвидеть - и в известной мере приблизить - значительное расширение и усовершенствование психоаналитической теории.

Представления Ранка о самоактуализации как о главной цели жизни типичного индивидуума помогли ему избежать разных подходов к оценке мужчин и женщин. Его собственные работы лишены того мужского шовинизма, к-рым отмечены труды Фрейда.

Принятие Ранком иррациональности и его уважение к ней, а тж его стремление ориентировать терапию больше на практ. опыт, нежели на теорию, свидетельствуют о большом сходстве его идей с осн. идеями трансперсональной психологии. Можно лишь повторить, что и это сходство, скорее всего, яв-ся примером научного предвидения, нежели непосредственного ист. влияния.

И. Л. Чайлд

Раннее развитие (precocious development)

Под Р. р. понимается достижение уровня созревания раньше ожидаемого срока. Р. р. м. б. общим или специфическим в своих проявлениях. Специфическое Р. р. встречается значительно чаще, и оно, как правило, не несет с собой к.-л. неблагоприятных для дальнейшего развития ребенка условий. Однако Р. р. как симптом биолог. преждевременности часто оказывается патологическим, поскольку биолог. паттерны строго регулируются набором генов.

Встречающиеся в литературе сообщения о Р. р. когнитивных функций имеют многовековую историю. Тем не менее, крайне трудно понять, яв-ся ли такое опережение рез-том действия биолог. факторов или пед. таланта родителей.

См. также Развитие в раннем детстве, Наследственные болезни

Р. Лёрк

Ранние воспоминания (early recollections)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рао К. Рамакришна / Rao, K. Ramakrishna

Рао К. Рамакришна / Rao, K. Ramakrishna (p. 1932). Вклад Рао в психологию, как теоретическую, так и экспериментальную, связан главным образом с изучением таких аспектов психической деятельности, как Ψ-феномен, которым традиционная психология практически не уделяет внимания.

Расовые различия (racial differences)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Распределение упражнений (distribution of practice)

Одно из наиболее обоснованных общих утверждений, к-рое можно высказать в отношении научения у людей, состоит в том, что некоторые формы Р. у. имеют превосходство над концентрированным или непрерывным их выполнением во время тренировки. В этом обобщении под распределением упражнений понимается ситуация, когда субъект между попытками дает себе отдых, тогда как концентрация упражнений подразумевает, что отдых им используется редко или не используется вообще. Эксперименты свидетельствуют о том, что длительность такого отдыха между попытками выполнить упражнение оказывается важным фактором, определяющим уровень навыка, достигаемый в конечном итоге при выполнении моторной задачи. Одним из наиболее известных исслед. этой переменной является ранний эксперимент М. Кинцля, к-рый использовал задание на печатание алфавита. Испытуемый должен был напечатать алфавит от начала до конца в прямом и обратном порядке. Кинцль предлагал своим испытуемым последовательности из 1-минутных попыток, разделенных периодами от 3 с до 7 дней, и получил результаты, показанные на рис. 1. Очевидно, что рост продолжительности отдыха между попытками имеет положительный эффект по крайней мере до интервала в 90 с. Небольшое снижение, возникающее при очень длительных периодах отдыха, вероятно, является следствием забывания.

Рис. 1. Исполнение как функция распределения упражнений в задаче моторного научения

См. также Кривые научения

Г. А. Кимбл

Распределительная справедливость (distributive justice)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рассел Роджер / Russell, Roger W.

Рассел Роджер / Russell, Roger W. (p. 1914). Рассел одним из первых начал поиски нейрохимических механизмов, лежащих в основе нормального и патологического поведения.

Рассеянный склероз (multiple sclerosis)

Р. с. является хроническим и прогрессирующим дегенеративным неврологическим заболеванием, поражающим миелиновые оболочки нервов и проводящих путей ЦНС. Течение болезни характеризуется обострениями и ослаблениями с тенденцией к возрастанию тяжести и увеличению длительности каждого обострения по мере прогрессирования процесса, оставляя возможности для симптоматической терапии.

Этиология Р. с. неизвестна. Пик заболеваемости приходится на возраст 20-40 лет, у 20% пациентов первые симптомы появляются в возрасте 40-50 лет. Р. с. не заразен и не передается наследственным путем.

Симптоматика Р. с. весьма разнообразна и часто слабо выражена; симптомы появляются изолированно или в разных комбинациях.

Течение обычно соответствует одному из следующих типов с возможными переходами от одного к другому: а) благоприятное течение с легкими рецидивирующими приступами и длительными ремиссиями, свободными от симптомов; б) чередование обострений и ремиссий с периодами остро возникающих симптомов, за к-рыми следуют частичные или полные ремиссии или состояния стабильной инвалидности; в) медленно прогрессирующее течение без четких обострений и ремиссий и с медленным, но постоянным угасанием функций, г) быстро прогрессирующее течение с непрерывным ухудшением функций в течение нескольких месяцев или лет и высокой чувствительностью к инвалидизирующим или угрожающим жизни осложнениям.

Диагноз ставится прежде всего по данным неврологического обследования и истории болезни пациента.

Лечение симптоматическое и поддерживающее. Лечебные подходы, имеющие целью изменить течение болезни, носят эксперим. характер и дают противоречивые результаты. Лекарства, используемые для снижения интенсивности симптомов и профилактики осложнений, - это препараты, устраняющие судорожные проявления и урологические дисфункции; при обострениях применяются стероидные гормоны. Физиотерапевтические программы ориентированы на то, чтобы как можно больше отсрочить наступление финальной фазы, когда больной оказывается прикованным к постели. Хотя утраченная мышечная сила не может быть возвращена, физ. упражнения могут быть использованы для предотвращения ослабления неиспользуемых мышц.

См. также Нервно-мышечные расстройства, Нейропсихология

Р. Т. Джубилато

Расстройства аппетита (appetite disorders)

К Р. а., характеризующимся грубыми нарушениями пищевого поведения, относятся нервная анорексия и булимия. Главным отличительным признаком нервной анорексии яв-ся снижение общего количества потребляемой пищи с последующей, опасной для жизни, потерей веса. Первоначально аноректики ограничивают себя в еде из страха перед ожирением, но на поздних стадиях заболевания у них полностью пропадает аппетит. Клинические симптомы включают: сильную боязнь прибавить в весе, поглощенность мыслями о еде, аменорею у лиц женского пола, искаженный образ собственного тела и неестественные пищевые склонности. Нервной анорексией обычно заболевают в возрасте от 10 до 30 лет; чаще она встречается у женщин. Было проведено недостаточно исследований для выявления факторов, способствующих развитию нервной анорексии.

Для булимии характерны периодические случаи переедания. Термин «булимия» (греч. bulimia: от bus - бык и limos - голод) означает буквально «бычий аппетит»; во время такого «приступа обжорства» люди быстро съедают чрезмерное количество высококалорийной пищи. Булимики озабочены своим весом и неоднократно пытаются регулировать его диетой, искусственной рвотой или слабительными. Они сознают ненормальность своего пищевого поведения и нередко испытывают угрызения совести и впадают в депрессию после очередного переедания. Хотя у некоторых лиц с аноректическим симптомокомплексом отмечаются случаи переедания, булимия не считается формой нервной анорексии. Начало этого заболевания, к-рое также чаще встречается у лиц женского пола, приходится обычно на подростковый и юношеский периоды. Предрасполагающие к развитию булимии факторы неизвестны.

См. также Ожирение, Контроль веса

Т.-И. Мун

Расстройства личности (personality disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Расстройства памяти (memory disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Расстройства пищевого поведения (eating disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС (central nervous system disorders)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Расстройства характера (character disorders)

Робак определил характер как склонность (disposition) к торможению побуждений и ограниченному преследованию своих личных выгод в свете некоего ценностного принципа. Это толкование характера учитывает понятия эмоционального контроля, аффилиативной ориентации и эмоциональной ценности (investment) отдаленных целей.

Из этого традиционного определения развилась концепция Р. х., включающая четыре довольно разных паттерна анормального поведения. Это - алкоголизм, наркомания, половые девиации и психопатия. Эти поведенческие паттерны обычно являют собой нарушение кодексов норм и традиций об-ва.

Наиболее типичный пример Р. х. - состояние, традиционно обозначаемое как психо- или социопатическая личность. Современные обзоры эмпирических исслед. психопатической личности вводят разграничение между первичной и вторичной психопатией. К первичному типу относятся лица с низким уровнем тревожности, чувства вины и неспособностью установления теплых отношений; вторичный тип характеризуется большим уровнем невротичности, чувства вины и тревоги и способности к формированию межличностных отношений.

Случаи алкоголизма и наркомании традиционно включались в группу Р. х. Алкоголики и наркоманы обычно демонстрируют типичные для Р. х. конфликты зависимости/автономии и проблемы в области контроля побуждений, соответствия соц. ожиданиям и соблюдения личных обязательств. Исторически в эту категорию включались также половые девиации: эксгибиционизм, трансвестизм, вуайеризм, садомазохизм, фетишизм, половое насилие, гомосексуальность, педофилия и инцест.

В более совр. истории психологии Р. х. используется как родовой термин, указывающий на расстройства личности. Такие расстройства представляют собой любые прочно укоренившиеся, негибкие, дезадаптивные паттерны восприятия, мышления и отношений к своему окружению и к себе. Они могут вызывать значимое ухудшение соц. функционирования или субъективный дистресс. Это - кардинальные черты личности, проявляющиеся в широком регистре соц. и персонального контекста. Хотя классификации Р. х. разнообразны и несколько субъективны, существует общепринятая нозологическая система Р. х. (личности). Эта система приведена в «Руководстве по диагностике и статистической классификации психических расстройств».

См. также Незрелая личность, Неконформная личность, Расстройства личности

П. Магаро, Р. Эшбрук

Расстройство поведения (conduct disorder)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ратх Радханат / Rath, Radhanath

Ратх Радханат / Rath, Radhanath (p. 1920). После ранней специализации в области психофизики Ратх обратился к социальной психологии. Несмотря на непосредственное участие в реформировании системы начального образования и создании школьных учебников, он провел значительное исследование в области дошкольного воспитания.

Рационализм (rationalism)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рационально-эмотивная поведенческая терапия (rational-emotive behavior therapy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Реабилитация (rehabilitation)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Реабилитация при наркоманиях (drug rehabilitation)

В конце 1960-х гг. распространенность наркомании в Соединенных Штатах приняла размеры эпидемии; количество активных героиновых наркоманов оценивалось в 500 тыс. чел. Федеральной стратегией на тот период была борьба с эпидемическим распространением героиновой наркомании и контроль связанной с этим преступности путем профилактики и лечения наркомании, а также контроля ввоза наркотических средств и ужесточения соответствующих федеральных законов.

Первые попытки лечения включали поддерживающую терапию, проводимую врачами в стационарах и местах принудительного содержания больных. Потребность в такой помощи была оценена неудовлетворительно, поскольку решение о проведении коммунальных терапевтических программ было принято в условиях кризиса и без учета данных оценки потребности, полученных в более ранних исслед. Начиная с 1969 г. основными модальностями лечения в проводимых коммунальных терапевтических программах, финансируемых из федерального бюджета, были: детоксикация, поддерживающая терапия метадоном в амбулаторных условиях, терапевтическое сообщество больных в состоянии абстиненции в стационарных и амбулаторных условиях. Оценка эффективности была проведена по данным анализа анамнестических сведений и обследования раз в два месяца около 44 тыс. больных, включ. в общей сложности в 52 программы, с последующим катамнестическим обследованием около 5 тыс. больных при длительности катамнестического периода 5 лет.

В ходе лечения наиболее успешные результаты были получены в программах поддерживающей терапии метадоном, в рамках к-рых наркоманы, стабилизированные на метадоне, практически не использовали др. опиатов и демонстрировали низкий уровень криминального поведения. Этот подход яв-ся более предпочтительным и экономичным по сравнению с содержанием в местах заключения. После лечения у 25-50% бывших наркоманов наблюдался крайне благоприятный исход относительно употребления опиатов и уровня преступности в течение по меньшей мере 4 лет. Успешность лечебной программы отражает уровень квалификации используемого профессионального и парапрофессионального персонала. Следует, однако, отметить, что результат отражает мотивацию клиентов к включению в лечебный процесс с персоналом, средой и режимом соответствующих программ. Клиенты с негативной установкой к лечению, в частности, закоренелые преступники, по большей частью не демонстрировали положительного результата лечения.

См. также Лечение алкоголизма, Фармакологические формы аддикции, Лечение наркомании, Эффективность психотерапии

С. Б. Селлс

Реакция нападения / бегства (fight / flight reaction)

Нападение или бегство яв-ся двумя осн. реакциями, имеющимися в распоряжении большинства животных, в том числе и людей, когда они сталкиваются с опасностью. Угроза выживанию организма будет встречена одним или обоими типами поведения. Угроза может быть реальной или ощущаемой, а ответная реакция может быть физ. или, как у человека, абстрактной или интеллектуальной. Далее, Р. н./б. может быть индивидуальной или групповой.

В пользу генетической основы поведения «нападение/бегство» свидетельствует аргументация в рамках обсуждения более общей темы агрессии, т. е., поведение этого типа преобладает на протяжении всей истории; оно встречается почти у всех видов животных; оно проявляется в раннем детстве; и, по-видимому, обладает определенной ценностью для выживания. Научение же является важным фактором, влияющим на акты агрессии.

Байон включил поведение «нападение/бегство» в детально разработанную теорию челов. поведения. Эта теория оказала огромное влияние на понимание индивидуальных действий, особенно когда они осуществляются в соц. контексте. Байон и др. исследователи, такие как Генри Израел, внесли большой вклад в понимание взаимосвязи, существующей между основными биолог. побуждениями (drive) чел., напр., страхом и тревогой, и наблюдаемыми формами поведения (как нормального, так и аномального).

См. также Центральные черты, Защитные механизмы, Выученная беспомощность

С. Берент

Ревуски Сэм / Revusky, Sam

Ревуски Сэм / Revusky, Sam (p. 1933). Ревуски способствовал развитию такого подхода к научению, в котором центральное значение придается врожденной ассоциативной предрасположенности.

Предыдущая страница Следующая страница