Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАРИЗМА

Харизма - качество личности, заключающееся в способности влиять на окружающих, благодаря вызываемому у них чувству поклонения, восхищения, доверия, уважения, трепета. Как тип лидерства рассматривается харизматическое лидерство, когда подчинение воле личности (вождя, пророка, учителя) осуществляется вследствие переживаемого духовного эмоционального единения последователей с лидером, власть к-рого воспринимается как «божественная благодать», а харизматическая личность воспринимается группой как «одаренная сверхъестеств., сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными др. людям» (М. Вебер). Это Христос и Робеспьер, Наполеон и Ганди, Будда и Кромвель. Х. - это социально-психол. феномен, для понимания к-рого важны проявляющиеся во взаимодействии особенности личности, общества (группы) и собственно процесс взаимодействия в его развитии. Необходимыми условиями харизматического влияния можно рассматривать страстную убежденность личности в своей идее, отвагу действовать и потребность в обществ. признании (С. Московичи). Предлагаемая идея имеет связь с эмоционально значимыми архаическими образами и отличается новизной, революционностью, отрицанием «обыденного» существующего порядка. Т. к. готовность группы к признанию лидера рождается «из воодушевления или нужды и надежды» (М. Вебер), то харизматическое лидерство особенно проявляется в кризисных ситуациях развития общества, когда традиционная власть утрачивает свой авторитет. Существуют стратегии коммуникации, к-рые позволяют лидеру проявить и утвердить харизматическую способность к внушению своих идей: представление (организация пространства), церемониал (организация времени, порядок появления зрительных символов, музыкальных средств воздействия) и убеждение (особенности речи) (Г. Леблон, С. Московичи). Для сохранения харизматического лидерства необходим успех (в действиях, предвидениях). А. Ю. Трубецкой

ХОХЛОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

ХОХЛОВ Сергей Иванович - российский психолог и педагог, канд. психол. наук, проф. В 1962 г. закончил ф-т иностр. языков Рязанского гос. пед. ин-та. Авт. более 60 науч. работ и 7 книг по общей и пед. психологии. Специализируется в обл. самовоспитания личности. Осн. труды: Формирование педагогических умений в процессе профессионального самовоспитания будущего учителя, 1988; Психология самовоспитания. Теорет. курс, 1996; Педагогическое руководство самовоспитанием школьников: Учеб.-метод. пособие для преподавателей каф. педагогики и психологии пед. вузов и ун-тов / Под ред. Л. И. Рувинского, С. И. Хохлова, 1988; Методические рекомендации для слушателей университета педагогических знаний мастеров производственного обучения по курсу «Психология» (в соавт.) 1986; Как воспитать волю и характер (в соавт.), 1988; Учитель ученик. Искусство взаимодействия: Учеб. пособие, 2008. Л. А. Карпенко

Предыдущая страница Следующая страница