Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Психологическая энциклопедия
Статьи на букву "Ф"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

Фабр Жан-Анри / Fabre, Jean Henri

Фабр Жан-Анри / Fabre, Jean Henri (1823-1915). Фабр описал многие аспекты поведения насекомых, включая связь между полом яйца и размерами соты у отдельной пчелы. Он выступал против эволюционной теории Дарвина.

Факторные планы (factorial designs)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Факторный анализ (factor analysis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фантазия (fantasy)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фармакологические формы аддикции (drug addiction)

Наркотики. Существует очень мн. типов психоактивных лекарственных препаратов. Основными категориями яв-ся: а) опиаты, их производные и синтезированные опиаты, снижающие боль и тревогу; б) седативные препараты, вызывающие мышечную релаксацию и сон; в) стимуляторы, повышающие энергетический уровень ЦНС; г) транквилизаторы, снижающие внутреннее напряжение и тревогу; д) анальгетики или обезболивающие; е) галлюциногены и психоделические вещества, активирующие фантазию и воображение. Эти хим. вещества бывают в разнообразных формах: жидкость, порошки, капсулы и таблетки. Они могут вводиться в организм различными способами: внутримышечные или внутривенные инъекции, вдыхание с последующим чиханием, ингаляция при курении, жевание и глотание.

Выбор наркотика и способ его употребления отражает стиль жизни наркомана. Расстройство - как и все расстройства - яв-ся проблемой всей личности больного в целом.

Почему люди употребляют наркотики и почему именно этот наркотик? Причин употребления наркотиков так же много, как и людей, к-рые употребляют их. Причинами могут быть: а) бегство от проблем; б) конформность; в) протест; г) желание испытать возбуждение и приключение; д) необходимость облегчить физ. или душевную боль.

Личные особенности наркомана и ситуация, в к-рой употребляется наркотик, определяют собой исход наркотической зависимости. Решающим фактором яв-ся не фармакология наркотика и личностные особенности наркомана, а цели, преследуемые при употреблении определенного наркотика в рамках личностной и групповой динамики.

Нек-рые наркотики обладают эффектом повышения толерантности: при продолжающемся приеме необходимы все более высокие дозы для обеспечения того же самого эффекта. Но наркотики сами по себе не имеют реальной силы над людьми. Такие наркотики, как героин, вызывают физ. зависимость и повышение толерантности, но наиболее важным фактором яв-ся психол. зависимость. Физ. проблемы наркотической зависимости вызывают гораздо меньше озабоченности, чем необходимость справиться с ее психол. аспектами.

Употребление наркотиков и злоупотребление ими яв-ся симптомами глубокой базисной проблемы: употребление наркотика указывает на отчуждение от окружающего мира, испытываемое многими молодыми людьми. Наркотики соотносятся с реальной проблемой так же, как градусник с лихорадкой. Наркотическая зависимость и употребление наркотиков яв-ся лишь побочной активностью - способом избежать проблем повседневной жизни.

Алкоголь. Злоупотребление алкоголем яв-ся наиболее разрушительной во всемирном масштабе проблемой, связанной с психоактивными веществами. Коулмен, Бутчер и Карсон считают, что «с алкоголем связано свыше половины смертных случаев и тяжелых травм при дорожно-транспортных происшествиях, около 50% всех убийств, 40% всех разбойных нападений, 35% и более от всех изнасилований и 30% всех самоубийств. Один из каждых трех арестов в Соединенных Штатах обусловлен злоупотреблением алкоголем».

Алкоголь подавляет активность ЦНС, снижая такие корковые функции, как память, научение, суждение, дедукция, сравнение и классификация. Он также преодолевает вытеснение и механизмы самоконтроля.

См. также Аддиктивный процесс, Реабилитация при наркоманиях, Лечение наркомании, Героиновая наркомания, Злоупотребление психоактивными веществами

Д. Н. Ломбарди

Фаулер Раймонд / Fowler, Raymond D.

Фаулер Раймонд / Fowler, Raymond D. (р. 1930). Фаулер получил признание за свою новаторскую работу, касающуюся машинной интерпретации MMPI. Его система была переведена на большинство основных европейских языков и рассматривается как прототип для других систем компьютеризованного тестирования.

Федеральный совет по народному образованию (American Council on Education)

В 1918 г. четырнадцать национальных орг-ций объединились для учреждения Чрезвычайного совета по образованию (The Emergency Council on Education) с целью координации образовательной деятельности в период Первой мировой войны. В рез-те успешной совместной работы в сфере образования позднее, в этом же году, Совет был переименован в Федеральный совет по народному образованию (АСЕ) и начал играть заметную роль в этой сфере. Сейчас Совет предоставляет множество услуг в области высшего образования. Его главная функция - объединять колледжи и университеты в Соединенных Штатах и координировать их деятельность. Расположенный в г. Вашингтоне, он объединяет около 1400 колледжей и университетов и более 170 образовательных ассоц.

Несколько отделов АСЕ выполняют дополнительные функции, напр. занимаются внешними связями, связями с правительственными орг-циями, международными связями в сфере образования, а также политикой и исслед. в области образования.

Л. В. Парадайз

Фейхингер Ганс / Vaihinger, Hans

Фейхингер Ганс / Vaihinger, Hans (1852-1933). Фейхингер известен своей философией «как если бы» (концепцией фикционализма). Иногда нечто ложное или вымышленное (фикция) может выполнять полезные функции в мышлении и жизни, как если бы на самом деле было истинным.

Феминистская терапия I (feminist therapy I)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Феминистская терапия II (feminist therapy II)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фенилкетонурия (phenylketonuria)

ФКУ - редкое генетически обусловленное нарушение обмена (один случай на 16 рожденных в США), при к-ром неполное окисление аминокислоты (фенилаланина) может привести к повреждению мозга и тяжелой умственной отсталости. В период новорожденности симптомы ФКУ обычно отсутствуют. Позднее наиболее важным симптомом становится умственная отсталость. При отсутствии лечения большинство больных ФКУ демонстрируют задержку умственного развития, обычно в тяжелой степени. У них более светлая кожа, волосы и глаза, чем у здоровых членов семьи. У более старших детей часто отмечаются как малые, так и большие судорожные припадки. Часто отмечается тж синдром гиперактивности, психотические состояния и неприятный запах тела, вызываемый присутствием фенилуксусной кислоты в моче и потоотделениях.

См. также Наследственные болезни, Умственная отсталость, Аномалии половых хромосом и вызванные ими расстройства

Дж. Л. Андреасси

Феномен «вечеринки с коктейлем» (cocktail party phenomenon)

При нек-рых обстоятельствах мы можем настолько сильно сконцентрироваться на выполнении задачи, что уже не в состоянии уделять внимание происходящим вокруг событиям. Вместе с тем бывают случаи, когда одновременно по нескольких каналам поступает интересующая нас информ., требующая переключения внимания. Простой пример: шумная, многолюдная вечеринка, на к-рой одновременно и громко разговаривает множество людей. Чтобы понять, о чем говорит собеседник, обычно приходится концентрировать внимание на разговоре. Вместе с тем, внезапно услышав несколько оброненных слов из чужого разговора, мы переключаем внимание на него.

В качестве объяснения Ф. в. к. Трейсман выдвигает следующее предположение: вместо того чтобы полностью фильтровать др. разговоры или быстро переключать внимание с одного на другой, мы ослабляем (attenuate) или переводим их на низкий уровень внимания. В таком случае большая часть информ. из этих «ослабленных» разговоров (или каналов) не подвергается дальнейшей обработке, часть ее все же просачивается, особенно имеющая низкий порог различения (напр., наше имя). Т. о., феномен «вечеринки с коктейлем» демонстрирует один из способов, каким мы справляемся с задачами, требующими распределенного и избирательного внимания.

См. также Устойчивость внимания, Слуховое восприятие, Основные сведения, Избирательное внимание

Б. Р. Данн

Феноменологический метод (phenomenological method)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ференци Шандор / Ferenczi, Sandor

Ференци Шандор / Ferenczi, Sandor (1873-1933). Ференци был продолжателем дела Фрейда и интересовался отношениями между биологией и психоанализом.

Феррье Дэвид / Ferrier Sir David

Феррье Дэвид / Ferrier Sir David (1843-1928). Феррье отмечен за его вклад в изучение локализации мозговых функций. Он первым локализовал зрительный центр в затылочных долях, и его исследования привели к существенному прогрессу в хирургии головного мозга.

Фёрстер Чарлз / Ferster, Charles В.

Фёрстер Чарлз / Ferster, Charles В. (1922-1981). Фёрстер посвятил себя бихевиоризму. Область его теоретических и эмпирические работ простиралась от фундаментальных исследований поведения до их приложений в педагогической и клинической психологии.

Фестингер Леон / Festinger, Leon

Фестингер Леон / Festinger, Leon (1919-1989). Фестингер внес значительный вклад в развитие теории когнитивного диссонанса, которая гласит, что люди, чье поведение диссонирует с их представлениями, будут перестраивать свои представления и свое поведение в направлении взаимосогласования.

Фехнер Густав Теодор / Fechner, Gustav Theodor

Фехнер Густав Теодор / Fechner, Gustav Theodor (1801-1887). Фехнера чаще всего вспоминают в связи с его вкладом в развитие психофизики. Впервые ученые смогли измерить психику; к середине XIX столетия научные методы уже применялись для изучения психических явлений.

Фигура и фон (figure / ground)

Отношение фигура/фон представляет собой организационную тенденцию восприятия. Когда две области имеют общую границу, кажется, будто фигура имеет отчетливую форму. И наоборот, фон кажется «ненужным», составляющим задний план.

Отношение Ф. и ф. впервые было описано датским гештальт-психологом Эдгаром Рубином.

Неск. факторов отличают фигуру от фона:

1. У фигуры строго очерченная форма, в то время как у фона формы будто бы нет.

2. Кажется, что фон за фигурой - сплошной.

3. Кажется, что фигура расположена ближе к зрителю и что ее положение в пространстве четко определено; фон воспринимается как находящийся за фигурой, не имеющий специфического местоположения на заднем плане.

4. Фигура оказывает большее впечатление и лучше запоминается, чем фон.

5. Фигура выглядит ярче, нежели фон.

В большинстве случаев повседневного восприятия отношения Ф. и ф. яв-ся однозначными. Области, к-рые нам знакомы, относительно малы, замкнуты, симметричны и вертикально или горизонтально ориентированы, воспринимаются нами обычно как фигуры. Однако нек-рые стимулы обладают неоднозначным отношением фигура/фон. В таких ситуациях одна область сначала воспринимается как фигура, а др. соответственно как фон, однако они могут периодически меняться местами.

См. также Гештальт-психология, Восприятие

М. Мэтлин

Фидуциальные границы (fiducial limits)

Ф. г. - это границы фидуциального интервала. Термин «фидуциальный интервал» был введен сэром Р. Фишером, к-рый приводил доводы в защиту понятия фидуциальной вероятности как основы всех статистических выводов. Прилагательное «фидуциальный» образовано от лат. fiducialis, означающего «доверие». Метод фидуциальной вероятности строится на предпосылке о ненужности априорных предположений о распределении стат. или оценки параметра. Правильнее было бы основывать все статистические выводы на наблюдаемой выборке. Нам следует «доверять» лишь тем предсказаниям, к-рые осн. на наблюденных, эмпирических данных.

При оценивании неизвестного среднего μ мы хотим знать степень точности нашей оценки. Обычно мы стремимся определить область возможных значений μ т. о., чтобы полученный интервал с вероятностью 95% содержал истинное значение μ. Эта область значений и наз. фидуциальным интервалом, а его границы - Ф. г.

Согласно Фишеру, приемлемым способом построения фидуциального интервала яв-ся вычисление распределения вероятностей возможных значений μ. Проще всего это можно сделать, определяя μ из уравнения для t - стат. с известными распределениями вероятностей. Подставляя в него значения t, мы получаем фидуциальное распределение величин, однозначно соотнесенных с μ. Вероятности, связанные с данным t-распределением, применимы как к этому производному фидуциальному распределению, так и к утверждениям относительно μ. «Теперь мы можем точно определить вероятность того, что μ лежит ниже любого заданного значения или что оно лежит между двумя любыми заданными значениями, короче, найти его распределение вероятностей, исходя лишь из наблюдаемой выборки».

Ф. г. можно построить для любых известных распределений типа нормального, а тж для распределений статистик, лежащих в основе t и F критериев. В психологии принято сохранять нулевую гипотезу (и отклонять альтернативную исследовательскую гипотезу о влиянии условий опыта) в тех случаях, когда расчетное значение статистического критерия попадает в границы выбранного фидуциального интервала, охватывающего наиболее вероятные 95% данного распределения. Расчетные значения критерия, выходящие за Ф. г., приводят к отклонению нулевой гипотезы и принятию гипотезы исслед.

В «Вводном курсе статистики» (Statistics: An introduction) Д. Фрэзер отмечает: «Мн. статистики пытались дать свое толкование метода Фишера, но мало кому удалось удовлетворить самого Фишера». Такие попытки обычно сосредоточиваются на использовании методов построения доверительных интервалов и соотв. им доверительных границ. Фишер возражал против применения таких методов, поскольку они требуют априорных допущений о свойствах выборочного распределения. Согласно Фишеру, фидуциальные и доверительные методы действительно дают одинаковый рез-т, но только тогда, когда оценивается один параметр; если же задача включает более одного параметра, рез-ты иногда различаются. Тем не менее термины «фидуциальный интервал» и «Ф. г.» стали употребляться почти как равнозначные терминам «доверительные интервалы» и «доверительные границы». К. Мак-Немар в «Психологической стат.» (Psychological statistics) излагает широко распростр. взгляд на этот вопрос: «Границы, устанавливаемые методом доверительных интервалов, настолько сходны с Ф. г., а доверительная вероятность, иногда наз. доверительным уровнем, настолько похожа на фидуциальную вероятность, что новички вполне могут оставить заботу о теорет. различиях между двумя способами делать, казалось бы, одно и то же на долю специалистов по мат. стат».

См. также Доверительные границы, Проверка гипотез, Статистический вывод, Статистика в психологии

А. Майерс

Физика и науки о поведении (physics and the behavioral sciences)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Физиогномическая перцепция (physiognomic perception)

Под физиогномикой понимается эмоциональное, многозначное восприятие людей, событий и вещей. Красный лоскут одежды не только мал по размеру среди др. физически измеримых и точных признаков, но тж воспринимается как «возбуждающий, горячий и энергичный». Метафорический, образный и символический язык часто фиксирует физиогномические значения. Родственным, но скорее сенсорным феноменом яв-ся синестезия. Стимуляция одного органа чувств (восприятие красного тона) вызывает ощущение др. сенсорной модальности («звучание» высокой ноты).

Качества физиогномики. Физиогномические свойства считаются присущими объекту самому по себе, т. е. яв-ся воспринимаемыми, а не ассоциативными. Дерево яв-ся печальным - оно не просто напоминает нам о чем-то печальном или заставляет нас печалиться. Физиогномические впечатления носят прямой, спонтанный и непосредственный, а не обдуманный характер. Память и рефлексия (обдумывание) предоставляют ярлыки, а соц. обычай руководит реакциями, но обычно не они дают начало физиогномическому опыту.

Теории и подходы. Высказывания о физиогномике можно проследить начиная со времен Гомера, но первой обстоятельной работой, до сих пор важной в этой области, стало исслед. Ч. Дарвина. Он доказывал, что мимические и др. телесные знаки эмоций яв-ся рудиментарными фрагментами первоначальных эмоциональных проявлений наших животных предков. Дарвин добился того, что путешественники в различных уголках мира проверяли его теорию. Они сообщали о межкультурных сходствах в выражении эмоций.

Гештальт-психологи понимали под физиогномикой третичные качества. Перцептивный опыт больше суммы составляющих его физ. и физиолог. частей. Существуют эмерджентные качества, такие как единство или орг-ция, прегнантность и замкнутость, хорошая форма и хорошее продолжение, фигура/фон и «требования» (demands) сил поля.

X. Вернер рассматривал физиогномику как первый и наиболее примитивный вид восприятия. Она характеризуется синкретизмом (сведением несхожих вещей вместе); неотделимостью восприятия от чувствования и движения и, более всего, целостным характером восприятия.

Более эмпирические подходы связаны с измерением индивидуальных различий в физиогномике, напр. среди художников и между полами. Есть тж корреляционные исслед. связей между физиогномикой и индивидуальными особенностями, такими как креативность, богатство/яркость внутренних образов и эстетическая чувствительность. Тем не менее осн. часть исслед. нацелена на доказательство наличия физиогномического восприятия.

Врожденная основа Ф. п. косвенно поддерживается рез-тами кросс-культурных исслед. распознавания эмоций. Обнаружено сходство суждений в отношении фотоизображений лицевых масок счастья, удивления, страха и большинства др. базовых эмоций. Эмоции практически одинаково распознаются как в промышленно развитых, так и в совершенно изолированных от технического прогресса культурах.

Физиогномика отличается от др. тем психологии восприятия: она с трудом поддается интерпретации с т. зр. сенсорных процессов или процессов обработки информ.

Тем не менее, несмотря на эти трудности, физиогномика имеет неск. привлекательных черт. Ее исслед. носят холистический (нередукционистский), феноменологический (опытно-описательный) и междисциплинарный характер. Тренинг в области Ф. п., если это возможно, мог бы помочь снизить непонимание между людьми и культурами.

См. также Когнитивная сложность, Одежда, Экспрессивная мимика, Жесты

М. С. Линдауэр

Физиологическая психология (нередукционистский подход) (physiological psychology (nonreductionism))

Статья большая, находится на отдельной странице.

Физиологические потребности (physiological needs)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Физическая привлекательность (physical attractiveness)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Филоанализ (phyloanalysis)

Ф., или групп. анализ, - подход к изучению психопатологии и соц. отношений, разраб. Тригантом Барроу между 1921 и 1950 гг. В отличие от психоан., внимание к-рого сосредоточено на индивидуальных расстройствах, Ф. имеет дело с психол. расстройствами, общими для людей как биолог. вида.

Осн. идея Ф. заключается в том, что психопатология в основном вызывается вторжением системы умственных символов в базовые чувственные процессы, приводя к патологическому замещению истинного восприятия искаженным представлением. Осн. метод групп. анализа - коллективное рассмотрение «текущего момента» в соц. поведении для выявления нарушений в перцепции и когниции.

Барроу был одним из первых исследователей в клинической психологии, к-рый проводил психофизиологические исслед. для обнаружения физиолог. признаков, сопровождающих дефензивное и недефензивное восприятие, наз. им дитенцией (ditention) и котенцией (cotention) соответственно. Хотя сам Барроу считал свой подход скорее «соц. лабораторией», нежели терапевтическим методом, его идеи и методы предварили мн. последующие разраб. в этой области.

См. также Гештальт-психология, Групповая психотерапия

Дж. Харт

Философия науки (philosophy of science)

Человечество не создало более эффективного способа познания и использования природы для собственного блага, чем наука. Научный подход применяется для поиска ответов на самые разные вопросы, начиная от фундаментального строения материи и кончая существованием жизни после смерти. Его цель - понять и точно описать процесс научного исслед., следствием чего может стать усовершенствование методологии науки и оказание помощи более молодым дисциплинам, в том числе и психологии.

Аристотель, Ньютон и Декарт, будучи учеными-практиками, интересовались вопросами методологии, однако реальная потребность в последней возникла только после научной революции и после того, как наука утвердилась в качестве одного из общественных ин-тов. В XIX в. возникло филос. течение, известное под названием позитивизм, осн. непосредственно на ньютоновском понимании науки и стремящееся распространить этот научный метод на соц. науки и соц. контроль. В XX в. философия науки благодаря логическим позитивистам, членам Венского кружка, начала развиваться как формальная дисциплина. Созданная ими картина науки была формальной версией обывательского взгляда на последнюю: ученый - беспристрастный исследователь, и конечная цель всех его наблюдений - создание действенных мат. теорий, постепенно усовершенствуемых каждым последующим поколением.

Однако со временем выяснилось, что позитивистское толкование науки неадекватно. Др. философы и историки науки показали, что наука - более челов. и менее рациональная сфера деятельности. Кун утверждал, что ученые часто видят то, что хотят видеть, и защищают свои взгляды вопреки логике. Он также считал, что развитие науки - не эволюция в сторону лучшего понимания мира, а ряд периодических скачков, сопровождающихся заменой старых взглядов новыми, причем эта замена яв-ся не следствием более убедительных доказательств или лучшей аргументации, а результатом завоевания большего числа сторонников, вытесняющих старую гвардию.

См. также Общие системы, Логический позитивизм, Позитивизм, Научный метод

Т. Лихи

Философская психотерапия (philosophical psychotherapy)

Ф. п. вызывает изменения в поведении и обеспечивает приобретение контроля над эмоциями путем модификации процессов мышления, связанных с индивидуальной философией жизни. Система представлений индивидуума оказывает столь же сильное влияние на личность, как и средовые стимулы. Филос. представления можно назвать интрапсихическими стимулами. Представления и аттитюды часто играют решающую роль в руководстве действиями и обусловливают манеру реагирования людей на данную ситуацию или комплекс стимулов.

См. также Экзистенциализм, Психотерапия

У. Саакян

Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фихте Иоганн Готлиб / Fichte, Johann Gottlieb

Фихте Иоганн Готлиб / Fichte, Johann Gottlieb (1762-1814). Фихте был одним из последователей кантианской философии и психологии. Он подчеркивал свободу человеческой воли в противоположность детерминизму, обнаруженному в естественных науках.

Фишер Рональд / Fisher, Ronald A.

Фишер Рональд / Fisher, Ronald A. (1890-1962). Фишер снабдил психологию дисперсионным анализом, методом анализа малых выборок, понятием нулевой гипотезы и пониманием значимых/незначимых различий как континуума, а не дихотомии.

Фишер Харди / Fischer, Hardi

Фишер Харди / Fischer, Hardi (р. 1922). Фишер - экспериментальный психолог, который занимается главным образом изучением отношений между зрительным восприятием, эпистемологией и психологией развития.

Фламмер Август / Flammer, August

Фламмер Август / Flammer, August (p. 1938). Исследования Фламмера концентрируются вокруг таких тем, как задавание вопросов, избирательная память, кодирование, свободный дискурс, изменения перспективы и индивидуальные различия.

Флейвелл Джон / Flavell, John H.

Флейвелл Джон / Flavell, John H. (р. 1928). Отличительная особенность исследований Флейвелла состоит в том, чтобы попытаться отыскать важные когнитивные умения, еще не изученные другими, и проследить их развитие, начиная с детства.

Флуранс Пьер / Flourens, Pierre

Флуранс Пьер / Flourens, Pierre (1794-1867). Флуранс подтвердил закон Белла-Мажанди, или разделение нервной системы на сенсорный и моторный отделы.

Флурнуа Теодор / Flournoy, Theodore

Флурнуа Теодор / Flournoy, Theodore (1854-1920). Флурнуа был основоположником научной психологии в Швейцарии, где он создал первую психологическую лабораторию. Его исследования были посвящены изучению времени реакции, воображения, ощущений и гипноза.

Флэмент Клод / Flament, Claude

Флэмент Клод / Flament, Claude (p. 1930). Публикации Флэмента охватывают разнообразные темы: социальное влияние, ингрупповое поведение, когнтивную теорию структурного баланса, анализ качественных данных, и теорию упорядоченных множеств.

Флюгель Джон Карл / Flugel, John Carl

Флюгель Джон Карл / Flugel, John Carl (1884-1955). Самая известная работа Флюгеля - «Сто лет психологии» (A hundred years of psychology) - является одним из наиболее полных изложений истории психологии.

Фобии (phobias)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фокусирование (focusing)

Ф. - это разработанная Ю. Гендлиным психотерапевтическая методика, к-рая акцентирует прямое внутреннее внимание к физически ощущаемому, неясному «углу» (т. е. к физ. дискомфорту, специфически связанному с данной целостной проблемой или ситуацией). Кажущееся вначале смутным, это «осязаемое чувство» («felt sense») затем «перемещается» («shifts») в теле и появляется в фокусе. Такое «перемещение» создает предпосылки для новых, специфических шагов к решению проблемы, но главной его целью является физ. изменение per se.

Это осязаемое чувство обычно не присутствует в теле изначально, оно должно сперва сформироваться. Сначала с проблемой напрямую не связывается или ничего, или незначительный физ. дискомфорт. По сравнению со знакомыми ощущениями это телесное ощущение кажется легким, неуверенным и непонятным.

Следующий шаг заключается в распознавании качества (quality) этого телесного ощущения с помощью подходящего слова или образа. Пациент активно пытается привести слово или образ «в резонанс» с телесным ощущением, проверяя и подтверждая их адекватность. Успешное резонирование должно повлечь за собой некоторое физ. облегчение.

Случаи успешной психотерапии значительно отличались от неудач гораздо большим вниманием к прямо ощущаемому неясном «углу». Из этого следует предостережение о недопустимости продолжения психотерапии, обреченной на неудачу из-за рассеянности внимания. Вместо этого предметом прямого обучения должен стать используемый здесь особый вид внимания.

Помимо использования в психотер. и для решения личных проблем Ф. использовалось при обучении литературному творчеству, а также в таких областях, как снижение стресса, целительство, бизнес, образование, духовные практики и пр.

См. также Эмпирическая психотерапия, Новаторские психотерапии, Психотерапия

Ю. Гендлин

Фома Аквинский / Thomas Aquinas

Фома Аквинский / Thomas Aquinas (1225-1274). В «Сумме теологии» (Summa theological) Фома Аквинский утверждал, что одни вещи постигаются только верой, другие - только разумом, а третьи - путем откровения и рационального доказательства. Когда люди стремятся к истине, они тем самым стремятся к высшему Благу.

Фоппа Клаус / Foppa, Klaus

Фоппа Клаус / Foppa, Klaus (p. 1930). Фоппа провел систематические исследования вербальной коммуникации, преимущественно в области развития коммуникативных навыков у детей, в связи с чем им был разработан ряд новых методов анализа.

Форель Август-Анри / Forel, Auguste-Henri

Форель Август-Анри / Forel, Auguste-Henri (1848-1931). Форель первым получил биологические препараты образцов человеческого мозга и первым описал метод парабиоза (искусственного сращивания двух животных, при котором между ними устанавливается общее кровообращение, в целях экспериментального исследования).

Формационная теория личности (formative theory of personality)

Эта теория возникла в конце 1960-х в Университете Дьюка в рез-те пионерских работ Адриана ван Каама в области совр. физики. Формация (formation) определяется как базисный эволюционный процесс универсума, представляемый в виде энергетического поля постоянно восходящих и нисходящих форм. Каждый элемент в этом универсуме стремится реализовывать и поддерживать свой уникальный потенциал форм в диалектическом взаимодействии со своим формационным полем. Дочеловеческие формы жизни создают форму в соответствии с инстинктивными предписаниями, челов. же форма жизни должна раскрывать и воплощать ее сама. В этом процессе рождается личность. Личность рассматривается как уникальное движение раскрытия и пробного осуществления рецептивных и креативных установок (directives) в границах своих корреспондирующих формационных полей. Теоретики в области основ личности находятся в процессе поиска формационных установок (form directives), к-рые с научной т. зр. могут оцениваться как фундаментальные или универсальные.

Структурные эффекты формирования личности. Первичными структурами личности, производимыми в процессе формации, яв-ся основополагающая, ядерная, текущие и видимые формы жизни. Потенциальная форма челов. личности - рез-т биогенетической преформации. Она конкретизирует себя в рождающемся ядре личности через ее предварительные, текущие, латентные и манифестируемые, или видимые, формы.

Ядро личности сравнительно устойчиво. Оно формируется большей частью в период от рождения до ранней взрослости, и на протяжении последующей жизни обычно не претерпевает существенных изменений. Это ядро может модулироваться текущими, видимыми и актуальными формами, которые принимает личность. Ядро, помимо прочих функций, выполняет функцию интегративного центра глобальных формационных эффектов. Как таковое, оно придает уникальное звучание (vibrancy) и неповторимую окраску личности, когда та пытается достичь конкретного выражения той основополагающей жизненной формы, к-рой она наделяется благодаря биогенетической преформации. Ядерная форма, в свою очередь, далее конкретизирует свои формирующие тенденции в более специфических движениях текущих и видимых форм появляющейся личности. Ядерная форма личности идеально функционирует в качестве сохранителя консонанса между текущими и видимыми аспектами личности и основополагающей потенциальной жизненной формой, к-рая яв-ся биогенетической основой личности.

Транссознательное измерение (transconscious dimension) охватывает стремления, типичные для отдельной личности. Подобно непризнанным тенденциям инфрасознательного измерения (infraconscious dimension), они могут временами проникать сквозь барьеры, к-рые отделяют предсознательное измерение (preconscious dimension) от окружающих его инфра- и транссознательных измерений. Когда они проникают сквозь этот барьер, они вступают во взаимодействие со всеми др. формирующими силами, непрерывно взаимодействующими друг с другом в энергетическом поле предсознания.

Что касается этих измерений сознания, данная теория говорит о представлении формации в сознании (formation conscientization): акте введения в фокус сознания (focal awareness), в соответствующий момент, тех установок, к-рые фактически формируют личность, находится ли она на пред-, интер-, инфра- или транссознательном уровне.

См. также Теории личности, Религия и психология

А. ван Каам

Формирование впечатления (impression formation)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формирование идентичности (identity formation)

Под личной идентичностью понимается чувство тождественности или преемственности Я, сохраняющееся несмотря на средовые изменения и индивидуальное развитие. Личные воспоминания о прошлом, равно как и связанные с будущим надежды и устремления, свидетельствуют о существовании такого чувства идентичности в настоящем.

«Идентичность против диффузии идентичности» - это именно тот интерактивный конфликт, к-рый Эриксон постулирует в качестве главной дилеммы отрочества-юности. Скачок роста, развитие гениталий и внезапное пробуждение сексуальных импульсов - все вместе создает разрыв с предыдущим опытом индивидуума. Вопрос «кто я?» приобретает новую остроту, когда юноши и девушки на пороге половой зрелости стараются изо всех сил сохранить самоуважение и личную целостность. Молодые люди не всегда разрешают дилемму идентичности путем позитивного выбора. Некоторые выбирают негативную идентичность - отказ от прежней идентификации, независимо от того, касается ли она расы, половой роли, религии или соц.-экономического положения.

Для разрешения дилеммы «идентичность/диффузия идентичности» требуется два условия: наличие кризиса и связывание себя обязательством. Под «кризисом» имеется в виду столкновение молодых людей с ситуацией множественного выбора и напряженные поиски единственно приемлемого для себя решения (напр., выбор будущей профессии или вероисповедания). Обязательство подразумевает твердую приверженность личному выбору после напряженного исслед. альтернатив. Можно сказать, что связавший себя обязательством индивидуум достиг определенного уровня идентичности.

Помимо статуса достижения идентичности молодые люди могут находиться и в ином положении. Статус диффузии идентичности предполагает отсутствие взятых на себя обязательств (в отношении профессии, религиозных убеждений и т. д.) безотносительно к тому, имел ли место кризис в жизни данного чел. или нет. Предрешенность идентичности - это статус тех, кто связан твердым обязательством в отношении собственной жизни без к.-л. рассмотрения и анализа альтернатив; др. словами, они не испытывали никакого кризиса, и выбор идентичности мог быть в равной мере выбором их родителей, как и их собственным выбором. Наконец, статус моратория - удел тех, кто находится в продолжающемся кризисе, к-рый еще не предоставил им возможности принять твердое решение.

См. также Эриксонианские стадии развития, Кризис идентичности

Дж. П. Мак-Кинни

Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте (adolescent identity formation)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формирование понятий (concept learning)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формирование умений (skill learning)

Формирование умений (skill learning) - «Ф. у.» (или обучение умениям) - термин, используемый бихевиорально ориентированными педагогами и психологами, в особенности теми, к-рые занимаются проблемами специального обучения и эффективности учебной или соц.-эмоциональной школьной адаптации. Умение определяется как скоординированная последовательность действий, служащая для достижения некрой цели или для выполнения конкретной задачи. Такой целью или задачей может быть академическая, соц., моторная, относящаяся к самопомощи (self-help) или автономная (independent) жизненная задача. Конкретные виды выделяемых и формируемых умений могут широко варьировать по своему характеру и разнообразию в зависимости от потребностей и уровня возрастного развития конкретного индивидуума.

Разработка программы обучения умениям начинается с анализа задачи. Задача обучения разбивается на небольшие, отдельные поведенческие подзадачи, упорядочиваемые в иерархическом порядке.

Этот вид анализа задач может использоваться для реализации последующей оценки и вмешательства. Учителя могут оценить специфические уровни функционирования уч-ся в области конкретных умений в соответствии с уровнями мастерства, отраженными в иерархии подзадач. Это дает возможность последующего корректирующего вмешательства, выражающегося в систематическом обучении выполнения каждой из поведенческих задач. Как правило, для ознакомления с новой формой поведения используются такие процедуры, как инструкции, демонстрации и моделирование. После этого осуществляется репетиция поведения и его отработка на практике, сопровождаемая предоставлением обратной связи о рез-тах выполнения, к-рые помогают индивидууму объединить последовательность действий в целостном и скоординированном процессе реализации умения.

См. также Подходы к обучению, Теория обучения, Анализ рабочих заданий

К. Л. Бирман

Формула Флеша (Flesch formulas)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Франк Джером / Frank, Jerome D.

Франк Джером / Frank, Jerome D. (p. 1909). Наиболее важное исследование Франка привело к формулированию гипотезы деморализации, согласно которой главная целительная сила психотерапии заложена в возможностях преодоления деморализации пациентов.

Франкенхаузер Мариэн / Frankenhaeuser, Marianne

Франкенхаузер Мариэн / Frankenhaeuser, Marianne (p. 1925). Франкенхаузер нашла подход к исследованию проблем человеческого стресса и совладающего поведения, сочетающий методы и понятия биомедицинских и биосоциальных наук.

Франкл Виктор / Frankl, Viktor Е.

Франкл Виктор / Frankl, Viktor Е. (р. 1905). Логотерапия Франкла, заявленная как «поиск человеком смысла», основана в известной степени на его собственном опыте узника нацистских концлагерей.

Франклин Бенджамин / Franklin, Benjamin

Франклин Бенджамин / Franklin, Benjamin (1706-1790). Франклин продемонстрировал, что последовательный образ будет позитивным на темном поле закрытого глаза и негативным в том случае, когда глаза открыты и фиксированы на белом листе бумаги.

Франц Шеперд / Franz, Sheperd I.

Франц Шеперд / Franz, Sheperd I. (1874-1933). Франц хирургическим путем удалял части головного мозга животных, изучая поведенческие эффекты удаления разных участков. Удаление лобных долей мозга животных приводило к утрате недавно приобретенных навыков.

Фребель Фридрих / Frobel, Friedrich

Фребель Фридрих / Frobel, Friedrich (1782-1852). Фребель видел цель обучения и воспитания в развитии или развертывании врожденного потенциала индивидуума. Подразумевалось, что ребенок от рождения чист и невинен, и все человеческое зло, таким образом, является следствием применения неправильных педагогических методов.

Фрейд Анна / Freud, Anna

Фрейд Анна / Freud, Anna (1895-1982). Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, была специалистом по детскому психоанализу и активно отстаивала специфические потребности детей, применяя теории своего отца.

Фрейд Зигмунд / Freud, Sigmund

Фрейд Зигмунд / Freud, Sigmund (1856-1939). Фрейд создал теорию личности, объясняющую человеческую мотивацию, и затем расширил ее границы, чтобы трактовать не только нарушения мотивации и личности, но и нормальное поведение.

Френкель-Брунсвик Эльза / Frenkel-Brunswik, Else

Френкель-Брунсвик Эльза / Frenkel-Brunswik, Else (1908- 1958). Известность Френкель-Брунсвик связана с ее крупным вкладом в коллективный труд - «Авторитарная личность» (The authoritarian personality), а также с ее эмпирическим определением понятия неспособности переносить неопределенность.

Френология (phrenology)

Ф. - устаревшая теория личности, в основу к-рой легли умозрительные построения врача-анатома Франца Йозефа Галля. Следуя собственному выводу о том, что люди с глазами навыкате обладают хорошей памятью, он начал искать личностные корреляты др. анатомич. признаков, таких как широкий лоб, мощные челюсти и т. д. В конце концов он сосредоточил свое внимание на мозге и черепе и создал новую науку, названную им краниологией. Представления о мозге и НС, существовавшие на рубеже XVIII и XIX вв., в лучшем случае можно назвать весьма ограниченными. Именно поэтому большая часть ранних работ Галля, направленных на усовершенствование его теории, была посвящена изучению техники анатомирования, совершенствованию способов создания моделей мозга и черепа и пополнению его уникальной коллекции черепов. Основой его теории стала мысль о том, что психич. функции сосредоточены в мозге и что в рез-те их тренировки и развития развивается и сам мозг как таковой. Следствием этого яв-ся и соответствующее увеличение прилегающих участков черепа, окружающего мозг. Следовательно, внимательное изучение черепа и его различных выпуклостей может дать информ. для детального и индивидуализированного описания личностных качеств и психол. особенностей чел. Т. о., Галль яв-ся первым исследователем, постулировавшим то, что получило название «локализация функции мозга».

Примерно в 1800 г. Галль для пропаганды новой науки предпринял поездку с лекциями; в ней принял участие его ученик и ассистент Иоганн Шпурцгейм, введший в употребление термин «френология», к-рый сам Галль никогда не употреблял. Будучи прекрасным оратором, умевшим убеждать слушателей, Шпурцгейм, излагая взгляды своего учителя, несколько сместил акценты и преимущественно подчеркивал способы выявления положительных способностей и возможность их развития посредством направленного обучения. Этот подход «толкования шишек» (reading bumps), лишившись сходства с мед. диагностикой, превратился в некое подобие предсказания судьбы и в шарлатанство. В рез-те Ф. утратила доверие и признание медиков, что, однако, не помешало ей одновременно завоевать популярность у обывателей.

См. также Антропология, Псевдопсихология, Психология черт

М. Ройдер

Фресс Поль / Fraisse, Paul

Фресс Поль / Fraisse, Paul (p. 1911). Фресс наиболее известен своими достижениями в психологии времени и естественных ритмов. Он также внес существенный вклад в развитие научной психологии во Франции.

Фрийда Нико / Frijda, Nico H.

Фрийда Нико / Frijda, Nico H. (р. 1927). Фрийда развил общую теорию эмоций, объединяющую различные взгляды в рамках информационного подхода, но при этом сохраняющую достижения феноменологического и клинического подходов.

Фриш Карл фон / Frisch, Karl von

Фриш Карл фон / Frisch, Karl von (1782-1982). Фриш наиболее известен своими исследованиями коммуникации у рабочих пчел. Он изолировал связанные с коммуникацией зрительные, обонятельные и вкусовые сигналы и доказал, что для определения направления полета пчелы используют в качестве ориентира солнце.

Фромм Эрих / Fromm, Erich

Фромм Эрих / Fromm, Erich (1900-1980). Фромм признавал биологическое прошлое человечества, но особо подчеркивал социальную природу человека. Тема продуктивной любви является основной для большинства сочинений Фромма.

Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error, FAE)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Функции иммунной системы (immunological functioning)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Функционализм (functionalism)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Функциональная автономия (functional autonomy)

Гордон В. Олпорт ввел термин «Ф. а.» для обозначения мотивов, ставших независимыми от потребностей, на к-рых они первоначально основывались.

С самого начала это понятие Ф. а. оказалось столь же радикальным, сколь и спорным. Мотивационные теории, преобладавшие в североамериканской психологии, фокусировались почти исключительно на механизмах, непосредственно связанных с базовыми физиолог. потребностями. В противоположность этому олпортовская Ф. а. повышала возможность того, что мотивы могут функционировать совершенно независимо от к.-л. физиолог. потребности или драйва. Эта либерализованная концептуализация мотивации имела важные следствия для ряда ключевых вопросов в психологии. Она создавала образ индивидуума как активного агента вместо господствовавшего тогда образа пассивного существа, находящегося всецело под контролем биолог. потребностей и непосредственных стимулов. Она делала возможными объяснения поведения, подчеркивающие значение настоящего и будущего, а не только прошлого. Она также обращала внимание исследователей на роль сложных и уникальных сочетаний мотивов в формировании и становлении отдельной личности.

В совр. психологии идея функционально автономных мотивов влилась в генеральное русло развития психологии.

См. также Внутренняя мотивация, Мотивация

Р. Горансон

Функциональная психология (functional psychology)

Знаковым событием в оформлении Ф. п. явилась публикация труда Уильяма Джемса «Принципы психологии» (The Principles of Psychology). Данное Джемсом определение психологии как науки о функциях сознания (включ. подсознательные процессы) быстро превратилось в основной подход к академической и профессиональной психологии. Европейская школа интроспекции, к-рая определяла психологию как науку о содержании сознания, сужая тем самым предмет этой области знания, уступила место американской школе Ф. п.

Функциональный подход дополнил интроспекцию описаниями поведения, опросниками, умственными тестами и физиолог. экспериментами; он тж включил в сферу интересов психол. науки изучение детей, сравнительное изучение поведения животных, изучение душевнобольных и умственно отсталых людей и полевые исслед. в местах проживания племен, не имеющих письменности. Ф. п. расширила границы психол. науки, включив в нее большую часть основных проблем и методов исслед., используемых в совр. психологии.

Дж. Харт

Функциональный анализ (functional analysis)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница