Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "К" (часть 5, "КАТ"-"КВА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КАТ"-"КВА")

КАТЕГОРИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ

КАТЕГОРИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ - 1. класс, который существует в естественной биологической и анатомической структуре познающего субъекта. Например, цвета - все люди с нормальным зрением реагирует на зрительный спектр приблизительно одним образом. Синоним: Базовая категория; 2. группа объектов, обладающих общими признаками, на которые люди реагируют более или менее одинаковым образом. Например, мебель. Синоним: Категория базового уровня.

КАТЕКСИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕХОЛАМИНОВАЯ ГИПОТЕЗА

КАТЕХОЛАМИНОВАЯ ГИПОТЕЗА - предположение о том, что биохимическую основу шизофрении (точнее, некоторых её психотических симптомов) составляет чрезмерная концентрация катехоламинов (особенно дофамина) в ЦНС (имеются в виду избыточное образование катехоламинов, повышение чувствительности катехоламиновых рецепторов, замедленный процесс обратного захвата катехоламинов пресинаптической концевой мембраной). Доказательствами данной гипотезы являются факты, согласно которым: а) использование нейролептиков, снижающих уровень концентрации катехоламинов, приводит к редуцированию бреда и галлюцинаций; б) постоянное употребление амфетаминов влёчёт развитие параноидного шизофреноподобного психоза и, в) вещества, вызывающие некоторое увеличение уровня содержания аминов, обладают антидепрессивным действием. Катехоламиновая теория возникла в тот период изучения нейрохимии головного мозга, когда сведений о роли других нейромедиаторов было недостаточно. Нельзя сказать, впрочем, что этой информации и ныне имеется в избытке.

КАТЕХОЛАМИНЫ

КАТЕХОЛАМИНЫ - производные пирокатехина, активно участвующие в качестве гормонов и нейромедиаторов в физиологических и биохимических процессах в организме (адреналин, норадреналин, допамин).

КАТЕХОЛАМИНЭРГИЧЕСКИЙ

КАТЕХОЛАМИНЭРГИЧЕСКИЙ - термин употребляется в отношении нейронов и нервных путей, продуцируемый нейромедиатор в которых является одним из катехоламинов (допамин, адреналин и др.).

КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ - одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204 гг.; в XVI в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Глава - римский папа, считающийся преемником апостола Петра; 1-м Ватиканским собором 1869-70 провозглашен догмат о его непогрешимости. Резиденция папы - Ватикан. Источники вероучения - Священное Писание и Священное Предание, которое включает помимо древней традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (IV-VIII вв.), решения последующих церковных соборов, папские послания. В католицизме считается, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына (филиокве); лишь в католицизме имеется догмат о чистилище. В католицизме развито почитание Девы Марии (в 1854 провозглашен догмат о ее непорочном зачатии, в 1950 - о ее телесном вознесении), святых; культ характеризуется пышным театрализованным богослужением, клир резко отделен от мирян. Католики составляют большую часть верующих в Австрии, Бельгии, Венгрии, Испании, Италии, Литве, Польше, Португалии, Франции, Чехии, Словакии, западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах.

* * *

(греч. katholikos - всеобщий, вселенский) - достаточно претенциозное, если не сказать экспансивное или даже агрессивное название одного из основных направлений течения мысли в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианской церкви в 11 веке с центром в Ватикане. Ватикан, как указывает Е.В.Тарле (1874-1955) изначально возник на основе подложных финансовых документов. Католицизм оказывает значительное и неоднозначное влияние на культурную жизнь и светскую политику католических стран Европы. Например, противодействует созданию института однополых браков, противится распространению гомосексуализма и в то же время снабжает оружием террористов или поддерживает веру в чудеса, которые, якобы, совершали канонизированные католической церковью лица и продолжают совершать по сей день будущие святые.

КАТОРГА

КАТОРГА (греч. katergon - галера) - 1. с 19 века - подневольный труд. Сам по себе такой труд, не связанный с внутренней мотивацией, не побуждает человека к личностному росту, как пишет об этом Ф.М.Достоевский в «Записках из мёртвого дома» и не приводит к восстановлению прежнего статуса пострадавшей от расстройства личности; 2. особый вид наказания: содержание заключённых в тюрьмах и т.п. с особо суровым режимом и с привлечением к тяжёлому физическому труду; 3. старинное гребное судно.

КАУДАЛЬНЫЙ

КАУДАЛЬНЫЙ (лат. cauda - хвост) - расположенный ближе к хвостовому (тазовому) концу ( в противоположность капитальному или краниальному - расположенному ближе к голове).

КАУЗАЛГИИ СИНДРОМ

КАУЗАЛГИИ СИНДРОМ (греч. kausis - жжение, algos - боль) - жгучие интенсивные боли на фоне гиперпатии (повышенной чувствительности к внешним стимулам с нарушением способности их точно локализовать). Типичными признаками расстройства считаются; а) вазомоторно-трофические расстройства; б) симптом "мокрой тряпки" (уменьшение боли при влажном обёртывании или помещении поражённой части тела в холодную воду). Кузалгия возникает после огнестрельных ранений, повлекших повреждения срединного нерва, общего ствола седалищного нерва или большеберцового нерва, то есть нервов, «богатых» волокнами автономной нервной системы, и связана в своём развитии, как предполагается, с вовлечением в патологический процесс ЦНС, в частности, зрительного бугра. Впервые синдром каузалгии описан Н.И.Пироговым (1855) под названием травматическая гиперестезия. Синоним: Термалгия.

КАУЗАЛГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (от лат. causa - причина, attribuo - наделяю) - психологический механизм социального взаимодействия, обусловливающий интерпретацию индивидом причин поведения др. людей. Понятие ввел Ф. Хайдер. Изучение К. а. исходит из следующего: 1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения и выводам относительно личностных качеств субъекта; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; 3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Исследования К. а., которые первоначально относились к социальной психологии, в настоящее время охватывают и др. разделы психологии: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта. Существенные результаты экспериментального исследования К. а.: а) выявлены различия в объяснении человеком своего поведения и поведения др. людей; б) установлены отклонения процесса К. а. от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов, особенно в ситуациях противоречия и конфликтов; в) определено стимулирующее воздействие, оказываемое на мотивацию и деятельность человека, объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных - внутренними. К. а. изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности.

КАУЗАЛЬНАЯ СХЕМА

КАУЗАЛЬНАЯ СХЕМА -

(в социальной психологии) - концепция анализа причинности в сфере социального восприятия. К.с. строится на трех основных принципах: 1. принцип обесценивания - роль конкретной, главной причины в обусловливании события недооценивается, воспринимается меньшей, чем она есть на самом деле, вследствие переоценки других причин; 2. принцип усиления - преувеличивается, абсолютизируется роль в обусловливании события конкретной причины; 3. принцип систематического искажения - постоянные отклонения от правил формальной логики при объяснении причин поведения людей.

КАУЗАЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС

КАУЗАЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС -

(от лат. causa - причина) - форма отражения действительности психикой, уже не являющаяся условно рефлекторной, но не ставшая еще понятийной, логической; начало образования знания, постижения связи между вещами. Термин использовал И.П. Павлов.

КАУЗОМЕТРИЯ

КАУЗОМЕТРИЯ -

(от лат. causa - причина, греч. metro - измеряю) - разновидность биографического метода, с помощью которого исследуют субъективную картину жизненного пути и психологического времени личности как в прошлом, так и в будущем. К. применима для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив. У нас в стране данная проблема активно разрабатывается А.А. Кроник, Е.И. Головаха.

КАУФМАН

Владимир Илларионович (1885-1951) - российский психолог, музыковед, литературный переводчик. Канд. педагогических наук (по психологии, 1935), доцент ЛГУ. Закончив гимназию 209 (1903), поступает в Петербургский ун-т на юридический фак-т, после окончания которого (1908) остается при ун-те для приготовления к профессуре по кафедре гражданского права. Публикует ряд работ по праву и издает восемь переводов книг Ж. Жореса, Ж. Ренана, П. Кропоткина. После 1917 г. ведет педагогическую работу, в том числе в системе Наркомпроса РСФСР по составлению методики обучения и воспитания подростков в школе. С 1923 г. - научный сотрудник Института научной педагогики. С 1929 по 1948 г. - с.н.с. Государственного ин-та мозга им. В.М. Бехтерева. На основе имеющихся работ в 1935 г. утвержден ВАК НКП РСФСР в ученой степени канд. педагогических наук (по психологии) без защиты дис. В 1941 г. в качестве добровольца участвует в ВОВ, но затем эвакуируется в составе группы ведущих сотрудников Института мозга сначала в Казань, затем в Самарканд, где работает над оборонной тематикой, проводя клинические исследования слуховой функции и ее восстановления. Награжден медалями: За оборону Ленинграда (1942) и За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (1945).После возвращения из эвакуации в Ленинград выполняет ряд работ для Государственного НИИ театра и музыки по теме: Динамика слухового образа (по этой же теме им подготавливалась докт. дис). С 1947 г. и до последних дней жизни - доцент кафедры психологии ЛГУ. Разрабатывает программу и читает спецкурс по педагогике и психологии в Ленинградской консерватории, руководит семинаром по психологии музыки в Институте мозга. Для студентов-психологов Л ГУ читает курсы по истории психологии (совместно с Б.Г. Ананьевым) и экспериментальной психофизиологии. Смерть помешала К. защитить практически законченную докт. дис, в которую должен был войти целый ряд рукописных материалов, так и оставшихся неопубликованными. М. С. Старчеус

КАУФМАНА-КЕРЕРА МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ИСТЕРИИ

КАУФМАНА-КЕРЕРА МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ИСТЕРИИ (Kaufmann, 1916; Kehrer, 1916) - основан на представлении истерии как болезни, выгодной в том или ином отношении пациенту. Включает такие манипуляции, как обвинения пациента в симуляции, угрозы применения репрессий в случае продолжения продуцирования считающихся истерическими симптомов, издевательство, раздражение электрическим током и т.п. Этот прямолинейный метод лечения истерии не оправдал себя из-за жестокости, полной неэффективности и абсолютного, хотя и естественного для своего времени непонимания природы расстройства.

КАФАР

КАФАР (фр. cafard - тоска, хандра, сплин) - аффективные, в основном депрессивные расстройства настроения у французских военных, служивших в годы первой мировой войны в обширных колониях метрополии и изолированных от своих близких людей и друзей. Ныне так называют носталгию, депрессию лишения корней (Porot, 1975).

КАФКА

КАФКА (Kafka) Густав (1883-1953) -австрийский философ и психолог. Занимался широким кругом психологических вопросов: поведением животных, психологией экспрессивных реакций, языком, общением, искусством, профессиональным становлением, жизненными возрастами, юридической психологией, парапсихологией. Дал типологию базовых аффектов. Был Председателем Немецкого общества психологов (1948), редактором 36 томов истории философии и психологии (Geschichte der Philosophic in Einzeldarstellungen, 1921 - 1933). Детство К. провел в г. Брюнне, ныне Боно, в семье приемных родителей. В 1902 г. приступил к изучению сначала права (1 семестр), затем философии и психологии в Венском ун-те. Занимался у Г. Э. Мюллера и Э. Гуссерля в Геттингенском университете, у Т. Липпса в Мюнхене, у В. Вундта в Лейпциге, где под его руководством подготовил докт. дис. (Uber das Ansteigen der Tonerregung, 1906). Работал затем ассистентом у Т. Липпса, у Э. Бехера, под его руководством подготовил дис. для замещения должности доцента по проблеме Я (Versuch einer kritischen Darstellung der neueren Anschauungen uber das Ich-problem). С 1910 г. К. - приват-доцент философии, с 1915 г. - экстраординарный профессор. Как офицер запаса был призван на австрийскую военную службу (1914-1918), вместе со своим другом Г. Ревешом (Revesz) организовывал психотехническую службу для австрийской армии. В 1919 г. К. возвратился к преподавательской деятельности в Мюнхенский ун-т (кафедра прикладной психологии), где в 1922 г. издал Справочник по сравнительной психологии в 3-х томах. С 1923 г. он ординарный профессор философии и педагогики Дрезденской высшей технической школы (как преемник К. Бю-лера), здесь работал вместе с В. Блюмен-фельдом и Ф. Лершем. Читал гостевые лекции в ун-те Дж. Гопкинса в Балтиморе, США. В 1933 г. опубликовал книгу Geschichtsphilosophie der Philosophie-Geschichte. С 1929 г. по 1933 г. К. -чл. правления Немецкого общества психологов, в 1933 г. из-за своих общественно-политических симпатий (К. был известным католическим деятелем) вышел в отставку, занимался частным преподаванием в Дрездене, затем, до конца войны, - в эмиграции. В 1947 г. принял кафедру философии и психологии в Вюрцбургском ун-те (как преемник О. Кюльпе и К. Марле), с 1950г.по 1951 г. он - декан факультета, в 1952 г. ушел в отставку. ИМ. Кондаков

КАФФИ СИНДРОМ

КАФФИ СИНДРОМ (Каффи - Сильвермена синдром, описан американскими педиатром J. P. Caffey, 1895-1978, и рентгенологом W. A. Silverman, род. в 1917, до них - немецким врачом G. Roske; синоним - кортикальный детский гиперостоз) - заболевание неясной этиологии, характеризующееся кортикальными гиперостозами диафизов костей (чаще ключицы, локтевой кости) у детей в возрасте до 6 месяцев. Начинается остро с признаков общей интоксикации: высокая температура, беспокойство, раздражительность, отсутствие аппетита, отечность мягких тканей конечностей и лица; в крови - лейкоцитоз, относительный лимфоцитоз, ускорение СОЭ, увеличенное содержание фосфатазы; рентгенологически - значительное неравномерное утолщение надкостницы. Клинические и рентгенологические проявления исчезают спустя 3-12 месяцев после нормализации температуры.

G. Roske. Eine eigenartige Knochenerkrankung im Sauglingsalter. Monatsschrift fUr Kinderheilkunde, Berlin, 1930; 47: 385-393.

J. Caffey, W. A. Silverman. Infantile cortical hyperostoses. Preliminary report on a new syndrome. American Journal of Roentgenology, Leesburg, Virginia, 1945; 54: 1-16.

КАХЕКСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАХЕКСИЯ ГИПОФИЗАРНАЯ

Син.: Болезнь Симмондса-Глинского. Кахексия (см.), возникающая на фоне эндокринопатии при резко выраженной гипофункции передней доли гипофиза. Прогрессирует постепенно, характеризуется общим истощением, достигающим резкой степени. Кожа теряет тургор, сухая, морщинистая, матовая. Лицо приобретает монголоидный вид. Волосы седеют и выпадают. Отмечается ломкость ногтей. Развиваются общая астения, аменорея или импотенция, выраженное сужение круга интересов, резкая адинамия, апатия, сонливость. Описал в 1914 г. немецкий врач Simmonds.

КАХЕКСИЯ СИММОНДСА

КАХЕКСИЯ СИММОНДСА (Simmonds, 1914; Glinski, 1913) - сильное похудание (потеря веса может достигать 20-25 кг в месяц) с преждевременным старением, тяжёлыми обменно-трофическими нарушениями, спланхномикрией и выраженной недостаточностью функции желёз внутренней секреции. В патогенезе болезни основное значение придаётся атрофии железистых элементов гипофиза, выпадению тропных функций аденогипофиза и поражению гипоталамических центров регуляции обмена веществ, которые возникают по ряду причин (поражение придатка мозга, ядер гипоталамуса или вышестоящих нервных центров, ишемический инфаркт, кровоизлияния, тромбозы и эмболии, травмы, инфекции, интоксикации, кровопотеря в родах (послеродовый некроз гипофиза Шихена). Из психических нарушений у пациентов преобладают апатия, адинамия, снижение активности вплоть до оцепенения, анорексия, редко возникают булимия и акория (утрата чувства насыщения), в некоторых случаях наблюдаются депрессия, спутанность сознания. Ранние симптомы болезни представляют такие нарушения: снижение либидо и потенции у мужчин, аменорея у женщин. Кахексию Симмондса следует дифференцировать с нервной анорексией. Большинство пациентов погибает от интеркуррентных заболеваний. Лечение зависит от этиологии, кроме того, применяют анаболические стероиды, заместительную терапию гормонами. Синонимы: Болезнь Глинского-Симмондса, Гипофизарная кахексия, Преждевременный сениум.

КАЦЕТ СИНДРОМ

КАЦЕТ СИНДРОМ (от нем. Kоnzentratinslager - концентрационный лагерь и греч. syndrome - сочетание) - клиническое нарушение, которое характеризуется чрезмерным возбуждением, сверхтщательностью, в эмоциональной сфере доминируют эмоции страха, печали и стыда, сны носят угрожающий и навязчиво повторяющийся характер, возникают нарушения в семейной и профессиональной жизни, появляется готовность к самоубийству. Вызывается экстремальными условиями концентрационного лагеря (потеря семьи, лишение свободы и привычного профессионального занятия, жесткая регламентированность поведения, хронически конфликтное общение и пр.). Первые явные признаки этого состояния могут проявиться лишь спустя несколько лет после освобождения из лагеря и сохраняться на протяжении десятилетий.

КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ - особенности функционирования интеллекта как качества личности, то есть способности личности к переработке разнообразной информации и осознанной ее оценке. К. и. являются результатом как образования, научения, так и определенных природных (наследственности, уровня IQ и т. д.) предпосылок.

К. и. личности иногда обозначаются понятием «ум», который получает новые характеристики: «гибкий», «глубокий», «тонкий», «критический» и т. д.

К. и. необходимый компонент любой акмеограммы.

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ -

сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (qualitative research techniques) - методы изучения, в которых исследователь полагается на собственное исследовательское мастерство и свою компетентность. В психопатологии, например, это расспрос пациентов, их родственников, наблюдение за поведением пациентов, их мимикой и жестикуляцией, клинико-психологические эксперименты (например, изучение толкования пословиц и поговорок пациентами). Полученные при этом данные чрезвычайно "богаты" подробностями и, скорее всего, они наиболее близки к непосредственному восприятию происходящего во вутреннем мире в настоящее время и в прошлом информанта (в данном случае психиатрического пациента). Любая классификация качественных данных проводится на номинальном уровне (конкретном, основанном на определённых клинических фактах). Качественные методы до известной степени противоположны количественным методам исследования, поскольку клиническая конкретика является бесконечно многообразной и единственно достоверной. Разные методы тестирования, надо при этом отдать должное недюженной изобретательноти их авторов, способны повлечь определённые ограничения в объёме, качестве и характере получаемой информации (как это свойственно например, применению опросников, тестов и т.п.), но они имеют неоспоримое преимущество в том плане, что их результаты более объективны, сопоставимы, могут быть измерены, представлены в количественном виде.

КАЧЕСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ

КАЧЕСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ -

критерий, по которому классифицируются, подразделяются разнообразные психические феномены независимо от их количественных характеристик.

КАЧЕСТВО

КАЧЕСТВО - существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. К. - объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. К. предмета не сводится к отдельным его свойствам, а связано с ним как с целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое К. (К. Е. Морозов, 2001). Важная качественная характеристика конфликтов - противодействие сторон, каждая из которых обладает психикой. Кроме того, содержание и форма противодействия во многом определяются негативными эмоциями, переживаемыми оппонентами по отношению друг к другу. Эти два К. выделяют конфликт среди др. форм развития противоречия и др. способов социального взаимодействия. Эти два К. делают конфликт конфликтом. Потеря конфликтом одного из этих К. превращает его в др. способ социального взаимодействия. Качественной характеристикой конфликта являются виды используемых средств противодействия: слова, нанесение экономического ущерба, легкие или тяжкие телесные повреждения, лишение жизни.

* * *

(старославянск. «какъ» - какой /по существу/) - 1. в структурализме - основное свойство ощущения, отражающее тот аспект предмета, который даёт возможность различать его с другими предметами. Оно обозначается определительными словами, например, "розовый"; 2. в психологии - характеристика психического явления, позволяющая отличать его от всех других; 3. в психопатологии - характеристика психического расстройства, которая позволяет идентифицировать его всегда одинаковым образом и даёт возможность адеватно оценивать его клиническое значение; 4. философская категория, "определённость, тождественная с бытием" (Гегель). Качество (предикамент) отвечает на вопрос "какой" (количество - на вопрос "сколько"). Локк, развивая мысль Демокрита, различает первичные качества (свойства, которыми обладает объект - объём, протяжённость, форма, движение, число) и вторичные качества (реакции человека, которые он вызывает - звук, цвет, вкус и т.п.); 5. вообще - внутренние, скрытые от непосредственного восприятия свойства, которые определяют внешние проявления объектов, явлений, событий.

КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА - результат выполнения деятельности оператором, определяемый по критериям достижения цели. К. д. о. представляет интегральную характеристику деятельности, в которой фиксируются показатели качества и количества выполнения действий (произведенной продукции, переработанной информации и т. п.). Эти показатели обязательно соотносятся с трудовыми затратами, психологической и физиологической ценой деятельности, функциональным состоянием оператора, а также с учетом состояния здоровья и развития личности человека. К. д. о. зависит от уровня и квалификации работника, трудолюбия, дисциплины труда, организации и управления трудовым процессом. Достижение качественных трудовых показателей возможно только при здоровых и безопасных условиях труда. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех перечисленных компонентов образуют целостную систему К. д. о., имеющую многоуровневое значение.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ - термин Р.Бауэра, обозначает позитивные аспекты жизни и функционирования человека. Н.М.Брэдбери первым представил данные об этом в виде показателя эмоционального баланса, то есть суммы позитивных эмоций за вычетом суммы негативных эмоций. Работы Бредбэри, Кэмпбелла, К.Роджерса и других исследователей, положив начало изучению этой проблемы, выявили и ряд сложностей, которые не позволяют в настоящее время объективно определить качество жизни конкретного человека, социальной группы и общества в целом.

* * *

Интегральный показатель, включающий несколько показателей: функциональное состояние (трудоспособность, толерантность к физической и умственной нагрузке); состояние соматического статуса; психическое состояние (интеллектуально-мнестические функции, адекватность эмоциональных и поведенческих реакций); социальное положение.

КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ

КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ - совокупность потребительских свойств изображения, проявляющихся при его восприятии и оценке наблюдателем на основе форм зрительных образов, что предполагает наличие в структуре качества не только объективных (физических), но и субъективных свойств. Соотношение между физическими и субъективными характеристиками изображения выглядит следующим образом. Физические характеристики: Субъективные характеристики: 1. градиентные (на основе свойств пограничной кривой) 2. фокусировка, резкость, отчетливость 3. частотно-контрастные контрастность, различимость градаций (спектральные и амплитудные) яркости, плотность, тоновые оттенки, цвет 4. интенсивность (яркость) 5. стабильность 6. минимальная и максимальная видимая яркость, четкость, детальность мерцание, дрожание 7. пространственные (физические размеры, линейные и нелинейные искажения, мерность пространства) 8. адекватность формы и величины, объемность Показателем К. и. является количественная мера реакций наблюдателя при решении им задачи оценки свойств изображения, а уровень К. и. представляет категориальную меру реакций наблюдателя при решении задачи оценки свойств изображения. Оценка К. и. заключается в проявлении отношения субъекта к объекту через формализованные реакции путем генерализации или дифференциации свойств изображения согласно поставленной задаче восприятия. Смысловые акценты, положенные в основу этих определений, подтверждены экспериментами по оценке К. и. (Г. М. Романов).

КАЧЕСТВО ИССЛЕДОВАНИЯ

КАЧЕСТВО ИССЛЕДОВАНИЯ - наиболее обобщенная характеристика результатов исследования, оценивающая их объективность, глубину, новизну и полезность. К. и. в конфликтологии определяется тем, насколько конфликтолог сумел учесть общенаучные принципы изучения явлений и принципы данной области знаний программой исследования, применяемыми методами и методиками. К. и. во многом зависит от того, сколько реальных конфликтных ситуаций или их характеристик изучено. Умозрительные построения или анализ конфликтов на уровне здравого смысла сегодня уже трудно считать качественным исследованием. Какие реальные конфликтные ситуации, в каком количестве, какими методами и методиками изучены, какие результаты получены - это во многом определяет К. и. в конфликтологии.

КАЧЧИ - РИЧЧИ СИНДРОМ

КАЧЧИ - РИЧЧИ СИНДРОМ (описан итальянскими урологами R. Cacchi, V. Ricci; синоним - губчатая почка) - редкая наследственная аномалия, характеризующаяся множественными мелкими кистами в мозговом веществе почки (почечных пирамидах). Поражение обычно двустороннее, чаще встречается у мужчин, протекает без признаков почечной недостаточности. Основные симптомы: гематурия, лейкоцитурия, боль в поясничной области. Возможные осложнения: пиелонефрит, образование конкрементов, почечная колика. Диагноз уточняют при рентгенологическом исследовании (видны тени мелких петрификатов в проекции медуллярного вещества) и экскреторной урографии (в области сосочков определяется группа маленьких полостей, что делает изображение похожим на поры губки). При отсутствии осложнений лечение не проводят; для профилактики мочекаменной болезни рекомендуют обильное питье. В осложненных случаях требуется антибактериальная терапия; по показаниям - нефрэктомия.

R. Cacchi, V. Ricci. Sopra una rara e forse ancora non descritta affezione cistica della piramidi renali («rene a spugna»). Atti della Societa Italiana di Urologia, 1948; 21: 59.

КАШЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАШЕЛЬ ИСТЕРИЧЕСКИЙ

КАШЕЛЬ ИСТЕРИЧЕСКИЙ (Oppenheim, 1902) - сухой и грубый дневной кашель, напоминающий собачий лай.

КАШИНА - БЕКА СИНДРОМ

КАШИНА - БЕКА СИНДРОМ (болезнь описана в Забайкалье врачами Н. И. Кашиным, 1825-1872, и Е. В. Беком, 1865-1915; синонимы - уровская болезнь, от названия реки Уров в бассейне Амура; деформирующий эндемический остеоартроз) - эндемическое заболевание, встречающееся главным образом в Забайкалье, северных районах Китая и Корейского полуострова: множественное поражение суставов конечностей и позвоночника, с развитием деформирующего артроза. Связана с несбалансированностью микроэлементов в воде и почве; по другим взглядам - с употреблением в пищу зерна, загрязненного грибом фузариум (алиментарно-токсическая теория). Патогенетическая основа - дистрофия хрящевой ткани преимущественно в зонах энхондрального окостенения, с участками асептического некроза; поэтому уровская болезнь - заболевание растущего организма (у взрослых - генерализованный остеоартроз как его исход). Клинические проявления: боль, скованность, хруст при движениях в дистальных суставах конечностей, парестезии, мышечные судороги, деформация суставов. Характерны симметричность поражения, низкий рост больных, укорочение конечностей, короткопалость, «утиная» походка. Рентгенологически выявляют деформирующий артроз, внутрисуставные мыши. Анкилозы не наблюдаются. Лечение направлено на нормализацию обмена веществ: препараты кальция и фосфора, витамины D, C, группы B, алоэ, физиотерапия и др.

Н. И. Кашин. Сведения о распространении зоба и кретинизма в пределах Российской империи. М., 1862.

Е. В. Бек. К вопросу об обезображивающем эндемическом остеоартрите (osteoarthritis deformans endemica) в Забайкальской области, «Русский врач», 1906, № 3.

КАШЛЕ-МОЗГОВОЙ СИНДРОМ

КАШЛЕ-МОЗГОВОЙ СИНДРОМ (Лержан, Балабуха, 1959) - приступы кашля, во время или после которых наступает кратковременная потеря сознания (обморок, иногда сумеречное помрачение сознания), с последующими конградной амнезией, головными болями и болями в области шеи. Во время обморока нередко наблюдаются подёргивания конечностей. Данное расстройство описано при бронхиальной астме, хроническом фиброзно-кавернозном туберкулёзе лёгких, алкоголизме. В анамнезе некоторых пациентов фигурирует эпилепсия, в части случаев эпилептические припадки присоединяются позднее. Синонимы: Беттолепсия, Кашлевая эпилепсия, Кашле-обморочный синдром, Кашлевой синкопальный припадок.

КАШЛЯНУТЬ

КАШЛЯНУТЬ - выражение сомнения, возражения (по поводу высказывания или поведения собеседника, присутствующего лица). Достаточно положительное паралингвистическое действие, но в определенных случаях сомнительное поведение, могущее повести к неловкости. Нужно адекватно реагировать на него. Если требующейся реакции нет, не кашляйте повторно. Не путать намеренное знаковое покашливание с чисто физиологическим, рефлекторным.

- «Она была верна мне, старику!» Дьякон, трапезовавший с нами, красноречивым мычанием и кашлем выразил свое сомнение (А. Чехов, В почтовом отделении).

КАЩАЕВ АЛЕКСАНДР ЕВГРАФОВИЧ

КАЩАЕВ АЛЕКСАНДР ЕВГРАФОВИЧ - доктор философских наук, профессор. В 1998 г. в Иркутском госуниверситете защитил докторскую диссертацию по теме: Конфликт в системе социальных изменений». Специальность: 09.00.11 - социальная философия. Исследовал процесс диалектической взаимосвязи социального конфликта и социальных изменений. Обосновал философский статус социального конфликта, рассмотрел его онтологические основания, выявил сущностные свойства, признаки и отношения конфликта. Доказал универсальность, повторяемость и принципиальную неуничтожимость социального конфликта как явления, имманентного социальной реальности (социальному бытию) и атрибута разделенного общества. Наметил социо-культурные подходы к исследованию социального конфликта, позволяющие, во-первых, обнаружить общие структурно-функциональные свойства, присущие ему, и, во-вторых, выявить особенное в социокультурной динамике российского конфликтного поля. Обосновал взаимообусловленность разных уровней социальных конфликтов, с одной стороны, и социальной реальности со всеми ее структурными подсистемами, элементами, функциональными отношениями - с др. Осуществил анализ влияния конфликта на процесс социальных изменений.

КАЯТЬСЯ

КАЯТЬСЯ (общеславянск. «каяти» - наказывать) - 1. осознавать свою вину, испытывать сожаление в связи с неприемлемыми намерениями и действиями; 2. искренне признавать свою вину, исповедоваться; 3. публично, по своей воле и под влиянием угрызений совести признавать свою вину, как бы отдавая себя на суд общественности; 4. в психопатологии - признаваться в своих мнимых или преувеличенных прегрешениях под давлением болезненных угрызений совести. Например, муж во время приступа депрессии вдруг и без какого-либо принуждения признаётся своей жене в том, что он много лет тому назад ей изменил и что до этого он тщательно скрывал, оправдывал для себя некими обстоятельствами.

* * *

См. покаяние, раскаяние.

КВАДРАТУРА

КВАДРАТУРА ( лат. quadratura от quadrate - делать четырёхугольник) - 1. математическая операция нахождения интеграла; 2. квадратура круга - одна из трёх задач античной математики (наряду с трисекцией угла и удвоением куба), состоящая в том, чтобы с помощью линейки и циркуля построить квадрат, равновеликий по площади кругу данного радиуса. Одна из наиболее часто захватывающих проблем пациентов прошлого, страдавших бредом изобретательства.

КВАДРИАДА ШНЕЙДЕРА

КВАДРИАДА ШНЕЙДЕРА - клинические критерии соматогенного (см. Соматогения) психического расстройства, предложенные К. Шнейдером. Это: 1. выраженная, клинически значимая симптоматика соматического заболевания; 2. определённая или хотя бы заметная связь по времени, существующая между соматическим заболеванием, с одной стороны, и психическим расстройством, с другой; 3. определённый параллелизм в течении и динамике психических и соматических расстройств; 4. возможное (но не обязательное) развитие психоорганической симптоматики.

КВАДРИПЛЕГИЯ

КВАДРИПЛЕГИЯ (лат. quattuor - четыре, греч. plege - удар) - паралич всех четырёх конечностей. Возникает при повреждении верхнего отдела шейной части спинного мозга или обеих полушарий головного мозга (тяжёлая черепномозговая травма, обширный инсульт).

КВАЗИГРУППА

КВАЗИГРУППА - возникающая непреднамеренно и Спонтанно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и осознанное понимание противоположности своих интересов и целей интересам и целям другой (других) группы.

КВАЗИМОДО СИНДРОМ

КВАЗИМОДО СИНДРОМ - симптомокомплекс изменений личности у пациентов с реальным и значительным физическим недостатком (чувство неполноценности, сенситивные идеи отношения, самоизоляция, зависть и мстительное отношение к людям с нормальной внешностью и др.). Свойственен отнюдь не всем индивидам даже с серьёзным физическим дефектом. Сократ, например, знал, что он наделён отталкивающей наружностью и что по его ужасаещему внешнему виду в нём часто усматривают столь же уродливую личность, но относился он к этому с должной терпимостью и даже с юмором, как это и подобает мудрому философу. Квазимодо - имя эмбриопата, мать которого во время беременности туго стягивала себе живот с целью родить и затем продать изуродованного ею ребёнка (по роману В.Гюго "Собор парижской богоматери"). См. Дисморфофобии синдром.

КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (лат. quasi - как будто, будто бы) - любое исследование, проведённое без полного контроля над независимыми переменными.

КВАЛИМЕТРИЯ

КВАЛИМЕТРИЯ (от лат. qualis - качество, какой, какого качества и metreo - измеряю) - научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации. Одним из направлений в К. является эргономическая К., практические задачи которой заключаются в разработке методов определения численных значений показателей качества (см. Эргономический показатель качества), сбора и обработки исходных данных для их вычислений; методов определения оптимальных значений показателей качества различных видов продукции при их стандартизации; единых принципов и методов оценки уровня качества продукции для обеспечения репрезентативности и сопоставимости результатов оценки; единых принципов и методов оценки отдельных свойств продукции, а также .обоснование выбора и установление состава показателей качества продукции при прогнозировании и планировании повышения качества продукции. В эргономической К. при оценке качества продукции используются экспериментальный, расчетный и экспертный методы. Для применения экспериментального метода может потребоваться^разработка специальной аппаратуры и методик. Этот метод дает надежные результаты, но его реализация связана с большими трудностями. Основой расчетного метода являются теоретические или эмпирические зависимости показателей качества изделия от его параметров. Однако эти зависимости не всегда могут быть установлены, поэтому оба рассмотренных метода пока не получили широкого распространения. Наиболее распространен экспертный метод (см. Экспертные оценки). Его сущность заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа с количественной оценкой суждений и обработкой результатов.

КВАЛИМЕТРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

КВАЛИМЕТРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -

(от лат. qualis - какой по качеству) - отрасль дифференциальной психологии, занимающаяся определением качеств, свойств и их количественным выражением, используется в целях психодиагностики, психометрии.

КВАЛИФИКАЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ ( лат. qualis - какой, какого качества; facere - делать) - 1. характеристика явления, отнесение его к определённой категории, группе; 2. квалифицированное преступление - особо опасное в ряде ему подобных.

* * *

1. Совокупность всеобщих и специфических, систематически применяемых и потенциально имеющихся знаний, умений и способностей, необходимых для исполнения той или иной деятельности. 2. Нормативно закрепленная зависимость прав и обязанностей должностного лица от знаний, навыков, умений, которыми оно обладает.

КВАНТ

КВАНТ (лат. quantum - сколько) - 1. в физике - минимальная порция дискретной физической величины; 2. в психоанализе - гипотетическая единица психической энергии, которая генерируется в Ид, способная разряжаться в действии и быть связанной с психологическими структурами, образующими Эго. В литературе встречаются также ссылки на кванты либидо, кванты аффекта.

КВАНТИТАТИВНЫЙ

КВАНТИТАТИВНЫЙ (лат. quantitas - количество) - количественный. См. Количество.

КВАНТИФИКАЦИЯ

КВАНТИФИКАЦИЯ (лат. quantitas facere - делать) - количественное выражение качественных признаков. Например, оценка в баллах тяжести психопатологических феноменов, интенсивности стрессового воздействия.

* * *

(от лат. quantum - сколько, facio - делаю) - количественное выражение разнокачественных явлений, признаков. В психологии для к. обычно используется шкала порядка, наименований, отношений, номинальная шкала.

КВАНТОВЫЙ

КВАНТОВЫЙ (лат. quantum - сколько) - имеющий отношение к тому, что: 1. изменяется малыми дискретными шагами; 2. проявляется в малых, элементарных единицах; 3. скачкообразно переходит из одного состояния в другое.

Предыдущая страница Следующая страница