Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "У"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

Уайт Роберт / White, Robert W.

Уайт Роберт / White, Robert W. (p. 1904). Программная работа Уайта «Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности» (Motivation reconsidered: The concept of competence) была первой в сфере теории компетентности.

Уайт Уильям Алансон / White, William Alanson

Уайт Уильям Алансон / White, William Alanson (1870-1937). Уайт отменил разнообразные формы физического ограничения душевнобольных, применявшиеся в больнице Святой Елизаветы, заменив их чуткостью и отзывчивостью в общении с пациентами.

Убеждающие коммуникации (persuasive communications)

Значительная часть цивилизации - рез-т У. к. Политические лидеры, священники, родители и реклама в ее разнообразных формах - все они зависят от создания «отпечатков», или коммуникаций, надолго оставляющих свой след. Подлинная У. к. существует только среди людей и нек-рых высших приматов.

Можно установить ранговый порядок убеждающих приемов, варьирующих от логики до эмоций. Высшая форма У. к. осн. на воодушевлении людей. Воодушевление может передаваться в формах обнадеживания, придания мужества и веры в самого себя. Когда обращение пробуждает такое ответное эмоциональное переживание, оно достигает наиболее убедительной формы коммуникации.

Факты и логика оказываются малоэффективными в роли методов убеждения, поскольку любое изменение убеждения сопряжено с перестройкой, чрезвычайно болезненной и высокоэмоциональной травмой.

У. к. в гораздо большей степени яв-ся делом сердца, чем мозга. Хорошая коммуникация, независимо от ее способа или агента, должна прежде всего мобилизовать чувства. Люди, к к-рым обращена У. к., должны обонять, чувствовать и слышать сообщение непосредственным образом. Понимания оказывается недостаточно. Идентификация, эмпатия и разделяемые эмоции яв-ся ключами к убедительности почти в любой области.

См. также Реклама, Мотивация

Э. Дихтер

Уголовная ответственность (criminal responsibility)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Удивление (surprise)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Удовлетворенность работой (job satisfaction)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Удостоверение квалификации (credentialing)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Узнадзе Дмитрий Николаевич / Uznadze, Dmitrii Nikolayevich

Узнадзе Дмитрий Николаевич / Uznadze, Dmitrii Nikolayevich (1886-1950). Узнадзе получил известность благодаря его теории «установки» как объективного подхода к бессознательному.

Уилсон Эдвард Осборн / Wilson, Edward Osborne

Уилсон Эдвард Осборн / Wilson, Edward Osborne (p. 1929). Согласно социобилогии Уилсона, человек является машиной для обеспечения бессмертия генов. Он утверждал, что люди существуют исключительно ради своих генов: «Живой организм - это всего лишь способ ДНК создавать больше ДНК».

Уильямс Джоанна / Williams, Joanna P.

Уильямс Джоанна / Williams, Joanna P. (p. 1935). Уильяме выполнила цикл исследований начального этапа обучения чтению, уделяя главное внимание фонематическим навыкам и пониманию прочитанного (в частности, выделению главной идеи и определению темы, а также критическому чтению).

Уиппл Гай Монтроз / Whipple, Guy Montrose

Уиппл Гай Монтроз / Whipple, Guy Montrose (1876-1941). Уиппл призывал Американскую психологическую ассоциацию (АПА) поставить заслон шарлатанам и прочим неквалифицированным практикам, активно вторгающимся в сферу клинической психологии. В результате, АПА разработала квалификационные процедуры для психологов.

Уитмер Лайтнер / Witmer, Lightner

Уитмер Лайтнер / Witmer, Lightner (1861-1956). Уитмер создал первую психологическую клинику в Пенсильванском университете. Он также основал журнал «Психологическая клиника» (The Psychological clinic). В его первом номере он объявил об образовании новой помогающей специальности иод названием «клиническая психология».

Умственная отсталость (mental retardation)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Умственная пассивность-умственная активность (mindlessness-mindfulness)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Умственные образы (mental imagery)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уорд Джеймс / Ward, James

Уорд Джеймс / Ward, James (1843-1925). Уорд способствовал созданию первой психологической лаборатории в Кембридже.

Уоррен Говард Кросби / Warren, Howard Crosby

Уоррен Говард Кросби / Warren, Howard Crosby (1867-1943). Уоррен более всего известен как автор и редактор. Вместе с Джеймсом Болдуином он работал над созданием «Словаря по философии и психологии» (Dictionary of philosophy and psychology) и издал «Словарь по психологии» (Dictionary of psychology), который многие годы служил стандартным руководством для всех интересующихся психологией.

Уотсон Джон / Watson, John В.

Уотсон Джон / Watson, John В. (1878-1958). Основоположник американского бихевиоризма, Уотсон выделил два аспекта этого направления: психология как объективная наука и психология как наука о поведении.

Уотт Генри Джексон / Watt, Henry Jackson

Уотт Генри Джексон / Watt, Henry Jackson (1879-1925). Главный научный вклад Уотта связан с изучением внутреннего опыта, возникающего в процессе осмысления словесных ассоциаций.

Уошберн Маргарет Флой / Washburn, Margaret Floy

Уошберн Маргарет Флой / Washburn, Margaret Floy (1871 - 1939). Исследования Уошберн включают работы по индивидуальным различиям, цветовому зрению у животных, и эстетическим предпочтениям студентов в отношении цветов и речевых звуков.

Употребление орудий (tool using)

Однажды исследователи с изумлением обнаружили, что животные тж могут пользоваться орудиями. Использование инструмента для того, чтобы дотянуться до чего-нибудь, или манипулирование им для достижения к.-л. цели, любого заставит заподозрить, что в основе таких действий лежат интеллект и способность к адапт. Даже простое орудие, напр., палка в руке, расширяет возможность деятельности индивида и повышает ее эффективность. Само по себе использование орудия еще не говорит нам с определенностью об участии в этом интеллекта; таким м. б. простое видоспецифичное поведение. Действия такого рода не считаются разумными реакциями; они яв-ся характеристикой вида, а не отдельных животных. Более того, такие реакции используются всегда в одних и тех же ситуациях и, т. о., квалифицируются как стереотипные модели поведения.

Калан (морская выдра) использует орудия более сложным способом, к-рый редко встречается у животных, за исключением приматов. Поедая моллюсков, он кладет их на плоский камень, примерно 10-15 см в диаметре. Камень он кладет себе на грудь. Затем др. камнем бьет по раковине до тех пор, пока она не треснет.

В Африке проводили наблюдения за шимпанзе, поедающими термитов. Сначала они соскребают тонкий слой почвы, чтобы обнажить ходы термитов. Затем они берут тонкую соломинку, стебель или прутик и засовывают его в отверстие. Мгновенно вынимают и облизывают, снимая губами прилипших термитов.

Применение орудий случается и при конфликтах. Ревуны, капуцины и коаты Нового Света, как и гориллы, орангутанги и гиббоны Старого Света, срывают ветки и орехи и швыряют ими в незваного гостя, а бабуины, макаки и мартышки-гусары швыряют в незваных гостей камнями с холма.

См. также Интеллект животных, Сравнительная психология

А. Дж. Риопелле

Уровень притязаний (level of aspirations)

Психологи классифицируют людей в соответствии с их целями в жизни. Нек-рые считают, что эти цели, или притязания, определяются базовыми чертами личности, сформированными на ранних этапах жизни. Агрессивный/покорный, обращенный внутрь/ наружу и активный/пассивный - лишь нек-рые возможные примеры таких черт.

Притязания яв-ся движущими силами личности. Они оказываются важнее способностей, с к-рыми чел. рождается или к-рые он приобретает в процессе взаимодействия со своим окружением и образования, поскольку в действительности имеет значение то, что он делает с этими врожденными и приобретенными индивидуальными особенностями.

Измерив расстояние между желаемым и реально достигнутым на настоящий момент уровнем устремления, можно определить «мотивационный дифференциал». Путем последующего нанесения различных точек на эту шкалу и их соединения можно определить индивидуальный профиль притязаний. Так, мы можем обнаружить существование к.-л. разрывов.

У. п. могут быть слишком высокими или слишком низкими. В обоих случаях они нуждаются в корректировках. Одна из распростр. проблем в области менеджмента состоит в том, что люди нередко считают, что они переросли свою должность. Иногда установление слишком высоких У. п. может служить оправданием нежелания проявлять излишнее рвение на своем рабочем месте.

Разные об-ва различаются по тем пределам, к-рые они устанавливают для притязаний. На протяжении сотен лет рядовым гражданам внушалось, что границы их роста определяются их соц. положением и классом, законами или установленными правилами, заранее предопределенными и распределенными возможностями.

Сегодня в большинстве западных демократий растет осознание того, что потенциальные возможности чел. практически безграничны. Даже IQ не представляет здесь никакого препятствия.

См. также Индивидуализм, Оптимальное функционирование

Э. Дихтер

Усвоение понятий и развитие (conceptual learning and development)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Условно-рефлекторная терапия (conditioned reflex therapy)

У.-р. т. основана на работах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, Джона Б. Уотсона и их последователей. Невротические симптомы рассматриваются как выученное поведение. Инсайт, интерпретация снов, симптомов и поведения считаются не имеющими терапевтической ценности. Лечение методом У.-р. т. сосредоточивается исключительно на актуальном поведении больного: исправить что-то сейчас, означает изменить влияние прошлого.

Основой невротического поведения считается чрезмерное торможение. Хотя определенный уровень торможения необходим для соц. приспособления, совр. воспитание детей значительно превышает оптимальный уровень торможения. Невротическим формам поведения ребенок научается под действием угрозы наказания, лишения родительской любви или социального принятия - все эти стимулы вызывают страх. Результатом яв-ся формирование тормозимых (inhibitory) - и, следовательно, эмоционально нездоровых - личностей. Проблема восстановления эмоционального здоровья - это проблема переучивания или, говоря иначе, переобусловливания ошибочных эмоциональных отношений (emotional attitudes). Целью лечения яв-ся растормаживание (disinhibition) пациента.

В тренинге ассертивности существенную помощь оказывают следующие шесть методик:

1. Диалог чувств - свободное выражение в словах спонтанно возникающих эмоций. Сюда же относится эмпатическое выражение дружеских чувств.

2. Мимический диалог - выражение и демонстрация эмоций.

3. Намеренные возражения и нападки, когда один не согласен с другими.

4. Намеренное и частое употребление слова «я».

5. Выражение согласия с похвалой в свой адрес.

6. Больше импровизации, меньше планирования.

У.-р. т. продемонстрировала отличные результаты в работе с широким спектром невротических расстройств: тревожно-фобическими синдромами, застенчивостью, мигренями, психосоматическими расстройствами, трудностями самоутверждения, различными сексуальными дисфункциями и блоками креативности.

См. также Когнитивно-поведенческая терапия, Психотерапия

Э. Солтер

Успеваемость и учебные потоки (academic success and grouping)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Установка (set)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Устойчивость внимания (attention span)

У. в. - это продолжительность времени, в течение к-рого испытуемый способен концентрироваться на определенном объекте или теме. Иначе говоря, это время, в течение к-рого тема или объект могут удерживаться «в фокусе» сознания. Новизна или изменения, по-видимому, яв-ся главным фактором привлечения и удержания внимания, к-рое быстро снижается в стабильной, неизменной стимульной ситуации, но немедленно пробуждается при появлении изменений или новых объектов. У. в. указывает на продолжительность времени, в течение к-рого организм способен отыскивать в ситуации интересующий его материал. У. в. отчасти зависит от объема и силы отвлекающей стимуляции. Генетические факторы, вероятно, также оказывают значимое влияние, напр., «пойнтер» отличается повышенной У. в. в отношении специфических «целевых объектов». Не менее важны и личностные факторы, в том смысле, что разным людям будут интересовать разные вещи. Чем больше в стимульной ситуации субъективно интересных элементов, тем больше будет выражена тенденция к У. в.

Важная проблема в практике обучения представлена различиями между ожиданиями взрослых в отношении «усидчивости» детей и действительной способностью последних удерживать внимание.

См. также Абстрактный интеллект, Утомление

У. Э. Грегори

Утомление (fatigue)

Важной проблемной областью в понимании чел. яв-ся отношение между требованиями (demand) и способностью (ability) им удовлетворять. Внутреннее требование может исходить от какой-то локальной ткани организма или относиться к чел. в целом. Внешние требования могут быть двух видов - соц. и чисто физ., как в том случае, когда изменение температуры требует включения механизма, регулирующего температуру тела.

На бытовом уровне У. обычно определяют как неспособность удовлетворять требованиям. Но, если быть точным, У. следует считать только те случаи, когда организм как целое - на уровне субъекта - на неспособен удовлетворять требованиям. Изменения самих тканей, снижающие способность к функционированию, правильнее называть ухудшением (impairment). Когда это ухудшение приводит к снижению способности организма функционировать на уровне субъекта деятельности, говорят об У. Если ухудшение к.-л. ткани оказывается непреходящим, используют термин «повреждение» или «травма» (injury).

Термин «У.» часто ошибочно используют в тех случаях, когда имеет место снижение производительности (work decrement) - падение темпов работы, - однако снижение производительности часто бывает вызвано причинами, не зависящими от работников. Давая определение У., мы можем сказать следующее: при утомлении а) может что-то происходить с клетками как таковыми, б) может что-то происходить с группами клеток в каких-то ограниченных участках тела и в) может происходить нечто, в результате чего организм как субъект деятельности утрачивает способность к функционированию.

См. также Профессиональный стресс, Работоспособность

С. X. Бартли

Ухо (ear)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уход на пенсию (retirement)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учебные методы (study methods)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учебные потоки (разбиение учеников на группы по академическим способностям) (academic ability grouping)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ученый идиот (idiot savant)

Бернард Римленд, предложивший термин «ученый аутист» (autistic savant), определяет У. и. или ученого аутиста как «индивидуума, к-рый может демонстрировать отдельные выдающиеся интеллектуальные достижения на уровне, далеко превосходящем возможности среднего нормального человека, обладая при этом очень низким общим уровнем интеллекта».

Те, кто полагает, что снижение уровня интеллекта обусловлено умственной отсталостью, обычно обозначают таких индивидуумов как У. и. Те же, кто, как Римленд, считает, что субнормальное интеллектуальное функционирование яв-ся результатом аутизма, используют термин «ученый аутист».

См. также Аутизм, Интеллект человека

Д. Л. Холмс

Уэбб Уилс Бернард / Webb, Wilse Bernard

Уэбб Уилс Бернард / Webb, Wilse Bernard (p. 1920). В исследованиях Уэбба особое внимание уделялось роли индивидуальных различий и биологических ритмов как определяющих факторов деятельности и депривации сна, а также эффектам старения.

Предыдущая страница Следующая страница