Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КУЧ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КУЧ")

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Фундаментальная антропологическая коллизия между Я и Ты (в терминах М. М. Бахтина между «Я-длясебя» и «Я-для-Другого») объективно присуща бытию и содержит в себе достаточно мощный потенциал обеспечения психол.-консультативного процесса. Фундаментальная соотнесенность людей друг с другом, потенциально бесконечная возможность их отражения друг в друге имеет в себе и «исцеляющую», «психотерапевтическую» перспективу: возможность преодоления нек-рых, казалось бы, неизменных, «окаменевших» внутр. преград и «полос отчуждения». Избыток «другого» по отношению к Я, переживаемому изнутри, всегда создает нек-рый потенциал, к-рый может в той или иной степени использоваться во взаимодействии между людьми, проявляясь в разнообразных формах обратной связи. Термин обратная связь (О. с.) уже достаточно давно используется в практической психологии: что бы ни было предпринято (или не предпринято) со стороны «другого» по отношению к Я - все это является формой О. с. В сущности, всякое действие (или бездействие) со стороны консультанта - от практического совета до молчания - обладает разной степенью «завершающего» потенциала. Высказывая, обозначивая - в связи с проблемами клиента - свои образы и суждения в ситуации психол. консультирования, выстраивая свое интегральное эмоционально-ценностное отношение к клиенту, консультант предлагает те или иные варианты внеш. «завершения» его личности, его ситуации (всего того, что изнутри своего Я принципиально «незавершимо», порой тревожно, болезненно и преисполнено разомкнутых в будущее возможностей). Т. о., обратная связь становится конституирующим моментом для всякой психол.-консультативной работы тем, что позволяет людям оказывать друг другу психол. помощь (в т. ч. и вне ее сугубо профессиональных, «регулярных» форм). Лит.: Копьев А. Ф. Взаимоотношение «Я»-«Другой» и его значение для практической психологии // Моск. психотерапевтич. журн., 1999, № 2; Он же. О диалогической природе психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология. Межд. науч. журн. 2008 № 1; Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 2003. А. Ф. Копьев

КОНТАКТ

Контакт - минимально необходимое условие О., позволяющее реализовать О. на самом поверхностном уровне. Может обеспечиваться как в знаковой (звуковой) форме, так и с использованием незнаковых (невербальных) средств. И в том, и в др. случае нет передачи содержательной информации; есть некий аналог сигнализации в формах исторически возникших и культурно специфичных выразительных средств. Критерием установления К. является наличие обратной связи, т. е. взаимообусловленный и взаимопонятный (релевантно интерпретируемый) обмен действиями. В случае намеренного или случайного осознания (рефлексии) К. последний может трансформироваться в целенаправленную активность (деятельность). Во всех случаях неотъемлемым атрибутом К. является психол. момент (интенция, мотив, установка, направленность и т. д.). В противном случае невозможен след. уровень О. - знаковая коммуникация, в процессе к-рой осуществляется передача и, соответственно, прием содержательной информации. Г. В. Акопов

КОНТАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ: КОНЦЕПЦИЯ Л. Б. ФИЛОНОВА

Концепция психол. контакта исходит из представлений о взаимном дополнении участников О., направленного на достижения согласия. Ее название «Концепция комплементарной природы контакта» (Л. Б. Филонов). В ней показано, что если имеется обоюдное стремление 2 людей к сближению, у них возникают тенденции «делать все для другого». Каждый участник, стремящийся путем О. с другими сделать что-то общее для двоих, заботится о создании «общего фонда», к-рый включает все лучшее, что может внести каждый (качества, установки, позиции, принципы, мотивы). На протяжении всего периода сближения возникают действующие способы реализации замыслов. Прежде всего - оповещение о предлагаемом конструкте, затем - удостоверение о принятом и одобренном сигнале (принцип приемлемости). Обогащение сторон происходит потому, что каждый участник предлагает «свое лучшее» применительно к тому, что требуется другому для улучшения его конструкции (принцип аристогенеза). В концепцию входят также представления о специфической последовательности изменений в состояниях участников контакта. Изменения связаны с последовательным открыванием партнером 6 специфических сфер, образованных в связи с сопротивлениями, к-рые предлагаются в обыденной жизни, когда сближение навязывается в обществе. Такие сближения могут быть опасными для индивидуума в связи с возможными манипуляциями. Установлено, что каждый индивидуум защищается от проникновения в каждую из 6 защищаемых им сфер. 1-я сфера связана с опасением получения от самого индивида оперативной информации. 2-я - блокирует возможную эмоциональную синтонность, к-рая грозит непредвиденными воздействиями на неосознаваемом уровне. 3-я - вызывает тревогу из-за возможного непонимания тенденции личности в самореализации и самопрезентации. 4-я - связана с возникшей тревогой по поводу обнаружения ранее скрываемых очагов аффекта. 5-я - связана с самим воздействием. Индивидуум защищает эту сферу по причине возможного неадекватного воздействия. Проникновение в 6-ю сферу предпринимается в связи с тревогой потери индивидуальности. Это обыденные блокады, существующие в социуме. Концепция предусматривает специальную организацию воздействий, к-рые могут обеспечить возникновение контакта у индивидуума, первоначально не склонного к сближению. Специально предлагаются средства, способы и приемы (Филонов, 1982). Предусмотренные специальной методикой организованные в последовательную линию способы воздействия, адекватны сферам, к-рые открываются в последовательности. Опыт показывает, что при всех условиях осн. принцип дополнения (комплементарности) сохраняется. Лит.: Филонов Л. Б. Психологические способы установления контактов между людьми: Методика контактного взаимодействия. М., 1982; Он же. Тренинг делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М., 1992; Он же. Контактология как основа общения в будущем // Общение - 2006: на пути к энциклопедическому знанию. Мат-лы Межд. конф. М., 2006. Л. Б. Филонов

КОНТАКТЫ КУЛЬТУРНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТРТРАНСФЕР

Контртрансфер (англ. countertransference) (1) в психоанализе - перенесение аналитиком своих эмоций на клиента; (2) эмоциональная вовлеченность психотерапевта в терапевтическое взаимодействие. Психолог начинает реагировать на своего клиента как на значимую личность в ранней истории своей жизни. Как и трансфер, К. часто является бессознательным, может приобретать в сфере сознания положительную аффективную тональность (любовь) или отрицательную (ненависть). К. может подорвать обычно доброжелательно-нейтральную позицию психотерапевта, вызывая в нем внутр. дисбалансировку, проявляющуюся в виде гнева на клиента, раздражения, боязни клиента или какой-то особой любви к нему и пр. Внимание к возможности возникновения К. и проработка его - одна из задач аутогенного менеджмента психотерапевта. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

КОНФЛИКТ

Конфликты с участием человека разделяют на 2 типа: социальные и внутриличностные. К. социальный - чаще деструктивный способ развития и разрешения значимых противоречий в социальном взаимодействии. К. внутриличностный - выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой подструктур внутреннего мира личности, отражающее ее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Кроме К. противоречия в межличностном взаимодействии могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, избегания и уступки. Сотрудничество заключается в совместном решении оппонентами возникшей проблемы, к-рую они видят как общую. Проблема решается так, как выгодно обоим оппонентам. Компромисс представляет собою решение проблемы путем взаимных, частичных уступок оппонентов обычно в том, что они не считают главным для себя в данной ситуации. Избегание состоит в том, что оппоненты уклоняются от активных действий по решению проблемы, но она может быть разрешена естеств. образом, самою жизнью. Уступка заключается в жертве одним оппонентом своими интересами в пользу другого. Динамика К. включает 3 периода: развитие доконфликтной ситуации, собственно К., развитие послеконфликтной ситуации. Развитие доконфликтной ситуации состоит из 4-х этапов: возникновение объективной проблемной ситуации, ее осознание оппонентами, попытки решить проблему неконфликтными способами, возникновение предконфликтной ситуации. Собственно К. включает так же 4 этапа: инцидент, эскалация противодействия, сбалансированное противодействие, завершение К. К основным социально-психол. причинам К. относят потери и искажение информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие людей, конкурентный характер взаимодействия, нанесение заметного материального или морального ущерба партнеру, психол. несовместимость, внутригрупповой фаворитизм, нарушение баланса взаимных услуг и др. Основными личностными причинами К. являются: оценка поведения партнера по взаимодействию как недопустимого, плохо развитая способность к эмпатии, недостаточная конфликтоустойчивость, завышенный уровень притязаний, выраженный эгоизм, акцентуации характера, вредные привычки, завышенная самооценка, низкий уровень социально-психол. компетентности и др. Выделяют продуктивный и конструктивный К. Существует также понятие деструктивного К., ведущего к рассогласованию позиций взаимодействующих субъектов, к расшатыванию сложившихся отношений. К. является важным «двигателем» отношений между людьми; он может способствовать развитию дополнительных стимулов к контактам, индивидуальной и групповой активности. Лит.: Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. Киев, 1996; Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996; Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000. А. Я. Анцупов

КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ

Конфликт межнациональный - любая форма гражданского, полит. или вооруженного противоборства, в к-ром стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку национ. различий. К. м. сопровождается напряженностью в межнацион. отношениях. Эта напряженность - одна из характерных черт кризисно-катастрофического состояния общества. Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Как и любой конфликт, К. м. - это трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. К. м. является обществ. явлением, в к-рое вовлекаются политика, дипломатия, конфессии и др. К. м. проявляется в войнах, попытках отстоять обычаи и т. д. Он проходит через судьбы, жизнь и отношения конкретных сообществ, людей, а также их семей, друзей, близких. К. м. оказываются особенно острыми и жесткими в «горячих точках» с поликультурной средой (как, напр., на Сев. Кавказе), в регионах активной миграции, вызванной сложными эконом. и социальными причинами. Истоки К. м., его масштабы, степень напряженности могут быть разными. Выделяют истоки: а) устойчивые и широкозахватные, исторически сложившиеся, передающиеся от поколения к поколению, а потому трудно преодолеваемые; б) местные, обостряющие первые и обост ряемые ими (локальные, бытовые, вплоть до межсемейных, клановых; теперь все чаще возникают противоречия субкультур, напр., в отношении к гастарбайтерам и т. п.); в) ситуативные - обостряющие те и другие. Степень напряженности конфликта в каждом случае разная: от монотонности к вероятности обострения, взрыва по конкретному поводу с его тяжелыми последствиями для всех участников. Суть К. м. - утверждение каждой стороной собственной особости и превосходства при одновременном отрицании того и другого у «противника». Национальные (исторические, конфессиональные, бытовые) признаки выступают своеобразной социальной метой, критерием оценки других и самооценки. К. м. - столкновение разных, в т. ч. противоположных представлений и соответствующих им образу жизни, культуры, традиций. Такой конфликт истоками и причинами восходит, как правило, к особенностям истории и природы, религии и быта того или иного народа - в сравнении с другим (другими) этносами и культурами. При этом в менталитете у каждого есть черты, более или менее приемлемые другими, действительно негативные или кажущиеся, считающиеся таковыми. Однако сама исторически сложившаяся национ. разнородность региона вовсе не всегда приводит к открытой напряженности, конфликтности межнацион. отношений. В К. м. могут вовлекаться дети, поскольку семьи, в к-рых они живут - это носители истор. памяти, передающие ее новым поколениям. Сложная и многообразная причинно-следственная и содержательная реальность К. м. требует сознательного к ним отношения, доступного возрасту и этнопсихол. подготовленности детей и молодежи, а также тех, кто озабочен формированием их толерантного сознания. Среди важнейших гуманистических задач формирования содержательной сущности толерантного сознания - сохранение, развитие и обогащение региональной и национ. культур. Лит.: Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. Б. З. Вульфов

КОНФЛИКТ ЭТНИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФЛИКТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Конфликтное общение - это О., в основе к-рого лежат объективные или субъективные противоречия, возникающие в процессе коммуникации, взаимодействия субъектов и восприятия ими друг друга. Глубинную основу К. о. составляют: несовпадение интересов, моральных ориентиров, психол. несовместимость. В психол. плане - это отсутствие готовности и способности к диалогу, поиску путей к согласию или сближению позиций. Причины К. о., его истоки, характер протекания и способы разрешения зависят от того, на каком уровне социальной организации они происходят (межгосударственном, межнациональном, межконфессиональном, корпоративном и пр.). Поляризация интересов разл. социальных групп по уровню жизни, социальной роли; кризис общества, в к-ром нарушены связи функционирования и развития; преобладание негативных эмоций и чувств создают питательную среду для проявления деструктивных действий и агрессивного поведения. К. о. между людьми возникает тогда, когда не достигаются цели, к-рые ставятся партнерами, выходящими на контакт, происходит разрыв между ожиданиями и реально достигаемыми результатами, нарушается баланс влияния за счет того, что одна из сторон стремится к доминированию и подавляет инициативу другой. К мерам, способствующим снижению уровня конфликтности в социальном О., прежде всего, относится устранение их объективных причин: преодоление материального неравенства людей, рассогласования интересов разл. групп; создание равных возможностей для всех людей в социальной и профессиональной сфере. Лит.: Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. Киев, 1996; Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996; Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. М., 1996; Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000; Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991. Е. А. Яблокова

КОНФЛИКТЫ ЭТНИЧЕСКИЕ: СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ

Конфликты этнические: способы разрешения - установлено неск. эффективных способов разрешения этнич. конфликтов. В конфликтах этнических возможно применение правовых механизмов. Правовая стратегия и законность в подобного рода вопросах снижает уровень конфликтности. Совершенствование системы информирования разных сторон о своих позициях и намерениях составляет т. наз. информационную стратегию и соответствующие ей способы. Социально-психол. стратегия представляет свои способы решения этнич. конфликтов. Она основана на реализации принципов взаимоуважения, взаимопонимания и взаимного компромисса. Основу реализации такой стратегии задают дипломатические переговоры или при невозможности их проведения, привлечение третьих, заинтересованных в положительном исходе ситуации, лиц. Однако большинство исследователей проблемы считает практически невозможным полное их разрешение психол. методами, поскольку чаще всего в их основе лежат социальные проблемы, к-рые невозможно разрешить средствами психологии. Тем не менее, психол. подходы могут играть опр. роль в данном процессе, способствовать объединению людей вокруг общих целей и влиять на ситуацию. Лит.: Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999; National Center for Health Statistics. Advance report of final mortality statistics. 1986 Monthly Vital Statistics Report. V. 37, № 6. Hyattsville-MD: Department of Health and Human Services, 1988. Н. Ю. Синягина

КОНФЛИКТЫ ЭТНИЧЕСКИЕ: ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ

Отеч. и зарубеж. учеными выявлено неск. технологий разрешения этнич. конфликтов. Наиболее известными стали след. технологии, применяемых в разных странах для разрешения межнацион. и этнич. конфликтов. 1. «Переориентировка агрессии». В случаях межнацион. и этнич. конфликтов надо сделать попытку изменить направление человеческой агрессии, чтобы она не обязательно находила свое выражение в виде агрессивных и воинственных действий. Здесь следует стремиться к установлению эмоционально положительных связей между людьми, к формированию единого понимания исхода проблемы на основе общности чувств (нежелании кровопролития, достижение стабильности, сохранение авторитета сторон и др.). 2. «Переориентированная агрессия» (термин Л. Лоренца) способна предотвратить отрицательные ее проявления. Такая переориентация в случаях молодежных конфликтов возможна через спорт, молодежные фестивали, личное знакомство людей разных национальностей и народностей и т. д. 3. «Постановка надгрупповых целей. Выявление и введение в урегулировочный процесс надгрупповых целей, равно привлекательных для всех групп, участвующих в конфликте, достижение к-рых требует объединения усилий всех представителей противоборствующих групп. 4. «Определение и сглаживание различий». (Здесь мы пользуемся описанной выше информационной стратегией разрешения конфликтов см.: Конфликтов этнических стратегии разрешения). Информация о сходстве и различиях между культурами и их представителями в значительной мере способствует улучшению отношений между ними. Хорошие результаты дает формирование т. наз. надгрупповой идентичности. Конечная цель такой стратегии устранение различий между своей и чужой группами, единение и трансформация понимания культурных, расовых и др. межгрупповых различий и сглаживание процесса их предъявления другим. Многие межнацион. и этнич. конфликты связанны с нетерпимостью по отношению к людям др. национальности, с чувством негативизма, агрессии к представителям др. этносов. Поэтому следует уже с детства воспитывать в ребенке чувство терпимости, уважения не только к своей культуре, но и к представителям др. наций. В этой работе значительную роль должны играть не только семья и школа, но и средства массовой информации и др. социальные институты. Лит.: Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000; Синягина Н. Ю., Косарецкая С. В., Косарецкий С. Г. Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения. СПб., 2006; National Center for Health Statistics. Advance report of final mortality statistics. 1986 - Monthly Vital Statistics Report. V. 37. № 6. Hyattsville-MD: Department of Health and Human Services, 1988. Н. Ю. Синягина

КОНФРОНТАЦИЯ

Конфронтация (в клинической психологии): 1) в групповой психотерапии это противопоставление, столкновение, противостояние мнений, людей или группировок; 2) один из приемов психотерапии: предъявление пациенту или группе обычно неосознаваемых амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки. К. - ведущий механизм групповой психотерапии, понимается как «столкновение» клиента с самим собой, со своими установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами, затрудняющими О. Осуществляется за счет обратной связи между участником группы и группой как целым. Информация, к-рую клиент получает прямо или косвенно от др. участников группы, часто противоречит или не согласуется с его образом Я; и задача психотерапии заключается в создании условий для расширения этого образа путем интеграции в него полученной информации, что будет способствовать преодолению устойчивых для данной личности трудностей в О. Наиболее разработаны конфронтационные приемы в психоаналитической психотерапии. Впрочем, ряд психотерапевтов, представителей иных направлений, негативно относится к конфронтационным приемам и противопоставляет их эмпатическим. Лит.: Александров А. А. Современная психотерапия. М., 1998; Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ: КЛАССИФИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ

Коррекция нарушений общения - предполагает использование как специализированных, так и общих технологий психокоррекционной работы. Технологии работы с трудностями в О. могут быть использованы и при работе с пациентами, у к-рых есть нарушения в О., кому врачом поставлен тот или иной медицинский диагноз. Однако есть и специфика профессиональной психол. помощи этой категории клиентов, психолог с ними работает под контролем лечащего врача, к-рый несет персональную (в т. ч. и юридическую) ответственность за здоровье каждого из своих пациентов. Само О. с пациентами рассматривается как терапевтический фактор. Изучаются особенности О. с разными категориями пациентов (напр., «О. с пациентами, страдающими психич. заболеваниями»), модели О. с пациентом в медицинской среде, описываются и особенности О. в триаде «врач-медсестра-пациент». При оказании психол. помощи пациенту психологу приходится работать совместно с др. специалистами, реализуя тем самым принципы системности и холистического подхода к терапии. Если традиционная медицинская модель рассматривает человека, обратившегося за помощью, как лицо, проблема к-рого обозначена как болезнь, то модель обществ. здравоохранения (human services), не ограничиваясь понятием болезни, рассматривает и проблемы, связанные с нарушением самореализации и адаптации пациента к повседневной жизни, предпринимает усилия по замене, напр., его моделей дезадаптивного поведения на более продуктивные. От индивидуума, обратившегося за помощью, ожидается, что в меру своих возможностей он будет принимать активное участие в осуществляемой терапии (напр., «группы самопомощи»). Медицина как профессия, традиционно посвященная обеспечению благополучия пациента, все больше ориентируется на цели обществ. здравоохранения, в сфере к-рой работают врачи, психологи, социальные работники, реабилитологи, медсестры, санитарки сиделки и др. вспомогательный персонал, а также лица, не имеющие специального образования, но обладающие необходимым уникальным опытом, волонтеры. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

КОУЧИНГ

Коучинг - cогласно определению, утвержденному ICF (Межд. ассоциацией коучинга), К. - это непрерывное сотрудничество, к-рое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса К. клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни. К. - это всегда диалог клиента и консультанта, направленный на определение, осознание, формулирование и достижение истинных целей клиента, раскрытие и реализацию его личностного потенциала. Понятие К. появилось в русском языке сравнительно недавно - в сер. 1990-х гг. В понимании этой области консультативной практики у специалистов нет единого подхода: одни рассматривают К. как длительную и сложную работу консультанта с руководителем, направленную на его личностный рост; др. считают, что это - управленческий консалтинг (но «с человеческим лицом»); третьи понимают под К. специальную тренировку для достижения опр. результата и способ помочь клиенту добиться максимальной эффективности не только в бизнесе, но и в др. сферах жизни. К. может включать в себя все многообразие психол.-консультационных процедур: индивидуальное консультирование по ключевым деловым и личным вопросам; психол. ассессмент для определения базовых психол. преимуществ клиента, успешных стратегий его поведения, а также осн. проблем и ограничений (с целью их дальнейшей коррекции, компенсации); персональные тренинги, направленные на развитие необходимых умений и навыков; сопровождение участие коуч-консультанта в повседневной деловой жизни клиента. К. сущностно связан с практикой психотерапии, индивидуально-психол. консультирования; вместе с тем, он являет собой новое «изменение» в теории и практике психол. помощи, поскольку, как правило, принципиально иначе позиционирует консультанта по отношению к клиенту. Можно сказать, что здесь установка на диалог является не только делом профессионального вкуса и этики консультанта, но необходимым условием «выживания» в профессии. Лит.: Вильямс П., Дейвис Д. Лайф коучинг - новая профессия для психотерапевтов. Как перейти от психотерапии к коучингу? М., 2007; Кроль Л. М. Танец жизни. VIP - тренинг и коучинг // Работа сегодня. 2000, № 15; Круглый стол: Психологический коучинг и корпоративное консультирование // Моск. психотерапевтич. журн., 2005, № 2; Мелия М. И. Бизнес - это психология. М., 2008 г.; Мелия М. Как усилить свою силу? Коучинг. М., 2009. А. Ф. Копьев

КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Кризисная психотерапия - набор психотерапевтических приемов и методов, направленных на помощь людям, находящимся в состоянии социально-психол. дезадаптации, обусловленной реакцией на тяжелый стресс, и предназначенных для предотвращения саморазрушительных форм поведения и, в первую очередь, попыток самоубийства (суицидальных попыток). К.п., по Г. В. Старшенбауму (2005), состоит из 3 осн. этапов: 1) кризисная поддержка (установление терапевтического контакта; раскрытие суицидоопасных переживаний, мобилизация адаптивных навыков проблемно-решающего поведения, заключение «терапевтического договора»); 2) кризисное вмешательство (рассмотрение неопробованных ранее способов разрешения кризисной проблемы; выявление и коррекция неадаптивных психол. установок; активизация «терапевтической установки»); 3) повышение уровня социально-психол. адаптации (тренинг неопробованных ранее способов проблемно-решающего поведения; выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных психол. установок; расширение сети социальной поддержки клиента путем привлечения к психокоррекционной работе значимых лиц из его микросоциального окружения). Лит.: Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. Метод. рекомендации. М., 1980; Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб., 2003; Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. М., 1994; Кондрашенко В. Т., Игумнов С. А. Девиантное поведение у подростков: Диагностика, профилактика, коррекция. Мн., 2004; Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005. С. А. Игумнов

КРИЧЕВСКИЙ РОБЕРТ ЛЬВОВИЧ

КРИЧЕВСКИЙ Роберт Львович (1936-2005) - российский психолог, спец. в обл. социальной управленческой, педагогической, возрастной и спорт. психологии. Докт. психол. наук (1986), проф. каф. акмеологии и психологии профессиональной деятельности Рос. академии гос. службы (РАГС) (1994-2002). В 2000 г. в числе сотр. каф. становится лауреатом премии Президента РФ в обл. образования за создание и внедрение науч.-метод. комплекса «Психологические основы эффективности профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования». В 1959 г. окончил Гос. центр. ин-т физич. культуры и до 1966 г. работал в системе физич. культуры и спорта тренером, преподавателем средней и высшей школы. Свою профессионально-психол. деятельность начал в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. С 1969 по 1994 г. работал в Психол. ин-те РАО, в 1970 г. защитил канд. дис., в 1986 - докт. по теме «Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе». В сферу его науч. интересов входили вопросы психологии лидерства и руководства, психологии малых групп и организаций, психологии предпринимательства и профессиональной карьеры. Исследования по этой проблематике он продолжил в РАГС (1994-2002) и затем в Ин-те психологии им. Л. С. Выготского при Рос. гос. гуманитарном ун-те (РГГУ), где создал и возглавил каф. социальной психологии (2002-2005). Направления науч. деятельности Кричевского охватывали широкий круг вопросов, относящихся к психологии малых групп: взаимодействие людей, закономерности возникновения контактных групп, межличностной совместимости, механизмы управления и организации жизни небольших сообществ; исследовались проблемы групповой динамики - механизмы интеграции людей в группе, соотношение экспрессивной и инструментальной составляющих, ценностного и психол. обмена; изучалось взаимодействие отдельной личности и группы, мотивации группового членства, адаптации человека к группе и т. д. Отдельно рассматривались пед. коллективы. В последние годы занимался психол. аспектами предпринимательства, менеджмента, профессиональной карьеры. Модель ценностного обмена в групповом межличностном взаимодействии, предложенная им, по праву занимает важное место при рассмотрении динамики группового функционирования. Осн. труды: Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе (в соавт), 1985; Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты (в соавт.), 1991; Если вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе, 1993, 1996, 1998; Социальная психология: личность и общение. Учеб. пособие, 2000 ; Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов (в соавт.), 2001; Деловое общение для организационных психологов. Учеб. пособие (в соавт.), 2002; Психология лидерства, 2007. Е. М. Дубовская

КСЕНОФОБИЯ

Ксенофобия - в Словаре иностранных слов (М.: «Русский язык», 1981) этого слова нет; но в более позднем, 1992 г., издании данного словаря оно есть и определяется как «навязчивый страх - боязнь незнакомых лиц; враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному (образу жизни, идеям, мировоззрению)». В более поздних словарях понятие К. уже ставшее общепринятым, приводится с пометкой спец. как «заболевание психич. характера, проявляющееся в болезненном страхе перед незнакомыми людьми», или прямо с пометкой мед. как «болезненное состояние» или в др. значении: «ненависть, неприязнь, нетерпение к кому, к чему-либо незнакомому, чужому». Понятие же фобия определяется как «ненавидящий, враждебный, боящийся, яростный противник чего-либо». Т. о., К. толкуется как выражение субъективного отношения человека и к др. человеку, и - обобщенно - к социальным явлениям. Фобия - страх, провоцирующий, рождающий агрессию против «чужого», т. е. иного человека, народа, языка. Особенно опасна для настоящего и будущего времени зараза К., поражающая детей и молодежь, кем и каким бы ни был этот «ксенос», т. е. чужой. Более острым и агрессивным социальным феноменом выступает нередко возникающий из К. и во многом воплощающий ее экстремизм. Особенно он опасен, когда овладевает подростками и молодежью, воплощаясь, скажем, во взглядах и практике скинхедов и им подобных. Неизбежным следствием и практическим выражением и К., и экстремизма является конфликт, в т. ч. межнациональный. Проявления К. и экстремизма имеют внеш. и внутр. основания. Первые связаны с тем, что это происходит между этносами, живущими на общем территориальном (природном, социальном, духовном) пространстве и обладающими региональными особенностями культуры, обычаев. Вторые - с исторически сложившимися властными, конфессиональными или территориальными притязаниями, претензиями на первенство, взаимными обидами, столкновениями на религ. почве. Все это и подобное проявляется в обособленности землячеств - реальном и активном социокультурном фоне напряженности межнацион. отношений, субъектами к-рой зачастую выступают представители старшего поколения - носители обоюдной враждебности кланов, тейпов, семей. Хотя именно эти поколения и являются носителями лучших черт своего народа (фольклор, язык, национ. достоинство, традиции гостеприимства и мн. др.). Иная ситуация у младших: совместная учеба (интернацион. состав учителей и преподавателей, учащихся и студентов в школе, вузе), влияния СМИ, общее увлечение Интернетом, неформальные группы, все чаще оказывающиеся разно национальными. При этом тенденции ребят к сближению нередко пресекают старшие - в семье, «на улице», вмешательством в отношения между детьми представителями разл. этносов. Младшие не возражают «предкам», но нередко поступают по-своему, «заражаясь» др. от др., что называется, вопреки им и проявляя тем самым и позитивный потенциал толерантного сознания. В этом отчетливо просматривается взаимовлияние национ. и общей культуры. Лит.: Большой толковый словарь русских существительных / Под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. М., 2005; Словарь иностранных слов. М., 1981, 1992; Советский энциклопедический словарь. М., 1984; Современный толковый словарь русского языка. М., 2004. Б. З. Вульфов

КУКОСЯН ОВАНЕС ГАЙКОВИЧ

КУКОСЯН Ованес Гайкович (р. 1922) - российский психолог, докт. психол. наук (1982), проф. Свой путь в науку начал, будучи директором сельской средней школы, в 1960 г. один из первых в стране перевел школу на продленный день. Был трижды награжден Почетной грамотой Академии пед. наук. Работая зав. районным отделом Народного образования, закончил аспирантуру Кубанского гос. ун-та и защитил канд. дис. «Формирование детского коллектива в школе с продленным днем» при ин-те истории и теории АПН СССР. С переходом на работу в Кубанский ун-т работал деканом ф-та, организовал каф. психологии, к-рой руководил в 1977-1991 гг. За это время подготовил под рук. А. А. Бодалева, к-рый сыграл определяющую роль в его науч. росте, докт. дис. «Профессиональные особенности межличностного познания» (1982), провел на базе КубГУ две Всесоюзные конференции по проблемам социальной перцепции - «Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга» (1980, 1982) и был соредактором материалов данных конференций. О. Г. Кукосян обеспечил подготовку и защиту более 10 канд. диссертаций членов каф. и за время руководства каф. организовал ежегодный выпуск межвузовского сборника науч. статей по вопросам психологии О. и познания людьми друг друга. В эти годы под его рук. создавались в школах края первые психол. службы и был организован спец. ф-т переподготовки кадров по направлению «Психология», деканом к-рого также стал он. Ф-т готовил педагогов-психологов путем профессиональной переподготовки. При ф-те была организована вторая каф. психологии и налажено систематическое издание тематич. сборника науч. статей. Ф-т со временем был реорганизован в Ин-т переподготовки, а затем Межотраслевой региональный центр, к-рым также руководил Кукосян. Он был участником 2 Межд. конгрессов, Общеевропейской конференции по проблемам психологии, а также ряда Всесоюзных и республиканских конференций. О. Г. Кукосян - Отличник народного образования СССР, засл. деятель Кубани, академик Межд. академии наук Высшей школы, почетный академик Межд. академии психол. наук, засл. проф. Кубанского госун-та. Награжден медалями «50 лет победы в ВОВ», «60 лет победы в В. О. В.», медалью к ордену «За заслуги перед отечеством» II степени и др. Имеет более 300 публикаций по проблемам работы школы с продленным днем, О. и межличностного познания, организации психол. службы и образования взрослых. Осн. труды: Профессия и познание людей. Ростов-н/Д, 1981; Проблемы психологии общения, социальной перцепции / Под ред. Т. Н. Бешуковой, О. Г. Кукосяна. Краснодар, 2002. А. Н. Кимберг

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Культура общения - сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства О. К. о. является неотъемлемой частью культуры личности. К. о. характеризует ценностные ориентации и нормативные парадигмы О., содержание и сущность нравственно-психол. качеств субъектов О., способы, средства, правила, формы О. К. о. включает совокупность практических приемов, норм, правил О. В массовом сознании она отождествляется с этикой, культурой поведения. К. о. изучается аксиологией О. и антропологией О. К. о. зависит не только от совершенства какой-либо одной из сфер ее проявления, но и от степени их единства и соответствия: нельзя говорить о высокой культуре О., если нормы и правила О. несовершенны и не соответствуют гуманистическим ценностям, если при выборе средств О. не учитываются особенности индивидуальностей партнеров по О. и др. антропологические параметры. Основополагающее значение для К. о. имеет этический аспект: нравственные параметры процесса О. определяют его сущность, направленность, определенность, гуманистический смысл и уровень культуры. Понятие «этика О.», выражает нравственное содержание понятия К. о. Понятие К. о. шире, чем объем понятия «этика О.», т. к. культура О. включает в себя всю совокупность ценностей, качеств, норм, поведенческих стереотипов. Этика О. рассматривает лишь нравственный аспект этих ценностей, качеств, норм. К. о. не ограничивается лишь поведенческим уровнем, качественной оценкой поведения, она включает в себя культуру речи, чувств, мимики, жестов, психол. культуру субъектов О., культуру сознания. Человек, ориентирующийся на высокие нравственные ценности, но не овладевший элементарной техникой О., не владеет высокой К. о. Манипулятор, владеющий техникой О., но использующий свои навыки в эгоистических интересах, ориентируется порой на безнравственные цели и ценности и не может быть назван человеком высокой К. о. Ценности О. тесным образом взаимодействуют с антропологическими качествами субъектов О. Антропология О. включает в себя все возможные аспекты, связанные с физиол., психол., моральными особенностями человека. Она изучает человека как биосоциальное существо, в первую очередь те его качества, к-рые существенны для процесса О. Такие природные характеристики субъектов О., как пол, возраст, национальность, психич. конституция, темперамент, состояние здоровья, внеш. вид влияют на многие стороны процесса О. и, в частности, на его мотивацию и стиль. Нравственные характеристики личности, специфика ее нравственной индивидуальности, наряду с общими ценностями и стилем О. определяют саму К. о. Среди нравственно-психол. качеств субъектов О. для К. о. особо важны: дружелюбие, способность к эмпатии, альтруистичность, благородство, внимательность, чуткость, любезность, доброжелательность, тактичность, великодушие и т. д. К. о., ориентированная на гуманистические ценности, включает в себя способность выбора тактичных, корректных форм обращения. Дисгармония в К. о. ведет к потенциальной возможности возникновения конфликтных ситуаций, разрушающих О. Лит.: Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения: гносеологические и мировоззренческие проблемы. М., 1987; Ильяева И. А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. Воронеж, 1989; Проблемы нравственной культуры общения. Вильнюс, 1986; Сафьянов В. И. Культура общения. М., 1992; Сафьянов В. И. Этика общения. Учеб. пособие. Электронное изд. М., 2002. В. И. Сафьянов

КУЛЬТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Культура психологическая - рассматривается как составная часть системной культуры человека, характеризуется многослойностью: обыденное психол. знание и психол. практики, психол. профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее науч. обоснование, психотехники, психол. консультирование и психотерапия, психол. наука и образование, относящееся к сфере психологии. Выделяют показатели оптимального уровня К. п.: осознание различий между науч. и житейской психологией, специфики психол. познания, особенностей его средств и методов, роли психологии в жизни человека и общества, представления о предметной области психол. исследований; освоение понятий, представлений из разл. отраслей психологии, раскрывающих осн. психол. законы взаимодействия человека с миром; познание себя, своих индивидуально-психол. особенностей и возможностей, самосовершенствования, самореализации; понимание значимости учета внутр. состояний, переживания, индивидуальных особенностей в О. и деятельности; освоение оптимальных способов познавательной деятельности - перцептивной, мнемической, мыслительной, средств О., самоорганизации, саморегуляции, овладение семиотической составляющей О., познания и поведения; готовность к самообразовательной деятельности, самоопределению, самосовершенствованию, самопроектированию, опыт самоосуществления; овладение базисными коммуникативными умениями; готовность к сотрудничеству, совместной деятельности; интерес к внутр. миру человека и своему собственному, ценностное отношение к индивидуальности; сформированность познавательных, профессиональных интересов и готовность к выбору профессии на основе учета необходимых объективных и субъективных условий; адекватная самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение; развитая рефлексия; высокий статус психол. здоровья. К. п. как часть общей культуры в процессе своего развития проецируется в разных слоях и сферах бытия. Она включает в себя 2 осн. компонента: теорет. и практический. Содержание первого компонента - работа психологов-профессионалов в области развития теории и концептуализации процесса и результатов познания человеком самого себя. Практический компонент включает активность по психол. личностному самообслуживанию. Это аутопсихол. деятельность человека. Активность внутр. и внеш. у развитого субъекта опосредуется психол. культурой. В К. п. выделяется 2 уровня: профессионально-теорет., объединяющий психологию, психотерапию и теорию воздействия людей друг на друга и уровень житейской психол. культуры. Формирование психол. культуры - это анализ и систематизация опыта, аккумуляция житейской и профессиональной психол. культуры. Сегодня исследуются основания, аспекты и компоненты понятия «психол. культура» в «организационной психологии». Э. Шейн обращается к понятию «психол. культура», анализируя качества лидера, необходимые для его успешной деятельности и эффективного функционирования организации. Лит.: Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 2002; Занковский А. Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М., 2000 ; Исаева Н. И. Профессиональная культура психолога образования. М.-Белгород, 2002; Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998; Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. Томск-М., 1997. Т. Н. Щербакова

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ В ОБЩЕНИИ

Культура О. представляет собой систему норм и правил О., выработанных человечеством с целью предупреждения межличностных и межгрупповых конфликтов, оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура О. предполагает знание, понимание и соблюдение норм О., к-рые соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности; приняты в опр. сообществе как руководство к действию; не противоречат убеждениям самой личности или группы людей; предполагают личностную готовность и умение соблюдать эти нормы. Уровень культуры О. тесным образом связан с нравственными установками, ценностями, идеалами и стереотипами общества. Низкий уровень нравственной культуры порождает опр. дефекты О., к-рые отрицательно влияют на самочувствие личности и состояние общества. Нетерпимость во всех ее проявлениях выступает основой антикультуры в О. Нетерпимость в О. крайне непродуктивна: подозрительность и враждебность мешают возможности услышать другого, даже если он предлагает что-то конструктивное и полезное. В антикультуре выделяется такой фактор, как временнбя и культурная маргинальность. Временная маргинальность связанна с тем, что меняется сама среда, окружающая человека, эпоха, когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; когда старые нормы О. перестают действовать или утрачивают свою ценность, а новые еще не сформировались. Суть культурной маргинальности в пренебрежительном отношении к собственной культуре, желание стать «над ней». Такой тип маргинальности характерен для людей, к-рые игнорируют свой родной язык, традиции, национ. обычаи. Маргинальность в О. проявляется в узости мышления и клановости, разграничении своих и чужих. Кроме дефектов О., связанных с низким уровнем нравственной культуры, существенным препятствием к полноценному О. могут стать психол. коммуникативные барьеры, связанные с опр. психич. состоянием личности, ее установками и ожиданиями. Помехой в О. могут стать переживания, чувства (страдание, горе, гнев, страх, стыд, вина, презрение, отвращение), языковое бескультурье, недостаточный запас слов, невнятная речь, дефекты дикции, высокомерный тон, отсутствие чувства юмора, незнание речевого этикета, нецензурная лексика. Препятствием к О. являются социокультурные и моральные барьеры. Проявлением антикультуры в О. выступает феномен насилия, сущностью к-рого являются: отказ др. людям в праве на автономность и независимость; использование силовых приемов и методов давления; использование страха и принуждения как главных аргументов в О. Насилие разрывает обществ. коммуникацию, разрушает ее общепризнанные основания, выраженные в обычаях, праве, иных формах культуры. Насилие со стороны одного человека или группы людей оборачивается унижением других и может проявляться в разл. формах в т. ч. таких, как психол. давление, моральное подчинение, физич. принуждение. Для полной реализации ценности человеческого О. необходимо наличие доброй воли, стремление к взаимопониманию, формирование общего «пространства понимания», основой к-рого как раз и является высокая культура О. Лит.: Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч. М., 1997; Пухир В. М. Духовное общение в свете идеала ненасилия. М., 2004; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. В. М. Пухир

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ: СТИЛИ ОБЩЕНИЯ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ

Культурологические исследования выявляют специфику О. в разных культурах. В частности, это касается стилей речевого взаимодействия. Прежде всего, стили можно разделить по признаку направленности речи. Так при направленности речи на говорящего, а также на цель коммуникации мы имеем дело с инструментальным стилем вербальной коммуникации; при ориентации на слушающего и процесс взаимодействия мы говорим об аффективном стиле. Различия между стилями заключаются также в построении самих предложений, в выборе слов, степени использования риторических вопросов как формы поощрения или осуждения, уклончивости в оценках и проявлении своей позиции. Выделяют такие стили, как прямой (открытый) и непрямой (скрывающий, сглаживающий, маскирующий истинные побуждения говорящего). Так, напр., в Японии почти не употребляется местоимение «я»; в характеристике собственной личности выбираются не конкретные и/или деликатные слова; инициатива в разговоре уступается собеседникам. Непрямой стиль коммуникации на Востоке обусловлен культурной потребностью в гармонии и согласии, уважении «лица» др. человека. Прямой, жесткий разговорный стиль, по мнению исследователей, характерен для американцев. В нем проявляется больше заботы о сохранении «лица» самого говорящего, о четком обосновании собственной позиции по теме разговора. Психологи считают, что в коллективистских культурах ведущим стилем вербальной коммуникации является непрямой стиль, а в индивидуалистических культурах преобладает прямой стиль. По степени использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания выделяют искусный, точный и сжатый стили. Искусный (вычурный) стиль отличается метафорическим наполнением, экспрессивно богат. В арабских культурах, отказываясь от угощения, мало сказать просто «нет»; нередко отказ сопровождается клятвами и заверениями, на взгляд европейца неуместными. Точно так же прямое, безыскусное согласие может быть воспринято как отказ. Точный стиль - ритуализированный, уместный, соответствующий ситуации. Сжатый стиль, помимо лаконичности и сдержанности, включает уклончивость, использование пауз и выразительного молчания. Использование того или иного стиля в рамках опр. культуры связывается с принятым в ней уровнем избегания неопределенности. При среднем уровне избегания неопределенности (Египет, Иран, Ливия) чаще используется вычурный стиль. Низкому уровню избегания неопределенности (США, Германия, Дания, Швеция) сопутствует точный стиль. Высокий уровень избегания неопределенности (Япония, Корея, Таиланд) подразумевает использование сжатого стиля, что обусловлено опорой на традиции и высокой тревожностью. Лит.: Аргентова Т. Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психол. журн. 1984. № 6 ; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Латынов В. В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты // Психол. журн. 1995. № 6; Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; Мерлин В. С. Индивидуальный стиль общения // Психол. журн. 1982. № 4. В. Н. Куницына

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК

Культурный шок - понятие, принятое в зарубеж. культурологи и этнопсихологии для обозначения состояния дезадаптации человека, попавшего в др. культуру. Термин К. ш. ввел амер. антрополог Ф. Боас и подробно описал К. Оберг в 1960 г. К. ш. характеризуется след. признаками: напряженностью, к-рая требуется в процессе психол. адаптации к новой культуре и ведет к утомляемости (часто называется «культурная утомляемость»); переживаниями из-за потери О. с близкими друзьями и привычного статуса вследствие оторванности от привычного окружения; чувством непринятости новым окружением; дискомфортом, вызванным осознанием различий между культурой, в к-рой человек находился раньше и в к-рой живет сейчас; путаницей в ролевых ожиданиях, ценностных ориентациях и возникающей в связи с этим проблемой социальной идентичности, если произошло переселение на длительный срок или на постоянное место жительства; чувством бессилия из-за понимания неэффективности взаимодействия с новым окружением в новых условиях. Переживания К. ш. связаны с тем, что человек чувствует себя чужим в новом для него мире и сам мир воспринимается им как чужой. К факторам, к-рые влияют на степень выраженности К. ш. и длительность культурной адаптации, относятся: 1) степень сходства или различия между культурами и национ. ценностями (молодые люди с высшим образованием и хорошо развитым интеллектом адаптируются быстрее); 2) индивидуальный опыт пребывания в новой социальной и этнич. среде (быстрее адаптируются и выходят из состояния К. ш. люди, у к-рых выше интеллект, культура О., волевые качества). Проблема К. ш. рассматривается многими учеными в контексте пятиступенчатой модели динамики аккультурации (см. Аккультурация), в т. ч. ее динамика иллюстрируется U-образной кривой, к-рая отражает увеличение и ослабление переживания К. ш. и трудностей адаптации к новой культуре. В 1992 Г. К. Триандиса представил теорию К. ш., в к-рой выделил факторы, способствующие его снижению. Особое внимание в данной теории обращается на воспринимаемую схожесть культур и возможность культурного контакта, а также наличие изоморфных характеристик. Этими факторами Г. Триандис считает: отсутствие истории конфликтных отношений между странами или культурами; небольшую культурную дистанцию; знание индивидом характеристик др. культуры; владение разговорными навыками др. культуры; наличие сети социальных связей; наличие контактов с людьми равного статуса, наличие высших целей. Лит.: Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007; Oberg K. Culture shock: Adjustment to new cultural environments // Practical anthropology. 1960. № 7. Е. А. Гришина, И. В. Блинникова, Т. И. Пашукова

КУЛЬТУРЫ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУНИЦЫНА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

КУНИЦЫНА Валентина Николаевна (р. 1935) - российский психолог, спец. в обл. социальной психологии, психологии О., социальной психологии личности. Докт. психол. наук (1992), проф. каф. социальной психологии ф-та психол. С.-Петерб. гос. ун-та. Принадлежит к науч. школе Б. Г. Ананьева. После окончания ЛГУ (1958) и аспирантуры (1966) постоянно работает на ф-те психологии СПбГУ. В 1968 г. защитила канд. дис.: «Восприятие подростком другого человека и самого себя», посвященную особенностям восприятия и понимания себя и др. людей подростками, формирования самосознания в подростковом возрасте. В 1992 г. защитила докт. дис. - «Трудности межличностного общения». В круг науч. интересов Куницыной входят проблемы социальной перцепции, над к-рыми она начинала работать под рук. А. А. Бодалева (восприятие и понимание людьми друг друга, восприятие лица человека); проблемы успешности, трудности и барьеры неформального межличностного О. (в 2001 г. выпущен учебник для вузов «Межличностное общение» (в соавт.)). Авт. нового направления в социальной психологии, включающего вопросы коммуникативной и социальной компетентности, социальный интеллект и креативность в общении (1995, 1997). Под ее рук. выполнены исследования в обл. социальной мотивации (самоутверждение, альтруизм, милосердие, моральные установки, честность); исследованы личностные свойства, обеспечивающие успешность О. (самодостаточность, толерантность, проницательность, уверенность и др.); исследованы морально-нравственные проблемы межличностных отношений и О. в совр. семье. В наст. вр. возглавляет исследование «Изменяющаяся Россия: трансформация семейных ценностей на совр. этапе развития страны», включающее изучение ценностей, передающихся от поколения к поколению в новых истор. условиях и преследующее цель повысить нравственный потенциал молодого поколения. Ведет постоянную препод. работу, читает оригинальные авторские лекционные курсы по актуальным проблемам социальной психологии и социальной психологии личности, межличностным отношениям и психологии морали. Все исслед. проекты, к-рые она возглавляла, успешно продвигались благодаря разработке оригинальных исслед. методов - более 30 методов были разработаны за последние 10 лет. В сфере О. это «СУМО» - саморегуляция и успешность межличностного О.; «ПРИТЧИ» - метод изучения социального интеллекта; «КОСКОМ» - коммуникативная и социальная компетентность и др. Все авторские методы позволили всесторонне рассмотреть процесс О. и утвердиться новым направлениям в психологии. Осн. труды: Психология: Учебник (в соавт.), 1998; Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные вопросы психологии, 1995; Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики, 1995; Измерение социальной компетентности // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы, 1997; Типы личности в социальной психологии: авторитарная личность // Теоретические и прикладные вопросы психологии, 1996 ; Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантности ребенка // Актуальные проблемы современной социальной психологии (в соавт.), 2005. Н. А. Логинова

КУЧИНСКИЙ ГЕННАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ

КУЧИНСКИЙ Геннадий Михайлович (р. 1945) - белорусский психолог, спец. в обл. психологии речевого О. Докт. психол. наук (1992), проф. (1993). Закончил психол. ф-т ЛГУ (1974), в 1992 г. возглавил каф. психологии Белорусского гос. ун-та и создал отделение психологии, одновр. стал деканом ф-та социальных наук Европейского гуманитарного ун-та (г. Минск), где также организовал отделение психологии. Им создана теория психологии внутр. диалога, дается характеристика его структуры, качественных особенностей и генезиса, исследуется функционирование диалога в жизнедеятельности человека. На большом эмпирическом материале показал, что осн. структурной единицей речевого О. является элементарный цикл взаимодействия, и выделил 3 осн. вида элементарных циклов: «сообщение - отношение к сообщению», «вопрос - ответ», «побуждение к действию - его выполнение». Дальнейший анализ речевого О. на основе понятий «тема», «точка зрения», «смысловая позиция» позволил дифференцировать разл. формы речевого О., выделить систему осн., типичных их форм (внеш. монолог, внеш. диалог, простое реплицирование, псевдообщение), раскрыть их взаимопереходы. Обосновал также идею о многообразии форм речевого О. человека с самим собой, соответствующих формам речевого межличностного О. Опpеделил внутр. диалог как одну из форм О. человека с самим собой, существующую в неразрывной связи с др. формами аутокоммуникации. Исследовал роль внутр. диалога в мышлении, динамику его функций на разных возрастных стадиях онтогенеза. Показал, что внутр. диалог опосредствует принятие решений, является обязательным компонентом продуктивного решения (как индивидуального, так и совместного) сложных мыслительных задач. Результаты исследований были обобщены в докт. дис. «Психология внутреннего диалога» (1990). Разрабатываемый им подход позволил выявить, что О. человека с самим собой превращает процесс диалогического О. из дискретного в непрерывный. Предметом исследования являются особенности осн. форм вербального сознания личности, включая как норм., так и измененное состояние сознания. Осн. работы: Диалог и мышление, 1983; Психология внутреннего диалога, 1988. В. А. Кольцова

Предыдущая страница Следующая страница