Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

Память

Память - форма психического отражения, в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Основным физиологическим механизмом П. является образование, сохранение и оживление в коре головного мозга временных нервных связей. П. бывает генетической, долговременной, индивидуальной, кратковременной, сенсорной и т.д.

Параллакс

Параллакс ( от греч. parallaxis уклонение) - кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла наблюдения. П. приводит к ошибкам считывания показаний высокоточных приборов. Устранение П, достигается посредством определенного технического оформления лицевых частей прибора (устранение зазора между оцифрованными и защитными поверхностями), а также посредством размещения приборов в оптимальных углах обзора.

Паранойя

Паранойя - хроническое психическое расстройство, характеризуется навязчивыми, сверхценными идеями.

Педагогика

Педагогика (от греч. paidagogike - детоводство) - это наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами и методами. В настоящее время П. представлена системой педагогических наук. Например, общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, профессиональная педагогика, военная педагогика и др.

Педагогическая психология

Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения, воспитания и развития.

Побуждение

Побуждение - то, что вызывает желание или намерение сделать что-либо, порождает их цель. Побудителями могут быть потребности, мотивы, интересы.

Поведение

Поведение - особым образом организованная деятельность организма, опосредованная его внутренней (духовной, психической, физической) и внешней (двигательной) активностью и представляющая собой взаимодействие со средой. Единицей поведения является поступок.

Посттравматические стрессовые реакции

Посттравматические стрессовые реакции - совокупность психических явлений, обусловленных процессом «переработки» психотравмирующей информации, полученной в процессе участия военнослужащего в боевых действиях. П.с.р. объединяют в три группы: повторяющиеся переживания травматического опыта; стремление избегать переживаний, имеющих отношение к психической травме; повышенная психическая и физиологическая возбудимость. Купирование (прерывание) П.с.р. - важная задача психологической реабилитации.

Потребности

Потребности - форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности. П., как внутренние силы организма, побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности (деятельности), необходимых для сохранения и развития индивида и рода. В своих первичных биологических формах П. выступают как нужда, испытываемая организмом в чем-то. Специфика П. человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем и человечества в целом. Высшие П. человека отражают поэтому, в первую очередь, его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем. Главным основанием для выделения видов П. является характер деятельности, к осуществлению которой П. побуждают субъекта. По этому основанию выделяют оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие и др. П. Воспитание П. является одной из центральных задач командира подразделения по формированию личности воинов.

Принципы обучения

Принципы обучения - исходные положения, вытекающие из закономерностей обучения и определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия участников педагогического процесса. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих учебно-воспитательный процесс.

Проблемное обучение

Проблемное обучение - активное, развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучающихся, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или дидактических противоречий. Его фундаментом являются выдвижение и обоснование проблемы, формирование познавательного интереса и моделирование умственного процесса как творчества. Центральными категориями П.о. являются проблема, проблемная задача, проблемные вопросы, проблемная ситуация.

Программированное обучение

Программированное обучение - обучение, в процессе которого осуществляется усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (обучающая машина, ЭВМ или программированный учебник). Основными признаками П.о. являются: специальная («программированная») программа учебного материала; логически и психологически обоснованная, сравнительно жесткая последовательность, программа деятельности обучающего и обучающихся; индивидуализация обучения, сочетаемая с коллективной деятельностью обучающихся; большая самостоятельность и активность обучающихся; наличие обратной связи. П.о. эффективно в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации.

Проективные тесты

Проективные тесты - тесты, результат применения которых дает проекцию личности и позволяет ее оценивать (метод  «чернильных пятен» Роршаха, ТАТ и др.). Применяются в практике военных психологов для диагностики индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.

Проективный метод

Проективный метод - экспериментальное выявление проекций и последующая их интерпретация. Проективные методики используются для исследования личности.

Прокрастинаторы

Прокрастинаторы - личности, склонные медлить в принятии решений, оттягивать и откладывать выполнение различных работ «на потом».

Противодействие информационно-психологическому воздействию противника

Противодействие информационно-психологическому воздействию противника - комплекс мероприятий, осуществляемый силами и средствами морально-психологического обеспечения в целях нейтрализации пропагандистского и психологического воздействия противника на личный состав и население, достижение морально-психологической устойчивости и готовности к выполнению боевых задач и сопротивлению. Включает в себя разработку мер по снижению давления противника, противодействию его пропагандистскому влиянию и исключению паники, деморализации и дезинформации. Является одним из основных компонентов организации морально-психологического обеспечения боевых действий войск и сил флота.

Профессиография

Профессиография - описание профессий с точки зрения требований, предъявляемых к человеку. Результатом профессиографии является профессиограмма. На основании профессиограммы делаются попытки определить профессиональную пригодность человека к той или иной профессии и производить профотбор.

Профессионализация

Профессионализация - процесс овладения военнослужащим военной профессией и продвижения к вершинам профессиональной компетентности, обеспечивает реализацию стратегии достижения в ратном труде. Видение офицером стратегии достижения вершин профессионализма и следование логике продвижения к ним предполагает прохождение им ряда этапов. Каждый из них знаменует достижение новых уровней профессиональной компетентности, таких, как: профессиональное становление (способность самостоятельно выполнять воинский труд); обеспечение стабильности в воинском труде (гарантированное, своевременное и качественное выполнение задач военной службы); восхождение к воинскому и, в частности, боевому мастерству (творческий, эффективный воинский труд, предполагающий реализацию индивидуальных деятельностных стратегий).

Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность - это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности.

Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация - комплекс информационных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формирование у людей желания и стремления к военной службе, осуществление научного допуска к воинским профессиям в соответствии с индивидуально-личностными особенностями и оптимизации процесса освоения воинской специальности. П.о. включает: профессиональное просвещение, профессиональную пропаганду (рекламу), профессиональные консультации, профессиональную адаптацию, психологический отбор, профессиографию.

Профессиональная позиция

Профессиональная позиция - военнослужащего - это его устойчивые установки и ориентации, система отношений и оценок внутреннего и социального опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (нереализуемые, частично реализуемые) в воинском труде. Они включают общесоциальный, военный и военно-профессиональный аспекты.

Профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения приемлемой эффективности в конкретной профессии. П.п., как правило, прогнозируется лишь относительно тех профессий, которые требуют от человека особенностей, неподдающихся развитию. В отношении большинства профессий оцениваются лишь характеристика мотивации и рациональности обучения.

Профессионально важные качества

Профессионально важные качества - совокупность духовных, психических и физических качеств человека, необходимых и достаточных для того, чтобы стать профессионалом, то есть для успешного обучения определенной профессии, эффективной работы и карьеры.

Профессиональные знания

Профессиональные знания - знания, объективно важные для осуществления военно-профессиональной деятельности. В этой деятельности цели военной службы достигаются в целостном деятельностно-воспитательном процессе. Различные виды воинской деятельности имеют общие и отличительные признаки. Ее психологически полная структура включает мотивационно - ориентировочное звено, целостный ансамбль профессиональных действий и аналитический контрольно-оценочный элемент. Алгоритм этого процесса включает уяснение целей и задач военной службы, изучение обстановки и принятие решения; планирование работы по реализации решения и организации его исполнения; анализ результатов и коррекцию военно-профессиональной деятельности. Знание офицером общего, особенного и конкретного в структуре, содержании и практике военно-профессиональной деятельности выступает необходимой предпосылкой ее успешного осуществления.

Профессиональные навыки и умения

Профессиональные навыки и умения - представляют собой действия военнослужащего, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе военной службы. Они выступают исходными элементами целостной системы технологии ратного труда.

Профессиональный отбор

Профессиональный отбор - специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфических затрудненных условиях. В П. о. выделяются 4 стороны или компонента: мед.. физиологический, педагогический и психологический. По своей сути и критериям П. о. является социально-экономическим мероприятием, а по методам - медико - биологическим и психолого -педагогическим.

Психастения

Психастения - один из видов неврозов, характеризующийся отсутствием чувства реальности, ощущением неполноты жизни, бесплодным умствованием, склонностью к навязчивым страхам и представлениям.

Психика

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психическое здоровье

Психическое здоровье - состояние организма, при котором правильно, нормально осуществляются психические функции. Характеризуется состоянием душевного благополучия, которое обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Условием для наличия психического здоровья является состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия. Таким образом, состояние психического здоровья не обуславливается только лишь отсутствием заболевания. Противоположное состояние - психическая болезнь (психозы, психоневрозы, поведенческие расстройства). Промежуточные между ними -пограничные (экстремальные) состояния.

Психическое состояние

Психическое состояние - психический статус, оценка комплекса психических показателей военнослужащего, характерного для данного момента времени. Психическое состояние является статической оценкой и отличается от оценки психических процессов, характеризующей развитие психики во времени, ее динамику.

Психоанализ

Психоанализ - совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, основоположником которого является 3. Фрейд.

Психогигиена

Психогигиена - часть общей гигиены, содержащая мероприятия по профилактике нервно-психических заболеваний среди военнослужащих.

Психодиагностика

Психодиагностика (от греческого psyche - душа, diagnostikos - способный распознавать) - теория и практика оценки психологических свойств, процессов, состояний военнослужащих при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию.

Психоз

Психоз - душевное заболевание психогенной или органической природы. Различают несколько типов психоза: шизофрению, маниакально-депрессивный психоз и паранойю.

Психологическая акция

Психологическая акция - одноразовое подрывное действие в рамках психологической войны против войск или населения противника с целью их деморализации, дискредитации проводимых военно-политических мероприятий, формирования выгодного общественного мнения и возбуждения недоверия в отношении политического и военного руководства. Как правило П.а. являются компонентами подготовки и осуществления психологических операций.

Психологическая война

Психологическая война - система мероприятий, проводимых государством против других стран в целях подрыва морально-политического и психологического состояния их населения и вооруженных сил, вмешательства во внутренние дела, разжигания вражды между народами. Для этих целей в вооруженных силах создается специальный аппарат, который планирует и осуществляет психологические акции и операции. Подрывные психологические акции направляются на ослабление обороноспособности той или иной страны, вызов недовольства, беспорядков и недоверия к правительству, создание благоприятных условий для хода и исхода вооруженной борьбы. Основные методы П.в. - дезинформация, угрозы, шантаж, ложь и т.д.

Психологическая готовность к бою

Психологическая готовность к бою - нацеленность и активность (настроенность и мобилизованность) психики военнослужащих на преодоление предстоящих трудностей боевой деятельности, обеспечивающие результативность и качество ее выполнения, адекватное ее значимости и сложности. В состоянии П.г. выделяют следующие элементы: а) мотивационные (стремление преодолеть трудности и выполнить боевую задачу, проявить смелость, самоутвердиться в коллективе и т.д.); б) познавательные (представление о трудностях предстоящего боя, оценка своих возможностей в их преодолении); в) эмоциональные (переживаемые чувства уверенности или неуверенности в своей готовности к преодолению трудностей и выполнению задачи); г) волевые (решимость выполнить задачу, несмотря на имеющиеся препятствия). П.г. формируется в процессе боевой и психологической подготовки.

Психологическая консультация

Психологическая консультация - форма оказания психологической помощи, заключающаяся в построении особых взаимоотношений между консультантом и консультируемым, актуализирующих дополнительные психологические силы и способности последнего, которые дают новые возможности для выхода из кризисной жизненной ситуации. В боевой обстановке основными темами П.к. могут быть: возможности человека по преодолению негативных психических состояний (страх, неуверенность в себе и др.); пути повышения эффективности боевой деятельности, совершенствования профессиональных качеств; способы изменения неблагополучного социального статуса в коллективе и др. В процессе П.к. используются: индивидуальные и групповые консультативные беседы, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций, ролевые игры, социально-психологические тренинга -различной ориентации и др.

Психологическая коррекция

Психологическая коррекция - оказание психологической помощи военнослужащим, нуждающимся в устранении психической дисгармонии, нарушении стройного сочетания, утраты наилучшего взаимного соответствия психических функций.

Психологическая модель боя

Психологическая модель боя - субъективный образ предстоящих боевых действий, создаваемый средствами психологической подготовки. П.м.б. создается с целью вызвать у военнослужащих, в воинских коллективах такие психические состояния, психологические явления, которые реально возникают в бою и подготовить воинов к их переживанию.

Психологическая операция

Психологическая операция - составная часть подготовки и проведения боевых операций войск или сил флота. Представляет собой комплекс согласованных по задачам, месту и времени мероприятий, осуществляемых специальными войсковыми формированиями психологической борьбы во взаимодействии с органами военного управления и органами воспитательной работы и направленных на ослабление боевого духа, изменение образа мышления, настроения и поведения военнослужащих и населения противника, а также способствующих успешному ведению боевых действий своими войсками.

Психологическая подготовка к бою

Психологическая подготовка к бою - система мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологических качеств, обеспечивающих их высокую боевую готовность и устойчивость к воздействию современных средств борьбы. Выделяют общую, специальную и целевую П.п.

Психологическая помощь

Психологическая помощь - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказание психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Психологическая помощь военнослужащим в боевой обстановке обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на непосредственное преодоление психотравмирующих последствий воздействия боевой обстановки на психику военнослужащих, психологию воинских подразделений и восстановление их боеспособности. П.п. осуществляется с использованием специфических способов и средств: психологического консультирования, психологической профилактики и психогигиены, психологической коррекции, психотерапии и психологической реабилитации.

Психологическая профилактика

Психологическая профилактика - создание психолого-педагогическими методами условий для нормального процесса социальной адаптации военнослужащих, невозможности развития неадекватного поведения, предупреждения развития невротических состояний у военнослужащих, повышения их психологической устойчивости к воздействию психотравмирующих факторов, повышения социально-психологических показателей воинского коллектива.

Психологическая реабилитация

Психологическая реабилитация - комплекс медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление и коррекцию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса раненых, инвалидов, лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму. П.р. предполагает устранение последствий психотравмирую-щих переживаний, неуверенности в себе, тревоги по поводу возможности ухудшения здоровья, потери социального статуса в подразделении и других социальных группах.

Психологическая служба вооруженных сил

Психологическая служба вооруженных сил - система организаций, учреждений, структурных подразделений, осуществляющих решение научных, прикладных и практических задач психологического обеспечения жизнедеятельности войск. В научном плане П.с. сосредоточивает усилия на проведении научных исследований по выявлению психологических механизмов и закономерностей воинской деятельности. Прикладной аспект деятельности П.с. предполагает использование выявленных закономерностей должностными лицами органов военного управления в целях оптимизации воинской деятельности. Практический план деятельности П.с. составляет деятельность военных психологов, основанной на использовании того, чем располагает военно-психологическая наука в целях создания благоприятных психологических условий для выполнения задач воинской деятельности.

Психологические потери

Психологические потери - временная утрата боеспособности военнослужащими вследствие получения психических травм, вызванных психотравмирующими факторами боевой обстановки. Термином П.п. обозначается широкий класс психических реакций, уровней потрясений, различных отрицательных последствий, вызванных боевыми стрессами. Психические расстройства, составляющие П.п. могут быть классифицированы: по длительности их проявления (временные и долговременные), по глубине (патологические и непатологические), по причинам, их вызвавшим (психогенные и соматогенные) и др. Временные П.п. - кратковременная утрата боеспособности личного состава, восстановление которой достигается методами психологической помощи непосредственно в боевой обстановке в течение одних-двух суток. Долговременные П.п. - утрата боеспособности военнослужащими, для восстановления которой требуется госпитализация.

Психологический диагноз

Психологический диагноз - краткое заключение психолога о психическом состоянии военнослужащего, выраженное в терминах современной психологии. Является результатом всесторонней оценки психических функций, степени выраженности у данного человека комплекса определенных психологических свойств, качеств, признаков.

Психологическое обеспечение боевой деятельности

Психологическое обеспечение боевой деятельности - составная часть морально-психологического обеспечения. Включает в себя: выводы    из    оценки    социально-политических    условий,    морально-психологической обстановки выполнения боевой задачи; цель и основные задачи морально-психологического обеспечения боя; вопросы организации морально-психологического обеспечения (определяющей конкретные мероприятия на период подготовки и ведения боя по всем направлениям морально-психологического обеспечения, содержание, формы и методы, время и место их проведения, части, подразделения, расчеты, экипажи, ответственных, привлекаемые средства и т.д.); организацию управления и взаимодействия.

Психологическое сопровождение военнослужащих

Психологическое сопровождение военнослужащих - комплекс согласованных мероприятий, осуществляемых в определенной последовательности органами военного управления с целью поддержания психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению стоящих задач, сохранению психического здоровья военнослужащих. П.с. организуется по направлениям: профессионально-психологический отбор и ориентация, медико-психологическая коррекция, психологическая работа.

Психология

Психология (от греч. psyche - душа, logos- учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология воинского коллектива

Психология воинского коллектива - совокупность психологических явлений, возникающих в результате общения между военнослужащими.

Психопатия

Психопатия - болезненный, патологический склад личности, в формировании которой ведущее значение имеет биологическая неполноценность нервной системы.

Психопедагогика

Психопедагогика - интегративная наука о теоретических основах обучения и воспитания человека. В деятельности офицера П. представляет собой систему подходов к обучению и воспитанию подчиненных, формированию у них высокой степени боевой готовности.

Психотерапия

Психотерапия - профилактика заболеваний, лечение больных или реабилитация пациентов с помощью средств психологии. Психотерапия может осуществляться в индивидуальной или групповой форме.

Психофизиологическая совместимость

Психофизиологическая совместимость - оптимальное соответствие физических и психических особенностей членов воинского коллектива, определяющее эффективность его деятельности.

Предыдущая страница Следующая страница