Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧЕРНЫШЁВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

ЧЕРНЫШЁВ Алексей Сергеевич - российский психолог, спец. в обл. социальной психологии и психологии О., докт. психол. наук, проф., Засл. работник высшей школы РФ, зав. каф. психологии Курского гос. ун-та. Исследует проблемы О. в связи с подготовкой молодежных лидеров из числа социально одаренных подростков и юношей в рамках крупномасштабного формирующего эксперимента в специально созданной в 1961 г. Курской психол. школе лидеров. Им разработаны аппаратурные модели совместной деятельности и О., к-рые используются как диагностические средства и как социально-психол. тренажеры («Групповой сенсомоторный интегратор», «Стрессор», «Арка») не только в школе лидеров, но и при обучении студентов-психологов, а также в спец. исследованиях, напр., при изучении психич. ресурсов человека в режиме непрерывного бодрствования, проведенного Ин-тами психологии и медико-биол. проблем АН СССР в 1988. Им выявлены социально-психол. механизмы влияния уровня развития группы, особенно ее организованности и направленности, на социально-перцептивную и интерактивную подструктуры О., установлен избирательный характер санкций к лицам, допустившим ошибку, в зависимости от их психол. статуса в группе. В решении проблемы целенаправленного формирования успешного О. у совр. подростков и юношей достаточно эффективной оказалась разработанная Ч. совместно с учениками форма психол. помощи в виде социального обучения. В пед. О. исследовались конфликтные пед. ситуации и предложены психол.-пед. технологии профилактики и решения напряженных отношений в пед. О. Осн. труды: Психологическая школа молодежных лидеров (в соавт.), 2005; Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности (в соавт.), 2005; Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии (в соавт.), 1999; Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций, 1999. Л. А. Карпенко

ЧЕСТНОСТЬ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

Одной из ведущих нравственных ценностей человека является честность (Ч.), к-рая составляет основу ответственного, искреннего и обязательного поведения в любых контактах и взаимодействии людей, исключает обман, даже молчаливый, лицемерие, понимается как искренность, избегание лжи и обмана по отношению к др. людям. В психологич. энциклопедическом словаре М. И. Еникеева Ч. описывается как нравственное качество личности, состоящее в искренности и добропорядочности, верности принятым обязательствам, в правдивости и принципиальности. Самое близкое понятие к Ч. - порядочность. Порядочность проявляется в поступках человека; Ч. - составляющая мировоззрения, является стержнем и мерилом нравственности человека, осознаваемой высокой целью, убеждением, к к-рому он стремится и к-рому он не изменяет ни при каких обстоятельствах. Ч. как личностное качество соотносится с Я-концепцией каждого человека и является константой его поведения. В структуре ценностно-нравственного сознания студентов, имеющих опыт жизни, Ч. занимает ведущее место среди таких принципов и нравственных ориентиров как уважение старших, мудрость, терпимость, смысл жизни, независимость, внутренняя гармония. По мат-лам исследования В. Н. Куницыной составлен психол. портрет тех людей, у к-рых Ч. находится в числе приоритетных ценностей. Это люди с выраженным чувством собственного достоинства, толерантны, ответственны, самодостаточны. Они, как правило, поддерживают активные, сущностные, личностно значимые, не имеющие материальной выгоды и корысти, социальные связи. В структуру значимых ценностей у таких людей входят: чувство собственного достоинства, широта взглядов; уважение традиций; понимание и доверие в семье; полезность. В сфере человеческих отношений по данным проведенного исследования для них важны обязательность, вежливость, умение прощать. Сильная фрустрированность превышает их адаптивные возможности; развитые зрелые формы психол. защиты, такие как рационализация, смягчают постоянно переживаемый психол. дискомфорт. По данным исследования В. Н. Куницыной, склонность к обману и лжи не присуща людям совестливым, с высоким интеллектом и широтой взглядов; однако она помогает ладить с людьми и в ряде случаев устанавливать приятельские отношения, несмотря на то, что таким людям присущи отчетливые аморальные установки. Следует добавить, что те, кто честен по отношению к др. людям, также честны и по отношению к самим себе, что проявляется в адекватной самооценке; они редко используют «розовые очки» при оценке своих неудач и промахов. Лит.: Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь М., 2007; Куницына В. Н. Нравственные основы ценностного сознания // Современные проблемы психологи развития и образования человека. Сб. мат-лов Всероссийской с межд. участием конф. в 2 т. ЛГУ им. А. С. Пушкина. СПб., 2009. В. Н. Куницына

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ

Чувствительность в общении профессиональная различительная - особая тонкая восприимчивость специалиста, обеспечивающая возможность «видения», «улавливания» отдельных, даже неотчетливых и неясных признаков и показателей какого-либо психич. явления, проявляющего в О. и через О., а также создающая предпосылки предельно дробного распознавания нек-рых нюансов различий в конструкциях даже слабо проявляющихся свойств, черт и качеств др. индивида в коммуникации. Термин Ч. в о. п. р. подчеркивает специфику чисто человеческого аспекта межличностностной коммуникации, О., взаимодействия и построения отношений между людьми. Ч. в о. п. р. обеспечивает, т. о., и сам процесс построения эффективного О., и нахождение «реперных точек» для установления контакта, и устранение или предотвращение случайных помех, преград, барьеров, блокад и психол. защит, и линию реализации коммуникативного поведения, создавая постоянное «пребывание» в нужном векторе, исключая возможные девиации. Понятие «чувствительность» в общей психологии применяется в связи с изучением ощущений (высокая, низкая чувствительность, порог ощущений). Специалист с высокой различительной чувствительностью в О. не только более точно распознает любого рода «сообщения» (диагностическая функция), но и лучше предвидит, предсказывает (прогностическая функция). Чувствительность является сигналом для взаиморасположения и сближения индивидов (сигнальная психол.-антропологическая функция). Лит.: Ананьева Н. А. Обучение оперированию признаками личностных качеств как условие развития профессиональной чувствительности специалиста-психолога // Ученые записки РГСУ // Мотивация поведения. 2005, № 2. Н. А. Ананьева

Предыдущая страница Следующая страница