Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Краткий психологический словарь
Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АХ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АНА"-"АХ")

АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ

АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ - термин С. Л. Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий «механизм» (или основную форму) мышления. А. ч. с. означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта таким образом как бы вычерпывается все новое содержание; он поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. А. ч. с. обеспечивает непрерывность мышления и вообще психического как процесса.

АНАЛИЗАТОР

АНАЛИЗАТОР - нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие А. введено И. П. Павловым. А. состоит из трех частей:

1) периферический отдел - рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс;

2) проводящие пути - афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по к-рым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням А., в том числе к рецепторам, и регулируют их активность;

3) корковые проекционные зоны.

-

Данилова Нина Николаевна

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - система взглядов швейцарского психолога К. Г. Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления - психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования - архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов (см. ассоциативный эксперимент): неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса. Целью психического развития человека А. п. считает индивидуацию - особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Хотя А. п. отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и др. ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции. Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей - экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от А. п. развитие в конкретных психологических исследованиях личности (см. экстраверсия - интроверсия).

АНАЛЬГЕЗИЯ

АНАЛЬГЕЗИЯ (от греч. analges - обезболенный) - снижение или полное устранение чувствительности к боли.

-

Орлов Юрий Михайлович

АНАНКАЗМЫ

АНАНКАЗМЫ (от греч. anankasmus - вынуждать, заставлять) - разновидность навязчивых состояний, не адекватных ситуации, распространяющихся на двигательную сферу с образованием навязчивых ритуалов. Например, навязчивое мытье рук, стремление не наступать на черту, чтение подряд всех вывесок, попадающихся на пути и т. п. А. наблюдаются у людей мнительных, чрезвычайно тревожных (см. тревога), педантичных при развившемся неврозе навязчивых состояний и психастении. Синоним А. - обсессии.

-

Карпенко Людмила Андреевна

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907-1972) - российский психолог. Следуя традициям В. М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке («Человек как предмет познания», 1969). А. выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Интерес представляют исследования А. в области сенсорных и перцептивных процессов («Психология чувственного познания», 1960), а также педагогической психологии («Психология педагогической оценки», 1935) и др.

-

Умрихин Владимир Владимирович

АНДРОГИНИЯ

АНДРОГИНИЯ (от лат. andros - мужской, gynes - женский) - понятие, введенное американским психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее вследствие особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также социального воздействия, нежели из-за биологических различий между полами.

-

Алешина Юлия Евгеньевна

АНИМА, АНИМУС

АНИМА, АНИМУС (от лат. anima - душа и animus - дух) - понятия аналитической психологии К. Г. Юнга, посредством которых он обозначал наследуемые бессознательные, архетипические (см. архетип) многосторонние психические образы и формы души, представляющие женский архетип в психике мужчины (анима) и мужской архетип в психике женщины (анимус). По К. Г. Юнгу, как индивидуальные образы, А. действуют в соответствии с доминантным психическим принципом женской или мужской природы и обладают личностным характером. Анима является строго очерченной фигурой с ярко выраженными эротически-эмоциональными проявлениями и выражает бессознательный «образ женщины», а анимус являет собой неопределенно-многоформенное образование «рассудительного» типа и выражает бессознательный «образ мужчины».

-

Овчаренко Виктор Иванович

АНКЕТА

АНКЕТА (фр. enguкte - список вопросов) - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования. Анкетные опросы проводятся в целях выяснения биографических данных, мнений, оценок, ценностных ориентаций, установок, диспозиций и т. п.

АНОМИЯ

АНОМИЯ (гр. а - отрицательная частица, nomos - закон) - понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе социально декларируемые образцы поведения, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления А., затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи.

-

Кон Игорь Семенович

АНТИЦИПАЦИЯ

АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. anticipatio - предвосхищение) - способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия А.:

1) способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления (В.Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена (см. интуиция);

2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления.

Это ожидание (или «опережающее отражение») обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П. К. Анохин). А. особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности.

-

Карпенко Людмила Андреевна

АНТРОПОЛОГИЗМ

АНТРОПОЛОГИЗМ (anthropos - человек и logos - учение) - научная концепция, рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. Поэтому «человек» в А. является основной мировоззренческой категорией и именно исходя из его точки зрения должно проводиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук. Так как в деятельности человека участвуют, обеспечивая ее, все продуктивные силы, то и познание человека, его психической жизни (см. психика), его творчества дает ключ ко всем тайнам и законам природы и общества. Многие психологичес кие теории исходили в своих теоретических взглядах из А. - психоанализ, экзистенциализм (см. экзистенциальная психология), прагматизм. Эта точка зрения была очень характерна для большинства отечественных психологических и философских концепций (Чернышевский, Соловьев, Лосский, Франк).

-

Марцинковская Татьяна Давыдовна

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos - человек и morphe - вид, форма) - представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики.

-

Фабри Курт Эрнестович

АПАТИЯ

АПАТИЯ (от греч. apatheia - бесстрастность) - состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, уплощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.

-

Фабри Курт Эрнестович

АППЕРЦЕПЦИЯ

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - к, perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, А. - универсальный объяснительный принцип, «внутренняя духовная сила», обусловливающая ход психических процессов. В противовес этим представлениям об А. как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует А. как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую А. - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т. п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния ({{}}эмоции, экспектации, установки и т. п.).

-

Петровский Артур Владимирович

АПРАКСИЯ

АПРАКСИЯ (от греч. apraxia - бездействие) - нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием элементарных расстройств движений (парезов, параличей и т. п.), а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

-

Хомская Евгения Давыдовна

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли и ставшей на столетия основополагающей для различных направлений в понимании душевной деятельности. Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате «О душе», ее важные положения содержатся в других сочинениях А. («Этика», «Риторика», «Метафизика», «История животных»). В противовес представлениям о душе как особом начале А. учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации. Такой подход придал психологии А. биологическую ориентацию. Будучи принципом жизни и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей) или деятельностей, образующих особый генетический ряд. Вегетативная («питающая») функция души специфична для растений, чувствующая и движущая функции - для животных, разумная - для человека. Высшие функции возникают на основе низших, поэтому функции души представляют собой уровни ее эволюции. А. принадлежит разделение органов чувств на пять разрядов. Наряду с передающими отдельные чувственные качества вещей органами (зрения, слуха и др.) он выделял «общее чувствилище», которое позволяет воспринимать единые для многих объектов свойства (величину, число). А. отграничил область представлений («фантазии») от восприятий, считая ее посредником между чувственным и рациональным знанием. Образы «фантазии» служат предпосылкой мышления. Объясняя процессы памяти, А. развил понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций. Движущей силой поведения было признано стремление, выражающее внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Действия, повлекшие за собой удовольствие, организм стремится вновь воспроизвести, в силу чего это чувство выступает как фактор научения. Каждой ситуации соответствует определенная (правильная) аффективная реакция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция является либо избыточной, либо недостаточной. Оптимальный способ поведения (и аффективного реагирования) необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя. Благодаря поступкам формируется характер. При объяснении процесса познания А. выдвинул понятие об особой форме интеллектуальной активности человека, обозначенной им термином «нус» (разум). Эта форма в качестве творческой активности, ведущей к общим понятиям, была противопоставлена всем остальным и истолкована как то, что, завися от тела, привносится в психофизическую организацию человека извне в виде «божественного разума». А. принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического и практического. Последний представляет собой особый тип мышления, поскольку служит эффективной регуляции реальных действий, а не только приобретению знаний. А. применял генетический и объективный методы при изучении специфических психических и этических признаков поведения. Идеи А. стимулировали развитие психологической мысли последующих эпох.

АРТЕФАКТ

АРТЕФАКТ (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под А. подразумеваются данные, порождаемые самой методикой изучения процесса и на деле ему не свойственные. В криминальной психологии А. называют искусственно вызываемые (например, с целью симуляции) процессы и состояния.

-

Брудный Арон Абрамович

АРХЕТИП

АРХЕТИП (от греч. archetypos - первообраз, дословно «древнейший образец») - центральное понятие аналитической психологии. А. - способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. Согласно К. Юнгу, А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.

-

Брудный Арон Абрамович

АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (от греч. asymmetria - несоразмерность) - характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого - оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. А. ф. г. м. свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

-

Ротенберг Вадим Семенович

АССОЦИАНИЗМ

АССОЦИАНИЗМ - одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой - Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому:

1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;

2) элементы - первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) - вторичны и возникают посредством ассоциаций;

3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;

4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

А. был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т. д.) (см. также ассоциативный эксперимент).

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - См. Ассоцианизм.

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности, который был предложен в начале ХХ в. К. Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируется тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и «аффективных комплексах» испытуемого (см. аффект), его установках и т. п.

В 20-е гг. ХХ века А. Р. Лурия предложил для диагностики «скрытых следов аффекта» т. н. «сопряженную моторную методику», которая представляла собой модифицированный вариант.

-

Соколова Елена Евгеньевна

АССОЦИАЦИЯ

1. (от лат. associatio - соединение) - связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого.

-

Петровский Артур Владимирович

2. (в социальной психологии) - группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различают: 1. Просоциальные А., в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды. 2. Асоциальные А., где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер.

-

Петровский Артур Владимирович

АСТЕНИЯ

АСТЕНИЯ (от греч. astheneia - бессилие, слабость) - нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости (см. утомление) и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.

-

Карпенко Людмила Андреевна

АТРИБУЦИЯ

АТРИБУЦИЯ (от англ. attribute - приписывать, наделять) - приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является А.

-

Юревич Андрей Владиславович

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю) - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение А. к. исходит из следующих положений:

1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;

3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Исследования А. к., которые первоначально относились к социальной психологии, в настоящее время охватывают и другие разделы психологической науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта. Наиболее существенные результаты экспериментального исследования А. к. заключаются в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;

2) отклонений процесса А. к. от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных - внутренними.

А. к. изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

-

Юревич Андрей Владиславович

АТТИТЮД

АТТИТЮД (от франц. attitude - поза) - см. установка.

АТТРАКЦИЯ

АТТРАКЦИЯ (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком (см. восприятие межличностное) привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения (см. эмоции), оценка к-рого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

-

Карпенко Людмила Андреевна

АУТИЗМ

АУТИЗМ (от греч. auto - сам) - крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний.

-

Емельянов Евгений Николаевич

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (от греч. autos - сам, genos - происхождение) - психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.

-

Березанская Наталия Борисовна

АУТОГИПНОЗ

АУТОГИПНОЗ (от греч. autos - сам, hypnos - сон) - гипноз, вызванный самовнушением, в противоположность гетерогипнозу, вызванному воздействием другого человека.

-

Березанская Наталия Борисовна

АФАЗИЯ

АФАЗИЯ (от греч. а - отрицат. частица и phasis - проявление) - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в нарушениях фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Выделяют семь форм А., каждая из к-рых связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе речевой деятельности, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.

-

Хомская Евгения Давыдовна

АФФЕКТ

АФФЕКТ (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние (см. эмоции), связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. А. возникает в ответ на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. В основе А. лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам предъявляет их себе), и возможностями выполнить эти требования. А. развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Для состояния А. характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими А. обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот А. события, а в случае исключительно сильного А. - завершиться потерей сознания и полной амнезией.

-

Вилюнас Витас Казисович

АФФЕРЕНТАЦИЯ

АФФЕРЕНТАЦИЯ (от лат. afferens (afferentis) - приносящий) - постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). А.находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими внешней среды, а также от состояния (активности или пассивности) индивида.

-

Лебедев Владимир Иванович

АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ

АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ (от лат. afferens (afferentis) - приносящий) - в теории функциональной системы (П. К. Анохин) синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения. Память трактуется при этом как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различного уровня иерархии, сформированных в процессе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация - как конкретизация одной из потребностей организма. При А. с. благодаря мотивации актуализируются все системы, деятельность к-рых когда-либо приводила к удовлетворению данной потребности. Информация о среде помогает достигнуть требуемых в данной обстановке результатов. Окончательное решение осуществляется в тот момент, когда какое-либо событие - пусковой стимул - дает перевес одной из систем, уже выбранных под действием мотивации и обстановки. В связи с тем, что иерархическая организация систем в памяти отражает эволюционную и индивидуальную историю приспособительных соотношений организма со средой, существует и соответствующая иерархия А. с. Подобно любому системному процессу А. с. имеет место не в какой-либо отдельной структуре мозга, а представляет собой процесс взаимодействия нейронов самой различной (центральной и периферической, афферентной и эфферентной) морфологической принадлежности в объеме всего мозга и организма.

-

Швырков Вячеслав Борисович

АФФИЛИАЦИЯ

АФФИЛИАЦИЯ (от англ. to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к А. возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую (см. стресс) ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование А. вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.

-

Гозман Леонид Яковлевич

АХ НАРЦИСС

АХ НАРЦИСС (1871-1946) - немецкий психолог, один из главных представителей Вюрцбургской школы. Экспериментально показал, что испытуемый, прежде чем решать в соответствии с данной ему инструкцией задачу, располагает обычно неосознаваемой им установкой. Это обстоятельство сыграло важную роль в преодолении господствовавшей в те времена психологической трактовки мышления как ассоциативного процесса (см. ассоцианизм). Указанную установку А. назвал «детерминирующей тенденцией». Отвергнув положение, согласно которому элементами сознания являются чувственные образы (восприятия или представления), он предложил заменить понятие об этих образах термином «сознаваемость». А. усовершенствовал методику «экспериментальной интроспекции», требуя от испытуемого придать ей систематический характер. Под этим имелось в виду, что, решая задачу, испытуемый должен расчленить свой внутренний опыт (данные самонаблюдения) на сменяющие друг друга во времени фрагменты и каждый из них тщательно проанализировать. В дальнейшем, изучая процесс мышления, Ах изобрел методику образования «искусственных понятий», которая была модифицирована в отечественной психологии Л. С. Выготским.

Предыдущая страница Следующая страница