Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Целостность личности - чаще всего представляется в единстве 3 составляющих: духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. В психол. науке оформились наиболее четко 2 подхода к пониманию Ц. л. - как гармонии личности и как равновесия. Понятие «гармонической личности» раскрывается в единстве обозначенных составляющих. К. Г. Юнг рассматривает процесс поиска душевной гармонии, суть к-рого в достижении (восстановлении) психич. целостности (индивидуация, интеграция сознания, самопознание, интрапсихич. развитие). В социогуманитарной парадигме данный подход также реализовывается в категории «всесторонне развитая личность». Одним из первых Ц. л. стал рассматривать З. Фрейд, к-рый ввел в науч. оборот след. целостности: Супер-Эго и бессознательное, а также комплексы, паттерны повторения, сны. Ф. Лерш раскрывает собственное видение личности именно с позиций целостности: с одн. стор., Ц. л. раскрывается в отношениях индивида с миром, в «горизонтальном» коммуникативном переплетении личности с социумом, а с др. стор. - в «вертикальном» измерении оформляется единство, к-рое существует внутри личности и имеет сложную иерархическую структуру. Во мн. филос. исследованиях Ц. л. связывается с неповторимостью и уникальностью. Г. М. Васильев, В. М. Келасьев данное явление рассматривают как созданное из Универсума в результате самовыделения, - это естеств. и понятные нашему восприятию, сознанию объекты, к-рые воспринимаются и понимаются как единые и существующие в собственном бытии. Т. е. целостность существует в Универсуме, впитывает из него потенциальные возможности материи, с одн. стор., а с др. стор., сама целостность является результатом саморазвития и самореализации Универсума. Осознание собственной целостности у личности осуществляется благодаря принятию опыта сообщества и культурных традиций общества в целом. Индивид пытается отыскать себя в безграничной сфере самоотношений исходя из личностного отношения к миру, взаимодействия с другими. Благодаря самореализации создает свою модель самоопределения и т. о., приближается к осознанию и отображению собственной целостности. Е. В. Селезнева выделяет след. психол. особенности Ц. л.: 1) развитое самосознание, преодолевающее внутр. и внеш. противоречия на основе общечеловеческих ценностей; 2) духовность как качество, к-рое позволяет осмысливать, переживать и присваивать высшие идеалы и ценности человека, социума и трансформировать деятельность в поведение, действия - в поступки; 3) социальная зрелость, т. е. способность принимать самост. решения и нести за них личную ответственность, самостоятельно, продуктивно разрешать жизненные противоречия в соответствии с общими целями и нравственными идеалами; 4) гражданственность как сложное идейно-нравственное качество, осн. элементами к-рого выступают патриотические и интернацион. чувства в их гармоническом единстве; 5) совесть как внутр. диалогическая инстанция, обеспечивающая возможность вслушиваться в собственный внутр. голос и глубже понимать возможности собственного Я; 6) баланс между интеллектуальным (способствует стабилизации и устойчивости существования личности в меняющемся мире) и творческим потенциалом (возможность саморазвития). Лит.: Васильев Г. Н., Келасьев В. Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. СПб., 2003; Селезнева Е. В. Самоопределение как условие самоосуществления // Мир психологии, 2007. № 2; Lersch Ph. Zum Personverstдndnis in der Psychologie // Der Mensch als Schnittpunkt: Fragen der Psychologie und Antropologie der Gegenwart. Mьnchen: C. H. Beck, 1966. Е. В. Гейко

ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕНТРАЦИЯ

Центрация (англ. centration, centering от лат. centrum центр круга, средоточие) - это один их фундаментальных механизмов психики, к-рый обеспечивает автономное и стабильное состояние индивида. Следует различать Ц. как проявление психич. процессов и как установку личности. В гештальт-психологии эффект Ц. был установлен В. Келером и М. Вертхаймером при исследовании зрительных иллюзий, заключающийся в том, что элементы, на к-рых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными. Поле восприятия как бы расширяется в зоне «фокуса внимания» при одновременном сжатии и нек-ром искажении периферийной части поля. Следствием Ц. являются частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления «систематических ошибок» в оперировании с его образом и практической деятельности с ним. В работах Ж. Пиаже обосновано качественное различие форм Ц., имеющих место в восприятии и интеллекте. На личностном уровне Ц. ведет к проявлениям эгоцентризма, а в межличностном взаимодействии может стать основой развития механизмов проекции и стереотипизации, что чревато ухудшением процесса взаимопонимания. В исследованиях по межличностному восприятию эффект Ц. обнаружен С. Ашем, к-рый установил, что в создании целостного представления о личности др. человека нек-рые его воспринятые качества выступают как центральные, вокруг к-рых группируются другие. Понятие Ц. используется для описания эффектов полит. пропаганды, когда акцентируется внимание на опр. аспектах ситуации в результате чего происходит смещение внимания с других. В полит. имиджелогии эффект Ц. используется для создания опр. образа государства или полит. деятеля. В ходе пропаганды акцент делается на опр. чертах или свойствах субъекта, в результате чего др. его качества остаются вне внимания аудитории. В процессе нарушения взаимодействия, особенно в конфликтах, Ц. может приводить к искажению смыслов передаваемого сообщения и к эгоцентрической оценке происходящих событий и ситуации. В онтогенезе проявление Ц., вероятно, вызвано потребностью обеспечения автономии личности как интегральной единицы в системе отношений с др. людьми и предметами объективной действительности. Согласно исследованиям В. А. Недоспасовой, существует механизм последовательных Ц. Его суть заключается в последовательной реализации способности ребенка представить себя на месте другого (персонажа задания). Также показано, что в дошкольном возрасте механизм последовательных Ц. является условием преодоления эгоцентризма детского мышления. Активизация с помощью специально организованных заданий этого механизма способствует тому, что дети опр. возраста могут преодолевать эгоцентризм своего мышления и правильно решать задачи, предложенные Ж. Пиаже. Лит.: Недоспасова В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста. М., 1972; Пашукова Т. И. Центрація // Словник-довідник термінів з конфліктології. Чернівці-Київ, 1995. Т. И. Пашукова

Предыдущая страница Следующая страница