Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ОПРОСНИК

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОПРОСНИК

ОПРОСНИК - любой упорядоченный список или каталог вопросов (анкета, тест и др.).

* * *

одна из разновидностей психологических тестов. О. предназначены для диагностики степени выраженности у человека" определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых является суммарное число ответов на пункты О. Различают одномерные и многомерные О. Первые направлены на измерение какого-либо одного свойства или качества (напр., О. Стреляу, предназначенный для определения типа темперамента); вторые - на измерение двух и более качеств или свойств. Вопросы в них группируются таким образом, чтобы ответы на них позволили оценить какое-либо качество или свойство испытуемого. Эти сгруппированные вопросы получили название шкал (напр., шкалы невротизма, общей активности, общительности и др. в Психодиагностическом тесте). Каждый из О. представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора вопросов на которые должен ответить испытуемый, или утверждений, с которыми он должен согласиться или не согласиться. Вопросы и утверждения формулируются таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивая свою личность, освещая особенности своих взаимоотношений с окружающими и т. п. По своей направленности различают личностные О., О. состояния и настроения, О.-анкеты. Личностные О. предназначены для оценки и изучения черт личности, темперамента, мотивов, интересов, ценностей, установок обследуемых людей. Напр., опросник Шмишека позволяет определить типы акцентуаций личности, опросник потребности в достижении (Ю. М. Орлов) направлен на исследование особенностей мотивации достижений, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова предназначен для определения направленности личности с целью определения наиболее предпочтительного типа будущей профессии и т. д. Широкое применение нашли также многомерные О. типа 16ФЛО, MMPI, ПДТ и др., предназначенные для измерения нескольких факторов или черт личности и содержащие от 10 до 16 диагностических шкал. О. состояний и настроений используются для диагностики временных, преходящих состояний и настроений. Характерной особенностью этих О. является то, что вопросы (утверждения) составлены так, что отвечая на них, испытуемый сообщает о своих чувствах, переживаниях, состояниях, имеющих место в данное время (устойчивые же, относительно стабильные аналогичные параметры относятся к числу личностных и измеряются с помощью личностных О.). В психодиагностической практике широко используются такие опросные методики, как «Самочувствие, активность, настроение» (САН), Шкала тревоги и тревожности Спилбергера (адаптирована Ю. А. Ханиным) и др. О.-анкеты предназначены для получения какой-либо информации, не связанной непосредственно с личностными особенностями испытуемого. К их числу относятся биографические О., многие из О., используемых в социометрических методиках (см. Социометрия), некоторые из О. интересов и т. п. В настоящее время многие из известных О. используются в компьютерном варианте, предусматривающем автоматизированное предъявление стимульного материала и обработку результатов (см. Компьютерные тесты). Эффективное использование О. как психодиагностического инструмента возможно лишь при соответствии их требованиям надежности, валидности, репрезентативности, а также выполнением процедуры стандартизации при проведении обследования, обработки и интерпретации полученных результатов.

В начало словаря