Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Психологический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИП"-"ТЭН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИП"-"ТЭН")

ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

Этимология.

Происходит от греч. typos - образец и лат. conflictus - столкновение.

Автор.

Н.Э.Миллер.

Категория.

Классификация внутренних конфликтов на основе динамической модели К.Левина.

Специфика.

В качестве основных побуждений деятельности здесь рассматривалось два стремления: достичь благоприятную цель (Appetenz - притяжение) и избежать неблагоприятной ситуации (Aversion - отвращение). В соответствии с этим субъективный конфликт возникает тогда, когда у индивида есть несколько противоречащих друг другу стремлений. Данная модель широко использовалась в тренинговых программах, прежде всего для отработки оптимальных коллективных решений.

Типы:

"аппетентно-аппетентный" конфликт возникает при наличии двух положительно валентных целей, требующих несовместимых действий (ситуация "буриданова осла");

"аппетентно-аверсивный" конфликт - когда благоприятная цель дана в неблагоприятной ситуации или сама по себе имеет негативные аспекты;

"аверсивно-аверсивный" конфликт - когда предписан выбор между одинаково неблагоприятными целями;

"двойной аппетентно-аверсивный" конфликт - когда предписан выбор между двумя целями, имеющими и позитивные, и негативные аспекты (самый распространенный случай).

Литература.

Miller N.E. Experimental studies of conflict // Personality and the Behavior Disorders. N.Y., 1944;

Lewin K. A Dinamic Theory of Personality. N.Y., 1959.

ТИПОЛОГИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Этимология.

Происходит от греч. typos - образец.

Категория.

Разделение по степени тяжести нарушения слухового восприятия.

Типы:

глухие, или глухонемые, которые имеют врожденные или приобретенные в раннем детстве нарушения и не могут овладеть речью без специального обучения;

поздно оглохшие, которые потеряли слух в дошкольном или школьном возрасте и сохранившие речь, сформировавшуюся до глухоты;

слабослышащие, или тугоухие, которые имеют частичную недостаточность слуха с понижением до 75 дБ.

ТИПОЛОГИЯ ПСИХОПАТИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ ГАННУШКИНА

Этимология.

Происходит от греч. typos - образец и pathos - страдание, болезнь.

Автор.

П.Б.Ганнушкин.

Категория.

Классификация патологических и околопатологических личностей.

Типы. В ее рамках были описаны следующие типы: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституционально-глупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны.

ТИПОЛОГИЯ ЭЙДЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Этимология.

Происходит от греч. typos - образец и eidos - образ, внешний вид.

Автор.

Предложена В.Йеншем на основе исследований, проведенных им вместе с братом Э.Йеншем.

Категория.

Классификация людей, способных к эйдетическим представлениям.

Типы:

у "Т-типа" ("Tetanoider Typ") эйдетические представления имеют очень высокую степень стойкости и не пропадают из представлений даже после длительной посторонней стимуляции, иногда приобретая характер навязчивости. Название этого типа было дано по аналогии с названием мышечных спазмов (tetanie);

у "B-типа" ("Basedowider Typ") есть способность к произвольному пробуждению эйдетических представлений и сознательному вмешательству в развертывание этих представлений в соответствии с их намерениями.

Обусловливание.

По В.Йеншу, эти типы эйдетиков базируются на конституциональных предпосылках и, выступая в единстве с определенным типом мимики и движений, с особенными гормональными процессами, предстают как проявление характерологической типологии.

Литература.

Jaensch E.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode. 1925;

Jaensch E.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie. 1941; Jaensch W. Grundlage einer Physiologie und Klinik des psychologischen Personlichkeit. 1926

ТИПЫ ОРИЕНТИРОВКИ ПО ГАЛЬПЕРИНУ

Этимология.

Происходит от греч. typos - образец и лат. оrientis - восток.

Автор.

П.Я.Гальперин.

Категория.

Различные стратегии обследования окружающих предметов, которые определяют эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений.

Типы:

при первом типе ориентировка опирается на случайные признаки, поэтому обучение осуществляется методом проб и ошибок и дает низкие результаты;

при втором типе ориентировка опирается на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания, обучение в этом случае идет более адекватно, чем в первом, но результаты не обладают свойством переноса сформированных знаний и умений на новые отношения;

при третьем типе ориентировка опирается на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта, поэтому усваиваемые знания и умения могут быть перенесены в новые, измененные условия.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ГИППОКРАТА

Автор.

Гиппократ.

Категория.

Классификация темпераментов.

Специфика.

Гиппократом было постулировано, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, соотношение которых определяет течение физических и душевных болезней. Доминирование какого-либо одного элемента проявляется как тип темперамента, носителя которого были обозначены как:

сангвиник,

холерик,

флегматик,

меланхолик.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА КРЕЧМЕРА

Автор.

Э.Кречмер.

Категория.

Классификация темпераментов.

Специфика.

Первоначально Кречмер соотнес конституции тела (лептосомный, пикнический, атлетический) с психическими заболеваниями (маниакально-депрессивным психозом и шизофренией). Оказалось, что к маниакально-депрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении - с лептосомным. В дальнейшем им было выделено семь темпераментов, отнесенных к трем основным группам:

1. Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный);

2. Шизотимический, на основе лептосомной конституции (а: гиперэстетический, б: собственно шизотимический, в: анестетический);

3. Вязкий (viskose), на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям.

Литература.

Kretschmer E. Korperbau und Charakter. 1921 (24. Aufl., 1964); в рус. пер.: Строение тела и характер. 2 изд., М.-Л., 1930

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ПАВЛОВА

Автор.

И.П.Павлов.

Категория.

Классификация темпераментов на основе типов нервной системы.

Специфика.

Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа. Так, сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; холерик - сильный, неуравновешенный, флегматик - сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик - слабый, подвижный тип нервной системы

Литература.

(Ред.) Быков К.М. Павловские среды. М.-Л., 1949

ТИТЧЕНЕР (TITCHENER) ЭДВАРД БРЭДФОРД

ТИТЧЕНЕР (TITCHENER) ЭДВАРД БРЭДФОРД (11.01.1867, Чичестер, Великобритания - 3.08.1927, Итака, США) - американский психолог, один из создателей структурной психологии.

Биография.

Ученик В.Вундта. В 1892 - 1927 гг. - профессор Корнеллского университета. Здесь им был создан крупнейший в США центр экспериментальной психологии. В 1904 г. основал Общество экспериментальной психологии.

Исследования.

Проводил экспериментальные исследования ощущений, внимания, памяти. Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Основным методом психологии выступает аналитическая интроспекция, в которой от наблюдателя, участвующего в эксперименте, требуется описание элементов сознания не в терминах внешних объектов, а в терминах ощущений.

Сочинения.

Experimental Psychology. V. 1-2, N.Y.-l., 1901-1906;

Systematic psychology. N.Y., 1929 Очерки психологии. СПб., 1898; Учебник психологии. Ч. 1-2, М., 1914

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от греч. typhlos - слепой + psyche - душа + logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Изучает закономерности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие наглядно-образного мышления. Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов (слуха, осязания), а также формирование "чувства препятствия". Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения, при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие образной.

ТОЛМЕН (TOLMAN) ЭДВАРД ЧЕЙС

ТОЛМЕН (TOLMAN) ЭДВАРД ЧЕЙС (14.04.1886 - 19.11.1959, Беркли) - американский психолог, создатель "когнитивного" направления необихевиоризма.

Биография.

Окончил Массачусетский технологический институт, затем аспирантуру по психологии и философии при Гарвардском университете. С 1918 г. - профессор университета Беркли. В 1958 г. его работы были отмечены специальной премией Американской психологической ассоциации.

Исследования.

Автор программной книги "Целевое поведение у животных и человека" (Purposive Behavior in Animals and Men. 1932). Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж.Уотсона и основывался на идее целостного, или "молярного", подхода к анализу поведения (молярный бихевиоризм). Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте.

Методы.

В его экспериментах были использованы специальные лабиринты.

Сочинения.

Collected Papers in Psychology. Berk., 1951

ТОМОГРАФИИ ПОЗИТРОННО-ЭМИССИОННОЙ МЕТОД

ТОМОГРАФИИ ПОЗИТРОННО-ЭМИССИОННОЙ МЕТОД - см. метод позитронно-эмиссионной томографии

ТОМСОН (THOMSON) ГОДФРИ ХИЛТОН

ТОМСОН (THOMSON) ГОДФРИ ХИЛТОН (1881,Карлайт - 1955) - английский педагог и психолог.

Биография.

Получил образование с 1900 г. по 1904 г. в университете Дарема (бакалавр социологии, 1904; магистр, 1906; доктор 1913) и университете Страсбурга (доктор философии, 1906). С 1906 г. работал ассистентом в колледже Армстронга в г. Ньюкасл-апон-Тайн университета Дарема, с 1909 г. по 1920 г. он - преподаватель, с 1920 г. по 1925 г. - профессор педагогики и психологии и декан факультета образования, в 1923-1924 г.г. читал гостевые лекции в педагогическом колледже Колумбийского университета, с 1925 г. по 1951 г. Томсон - профессор педагогики в университете Эдинбурга и директор Педагогического колледжа Мори в Эдинбурге. С 1927 г. со-редактор журналов "Pedagogical Seminary and Journal of Genetic Psychology" и "Genetic Psychology Monographs", а с 1931 г. - "British Journal of Educational Psychology". Член Британского психологического общества и Британской ассоциации содействия науке. Был руководителем проекта создания теста для диагностики умственного развития и творческой одаренности детей (Moray House Picture Intelligence Test).

Исследования.

Известен своими факторно-аналитическими исследованиями, в которых он исходил из понимания фактора как описательной категории: поведенческие элементы могут попадать в один и тот же фактор в силу конкретных условий их развития, поэтому факторный анализ, как одна из возможных классификационных схем, позволяет лишь формулировать гипотезы об этом развитии. В его работах была заложена другая, нежели у Спирмена и Терстоуна, модель интеллекта: по его представлениям когнитивные достижения обусловлены функционированием большого числа достаточно независимых элементарных факторов, а по коэффициентам корреляций можно судить о степени участия этих элементарных факторов в целостной деятельности. В рамках факторного анализа занимался изучением выполнения конкретных задач (приготовление пищи, вождение автомобиля, чтение книг) и требующихся для этого способностей.

Сочинения.

A hierarchy without a general factor // British J. o. Psychol. 1916, 8, p 271-281;

The Essential of Mental Measurement. Cambridge, 1921 (совм. с Brown W.); Northumberland Mental Test. L., 1921-1922; Instinct, Intelligence and Character: an Educational Psychology. L., 1927; The influence of multivariate selection on the factoral analysis of ability // British J. o. Psychol. 1939, 29, p. 288-306 (совм. с Ledermann W.); Weighting for battery reability and prediction // Brit. J. Psychol. 1940, № 30, p. 357-366; The effects of repeated prase and Blame on the work Achivement of "Introverts and Extroverts" // British J. o. Educat. Psychol. 1944, № 35, p. 257-266 (совм. с Hunnicutt C.W.); The Factoral Analysis of Human Ability. Boston, 1948; On estimating oblique factors // British J.o. Psychol. 1949, 2. Литература.

Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1, М., 1993, с. 418-419.

ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от греч. topos - место, psyche - душа и logos - учение.

Категория.

Гештальтпсихологическая концепция личности, разработанная К.Левином.

Специфика.

Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой был использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения. Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать "локомоции", т.е. перемещения в психологическом поле. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит "замещение". Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее "психологическим окружением", на границе между которыми находятся перцептивные и моторные системы.

ТОРМОЖЕНИЕ

Категория.

Нервный процесс, направленный на ослабление или полное прекращении того или иного вида деятельности организма.

Специфика.

Его действие связано с уменьшением и подавлением условно-рефлекторной активности. Возникновение торможения обусловлено действием разного рода воздействий, при этом оно может глобальным, распространяться на многие нервные структуры, и строго локальным.

Структура.

Среди отделов мозга, специализирующихся преимущественно на торможении других структур, выделяют переднюю таламокортикальную тормозную систему, тормозящий отдел ретикулярной формации нижней части мозгового ствола, хвостатое ядро.

ТОРНДАЙК (THORNDIKE) ЭДУАРД ЛИ

ТОРНДАЙК (THORNDIKE) ЭДУАРД ЛИ (31.8.1874, Вильямсбург, Массачусетс - 10.08.1949, Нью-Йорк) - американский психолог и педагог.

Биография.

В 1898 г. защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете. Профессор Колумбийского университета (с 1904 г.).

Исследования.

Проводил исследования поведения животных, направленного на выход из "проблемного ящика". Трактовал научение как установление связи между стимулом и реакциями (S-R), в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая "кривая научения". Сформулировал ряд законов научения: "закон упражнения" (чем чаще повторяется связь между ситуацией и ответной реакцией, тем она прочнее), "закон эффекта" (прочность связи возрастает, если процесс установления связи сопровождается состоянием удовлетворения), "закон готовности" (скорость образования связи зависит от наличного состояния субъекта, прежде всего от особенностей или состояний нервной системы), но в его публикациях после 1930-го года "закон упражнения" был практически отброшен. Разрабатывал проблему обучения детей, трактуя его как приспособление к среде, при котором упрочение реакции зависит от последующего удовлетворения или неудовлетворения ("закон эффекта").

Сочинения.

Animal intelligence. N.Y., 1911;

Human Nature and the Social Order. N.Y., 1940; Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1929; Психология арифметики. М.-Л., 1932; Процесс учения у человека. М., 1935

ТОРСИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

Этимология.

Происходит от фр. torsion - скручивание.

Категория.

Форма движений глаз.

Специфика.

Вращательные движения вокруг зрительных осей, за счет которых происходит, например, компенсация зрительного образа при боковых наклонах головы.

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ

Автор.

Понятие впервые введено З.Фрейдом в 1900 г.

Категория.

Психоаналитическое понятие, объясняющее невротическое поведение.

Специфика.

Сначала это понятие использовалось для обозначения той роли, которую, по мнению Фрейда, играет разрыв с матерью во время рождения для всей последующей жизни индивида, выступая ядром всего негативного жизненного опыта. В теории О.Ранка сделана попытка поставить это понятие в центр внимания: здесь поведение взрослого человека трактуется как неосознаваемое стремление избавиться от травмы рождения через ту или иную форму отреагирования и снять невротический страх, который феноменологически презентирует индивиду травму рождения. В качестве психотерапевтического средства пациент должен был вспомнить - со всеми эмоциональными нюансами - акт своего рождения, и тем самым сделать его достоянием своего сознания. С момента возникновения эти представления о роли акта рождения в дальнейшей психологической жизни индивида подвергались решительной критике. В частности, за то, что не было предпринято никаких попыток проверить статистически выдвигаемую гипотезу. Так как шок при рождении Ранком связывался с резким изменением ощущений (от ощущения тепла, мягкости, насыщения - к ощущениям холода, жесткости, асфиксии и голода), то нет серьезных препятствий выявить влияние, оказываемое на психическую жизнь, родов той или иной степени сложности. Позднее Ранк несколько отошел от этих представлений.

Литература.

Kubie L.S. Psychoanalyse ohne Geheimnis. Reinbek, 1956;

Rank O. Das Trauma der Geburt. Wien, 1924

ТРАНСВЕСТИЗМ

Этимология.

Происходит от лат. trans - через и vestire - одевать.

Категория.

Форма половой перверсии.

Специфика.

Характеризуется тем, что половое удовлетворение достигается путем надевания одежды противоположного пола.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от лат. trans - сквозь, через + рersоna - личность и греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория.

Ряд психологических направлений.

Специфика.

Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly, T.Dethlefsen, J.C.Pierakos, L.Orr, С.Гроф, Р.Ассаджоли, К.Дюркгейм. В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это - формы измененного сознания, спиритический опыт, "ключевые переживания", сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии - обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А.Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной. В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта. В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания. Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности. Уже З.Фрейд (1930) трактовал медитативные ("океанические") ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф.Александер трактовал медитацию как "самоиндуцированную кататонию". Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания. Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений. Это - относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология). В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ. Это - сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Этимология.

Англ. transpersonal experience.

Категория.

Субъективные переживания, которые сопровождают нахождение в особых состояниях сознания (в частности, в состоянии транса).

Специфика.

Выделяют три области, важные для достижения таких переживаний:

личностные условия, способствующие или препятствующие "погружению", к которым относятся положительные или отрицательные аффекты, агрессивность, способность к самопогружению, уровень социальной включенности;

операциональные условия, к которым могут относиться стрессы, эмоциональные шоки, особые действия, направленные на самопогружение;

феноменологические процессы, которые характеризуются особыми формами переживаний.

ТРАНССЕКСУАЛИЗМ

Этимология.

Происходит от лат. trans - через, пере и sexus - пол.

Категория.

Форма половой перверсии.

Специфика.

Устойчивое следование полоролевым стереотипам поведения, противоположного биологическому полу. Связан с убежденность в неадекватности своего пола по "паспорту" и с желанием принадлежать к противоположному полу. Для исправления своего пола используются различные приемы, от выбора себе другого, соответствующее противоположному полу, имени до хирургических операций.

ТРАНСФЕР

Этимология.

Происходит от лат. transferre - переносить.

Категория.

Эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе.

Специфика.

Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например родителям.

Виды.

В зависимости от характера чувств выделяется позитивный и негативный перенос.

Синоним.

Перенос.

ТРЕВОГА

Категория.

Отрицательное эмоциональное переживание.

Специфика.

Обусловлена ожиданием чего-то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

ТРЕВОЖНОСТЬ

Категория.

Черта личности.

Специфика.

Проявляется в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри- и межличностного общения, например между родителями и детьми.

ТРЕМА-ФАЗА

Этимология.

Происходит от греч. trema - точка над гласной, которая читается как отдельный звук, в терминологии фр. театра - напряженное состояние актеров перед выходом на сцену.

Автор.

К.Конрад.

Категория.

Переживания в инициальной стадии острой шизофрении.

Специфика.

Эти переживания одни пациенты характеризуют как напряжение и давление, как беспокойство и страх, другие - как приподнятое радостное ожидание чего-то, третьи - как стыд, ожидание возмездия, наконец, четвертые чувствуют только свою заторможенность, безволие, безнадежность. Трема-фаза переходит в стадию апофении.

ТРЕМОР

Этимология.

Происходит от лат. tremor - дрожание.

Категория.

Быстрые, ритмические, с частотой около 10 герц, движения конечностей или туловища.

Специфика.

Вызывается мышечными сокращениями. Связан с временной задержкой корректирующей афферентной импульсации, в силу чего реализация движения и сохранение позы происходит за счет постоянной подстройки движений к какому-то среднему значению. При утомлении и сильных эмоциях, а также при патологии нервной системы происходит существенное усиление тремора.

ТРЕНИНГ ПРИВИВКОЙ СТРЕССА

Категория.

Психотерапевтический прием в рамках когнитивной психотерапии.

Специфика.

Процедура его проведения заключается в том, что пациент, после овладения новыми способами осознания и оценивания происходящих с ним событий, помещается в типичные стрессогенные ситуации, которые моделируются психотерапевтом в контролируемых условиях и которые раз от раза все более усложняются. Данный прием имеет распространение прежде всего при лечении страхов и при устранении реакций гнева или агрессии.

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ

Автор.

Р.Аткинсон.

Категория.

Теория когнитивной психологии памяти.

Специфика.

Структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками:

блоком сенсорных регистров, где информация хранится не более 1 с. почти в полном объеме в форме модально закодированных физических признаков стимуляции;

блоком кратковременной памяти, где объем хранимой в вербально-акустическом коде информации небольшой, а длительность хранения (около 30 с) обусловлена проговариванием, перекодированием, выбором способа запоминания;

блоком долговременной памяти, объем и время хранения которого неограничены, а информация представлена в форме семантических кодов.

Информация сначала попадает в сенсорные регистры, затем - при соответствии задаче сохранения - попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище.

ТРЕХФАЗНАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗА

Авторы.

Предложена Х.Айзенк и С.Рэчманн.

Категория.

Теория, описывающая развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций.

Специфика.

Развитие невроза, прежде всего фобического, представляется здесь как проходящее ряд стадий. На первой стадии происходит событие, закономерно вызывающее сильную эмоциональную реакцию, например, страх. Во временной близости с этим событием происходит изначально нейтральное событие, которое ассоциативно связывается с травмирующим событием первой ситуации и с эмоциональным откликом на нее. Это - вторая стадия. На третьей стадии, если подкрепление не наступает, т.е. если первая ситуация не повторяется, происходит угашение эмоциональной реакции, но если ситуация повторяется, что возникает невроз, в котором эмоциональная реакция запускается уже нейтральными, но ассоциированными с травмирующими, событиями.

Литература.

Eysenck H.J., Rachmann S. The causes and cures of neuroses. L., 1965

ТРЕХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Этимология.

Происходит от лат. factor - производящий.

Автор.

Х.Айзенк.

Категория.

Теория описания личностных свойств на основе факторных исследований.

Специфика.

Было выделено три личностных измерения, которые рассматривались как генетически обусловленные активностью ЦНС:

психотизм (P),

экстраверсия (E),

нейротизм (N).

ТРИАНДИС (TRIANDIS) ГАРРИ

ТРИАНДИС (TRIANDIS) ГАРРИ (род. 1926 Патрас, Греция) - американский психолог.

Биография.

В 1958 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Корнелльском университете. С 1966 г. профессор университета в Иллинойсе. Член редколлегии "Журнала межкультурной психологии".

Исследования.

Специалист в области психологии установки, этнопсихологии. Занимался изучением влияния культуры на социальное поведение, в частности - на эмоциональное восприятие, смысловые образования, мыслительные процессы, межличностные отношения.

ТРИГГЕРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

Этимология.

Происходит от англ. trigger - переключательное устройство.

Категория.

Экспериментальный метод.

Специфика.

Метод возбуждения мозга через зрительный анализатор с помощью ритмического предъявления вспышек света с использованием обратной связи. За счет синхронизации ритмов мозга и световых раздражений может выявляться скрытая склонность к эпилепсии.

ТРИТАНОПИЯ

Категория.

Клиническое нарушение.

Специфика.

Частичной цветовой слепоты, которая характеризуется отсутствие цветовых ощущений в сине-фиолетовой области спектра.

ТРОИЦКИЙ МАТВЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

ТРОИЦКИЙ МАТВЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (01.08.1835 - 22.03.1899) - русский философ и психолог. Инициатор создания Московского психологического общества.

Биография.

Окончил Киевскую духовную академию. С 1875 г. - профессор Московского университета.

Исследования.

Был одним из самых значительных популяризаторов позитивизма в России. Свою психологическую систему строил на основе английской ассоциативной психологии.

Сочинения.

Немецкая психология в текущем столетии. М., 1867;

Наука о духе. Т. 1-2, М., 1882

ТРОПИЗМОВ СИСТЕМА

ТРОПИЗМОВ СИСТЕМА - см. система тропизмов

ТРОПИЗМЫ

Этимология.

Происходит от греч. tropos - поворот, направление.

Категория.

Форма активности живого.

Специфика.

Изменение направления в движении частей растения под воздействием биологически значимых раздражителей (свет, притяжение земли, химические раздражители). Г.Лебон рассматривал тропизмы как основу жизнедеятельности животных.

ТРУДОВЫЕ ПРИЕМЫ

Категория.

Элементы эргономического процесса.

Специфика.

Технология реализации операций, обеспечивающих решение производственной задачи.

ТЭДЖФЕЛ (TAJFEL) ГЕНРИ

ТЭДЖФЕЛ (TAJFEL) ГЕНРИ (1920 Польша- 1982 Бристоль) - английский психолог, автор теории социальной идентичности.

Биография.

Защитил докторскую диссертацию в Биркбекском колледже Лондонского университета. Профессор социально психологии Бристольского университета.

Исследования.

Разработал теорию социальной идентичности, в рамках которой изучал роль социальных стереотипов, в частности в возникновении дискриминационного поведения. По его представлениям, Я-концепция личности образована такими когнитивными образованиями, связанными с самоопределением, как личностная (физическая, интеллектуальная, нравственная) идентичность и групповая (этническая, социальная, профессиональная) идентичность.

Сочинения.

(Ed.) Introducing Social Psychology. L., 1978 (et Freser G.);

Социальная идентичность и межгрупповые отношения. 1982

ТЭН (TAINE) ИППОЛИТ АДОЛЬФ

ТЭН (TAINE) ИППОЛИТ АДОЛЬФ (21.4.1828, Вузьер, Арденны - 5.3.1893, Париж) - французский философ, историк, искусствовед, психолог.

Биография.

С 1895 г. - профессор.

Исследования.

Представитель позитивизма первой "классической" формы, испытал на себе влияние О.Конта. Родоначальник культурно-исторической школы в искусствознании и психологии. Исходил из допущения о первостепенной роли в развитии обществ и народов их географического положения и природных условий. Первым предпринял попытку исследования функционирования искусства в контексте определенного исторического момента. По его мнению, научная эстетическая критика - в отличие от морали - должна опираться на то, что создание или восприятие произведения искусства обусловлено тремя факторами: расой, средой и моментом, Сторонник ассоциативной психологии, пытался ввести в психологию момент двигательной природы психики. В 1876 г. опубликовал свои "Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде", где дал последовательное описание освоения речи своей дочерью, на основании чего сделал вывод о соответствии между культурной историей человечества и процессом развития детского мышления.

Сочинения.

Philosophie de l'art. 1865, в рус. пер.: Философия искусства. 1933;

De intelligence. 1870, в рус. пер.: Об уме и познании. СПб. 1872; Les origines dela France contemporaine. V. 1-6, 1877-1894; Sa vie et sa correspondance. V. 1-2, P., 1908-1914; Английский позитивизм. СПБ., 1866. Литература.

Cresson A. Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec un expose de sa philosophie. P., 1951.

Предыдущая страница Следующая страница