Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Т" (часть 7, "ТЕС"-"ТИП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 7, "ТЕС"-"ТИП")

ТЕСТ ФРУСТРАЦИИ РОЗЕНЦВЕЙГА (ROSENZWEIG PICTURE-FRUSTRATION STUDI, RF STUDI)

ТЕСТ ФРУСТРАЦИИ РОЗЕНЦВЕЙГА (ROSENZWEIG PICTURE-FRUSTRATION STUDI, RF STUDI) -

проективная методика исследования фрустрационных реакций людей на основе их описания своего поведения по предложенным ситуациям-рисункам. В качестве стимульного материала выступают 24 рисунка, на которых отображены различные конфликтные ситуации.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕСТИРОВАНИЕ И ИЗМЕРЕНИЯ

ТЕСТИРОВАНИЕ И ИЗМЕРЕНИЯ - раздел психологии, занимающийся разработкой, проектированием, применением и оценкой психологических тестов всех видов.

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ - термин З.Фрейда, обозначает способность различать психические образы и внешние объекты.

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ -

совокупность субтестов (тестовых заданий), направленных на диагностику относительно однородных психических явлений, процессов, обьединенных в один тест, который измеряет различные стороны психики. Наиболее известными тестовыми батареями являются: тест Векслера, батарея тестов общих способностей (GATB), тест интеллекта Амтхауэра (TSI) и др.

* * *

группа специально подобранных тестов, которые должны прогнозировать один общий критерий (напр., какой-либо результат деятельности оператора). В качестве Т. б. может использоваться набор относительно независимых друг от друга тестов, в совокупности диагностирующих определенное психологическое качество. Напр., Т. б., используемая для профессионального отбора операторов-радиотелеграфистов, включает в себя совокупность таких методик, как «Перепутанные линии», «Шкалы приборов», «Корректурная проба с кольцами» и др., по совокупности результатов выполнения которых удается прогнозировать успешность деятельности этих специалистов. В качестве Т. б. может использоваться также группа тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического явления. Такие методики наиболее широко распространены среди тестов интеллекта (напр., тест Векслера, тест Амтхауэра, GATB- батарея тестов общих способностей и др.). К примеру, батарея GATB, предназначенная для использования в целях профессионального отбора и ориентации, содержит 12 субтестов, из которых 8 вербальных (арифметические упражнения, восприятие форм, словарный и др.) и 4 практических (психомоторная ловкость, подвижность пальцев и др.). Выполнение заданий этой Т. б. направлено на анализ различных комплексных способностей, важных для широкого круга видов профессиональной деятельности. Основная проблема, возникающая при использовании Т. б., заключается в сочетании отдельных тестов для принятия результирующего решения по каждому испытуемому. Методы, используемые с этой целью, можно разделить на три группы: 1) уравнение множественной регрессии, с помощью которого дается прогноз общего показателя испытуемого на основе его показателей во всех тестах батареи; 2) «срез» (профиль) множественных показателей, который требует определения минимально допустимого показателя отсчета по каждому тесту; при этом испытуемый получивший по любому из тестов оценку ниже допустимой, отвергается; 3) клинический подход, основанный на качественном анализе полученных частных показателей; в этом случае принимаются во внимание не только количественные результаты выполнения испытуемым отдельных тестов, но прежде всего анализируется характер ошибок, реакция испытуемого на тест, способы решения, эмоциональность поведения и т. п. Такой подход применяется обычно для подробного изучения отдельных случаев (напр., анализ грубых ошибок с тяжелыми последствиями, отбор служащих высокого ранга и др.).

ТЕСТЫ

ТЕСТЫ - (от англ. test - проверка), стандартизованная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью. Тесты существуют и активно используются не только в психологии, но в медицине, педагогике, технике. Тесты в психологии - это технологическая альтернатива произвольным субъективным оценкам, с одной стороны (они слишком зависят от личности оценщика), и чрезмерно громоздким экспериментальным процедурам и реальному "полевому" наблюдению (наблюдению за реальной деятельностью в реальных, а не в лабораторных условиях) - процедурам, которые оказываются слишком дорогостоящими и длительными. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериально-ориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах. Разработка теста предполагает его статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ [англ. test - испытание, проба] - методики психологической диагностики, выявляющие степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Т. д. выявляют то, что испытуемым усвоено. Это отличает их от тестов способностей, которые выявляют обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта. К.М.Гуревич

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ -

методики психологической диагностики, предназначенные для выявления и характеристики интеллекта человека и его качеств.

ТЕСТЫ КРЕАТИВНЫЕ

ТЕСТЫ КРЕАТИВНЫЕ -

(от лат. creatio - сотворение, создание) - тесты по диагностике творческих способностей личности.

ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (в психологии развития) [англ. test - испытание, проба; греч. kriterion - мерило] - методики психодиагностики, выявляющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками, умственными действиями, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. По своей сущности Т. к.-о. представляют собой инструмент обратной связи в организации процессов обучения. Т. к.-о. конструируются на основе анализа логико-психологической структуры критерия. Между методикой и критерием заранее предусматривается психологическое соответствие, релевантность. Результаты тестирования, проведенного с помощью этих методик, оцениваются не по порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению к статистической норме, а по отношению этих результатов ко всей сумме тестовых задач. Каждая из задач построена из ключевых понятий и терминов критерия, с которыми испытуемому предлагается выполнить логические операции. Этим индивидуальные оценки по Т. к.-о. отличаются от таких же оценок, получаемых при традиционном тестировании интеллекта и способностей. К.М.Гуревич

ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ

ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ -

психологические испытания, в результате которых оцениваются или описываются установка, интересы, черты характера, темперамента и др. особенности личности, устойчиво проявляющиеся в различных ситуациях.

ТЕСТЫ ПРИ НЕВРОПАТИИ СРЕДИННОГО НЕРВА

1. При попытке сжать кисть в кулак I, II и отчасти III пальцы остаются разогнутыми. 2. Если ладонь прижата к столу, то не удается произвести царапающее движение по нему ногтем указательного пальца. 3. Больному не удается удерживать неврологический молоточек между концевыми фалангами большого и указательного пальцев. 4. Тест Деку - при растягивании полоски бумаги большим и указательным пальцами обеих рук большой палец на стороне пораженного срединного нерва не противопоставляется, он выпрямлен и приведен к указательному пальцу.

ТЕТА-ВОЛНЫ

ТЕТА-ВОЛНЫ - медленные волны на ЭЭГ с частотой 4-7 Гц и амплитудой до 150 мкВ. Конфигурация их разнообразна: синусоидальная, округлая, заострённая. Это доминирующий ритм на ЭЭГ детей в возрасте 2-8 лет. Синонимы: Тета-ритм, Стресс-ритм.

ТЕТА-РИТМ

ТЕТА-РИТМ (от греч. tetra - четыре и ритм) - ритмические колебания ЭЭГ с частотой 4 - 8 кол/с, амплитудой 10 - 200 мкВ. Низкоамплитудный (25 - 35 мкВ) Т.-р. может составлять один из нормальных компонентов ЭЭГ. Выраженность Т.-р. зависит от характера деятельности и отчетливо возрастает при умственном и эмоциональном напряжении.

ТЕТАРТАНОПИЯ

ТЕТАРТАНОПИЯ - редкая форма дихроматизма, при которой красные и зелёные цвета различаются нормально, но синие и жёлтые различаются плохо, при этом особенно плохо различается жёлтый цвет.

ТЕТРАПАРЕЗ

ТЕТРАПАРЕЗ (греч. tetra - четыре, paresis - ослабление) - парез всех четырёх конечностей.

* * *

Парез всех четырех конечностей.

ТЕХНИКА

ТЕХНИКА (от греч. techne- искусство, мастерство) - совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В Т. материализованы знания и опыт, накопленные человечеством в ходе развития общественного производства. Основное назначение Т.- частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Т. позволяет на основе познания законов природы существенно повысить эффективность трудовых усилий человека, расширить его возможности в процессе трудовой деятельности.

ТЕХНИКА ВТОРОГО ЭТАПА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

ТЕХНИКА ВТОРОГО ЭТАПА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ -

Реконструкция семейных отношений. Критерием готовности семьи конфронтировать со своими неосознаваемыми проблемами являются доверительность и свобода, когда они приводят такие факты из своей жизни, которые вызывают у них негативные реакции. Психотерапевт проводит последовательную фрустрацию у участников разных подсистем с помощью различных приемов: изменение рассадки, разъединение и объединение членов семьи, создание новых коалиций, подкрепление и блокировка. Анализу подвергаются мысли и чувства, поступки «здесь и теперь». Разыгрываются ролевые ситуации, упражнения гештальт, «раунды», диалог частей «Я» и т. д., используется семейная психодрама. Использование обратной связи имеет огромное значение для того, чтобы члены семьи научились слушать и чувствовать друг друга. Также даются домашние задания: прямые директивы, метафорические, парадоксальные (директивная позиция психотерапевт в этом смысле иногда полезна).

Прямые директивы касаются разрушения коалиций, не давать общаться напрямую, если существует конфликт между двумя, а рекомендовать общаться через третьего (нейтрального в прошлом), следует также разрушать чрезмерную симбио-тическую связь (матери и ребенка). Можно применить метафоры из НЛП, отражающие проблему. Например: метафора «Два куста розы в саду».

Парадоксальные задания. Скажем, если супруги часто ссорятся, давать задание преднамеренно ссориться, 2-3 раза в неделю в течение 2-3-х ч. Супруги должны наблюдать друг за другом в ссоре.

ТЕХНИКА СКРЫТОГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОТВЕТА

ТЕХНИКА СКРЫТОГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОТВЕТА (covert respouse prevention) - в бихевиоризме - метод научения пациентов удерживаться или отвлекаться от исполнения навязчивых действий, которые могут возникать во время тренинга активности.

ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ -

Предлагаемые техники предполагают открыть себя, свою «индивидуальность», мобилизовать ее и сделать более эффективной для удовлетворения своих потребностей в качестве биологического организма и социального существа, увеличить и обострить контакт с окружающим миром.

Техника, направленная на увеличение и обострение контакта с окружающим:

1) чувствование актуальности и выявление сопротивлений;

2) ощущение действия противоположных сил;

3) внимание и сосредоточенность «Фигура и фон»;

4) дифференцирование и объединение.

ТЕХНИКИ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (психологический аспект) (от греч. techne - искусство, мастерство, diagnostikos - способный распознавать) - определение состояния технического объекта. Т. д. решает три основные взаимосвязанные задачи: 1) проверку работоспособности объекта диагностики; 2) поиск неисправных (дефектных) элементов в этом объекте; 3) прогнозирование его состояния в будущем. С психологической точки зрения, как отмечает Е. А. Климов, Т. д. есть разновидность мыслительной деятельности, направленной на выявление причин неполадок и неисправностей производственного или бытового оборудования. Успешность этой деятельности зависит от того, насколько работник (наладчик, регулировщик, ремонтник) ясно и четко представляет внутреннее устройство оборудования и насколько он способен мысленно оперировать соответствующими представлениями (представлять взаимодействие частей машин, механизмов, а также внутренних процессов, происходящих в них), мысленно «проигрывать» разные варианты, схемы причинно-следственных зависимостей в работе оборудования. Это важно, чтобы по возможности без излишних разборок и сборок узлов и агрегатов оборудования выдвигать наиболее вероятные гипотезы о причинах технических неполадок и выбирать наиболее оптимальные схемы и практические пути проверки этих гипотез (см. Мысленный эксперимент, Техническое мышление). При проведении Т. д., как отмечает С. П. Ксенз, возникает ряд психологических трудностей: 1) диагност не всегда верно судит о количестве возможных исходов поиска; 2) отсутствуют строгие определения понятий, связанных с процессом поиска, вследствие чего оператор не в состоянии правильно сформулировать суть возникающих проблем; 3) для 6 69 большинства людей характерно слитное восприятие процесса поиска, в то время как этот процесс по своей природе дискретен; 4) процесс поиска отказов происходит, как правило, в условиях дефицита времени, что препятствует полному усвоению логики и физики работы диагностируемого устройства, что может привести человека в стрессовое состояние, еще более затрудняющее поиск. Для предотвращения этого рекомендуется алгоритмизировать процесс поиска (см. Схема обнаружения неисправностей).

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - редко употребляемое название; то же, что инженерная психология.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ - способность или склонность к технике. Обычно рассматривается как относительно низкоинтеллектуальная способность, поскольку противопоставляется способности к абстрактному мышлению.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА (от греч. techne - искусство, мастерство и aisthetikos - относящееся к чувствительному познанию) - научная дисциплина, изучающая социальнокультурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства. Составляя теоретическую основу дизайна, Т. изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Основные разделы Т. э . - общая теория дизайна и теория художественного конструирования. Общая теория дизайна изучает его социальную сущность, условия возникновения, историю, современное состояние и перспективы развития, взаимосвязь дизайна с искусством, техникой и культурой в целом, вопросы эстетики предметной среды; она также формирует требования Т. э. к промышленной продукции, определяет методы комплексной оценки и прогнозирования технико-эстетических показателей качества промышленной продукции, а также принципы формирования оптимального ассортимента товаров, отвечающего задачам создания гармоничного предметного мира. Теория художественного конструирования устанавливает место художественного конструирования в общей структуре процесса проектирования, его типологические особенности, исследует закономерности мышления художника-конструктора и определяет средства и методы его профессиональной деятельности. Существенной ее частью является теория формирования и композиции промышленных изделий. На основе анализа проектно-конструкторской деятельности разрабатывается методика художественного конструирования, служащая руководством для практической работы. Методика содержит описание принципов и средств профессиональной творческой деятельности художникаконструктора, форм представления проектов, объекта выполнения образцовых работ. Особый раздел Т. э. играет важную роль в создании наилучших условий труда, быта и отдыха людей, воспитании гармонически развитого человека, его сознательного отношения к материальным, культурным и эстетическим ценностям.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ -

Технические процедуры, используемые в терапии гештальт, делятся на принципы и игры. Принципы вводятся в начальной фазе терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено, поскольку каждый терапевт может, используя общие принципы, создавать новые и модифицировать существующие идеи.

Принцип «сейчас», или идея концентрации на настоящем моменте, является самым важным принципом в гештальт-терапии. «Сейчас» - функциональная концепция, относящаяся к тому, что организм делает. Акт вспоминания (события детства) есть «сейчас».

В случае появления в процессе работы материала, связанного с каким-либо важным аспектом личности, предпринимаются усилия перенести этот материал в настоящее в максимально возможной степени. Если пациент рассказывает о каких-либо событиях прошлого, то его можно попросить перенести с помощью фантазии действие в настоящее и излагать события так, как если бы они разыгрывались в данный момент. В таких случаях часто выявляется, как много людей избегает контакта со своим настоящим, имеет тенденцию углубляться в воспоминания о прошлом и в фантазии о будущем.

Принцип «я» и «ты». Проявляется в стремлении к душевному и открытому контакту между людьми. В большинстве случаев пациенты избегают настоящего контакта с другими людьми. Боязливое избегание контакта, поверхностная и искаженная коммуникация с окружающими поддерживают чувство изоляции и одиночества пациента. Разговор о человеке, когда он присутствует и к нему можно было бы обратиться прямо, называется «сплетничанием». Сплетни пресекаются терапевтом. Прямая конфронтация мобилизует эффект и живость переживания в противоположность блеклому рассеиванию посредством сплетни. Когда обсуждается отсутствующее лицо, гештальт-терапевт предпринимает попытку осуществить и прямой диалог с воображаемым человеком. Замечено, что вопросы, которые задают друг другу пациенты в группе, якобы, предназначенные для получения информации, гораздо чаще маскируют заявления или требуют поддержки от других лип. В гештальт-терапии пациентов просят переводить вопросы в утверждения, начиная со слова «я». Например, вопрос: «Маша, тебе трудно говорить в обществе?» переводится в утверждение: «Маша, я вижу, тебе трудно говорить в обществе». Процедура является расширением отношений «я-ты». Она поощряет пациента быть более самоуверенным и находить поддержку в самом себе.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА - средства, непосредственно используемые оператором в процессе работы либо обеспечивающие ее выполнение. Т. с. д. о. подразделяются на несколько групп. 1. Основные средства непосредственно участвуют в информационном обмене между человеком и "машиной. К ним относятся средства отображения информации (дисплеи, различного рода табло, мнемосхемы, экраны, графопостроители и др.) и органы управления (пульты с органами управления, клавиатуры, кнопочные пульты, переключатели, тумблеры, световые карандаши и пр.). 2. Вспомогательные рабочие средства непосредственно не участвуют в информационном обмене между человеком и машиной, но используются оператором в процессе его деятельности. Это средства связи и передачи данных (телефонные, телевизионные, телеграфные, видеотелефонные и др. аппараты), средства сигнализации (специальные индикационные и сигнализирующие устройства, зуммеры, звонки и т. п.), конструктивные элементы (шкафы, столы, столешницы, подставки, планшеты и т. д,), вспомогательные устройства (световые указки, настольные лампы и стекла, специальные приспособления и пр.). 3. Средства обеспечения самим оператором не используются для выполнения деятельности, но способствуют ее выполнению. В их число входят средства жизнеобеспечения, средства контроля и диагностики функционального состояния оператора, средства контроля и оценки результатов его работы. 4. Технические средства подготовки служат для профессионального обучения и тренировок операторов. Рассмотренные виды Т. с. д. о. играют различную роль и имеют разное значение в деятельности оператора. Однако в любом случае весьма важное значение при их создании и размещении на рабочем месте оператора имеет учет соответствующих инженерно-психологических требований.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ (ТСП) операторов - совокупность устройств, предназначенных для профессиональной подготовки и тренировок как отдельных операторов, так и всего обслуживающего персонала СЧМ в соответствии с принятым методом. К числу ТСП относятся тренажеры, имитаторы, обучающие машины, учебные стенды, макеты и др. Основными задачами ТСП являются формирование учебной информационной модели и управление ею; контроль действий и функционального состояния обучаемого и на основании этого оценка качества его работы и уровня подготовки; управление процессом подготовки. . В общем случае в состав ТСП входят моделирующее устройство, рабочее место обучаемого, рабочее место обучающего, аппаратура контроля уровня подготовки. При разработке инженерно-психологических и диалектических требований к ТСП главное внимание уделяется обоснованию требований к учебным информационным моделям. Черты подобия (сходства) модели по отношению к реальной ситуации следует оценивать по сходству процессов (информационное и энергетическое подобие), функций (динамическое подобие), структуры и материала (вещественно-материальное подобие). Формирование и управление учебной информационной моделью и факторами внешней среды могут осуществляться методами воспроизведения или имитации. Воспроизведение как вид моделирования предполагает воссоздание информационных потоков и физических условий с сохранением их качественной спецификации. Имитация же предполагает воспроизведение лишь принципа явления, внешнее подобие. Необходимым условием успешной подготовки операторов является управление учебной информационной моделью в зависимости от хода подготовки. Это управление осуществляется по результатам анализа хода подготовки операторов и контроля за их психофизиологическими характеристиками (см. также Тренажер).

ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - один из видов мышления, различаемых по признакам предметной области деятельности (наряду с такими, как математическое мышление, педагогическое, управленческое и т. п.). Т. м. выделяют в связи с тем, что задачи, возникающие перед людьми, занятыми в области техники (ее проектирования, изготовления, обслуживания, ремонта и др.) имеют некоторую специфику по сравнению с задачами, решаемыми в др. сферах деятельности. Эта специфика относится к содержанию представлений, идей, которыми мысленно оперирует человек, а также к его интересам, склонностям. Что же касается элементарных мысленных операций (умственных действий), то они, по-видимому, имеют много общего со многими другими видами профессионального мышления и воображения. Процессы и действия Т. м., а также те свойства личности, которые благоприятствуют их протеканию, можно совершенствовать в ходе обучения, в деятельности по решению соответствующих профессиональных задач и в процессе самовоспитания (см. также Мышление оператора. Техническая диагностика) (Е.А.Климов).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - работы, проводимые обслуживающим персоналом на технических средствах с целью поддержания их требуемой готовности и обеспечения безотказного функционирования при последующем применении. требуемой готовности производится путем проведения испытаний, регулировок, устранения отказов, чистки и смазки технических устройств, контроля состава материалов, пополнения расходуемых материалов, поддержания благоприятных параметров микроклимата. На всех стадиях Т. о. участвует обслуживающий персонал, поэтому Т. о. является разновидностью эргатического производ- ственного процесса. Основной характеристикой такого процесса является обслуживаемость, которая характеризует соответствие конструкции технического объекта (или его отдельных элементов) оптимальной психофизиологической структуре деятельности человека по его эксплуатации, обслуживанию и ремонту. Обслуживаемость характеризует также удобство выполнения операцией по обслуживанию техники и простоту овладения обслуживающим персоналом технологией выполнения этих операций. Для обеспечения высокого уровня обслуживаемости следует выполнять ряд инженерно-психологических рекомендаций, которые касаются обеспечения хорошего доступа к аппаратуре, выбора и размещения точек контроля, легкости съема и установки элементов аппаратуры, удобства и выполнения тех или иных работ (настройки, регулировки, смазки, крепления и т. п.).

ТЕХНОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫЕ - оптимальная система организации и методического обеспечения учебно-педагогического процесса, основанная на использовании резервных возможностей личности. Основу интенсивных технологий обучения составляет методика, обеспечивающая преодоление психологических барьеров усвоения информации в процессе обучения.

Приемы преодоления барьеров: сочетание информационной перегрузки (предъявление информации в массивах по объему превышающих психологические барьеры) с суггестивной психологической разгрузкой. Т. о. и. в акмеологии распространяются как в направлении интенсификации труда преподавателя-акмеолога, так и в направлении создании автоматизированных систем интенсивного обучения, в том числе и дистанционного.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТОМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТОМ - определение имеющихся сил, средств, времени, др. ресурсов, необходимых для выполнения содержательного решения по управлению конфликтом, а также установление последовательности, способов, методов и приемов решения каждой из намеченных конфликтологом задач. В процессе принятия Т. р. по у. к. часть задач, намеченных в содержательном решении по управлению конфликтом, может оказаться невыполнимой по причине отсутствия технологических ресурсов. Это не должно затруднять работу конфликтолога, т. к. подобная ситуация является типичной. Качество Т. р. по у. к. оказывает существенное влияние на результативность работы по урегулированию конфликта. Т. р. по у. к. в отечественной конфликтологии на сегодняшний день наименее разработаны по сравнению с предыдущими 6 этапами процесса управления конфликтами.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - определение имеющихся сил, средств, времени, др. ресурсов, необходимых для выполнения содержательного управленческого решения, а также установление последовательности, способов, методов и приемов решения каждой из намеченных задач. «Как делать?» - основная проблема, решаемая на данном этапе управленческого цикла.

ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ - применение открытий, процедур и принципов систематического исследования для выявления и решения проблем.

ТЕХНОЛОГИЯ «УПРАВЛЕНИЯ ПО КОНФЛИКТАМ»

ТЕХНОЛОГИЯ «УПРАВЛЕНИЯ ПО КОНФЛИКТАМ» - социальная технология диагностики и оптимизации отношений как внутри организации, так и с внешней средой. Предложена К. В. Решетниковой в 1998 г. Задача «управления по конфликтам» состоит в обеспечении организационной системе выживания в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Первый этап предполагает создание общей модели взаимодействий конкретной организации с ее окружением. Второй этап представляет собой анализ внутренней среды организации, диагностику тех противоречий и изменений, которые существуют внутри самой организационной системы.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА (от греч. techn? - мастерство logos - учение) - совокупность знаний о способах и средствах разрешения конфликта, а также последовательность действий оппонентов (и третьей стороны), в результате которых решается проблема, из-за которой возник конфликт.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ - система реализации задач по укреплению согласия, взаимопонимания, сотрудничества и дружбы между народами, а также своеобразия социальной технологии формирования культуры межнациональных отношений, состоящей в повышении уровня правовой культуры в этнической сфере, в обеспечении оптимальной этнической социализации личности, формировании навыков, привычек, правил уважения к особенностям всех этносов. В современных условиях существует необходимость в гармонизации межнациональных отношений и формирования культуры межнациональных отношений на международном, региональном и государственном уровнях, что вызывает потребность в создании меж дународной, региональной и внутригосударственной правовой, политической и управленческой основы, структур, механизмов соблюдения прав и свобод этносов, этнических групп и людей различных национальностей и регулирования взаимоотношений между ними. Нужна разработка системы международных, региональных, государственных документов, регулирующих взаимоотношения этносов, этнических групп и людей различной национальности, проектов, программ социальной технологии гармонизации межнациональных отношений, разрешения конфликтов и повышения культуры взаимоотношения этносов и личностей.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ - тип социальной технологии по разработке и реализации социальных проектов их разрешения и перевода в русло мирного решения возникших проблем и ряда др. Основные технологические операции процесса разрешения межнациональных конфликтов: компромисс и консенсус. Элементы Т. с. р. м. к.: комплексные, коммуникационные, переговорные.

ТЕХНОФОБИЯ

ТЕХНОФОБИЯ - 1. навзчивый страх технических устройств; 2. любой страх технических устрой ств, вызванный болезненными причинами.

ТЕЧЕНИЕ АЛКОГОЛИЗМА

ТЕЧЕНИЕ АЛКОГОЛИЗМА -

Алкоголизм, как правило, развивается медленно. У подавляющего большинства больных первая стадия становится очевидной после 5-10 лет пьянства, а у 10 % - через 15 лет и более. На скорость развития влияет интенсивность пьянства. При систематическом приеме алкоголя в дозах, превышающих 0,5 л водки 1 - 2 раза в неделю, первые признаки алкоголизма могут обнаруживаться уже через год, а при дозах до 200 г почти ежедневно эти же признаки появляются через 5 лет и более.

Продолжительность первой стадии в среднем составляет 3-5 лет, длительность второй стадии весьма различна - у большинства от 5 до 15 лет.

Злокачественный алкоголизм отличается резким сокращением всех упомянутых сроков. За 1-2 года пьянства появляются признаки первой стадии, еще через год-другой наступает вторая стадия. Нередки разнообразные осложнения, в особенности алкогольные психозы.

Злокачественное течение встречается у лиц, перенесших черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и нейроин-токсикации, при эпилептоидных психопатиях и при конституциональной интолерантности к алкоголю. Злокачественный алкоголизм составляет 5-10 %.

ТЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ ИНТОКСИКАЦИОННЫХ ПСИХОЗОВ

ТЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ ИНТОКСИКАЦИОННЫХ ПСИХОЗОВ -

Тяжелые острые отравления, приводящие к сопору и коме или эпилептическому статусу (особенно барбитураты, фосфор-органические соединения, окись углерода, тетраэтилсвинец), а также пищевые отравления (спорыньей, грибами, при ботулизме) могут создать реальную угрозу летального исхода.

Острые интоксикационные делирии и онейроиды нередко завершаются полным выздоровлением (после периода астении). Однако тяжелые делирии могут предшествовать развитию корсаковского синдрома, тогда улучшение наступает очень медленно - на протяжении нескольких месяцев и даже лет. Иногда вслед за острым психозом может выявиться психоорганический синдром.

При хронических интоксикациях неврозоподобные нарушения после прекращения действия токсичных агентов обычно постепенно на протяжении недель и месяцев сглаживаются. Интенсивное дезинтоксикационное и общеукрепляющее лечение ускоряет выздоровление. Психоорганические расстройства отличаются стойкостью. Если они достигают степени органического слабоумия, то становятся необратимыми. Когда картина ограничивается нетяжелыми нарушениями памяти и внимания, то они обычно поддаются длительному лечению.

Интоксикационные параноиды, мании и депрессии завершаются, если прекращается интоксикация. Если же они после этого продолжаются многие недели и месяцы, то речь идет скорее о спровоцированных эндогенных психозах.

ТЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ СИФИЛИСА

ТЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ СИФИЛИСА -

В тех случаях, когда больной прогрессивным параличом остается без терапии, то спустя 2-5 лет отмечается развитие полного маразма и довольно часто летальный исход.

Галопирующий паралич характеризуется быстрым нарастанием явлений общего маразма, катастрофическим течением болезни, что отмечается при ажитированной форме. Также очень неблагоприятно протекает и припадочная форма прогрессивного паралича.

В крайне редких случаях встречается медленное, более или менее благоприятное течение заболевания. При таком развитии событий говорят о стационарном параличе.

Прогноз при рассматриваемом заболевании как в отношении жизни, так и дальнейшего течения болезни определяется результатами проводимой терапии, которую с целью улучшения прогноза необходимо начать как можно раньше.

ТЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ ЭПИЛЕПСИИ

ТЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ ЭПИЛЕПСИИ -

Прогноз при эпилепсии как заболевании с хронически прогредиентным течением малоблагоприятен, однако иногда наблюдается и полное прекращение процесса.

Неблагоприятными признаками являются раннее начало болезни, наличие малых припадков, преобладание больших эпилептических припадков над абортивными, склонность их к серийности, наличие эпилептических статусов, глубокое нарушение сознания в послеприпадочном периоде, частота и тяжесть сумеречных состояний в межприступном периоде, возникновение припадков и днем, и ночью.

Степень доброкачественности или злокачественности течения заболевания в большей степени связана с асимметрией поражения в больших полушариях головного мозга. Относительно благоприятное течение наблюдается при более частой унилатеральной локализации очагового поражения, при локализации поражения в правом полушарии и задних долях головного мозга, а неблагоприятное - при преимущественном поражении головного мозга в левом полушарии, увеличении доли генерализованных поражений головного мозга с вовлечением в патологический процесс лобно-височных структур.

Прогноз при эпилепсии может быть неблагоприятным не только для самой личности (нарастание своеобразных изменений мышления вплоть до выраженного слабоумия, характерологические изменения), но и для жизни. Больные могут погибнуть от эпилептического статуса, от несчастного случая во время припадка, могут покончить жизнь самоубийством во время дисфории или сумеречных состояний.

Дополнительные вредности утяжеляют течение. Одной из них, способствующей значительному утяжелению процесса, является алкоголизм.

ТЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЯ - САКСА СИНДРОМ

ТЕЯ - САКСА СИНДРОМ (описан британским офтальмологом W. Tay, 1853-1927, затем американским неврологом B. Sachs, 1858-1944; синонимы - ранняя детская амавротическая идиотия, ганглиозидоз Gm2 1-го типа, Gm2-ганглиозидоз с дефицитом гексозаминидазы) - наследственное нейрометаболическое заболевание, связанное с накоплением ганглиозида Gm2 в головном мозге, печени, селезенке, эритроцитах. Чаще встречается у евреев-ашкенази родом из стран Прибалтики и Польши. Манифестирует в первые 3-6 месяцев жизни. Характерны задержка психомоторного развития; апатия; отсутствие интереса к окружающему; повышение двигательной реакции на звуковые раздражители; мышечная гипотония; гипомимия («кукольное лицо»); монотонный плач; дегенерация сетчатки с наличием симптома «вишневой косточки» на глазном дне; атрофия зрительных нервов, приводящая к слепоте к концу первого года жизни; эпилептические припадки; атаксия; тремор; глубокое снижение интеллекта. В терминальной стадии - полная обездвиженность; контрактуры; генерализованные тонические судороги, не купирующиеся противосудорожной терапией; децеребрационная ригидность, кахексия. Диагноз подтверждают выявлением дефицита фермента гексозаминидазы А в головном мозге, печени, селезенке, эритроцитах. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение: витаминотерпия, противосудорожные препарты, гепатопротекторы и др. Летальный исход наступает в возрасте 2-5 лет. Описан взрослый вариант болезни, проявляющийся нарастающими мозжечковой атаксией, парезами, психическими нарушениями.

W. Tay. Symmetrical changes in the region of the yellow spot in each eye of an infant. Transactions of the Ophthalmological Societies of the United Kingdom, 1881-1882; 1: 55.

B. Sachs. On arrested cerebral development, with special reference to its cortical pathology. Journal of Nervous and Mental Disease, Chicago, 1887; 14: 541-553.

ТЕЯ СИМПТОМ

ТЕЯ СИМПТОМ (описан W. Tay; синоним - симптом «вишневой косточки») - выявляемый при офтальмоскопии в области желтого пятна сетчатки возвышающийся белый или серый округлый очаг, в центре которого расположено вишнево-красное пятно - следствие атрофии ганглиозных клеток сетчатки и просвечивания через нее сосудистой оболочки. Характерный признак синдрома Тея - Сакса и некоторых других нейрометаболических заболеваний, протекающих с накоплением в мозге ганглиозидов (ганглиозидозы).

ТЕЯ-САКСА БОЛЕЗНЬ

ТЕЯ-САКСА БОЛЕЗНЬ - см. Идиотия амавротическая.

ТИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИК БОЛЕВОЙ

Син.: Альгомиоклонии. Подергивания мимических мышц и тонические судорожные их сокращения, обусловливающие гримасы, провоцируемые болью в лице во время приступа невралгии тройничного нерва (см.).

ТИК ВОКАЛЬНЫЙ

Тики (см.) языка, гортани, губ. Чаще возникают во время разговора, на «стыке» фраз, то есть в том месте речи, где обычно делаются паузы, и сопровождаются непроизвольным произнесением невербальных звуков, звукосочетаний или отдельных слов, которые могут иметь непристойный характер (копролалия). При этом возможны и непроизвольные движения непристойного характера (копропраксия). Характерны для тика генерализованного Туретта (см.).

ТИК ВТОРИЧНЫЙ

ТИК ВТОРИЧНЫЙ - Тик, связанный с каким-либо заболеванием (энцефалит, общая интоксикация, сосудисто-мозговая патология) или с приемом фармакопрепаратов (антиконвульсантов, нейролептиков, леводопы, психостимуляторами, кокаином).

ТИК ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫЙ ТУРЕТТА (ЖИЛЬ ДЕ ЛА ТУРЕТТА)

Множественный первичный, хронический тик (см.), возникающий в детском, реже в юношеском возрасте. Гиперкинезы при этом многовариантны (подмигивание, гримасничание, сплевывание, подергивание надплечий, приседания, подпрыгивание и пр.), при этом характерен и вокальный тик (см.). Волевому торможению не поддается, сопровождается эхолалией (см.), эхопраксией (словесными «эмболами»), иногда копролалией (см.), копропраксией (см.). При волнении может трансформироваться в хореический гиперкинез (см.). Обычны изменения состояния эмоциональной и волевой сферы. Предполагается наследование заболевания по аутосомно-доминантному типу с неполной пенетрантностью. Возможен полигенный его характер. Описал в 1884 г. французский врач Gillts de la Tourette (1857-1904). В настоящее время выделяется 4 стадии тяжести этого заболевания.

ТИК ПЕРВИЧНЫЙ

Возникет в детском или юношеском возрасте (до 21 года) в отсутствие признаков другого заболевания и представляет собою дезонтогенетическое расстройство, связанное с нарушением созревания фронто-стерно-лимбических структур. Он может быть транзиторным (сохраняется до 12 месяцев) и хроническим.

ТИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИКТИНСКИЙ-ШКЛОВСКИЙ

Виктор Маркович (р. 1928) - российский психолог и психотерапевт, специалист в области клинической психологии, патологии речи и нейрореабилитации. Д-р психологических наук (1976), профессор (1984), чл.-кор. РАО (1995), д. чл. РАО (2001). Председатель межведомственного совета АМН, РАО, МЗ и МО РФ по проблемам возрастного развития, коррекции и реабилитации. Вице-президент Российской ассоциации психотерапевтов, чл. Президиума Российского общества психиатров. Ректор Института дефектологии и медицинской психологии, гл. специалист МЗ РФ по логопедии. Окончил дефектологический фак-тЛГПИ им. А.И. Герцена (1951). Профессиональную деятельность начал в Ленинграде в должности районного дефектолога (1951 - 1959). С 1959 по 1967 г. работал в клинической психоневрологической больнице им. И.П. Павлова в должности зав. лого-терапевтическим отделением, одновременно являясь гл. специалистом по лого-терапии ленгорздравотдела. В 1967 защитил канд. дис. по психологии на тему: Коллективная система логопедической работы и психотерапии при заикании и был переведен в Москву. С 1967 по 1971 г. являлся с.н.с. НИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского. С 1971 г. по наст, вр. - руководитель отделения патологии речи московского НИИ нейрохирургии МЗ РФ и Федерального научно-методического центра клинической патологии речи и нейрореабилитации. В 1976 г. защитил докт. дис. по медицинской психологии на тему: Заикание (клинико-психологи-ческий и экспериментально-психологический аспекты). Основным направлением научной деятельности Т.-Ш. является разработка проблем клиники, диагностики, патогенеза и терапии коммуникативных расстройств, прежде всего патологии речи органического и функционального генеза у детей, подростков и взрослых.. Им осуществлены комплексные исследования людей, страдающих заиканием - одной из тяжелых и распространенных проблем речи (1,5-2% популяции). Изучены клинико-психологические, нейро-психологические, психофизиологические и биохимические аспекты патогенеза заикания, создана классификация заикания и разработана комплексная система его терапии, в которой особое место занимают медико-психологические, медико-педагогические и психотерапевтические направления. В процессе исследования процесса восстановления речи и др. высших психических функций при очаговых поражениях головного мозга у больных (в результате перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы) была разработана концепция нейрореабилитации на разных этапах развития патологического процесса. Предложены методики невербальной коммуникации, способствующие растормаживанию речи у лиц с тяжелыми расстройствами, ранее не поддававшимися коррекции. Разработана система количественной оценки, используемая в нейропсихологических тестах, которые используются для диагностики нарушенных функций речи, чтения, письма, памяти и т.п. В последнее время Т.-Ш. уделяет большое внимание изучению нейрофизиологических проблем нарушений речевого развития детей, приводящих к трудностям в обучении. Т.-Ш. автор монографий: Заикание , М., 1976; 1994; Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии, М., 2000) и др. работ. А.Н. Коновалов

ТИЛБЕРИ ФОКСА ИМПЕТИГО

ТИЛБЕРИ ФОКСА ИМПЕТИГО (описано английским дерматологом W. Tilburi Fox, 1836-1879; синоним - стрептококковое импетиго) - поверхностная пиодермия с преимущественным поражением открытых частей тела (лица, кистей рук и др.). Характерны поверхностные плоские пузырьки с дряблой покрышкой (фликтены) диаметром от 0,2 до 1 см с прозрачным, мутным или кровянистым содержимым, окруженные розовато-красным воспалительным ободком. Фликтена подсыхает с формированием соломенно-желтой корочки либо вскрывается с образованием эрозии, заживающей корочкой. Болеют чаще дети, женщины с нежной кожей. Лечение местное (растворы анилиновых красок, мази с антибиотиками и др.). Больных не допускают в детские учреждения.

Tilburi Fox. On impetigo contagiosa, or porrigo. British medical journal, 1864; 1: 495-496.

ТИМИН

ТИМИН - один из четырёх нуклеотидных оснований (аденин, гуанин, цитозин и тимин), составляющих дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК), в которой закодирована генетическая информация о структуре белковых молекул. В рибонуклеиновой кислоте (РНК) тимин заменён на урацил.

ТИП

ТИП (греч. typos - отпечаток, образец, форма) - 1. вообще - класс или группа, различаемая по некоторым общим характеристикам; 2. индивид или предмет, воплощающий «типичные» признаки. Приблизительный синоним: Прототип; 3. паттерн черт, характеристик, которые могут служить критерием классификации объектов по группам (например, типы личности); 4. в лингвистике - класс высказывание и слов, определяемых таким образом, чтобы представить целостную группу с целью отношения типов к числу символов; 5. образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов; 6. в биологии - высшее подразделение в систематике животных и растений, объединяющее родственные классы; 7. характер внешности, облик человека, связанный с его этнической принадлежностью; 8. художественный образ, в котором отражены обобщённые характеристики какой-то группы людей.

ТИП АТРИБУЦИИ

ТИП АТРИБУЦИИ (лат. atributio - приписывание) - тип личности, определяемый в зависимости от атрибуции ответственности за «хорошие» и «плохие» события, происходящие в жизни (от того, на кого за них возлагается вина и заслуга).

ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

(Тип нервной системы) - совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животного. Понятие Т.в.н.д. ввел в науку И.П. Павлов. Им выделены свойства нервной системы - сила, подвижность и уравновешенность На этой основе И.П. Павлов определил четыре основных Т.в.н.д.: 1) сильный, неуравновешенный - или "безудержный"; 2) сильный, уравновешенный, инертный или медлительный; 3) сильный, уравновешенный, подвижный, или живой; 4) слабый.

ТИП ДЕЛЕНИЙ

ТИП ДЕЛЕНИЙ - форма выполнения отметок делений стрелочного измерительного прибора. Аналоговая шкала может быть представлена совокупностью делений для грубого и грубо-точного отсчета, выполняется штрихами, некоторые из которых, длинные (основные), имеют утолщение в верхней части . Оба Т. д. используются для различных способов расположения делений.

ТИП КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ТИП КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ - выработанный человеком тип поведения при выполнении групповой деятельности. Различают четыре типа такого поведения: лидер, ведомый, обособляющийся, сотрудничающий. У лидера ярко выражена ориентировка на власть в группе. Представители этого типа поведения могут успешно решать групповые задачи при условии подчинения себе других членов группы. Ведомый - это человек с ярко выраженной ориентировкой к добровольному подчинению. Лица такого Т. к. п. наиболее успешно решают чисто исполнительские задачи. Обособляющийся - это тип поведения с ярко выраженной индивидуальной ориентировкой. Лица такого типа наиболее успешно решают задачи при условии относительной изоляции от группы, в одиночестве. Лица сотрудничающего типа постоянно стремятся к совместному с другими решению задачи и следуют за ними в случае разумных решений. Такая деятельность наиболее приемлема для нескольких операторов одного уровня управления, решающих одну общую задачу. С учетом Т. к. п. необходимо производить распределение обязанностей между членами группы. Каждому из них желательно по возможности представить то место в группе, которое наиболее полно соответствует его Т. к. п. при выполнении данной деятельности. Для диагностики Т. к. п. разработаны специальные методики.

ТИП НАСЛЕДОВАНИЯ АУТОСОМНО-РЕЦЕССИВНЫЙ

Наследование признаков, контролируемых аллелями рецессивных аутосомных генов. Патологический рецессивный ген, входящий в состав аутосомы, проявляется в фенотипе (см.) у потомства лишь в случае возникновения гомозиготы по этому гену (см. Гены гомозиготные). При этом наследственное заболевание не связано с полом и обычно развивается у детей фенотипически здоровых родителей - носителей идентичного рецессивного патологического гена. В таких случаях, по статистике, больными (аа) могут быть 25% рождающихся в семье детей, у 50% детей этой семьи в генофонде оказывается один патологический ген, находящийся в паре со здоровым доминантным геном (Аа), и болезнь в фенотипе не проявляется (фенотипически здоровые гетерогенные носители), 25% детей мутантный ген не передается (АА), они здоровы и не имеют патологического рецессивного гена, имеющегося у родителей. По аутосомно-рецессивному типу передается большинство наиболее тяжелых наследственных заболевания, чаще это болезни обмена или ферментопатии.

ТИП НАСЛЕДОВАНИЯ ДОМИНАНТНЫЙ

Наследование признаков передаваемых наследуемым доминантным геном. Если один из родителей имеет заболевание, наследуемое по доминантному типу, то, по статистике, есть вероятность того, что 50% его детей будут больны соответствующей наследственной болезнью и склонны передать ее 50% своих детей (внуков пробанда). Остальные 50% детей могут быть здоровы и иметь здоровое потомство. Таким образом, заболевание может передаваться последовательно в каждом поколении.

ТИП НАСЛЕДОВАНИЯ ПСЕВДОДОМИНАНТНЫЙ

Возможен при рецессивных патологических генах в том случае, когда один из родителей - гетерогенный носитель такого гена, а другой из них болен, так как имеет оба таких мутантных гена. При этом в 50% случаев имеется вероятность рождения больного ребенка и в 50% рождается фенотипически здоровый гетерогенный носитель.

ТИП НАСЛЕДОВАНИЯ РЕЦЕССИВНЫЙ, СЦЕПЛЕННЫЙ С ПОЛОМ (С Х-ХРОМОСОМОЙ)

Наследование признаков, контролируемых генами, локализованными в половых хромосомах. Проявляется практически только у мужчин в тех случаях, когда родители их фенотипически здоровы, но мать является носителем патологического рецессивного гена, который входит в состав одной из Х-хромосом. Если именно эта хромосома передается сыну (вероятность составляет 50%), то, так как в кариотипе мужских особей парной с Х-хромосомой оказывается неидентичная ей Y-хромосома, патологический рецессивный ген проявит себя в фенотипе и ребенок будет болен. Остальные 50% сыновей будут здоровы, так как получат от матери Х-хромосому без патологического гена. Дочери в таких случаях фенотипически все здоровы, но 50% их, пoдобно матери, будут гетерозиготными носителями патологического рецессивного гена, находящегося в одной из Х-хромосом, и в передаче этого гена потомству, как и мать, выполнят роль проводника (кондуктора).

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (тип высшей нервной деятельности) - совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека. Понятие о Т. н. с. введено И. П. Павловым в результате выделенных им свойств нервной системы - силы, подвижности и уравновешенности. На этой основе он выделил четыре Т. н. с: 1) сильный, неуравновешенный, подвижный или безудержный; 2) сильный, уравновешенный, инертный или медлительный; 3) сильный, уравновешенный, подвижный и живой; 4) слабый. В соответствии с этими Т. н. с. выделяются четыре типа темперамента: 1) холерик; 2) флегматик; 3) сангвиник; 4) меланхолик. Выделенные четыре Т. н. с. считаются общими и у человека, и у животных. Кроме этого, И. П. Павловым была предложена еще одна классификация Т. н. с, характерная только для человека. Она основана на соотношении двух сигнальных систем: 1) художественный тип (преобладание первой сигнальной системы); 2) мыслительный тип (преобладание второй сигнальной системы); 3) смешанный тип. Дальнейшие исследования (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын) позволили уточнить и расширить Павловскую классификацию, создать предпосылки для выработки нового представления о физиологических основах индивидуально-психологических различий человека. Положение о специфических человеческих Т. н. с. находят свое подтверждение в современных психофизиологических исследованиях функциональной асимметрии мозга. .

ТИП ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТИП ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - качественно различные формы трудовой деятельности оператора, выделяемые в зависимости от основной выполняемой функции и двух видов соотношения: сравнительного удельного веса образного, понятийного и моторного компонентов в человеческой деятельности, а также доли труда человека и машины. 1. Оператор-технолог. Непосредственно включен в технологический процесс, работает в основном в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительские действия, руководствуясь четко регламентирующими действия инструкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Это операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы, выполняющие функции формального перекодирования и передачи информации. 2. Оператор-манипулятор. Основную роль в его деятельности играют механизмы сенсомоторной регуляции и в меньшей степени - понятийного и образного мышления. К числу функций оператора-манипулятора относится управление манипуляторами, роботами, машинами, усилителями мышечной энергии. 3. Оператор-наблюдатель, контролер. Это классический тип оператора (оператор радиолокационной станции, диспетчер транспортной системы). Для данного типа деятельности характерен большой вес информационных и концептуальных людей. Соответственно этому у оператора несколько редуцированы навыки управления (по сравнению с первыми двумя типами деятельности). Он может работать как в режиме немедленного, так и отставленного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для операторов технических систем, работающих в реальном масштабе времени. 4. Оператор-исследователь. В значительно большей степени в его деятельности используется аппарат понятийного мышления и опыт, заложенный в образно-концептуальных моделях. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а удельный вес информационных моделей, напротив, существенно увеличивается. К этой категории операторов относятся исследователи любого профиля: пользователи вычислительных систем, дешифровщики объектов (изображений). 5. Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы, а другими людьми. Управление осуществляется как непосредственно, так и опосредованно - через технические средства и каналы связи. К этой категории относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения, обладающие соответствующими знаниями, опытом, тактом, волей, навыками принятия решений и инструкций. Операторы-руководители в своей деятельности должны учитывать не только возможности и ограничения машинных компонентов системы, но и в полной мере особенности подчиненных, их возможности и ограничения. Основной режим деятельности оператора-руководителя - оперативное мышление. Выделение Т. о. д. намечает общие пути согласования внешних и внутренних средств деятельности для существующих видов операторских профессий. Системное изучение каждого Т. о. д. создает возможность проектировать ряд закономерностей будущих, только еще создаваемых видов трудовой деятельности.

ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ

ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ (attachment styles) - ожидания, возникающие у людей относительно их отношений с другими и основывающиеся на взаимоотношениях с родителями и воспитателями в детстве. Рассматривается в качестве типичного образца переноса (трансфера).

Предыдущая страница Следующая страница