Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Психологический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕО"-"ТИП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕО"-"ТИП")

ТЕОРИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ГИПОТЕЗ

Автор.

Дж.Брунер.

Категория.

Теория восприятия.

Специфика.

Все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте "критические", т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.

ТЕОРИЯ ПОЛЯ

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование.

Автор.

К.Левин.

Категория.

Психологическое направление.

Специфика.

Возникла из объяснительной модели, отработанной на процессе восприятия. Левин распространил исходные установки на объяснение мотивации действий и социальное поведение. В параллель глубинной психологии основывал свои эксперименты на физикалисткой метафоре - в основе поведения лежит сила, которая имеет направление и может быть представлена вектором. Особое значение Левин придавал когнитивной силе, которая переструктурируется в ходе реализации поведения.

Синоним.

Топологическая психология.

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование и лат. formare - образовывать.

Автор.

П.Я.Гальперин.

Категория.

Концепция управления процессом образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий.

Специфика.

Основана на ряде допущений:

перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия;

построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности, в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры;

восприятие и мышление являются интериоризованными внешними предметными действиями.

В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации, выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный план. При реализации требований данной теории в учебном процессе регламентируются следующие действия: сначала учащемуся разъясняется ориентировочная основа действия, которая предстает в виде схемы на карточке; на основе этой схемы начинается выполнение решения задач, полная совокупность которых соответствует полноценному действию. При этом действие сначала осуществляется и отрабатывается во внешней речи, которая переходит во внутреннюю речь и, наконец, в "скрытую речь", представляющую собой исключительно внутреннее действие.

ТЕОРИЯ ПРОТОТИПА

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование и греч. prototypon - прообраз.

Категория.

Концепция, разработанная в когнитивной психологии.

Специфика.

В ней распознавание стимула описывается как соотнесение его с неким прототипом, который хранится в памяти, представляющим собой абстрактную репрезентацию набора стимулов, образованных множеством сходных форм одного и того же паттерна.

ТЕОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОУ

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование, лат. profiteor - объявляю своим делом и interest - важно.

Автор.

Э.Роу.

Категория.

Психоаналитическая модель развития интересов.

Специфика.

В этой теории выделяется два основных фактора:

ориентация индивида на теоретическую или практическую работу и, соответственно, на высокий или низкий уровень образования,

ориентация индивида или на людей, или не на людей, что обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка (в зависимости от климата в семье).

Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, во-первых, потребность ребенка в человеческом тепле, и, во-вторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения. Всего выделяется 6 типов стратегий воспитания: любящая, попустительская, малозаботливая, враждебная, сверхтребовательная, сверхопекающая. При теплой семейной атмосфере формируется ориентация на людей, при враждебной - не на людей. Но при реакции защиты ребенка от излишнего контроля родителей возможно формирование у него компенсаторной ориентации. В частности утверждается, что выбор сферы науки вероятен при защите ребенка от холодности и от сверхконтроля родителей. На основе этой модели Роу дает классификацию профессий: услуги (психиатр, терапевт, парикмахер, официант), контакты в учреждение (консультант, продавец, уличный торговец), офисная работа (министр, ревизор, кассир, курьер), технологии (изобретатель, офицер корабля, летчик, электрик, водопроводчик), работа на открытом воздухе (инженер-агроном, геолог, фермер, лесник, садовник, лесоруб), наука (исследователь, фармацевт, лаборант), работа с общественностью (оратор, учитель, юрист), искусство (художник, декоратор, ювелир).

Литература.

Roe A. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956;

Early differentiation of interests // (Ed.) Taylor C.W. The Second Research Conference on the Identifying of Creative Scientific Talent. Salt Lake City, 1958, p. 98-108

ТЕОРИЯ РАВНОВЕСИЯ ХАЙДЕРА

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование.

Автор.

Ф.Хайдер.

Категория.

Когнитивная теория межличностных отношений.

Специфика.

Основана на допущении, что несбалансированные, противоречивые когнитивные системы автоматически стремятся к достижению большей уравновешенности.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО НАУЧЕНИЯ РОТТЕРА

Автор.

Дж.Роттер.

Категория.

Поведенческая теория личности.

Специфика.

В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях.

Аксиоматика:

1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.

2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).

3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.

4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.

5. Опыты личности взаимно проницаемы.

6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.

В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий.

1-й концепт. BP x, s1, ra = fE x, s1, ra или BP = E * RV Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление. BP - вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты E - ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0. E и RV- независимы. RV- шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие). 2-й концепт. E s1 = fE s1 или E = E' + GE Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно-специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения. GE - генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике). 3-й концепт. RV a, s1 = fE ra, ... E r(b-n) E ra - ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n. RV (b-n) - субъективная цена подкрепления от b до n. Минимальный уровень цели - объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели. 4-й концепт. s1 - психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира). Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других. Литература.

Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: Prentice-Hall, 1954;

Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966; Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование.

Автор.

J.S.Adams.

Категория.

Модель профессиональной мотивации.

Специфика.

В соответствии с ней, удовлетворенность индивида в профессии зависит от результатов сравнения, с одной стороны, того, как соотносятся затраченные им усилия с результативностью деятельности, и, с другой стороны, того, какое соотношение усилий и результативности есть у его коллег.

ТЕОРИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ГЕРЦБЕРГА

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование.

Автор.

Фредерик Герцберг (1959 г.).

Категория.

Модель профессиональной мотивации.

Специфика.

В ней было выделено две категории: с одной стороны, "гигиенические факторы", определяющие возникновение чувства неудовлетворенности по поводу окружающей среды, к которой относятся условия труда, статус, межличностные отношения, и, с другой стороны, "мотивация", связанная с наличием чувства удовлетворенности содержанием работы, что определяется достижениями, признанием. В соответствии с этой теорией считается, что данные категории независимы друг от друга: отсутствие неудовлетворенности не ведет автоматически к удовлетворенности и наоборот.

Литература.

Herzberg F. Оne mоre time: hоw dо Yоu mоtivate emlоyces? // Havard Business Review. January-Febrary, 1968, . 56-57;

Gaziel H.H. Correlates of job satisfaction: a study of the two factors theory in an educational setting // J. of Psychol. 1986, 120, N 6, p. 613-626

ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование.

Автор.

F.Craik, R.Lockhart.

Категория.

Концепция памяти, разработанная в когнитивной психологии.

Специфика.

В ней объем запоминания связывается с тем или иным уровнем обработки информации: чем глубже уровень обработки, тем дольше и лучше запоминание. На поверхностном уровне происходит сенсорный и подетальный анализ стимула, на следующем уровне он опознается, и определяется его значение; на еще более глубоком уровне стимул связывается с долговременными ассоциациями.

ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование, лат. formare - образовывать и рerteрtiо - восприятие.

Автор.

А.В.Запорожец.

Категория.

Концепция, в которой восприятие трактуется как овладение все более сложными видами перцептивных действий, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве.

Специфика.

Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов на основе материальных эталонов, затем (после интериоризации) образуются собственно перцептивные действия, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов, при этом материальные эталоны сменяются эталонными представлениями.

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КРУГА

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование и лат. functio - исполнение.

Автор.

Я.Икскюль.

Категория.

Концептуальная модель, объясняющая взаимодействие организма и окружающей среды.

Специфика.

Предложена в рамках субъективно-идеалистического учения о мире. Икскюль исходил из той предпосылки, что окружающий мир (Umwelt) существует для живого организма лишь в том аспекте, который соответствуют его потребностным состояниям. Реализация этих потребностных состояний предполагает согласование двух сторон представленного субъекту мира. С одной стороны, это - "перцептуальный мир" (Merkwelt), мир восприятия, "все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им". В качестве примера он приводит самку клеща, которая может в течение многих месяцев ждать нужного момента, чтобы, наконец, отцепиться от ветки и упасть на спину пробегающему зверю - при этом она не реагирует ни на какие другие раздражители, кроме запаха масляной кислоты и тепла. С другой стороны, окружающий мир предстает для субъекта как "операциональный мир" (Wirkwelt), как мир действий, "все, на что воздействует субъект, превращается в его мир действий". Так для клеща объект (зверь) предстает не только как носитель собственных признаков, но и как "поле деятельности" (наличие открытого, незащищенного места для укуса). Мир восприятия и мир действия существуют во взаимном соответствии друг с другом, образуя "функциональный круг". На основе этих представлений автором делалось заключение, что каждый животный организм оптимально приспособлен к той среде, в которой традиционно живет, и что, по степени сложности его организации можно судить о сложности среды его обитания.

Литература.

Uexkull J. Umwelt und Innenwelt der Tiere, B., 1921

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ВУНДТА

Автор.

В.Вундт.

Категория.

Теория структуры эмоций.

Специфика.

Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие - неудовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка.

Критика.

Э.Б.Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами.

ТЕОРИЯ ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ЛЮБОПЫТСТВА

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование и eрistemоlоgia- теория познания.

Автор.

Б.Берлайн (1954 г.)

Категория.

Теория мотивации поведения.

Специфика.

В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения "понятийного конфликта", обусловленного противоречиями между "символическими реакциями" (т.е. мыслями). Объективной мерой любопытства выступает энтропия. По своим физиологическим механизмам любопытство представляет собой активацию ретикулярной формации. Факторами, влияющими на любопытство, признаются: сильные внешние раздражители (прежде всего в аспекте новизны, сложности, неожиданностью), внутренняя биологическая потребность, неуверенность. Наличие эпистемического любопытства увеличивает эффективность научения.

ТЕОРИЯ ЭТАЛОНА

Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование.

Категория.

Концепция, разработанная в когнитивной психологии.

Специфика.

В ней распознавание стимула трактуется как сравнение вызванного им нервного паттерна с хранящимися в памяти внутренними эталонами. При достижении совпадения вызванного и эталонного паттернов стимул узнается.

ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Этимология.

Происходит от греч. theos - бог + sophia - мудрость.

Категория.

Религиозно-философская организация, основанная в 1875 г. в Нью-Йорке Е.С.Блаватской и Г.Олкоттом.

История.

Перед "Теософическим обществом ставилась задача создания универсальной религии, берущей истоки прежде всего в учениях брахманизма, индуизма, буддизма, гностицизма и оккультизма. Основным выступало понятие "карма" как пути космической эволюции манифестирующего духовного абсолюта. Конечной целью человека выступало достижение - за счет вхождения в "эзотерическую традицию", которая поддерживается духовными мастерами, посвященными, оккультного знания и сверхъестественных способностей. В 1879 г. центр был перенесен в Индию и с 1882 г. обосновался в предместье Мадраса. После смерти Олкотта президентом общества стала А.Безант, которая спасителем человечества объявила Кришнамурти.

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (21.10.1896 - 28.09.1965) - советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии.

Биография.

В 1921 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1921 по 1933 г. работал в научно-исследовательских учреждениях Красной Армии, занимался проблемами маскировки, заведовал лабораторией зрительных восприятий маскировочного отдела Военно-инженерного испытательного полигона РККА. С 1929 г. - в Институте психологии, где в 1933 г. заведовал лабораторией, с 1933 по 1935 г. и с 1945 по 1952 г. - заместитель директора по научной работе. С 1946 по 1953 г. - руководитель кафедрой логики и психологии Академии общественных наук. С 1940 г. доктор педагогических наук, с 1945 г. - действительный член АПН СССР. Главный редактор журнала "Вопросы психологии" (1958-65).

Исследования.

Основываясь на учении И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, предложил теорию индивидуальных различий человека. Занимался проблемой способностей ("Психология музыкальных способностей", "Ум полководца"), рассматривая связь природных задатков и прижизненного формирования. Разработал новые методики экспериментального исследования индивидуальных различий.

Сочинения.

Проблема цветоведения в психологии // Психология. 1930, т. 3, вып. 2;

Способности и одаренность // Ученые записки Гос. науч.-иссл. ин-та психологии. 1941, т. 2 Психология музыкальных способностей. М., 1941; К вопросу о практическом мышлении. Опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам // Ученые записки МГУ. Вып. 90, М., 1945; Об объективном методе в психологии. М., 1952; Проблемы индивидуальных различий. М., 1961

ТЕРАПИЯ АВТОРИТЕТА

Этимология.

Происходит от греч. theraрeia - лечение и лат. auctoritas - власть, влияние.

Автор.

Е.Странски.

Категория.

Форма психотерапии.

Специфика.

Характеризующийся установлением между пациентом и психотерапевтом субординации, в которой психотерапевте берет на себя роль "отцовского авторитета", а больной обязательства беспрекословного подчинения.

Литература.

Stransky E. Uber krankhafte Ideen, Wiesbaden: Bergmann, 1914

ТЕРАПИЯ УТРОБНОГО КРИКА

Этимология.

Происходит от греч. theraрeia - лечение.

Автор.

Дж.Янов.

Категория.

Форма психотерапии, разработанная на основе "трехфазной теории возникновения невроза" Х.Айзенка.

Специфика.

Ее целью ставится избавление пациента от "первичной боли", о которой свидетельствует то или иное физическое или психологическое напряжение. Процедура ее проведения предполагает последовательное прохождение ряда этапов. На первом этапе, который длится несколько недель, пациент выключается из прежних своих отношений, он не работает, не общается со своими родственниками и знакомыми, не принимает никаких стимулирующих средств и настраивается на предстоящую психотерапию. На втором этапе осуществляется ряд сеансов, во время которых пациент, лежа на полу, пытается вспомнить свои негативные переживания, бывшие у него в раннем детстве и имевшие большую интенсивность, при этом его задачей является не просто вспомнить соответствующие ситуации, но и отреагировать внешним образом те эмоции, которые в них были заторможены. Подобное отреагирование должно проходить в как можно более выраженной, и даже утрированной, форме (крик, ругань, деструктивные действия). Таким образом должны быть "переработаны" эмоции гнева, ярости, ужаса, заботы, печали и пр. На заключительном этапе проведения данного метода проходит обобщение полученного психотерапевтического опыта в условиях группового общения.

Литература.

Janov A. The Primal Revolution. N.Y., 1972;

Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990, с. 232-241.

ТЕРАПИЯ ФИКСИРОВАННОЙ РОЛИ (FIXSED-ROLE THERAPY)

Этимология.

Происходит от лат. fixus - твердый, нерушимый и греч. theraрeia - лечение.

Автор.

Дж.Келли. .

Категория.

Форма когнитивной психотерапии, разработанная на основе теории личностных конструктов.

Специфика.

Характеризуется направленностью на помощь клиенту в отыскании новой интерпретации себя и своих жизненных ситуаций. На основе новой интерпретацией строится новая социальная роль.

ТЕРАПИЯ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ (GESTALTUNGSTHERAPIE)

Этимология.

Происходит от греч. theraрeia - лечение и лат. forma - наружный вид.

Авторы.

Разработана К.Г.Юнгом и Л.Пейнетом (L.Paneth).

Категория.

Форма глубинной психотерапии.

Специфика.

Метод творческого самовыражения. Предназначена для содействия "индивидуации" пациента. При ее проведении фиксировались все неадекватные переживания пациента, которые затем становились содержанием символического выражения. Для такого выражения использовались различные изобразительные средства, включая пантомиму, танец, исполнение музыкальных отрывков, танец, драму, живопись и пр.

Литература.

Hochheimer W. Die Psychotherapie von C.G.Jung. Bern, 1966.

ТЕРМЕН (TERMAN) ЛЬЮИС МЕЙДИСОН

ТЕРМЕН (TERMAN) ЛЬЮИС МЕЙДИСОН (15.1.1877, Джонсон Кантри, Индиана - 21.12.1956, Станфорд) - американский психолог, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития.

Биография.

Прошел обучение в университете шт. Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и университета Кларка, под руководством С.Холла (1903-1905, доктор философии, 1905). С 1906 г. по 1910 г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе Лос-Анджелеса. С 1910 г. работал ассистентом профессора на факультете воспитания Станфордского университета, с 1912 г. по 1916 г. он - ассоциативный профессор, с 1916 г. по 1922 г. - профессор образования, а с 1922 г., до своей смерти, - профессор психологии и исполнительный декан факультета психологии Стэнфордского университета. Опубликовал более 200 работ. В 1916 г., в связи с подготовкой Америки ко вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора солдат, военные власти обратились к Р.М.Йерксу с заказом разработать соответствующие тесты, и тот поручил это Термену. Работая на базе Станфордского университета, Термен переработал шкалу Бине - Симона, фактически создав новый тест, получивший название "шкалы Станфорд-Бине" (The measurement of Intelligence: An explation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the Binet-Simon Intelligence Scale. Boston, 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы Станфорд-Бине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан. Вместе с К.Майлсом проводил изучения особенностей знаменитых и гениальных людей (Genetic Studies of Genius. V. 1-4, Stanford, 1926-1948 (a.o)), в частности проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт - 180, Наполеон - 145). В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании. В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Термен понимал основным фактором одаренности наследственность. По ходу своих исследований Термен пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание, беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое (индуктивное) мышление (Primary mental abilities // Psychometric Monographs. 1938, № 1; Factorial studies of intelligence // Psychol. Monogr. 1941, № 2). Для задач подробного лонгитюдного изучения одаренных детей им был создан тест владения понятием ("Concept Mastery Test") (The gifted Child Grows up: Twenty-five Years Follow-up of a Superior Group. Stanford, Calif., 1947 (совм. с Oden M.H.)), который включал в себя задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался исследованиями выраженности свойства маскулинности - феминности в зависимости от пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам (Sex and Personality. N.Y., 1936 (совм: с Miles C.C.)), а также предпосылок переживания семейного счастья (Psychological Factors in marital Happiness. 1938). Развивал математический метод факторного анализа.

Сочинения.

A preliminary study of the psychology and pedagogy of leadership // Pedag. Sem. 1904,11, p. 413-451;

Stanford-Binet Intelligence Scale: Manual for the Third Revision, Form L-M. Boston, 1960 (совм. с Merrill M.A.). Литература.

Boring E.G. Lewis Madison Terman: 1877-1956 // National Academy of Science, Biographical Memoids. V. 33, Washington, 1959, p. 414-461.

ТЕРМИНАЛЬНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ

Этимология.

Происходит от лат. terminalis - конечный.

Категория.

Вид сенсорного порога.

Специфика.

Достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например, при очень высокой яркости светового раздражителя ощущение света приобретает характер болевого.

ТЕРМОРЕЦЕПТОРЫ

Этимология.

Происходит от греч. thermos - теплый.

Категория.

Вид рецепторов.

Специфика.

Рецепторы, расположенные на кожной поверхности и во внутренних органах и служащие для контроля за температурными изменениями. Выделяют холодовые, с оптимумом чувствительности 28-38 градусов, и тепловые, с оптимумом 35-43 градуса. При этом кожные холодовые рецепторы представлены значительно большим количеством, чем тепловые, и располагаются они более поверхностно. Наибольшая плотность распределения терморецепторов на лице, наименьшая - на подошве ног. Существуют особые терморецепторы, контролирующие температуру крови, расположенные в гипоталамической области мозга.

ТЕРСТОУН (THURSTONE) ЛУИС ЛЕОН

ТЕРСТОУН (THURSTONE) ЛУИС ЛЕОН (29.5.1887, Чикаго - 29.9.1955,Чапел Хилл, Сев.Каролина ) - американский психолог, психометрист.

Биография.

Сначала изучал электронику в Корнеллском университете (горный инженер, 1912), после чего, в 1912 г., работал в качестве ассистента Т.Эдисона в его лаборатории в г. Ост-Орандж. Работал преподавателем начертательной геометрии в Миннесотском университете (1912-1914). В 1914 г. приступил к изучению психологии в Технологическом институте Карнеги, занимаясь прежде всего экспериментальным научением. Работал в нем в качестве ассистента, затем - профессора психологии и декана (1915-1923). С 1923 г. Терстоун работал психологом и начальником отдела кадров в Бюро управления персоналом Института управления исследованиями в Вашингтоне. В 1924 г. возвратился в Чикагский университет в качестве ассоциированного профессора психологии, с 1927 г. он - полный профессор. Здесь он создал психометрическую лабораторию. Один из основателей Psychometric Society и журнала этого общества "Psychometrica", свыше 24 лет был издателем "American Council on Educational Psychological Examenations". Соредактор "Journal of Social Psychology". Председатель Американской психологической ассоциации (1932), президент Психометрического общества (1936).

Исследования.

Терстоун одним из первых стал применять математические методы в психологии и социологии. Ввел стандарт измерительных шкал по принципу парного сравнения высказываний - "шкалы типа терстоуновских". Отталкиваясь от факторно-аналитических исследований Ч.Спирмена и Р.Кеттелла в области интеллекта, предложил свой вариант многомерного факторного анализа, который приводил к опровержению концепции g-фактора интеллекта Спирмена. При этом Терстоун отказался от предположения об обязательном наличии в матрице интеркорреляций значений вклада единого общего фактора, в силу чего у него появилась возможность выявлять несколько групповых факторов, в частности при исследовании интеллекта в этом качестве выступили: особенности восприятия, пространственные способности, вербальные способности (Vectors of Mind: Multiple-factor Analysis for the Isolation of Primary Traits. Chicago, 1935; Primary Mental Abilities. 1938). Эти же математические методы им были использованы при исследовании восприятия (A factorial study of perception // Psychometric Monogr. 1944, № 7). Вместе со своими сотрудниками им было создано около 30 шкал на изучение различных социальных установок - на измерение отношений к войне, смертной казни, церкви, цензуре, общественным институтам, обычаям, расам, нациям (The Measurement of Attitude. Chicago, 1929 (совм. с Chave E.J.); The Measurement of Values. Chicago, 1959).

Сочинения.

Character and temperament // Psychol. Bull. 1916, 13, p. 384-387;

The learning curve equation // Psychol. Monogr. 1919, 114; The Nature of Intelligence. N.Y., 1924; Attitudes can be measured // Amer. J. Sociol. 1928, V. 33; A law of comparative judgement // Psychol. Rundsch. 1927, 34; Ability, motivation, and speed // Psychometrika. 1937, 2, p. 249-254; Multiple-factor Analysis. Chicago, 1947; Some primary abilities in visual thinking // Psychometric Laboratory Univ. o. Chicago, 1950, № 59; Creative Talent // (Ed.) Thursone L.L. Applications of Psychology. N.Y., 1952; An Analitical Method for Simple Structure. 1954; A Method of Factoring without Communnalities. 1955. Литература.

Atkins D.S. Louis Leon Terman: Creative thinker, dedicated teacher, eminent psychologist // (Eds.) Frederiksen N., Gulliksen H. Contributions to Mathematical Psychology. N.Y., 1964, p. 1-39.

ТЕСТ

Этимология.

Происходит от англ. test - испытание, исследование.

Категория.

Стандартизированная процедура психологического измерения.

Специфика.

Служит для определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериально-ориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Разработка теста предполагает его статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.

Виды:

тесты интеллекта,

тесты способностей,

личностные тесты,

тесты достижений.

ТЕСТ БИНЕ-СИМОНА

Этимология.

Происходит от англ. test - испытание, исследование.

Автор.

А.Бине и Т.Симон (1905 г.).

Категория.

Тест для диагностики развития интеллекта.

Специфика.

Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в соответствующие возрастные когорты: каждая задача определенной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст.

Контекст.

В последующем были созданы модификации этого теста, из которых наибольшей популярностью пользовался тест Станфорд - Бине, сконструированный американским психологом Л.Терменом в Станфордском университете.

ТЕСТ КЕРНА-ЙЕРАСЕКА

Этимология.

Происходит от англ. test - испытание, исследование.

Категория.

Тест для определения уровня психологической готовности к школьному обучению.

Специфика.

Включает в себя три субтеста:

рисунок человека, свидетельствующий об уровне общего психического развития;

срисовывание схемы расположения точек, показывающее умение действовать по формальному правилу;

списывание предложения, по которому можно судить, сформировалось ли представление о делении речи на слова и отдельные буквы.

По просуммированным данным трех субтестов выдается суждение об уровне готовности или неготовности к школьному обучению.

ТЕСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ (BERUFSBILDER-TEST)

Этимология.

Происходит от англ. test - испытание, исследование и лат. profiteor - объявляю своим делом.

Автор.

М.Ахтних.

Категория.

Проективный тест для диагностики личностных установок и профессиональных интересов.

Специфика.

Тест включает в себя: руководство, два набора фотографий - для мужчин (96 шт.) и женщин (100 шт.), бланки сортировки и обработки: для взрослых, для мальчиков (13-16 лет) и девочек (13-16 лет). По своей структуре ориентирован на выявление склонностей в следующих профессиональных областях: W (Weichheit) - мягкость, женственность, обходительность (8 фото); K (Kraft) - сила, физическая сила, резкость, напористость, агрессивность (8 фото); S (Soziale Gesinnung) - социальная ориентация с двумя тенденциями - готовность помочь (SH - Hilfsbereitschaft) и социальная энергия (SE - Energie) (16 фото); Z (Zeigebedurfnis) - потребность в изобразительности, эстетика (16 фото); V (Verstand) - рассудок, интеллект, логика, стремление к ясности и завершению (16 фото); G (Geist) - дух, вдохновение, творческая фантазия, интуиция, тенденция к развитию (16 фото); M (Materie) - материя, обладание (8 фото); O (Oralitat) - "оральность" с двумя тенденциями - готовность к произнесению речей (OR - Redebedurfnis) и стремление к насыщению (ON - Beziehung zur Nahrung). В качестве основного теоретического конструкта выступает тезис автора о том, что визуальная стимуляция действует на более глубинные уровни, чем вербальная, при этом не происходит лишнего понятийного опосредствования эмоциональных комплексов; при структурировании теста явно прослеживается влияние символической метафизики немецкой характерологии. Тестирование предполагает, что испытуемые достигли 12 лет. Проводится прежде всего индивидуально; представляет собой: сортировку фотографий ("соответствует или нет"), это занимает около 10 мин., и беседу в поле ассоциаций, вызываемых изображениями, около 30 мин. Обработка достаточно алгоритмизирована: предполагает кодирование ответов и соотнесение индивидуальных данных с обобщенными профилями. В отношении статистических критериев есть данные по внутренней консистентности шкал (коэффициенты по критерию Кьюдера-Ричардсона имеют значения от 0,45 до 0,75, недостаточно высокая степень консистентности), показателей надежности и валидности нет. Стандартизация проводилась на выборке 1916 человек.

Литература.

Achtnich M. Der Berufsbilder-Test. Projektives Verfahren zur Abklarung der Berufsneigung. Handbuch, Bern, 1979

ТЕСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ (BERUFS-INTERESSEN-TEST)

Этимология.

Происходит от англ. test - испытание, исследование, лат. profiteor - объявляю своим делом и interest - важно.

Автор.

М.Ирле (1975 г.).

Категория.

Опросник для диагностики профессиональных интересов.

Специфика.

Тест включает в себя: руководство, тестовую тетрадь, бланки ответов, шаблоны ключей и бланки обработки. По своей структуре ориентирован на 9 профессиональных областей: технические занятия, ремесленные занятия, технические и естественные науки, сфера питания, сельское и лесное хозяйство, торговля, канцелярские занятия, литература и гуманитарные науки, социальная защита и воспитание. Имеется 4 параллельные формы, две из которых предполагают принудительный выбор из нескольких альтернатив, а две другие - свободный выбор тех или иных профессиональных занятий из общего списка (81 занятие). Тест был сконструирован на эмпирической основе, а именно, при использовании демографических данных о профессиональной занятости в современном индустриальном городе (Штуттгарт). Применение опросника предполагает, что у тестируемого уже произошла "кристаллизация" профессиональных интересов (к 12 годам), что позволяет ему судить об интересности таких деятельностей, в которых он еще реально не участвовал. Тестирование возможно как индивидуально, так и в группе; предполагает ситуацию "бумага-карандаш" (ознакомление с инструкцией и ответы на вопросы); занимает около 35 мин. для форм АА и АБ (с принудительным выбором) или около 15 мин. для форм БА и ББ (со свободным выбором). Обработка алгоритмизирована, проводится по шаблону при сравнении индивидуального профиля с эталонными. В отношении статистических критериев есть данные только о внутренней консистентности (коэффициенты по критерию Кьюдера-Ричардсона для разных шкал имеют значение от 0,75 до 0,95); стандартизация проводилась на достаточно большой выборке (1150 мужчин и 260 женщин).

Литература.

Irle M. Berufs-Interessen-Test, Bern, 1975; Irle M., Allehoff W. Berufs-Interessen-Test 2, Bern, 1984.

ТЕСТ ХЕКХАУЗЕНА

Этимология.

Происходит от англ. test - испытание, исследование.

Автор.

Х.Хекхаузен.

Категория.

Методика диагностики мотивации достижения.

Специфика.

Проективный тест, где изображены люди в повседневных или рабочих ситуациях. Позволяет выявить прежде всего два вида мотивации: к достижению успеха и к избеганию неудачи. В качестве диагностических признаков выступают: выражение потребности при постановке цели (ради достижения успеха или избегания неудачи), инструментальное оснащение, ожидание, внешнее отношение (похвала или порицание), эмоциональное состояние (положительное или отрицательное), общий итог. Ответы испытуемого кодируеются следующим образом: B - потребность в успехе, I - инструментальная деятельность, направленная на успех, E - ожидание успеха, L - похвала, G+ - позитивные чувства, Bm - стремление избежать неуспех, Im - инструментальная деятельность, направленная на избежание неуспеха, Em - ожидание неуспеха, T - порицание, G- негативные чувства, M - неуспех.

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ

Этимология.

Происходит от англ. test - испытание, исследование.

Категория.

Класс тестов.

Специфика.

Служат для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. Их использование обосновано при отборе, аттестации, экзамене.

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА

Этимология.

Происходит от англ. test - испытание, исследование.

Категория.

Класс тестов.

Специфика.

Служат для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида. При помощи подобных тестов могут диагностироваться как общий уровень интеллекта, выраженный количественным образом (Шкала Станфорд - Бине, Тест Р.Кеттела, Прогрессивные матрицы Дж.Равена), так и особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (Шкала Д.Векслера, Тест Р.Амтхауэра).

ТЕСТЫ ЛИЧНОСТИ

Этимология.

Происходит от англ. test - испытание, исследование.

Категория.

Класс тестов.

Специфика.

Служат для определения выраженности мотивации, интересов, эмоций, отношений индивида, а также особенностей его поведения индивида в определенных ситуациях.

Виды:

проективные тесты,

личностные опросники,

ситуационные тесты.

ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ

Этимология.

Происходит от англ. test - испытание, исследование.

Категория.

Класс тестов.

Специфика.

Служат для определения уровня развития общих и специальных способностей, которые определяют успешность учебной и профессиональной деятельности.

Виды:

тесты интеллекта,

тесты креативности,

тесты специальных способностей (математических, художественных, музыкальных, спортивных).

Тесты специальных способностей часто объединяются в батареи, как например тест GATB (General Aptidule Test Battery), предназначенный для профессиональной ориентации и профессионального отбора в армии и государственных учреждениях США.

ТЕТА-РИТМ

Категория.

Ритм мозга.

Специфика.

Имеет частоту 4-8 Гц. и амплитуду 10-200 мкВ. При низкой амплитуде (25-35 мкВ) тета-ритм входит как компонент в нормальную ЭЭГ. Познавательная активность приводит к увеличению мощности и пространственной синхронизации тета-волн. Если в состоянии бодрствования наблюдаются пароксизмальные и асимметричные тета-волны, то это может свидетельствовать о патологии. Для детей, у которых тета-ритм относительно более выражен, повышена вероятность проявления черт неуравновешенности и агрессивности, свидетельствующих о затруднений социальной адаптацией.

ТЕХНИКА Q-СОРТИРОВКИ (Q-SORT TECHNIQUE)

Категория.

Исследовательский метод.

Специфика.

Испытуемый оценивает степень свойственности тех или иных психологических качеств себе самому или идеальному представлению о себе.

ТЕХНИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ

Категория.

Феномен восприятия.

Специфика.

Лучи света частью поглощаются при попадании на цветовую поверхность, и на сетчатку глаза действуют только непоглощенные лучи. Цвет, получаясь при применении светофильтра, является результатом оптического вычитания исходного цвета из белого цвета. Так, при вычитании красного цвета получается сине-зеленый.

Синоним.

Вычитательное, или субстрактное, смешение цветов.

ТИНБЕРГЕН (TINBERGEN) НИКОЛАС

ТИНБЕРГЕН (TINBERGEN) НИКОЛАС (1907 Гаага, Нидерланды - 1988, Оксфорд, Англия) - нидерландский биолог, зоопсихолог, один из основателей этологии.

Биография.

В 1932 г. защитил докторскую диссертацию в Лейденском университете. С 1947 г. - профессор экспериментальной биологии Лейденского университета, с 1966 г. - профессор зоологии Оксфордского университета. Нобелевская премия по физиологии и медицине за 1973 г. (вместе с К.Лоренцом и К.Фришем).

Исследования.

Совместно с Лоренцом разработал учение об развитии инстинктивного поведения животных в фило- и онтогенезе. Сделал попытку применить этологию к поведению людей.

Сочинения.

Мир серебристой чайки. М.: Мир, 1974;

Поведения животных. М.: Мир, 1985; Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993

ТИПОЛОГИЯ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ЛИЧНОСТЕЙ ЛЕОНГАРДА

Автор.

К.Леонгард.

Категория.

Типология акцентуаций характера.

Специфика.

В данной типологии было выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию.

К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как:

гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи);

дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи);

аффективно-лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны);

тревожный (боязливость, робость, покорность);

аффективно-экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ);

эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание).

К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как:

демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон);

педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам);

застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию);

возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты).

Наконец, к личностному уровню были отнесены типы:

экстравертированный;

инровертированный.

Литература.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981

Предыдущая страница Следующая страница