Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Развитие

Развитие - 1) необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры; 2) одна из основных категорий военной педагогики и психологии, отражающих  целенаправленный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности военно-служащих в соответствии с характером решаемых задач и УСЛОВИЙ службы.

Рационализация

Рационализация - способ психологической защиты; заключающийся в объяснении собственных поступков более благородными мотивировками (чем на самом деле) с целью достижения духовного комфорта, сохранения чувства собственного достоинства предотвращения чувства вины, стыда и т.п.

Реактивное состояние

Реактивное состояние - психическое состояние отражающее содержание психической травмы. Виды: реактивные депрессии, аффективно-шоковые реакции.

Релаксация

Релаксация (от латинского utlaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабление или резкое снижение мышечного тонуса вплоть до полного обездвижения. Может быть непроизвольной (например, при засыпании) и произвольной (например, в результате аутогенной терапии). Является приемом медитации и психотерапии как сочетание физического и психического расслабления. Также используется при аутогенной тренировке с военнослужащими для произвольного расслабления всех мышц в удобной позе и отвлечения от неприятных мыслей и эмоций.

Рефлекс

Рефлекс - закономерно возникающий ответ организма на раздражитель. Различают безусловные (врожденные) ответы организма на раздражитель) и условные Р. (ответы организма на различные раздражители, формируемые в процессе жизнедеятельности в зависимости от ряда условий). Понятие Р. ввел французский ученый Рене Декарт (1596-1650). Рефлекторную теорию психики создали И.М. Сеченов (1829-1905) и И.П. Павлов (1849-1936).

Рефлексия

Рефлексия (от латинского reflexio - обращение назад) - обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния. В социальной психологии Р. - осознание действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другими индивидами. Р. - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Р. является одной из основ самокоррекции своего поведения военнослужащими.

Рецептор

Рецептор - специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение (примером Р. может служить сетчатка глаза или улитка внутреннего уха).

Ригидность

Ригидность - особенность мышления, проявляющаяся в неспособности отказаться от привычных способов деятельности, трудности переключения на что-либо новое. Выражается в сопротивлении изменениям, своего рода косности, инертности.

Ролевая теория

Ролевая теория - одна из концепций в социальной психологии, согласно которой человек обладает устойчивыми способами поведения в обществе (ролями), зависящими от его статуса в системе социальных и межличностных отношений.

Предыдущая страница Следующая страница