Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРАБАНЩИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

БАРАБАНЩИКОВ Владимир Александрович (р. 1949) российский психолог, спец. в обл. теории и методологии психологии, психологии познавательных процессов, межличностного восприятия, О. и эксперим. психологии. Ученик и последователь Б. Ф. Ломова. Зав. лаб. ИП РАН (с 1991). Докт. психол. наук (1991), проф. (1995), чл.-кор. РАО (2006). Один из основателей и первый вице-президент Рос. психол. общества (1994-2003). Чл. Ген. ассамблеи Межд. союза психол. науки (IUPsyS) (1995-2004). Гл. ред. журнала «Экспериментальная психология» (с 2008). Лауреат премии им. С. Л. Рубинштейна Президиума РАН. После окончания ф-та психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1972) направлен в ИП АН СССР (ныне ИП РАН), где работает по наст. вр. Прошел путь от стажера-исследователя до зав. лабораторией. В 1978 г. защитил канд. дис., в 1991 - докт. дис.: «Динамика зрительного восприятия: системно-генетический анализ». В 1991 г. организовал и возглавил лабораторию системных исследований психики в ИП АН СССР, преобразованную позднее в лабораторию познавательных процессов и матем. психологии. В 1988-1998 гг. - проф., рук. филиала каф. психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова при ИП АН СССР (сейчас ИП РАН). В. А. Барабанщиков - один из организаторов ф-та психологии Ин-та психоанализа, с 1995 г. - зав. каф. общей психологии и декан этого ф-та, в 2007 г. в рамках МГППУ организовал Центр эксперим. психологии, директором к-рого является. С 1970 г. изучает психол. механизмы зрительного восприятия: раскрыл закономерности динамики зрительного поля наблюдателя в микроинтервалах времени, выявил зонную природу перцептивноокуломоторных отношений; предложил оригинальный подход к анализу организации и развития перцептивного процесса, реконструкция к-рого выполняются на основе понятия «событие». Большой цикл исследований Барабанщикова, его сотрудников и учеников посвящен разработке коммуникативных аспектов познавательных процессов. На большом эксперим. мат-ле исследованы закономерности восприятия экспрессивных состояний и индивидуально-психол. особенностей незнакомого человека по выражениям его лица. Разработаны основы новой области психол. знания - фациопсихологии. В цикле методологических работ раскрыты содержание, совр. состояние и тенденции развития принципа системности в психологии. Осн. труды: Динамика зрительного восприятия, 1990; Окуломоторные структуры восприятия, 1997; Восприятие и событие, 2002; Системность. Восприятие. Общение (в соавт. с В. Н. Носуленко), 2004; Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса, 2006; Восприятие выражений лица, 2009. Отв. ред. коллективных трудов: Общение и познание, 2007; Познание в структуре общения, 2008; Познание и общение: теория, эксперимент, практика, 2008; и др. Ряд науч. работ опубликован за рубежом - в США, Канаде, Германии, Франции, Голландии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Китае, Вьетнаме. К. И. Ананьева

БАРЬЕР КОММУНИКАТИВНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ

Барьер смысловой - это возникающее между субъектами О. непонимание вследствие разной трактовки одного и того же высказывания, действия или события. Здесь информация при одинаковом значении имеет разный личностный см ысл для участников взаимодействия. Б. с. сопровождается повышенной аффективностью О. В силу разного отношения коммуникатора и реципиента к одному и тому же явлению, поступку, тексту или требованию последний оказывается невосприимчив к воздействию. Здесь включается либо прямое открытое игнорирование сообщения, либо психол. защиты, мотивы избегания, эффект выученной беспомощности. Б. с. достаточно устойчивы, и их преодоление связано, как правило, с применением спец. психол. приемов, напр. пристроек разного уровня. Преодоление этого типа барьеров зависит от причин, обусловивших их возникновение. Л. С. Славина рассматривала Б. с. как фактор, играющий большую роль в успешности О. Причинами возникновения Б. с. могут также стать: неприятие формы выражения требований, неприятие личности партнера, а также неумение выявить подлинные мотивы реципиента и вследствие этого неадекватная реакция коммуникатора на его действия; длительное чрезмерное применение однообразных приемов и средств воздействия; негативная эмоциональная реакция на неправильное с т. зр. субъекта отношение к нему; сформировавшееся у окружающих мнение о партнере взаимоотношений. Б. с. связаны с отвержением либо неправильной интерпретацией другого как носителя определенных смыслов, ценностей, мотивов деятельности, отношения к ситуации взаимодействия, себе и другому как партнеру совместной деятельности. И. А. Зимняя выделяет статусно-позиционно-ролевые барьеры, связанные с асимметрией статусов, атрибутами роли и конвенциальными отношениям. Недостаток коммуникативной компетентности затрудняет выбор и реализацию адекватных форм, приемов и способов взаимодействия, вызывая барьеры, препятствующие усвоению новой информации. В психологии показано, что в отличие от передачи текста, субъект, делая сообщение, транслирует свои личностные смыслы, отражается в партнере, вкладывает свои ресурсы в трансакции, хотя интерпретация этого сообщения при восприятии и эффекты трансляции не всегда бывают однозначными. Зачастую возникают такие феномены, как барьеры интерпретации, барьеры трансляции, барьеры презентации. Лит.: Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростовн/Д, 1997; Лабунская В. А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 5; Мицич П. Передача информации, техника постановки вопросов, искусство слушать, наблюдение за собеседником // Психология влияния: Хрестоматия по психологии / Под ред. Морозова А. В. СПб., 2000; Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2001; Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005. Т. Н. Щербакова

БАРЬЕРЫ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - российский философ, психолог, литературовед, теоретик культуры. Спец. в обл. теории познания, эстетики, культурологии, филологии и литературоведения. После окончания Одесской гимназии учился на историко-филол. ф-те Новороссийского ун-та, затем перешел в Петроградский ун-т, к-рый окончил в 1918 г. Владел 5 языками (гр., лат., нем., англ., фр.). По окончании ун-та преподавал в Невеле в единой трудовой школе. В 1920-1924 гг. преподавал всеобщую литературу и философию музыки в Пед. ин-те и консерватории Витебска. Разрабатывал проблему понимания творчества как поступка. В 1924 г. переехал в Ленинград. Исследовал проблемы культуры и литературы. В 1929 г. был арестован по сфабрикованному ОГПУ обвинению в причастности к деятельности «нелегальной организации правой интеллигенции», существовавшей в течение ряда лет в Ленинграде под названием «Воскресение», и отправлен на 5 лет в ссылку в г. Кустанай. В этом же году опубликовал книгу «Проблемы творчества Достоевского», в к-рой исследовал вопросы создания полифонического и диалогического романа. Во время ссылки написал работу «Слово о романе» (1934-1935). В 1937 г., после окончания ссылки, работал в г. Кимры учителем в школе. В этот период пишет труд о «смеховой культуре» - «Рабле в истории реализма», к-рую в 1940 г. представил в кач. докт. дис. в Ин-т мировой культуры АН СССР. Однако эта работа, оцененная позже как выдающееся науч. достижение, не дала М. М. Бахтину возможности получить докт. степень (была доработана и опубликована только в 1965). С 1945 по 1961 г. работал в Саранске, преподавал и заведовал каф. в Мордовском пед. ин-те. В 1960-х гг. переехал в Москву. Науч. наследие Бахтина очень велико и разнообразно. Он считал, что философия (равно как и психология) должна исследовать жизнь как деятельность (не столько физическую, сколько духовную). Разрабатывал «философию поступка», трактуя поступок как результат ответственно воспринятого, а не навязанного извне, долженствования. Решал с этой позиции проблему ценности: «общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте». Бахтин творчески осмысливает такие фундаментальные понятия, как «душа», «дух», «духовное», «душевное», «тело». Новаторской предстает и его разработка проблемы «я-для-себя», «я-для-другого», «другойдля-меня». Здесь осн. идея состоит в том, что каждый феномен человеческой жизни необходимо воспринимать как феномен культуры. А идея культуры понималась им как синтез духовных смыслов бытия - логических, эстетических, религиозных, нравственных, эмоциональных. Только через культуру человек способен к самодетерминации и способен быть ответственным за свои поступки. Важное место в его творчестве занимали проблемы языка. Он предпринял попытку «перенести» вопрос о взаимодействии культуры и человека в семиотическую плоскость. Язык, по Бахтину, - это совокупность принятых в данной культуре и выраженных в знаковом материале значений и смыслов. «Слово», считает он, есть акт индивидуального творчества; «социальный кругозор» - та область значений, к-рая отведена индивидуальному сознанию данной эпохой и данной культурной ситуацией. В этом же контексте Бахтин разрабатывал проблемы диалога и О. (как речевой коммуникации). Трактовал высказывание как «звено в очень сложно организованной цепи др. высказываний», вступающих с ним в те или иные отношения, когда всякий говорящий является в большей или меньшей степени отвечающим. Исследовал также эстетику словесного творчества, формы времени и хронотопа в романе, проблемы текста в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках. Работы Бахтина лежат в основании многих его работ по психолингвистике и психологии искусства. Осн. труды: Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965; 1990; Эстетика словесного творчества, 1979, 1986; Работы 20-х годов, 1994; Проблемы творчества и поэтики Достоевского, 1994; и др. Л. А. Карпенко

БЕАТОТЕРАПИЯ

Беатотерапия - одна из психотехнологий, повышающая эффективность О. Б. может быть названа живой школой О., поскольку создает условия, при к-рых клиенты учатся сознательно наблюдать, изучать собственное О. и овладевать им во всей его сложности. В процессе Б. неэффективным поначалу бессознательным коммуникациям клиентов противопоставляются целенаправленные и сознательные коммуникации беатотерапевтов, создающие «систему зеркал», с помощью к-рых клиенты смогут спокойно и без страха увидеть особенности своего О., могут глубоко заглянуть в причины использования «нечистых посланий» и при желании увидеть перспективы возможных преобразований. Последовательные наблюдения и анализ О. позволяют как клиенту, так и беатотерапевтам внимательно и последовательно наблюдать каждый язык О., в совместной работе отслеживать достижения и ошибки, исследовать особенности собственного внутр. мира, порождающие чистые или зашумленные послания. В чистом послании содержания, передаваемые на разных языках коммуникации, соответствуют друг другу или взаимно друг друга дополняют. Чистота послания зависит от осознанности О. Нечистое или зашумленное послание передает разными языками разные, часто даже полярные, сведения. Б. постулирует, что необходимо учиться использовать в О. чистые послания. В О., к-рое может подняться на уровень искусства, важно, чтобы человек осознавал, чего он хочет, и намеренно достигал поставленных целей с помощью особых техник или приемов О. Лит.: Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1., Т. 2. М., 1999; Она же. Некоторые аспекты беатотерапии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 4; Спиваковская А. С., Мхитарян А. В. 9 х 12. Диалоги о беатотерапии. - М., 2009. А. С. Спиваковская

БЕЛЯВСКИЙ ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ

БЕЛЯВСКИЙ Илья Григорьевич (1927-2004) - русский и украинский психолог, докт. психол. наук (1985), проф. (1988). Окончил Киевский пед. ин-т им. М. Горького (1950). Работал преподавателем в Конотопском учительском ин-те (1950-1952); Житомирском пед. ин-те (1952-1957); старшим инспектором Мин-во культуры Украины (1957-1959); зав. каф. педагогики и психологии Горно-Алтайского пед. ин-та (1959-1967) и Ростовского ун-та (1967-1978; 1982-1986), где организовал каф. общей и социальной психологии. Преподавал психологию в ун-те г. Катовице (Польша, 1978-1982). С 1986 г. и до последних дней жизни - зав. каф. общей и социальной психологии Одесского гос. ун-та им. И. И. Мечникова. Чл. ред. совета «Психологического журнала». Один из основателей истор. психологии в Украине. Изучал рудиментарные и высшие формы О., полюса системы человеческой коммуникации, определяющие историческое осевое сечение всей системы поведения личности. Осуществил сравнит. анализ особенностей О. с прошлым представителей разл. истор. эпох (античность, средневековье, современность); историко-психол. конкретизацию идей М. Бахтина, Л. Февра, М. Фуко и др. на материале отеч. истории. Осн. труды: Психология личности студента // Педагогика высш. шк. Ростов-н/Д, 1965; Основы психологии личности. Ростов-н/Д, 1974; Проблемы исторической психологии. Ростов-н/Д, 1982 (в соавт. с В. А. Шкуратовым); Развитие психолого-исторических представлений. Киев, 1988; Историческая психология. Одесса, 1991; Исповедь пасынка века и немного исторической психологии. Одесса, 1997; Соціальна перцепція. Одесса, 2000; Одесские, отнюдь не Тэвистокские лекции. Одесса, 2000; Контраверсивная психология. Одесса, 2002. М. Л. Чепа

БЕНЕДИКТ (BENEDICT) РУТ

БЕНЕДИКТ (BENEDICT) Рут (1887-1948) - американский антрополог, этнопсихолог и поэтесса (псевдоним - Анна Синглтон). Спец. в обл. психологии и культурной антропологии. Окончила Вассар-колледж в Покипси (штат Нью-Йорк). В 1919 г. поступила на курсы Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Продолжила обучение у антрополога Ф. Боаса в Колумбийском ун-те. После защиты дис. «Концепция духа покровительства в Северной Америке» (1923) работала в Колумбийском ун-те помощником и преемником Ф. Боаса. С 1922 сотрудничала с М. Мид. Осуществила антропопсихол. исследование племен индейцев Сев. Америки. В 1926-1928 гг. была президентом Амер. этнологического общества. В 1928 г. опубликовала первые статьи по проблемам культурантропологии. Исследовала взаимосвязи психики и культуры, психологии и антропологии. Оказала существенное влияние на развитие и социально-культурной ориентации совр. антропологии. Считала, что культура являет собой целостную конструкцию, состоящую гл. о. из интеллектуальных, религиозных и эстетических элементов. В результате социально-антропологических исследований пришла к выводу, что этнич. особенности определяются преим. социальной средой, в к-рой существенную роль играет «этос культуры» - специфическая совокупность структур, основных обществ. ценностей и установок, определяющая содержание и направленность воспитания детей и жизнедеятельность взрослых. В 1934 г. в статье «Антропология и аномалия» показала, что представления о «норм.» и «анорм.» являются относительными и варьируют от культуры к культуре. Подчеркивая культурогенный и релятивистский характер данных представлений, отметила, что их относительность распространяется и на социальное, и на сексуальное поведение людей. Изучала транскультурные факторы, позволяющие сглаживать и уменьшать этноцентризм и межнациональную враждебность. С позиций психоанализа исследовала воздействие культуры на личность. В значит. части описывала изучаемые явления посредством категориальнопонятийного аппарата психоанализа и психиатрии. Содействовала распространению психоаналитических идей и стимулировала интерес психоаналитиков, психологов и психиатров к проблемам культуры. В 1934 г. опубликовала книгу «Паттерны культуры». В кач. одной из возможных трактовок культуры предложила ее понимание как относительно опр. совокупности предписаний для личности, сопряженных с ее душевной организацией и возможностями самореализации. Показала решающую роль культуры в создании разл. образов жизни. Опровергала примитивные представления о линейной направленности истор. процесса и подчеркивала неограниченность «конфигураций культуры». Обосновывала недопустимость войн и любых форм дискриминации. Боролась за права человека. Выступала против существования цензуры. Организовала сбор подписей под письмом протеста против нацизма и расизма. В послевоенный период осуществила дистанционное исследование культур России, Польши, Китая и др. В 1947 г. была избрана президентом Амер. антропологической ассоциации. Оказала влияние на развитие и социально-культурной ориентации совр. антропологии. Осн. труды: Раса, наука и политика, 1940, и работы по проблемам антропологии и этнопсихологии. В. И. Овчаренко

БЕРН (BERNE) ЭРИК

БЕРН (BERNE) Эрик (1910-1970) - американский психолог и психиатр, основатель трансактного анализа, одного из направлений психотерапии и практической психологии. Докт. медицины, проф. Ученик П. Федерна. Родился и получил мед. образование в Канаде. После окончания ун-та в Монреале эмигрировал в США, где продолжил образование, специализируясь в психоанализе. Являясь армейским психологом, во время В. М. В. начинает использовать групповую психотерапию. В 1947 г. опубликовал книгу «Психика в действии» (в дальнейшем переиздавалась под названием «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»). Первая науч. работа Берна была посвящена изучению интуиции. Интерес к этой проблеме сохранялся у него всю жизнь. В 1977 г. после его смерти все его работы по этой проблеме были собраны в книге «Интуиция и эго-состояния». Отойдя от классического психоанализа, к-рым занимался 15 лет, Берн разработал свою собственную психотерапевт. концепцию - трансактный анализ (анализ взаимодействий людей). Основал Межд. Ассоциацию Трансактного анализа. Хотя он всегда подчеркивал отличия своего подхода от взглядов З. Фрейда, последний оказал на его взгляды значит. влияние. Берн говорил о том, что если представить теорию трансактного анализа в виде яблока, то психоанализ будет его сердцевиной. Как и многие представители неофрейдизма, он заострял свое внимание на социальных аспектах этиологии психич. расстройств, называя на первых порах свой подход «социальной психотерапией». В основе учения Берна лежит его представление о личности: в каждый момент человек может находиться в одном из 3 эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок), переключаясь в др. состояние при изменении ситуации. В ключевом для трансактного анализа понятии «эго-состояние», к-рое впервые было использовано его учителем, П. Федерном, отразились как психоаналитическое учение о личностной динамике, так и оригинальные взгляды Берна, берущие начало из его практического опыта. На работе с эго-состояниями клиентов (структурном анализе) строится изучение межличностных взаимодействий (собственно трансактный анализ), стереотипных манипулятивных поведенческих схем (анализ игр) и долговременных жизненных планов (анализ сценария). Задачей психотерапевта становится избавление клиента от рано сформировавшихся деструктивных игр и соответствующего сценария, а также достижение близости и независимости в межличностных отношениях при О. Осн. труды: Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений, 1966; Что мы говорим после того, как произнесли приветствие (Люди, которые играют в игры). Психология человеческой судьбы, 1972, 1988; Структура и динамика организаций и групп, 1963; Секс в человеческой любви, 1970; и др. В. К. Калиненко

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927) - российский невропатолог, психиатр, рефлексолог, физиолог и психолог. Докт. медицины (1881), проф. (с 1894). Окончил гимназию (1873) и Медико-хирургическую академию (1878) в Петербурге. С 1878 г. работал на каф. нервных и душевных болезней Петерб. медико-хирургической академии. В 1884 г. стажировался по невропатологии и психиатрии в Германии (у В. Вундта и др.), Франции (у Ж. Шарко) и Авст рии (у Т. Мейнерта и др.). С 1885 г. работал ординарным проф. и зав. каф. психиатрии Казанского ун-та, заведовал психиатрической клиникой окружной лечебницы Казани. В 1885 г. создал первую в России эксперим. психофизич. лабораторию. В 1890 г. разработал новый вариант метода самовнушения («Методика самовнушения Бехтерева»). В 1892 г. организовал в Казани первое в России Общество невропатологов и психиатров, ориентированное на комплексное изучение психич. процессов. В 1893 г. основал первый русский журнал по неврологии: «Неврологичес кий вестник». С 1893 по 1913 г. работал проф. невропатологии и психиатрии и зав. каф. Петерб. медико-хирургической (военно-медицинской) академии. Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество норм. и эксперим. психологии и науч. организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и др. В 1908 г. организовал и возглавил Психоневрол. ин-т - оригинальное неправительственное заведение, многочисл. и разнообразные структуры к-рого были ориентированы на комплексное изучение человека и интеграцию науки, образования и практической деятельности. В 1918 г. организовал и возглавил Гос. ин-т по изучению мозга и психич. деятельности (позже - Гос. рефлексологический им. В. М. Бехтерева, затем Ин-т по изучению мозга). Организовал и руководил Гос. психоневрол. академией. Исследовал ряд психиатр., неврол., физиол., морфол. и психол. проблем. Ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформацию совр. психологии, разработал собственное учение, к-рое последовательно обозначал как объективную психологию (с 1904), затем как психорефлексологию (с 1910) и как рефлексологию (с 1917). Уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию. Широко использовал понятие «нервный ре флекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса. Открыл и изучил проводящие пути спинного и головного мозга человека, описал нек-рые мозговые образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Описал нек-рые болезни и разработал методы их лечения («Бехтерева постэнцефалитические симптомы», «Бехтерева психотерапевт. триада», «Бехтерева фобические симптомы» и др.). Создал лекарственные препараты («микс тура Бехтерева» и др.). Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения. Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Многократно критиковал учения З. Фрейда, А. Адлера и др. психоаналитически ориентированные доктрины, но вместе с тем способствовал проведению теорет., эксперим. и психотерапевт. работ по психоанализу (А. С. Грибоедов, А. К. Ленц, В. Н. Мясищев, И. А. Перепель, Т. К. Розенталь и др.), к-рые осуществлялись в плановом порядке в возглавляемом им Ин-те по изучению мозга и психич. деятельности. Подготовил когорту рос. психиатров и невропатологов. Осн. труды: Роль внушения в общественной жизни, 1898; Психика и жизнь, 1902; Объективная психология, 1904; Психорефлексология, 1910; Гипноз, внушение и психотерапия, 1911; Общая диагностика болезней нервной системы, 1911-1915; Общие основы рефлексологии человека, 1917; Рефлексология, 1918; Коллективная рефлексология, 1921; Внушение и воспитание, 1923; Объективное изучение личности, 1923; Психология, рефлексология и марксизм, 1925; Проводящие пути спинного и головного мозга, 1926; Мозг и его деятельность, 1928; и мн. др. В. И. Овчаренко

БИБЛИОПСИХОЛОГИЯ, ИЛИ БИБЛИОТЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Библиопсихология, или библиотечная психология - раздел психологии, пересекающийся с библиотековедением, психологией труда библиотечных работников и пед. психологией, - направлен на изучение психологии читателя и психологии чтения. Основы библиотечной психологии (Б. п.) заложены Н. А. Рубакиным, к-рый создал в 1920-е гг. в Лозанне Межд. ин-т библиопсихологии. Н. А. Рубакин определял Б.п. как «науч. изучение всех психич. явлений, связанных с созданием, циркуляцией и утилизацией печатной, рукописной и устной речи» (он же ввел синоним - «библиологическая психология»). Исследуя влияние устного, печатного и рукописного слова как на индивида, так и на коллектив, считал необходимым в теории книги соблюдать «примат читателя» над «приматом содержания», утверждая, что «без читателя нет книги» и «изучать надо не слова, а психол. явления, ими возбуждаемые». Опираясь на три закона, выдвинутых: 1 - языковедами В. Гумбольдтом и А. Потебней: «слово, фраза, книга есть возбудители, а не передатчики чужой мысли, чужого чувства, чужих стремлений»; 2 - биологом Р. Семоном о единстве психич. и физиол. явлений; 3 - филологом и социологом И. Тэном - о значении расы, среды и момента как 3 осн. факторов, обусловливающих происхождение и эволюцию литературных явлений, - Н. А. Рубакин разработал и описал осн. методы и принципы библиопсихологического исследования, выдвинул главной задачей Б. п. теоретической - «выяснение функц. зависимости библиопсихологического восприятия от индивидуальных и социальных особенностей субъекта», Б. п. прикладной «практические пути для коренного улучшения творческой работы, называемой создаванием, циркуляцией и утилизацией устного, рукописного и печатного слова». Б. п. дает основы психол. анализа О. читателя с текстом (печатным, рукописным, устным), позволяет выявлять особенности О. с текстами разл. жанров (научным, художественным, публицистическим, разговорным), текстами чужими и собственными, а также - О. читателя с автором и читателей между собой, выявляя возрастные, гендерные, социальные, профессиональные и иные аспекты. Лит.: Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек. М., 2005; Рубакин Н. А. Что такое библиологическая психология? Л., 1924; Он же. Психология читателя и книги // Краткое введение в библиологическую психологию. 1929. 2-е изд. М., 1977. Н. Л. Карпова

БИБЛИОТЕРАПИЯ

Библиотерапия - разновидность психотерапии, использующая художественную книгу как одну из форм лечения словом, заключенным в художественную форму. Б. - это метод сложного сочетания книговедения, психологии и психотерапии (Мясищев, 1960). Как опосредованное терапевтическое О. врача с больным использование чтения книг с лечебной целью в России началось в XIX в. (Дядьковский, 1836), но термин Б. вошел в употребление в 1920-е гг. в США: впервые в 1916 г. его использовал американский исследователь С. Крозерс (S. Crothers). По определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, Б. - это «использование специально подобранного для чтения мат-ла как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем пациента при помощи направленного чтения». В Б. выделяют 3 осн. направления: 1) библиоведческое, сторонники к-рого считают, что библиотека для больных должна играть роль фактора, только отвлекающего от мыслей о болезни, помогающего переносить физич. страдания, но не ставить перед собой целей руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп; 2) психотерапевтическое, сторонники к-рого считают, что Б. является компонентом психотерапевтического лечения больных неврозами и нек-рой части психически больных. Оно проводится только врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря; 3) вспомогательное в лечебном процессе, представители к-рого считают Б. в ряде случаев не только вспомогательной, но и равноправной частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях. В последнем случае Б. требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря. В нашей стране Б. как метод опосредованного воздействия на больных с разл. видами неврозов развивалась с 1960-х гг. (И. З. Вельвовский, А. М. Миллер, А. Е. Алексейчик). Б. используется в индивидуальной и групповой формах и выполняет разл. функции: диагностическую, коммуникативную, прогностическую, терапевтическую. В процессе Б. посредником между пациентом и терапевтом становится специально подобранная книга или опр. текст: пациент, читая заданные произведения и анализируя их (как правило, письменно), «привносит» собственные дополнения - отступления от текста, рассуждения «по поводу», оговорки, эмоциональные оценки, воспоминания, - наиболее полно раскрывается как личность. Особый библиотерапевтический эффект - «снабжение» больного рядом положительных исцеляющих состояний (успокоение, удовольствие, чувство уверенности в себе, повышение психич. активности и др.), возникающих у него в ходе глубокого вчувствования, понимания произведения, идентификации с героями и их переживаниями. Лит.: Алексейчик А. Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Т., 1985; Библиотерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000; Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек. М., 2005; Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством. М., 2006. Н. Л. Карпова

БИОЛОГИЧЕСКОЕ СИГНАЛЬНОЕ ПОЛЕ ЖИВОТНЫХ

Биологическое сигнальное поле животных (термин предложен Н. П. Наумовым): 1. Вносимые жизнедеятельностью животных изменения в окружающую среду и приобретающие информационное значение для представителей данного вида, а иногда и для представителей др. видов. 2. Вся доступная животным информация, как непосредственно получаемая от животного, обитающего на опр. территории, так и опосредованная - от следов жизнедеятельности животного на данной территории. Следы жизнедеятельности, имеющие информационное значение, достаточно видоспецифичны. Напр., для бурого медведя это «задиры» коры деревьев на высоте своего роста (при стоянии на задних конечностях), для песчанок - сооружение «сигнальных холмиков» или «сторожков» из грунта, пропитанного собственными выделениями, для домашней кошки - помеченные при особом маркировочном мочеиспускании «выделяющиеся» предметы - стволы деревьев, углы зданий, колеса автомобилей, для амурского тигра - «поскребы», сделанные когтями, и мочевые метки на вертикальных поверхностях тоже чем-то «выделяющихся» объектов - величиной, необычной формой ствола, наростами (деревья), отдельно расположенные крупные камни. У территориальных видов млекопитающих информационное значение приобретают также постоянные и временные убежища, соединяющая их сеть троп. Для насекомых (муравьев) информационное значение имеют также запаховые следы, оставляемые на тропах, расходящихся от муравейника в направлении кормовых участков. Пчелы, найдя обильный источник корма, метят это место при помощи особой железы, оставленный запах позволяет др. пчелам, получившим информацию, переданную во время «танца» разведчицы («танцы» пчел), легче обнаружить этот источник корма. Для Б. с. п. ж. в значении 2 к перечисленным выше источникам информации следует добавить информацию, передаваемую с помощью особых сигналов непосредственно от животного к животному (сигналы животных). Н. Н. Мешкова

БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ОБЩЕНИИ

Биосоциальная проблема в общении - одна из науч.-филос. проблем, связанных с эволюционной теорией, экологией, генетикой, антропологией, психологией, медициной и др. науками. Все они каждая по-своему изучают социально-культурную обусловленность филогенетического и онтогенетического развития человека, его О. Преобладание социальной детерминации поведения, О. человека обусловлено тем, что психика, сознание и мировоззрение личности в огромной степени предопределяет характер обществ.-истор. строя, среды, в к-рой живет индивид. Однако преобразование социокультурных свойств под воздействием социальных факторов отнюдь не ведет к исчезновению природного начала в человеке, в его О. Биологическая субстратность человека - вечное естеств. условие человеческой социально-культурной жизнедеятельности. Особое место принадлежит исследованию механизмов взаимодействия природных и социальных условий и факторов с организменной и личностной подструктурами человека. Биосоциальная проблема и теорет. модели ее разрешения (снятия) прослеживается и в анализе теорет. подходов к О., его нарушениям. Психич., сексуальные расстройства, хронические соматические заболевания, заболевания эндокринной, нервной систем проявляются и на уровне О. Социальная ситуация также может приводить к нарушению О. (разрыв отношений, смерть, распад значимой группы, в к-рой протекало О. и пр.). С др. стор., интенсивные и/или хронические трудности в О. могут способствовать возникновению расстройств в организме его субъекта, могут приводить к изменению социальной ситуации, в к-рой протекает такое О. Патогенный процесс О., хронические трудности, к-рые в нем испытывает субъект О., межличностные и межгрупповые конфликты, в к-рые вовлечена личность, способны порождать у нее хронический дистресс, тот или иной внутриличностный конфликт и пр., что не может не сказаться на физич. состоянии субъекта О. Психогигиена О. служит целям психопрофилактики психич. и соматических заболеваний человека. Лит.: Новая философская энциклопедия. М., 2001; Спиркин А. Г. Философия. М., 1998; Хрусталев Ю. М. Философия. М., 2004; Человек, Цивилизация. Общество. М., 1992. Ю. М. Хрусталев

БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ОБЩЕНИЯ

Бихевиоральная терапия общения (от англ. behavior поведение) - ряд тщательно разработанных методов лечения (в т. ч. - сексуальной дисфункции в семье, супружеских конфликтов), направленных на изменение или формирование новых шаблонов О., т. е. на искоренение нежелательного поведения и создание условий, при к-рых требуемое поведение проявлялось бы как можно чаще. Б. Скиннер рассматривал терапию как сферу контроля. Любая обещанная и реально предоставленная психотерапевтом помощь действует, на его взгляд, как позитивное подкрепление, усиливая влияние терапевта. Последний может стать для пациента не представляющим угрозы слушателем, перед к-рым не страшно быть свободным в проявлении поведения, к-рое пациент обычно подавляет. Позитивные отношения с терапевтом, впрочем, являются необходимым, но не достаточным условием эффективной психотерапии. С т. зр. бихевиоризма, симптом и является самой болезнью, тем, что непосредственно следует лечить. Жалобы пациента рассматриваются как осн. момент психотерапевтического лечения. Терапевт-бихевиорист интересуется реальным поведением пациента, а не его внутр. состояниями или возникшими в прошлом причинами этого поведения. Он заинтересован в обучении, тренировке и стимуляции таких видов поведения пациента, к-рые могут эффективно соперничать с поведением, создающим ему дискомфорт или мешающим жить, а потом и вовсе устранить его. Совместно с пациентом он ставит цели лечения, обозначая их настолько отчетливо, что и терапевт и пациент понимают, когда эти цели достигаются. Бихевиоральная терапия. эффективно используется для коррекции О. клиента, выработки у него новых коммуникативных умений. Лит.: Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер. СПб., 2007; Rachman S. J., Wilson G. T. The effects of psychological therapy (2nd ed). Elmsford. N. Y., 1980. Н. Д. Творогова

БЛОГОСФЕРА

Блогосфера - глобальная база всех блогов Сети, предназначенных для О., поиска и обмена информацией, формирования и высказывания своих мнений; это динамично развивающаяся социальная сеть, узлами к-рой выступают блоги, а соединительными нитями - взаимоотношения между блогерами (авторами блогов) и их web-аудиторией. Блог (сетевой журнал, дневник событий, интернет-дневник) - веб-сайт, позволяющий блогеру публиковать заметки, статьи, фотографии или мультимедиа на разл. темы и получать отзывы на них. В зависимости от целей создания блогов и их структурных характеристик среди них выделяют фильтры, личные дневники, записные книги и к-блоги (knowledge-blogs). В последнее время активно появляются видеоблоги, фотоблоги, блоги литературы и др. Темы блогов и их внеш. оформление, как правило, неограниченны; нет стандартов и в написании комментариев. Полная свобода слова и отсутствие пространственно-временных координат - осн. черты Б. Несмотря на кажущийся хаос, она несет в себе целостность и актуальность, четко реагируя на события в жизни мирового сообщества; в ней есть иерархическая структура, согласно к-рой избранные блоги являются центрами влияния и цитирования. В Б. пассивный интернет-пользователь оказывается активно коммуницирующим человеком; коммуникация становится не просто средством передачи информации, самовыражения, самопрезентации, но и особым действием. Взаимодействие между блогерами происходит за счет комментариев, гиперссылок, записей, оперативного предъявления новостей, что, в свою очередь, позволяет информации распространяться с очень высокой скоростью. Сегодня блогосфера определяется как «самый прямой» коммуникационный канал, с особым принципом подачи информации - обращенностью «к своим» (читатели блога и его автор говорят на одном языке - разговорном). Коммуникационная особенность заключается в совмещении своей внутр. коммуникации/коммуникации с самим собой и диалогичности: обращение к себе, к другому и себе как другому. По сути, блогосфера представляет собой разветвленное сетевое мегасообщество, отражающее настроения, интересы, предпочтения людей разл. гендерной роли, социального статуса, национ. и географической принадлежности. Поэтому она становится не только средством массовой информации, но и источником информации для традиционных СМИ: высокая интерактивность блогов позволяет наблюдать, как меняется и трансформируется обществ. мнение, какие суждения преобладают, отбирать значимые для общественности события и выводить их в широкие массы. Одновр. блогосфера оказывается удобной рекламной площадкой, платформой для влияния на обществ. сознание и проведения маркетинговых и социальных исследований. Благодаря блогосфере появились такие понятия, как: албанский язык (сетевой жаргон блогеров, построенный на неправильном написании слов, напр., «пеши исчо», «фтему»); блук (блогокнига, онлайн-книга, основанная на коллективных записях из блога); флешмоб (массовая акция, организованная и спланированная с помощью Интернет или мобильной связи). Существует понятие «серая блогосфера» - доля «мусора» в блогосфере, это блоги (спам-блоги или сплоги), к-рые не раскрывают заявленную тематику, характеризуются постоянным перекрестным цитированием друг друга (пиаром) и отсутствием четкого плана развития. Лит.: Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. СПб., 2006. Интернет-журналистика // Под ред. А. Калмыкова, Л. Коханова: учеб. пособие. М., 2005; Herring S., Kouper I., Scheidt L., Wright E. Into the Blogosphere: Rhetoric, Community, and Culture of Weblogs. Minneapolis, Minnesota. 2004. С. С. Куликова, Т. Н. Носкова

БОДАЛЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

БОДАЛЕВ Алексей Александрович (р. 1923) - российский психолог, спец. в обл. психологии личности, социальной психологии, социальной перцепции и психологии О. Ученик Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева. Докт. психол. наук (1966), проф. (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Акад.-секр. Отделения психологии и возрастной физиологии (19761986). Действ. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986-1989). Действ. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течение 2 сроков (1980-1988) представлял отеч. психологию в Ассамблее межд. ассоциации науч. психологии. В разное время - чл. редкол. журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии». Отв. ред. журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (1979-1986). Участник В. О. В., награжден многими орденами и медалями. Окончил отделение психологии филос. ф-та ЛГУ (1950), в к-ром затем преподавал, пройдя путь от ассистента до зав. каф. общей психологии (1969-1976) и декана ф-та психологии (1972-1976). В 1953 г. защитил канд. дис., а в 1966 - докт. дис.: «Восприятие и понимание человека человеком». В 1976 г. переехал в Москву, работал в АПН СССР. Одновр. в НИИ ОПП АПН СССР организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В 1979 г. организовал психол. консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании. С 1979 по 1986 г. - декан ф-та психологии МГУ им. Ломоносова и зав. каф. общей психологии. С 1989 по 1993 г. - зав. лабораторией психологии О. ПИ РАО. С 1993 по 2004 г. - проф. каф. психологии труда и инженерной психологии ф-та психологии МГУ. С 2000 по 2006 проф. каф. акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. С 1993 г. - гл. науч. сотр. ПИ РАО. Начиная с 1960-х гг. одним из первых в отеч. психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. В ходе этой работы были прослежены связи характеристик образа др. человека, понимания его внутр. мира, с одн. стор., и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, к-рые выступают в кач. субъектов познания - с другой. Рассматривал познавательный компонент О. и изменения, к-рые в нем происходят, в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента О. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии. Спец. направление составили исследования психол. трудностей О. и поиск практических путей и способов их преодоления. След. блок работ, выполненный А. А. Бодалевым, связан с дальнейшей реализацией концепции В. Н. Мясищева, согласно к-рой личность есть ансамбль отношений. В связи с этим осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы «Школа как воспитательная система». Последующий цикл исследований связан с определением содержания и предмета акмеологии - нового, с его т. зр., науч. направления, возникающего на стыке естеств., обществ. и гуманит. дисциплин, и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Бодалев содействовал созданию и развитию центров исследования проблем психологии общения при университетах в Ленинграде (С.-Петербурге), Москве, Ростове-на-Дону, Гродно, Краснодаре. Осн. труды: Восприятие человека человеком, 1965; Формирование понятия о другом человеке как личности, 1970; Личность и общение, 1983; Общение и развитие психики, 1988; Психология о личности, 1989; Акмеология как учебная и научная дисциплина, 1993; Психология межличностного общения, 1994; Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения, 1998; Как становятся великими или выдающимися? (в соавт.), 2002; Психология общения, 2002; Акмеология, учебник для вузов, 2002. Большое количество науч. работ опубл. за рубежом - в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и др. странах. Л. А. Карпенко

БРУДНЫЙ АРОН АБРАМОВИЧ

БРУДНЫЙ Арон Абрамович (р. 1932) - российский философ и психолог, постоянно работающий в Кыргызстане. Спец. в обл. социальной психологии и психологии О. Докт. филос. наук, проф., чл.-кор. национ. академии наук Кыргызской Республики. В наст. вр. заведует лабораторией в Амер. ун-те Центр. Азии (Бишкек, Кыргызстан). Основная сфера интересов - проблема понимания людьми друг друга, в т. ч. в массовой коммуникации. А. А. Брудный является основоположником теории информационной тенденции, в наст. вр. применяемой в психологии. В 2007 г. он представил результаты своей 30-летней науч.-исслед. работы «Глубокий Рейд», целью к-рой явилось изучение отношений между людьми и понятием времени. В его последней книге «Персонетика» (2003) представлены нек-рые данные проведенного исследования, где он сформулировал 60 разл. вопросов (включая 30 главных и 30 второстепенных), к-рые люди обычно себе не задают, и привел анализ ответов, полученных от 13 респондентов. Зв свои труды он награжден медалью Конгресса Философии Хегеля, памятной медалью «За исследования в области диалектической философии», «Гегелевской медалью», правит. наградами. Осн. труды: Семантика языка и психология человека, Наука понимать, Пространство возможного, Психологическая герменевтика, 1998 и др. также авт. худож. произведений и нескольких пьес, поставленных в разл. московских театрах. Творчество А. А. Брудного хорошо показано в российско-швейцарском научно-документальном фильме «Зеркало теней» (2007). Л. А. Карпенко

Предыдущая страница Следующая страница