Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Краткий психологический словарь
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УБЕЖДЕНИЕ

УБЕЖДЕНИЕ - способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов и У., к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения.

В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод У. считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.

УБЕЖДЕНИЯ

УБЕЖДЕНИЯ - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ - эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От У. т., совершенствования форм его организации, гуманизации содержания зависит экономическая эффективность труда. Согласно двухфакторной («мотивационно-гигиенической») теории У. т. (Ф. Херцбергер), к «мотивационным» факторам относятся: содержание труда, достижения в работе, признание со стороны окружающих, возможность квалификационного роста. К «гигиеническим» факторам относятся условия труда, заработная плата, линия поведения администрации, взаимоотношения между работниками. При наличии благоприятных «гигиенических» факторов возникает особое состояние, к-рое приводит к уменьшению чувства неудовлетворенности характером работы, но не к повышению У. т. Исследование формирования У. т., его динамики является одной из значимых проблем социальной психологии и психологии тру да, где удовлетворенность рассматривается в качестве важного показателя социально-психологического климата и эффективности деятельности.

УЗНАВАНИЕ

УЗНАВАНИЕ - опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту (см. идентификация). Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. У. различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. В качестве произвольного У. выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень У. всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения ни применялись. В качестве непроизвольного У. выступает, когда не стоит специальная задача на опознание. Оно может быть при этом неполным, неопределенным, фантомным, когда переживается, например, чувство знакомости в отношении человека, к-рого на самом деле никогда не встречал (см. парамнезия). Иногда неполное непроизвольное У. порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1886-1950) - грузинский советский психолог. Основатель теории установки (см. установки теория) как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Предпосылкой его теории был философско-психологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница. Трактовал психологию как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер (см. бессознательное, установка). Экспериментально изучал закономерности смены установок, разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений («Общая психология», 1940; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949).

УМ

УМ - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле - индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека (см. рассудок и разум).

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - одна из логических форм мышления (см. также понятие и суждение). У. характеризуется выводом на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок). В логике разрабатываются классификации У. Психология рассматривает условия развития умозаключающего (дискурсивного) мышления и формы его нарушения (искажения). Примером исследований умозаключающего мышления в психологии может быть исследование доверия к посылкам силлогизма и следствиям из них.

УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УРОВЕНЬ

УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УРОВЕНЬ - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный У. р. у. - это состояние познавательных и творческих возможностей индивида. Информация об У. р. у. может быть получена либо путем длительных психолого-педагогических наблюдений, либо путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик. Так, критериально-ориентированное тестирование (см. тесты критериально-ориентированные) дает возможность, не охватывая всего У. р. у. в целом, установить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий, представленных в конкретной учебной и профессиональной деятельности, выявить пробелы в знаниях и указать способы возможной их ликвидации. При анализе У. р. у. необходимо исходить из принципа неразрывности связи и взаимной обусловленности содержания и формы мышления (Л. С. Выготский). Нарушение этой связи снижает эффективность мышления. Если содержание мышления отражает существенные стороны социальной и культурной среды, в которой проходили жизнь и деятельность индивида, то усвоением этого содержания предопределен сформировавшийся у него У. р. у. и его умственные действия могут оказаться недостаточными для усвоения нового содержания. Однако своеобразие У. р. у. обусловлено не только факторами онтогенеза, но и природными психофизиологическими особенностями индивида. Это обнаруживается в деятельности мышления и, в частности, в складывающейся мотивации предпочтения индивида по отношению к нек-рым апробированным им видам деятельности. По наличному У. р. у. нельзя однозначно определить, сколько времени и усилий понадобилось индивиду для его достижения.

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим У. д. отличаются от других видов человеческих действий (например, речевых, физических). У. д. могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных (см. мышление), мнестических (см. память) и др.), так и эмоциональных (см. эмоции) задач. В отечественной психологии У. д. исследованы применительно к проблематике общей, возрастной и педагогической психологии (механизмы конкретных психических явлений, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и умственного развития и т. п.). Управление процессом формирования У. д. (см. поэтапного формирования умственных действий концепция) открывает известные перспективы совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход умственного развития ребенка. В последние годы результаты исследований по планомерному формированию У. д. находят все более широкое применение в дошкольном, школьном, вузовском, профессиональном обучении.

УОТСОН ДЖОН БРОДЕС

УОТСОН ДЖОН БРОДЕС (1878-1958) - американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание. Предпосылкой этого подхода являлось положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, т. к. оно якобы открыто только для «внутреннего зрения» (интроспекции). Из теории поведения исключались не только факты сознания, но и нейрофизиологические процессы, поскольку они составляют предмет другой науки - нейрофизиологии головного мозга. «Старые» понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах У. предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Эмоции отождествлялись им с реакциями внутренних органов, мышление человека - с работой голосовых мышц. Обучение, согласно У., происходит путем «обусловливания»: мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. У. использовал учение И. П. Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения («Обучение животных», 1903). По У., законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт - биологическое приспособление, лишенное психологического смысла и содержания. Работы У. сыграли важную роль в борьбе против интроспективной психологии. Они стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в том числе детской. Однако ошибочность исходных методологических посылок - отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение поведения к внешним приспособительным актам, отождествление принципов жизнедеятельности человека и животных, игнорирование нейромеханизмов и др. - существенно ограничила позитивную ценность учения У. и обусловила быстрый распад бихевиоризма.

УПРАЖНЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЕ - повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения (научения) - уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, - либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, к-рые предшествуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его - в зависимости от достигнутой меры автоматизации - в умение или навык. У. может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе У.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие У. н. п., введенное И. П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующее в сочетании с другими (с силой и подвижностью нервной системы) тип высшей нервной деятельности. В исследованиях школы Б. М. Теплова-В. Д. Небылицына У. н. п. стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяемых соотношением показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств (сила, подвижность, лабильность, динамичность нервной системы). Наряду с новой интерпретацией У. н. п. был предложен и новый термин - баланс нервных процессов.

УРОВЕНЬ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ

УРОВЕНЬ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ - характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании. В отличие от традиционного подхода, где параметрами группообразования являются время существования группы, наличие сложившихся отношений власти и подчинения, число групповых коммуникаций, количество взаимных социометрических выборов (см. социометрия) и т. п., в настоящее время складывается подход, в соответствии с к-рым для выявления У. г. р. учитывается сочетание двух факторов - степени опосредствованности межличностных отношений содержанием (целями, ценностями, организацией) совместной деятельности и социального характера этих целей и ценностей (соответствующих общественно-историческому прогрессу или препятствующих ему). Исходя из этого, к высшему У. г. р. могут быть отнесены коллективы и группы, приближающиеся к ним по типу своей структуры и социально-психологическим характеристикам, к низшему - группы, основанные на асоциальных факторах (всякого рода асоциальные ассоциации), и группы диффузные, в к-рых отсутствуют общие цели и ценности. Особое место занимают корпорации - группы, к-рые характеризуются высоким уровнем деятельностного опосредствования и функционирующими в них антисоциальными установками и принципами.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - характеризует:

1) уровень трудности, достижение к-рого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный момент);

3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций - тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) У. п., влечет за собой смещение У. п. в область более трудных задач (или более легких). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение У. п.) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИЯ

УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИЯ - концепция, предложенная Н. А. Бернштейном, согласно которой под построением движения понимается состав афферентационных ансамблей (см. афферентация), участвующих в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных импульсов (см. эффекторы), а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. Бернштейн выделял пять уровней построения движений (см. активности физиология).

УСВОЕНИЕ

УСВОЕНИЕ - основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе У. человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. У. подлежат все содержательные компоненты человеческого поведения - и побудительно-мотивационные (см. мотивация), и операциональные (см. операция). У. значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержнем воспитания является У. нравственных норм поведения. У. предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в широком смысле этого слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого действия (в виде образца, орудий, плана выполнения и т. п.). Эти условия могут задаваться и неявным образом (например, включаться в поведение других людей). Эффективность У. - его качество, прочность и скорость - зависит от полноты ориентировочной основы действия, подлежащего формированию; предметного, логического и психологического разнообразия типов материала, включающего усваиваемое содержание; меры управления процессом формирования действия. Реализация этих моментов наряду с У. нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов У. - новых действий, понятий и форм поведения - во многом зависит от их места в структуре актуально значимых для субъекта У. видов деятельности.

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС - рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Термин У. р. предложен И. П. Павловым. В результате образования У. р. раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, т. е. обнаруживающимся при определенных условиях) раздражителем. Различают два вида У. р.: классические, получаемые по указанной методике, и инструментальные (оперантные) У. р., при выработке к-рых безусловное подкрепление дается только после возникновения определенной двигательной реакции животного (см. оперантное обусловливание). Механизм формирования У. р. первоначально понимался как проторение пути между двумя центрами - условного и безусловного рефлекса. В настоящее время принято представление о механизме У. р. как сложной функциональной системе с обратной связью, т. е. организованной по принципу кольца, а не дуги. У. р. животных образуют сигнальную систему, в которой сигнальными раздражителями являются агенты их среды обитания. У человека наряду с первой сигнальной системой, порождаемой воздействиями среды, существует вторая сигнальная система, где в качестве условных раздражителей выступает слово («сигнал сигналов», по И. П. Павлову) (см. сигнальные системы).

УСТАЛОСТЬ

УСТАЛОСТЬ - комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления. Характеризуется чувствами слабости, вялости, бессилия, ощущениями физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными (см. эмоции) реакциями. У. может возникать и при длительном выполнении однообразной деятельности. Однако возможна и парадоксальная У., не связанная с утомлением, как и отсутствие У. у объективно утомленного человека.

УСТАНОВКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСТАНОВКИ ТЕОРИЯ

УСТАНОВКИ ТЕОРИЯ - общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. У. т. создана в трудах выдающегося грузинского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы. Категория установки была предложена Д. Н. Узнадзе для преодоления постулата непосредственности, являющегося методологической предпосылкой в интроспективной психологии сознания и бихевиоризме. Д. Н. Узнадзе развил представления об установке как «целостной модификации субъекта», его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специфический только для сознания человека механизм объективации, благодаря к-рому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как к существующему объективно и независимо от него. Для экспериментального исследования установки предложен метод фиксации, различные варианты к-рого применяются при анализе развития психики в филогенезе и онтогенезе, познавательных процессов, личности и межличностных отношений. Особое внимание уделяется изучению с позиций У. т. неосознаваемых психических явлений, понимание природы к-рых кардинально отличается от трактовки бессознательного в психоанализе З. Фрейда. Одна из перспектив развития У. т. - концепция уровней психической активности (Ш. А. Надирашвили).

УТЕЧКА УМОВ

УТЕЧКА УМОВ - одна из форм миграционного поведения, связанная с решением людей умственного труда мигрировать из прежней в новую социокультурную среду обитания. Феномен У. у. обусловлен неудовлетворенностью (см. удовлетворенность трудом) базовой (ценностной) потребности личности в творческом самовыражении и ожиданиями ее удовлетворения в новой социокультурной среде. Термин У. у. (в англоязычной литературе - brain drain) введен в оборот в докладе Британского королевского общества (1962) и первоначально касался феномена эмиграции английских ученых и инженерно-технических специалистов в США. Позднее этот термин широко использовался при изучении социальных и психологических детерминант эмиграции высококвалифицированных специалистов из так называемых развивающихся и постсоциалистических стран в развитые государства мира.

УТОМЛЕНИЕ

УТОМЛЕНИЕ - временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. У. имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы), физиологическом (затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов) (см. нервная система), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных (см. интеллект) процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной (см. эмоции) сфере) уровнях. Сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости. Специфика проявлений У. зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления оптимального уровня работоспособности.

УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1875-1942) - российский физиолог. Развивал идеи И. М. Сеченова о биологическом и системном характере нервно-психических актов, выдвинул учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения. Это учение противопоставлялось воззрению на мозг как на комплекс рефлекторных дуг. Согласно У., каждый наблюдаемый двигательный эффект определяется характером динамического взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма, историей организма как биологической системы. Мозг следует рассматривать как орган «предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды». Для доминанты характерна инертность, т. е. склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют на центральную нервную систему. Инертность нарушает нормальную регуляцию поведения, когда становится источником навязчивых образов и галлюцинаций, но она же выступает в качестве организующего начала интеллектуальной активности. У. была выдвинута концепция «оперативного покоя», понимаемого не как бездеятельность организма, а как состояние, при к-ром он удерживает неподвижность с целью детального распознавания среды и адекватной реакции на нее. Механизмом доминанты У. объяснял широкий спектр психических актов - внимание; предметный характер мышления. Это «разделение среды на предметы». У. трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты; выделение только тех раздражителей, к-рые являются для организма биологически интересными; установление адекватной связи между доминантой (как внутренним состоянием) и комплексом внешних раздражителей. У. считал, что наиболее детально, отчетливо и прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально (радость, гнев и др.). В физиологическом плане этому соответствует повышенная мобильность нервных элементов, обусловленная деятельностью вегетативной и эндокринной систем, выступающая предпосылкой более прочного запечатления внешних воздействий и их адекватного воспроизведения. Эти выводы У., явившиеся обобщением большого экспериментально-физиологического материала, широко используются в современной психологии, медицине и педагогике.

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1824-1870) - русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России. Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения («Человек как предмет воспитания», 1868-1869). В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией У. считал «полурефлексы», к к-рым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания У. относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, к-рых он не имел от природы. При этом на передний план У. выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: «добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему». Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. Большое внимание У. уделял развитию психики в различные возрастные периоды (см. возраст), соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.

Предыдущая страница Следующая страница