Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "А" (часть 8, "АКА"-"АКТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 8, "АКА"-"АКТ")

АКАТИЗИЯ ПОЗДНЯЯ

АКАТИЗИЯ ПОЗДНЯЯ - двигательное беспокойство, наступающее некоторое время спустя после прекращения приёма нейролептиков. Связывается пациентами с возникновением мучительных физических ощущений, тревоги, мышечного напряжения, ощущения внутреннего дискомфорта.

АКИНЕЗИЯ

АКИНЕЗИЯ ( а греч. kinesis - движение) - обездвиженность, наступающая из-за утраты способности совершать произвольные движения (параличи, лобные повреждения, ступор при кататонии, депрессии и др.).

* * *

Обездвиженность, обычно обусловленная главным образом отсутствием побуждения к действию. В связи с этим больному особенно затруднительно начать движения. Проявляется главным образом при болезни Паркинсона и при вторичном паркинсонизме различной этиологии.

АКИНЕЗИЯ БОЛЕЗНЕННАЯ

АКИНЕЗИЯ БОЛЕЗНЕННАЯ (Mobius, 1891) - утрата способности совершать движения вследствие психалгии (психической боли), наступающей или усиливающейся при попытках двигаться (при шизофрении, депрессии).

АКИНЕТО-РИГИДНЫЙ СИНДРОМ

АКИНЕТО-РИГИДНЫЙ СИНДРОМ - сочетание резкого снижения двигательной активности с экстрапирамидной ригидностью мускулатуры (лат. rigidus - жёсткий, твёрдый. См. Паркинсонизм.

АККЛИМАТИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АККОМОДАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АККОМОДАЦИЯ ГЛАЗА

Физиологический процесс, вызывающий увеличение преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов, находящихся на близком расстоянии. Нарушения аккомодации могут быть врожденными или приобретенными. Ее обеспечивает изменение тонуса ресничной мышцы глаза, определяющее степень выпуклости хрусталика.

АККОМОДАЦИЯ ПО ПИАЖЕ

АККОМОДАЦИЯ ПО ПИАЖЕ [лат. accomodatio - приспособление] - один из двух аспектов (вместе с ассимиляцией) адаптации, выступающей в концепции Ж.Пиаже как основной принцип развития не только в биологии, но и в психологии. А. - это приспособление функций организма к специфике объектов. Для познавательного развития А. есть процесс приспособления индивида к разнообразным требованиям, которые перед ним выдвигаются объективным миром. В процессе развития она неотделима от ассимиляции. А.Г.Лидере

АККУЛЬТУРАЦИЯ

АККУЛЬТУРАЦИЯ (acculturiration) - процесс, в ходе которого человек усваивает, интернализует правила поведения, культурные нормы, типичные для определённой социальной группы. Синоним: Ассимиляция.

* * *

(от acculturation - английский неологизм от лат. ad - к и cultura - возделывание) -процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур, обычно менее развитой (хотя возможны и противоположные влияния), элементов другой культуры или возникновения новых культурных феноменов. А. часто ведет к частичной или полной ассимиляции (см.: Ассимиляция этническая) .

В этнопсихологии понятие А. используется для обозначения: а) процесса социально-психологической адаптации представителей одной этнической общности к традициям, привычкам, образу жизни и культуре другой; б) результатов влияния культуры, национально-психологических особенностей представителей одной общности на другую. Как следствие А. некоторые традиции, привычки, нормы-ценности и образцы поведения заимствуются и закрепляются в психическом складе представителей другой нации или этнической группы. Понятие А. употребляется в основном западными учеными.

АККУМУЛЯЦИЯ АФФЕКТА

АККУМУЛЯЦИЯ АФФЕКТА (от лат. acumulatiо - накопление) - аффективный процесс, характеризующийся тем, что в течение более или менее продолжительного времени идет накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего происходит психическая разрядка в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, наступающего без видимых причин. Может проявляться в период нарастания конфликтного напряжения, устойчивой антипатии в отношениях людей, выраженной психологической несовместимости, сдерживаемой социальной ситуацией взаимодействия.

АККУМУЛЯЦИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ

АККУМУЛЯЦИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ (от лат. accumulatio - собирание в кучу, накопление) - понятие, принятое в культурологии и обозначающее процесс, благодаря которому к национальному (этническому) наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых.

АКМЕ

АКМЕ ( греч. akme - вершина, остриё) - в медицине - наивысшая точка в развитии заболевания.

* * *

(от греч. akme - вершина развития человека как индивида (природного существа), как личности (ансамбля отношений) и как субъекта деятельности (прежде всего как профессионала), его высшие достижения в жизненном пути, оптимальная самореализация.

Исследованиями, проведенными под руководством Б.Г. Ананьева и др., обнаружено, что развитие человека в течение его жизни осуществляется в трех вышеназванных качествах, каждое из которых может достичь высшего уровня развития - вершины - акме.

Характеристики А.:

- уровень, которого достигает человек по состоянию своего здоровья (как индивид), обеспечивающий его работоспособность, выносливость, долголетие, по социальной значимости и человеческой ценности своих поступков и взаимоотношений с людьми (как личность), в своих деяниях как труженик-творец;

- широта (всесторонность) А.;

- время достижения А.;

- продолжительность А.

АКМЕОГРАММА

АКМЕОГРАММА - основной метод акмеографического подхода. А. - специфическая система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста.

А. всегда индивидуальна, составляется исключительно для конкретного специалиста и направлена на его индивидуальное личностно-профессиональное развитие. Разработка А. должна осуществляться по единой методической схеме. В типовой схеме А. имеются разделы, относящиеся к уровню общего (подструктуры профессиональной квалификации, общих акмеологических инвариантов профессионализма), особенного (подструктуры направленности личности, специфических акмеологических инвариантов профессионализма), единичного (подструктуры способностей, характериологических особенностей, нравственных качеств).

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ - заключаются в:

- определении ее предмета и его дифференциации от смежных наук;

- систематизации специфических понятий и раскрытии их акмеологического смысла и содержания;

- соотнесении индивидуального подхода к личности, группе и т. д. с типизацией, типологизацией, факторизацией; анализе стратегий и методов;

- внутренней интеграции общей и специальных областей акмеологии, в частности, жизненного пути и профессиональной деятельности личности, при дифференциации ценностного, биографического и социологического и других подходов к жизни;

- разработке проблемы организации времени: интеграции различных «времен» (временных характеристик жизни, производительности труда, режимов деятельности, темпоральных способностей и новообразований, интенсификации развития и т. д.); определения своевременности действий и активности личности; выявления оптимальных темпов и периодов ее развития и т. д.;

- соотнесении акмеологии с социальной, политической и этнической психологиями (а не только с общей психологией и психологией развития), поскольку в этих областях проводятся акмеологические исследования, служащие практическим целям данных наук.

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ -определение предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок акмеологии, представляющее собой особую проектировочную задачу. От ее решения в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. Выделяются три основные А. м. о.: естественнонаучная, гуманитарная и технологическая.

Естественнонаучная ориентация. Акмеология методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. При анализе ряда акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.

Гуманитарная ориентация. Обращение акмеологии к комплексу наук о человеке и особенно тем, которые выявляют его ценностно-направленное развитие, самореализацию личности, совершенствование и самосовершенствование.

Технологическая ориентация. Непосредственное взаимодействие акмеологии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.) и использование присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания.

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ - оформляют основные противоречия между внешней и внутренней детерминацией личности, субъекта, между личностной и социально-профессиональной детерминациями, между заданностью, алгоритмизированностью, критериальностью всех ее векторов и саморегуляций, саморазвитием, самосовершенствованием субъекта. А. м. п. решаются введенным в систему методологии акмеологии принципом «оптимальности» в реализации ее направленности на практические достижения. А. м. п. отражают также тенденции и противоречия развития акмеологии, ее становления, обретения самостоятельности.

Выделяют следующие А. м. п.:

1) взаимоотношения акмеологии с другими науками. Методология акмеологии - конструктивная смысловая система, определяющая как критерии дифференциации от других наук, так и целевые, смысловые критерии использования в ней положений других наук в специфическом качестве;

2) законы и закономерности акмеологии. На основе общих критериев определения законов в науке и в частности, в психологии, в акмеологии выделены следующие характеристики законов:

- проективно-целевые, моделирующие, ценностные;

- предполагающие интеграцию объективного и субъективного, внешнего и внутреннего;

- критериальные - дающие систему критериев диагностического исследования, акмеологических средств и целевой эффективности;

- социоантропологические, т. е. раскрывающие этапы превращения природного качества человека в социально-личностное;

- раскрывающие взаимосвязи онтологически разных реальностей, многопараметральные;

- частные законы моделирования;

- законы-тенденции;

- законы-алгоритмы - инвариантные способы деятельности: конструктивные, оптимальные и вариативно-стратегические;

3) закономерности в акмеологии:

- определяют смыслоцелевую систему, становящуюся предметом каждого конкретного исследования, включающую: готовность, оптимизацию управленческой деятельности, потенциал или рефлексивно-иновационный метод его развития; остальные составляющие системы выступают в роли средств, условий и факторов, обеспечивающих решение задачи развития, оптимизации, совершенствования;

- выявленные исследователями и заложенные в классификацию разных видов деятельности, дифференцированных по разным основаниям (человек-природа, человек-человек и т. д.) или в определение ее ведущих характеристик, таких как надежность, энергозатратность, устойчивость и т. д.;

4) интерпретация проблемы развития в акмеологии. Конструктивный подход к человеку есть утверждение целевого, прогрессивного, восходящего характера развития во всех сферах его жизнедеятельности, минимизация препятствующих ему факторов и оптимизация данного процесса акмеологическими средствами.

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЯ - основополагающие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания в акмеологии.

1. Общеметодологические принципы акмеологии, выработанные на рубеже ХХI в., имеют ориентирующее и объяснительное для ее предмета значение:

- комплексный подход;

- системный подход;

- принцип детерминизма;

- принцип социальной детерминации личности;

- субъектный подход (или принцип);

- принцип развития через разрешение противоречий;

- принцип гуманизма, ценности человеческого бытия.

2. Специальные методологические принципы акмеологии, выполняющие роль мета-теории, сближающиеся с определением ее предмета, выявленные на основании соотнесения и интеграции: 1) методологической модели предмета акмеологии; 2) сформировавшихся и ставших оперативно-исследовательскими принципов психологии; 3) некоторых обоснованно отобранных философско-психологических и общенаучных принципов современного теоретического и прикладного знания. В их число вошли принципы:

- личностный;

- субъектно-деятельностный;

- соотношения имплицитного и эксплицитного, потенциального и реального;

- оптимизации;

- операционально-технологический;

- психосоциальный;

- обратной связи.

АКМЕОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

АКМЕОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ - классифицируются на:

- обозначающие высшие стадии, уровни, качества развития и их характеристик: «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «мастерство», «культура» и само «акме»;

- выражающих характеристики изменяющихся систем «субъект», «организация» и т. д., системообразующей которых является «оптимальность», «конструктивность», «проектирование», сюда же относятся «алгоритм» и «стратегия»;

- отражающие социальный и профессиональный способ использования человеком своих жизненных, природных, организменных ресурсов - «индивид», «организм», «работоспособность», «трудоспособность», «цена» деятельности, «профессиональное долголетие»;

- личностно-ориентированные: «личность», «личность как субъект деятельности», «субъект деятельности», «готовность», а также «Я-концепция», «ответственность», «психические особенности», выступающие в качестве средств, и ресурсов ее развития;

- обозначающие полноту самореализации личности в жизни, в жизненном пути, в деятельности - «самореализация», «объективация», «самовыражение», «самоутверждение», «самоопределение» и «подлинность»;

- личностно-профессиональные, обозначающие этапы профессионализации личности и ее развития в профессии: «профессиональный выбор», «профессиональная ориентация», «адаптация к профессии», «профессиональное становление», «развитие личности как профессионала», «карьера», «статус», «мастерство», «компетентность» и т. д. С помощью этих понятий раскрываются закономерности профессионального развития личности.

АКМЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКМЕОЛОГИЯ ВОЕННАЯ

АКМЕОЛОГИЯ ВОЕННАЯ - научное и прикладное направление акмеологии, развивающееся на стыке общественных, гуманитарных, естественных, и военно-технических наук, которое изучает феноменологию и особенности индивидуальных и групповых субъектов военной службы, закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и деятельности при выполнении военно-профессиональных задач. Ее содержание охватывает проблемы теории и практики развития и самореализации военнослужащих и воинских коллективов в военной службе.

Интегративный характер А. в. выражается в использовании целостной архитектоники - модели, алгоритма и технологии воинского труда, которая обеспечивает овладение оптимальным стилем воинского труда в едином контексте жизненной стратегии.

Акмеограмма военнослужащего, базируясь на продуктивных основах акмеологии, профессиографии, военной и других науках, системно описывает все стороны воинского труда и требования к его макрохарактеристикам как индивида, личности, субъекта воинского труда и индивидуальности. В ней отражены основные признаки творческого потенциала военнослужащего - знания, умения, навыки, профессиональные позиции, индивидуально-деятельностные особенности и акмеологические инварианты, которые образуют модель творческого военного профессионала.

АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКМЕОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКМЕОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - прикладная наука, имеющая своим предметом стороны и уровни профессионализма педагога, условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости и личности педагога (Н.В.Кузьмина).

Содержание А. п. определяется спецификой профессионализма педагога, своеобразием сочетания объекта, условий, способов и технологий, результатов в труде педагога. А. п. способствует достижению педагогом вершин профессионализма, состоящего в гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов, в выборе педагогом способов и средств своей деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентаций, целей учащихся, в подготовке учащихся к следующим этапам педагогического маршрута.

А п. выявляет уровни и этапы профессионализма деятельности и зрелости личности педагога - эрудит, педагог по призванию, мастер, диагност, гуманист, самодиагност, новатор, участник педагогического сотрудничества, исследователь и др. акмеологические технологии перехода от одного уровня профессионализма и зрелости к другому. А. п. определяет траекторию роста (акмеограммы) как индивидуально выбранные педагогом пути достижения профессионализма, а также пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и истощения).

АКМЕОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ

АКМЕОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ - отрасль акмеологии, объектом которой является профессиональная деятельность юриста, а предметом - факторы, способствующие совершенствованию его профессионального мастерства. Основные задачи А. ю.: построение, разработка и совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки юридических кадров с целью повышения продуктивности и уровня профессионализма. В психологическом аспекте данные задачи решаются через формирование у специалистов системы профессиональных установок. Практическое приложение - система юридического образования (вузовского и послевузовского).

АКОАЗМЫ

АКОАЗМЫ (греч. akusma - слышимое) - элементарные неречевые обманы слуха (шум, свист, стуки и т.п.). Свойственны разным заболеваниям, особенно в самом их начале (шизофрения, эпилепсия, симптоматические, экзогенно-органические психозы и др.).

* * *

Элементарные слуховые галлюцинации в форме шума, стука, треска, звона и т.п.

АКРАНИЯ

АКРАНИЯ (а лат. cranium - череп) - врождённое отсутствие или недоразвитие крыши черепа («голова лягушки»). Признак эмбриопатии, связанной, в частности, с токсоплазмозом.

* * *

Отсутствие костей свода черепа в связи с аномалией развития в процессе онтогенеза.

АКРОАНГИОНЕВРОЗ ВРОЖДЕННЫЙ ШТЕЛЬЦНЕРА

Син.: Акроэритроз Бехтерева. Наследственный дерматоз, проявляющийся в юношеском возрасте стойкой эритемой на лице, ушных раковинах и ладонях.

АКРОАНЕСТЕЗИЯ

АКРОАНЕСТЕЗИЯ (греч. akron - конечность, an - не, aisthesis - чувство) - потеря чувствительности в дистальных отделах конечностей. Наблюдается при ангиотрофоневрозах, полиневрите, истерии, может быть также симптомом психической анестезии (см.).

* * *

Отсутствие чувствительности в дистальных отделах конечностей. Наблюдается при полиневритах и ангиотрофоневрозах.

АКРОАСФИКСИЯ

Син.: Симптом белых пальцев Рейли-Дея. Остро возникающая бледность пальца или пальцев конечности, сопровождающаяся их похолоданием, цианозом, нередко парестезиями, локальной болью. Провоцируется охлаждением. Проявление ангиотрофоневроза. Следствие дистального артериального спазма, облитерирующего эндартериита, болезни или синдрома Рейно (см.) и других акроангиотрофоневрозов. Чаще проявляется во II - IV пальцах кисти. Описали американские врачи С.М. Riley и R. Day.

АКРОАСФИКСИЯ АКРОМЕГАЛИЧЕСКАЯ

У больных с акромегалией (см.) повышена чувствительность к холоду, снижена температура покровных тканей, выявляются гипер- или ангидроз, отечность дистальных отделов конечностей, особенно пальцев.

АКРОДЕРМАТИТ

Общее название дерматозов с исключительным или преимущественным поражением дистальных отделов конечностей. В патогенезе велика роль акронейродистрофии.

АКРОДИНИЯ

См. Синдром Феера-Зульцера-Свифта.

АКРОМЕГАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКРОМИКРИЯ ВРОЖДЁННАЯ

АКРОМИКРИЯ ВРОЖДЁННАЯ - см. Дауна болезнь.

АКРОНИМ

АКРОНИМ (акро греч. onyma - имя) - удобопроизносимая аббревиатура, составленная из начальных букв слов термина. Например: MMPI - Миннесотский многопрофильный личностный опросник.

АКРОПАРЕСТЕЗИИ

Спонтанные парестезии (см.) в дистальных отделах конечностей. Вероятный признак нейропатии, ишемии нервных стволов. Возможное проявление туннельных синдромов (см).

АКРОПАРЕСТЕЗИЯ

АКРОПАРЕСТЕЗИЯ (акро греч. para - около, рядом; aisthesis - ощущение, чувство) - парестезии (ощущение покалывания, мурашек, онемения и т.п.), локализуемые пациентами в дистальных отделах конечностей.

АКРОЦЕФАЛОПОЛИСИНДАКТИЛИЯ ТИПА I (СИНДРОМ НОАКА)

Наследственная аномалия развития, сопровождается рядом физических дефектов: башенный череп, синдактилия и полидактилия. Возможны также широкое основание носа, экзофтальм, атрофия зрительных нервов, пороки развития нёба, позвонков, тугоподвижность локтевых суставов. Тип наследования аутосомно-доминатный.

АКРОЦЕФАЛОПОЛИСИНДАКТИЛИЯ ТИПА II (СИНДРОМ КАРПЕНТЕРА)

Характерны акроцефалия, эпикант, плоская переносица, гипоплазия нижней челюсти, низко расположенные уши, на кистях - синдактилия III - IV пальцев, брахимезофалангия, удвоение I пальца; на стопах - полисиндактилия, косолапость и др., а также слабоумие, ожирение, врожденные пороки сердца, стеноз легочной артерии, гипогонадизм. Наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Описал в 1909 г. G. Carpenter.

АКРОЦЕФАЛОПОЛИСИНДАКТИЛИЯ ТИПА III (СИНДРОМ САКАТИ)

Помимо акроцефалии (см.) и полисиндактилии, укорочение нижних конечностей. При этом бедра изогнуты кнаружи. Возможны деформации ушных раковин, алопеция, атрофия кожи, врожденные пороки сердца, паховые грыжи, крипторхизм. Тип наследования не уточнен.

АКРОЦИАНОЗ

Синюшность преимущественно периферических, дистальных частей тела, в которых проявляется замедление кровотока. Обычно развивается при патологии правого сердца.

АКРОЦИАНОЗ ХРОНИЧЕСКИЙ КАСCИРЕРА

Акротрофоневропатия неясной этиологии, проявляющаяся обычно в холодное время года симметричной отечностью и синюшностью кожи дистальных отделов конечностей, гипестезией на пальцах рук. Болеют преимущественно молодые женщины. Описал немецкий невропатолог R. Cassirer (1868-1925).

АКСЕЛЕРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКСИАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ (АКТ)

АКСИАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ (АКТ) - послойный снимок какого-то органа тела, получаемый наложением рентгеновских снимков, сделанных с разных углов относительно этого органа, в частности, головного мозга.

АКСИОМА

АКСИОМА - (греч. axioma), положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории. На такого рода общих положениях строятся все дальнейшие выводы и заключения науки, и обойтись без них не может ни одна умозрительная наука. Существует ли вообще такая основная, безусловно общая всему человеческому знанию, А., на которой могут быть построены все выводы человеческого ума - это вопрос, разрешить который еще должна философия. С формальной стороны закон противоречий, идентичности, исключения третьего и подобные им логические основные положения, все это А., очевидные не только для развитого человеческого ума, но и для любого, способного сообразоваться с сущностью мысли. Критическая философия ограничивает понятие об А. так называемыми синтетическими положениями apriori, непосредственной, наглядной очевидности и утверждает, что существуют таковые только в математике; философские же А. считает лишь дискурсивными основными положениями, очевидность коих обусловливается характером нашего представления, как напр. положение: "каждое впечатление имеет определенную силу". Математики называют А. положения теоретически непосредственной истинности, как напр.: каждая величина равна самой себе.

* * *

(греч. axioma) - утверждение, принимаемое за истинное без логических и/или фактических доказательств. Синоним: Постулат (лат. postulatum - требование).

АКСОН

АКСОН (греч. axon - ось) - длинный отросток нервного волокна, идущий от тела нервной клетки; служит для передачи потенциалов действия от тела одного нейрона к другим нейронам и исполнительным органам, например, мышцам.

* * *

Отросток нейрона, по которому нервные импульсы направляются к другим нейронам или к иннервируемым тканям.

АКСОН-РЕФЛЕКС

АКСОН-РЕФЛЕКС - Рефлекс, в формировании дуги которого принимают участие анастомозы между периферическими нервами. Через посредство аксон-рефлекса могут осуществляться, в частности, функциональные связи между внутренними органами и сосудами.

АКСОПЛАЗМА

Часть плазмы нервной клетки (цитоплазмы), находящейся в аксоне (см.).

АКТ ИДЕОМОТОРНЫЙ

Некоторое повышение тонуса или слабое сокращение мышц, участвующих в осуществлении движения, которое человек лишь мысленно себе представляет.

АКТИВАЦИЯ

АКТИВАЦИЯ (лат. activus - деятельный) - возбуждение функциональных структур в период подготовки их к действию.

* * *

(от лат. activus - деятельный) - состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности.

АКТИВИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА

АКТИВИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА - усиление творческой активности работников, их стремления к высокопроизводительному труду, к общеобразовательному и профессиональному самоопределению и самосовершенствованию. Основными направлениями А. ч. ф. являются: проведение активной социальной политики, продуманная система морального и материального стимулирования, улучшение условий труда и отдыха, обогащение труда, развитие неформальных отношений в коллективе, принятие работниками моральных ценностей своих предприятий, демократизация управления и др.

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

АКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (action research) - термин используют в трёх значениях: а) диагностическое исследование; б) процедура отбора данных от участников некоторой групповой системы и последующее представление этим участникам обратной связи о полученных результатах в качестве специфической процедуры помогающего вмешательства в текущую деятельность данной группы; в) процедура, в которой участники некоторой социальной системы вовлекаются в процесс сбора данных о самих себе с целью осуществления коррекционной или развивающей деятельности.

АКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

АКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ -

см.: социально-психологический тренинг.

АКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РАЗВИТИЕ

АКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РАЗВИТИЕ - становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Индикаторами А. п. могут служить такие характеристики деятельности как интенсивность, длительность, операционально-технический уровень, внутреннее целеполагание, настойчивость в решении задач, самостоятельно поставленных индивидом. А. п. проявляется также в уровне внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраске деятельности. Важнейшим фактором, обусловливающим А. п. р. в онтогенезе, является общение ребенка с окружающими людьми. В первом полугодии жизни главным объектом А. п. становятся ухаживающие за ребенком взрослые. В ходе предметно-манипулятивной деятельности, развивающейся в сотрудничестве с ними, формируется А. п., направленная на изучение предметного мира (ранний возраст). В дошкольном возрасте А. п. распространяется на все более сложные явления окружающего мира, включая социальные отношения людей, которые ребенок познает в игре, продуктивной деятельности, в ходе внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения со взрослыми и сверстниками. В школьные годы А. п. развивается в процессе учебной деятельности и самостоятельных занятий. По мере развития А. п. становится все более произвольной, надситуативной, устойчивой в отношении принятой цели. Л. Н. Галигузова

АКТИВНОСТЬ

АКТИВНОСТЬ (лат. activus - деятельный) - в психологии - способность человека совершать произвольные движения и действия. Активность характеризуют: а) детерминированность внутренним состоянием индивида (в отличие от реактивности, когда действия вызываются предедущей ситуацией); б) произвольность ( в отличие от полезависимого поведение); в) надситуативность, то есть выход за пределы первоначальных целей; г) значительное постоянство деятельности в отношении принятой цели.

* * *

всеобщая характеристика живых существ, динамика преобразования или поддержания значимых связей с окружающим миром. Различают формы А.(механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная).

* * *

характеристика организма, рассматриваемая как источник преобразования или поддержания им жизненно значимых связей с окружающим миром. А.- это присущая организму способность к «самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс). В психологии активность выступает в соотношении с деятельностью, проявляясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения. Она характеризуется обусловленностью производимых действий, спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действования (в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предшествующей ситуацией), произвольностью, т. е. обусловленностью наличной целью субъекта (в отличие от полезависимости, когда субъект импульсивно откликается на стимулы, обладающие для него побудительной силой, вне влияния заранее принятой цели); надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей (в отличие от приспособительности как ограничения действий субъекта узкими рамками заданного); значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели (в отличие от пассивного уподобления предметам, с которыми предстоит встретиться субъекту при осуществлении им деятельности). В более узком понимании понятие А. употребляется в психофизиологии. Здесь А.- мера процесса взаимодействия организма с окружающей средой, выступающего в форме внутренних и внешних проявлений. Уровни А. различают как уровни бодрствования или перехода от сна к бодрствованию. Соотнесение уровней А. регистрируемых психофиэкологических функций со степенью выполняемой деятельности позволяет дифференцировать состояния напряженности и другие функциональные состояния.

АКТИВНОСТЬ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СПОНТАННАЯ

Совокупность биоэлектрических потенциалов, регистрируемая при отсутствии видимой стимуляции.

АКТИВНОСТЬ (В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ)

АКТИВНОСТЬ (В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ) [лат. actlvus - деятельный] - категория, отражающая асимметричность отношений между субъектом и объектом (средой). А. субъекта проявляется в том, что он сам является источником изменений, как происходящих с ним, так и вызываемых им в объекте. Основные формы А., рассматриваемые в психологии развития, - это деятельность и поведение субъекта, а также его общение с другими людьми. В последнем случае в качестве субъектов А. выступают оба общающихся индивида. Различные формы А. ребенка служат движущей силой его психического развития. Снижение уровня А. (пассивность) приводит к замедлению или искажению развития. А.Л.Венгер

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ -

процесс психического отражения. в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Предыдущая страница Следующая страница