Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАБУНСКАЯ ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

ЛАБУНСКАЯ Вера Александровна (р. 1947) - российский психолог, докт. психол. наук (1990), проф. (1992). В 1976 г. защитила канд. дис. «Психологические условия успешного опознания эмоциональных состояний по выражению лица», в 1989 г. - докт. дис. «Интерпретация невербального поведения в межличностном общении». Является действ. чл. Межд. академии информатизации; Межд. академии психол. наук. Входит в состав экспертов РФФИ, в состав ред. советов ряда психол. журналов. За заслуги в обл. образования награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». В 1971 г. окончила Ростовский гос. пед. ин-т. Работает в Ростовском гос. ун-те (в данный момент Юж. Федеральный ун-т). С 1991 по 1996 г. заведовала там каф. социальной психологии и психологии личности. С 1999 г. по наст. вр. заведует каф. социальной психологии ЮФУ. Ее науч.-исслед. деятельность связана с социальной психологией личности и посвящена разработке проблем психологии экспрессивного поведения личности, ее социальных способностей, проблем психологии затрудненного О. Она одной из первых разработала учебно-метод. комплекс к курсу «Психология экспрессивного поведения», программу социально-психол. тренинга, направленного на развитие невербального О., навыков самопрезентации и конструирования внеш. облика», к-рая используется в процессе подготовки мн. специалистов. Теорет. исследования В. А. Лабунской послужили основой для создания системы психол. помощи лицам, переживающим трудности О. в разл. сферах жизнедеятельности. На их базе разработана программа «Социально-психол. тренинг ведения переговоров в конфликтных ситуациях». Методики, разработанные ею, востребованы психодиагностической практикой. Разработки Лабунской используются в межд. проекте «Преподавание психологии в Европе» (TOPEU). Осн. работы: Невербальное поведение: социально-перцептивный подход, 1986; Познавательные и эмоциональные характеристики общения, 1990 ; Экспрессия человека: общение и межличностное познание, 1999; Психология затрудненного общения, 2001; Социальная психология личности в вопросах и ответах, 2002; Социально-психологические презентации толерантногоинтолерантного общения, 2002; Самопрезентация и отношение к своему внешнему облику // Субъект, личность и психология человеческого бытия, 2005; Осознаваемые и неосознаваемые компоненты в структуре невербального выражения личности, 2007. Н. Л. Карпова

ЛЕВИН (LEWIN) КУРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Алексеевич (1936-2004) - российский психолог, спец. в обл. общей психологии, психолингвистики, психологии речи. Докт. филол. наук (1968), докт. психол. наук (1975), проф. (1976). Действ. чл. РАО (1992); чл. Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (с 1993), чл. Совета по русскому языку при Правительстве РФ (с 1999). Чл. редкол. ряда межд. и рос. журналов. Сотрудничал с отеч. и зарубеж. обществ. организациями, связанными с изучением иностр. языков и психолингвистики. Окончил филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова (1958). Защитил канд. дис. по филологии «Общелингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ» (1966). Работал на каф. методики преподавания иностр. языков ф-та иностр. языков МГПИ им. В. И. Ленина, занимался проблемами психологии и методики преподавания иностр. языков. С 1966 г. преподавал курс психолингвистики на ф-те психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Он - основоположник и организатор психолингвистических исследований в отеч. психологии., разработал наиболее известную теорию речепорождения. Защитил докт. дис. по филологии: «Теоретические проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности» (1968) и был авт. и отв. ред. коллективной монографии «Основы теории речевой деятельности» (1974). Вел исследования в обл. языка и речевой деятельности, разрабатывал проблемы психологии О. А. А. Леонтьев - авт. одной из первых в России монографий на эту тему, на основе к-рой защитил докт. дис. по психологии (Психология речевого общения, 1975). Вместе с В. А. Кан-Каликом разрабатывал тему пед. О. в отеч. дидактике, уделял большое внимание языковой политике в образовании. Занимаясь проблемами психологии и психолингвистики, продолжал трудиться в сфере общего языкознания, истории языкознания, в сфере исследования развития русского языка, в т. ч. применительно к конкретным задачам его использования (Речь в криминалистике и судебной психологии (в соавт.), 1977). Выпустил обобщающую публикацию по папуасским языкам (Папуасские языки, 1974), а также первое науч. описание языка ток писин (Язык ток писин (в соавт.), 1981). Исследование языков народов России представил в обобщающей монографии «Путешествие по карте языков мира» (1981; 1990). Опубликовал труды И. А. Бодуэна де Куртенэ, Е. Д. Поливанова, Л. П. Якубинского, ряд работ Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, монографию «Л. С. Выготский» (1990). Вел большую научно-организационную и обществ. работу: являлся ген. секр. Межд. ассоциации коллективного содействия изучению языков (1990); почетным президентом Психолингвистического общества им. Л. С. Выготского (1991); президентом Межрегиональной обществ. организации в поддержку развития образовательной программы «Школа 2010» (2000). Осн. труды: Слово в речевой деятельности, 1965; Психолингвистика, 1967; Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, 1969; Язык, речь, речевая деятельность, 1969; Психология общения, 1974; 1997; 1999; Педагогическое общение, 1979; Основы психолингвистики, 1997; Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии, 2001; Деятельный ум, 2001. О. Г. Носкова

ЛИСИНА МАЙЯ ИВАНОВНА

ЛИСИНА Майя Ивановна (1929-1983) - российский психолог, спец. в обл. возрастной психологии и психологии О. Докт. психол. наук (1974), проф. (1980), являлась чл. редкол. журнала «Вопросы психологии». Основала всемирно известную науч. школу в сфере детской психологии, авт. концепции генезиса О. ребенка со взрослым. Окончив в 1952 г. психол. отделение филос. ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова, была принята в аспирантуру ИП АПН РСФСР к проф. А. В. Запорожцу. В 1955 г. защитила канд. дис. «О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные», с 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста в том же ин-те. В 1974 г. защитила докт. дис. «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет». С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Ин-та общей и пед. психологии. Разработала новое направление в детской психологии, ориентированное на изучение младенческого возраста, в к-ром выделила микрофазы развития детей этого возраста, их ведущую деятельность и осн. новообразования. Проводила новаторские исследования по проблемам генезиса О., его форм и движущих сил, влияния на развитие личности ребенка. Предложенный ею подход к изучению формирования личности ребенка в контексте О. основан на общеметодологической концепции, разработанной Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном. Ее отправным пунктом является представление о личности как совокупности обществ. отношений. М. И. Лисина высказала предположение, что возрастное развитие личности ребенка определяется складывающимися у него в практической деятельности и О. типами этих отношений. Важным фактором психич. развития ребенка она считала правильно организованное О. взрослого с ним и с первых дней жизни отношение к ребенку как к субъекту, неповторимой, уникальной личности. Одной из первых в психол. науке подвергла систематическому и углубленному анализу генезис О. как особой коммуникативной деятельности и первая последовательно разработала концептуальную схему этой деятельности, что позволило определить специфические особенности О. детей первых 7 лет жизни. Не имеющим аналогов в мировой психол. науке является цикл исследований о возникновении и развитии речи у детей. В основу его было положено рассмотрение речи как составного элемента структуры коммуникативной деятельности: речь возникает в условиях О. лишь тогда, когда осуществление коммуникативной деятельности ребенка становится невозможным без овладения этим особым средством. Дальнейшее развитие и обогащение речи происходит в контексте усложнения и изменения О. ребенка с окружающими. Осн. труды: Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской, 1997; Проблемы онтогенеза общения, 1986; Психология самопознания у дошкольников (в соавт), 1983. Е. А. Филонова

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ В ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГОНЕВРОЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ

Логопсихотерапия - разновидность психотерапии, направленная на восстановление нарушенного речевого О. при логоневрозе. Термин введен Ю. Б. Некрасовой (1968), создавшей на основе сеанса эмоциональнострессовой психотерапии К. М. Дубровского комплексную систему социореабилитации заикающихся подростков и взрослых. Суть методики Л. - вызывание, усиление и закрепление состояния готовности к речи, а также обучение пациентов свободе смены психич. состояний, что способствует полноценному О. Эффективность данной системы социореабилитации возможна на основе личностного подхода, позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в логопсихотерапевтический процесс. Система Л. состоит из 4 осн. этапов: I - пропедевтический (подготовительный, диагностический); II - сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии; III - активная групповая Л.; IV - контрольно-поддерживающий. Л. основывается на след. принципах: а) выявление «внутр. картины здоровья» пациента (термин начат использоваться Ю. Б. Некрасовой в 1991 г.) в отличие от традиционной «внутр. картины болезни» (по А. Р. Лурия); б) парадоксальность методов и приемов воздействия; в) коллективное сотворчество пациента и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса; г) принцип диалогического взаимодействия в процессе О.; д) преемственность этапов и методов. В сер. 1990-х гг. данные принципы были дополнены следующими: принцип «общечеловеческой значимости» процесса социореабилитации, нравственно-психол. подхода к проблеме «норма - патология», единства психол.-пед. и психотерапевтических воздействий, рассмотрения социореабилитации как целостного процесса, подготовки «психол. почвы», принцип динамической психотерапевтической диагностики и внутр. картины здоровья, принцип формирования психотерапевтического коллектива. Творческую активность пациентов стимулируют широко применяемые в системе лечения методы и приемы опосредованного логопсихотерапевтического воздействия библиотерапия (основа диагностического блока и логопсихотерапевтических групповых бесед), символтерапия (использование лечебных символов), кинезитерапия (терапия движением). Данные методы применяются в индивидуальной и групповой формах для вызывания, развития и закрепления саногенных (оздоровляющих, целебных, по Ю. М. Орлову) психич. состояний у пациентов. Лит.: Некрасова Ю. Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии // Вопр. психологии. 1985, № 2; Она же. Лечение творчеством. М., 2006; Карпова Н. Л. Основы личностнонаправленной логопсихотерапии. М., 2003. Н. Л. Карпова

ЛОЖЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

ЛОМОВ Борис Федорович (1927-1989) - российский психолог, спец. в обл. общей, инженерной и когнитивной психологии, психологии образования, психологии О. Докт. психол. наук (1963), проф., чл.-кор. АПН СССР (1967) и чл.-кор. АН СССР (1976). Директор ИП АH СССР (19721989), создатель и гл. pед. «Психологического журнала». Окончил психол. отделение ф-та философии ЛГУ (1951), защитил канд. дис. по психол. проблемам политехн. обучения (1954) и докт. дис. «Человек и техника (очерки по инженерной психологии)» (1963). Вместе с Б. Г. Ананьевым основал в ЛГУ ф-т психологии (1966), став его первым деканом, создал и возглавил первую в нашей стране лабораторию инженерной психологии. В 1972 г. организовал Ин-т психологии в системе АН СССР, стал его директором (1972-1989). Значит. часть работ Ломова посвящена исследованию общепсихол. проблем: особенности пространств. представлений и бимануального осязания, взаимодействие рук в процессе ощупывания и роли осязания в осуществлении практических действий, формирование и преобразование чувственных образов и графических навыков. Исследовал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации. Им исследовалась также проблема образа, роль и функции психич. образа в регуляции конкретных видов деятельности, коммуникативные функции психики. Анализируя проблему О., использовал общепсихол. подход к ее изучению. Большое внимание уделял проблемам психологии управления, рассмотрению психол. особенностей деятельности руководителя, специфике взаимодействия в системе «руководитель-подчиненный». Является одним из создателей отеч. инженерной психологии. Разрабатывал методолого-теорет. проблемы психол. науки: анализ категориального аппарата психологии, ее законов и принципов; роль и место психологии в системе др. наук; раскрытие внутр. единства и системного строения психол. знания; рассмотрение его совр. состояния и тенденций развития; определение путей построения психол. теории; исследование взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии. Осн. работы: Формирование графических знаний и навыков у учащихся, 1959; Осязание в процессах познания и труда (в соавт.), 1959; Человек и техника, 1966; Человек в системе управления, 1967; Правовые и социально-психологические аспекты управления (в соавт.,) 1972; Психологическая наука и общественная практика, 1973; Антиципация в структуре деятельности (в соавт.), 1980; Общение и познание, 1984; Методологические и теоретические проблемы психологии, 1984; Человек и автоматы, 1984; Образ в системе психической регуляции деятельности (в соавт.), 1986. В. А. Барабанщиков, В. А. Кольцова

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765) - русский ученый, энциклопедист, мыслитель, поэт. Академик Петерб. АН, чл. Академии художеств, почетн. чл. Шведской АН и Болонской АН. Окончил Славяно-греко-лат. академию в Москве, был затем направлен в АН в Петербурге, а затем в Марбургский ун-т. В 1741 г. вернулся в Россию. Впоследствии по его инициативе был создан Моск. ун-т (1755), ставший новым центром русской науки и культуры. Развивал идеи науки нового времени. Трактовал человека и его психич. деятельность с естеств.-науч. позиций, сыграл важную роль в духовном развитии русского общества. Источником познания считал «простые идеи», возникающие в организме при контактах органов чувств с природными телами, причем как организм, так и эти тела мыслил подчиненными объективным законам единого Универсума. Из простых идей, согласно Ломоносову, возникают сложные идеи, в т. ч. входящие в состав науки, социальное значение к-рой для просвещения народа и прогресса культуры ставилось им чрезвычайно высоко. Науч. познание представлял как взаимосвязь теоретического и эмпирического. Он подчеркивал важность служения науки обществ. нуждам. Высоко ставя задачу подготовки квалифицированных молодых людей для развития в России образования и науки, настаивал на зависимости их успехов от природных дарований, возлагая надежду на вовлечение их в науку независимо от сословной принадлежности. Высказал ряд новаторских положений об эмоциях (страстях) и их своеобразии в разл. возрастные периоды. Большое внимание уделял воздействию речи на психику человека. При этом особо подчеркивал воспитательную (а не только образовательную) роль языка, в особенности для воспитания патриотизма. Ему принадлежит также оригинальное объяснение восприятия цвета. Осн. труды: Полное собр. соч. в 10 т., 1950; Избр. произв., 1965. М. Г. Ярошевский

Предыдущая страница Следующая страница