Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

Самоактуализация

Самоактуализация - стремление военнослужащего к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самовоспитание

Самовоспитание - одна из основных категорий военной педагогики. С. отражает целенаправленную сознательную деятельность воинов по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств личности и преодолению отдельных отрицательных качеств, привычек. Цели С. меняются и усложняются с изменением социальных условий развития, с возрастом.

Самообразование

Самообразование - одна из основных категорий военной педагогики, отражающих целенаправленную самостоятельную работу военнослужащего по приобретению, углублению и совершенствованию знаний, навыков, умений.

Самооценка

Самооценка - оценка военнослужащим своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места в обществе.

Саморегуляция

Саморегуляция (от латинского reqular - приводить в порядок, налаживать) - система сознательных действий, направленная на поддержание или достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться путем самовнушения, самоубеждения, самоприказа, самопринуждения, систематической аутогенной тренировки и т.п. Приемы саморегуляции активно используются для      профилактики      боевых      психических     травм     и     нервно-психологических срывов у военнослужащих.

Сензитивность

Сензитивность - повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная - присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов.

Сенсомоторика

Сенсомоторика ( от лат. sensus - чувство, ощущение motor -двигатель) - область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности

Сенсорная адаптация

Сенсорная адаптация - повышение порога ощущений, то есть снижение интенсивности ощущений при длительном действии стимула.

Сенсорное восприятие

Сенсорное восприятие - целостное отражение предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. Обладает свойствами избирательности и константностью.

Синтез

Синтез (от греч. sunthesis - соединение, сочетание) - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Совместимость межличностная

Совместимость межличностная - согласованность психологических свойств и функций партнеров группы по общению и совместной деятельности. Результатом межличностной совместимости является эффективная деятельность и удовлетворенность отношениями партнеров и деятельностью.

Социализация

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта. Осуществляется под воздействием целенаправленных (обучение и воспитание) и стихийных процессов (семья, средства массовой информации, улица и др.).

Социальная адаптация

Социальная адаптация - взаимодействие военнослужащего или группы с социальной средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания участников взаимодействия. Важнейшим компонентом С.а. является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Социальная психология

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения общностей людей. Основные направления исследований: 1. Закономерности общения и взаимодействия людей (взаимосвязь межличностных и общественных отношений и место общения в них); атрибуты процесса общения: коммуникация, интеракция, социальное восприятие; способы воздействия в процессе общения; 2. Психология групп (значение группы для развития личности; виды групп, характеристики групп, процессы в больших и малых группах; лидерство, конформизм, сплоченность; развитие группы и образование коллектива). 3. Закономерности проявления психики индивида в социальной среде (социальная детерминация деятельности личности, социализация личности, социальные установки и ценностные ориентации личности).

Социально-психологическая дезадаптация

Социально-психологическая дезадаптация - нарушение процесса социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы. Для данного явления характерна некоторая совокупность признаков, свидетельствующая о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса военнослужащего требованиям ситуации военной службы, которая по ряду причин становится затруднительной или в крайних случаях - невозможной.

Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий

Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий - организованный процесс психологического «возвращения» военнослужащих из боевой обстановки и включение их в систему социальных связей и отношений, характерных для мирного времени. Основными направлениями С.п.р. являются: а) осуществление специального переходного этапа между боевыми действиями и возвращение в места постоянной дислокации; б) выявление военнослужащих с психическими расстройствами, оказание им психологической помощи, проведение реабилитации раненых и контуженных военнослужащих; в) организация достойной встречи участников боевых событий, общественное признание значимости их боевой деятельности; г) организация психологической поддержки вернувшимся из боевой обстановки военнослужащим в сохранении, восстановлении их личностного и социального статуса; д) подготовка сослуживцев, членов семей к общению и взаимодействию с участниками боевых событий и др.

Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг - совокупность объединенных единым замыслом психотехнических средств (игр, упражнений, приемов, дискуссий и др.) и способов их применения в целях формирования,  развития,   коррекции   различных   социально-психологических характеристик личности и коллектива. Имеется множество разновидностей С.п.т.: поведенческий, ролевой, перцептивный, сензитивный, дсятельностно-ориентированный, группо-ориентированный, делового общения и др. Общий социально-психологический механизм С.п.т. -такое взаимодействие между участниками, при котором учебная группа становится одновременно моделью определенного социально-психологического явления и лабораторией по его коррекции. Использование С.п.т. в воинских коллективах способствует также быстрой адаптации воинов к подразделению, формированию в нем благоприятных взаимоотношений военнослужащих, групповой интеграции.

Социометрия

Социометрия - метод изучения межличностных отношений в малых группах (семье, рабочем, учебном, воинском коллективе). В простейшей модификации методики каждому человеку из группы предлагается, отвечая на специальные вопросы, осуществить выбор наиболее предпочитаемых членов группы для различных сфер совместной деятельности. На основе результатов анкетирования строится социограмма - график, указывающий выборы членов группы, или социо-матрица - таблица, в которой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов. В результате получается социометрический статус каждого индивида данного коллектива.

Сплоченность воинского коллектива

Сплоченность воинского коллектива - социально-психологическая характеристика воинского подразделения, в которой отражается цен-ностно-ориентационное, эмоционально-волевое и деятельностное единство военнослужащих.

Способности

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Использование командиром в практике подготовки подчиненных данных психологической науки о способностях способствует повышению эффективности их обучения и воспитания.

Статус

Статус - положение военнослужащего в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Стенические чувства

Стенические чувства (эмоции) - переживания, повышающие активность личности военнослужащего.

Стереотип

Стереотип - устоявшиеся, господствующие системы психических процессов и состояний, отражающие привычную для данного военнослужащего реакцию на конкретные объективные условия.

Стиль лидерства

Стиль лидерства (руководства) - система приемов воздействия на подчиненных. Различают авторитарный, демократичный, анархичный и др.

Стимул

Стимул (от лат. stimulus - острая палка, которой погоняли животных) - 1) внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в рецепторе возбудительный процесс; 2) внешнее воздействие на личность, коллектив, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее на определенную деятельность.

Стресс

Стресс - состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий. Кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты (раздражители) вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Такие функции независимы от специфического воздействия. Это и составляет сущность С. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, вызвавшая С. Имеет значение лишь интенсивность воздействия. Но при значительной интенсивности и неприятной ситуации С. может перейти в дистресс, горе, несчастье, сильное недомогание, истощение.

Сублимация

Сублимация - (от латинского sublimare - выносить) - снятие напряжения в конфликтной ситуации путем преобразования ее в более приемлемые для человека формы. Представляет собой психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности. Является одним из составляющих процесса социализации.

Субъект

Субъект (лат. subjectum - подлежащее, лежащий внизу, в основании) - конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, активный творец своей жизни.

Суждение

Суждение - умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли. Это проявляется в модальности сказанного, сопряженной обычно с психическими состояниями сомнения, знания, убежденности или веры. Отличается от высказывания тем, что всегда модально и носит оценочный характер.

Суицид

Суицид - самоубийство. От С, целью которого является уход из жизни, отличают суицидальную попытку (ее осознанной или неосознанной целью является демонстрация в необходимости помощи). Главными отличительными признаками такой демонстрации являются наличие предупреждения о соответствующих намерениях и стремление к обнаружению воплощения этих намерений другими людьми.

Суицидальное поведение

Суицидальное поведение - любые внутренние или внешние формы психических актов, определяемые и направляемые представлениями о лишении себя жизни. Суицидальное поведение проявляется в двух основных формах: внешних и внутренних. К внутренним формам относят: суицидальные мысли (представления, переживания); суицидальные тенденции (замыслы, намерения). К внешним формам: суицидальные проявления; суицидальные покушения (попытки). Суицидальные мысли - пассивные размышления об отсутствии ценности, смысла жизни. Суицидальные мысли в норме бывают практически у всех людей при осознании неразрешимости какого-либо конфликта или психотравмирующего события, но они не переходят в суицидальные тенденции. Суицидальные тенденции - активные и серьезные размышления, разработки плана суицида, определение способов совершения самоубийства, времени и места его осуществления. Суицидальные покушения (попытки) - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажными целями. Суицидальный риск - потенциальная готовность личности совершить самоубийство. Он может быть оценен как соотношение суицидальных и антисуицидальных факторов личности.

Предыдущая страница Следующая страница