Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 1, "САД"-"СИН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САД"-"СИН")

САДИЗМ

Садизм (в клинической психологии) - причинение другому боли, страдания, доставляющее наслаждение исполнителю. Названо по имени французского писателя маркиза де Сада, к-рый описал это извращение. Рассматривается как вид парафилии (психосексуальное расстройство, при к-ром сексуальное возбуждение достигается путем особых, необычных или причудливых действий). Сексуальное поведение, включающее истязание партнера плетьми, избиение или нанесение увечий, бывает иногда исключительно опасным для жертв, независимо от того, вовлекаются они в такие отношения добровольно или по принуждению. С течением времени жестокость поведения, как правило, усиливается. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Энциклопедия психического здоровья / Г.-У. Виттхен. М., 2006. Н. Д. Творогова

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОРАСКРЫТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

Самоутверждение - сложный психол. феномен, в к-ром можно выделить след. компоненты: а) социально-психол. процесс, т. е. процесс активного взаимодействия человека со своим окружением, в ходе к-рого происходит его самореализация, затрагивающая интересы, эмоции взгляды, ценности партнеров; б) потребности и мотивы в достижении жизненно значимых целей (признания, власти, самоосуществления, успеха); в) жизненные стратегии и тактики: возможны конструктивный, доминирующий, компенсаторный, защитный и др. аспекты избираемых тактик во взаимодействии и принятии решений; г) наличие тесной связи с Я-концепцией человека, самооценкой, самоотношением, силой Я. Социализирующая функция самоутверждения состоит в стремлении человека к признанию, самореализации, достижению ролевой и личностной определенности, освобождению от зависимости. Для этого необходим опр. личностный потенциал, достаточный уровень развития волевых качеств, осознание собственной ценности, сформированное стремление к успеху и высоким достижениям, осознание целей и ценностей собственного бытия. Цели самоутверждения можно разделить на конструктивные и компенсаторные. Согласно Н. Е. Харламенковой, существуют 4 стратегии самоутверждения: конструктивное самоутверждение (позитивное поведение, направленное на самореализацию), доминирующе-агрессивная стратегия (действия за счет других и с выраженной враждебностью и стремлению подавить других), самоподавление (отказ от самоутверждения и самовыражения), неуверенная стратегия. Возможны разные тактики самоутверждения: конструктивное самоутверждение с конструктивными целями, но всегда есть в нем элемент демонстрации; доминирующее самоутверждение - ради власти; компенсаторная стратегия самоутверждения - не удалось в одном важном деле, так буду утверждаться в неважном; защитное самоутверждение - ради тщеславия, повышения самооценки. Побудительными причинами самоутверждения часто являются честолюбие и тщеславие, неудовлетворенные амбиции. Всегда имеет место элемент давления на окружающих с неосознанной мотивацией самовозвышения. Демонстративность «благих намерений», уверенности и напора, присутствующая в поведении самоутверждающесй личности, обходится без учета состояний и намерений партнеров по общению. Конструктивный элемент в таких формах поведения принадлежит не психол. стороне феномена, а поведенческой. Иначе говоря, с психол. стороны есть нек-рая неадекватность личности, противоречивость демонстрируемых и истинных целей, есть неудовлетворенные амбиции и вызванные этим обстоятельством неосознанный страх, неуверенность и тревога по поводу своего личного и социального статуса. Внеш. сторона поведения самоутверждающейся личности может восприниматься окружающими как успешное достижение целей, а сам человек как волевой субъект, добивающийся своего наперекор трудностям. Лит.: Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000; Куницына В. Н. Методика исследования мотивации самоутверждения // Социальная психология: диалог: Сборник. СПб.-Якутск, 2002. В. Н. Куницына

САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ В ОБЩЕНИИ

Саногенное мышление в общении (СГМ) - теория и практика управления своими эмоциями (в частности, такими отрицательными эмоциями, как обида, вина, гнев, зависть, стыд и др.), затрудняющими О., путем осознания и управления теми умственными операциями, к-рые автоматически порождают соответственную эмоцию. Технология обучения СГМ позволяет установить неуместность тех или иных умственных операций и выбрать уместные, расширяя тем самым многообразие ходов мысли, раскрепощая ее, предлагая новые умственные программы, что в итоге способствует предотвращению хронизации отрицательных эмоциональных переживаний. Теория и практика СГМ предложена Ю. М. Орловым (1991) в контексте санологии (комплексное направление медицинской науки и практики, изучающее здоровье). Принципы оздоровляющего мышления зародились в античной философии. Чтобы обслуживать человека, философ должен был научиться отличать системы мышления, к-рые приносят вред человеку, умножая его страдания и беспокойство, от других, к-рые способствуют достижению блага, атараксии, блаженства, счастья. Начиная с Эпикура, в античной философии общепринятым считался тезис о том, что мудрость состоит в различении вещей зависящих от нас и независящих. Человек должен научиться распознавать отдаленные последствия своих поступков, к-рые могут быть благоприятными и неблагоприятными. Эпикур предлагал каждому установить для себя предел, за к-рый он не хотел бы переходить, если бы даже и мог. Сенека предлагал отказаться от симбиотических отношений с людьми, следуя непривязанному отношению к дружбе, любви, богатству и даже жизни. Стоической философии мы обязаны принципом реалистичности в мышлении. Философия отношения к разным вещам формулирует требование соразмерности своих притязаний в жизни со своими способностями и иными возможностями. Понятие благоразумия Аристотелем рассматривалось как антитеза распущенности. Любое отклонение в сторону недостатка или избытка в удовлетворениях и удовольствиях им рассматривалось как порок, к-рый ведет к неблагополучию. Античность знала лишь 2 средства управления эмоциями подавление их и сдерживание внеш. проявления. В философии обыденной жизни каждой личностью решается задача объяснить (в первую очередь себе), почему обстоятельства таковы, а не иные. Понимание является условием эффективной ориентировки в жизненных ситуациях и принятия эффективных решений по тем или иным вопросам. Философия обыденной жизни человека в свою очередь определяет специфику его обыденного мышления. Мышление может работать и на то, чтобы уменьшить страдания от неудачи, поражения, необязательности близких, возникших препятствий в О. и пр. Многое зависит от способов мышления. Осн. принципы СГМ («здравомыслия»): а) принцип уместности умственных операций, б) принцип осознания привычек собственного ума, в) принцип интроспекции, г) принцип научности обыденного мышления. Противоположно саногенному патогенное мышление (ПГМ) - это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к превращению отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия. ПГМ предполагает слепое следование привычным стереотипам обыденного мышления, без осознания его последствий. Это не патологическое, а вполне норм. мышление, но оно патогенно. Обыденное патогенное мышление продлевает возникший стресс далеко за пределы объективного воздействия стрессора, приписывает нередко нейтральной ситуации свойства стрессовой. Практика обучения СГМ - отеч. синтетическая психотехнология, разработанная в 1980-е гг. независимо от зап. теории эмоционального интеллекта, хотя и близка ей по характеру решаемых практических задач. Являясь оригинальной авторской технологией работы с эмоциями, теория СГМ использует данные теории дифференциальных эмоций, в нек-рых своих идеях близка теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, практика обучения СГМ использует отдельные приемы, разработанные в контексте когнитивной (в частности, рационально-эмотивной психотерапии). Технология обучения доведена до уровня, позволяющего самост. усвоение СГМ. Используется для коррекции негативных эмоционально-насыщенных отношений человека к себе, к др. людям, сопровождающихся отрицательными эмоциями. Лит.: Орлов Ю. М. Саногенное мышление. М., 1991; Он же. Исцеление философией. М., 1997. Н. Д. Творогова

САНОГЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ

Саногенное поведение (С. п.) - поведение, к-рое по своей направленности и способам осуществления приближает человека к здоровью, благополучию в разных сферах его жизни. Культивирование С. п. способствует поддержанию социального благополучия личности, к-рое в свою очередь выступает как ресурс в профилактике нарушений О. В зап. медицине широко используется термин «поведение, связанное со здоровьем», т. е. влияющее на него. Замечено, что одни виды поведения приближают человека к здоровью, а другие отдаляют от него. Возможность улучшить свое здоровье - это изменить нездоровое поведение. Психологов обычно в первую очередь заботит: а) поведение, поддерживающее психич. благополучие личности (это и активность по самореализации, достижению жизненного успеха, зрелости личности и др.), создающее иммунитет против психич. расстройств, б) социальное поведение личности, обеспечивающее ее социальное благополучие. Активная позиция прогностически благоприятнее для здоровья, чем пассивная позиция. Чтобы поведение стало саногенным, ее субъект должен стремиться к духовному благополучию (по утверждению Б. В. Зейгарник, «охрана психич. здоровья заключается… в формировании высших целей»). Для С. п. характерна позитивная направленность, а именно: позитивные цели (не культивировать, напр., хронический страх перед возможными угрозами), саногенное мышление (саногенному мышлению как частному случаю позитивного мышления посвящены науч. исследования Ю. М. Орлова), саногенное восприятие (направлять внимание при восприятии социальных объектов не только на их недостатки, но и на достоинства, ресурсы), саногенные действия (цель не оправдывает средства ее достижения). Умение извлекать уроки из своих неудач в достижении цели также характеризует С. п., к-рое предполагает заботу и о своем физич. и психич. здоровье, ответственность за него, как за осн. ресурс жизни на этой земле. С. п. ориентировано на социальную активность, нацеленность на оказание помощи в ней нуждающимся, умение сообща с другими работать, испытывая чувство соборности (каждый в совместном бытие остается уникальным его субъектом, являясь в то же время естеств. частью социального организма); такое своеобразное состояние изолированности и приобщенности у духовно здоровой личности вызывает чувство удовлетворения. С. п. в контексте жизнедеятельности человека - это линия его жизни; как поведенческая надсистема оно гармонизирует отдельные входящие в него и коммуницирующие между собой поведенческие акты, виды деятельности в разл. сферах жизни, О. с др. людьми. С. п. задает векторы развития человека - духовного, социального, психического, физического, предполагая гармонию развития человека во всей его целостности. Личность, стратегически ориентированная на С. п., самореализуется в процессе его осуществления, в делании себя, своей жизни, своего окружения, ощущает все большую внутр. свободу, цельность, гармонию и радость. Направленность поведения в направлении здоровья или болезни это свободный выбор личности (при этом она должна осознать наличие у себя такого выбора и располагать информацией о том, что ей нужно делать, чтобы быть здоровой). Лит.: Творогова Н. Д. Поведение в направлении здоровья // Форум «Здоровье нации - основа процветания России». Т. 2. 2007. Н. Д. Творогова

СЕКСИЗМ В ОБЩЕНИИ

Сексизм в общении (англ. sexism - гендерная дискриминация, обычно женщин) - одна из форм психич. насилия над личностью, суженое восприятие людей по признаку пола. Понятие возникло в конце прошлого века в американском женском движении по аналогии с расизмом. В отличие от патриархата, узурпирующего властно-имущественные отношения в обществе, идеология С. пропитана явной недооценкой, неравенством шансов и сексуальной эксплуатацией женщин в завуалированных формах: (а) идеализацией женщины как домашней хозяйки, женушки-матери в обществе, где главенствуют мужчины; (б) культом сексуальной привлекательности, сексапильности женского образа, рождающим потребительское, объектное отношение к женщине. Агрессивные формы С. усматриваются в сексуальных домогательствах на работе, когда отказ работодателю в его сексуальных притязаниях сопровождается понижением в должности, уменьшением оклада, нелестными записями в личном деле, отказом в отпуске, поручением скучных или неприятных дел. С. проявляется в разл. воспитании мальчиков и девочек, системе «женских» квот в органах власти и сфере образования и даже в структуре языка, где нет женской формы названия многих профессий. Правда, крайние формы феминизма также базируются на идеологии С., т. к. видят только различия, напряженность и конфликты между мужчинами и женщинами и усматривают полит. освобождение женщин в полном отказе от мужчин, а конкретнее - в лесбиянстве. Различают С. индивидуальный и институциональный. Индивидуальный С. - субъективное убеждение в превосходстве одного пола или гендерной ориентации над другой и конкретное поведение, к-рое выражает это превосходство. Институциональный С. - открытое или скрытое проявление С. в обществ. структурах, политике и практике. Трансляция С. осуществляется через полоролевую социализацию детей и имплицитно поддерживается социальными институтами (Попова, Орешкина, 1995). Жесткая полоролевая социализация детей ограничивает их личностный рост, возможности самореализации и способность справляться со сложностями взрослой жизни, т. к. исходит не из индивидуальных особенностей ребенка (напр., активность/реактивность, чувствительность, эмоциональная лабильность), а из неких усредненных, генерализованных представлений, как правило, отражающих уже прошедший этап развития общества. Главной функцией С., как и полоролевых стереотипов, является сохранение сложившегося положения, удержание власти (Агеев, 1990). С. вызывает психол. проблемы, к примеру - страх проявления и подавление в себе «женских» черт и склонностей (гомофобия у мужчин), боязнь показаться «слишком умной», чувство вины и сомнения в своей половой идентичности (в случае «нетипичных», напр., науч. интересов у женщин); ведет к деформации личности, создает препятствия для развития способностей, порождает внутри- и межличностные конфликты. С. приводит к полоролевым конфликтам, к-рые, в свою очередь, могут быть источником сильного психол. стресса как у мужчин, так и у женщин; причиной того, что мужчины и женщины недооценивают друг друга, испытывают трудности в понимании и во взаимодействии друг с другом. Эмоционально-психол. последствиями таких конфликтов являются страх, гнев, зависть, ненависть, чувство вины, депрессии, что дало основание для причисления С. к формам психопатологии (Albee, 1981). Под патронатом ЮНЕСКО (Мишель, 1986) разработаны специальные рекомендации для предотвращения проявлений С. на институциональном уровне (напр., в телепередачах, школьных учебниках, детских книгах). Американская психол. ассоциация (APA, 1978) приняла рекомендации по предотвращению сексизма в психотерапевтической практике. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. С. Т. Агарков, Л. В. Попова

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Семейная психотерапия - всякая форма психотерапии, к-рая занимается с семьей как с группой, включая супругов, детей, дедушек и бабушек, остальных членов семьи, а также приемную семью и некровных родственников. С. п. работает со всей семьей (ее структурой, формами взаимоотношений, стилем взаимодействия). Проблемы брака и трудности между поколениями (проблемы между родителями и детьми, с дедушками и бабушками, в приемных семьях и др.) являются осн. показаниями для С. п. Психотерапевт проявляет интерес к тому, как взаимодействует семья в целом, обращает внимание на характер границ, к-рые родители определяют своим детям, особенности отношений между членами семьи, принадлежащими к разным поколениям, когда в жизни семьи появились симптомы дисфункции. Также представляют интерес: характер привязанностей, эмоциональный «треугольник», иерархия власти, функция «козла отпущения», эмоциональное взаимодействие, самоидентификация и пр. С. п. часто проводит бригада психотерапевтов (мужчина и женщина) для того, чтобы наглядно представить членам семьи образцы ролей обоих полов. Они работают с каждым членом семьи как составной частью единого целого, заключая с ним некое рабочее соглашение, создающее в семье атмосферу, благоприятствующую переменам. Изменения, появившиеся хотя бы у одного члена семьи, выводят всю семью из состояния сложившегося равновесия, к-рое ее не устраивает. Психотерапевт помогает научиться распознавать те силы, к-рые заставляют семью функционировать как единое целое. Его вмешательство ориентировано, как правило, на поведение; работа осуществляется с применением упражнений и домашних заданий с целью стимулировать доверие, сочувствие и дифференцированный подход у членов семьи по отношению друг к другу. В настоящее время осн. школами С.т. являются: теория объектных отношений, теория Боуэна, структурная семейная терапия, теория коммуникации. Понятия, образующие основу этих 4 совр. ведущих теорий: 1) «взаимосвязанные патологии» (Н. Аккерман), когда проблемы одного члена семьи связываются через взаимодействия с др. ее членами; 2) «слияние» (М. Боуэн) означает, что отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, спаяны вместе, образуя неоднородную массу; 3) «псевдовзаимность» (Л. Уини) - ложный тип близости или интимности, характеризующийся утратой границ между отдельными членами семьи; 4) «двойная связь» паттерн взаимодействия, характеризующийся строгими ограничениями, налагаемыми с помощью парадоксальной коммуникации в рамках важных, эмоционально значимых отношений, результатом к-рого становится неприемлемое решение, из к-рого его участники не в состоянии выпутаться (Эбелис). Нек-рые психотерапевты предпочитают заниматься только с парами. Это особенно оправдано при сексуальных проблемах и вопросах, связанных с разрывом или угрозой развода. В процессе работы анализируются противоположные ожидания партнеров, они учатся распознавать свои ошибки в предпринимаемых попытках разрешения конфликтов. В психодинамической терапии пар делается попытка глубже исследовать вопрос о том, в какой мере сказываются на трудностях обоих партнеров те конфликты или особенности их родительских семей. Лит.: Творогова Н. Д. Работа скорби при онкологическом заболевании // Медсестра, 2007. № 8; Она же. Психология семьи // Психологические основы деятельности врача / Под ред. Р. П. Ловелле, Н. В. Кудрявой. М., 1999; Энциклопедия психического здоровья / Г.-У. Виттхен. М., 2006. Н. Д. Творогова

СЕМЕНОВ ИГОРЬ НИКИТОВИЧ

СЕМЕНОВ Игорь Никитович (р. 1945) - российский психолог, докт. психол. наук (1993), проф. (1995) каф. общей и эксперим. психологии ф-та психологии Госун-та Высшая школа экономики (с 2002). Лауреат Премии Президента РФ в обл. образования (2000), академик АПСН (с 1995), МАГО (с 1995), МАПН (с 1998), МААН (с 2003). По окончании ф-та психологии МГУ и аспирантуры ИИЕиТ АН СССР вел инновационные исследования в обл. рефлексивности творческого мышления (в МГУ, ПИ РАО), системной методологии эргономики и инженерной психологии (ВНИИТЭ), гуманизации педагогики непрерывного общего и профессионального образования (ПИ РАО), акмеологии развития профессионализма (РАГС), истории и теории общей и организационной психологии (ГУ ВШЭ). Создатель московской науч. школы рефлексивно-гуманитарной психологии творчества. Наиболее существенным вкладом в развитие психол. теории является разработка концепции уровневой организации и рефлексивной регуляции творческого мышления, к-рая выступает концептуально-методологической основой для понимания и изучения мыслительной деятельности и развития рефлексивно-творческого потенциала личности. Др. фундамент. вкладом Семенова И. Н. в теорию психологии стали его исследования по психолого-акмеологическим проблемам рефлексивной организации профессиональной деятельности, конструктивная разработка и последовательная реализация методологических принципов системного подхода применительно к психол. анализу дискурсивного мышления и рефлексии. Созданная им теория вскрывает сущность рефлексии на онтологическом уровне и показывает ее роль в развитии индивидуальности. Науч. интересы Семенова И. Н., его социально-гуманитарное и естеств.-науч. мировоззрение определили содержание и осн. направления созданной им науч. школы, с концептуально-методологических позиций к-рой защищено 25 канд. и 3 докт. дис. по общей, инженерной, социальной, пед. психологии, а также по психологии развития, акмеологии и общей педагогике. Он авт. более 320 науч. работ. Осн. труды: Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная (в соавт.). М., 1990; Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США (в соавт.). М., 1965; Психолого-педагогические технологии развития профессионализма кадров управления (в соавт.). М., 1997; Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры (в соавт.). М., 1998; Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М., 2000; Оценка и развитие рефлексивного мышления (в соавт.). Новосибирск., 2001; Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности (в соавт.). М., 2005; Исследование рефлексивности самореализации личности в сфере госслужбы (в соавт.). Брянск, 2005. И. С. Семенов

СЕТЕВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА (СЕТЕРАТУРА)

Сетевая литература (сетература) - один из видов сетевого искусства, основанный на использовании письменности и имеющий в кач. конечного продукта художественное произведение, размещенное в сети Интернет. Такие произведения доступны одновр. многим пользователям (читателям), к-рые в нек-рых случаях могут участвовать в редактировании текста, развитии сюжета, включении новых персонажей и т. д. Следует различать сетевую литературу и литературу, перенесенную в сеть с печатных изданий. Произведения сетевой литературы чаще всего созданы и функционируют в сети т. о., что при переносе на бумажные носители существенно теряют ценность и привлекательность для читателей. Выделяют осн. свойства сетевой литературы: включенность произведения в общий дискурс сетевого взаимодействия в конкретном виртуальном сообществе в конкретный истор. момент времени; гипертекстовость, порождающая интерактивность художественного текста; возможность коллективного сотворчества (авторства); автоматическая обработка текста и возможность динамично изменять его содержание. Существенным признаком сетевой литературы становится открытость процесса создания и функционирования художественного текста для читателя, в распоряжении к-рого широкий спектр коммуникативных средств, напр.: описание автором замысла произведения и цели художественной коммуникации, отзывы и обсуждения художественного текста др. читателями, возможность внесения корректив и предложений по содержанию текста. Характерный для традиционной литературы скрытый, неявный смысл того или иного художественного произведения становится прозрачным и доступным как в процессе синхронного восприятия самого текста, так и внимания к его окружению, времени и месту его размещения. Художественные проекты, размещающие произведения сетевой литературы, обычно характеризуются высокой демократичностью и отсутствием критериев качества художественного текста, в соответствие с к-рыми происходит отбор публикующихся произведений традиционной литературы. Любой пользователь сети может зарегистрироваться на сайте как автор и публиковать свои тексты. Обычно такие проекты не содержат ограничений по жанру, по объему произведения, по количеству стилистических и грамматических ошибок и т. д. Интерактивность произведения сетевой литературы в рамках подобных проектов достигается широкой практикой рецензий и откликов читателей, регулярным проведением рейтингов и созданием топ-листов (по посещаемости, по количеству рецензий, по дате размещения, по экспертной оценке качества художественного произведения и т. д.). Проведение литературных конкурсов стимулирует развитие дискуссий и обсуждений критериев оценки участвующих в них художественных текстов. Реализация рекреационной и игровой функций сетевого литературного сообщества осуществляется в ходе частных литературных проектов, организуемых опр. группой авторов или инициируемый одним автором. Формами таких проектов выступают литературные игры (буриме, «сад расходящихся хокку» и др.), эксперименты по созданию произведений совместного авторства, создание автором виртуальных субличностей с самост. никнеймами и циклами произведений. Лит.: Долгополов А. Художественная литература в Рунете. Формы хранения и способы функционирования; Караковский А. История и практика сетевой литературы, 2004; Кузнецов С. Рождение Игры, смерть Автора и виртуальное письмо, 1999; Adrian R. (1997): net. art on nettime (Posting vom 11. Mai 1997). Ю. Л. Проект

СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО

Сетевое искусство (Net Art) - новый способ производства и функционирования произведений искусства, в основе к-рого лежит использование сетевых технологий. Подобные произведения характеризуются 2 специфическими характеристиками: интерактивное взаимодействие с аудиторией и невозможность их существования вне сети. Произведения сетевого искусства характеризуются высокой динамичностью и пластичностью. Процесс их функционирования может приводить к существенному изменению содержания самого произведения. Это вызвано быстрым ростом технол. и медиальных возможностей его создания и влиянием аудитории сетевого искусства, обеспечивающей практически моментальный отклик на его содержание. Существование сетевого искусства остро ставит проблемы критериев искусства, где традиционные эстетические критерии отходят на второй план. Сетевое сообщество стихийно определяет собственные ценностные критерии его содержания, среди к-рых ведущей ценностью подобного произведения становится его потенциальная возможность вызывать эмоциональный отклик у виртуальной группы и способствовать развитию виртуальной коммуникации, связанной с общим обсуждением актуальных жизненных проблем. Важным свойством сетевого искусства является возможность творческого проявления любого пользователя сети, к-рый может выступить как соавтор и соучастник творческого процесса, к-рый в свою очередь также открыт для наблюдений, обсуждений и совместных действий в сетевом сообществе. Сетевое искусство становится авангардом развития новой, открытой и демократичной, сетевой культуры. С др. стор., указанные обстоятельства определяют большую зависимость форм, способов и содержания сетевого искусства от социально-психол. особенностей сетевого сообщества, выраженный конформизм и стремление завоевать аудиторию за счет шокирующих и сенсационных элементов форм и содержания выставляемых в сети арт-продуктов. Немаловажным обстоятельством трансформации критериев сетевого искусства становится динамичное развитие компьютерных технологий, используемых в ходе создания интернет-произведений. Необходимость постоянного освоения все более совершенных технол. форм и адаптация к быстро изменяющимся условиям среды Интернет все больше препятствует сосредоточению на художественных целях и средствах создания произведений искусства. В этом плане сетевое искусство рассматривают как частную форму электронного искусства, а в более широком контексте - технол. искусства, что накладывает отпечаток на его содержание, художественные приемы и средства выразительности. На данный момент сформировались жанры сетевого искусства: художественные сайты, почтовые проекты (в рамках к-рых участники вносят изменения в содержание произведения и отправляют его дальше по электронной почте), художественный интернетсофт, художественные сетевые конструкции, онлайновые аудио-, видео- или радиопроекты, сетевые перфомансы и т. д. В рамках указанных жанров существует большое количество разнообразных конкретных форм, таких, напр., как браузер-арт, спам-арт, форм-арт и т. д. Лит.: Ализар А. Феномены Интернета: сетевое искусство // Вебпланета. 2004; Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М., 2008; Frieling R., Daniels D. Media Art Net, Survey of Media Art. 2004; Eco U. Opera Aperta (ital. 1962), engl. As The Open Work. Cambridge, MA, 1989. Ю. Л. Проект

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО

Сетевое сообщество - группа людей, поддерживающих О. и ведущих совместную деятельность при помощи компьютеров, объединенных в локальные и глобальные сети; совокупность интеракций в виртуальной среде. Возникновение сетевых сообществ связано с расширением социальной функции Интернет, появлением социальных сервисов Веб 2.0, поддерживающих групповые взаимодействия. Эти групповые взаимодействия включают персональные действия участников (заметки, аннотирование текстов, размещение мультимедийных файлов), коммуникацию участников между собой. Примерами социальных сервисов являются социальные сети (facebook.com); Вики (Wiki) - сайты (наиболее популярна Википедия, свободно распространяемая энциклопедия на всех языках, wikipedia.org); блоги (сетевые журналы; наиболее популярен в России «Живой журнал» - livejournal.com); народные классификаторы (позволяют пользователям самостоятельно классифицировать информацию по ключевым словам, bobrdobr.ru). Эти ресурсы общедоступны, бесплатны, часто поддерживаются добровольными пожертвованиями, отличаются быстротой пополнения и разнообразием контента. Мотивами создания и вступления в сетевое сообщество могут быть деловой, познавательный, мотив сотрудничества, самореализации, аффилиативный, рекреационный, игровой, коммуникативный, мотив самоутверждения. Сетевое сообщество как единица социальной организации характеризуется наличием стратификационной системы, устоявшихся социальных норм, ролей и статусов ее участников, обще- или частично доступного контента. Восприятие личности в сетевом сообществе происходит через продуцируемые им тексты (музыку, фотографии и др.) - на первое место выходит виртуальный дискурс. Детерминантами выбора сетевого сообщества могут быть социальная ситуация, возраст, пол, род профессиональной деятельности, интересы (напр., сетевые сообщества одноклассников - odnoklassniki.ru). Сетевое сообщество становится формой организации не только досуговой, но и профессиональной деятельности через создание единого информационного ресурса (сетевые сообщества учителей приходят на смену традиционным методическим объединениям). Сетевые сообщества реализуют и своеобразную рекламную функцию. С одн. стор., они способствуют безвозмездному продвижению продуктов творчества, к-рые помещают в сети, обсуждают, предлагают ознакомиться, распространяют. С др. стор., в коммерческих целях специально создаются сетевые сообщества, продвигающие опр. продукт творчества или товар. Стихийно образованные сетевые сообщества могут являть как рекламу, так и антирекламу благодаря мнениям, обсуждениям, рекомендациям, к-рые акторы (субъекты виртуальной коммуникации) дают друг другу. Лит.: Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ, Ростов-н/Д, 2004; Патаракин Е. Д. Сетевые сообщества и обучение. М., 2006; Быховский Я. С., Коровко А. В., Патаракин Е. Д. Учим и учимся вместе с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию: Учеб.-метод. пособие. М., 2007; О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра online, 2005. Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева

СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ

Сетевой этикет (cетикет, нетикет - netiquette) - совокупность норм, правил, предписаний, рекомендаций, отражающих представления о должном поведении и процессе коммуникации людей в сети Интернет. Сетикет - не только часть традиций и культуры сетевого сообщества, но и часть социального уровня информационной культуры совр. человека. Правила сетикета не являются всеобщими и жестко установленными, не закреплены нормативными актами; за их нарушение нет никакой ответственности, кроме обществ. порицания. Каждое сетевое сообщество может формулировать свои правила поведения, требовать ознакомиться с ними и выразить свое формальное согласие на их соблюдение. Обычно все правила записываются и оформляются в виде устава или в виде списка ЧАВО (список Часто задаваемых Вопросов и Ответов). В отдельных случаях они формулируются модераторами, иногда «старожилами» сообщества, в виде сообщений и поддерживаются на основании их личного авторитета. Условно выделяют три группы правил сетикета: административную (правила именования тем, цитирования, допустимости рекламы и др.); техническую (правила оформления сообщений: приветствие, подпись, размер, допустимые элементы форматирования); психологическую (правила передачи эмоционального состояния: использование аватарок, ников, смайлов, сокращений и др.) К нарушениям сетикета традиционно относят оскорбления личного, национ., религ., полового или профессионального характера, провоцирование, клевету, плагиат, рекламу и саморекламу (в непредназначенных для этого местах), несоответствующие истине сообщения (напр., диффамации), несоблюдение авторских прав. Нарушение сетикета реализуется посредством офтопиков (размещение сообщений, неподходящих по своему содержанию к тематике форума или конкретной ветви обсуждения), оверквотинга (избыточное цитирование комментируемого сообщения), флудов (поток сообщений, не несущих смысловой нагрузки; короткие однострочные реплики), флеймов (сообщения, провоцирующие на «спор ради спора»), хотлинкинга (включение в веб-страницу файловизображений или др. ресурсов с чужого сервера, расход чужих ресурсов и трафика), спама (рассылка «информационного мусора»), написания слов прописными буквами, что воспринимается как грубый крик. Главный принцип сетикета - повсюду в Сети находятся реальные люди; главное правило сетикета аналогично этикету, принятому в обществе в целом, - вести себя так, чтобы было легко понять друг друга, не создавать никому проблем и не мешать норм. диалогу. Существуют свои правила поведения и О. на форумах, чатах, конференциях, в блогах, электронной почте и т. д. Общие правила сетикета достаточно просты: культура речи (грамматическая и стилистическая правильность, отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов) и элементарная вежливость (умение здороваться, прощаться, благодарить, говорить «пожалуйста», «будьте добры» и др.). Лит.: A Guide to Electronic Communication & Network Etiquette, revised and submitted by Joan Gargano, edited by Ivars Balkits, Computing Services - University of California Davis // Rinaldi, Arlene H. The Net: User Guidelines and Netiquette. 1992; Shea V. Netiquette. San Francisco: Albion Books. 1994. Suler J. E-mail communication and relationships // Suler J. The Psychology of Cyberspace. 1998. C. C. Куликова

СИГНАЛИЗАЦИЯ У ЖИВОТНЫХ

Сигнализация у животных - осуществление коммуникативного взаимодействия между особями в сообществе с помощью сигнальных средств, посредством к-рых партнер или партнеры побуждаются к специфическим видотипичным ответным реакциям. Такова, напр., обоюдная сигнализация в семейных парах цихлидовых рыб в период заботы о мальках, семейных парах серебристых чаек в период насиживания и выкармливания птенцов. Эффект воздействия на партнера зависит от уровня мотивации демонстратора и, соответственно, интенсивности подаваемого сигнала. В кач. сигналов такого рода выступают выразительные движения и позы, а также их сочетания - демонстрации. По механизму своего действия на партнера последнее относится к ключевым раздражителям или релизерам. Н. Н. Мешкова

СИГНАЛЫ ЖИВОТНЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, НАРУШАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ

Символическое мышление, нарушающее общение - в психиатрии симптом нарушения ассоциативного процесса, выражающийся в патологической склонности наделять понятия иным, чем принято в обществе, смыслом. О. становится непродуктивным, поскольку больной не заботиться о том, понятен ли собеседнику скрытый смысл его выражений и слов. Часто он оперирует словами, к-рые выдумал сам (неологизмы), не давая каких-либо пояснений и четких определений. Понимание сказанного особенно затруднено из-за того, что смысл символических понятий может неоднократно меняться (так цифра 7 трактуется, то как имя Семен, то как размер зарплаты, то как символ смерти). Часто одним и тем же символическим содержанием наделяются разные слова и понятия (так символами гармонии и здоровья, больной одновр. называет 7 цветов радуги, 7 нот и 7 шейных позвонков). Такие мыслительные построения осуществляются неосознанно, автоматически, и больной неспособен усилием воли перейти на более простой и адаптивный стиль выражения своих идей. Чаще всего символическое мышление выступает как стойкий необратимый симптом шизофрении. При шизоидной психопатии это расстройство бывает выражено мягко, лишь отчасти затрудняет О. и не прогрессирует. Лит.: Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: Мотивация, общение, познание. М., 1991; Bleuler E. Руководство по психиатрии. 1993. Ю. Г. Тюльпин

СИМВОЛОТЕРАПИЯ

Символотерапия - разновидность психотерапии, использующей в кач. лечебного воздействия символическую функцию слова и речи. С. - О. с помощью лечебного символа - высшая форма опосредования лечебного воздействия в индивидуальном и групповом психотерапевтическом процессе. Метод С. разработан и применялся Ю. Б. Некрасовой в лечении логоневроза - восстановлении нарушенного речевого О. у заикающихся. Рассматривая речь как символический рефлекс, В. М. Бехтерев определял слова как символические обозначения того предмета, к-рый оставляет по себе целый комплекс следов в нервной системе, благодаря чему при отсутствии самого предмета нет надобности оживлять все оставляемые им следы, а лишь один, отвечающий его символу. Символизацией достигается существенное облегчение нервно-психич. деятельности в психотерапевтическом О., поскольку один символ благодаря сочетанию объединяет собой целый ряд следов от внеш. и внутр. раздражений, даже таких, к-рые не связаны между собою условиями сосуществования или последовательности. В системе логопсихотерапии лечебный символ есть условная, свернутая, образно-метафорическая формула выражения ощущения, переживания пациента и психотерапевта. Каждый лечебный символ (напр., «Пигмалион», «Нарцисс», «Айсберг») содержит в «свернутом виде» континуум психич. состояний, ведущих к гармонизации личности в ходе терапевтического О. - происходит формирование рефлекторной цепочки: от символа - через лечебный смысл его - к саногенному (оздоровляющему, по Ю. М. Орлову) психич. состоянию. Обучение лечебным символам позволяет пациентам самостоятельно поддерживать заданные психотерапевтом психич. состояния, снимает поведенческие и мыслительные стереотипы. В логопсихотерапии С. выполняет интегрирующую функцию, объединяя библиотерапию, кинезитерапию, психотерапевтическую беседу и специальную речевую работу, что также решает пед. проблему «повторения без повторов». Развитие человеческой личности достигается гл. о. благодаря символизации (В. М. Бехтерев), и С. - высшая ступень в результативности лечебного перевоспитания личности. Лит.: Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством. М., 2006. Н. Л. Карпова

СИМПАТИЯ

Симпатия - устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к др. людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к О., оказанию внимания, помощи и т. п. Обычно симпатия (С.) возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Может возникнуть и как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера др. человека. В своей динамике С. может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях С. является одним из факторов интеграции людей и сохранения психол. комфорта. В. К. Вилюнас

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout syndrome) - состояние эмоционального, умственного истощения, физич. утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек-человек», где доминирует оказание помощи людям (учителя, социальные работники, психологи, врачи, медицинские сестры). С. э. в. рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте и соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома (Г. Селье) - стадии истощения. Развитие С. э. в. носит стадийный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты (часто как следствие экстремально положительной установки на выполнение профессиональной деятельности). По мере развития синдрома появляется чувство усталости, постепенно сменяющееся разочарованием; снижение интереса к своей работе. С. э. в. развивается согласно опр. фазам: 1) Предупреждающая фаза : а) чрезмерное участие (чрезмерная активность, чувство «личной незаменимости», отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований, ограничение социальных контактов); б) истощение (чувство усталости, бессонница, возрастание вероятности несчастных случаев). 2) Снижение уровня собственного участия: а) по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т. д. (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи др. людям, проявления негуманного подхода к людям); б) по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие); в) по отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, опоздания, акцент на материальном аспекте при одновр. неудовлетворенности работой); г) возрастание требований (потеря жизненного идеала, ощущение, что др. люди «используют» тебя в своих интересах, зависть). 3) Эмоциональные реакции: а) депрессивное настроение (постоянное чувство вины, снижение самооценки, апатия); б) агрессия (защитные установки, обвинение других, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, конфликты с ближайшим социальным окружением). 4) Фаза деструктивного поведения: а) в сфере интеллекта - снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения; б) в мотивационной сфере - отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности; в) в социальной сфере - безразличие, отсутствие участия в жизни др. людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество. 5) Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, головные боли, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя, наркотиков. 6) Разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние, безысходность. Для профилактики и коррекции С. э. в. применяются: личностно ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств); обеспечение осознания клиентом проблемы и принятие адекватной ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, свои решения, действия, изменение поведения. Необходимо активное участие клиента в процессе психокоррекции. Лит.: Мат-лы I Межд. науч.-практической конф. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике), 1-3 окт. 2007, Курский гос. ун-т. Курск, 2007; Felton J. S. Burnout as a clinical entity - its importance in health care workers // Occupational medicine. 1998. V. 48. Maslach C. Job Burnout / C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leiter // Annual Review of Psychology. 2001. V. 52. С. А. Игумнов

Предыдущая страница Следующая страница