Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 2, "СИС"-"СОЦ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СИС"-"СОЦ")

СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКРИПКИНА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

СКРИПКИНА Татьяна Петровна (р. 1953) - российский психолог, докт. психол. наук (1998), проф. (1999). Закончила Ростовский гос. ун-т (1975) (наст. вр. ЮФУ) и аспирантуру в НИИ ОПП АПН СССР (1983). В 1984 г. защитила канд. дис. «Доверие к людям в раннем юношеском возрасте», в 1998 - докт. дис. «Доверие как социально-психол. явление». С 1976 по 2000 г. работала в Ростовском гос. пед. ун-те, с 1989 по 2000 г. заведовала каф. социальной и пед. психологии РГПУ, с 2000 заведует каф. психологии развития и акмеологии ЮФУ. В круг ее науч. интересов входят проблемы социального доверия, особенностей проявления доверия на разных этапах онтогенеза, над к-рыми она начинала работать под рук. А. А. Бодалева, а также проблемы социальной психологии развития, психологии толерантности, психологии продвижения человека к «акме». Под ее рук. выполнены исследования особенностей проявления доверия в социально-психол. взаимодействии: в пед. процессе, в бизнесе, в инновационной деятельности, в группах подростков - несовершеннолетних преступников, у детей разного возраста, воспитывающихся в условиях депривации. Все исслед. проекты, возглавляемые ею, успешно продвигались благодаря разработке оригинальных исслед. методик, к-рые востребованы психодиагностической практикой. Скрипкина является академиком Межд. Славянской академии образования им. Я. А. Каменского, засл. деятелем науки Республики Ингушетия, входит в состав редакционных советов ряда психол. журналов. За заслуги в обл. образования награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». Осн. труды: Психологическая служба в детских дошкольный учреждениях (в соавт.), 1996; Психология доверия, 1998, 2000 ; Доверие как фундаментальное условие толерантности, 2003; Доверие в социально-психологическом взаимодействии, 2006; Периоды развития личности и ее возраст // Социальная психология личности в вопросах и ответах, 2002; Психология доверительного поведения личности // Там же; Доверие в социальном бытии // Субъект, личность и психология человеческого бытия, 2005; Стратегии поведения субъекта в трудной жизненной ситуации // Субъектный по дход в психологии, 2009. В. А. Лабунская

СЛУХИ

Слухи - процесс распространения предметных сведений по каналам межличностного О. Наряду с описываемыми событиями (реальными или воображаемыми) содержание С. отражает также обществ. мнение и настроение, стереотипы и установки аудитории. Поэтому изучение и составление баланса С. обеспечивает исследователя (психолога, социолога) ценными разносторонними данными о состоянии и динамике социально-психол. реальности. Вместе с тем циркулирующие С. служат самост. фактором формирования мнений, настроений, установок и т. о. опосредованно влияют на идеологические, полит. и эконом. процессы. С. принято классифицировать по 2 основным параметрам: экспрессивному и информационному. По типу эмоциональных реакций, выраженных содержанием С. (экспрессивный параметр), выделяются: С. - желание, С. - пугало, агрессивный С. По степени достоверности содержания (информационный параметр) С. выстраиваются в шкалу от ложных до близких к действительности; в ряде случаев содержание С. оказывается достовернее сведений из официальных источников и каналов массовой информации. Тем не менее, содержание С., циркулирующего в рамках широкой и политически значимой аудитории, не бывает полностью достоверным, потому что в процессе распространения сюжет подвергается закономерным изменениям: одни детали исчезают (сглаживание), другие гиперболизируются (заострение) или видоизменяются, приспосабливаясь к актуализированным стереотипам и установкам (адаптация). Основные факторы циркуляции С.: интерес аудитории к предмету и дефицит субъективно надежной информации. Второй фактор, в свою очередь, определяется соотношением количества, доступности официальных сообщений и доверия к источнику сообщений. Возникающий вследствие неудовлетворенного интереса информационный вакуум заполняется спонтанно или целенаправленно. Знание причин и закономерностей распространения С. помогает формировать «слухоустойчивую» информационную среду, а также оперативно ликвидировать нежелательные С. Лит.: Беззубцев С. Слухи, которые работают на вас. СПб., 2003; Горбатов Д. С. Сплетничание как социально-психологический феномен // Психол. журн., 2009, № 1; Дмитриев А. В., Тощенко Ж. Т. Общественное мнение в системе информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сб. ст. и мат-лов конф.). М., 1996; Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. Учеб. пособие. М., 2005; Шерковин Ю. А., Назаретян А. П. Слухи как социальное явление и как орудие психологической войны // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. А. П. Назаретян

СЛУШАНИЕ НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ

Слушание нерефлексивное (лат. reflexio - отражение) слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность клиенту высказаться; состоит в умении психотерапевта внимательно молчать. Это один из приемов понимающего слушания, используемый клиническим психологом в ходе терапевтической сессии с клиентом. Прием широко используется в контексте психотерапии гуманистического направления. Предназначение С. н. - создание условий для того, чтобы клиент полностью выговорился особенно в ситуациях, когда ему необходимо обсудить свои наболевшие вопросы (напр., семейный конфликт). Правила С. н.: (а) минимум ответов (невмешательство) со стороны психолога; (б) быть своеобразной «губкой», впитывающей все, что говорит клиент, без какого-либо отбора и сортировки; (в) постоянно подавать клиенту сигналы, что тот услышан. Для этого психолог используются короткие реплики: «Да…», «Да-да…», «Понимаю…» и пр. Эти реплики нейтральны, помогают клиенту говорить (приглашая продолжать), показывают ему, что им интересуются, хотят знать его мнение и чувства. Сигналом внимания для клиента может быть и кивок головы психолога, легкое изменения выражения его лица и пр. Недостатки использования С. н. проявляются в след. ситуациях: (1) у клиента желание говорить слабое или совсем отсутствует; (2) есть опасность, что внимание психолога клиент истолкует как полное согласие с содержанием его рассказа; (3) в течение длительного времени иногда приходится слушать пустую болтовню. Лит.: Rogers C. R. Curl Rogers on encounter groups. N. Y., 1970; Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

СЛУШАНИЕ ПОНИМАЮЩЕЕ

Слушание понимающее (в психотерапии) - метод гуманистической психотерапии, имеющий целью понять клиента; традиционно используется профессиональными психотерапевтами, психологами, к-рые умеют слушать и слышать именно то, что им говорят. Приемы С. п.: нерефлексивное слушание, выяснение, перефразирование, резюмирование, отражение чувств. Эмпатическое слушание - высший уровень умения слушать, предполагает вчувствование (способность терапевта чувствовать то же, что и клиент, понимать его не умом, а сердцем). Эмпатический ответ это не изощренная техническая уловка терапевта, а результат его способности к эмпатии, вчувствования в др. человека. И тем не менее эмпатическому слушанию можно научиться. В отличие от С. п., оценивающее слушание зачастую пристрастно, рассудочно, предполагает поиск причины, почему и зачем была сказана клиентом какая-то фраза (за этим поиском толкования услышанного нередко теряется смысл сказанного; для толкователя важнее не «что» сказано, а «почему»). Сопутствующие приемы: интерпретация, анализ, выяснение, логическая аргументация своих заключений и мнений, поучения, указания, осуждение, критика, похвала, обобщение и пр. При сочувствующем слушании психолог всегда готов выразить свое сострадание клиенту, быстро с ним согласиться. Сопутствующие приемы: вербальное согласие, утешение. При сочувствующем слушании есть опасность в эмоциональной идентификации психолога с клиентом (в этом случае психологу самому может понадобиться профессиональная психол. помощь). Недостаток такого способа слушания и в том, что клиент, возможно, хотел поделиться своими сомнениями, пытался с помощью терапевта найти взвешенное решение, а получил с его стороны полное согласие с одной из своих рассматриваемых позицией. Для демонстративно отстраненного слушания, характерна невербальная демонстрация психологом клиенту своего профессионального превосходства, своего более высокого ранга в ситуации терапии. Это скорее не слушание, а снисходительно-повелительное выслушивание; иногда наблюдается при директивных моделях психотерапии. Сопутствующие приемы: приказ, указание, предупреждение, угроза, обещание. Описанные типы можно рассматривать как идеальные, в таком чистом виде редко встречающиеся. Каждому психологу свойственен в той или иной мере каждый из указанных типов слушания. Опр. их сочетание характеризует индивидуальный стиль слушания, в к-ром отражается характер психолога, его профессиональные интересы и сформированные навыки, пол, возраст и пр. К. Роджерс установил, что, если человек в 40 % случаев проявляет в О. один и тот же стиль реакции, опр. фиксированный набор коммуникативных приемов, то его собеседник вправе думать, что этот человек ведет себя всегда так. Так рождаются у клиентов мифы о своих психотерапевтах, что приводит к навешиванию им ярлыка «добряк», «строгий», «обо всем знающий», «понимающий» и др. Умение слушать входит в профессиональную подготовку клинического психолога, ему его специально учат. Лит.: Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996 ; Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Rogers C. R. Curl Rogers on encounter groups. N. Y., 1970. Н. Д. Творогова

СМИ - СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СМИ - средства массовой информации - зарегистрированные в установленном государством юрид. порядке организации, фирмы, издательства, вещательные корпорации, правомочные публиковать массовыми тиражами или транслировать на широкую аудиторию (что приравнивается в юрид. отношении к факту опубликования) разл. рода сведения, адресованные вниманию людей, выступающих в роли потребителей информации (реципиентов, целевой аудитории) а также их технол. и производств. мощности и инфраструктура; отрасль народного хозяйства страны, именуемая медиаиндустрией. Лит.: Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001; Средства массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2008. Ю. В. Мочалова

СМИ: ФУНКЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

СМИ: функции в обществе - заключаются в удовлетворении потребностей, лежащих в основе обращения человека к СМК, к-рые могут быть объединены в 5 категорий: 1) когнитивные (в информации, знании, понимании); 2) аффективные (в эмоциональных и эстетических переживаниях, в удовольствии); 3) потребности в личностной интеграции (усиление доверия, уверенности, стабильности личностного статуса); 4) в социальной интеграции, в усилении контактов с семьей, друзьями и др.; 5) в уменьшении напряжения благодаря избеганию и отвлечению. Важнейшими переменными, определяющими эффект воздействия СМИ на человека являются особенности селективного восприятия и межличностные отношения. К функциям СМИ согласно Ласуэллу и Райту относятся: 1. Наблюдение: информируют, сообщают новости. Предупреждение - о природных катаклизмах, опасных для жизни. Служат инструментом - новости необходимы для экономики, общества, аудитории. Нормирование - личностей, событий. 2. Согласие: выбирают, интерпретируют, критикуют. Усиливают социальные нормы - поддерживают консенсус, показывают отклонения. Присвоение статуса - авторитетные лица. Снижают угрозу социальной стабильности, паники. Отражают обществ. мнением и управляют им. Контролируют правительство, правоохранительные органы. 3. Передача культуры: учат. Увеличивают социальную сплоченность расширяют базу общих переживаний, опыта. Уменьшают число нарушений норм - чувство отчуждения. Продолжают социализацию - до и после обучения, средства, интеграция. 4. Развлечение. Заполняют свободное время, уход от действительности. Создают массовую культуру искусство, музыку, массовые шоу. Повышают вкус. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002; Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in society // The Communication Research. 1993. Vol. 20; Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999. Л. В. Матвеева

СМК, МАСС-МЕДИА - СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

СМК, масс-медиа - средства массовой коммуникации - аккредитованные в установленном государством юрид. порядке учреждения, организации, издательства, фирмы и медиахолдинги, периодические печатные издания, теле-радио корпорации, занятые производством и распространением информационного продукта для массового потребления, а также их производственные и технол. мощности, технологии и инфраструктура доставки так называемого контента потребителю. Факт опубликования газетой, журналом, ТВ и радио обращений граждан к заинтересованным лицам или описание журналистом ситуации социального неблагополучия любого человека с указанием конкретного адреса приравнивается в юрид. отношении к офиц. запросу в органы власти, обязывающему их принять действенные меры в месячный срок. В этом в частности, заключается роль СМК в гражданском обществе. Согласно Т. Адорно, изначальный смысл термина масс-медиа заключался в том, что массы являются некрым субъектом, на удовлетворение потребностей к-рого и направлена деятельность медиа. На самом же деле массы являются лишь объектом, получающим не то, что он хочет, а то, что ему предлагается. Отчасти в этом и состоит смысл термина «индустрия культуры». Лит.: Общественное мнение и массовая коммуникация. Будапешт, 1971; Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977. Ю. В. Мочалова

СМК: ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

Существуют разл. источники влияния на содержание сообщений СМК. Ключевое значение имеют особенности языка - грамматические переменные (Г. п.). С помощью СМК формируют нужное представление о теме. Нек-рые переменные могут быть задействованы в разных средствах, напр., смешение фотографии и радио (телевидение и кино), смешение фотографии и печати (журналы) или кино и печати (титры фильма). Компьютерные программы и веб-сайты сочетают множество переменных текста, фотографии, звука и кино. Имеют место и уникальные переменные, свойственные конкретному носителю, напр., электронные спецэффекты в кино. Наиболее ярко полисемантичность языка СМК проявляется на телевидении. Ключевые Г. п. СМК: а) размер/форма страницы; цвет(а) страницы; толщина страницы; текстура страницы; размер(ы) шрифта; дизайн шрифта; цвет(а) шрифта; толщина шрифта; ширина колонок; пробелы; параграфы; пунктуация; прочерки; соотношение текста и графики в печати; б) рамка (CU/MS/LS); угол (низкий, высокий, на уровне); фас/обратная сторона/профиль; выбор фокуса; глубина фокуса; линзы (широкие, телеобъектив); экспозиция; открытие объектива; скорость затвора; тип пленки; фильтры; двойная экспозиция; баланс цвета; контраст; тип бумаги; обрезка; размер/форма изображения в фотографии; в) характеристики микрофона; звуковая перспектива; электронная громкость; электронный тон; фильтры частоты; усиление/угашение звука; cross-fade; использование неск. дорожек; сэгуэ (непосредственный переход/перерыв звучания); эхо; изменения скорости; изменения направления; разделение каналов; баланс каналов для радио и аудионосителей; г) большинство переменных фотографии; все переменные радио; визуальное усиление/угашение; монтажные кадры; наплывы изображения; перехлест кадров; увеличение изображения; электронное увеличение изображения с помощью линз/приближение и удаление камеры от объекта; панорамирование/передвижение; перемещения камеры вверх/вниз; фиксированная/движущаяся камера; объективные/субъективные кадры; разделение экрана и множественные изображения; неподвижный фокус; следящий фокус; наложение звука и «картинки» в телевидении и в кино. Лит.: Meyrowitz J. Multiple medialiteracies // J. of Communication. 1998. V. 48 (1). Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова

СОБОРНОСТЬ

Соборность (или собор) - форма О., способствующая социальному благополучию личности, ее духовному здоровью. С. - это единство во множестве, собрание людей, не обязательно соединенных в каком-либо месте, но существующее потенциально без внеш. соединения (А. С. Хомяков). В. В. Зеньковский рассуждал «о натуральной соборности человечества» и о развитии «естеств. социальности» человека, к-рая предполагает согласие индивидов вплоть до немыслимой ныне «радости единомыслия» (А. Шмеман), согласие по взаимопризнанию различного. Такое «согласие есть условие жизни и без него органическая жизнь невозможна» (А. С. Хомяков). «Хоровое начало» личности образно и наглядно поясняет П. А. Флоренский на примере русской песни, к-рая допускает полную свободу голосов при сохранении гармоничного единства: «В ней нет раз навсегда неизменных партий… Единство достигается внутр. взаимопониманием. Каждый более или менее импровизирует, но, тем не менее, не разлагает целого - напротив, связывает прочней, ибо общее дело вяжется каждым исполнителем - многократно и многообразно». Принцип С. связан с непосредственным обменом живой деятельностью между людьми, - живой обмен самим процессом и результатами деятельности, воплощающий собой «дружелюбную общительность» (И. А. Ильин), взаимное признание и взаимную предупредительность, презумпцию добропорядочности. Для человека существенна «друго-доминантность» (А. А. Ухтомский) т. е. направленность сознания человека на другого, «жажда собеседника». И хотя, конечно же, встречается установка на «самоутвержденчество» (Г. С. Батищев), все-таки именно С., по мнению многих русских философов, облагораживает человека. Утверждение первенства моральной сферы в человеческом общежитии вполне естественно и органично для принципа С. Примат моральной сферы в человеке выражается, согласно И. В. Киреевскому, и в том, что от «здоровья» моральной сферы в первую очередь зависит здоровье всех др. сторон в человеке. Моральное здоровье утеряно там, где не идет борьба с «естеств.» разъединением душевных сил, что порождает раздробленность духа, «разум обращается в умную хитрость,…истина - в мнение, наука - в силлогизм,… добродетель - в самодовольство, а театральность является … внешнею прикрышкою лжи…». «Этика», одобряющая и даже санкционирующая разобщение между людьми, их взаимообособление, отчуждение и «недоброжелательную общительность» (И. Кант), в перспективе способна разрушить нравственную субстанцию человеческого общежития, а, следовательно, и основополагающее «условие жизни» человека. Скованность обмена деятельностью между людьми преим. «вещными» отношениями начинается с того, что «люди, охраненные вещественной властью, стали жить не друг с другом, а, так сказать, друг подле друга» (Хомяков А. С.). Это приводит к господству мнимого коллективизма, иллюзорной коллективности, уродующих личность и/или нивелирующих ее индивидуальность. В этом контексте лучше понимается высказывание Н. А. Бердяева, что «врагом личности является общество, а не общность, не соборность». «Идея собрания», принцип С. активно вытесняются из совр. жизни отождествлениями с тоталитаризмом, с нивелированием индивидуальности, с агрессивным неприятием индивидуализма. Между тем «соборянин» (т. е. носитель принципа С.) лишен агрессивности, ибо неприятие индивидуализма сочетается у него с сочувственным пониманием того, что эгоизм - это болезнь, сумасшествие (Л. Толстой). С., сохраняясь под грудой иллюзорных и извращающих ее общностей, спорадически дает себя знать в О., воплощая в себе роскошь человеческого О., способствует социальному, духовному благополучию личности, уменьшает ее трудности в О. Лит.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в христианской антропологии. М., 1993; Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991; Творогова Н. Д. Социопсихосоматика общения. М., 1996; Хомяков А. С. Соч. в 2 т. М., 1994. В. Д. Жирнов

СОВЕСТЛИВОСТЬ

Совестливость - черта личности, нравственное чувство, к-рое удерживает человека от неблаговидных поступков. В процессе межличностного О. С. как развитое нравственное чутье человека подсказывает оценку не столько действий и побуждений партнеров, сколько оценку своих собственных мотивов, действий и их последствий. Развитая С. разворачивает перед умственным взором человека картину тяжелых, травмирующих последствий для самого человека и его самоуважения, а также и для объекта социальной оценки в случае неправедного негуманного поступка, трусливого конформного одобрения чужих проступков, лжи и обмана. В отличие от чувства вины (ее не следует отождествлять с совестливостью), к-рое наступает после совершения неблаговидного, не сочетающегося с самооценкой человека поступка, С. активизируется до принятия решения и самого поступка, удерживает от опрометчивых оценок и решений, за к-рые потом будет стыдно. Человек иногда может заставить «молчать» совесть, если он руководствуется выгодой, корыстью, страхом. С. измеряется соответствующей шкалой в опроснике МАП (модели альтруистического поведения), разработанном В. Н. Куницыной. Согласно исследованиям В. Н. Куницыной, совестливые люди руководствуются альтруистическими и милосердными мотивами, безвозмездно, бескорыстно и самоотверженно помогают людям, нередко жертвуя своими интересами и благами; для них свойственно просоциальное поведение; они не относятся к скупым людям, не склонны к обману и вранью, аморальным установкам; важно отметить - у них отсутствует потребительское отношение к людям (соответствующая шкала в опроснике МАП). Совестливые люди отмечают у себя склонность к альтруизму. Однако заботу о себе они отодвигают на второй план; чрезмерная С. тормозит у них предприимчивость и сноровку, умение ладить с людьми; чаще эта черта встречается у зависимых, тревожных людей. Лит.: Юркина Л. Ю. Исследование совести как психологического феномена // Психология и мораль / Под ред. В. Н. Куницыной. СПб., 2004. В. Н. Куницына

СОВМЕСТНЫЙ ТЕСТ РОРШАХА (СТР). МОДИФИКАЦИЯ Е. Т. СОКОЛОВОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОГЛАСИЕ ГРУППОВОЕ

Согласие групповое - единство взглядов, характеризующее людей, объединенных в группу. Термин С. г. введен Т. Ньюкомом и означает сходство картины мира, позиций и отношений членов группы. В соответствии с этой концепцией, возникшей на базе интеракционизма, С. г. устанавливается в процессе непосредственных взаимодействий людей путем взаимного принятия членами группы позиций и ролей друг друга. Утверждается, что разные индивиды, включенные в группы, со временем спонтанно начинают одинаковым образом оценивать сложившуюся ситуацию, происходящие события и явления, социальные объекты. В данной концепции С. г. фактически особо не выделялись значимые стороны совместной, социально ценной деятельности и не рассматривались в кач. сущности оценки С. г. и групповой сплоченности. В отеч. социальной психологии было предложено понимание С. г. как ценностно-ориентационного единства. Лит.: Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. А. И. Донцов

СОГЛАШЕНИЕ ПЕРЕГОВОРНОЕ

Работа над соглашением может осуществляться в 2 вариантах. Один предполагает сначала заключение соглашения в общих чертах, а затем согласование деталей по каждому спорному вопросу. Др. путь - участники переговоров прибегают к последовательному согласованию каждого спорного вопроса, что создает серию детализированных договоренностей. Комбинация этих частных решений и составляет итоговое соглашение. Какой бы вариант ни был выбран, работа над соглашением включает в себя ряд последовательных действий. Прежде всего, разрабатываются объективные критерии, позволяющие оценить выработанные варианты решения проблемы. След. шаг - выбор при помощи объективных критериев наиболее приемлемого решения. Идет ли речь о позиционном торге или о переговорах на основе взаимного учета интересов, рассчитывать на прочность договоренностей можно тогда, когда в их основе - устраивающее обе стороны решение. Последнее - утверждение решения на основе выбранного метода: 1) если оппоненты ориентируются на стратегию торга, то решение принимается, когда обе стороны согласны с ним или одна сторона просто капитулировала; 2) в ситуации переговоров на основе взаимного учета интересов имеет место не только обоюдное согласие сторон, но и отсутствие вынужденного характера такого согласия. На многосторонних переговорах применяются 2 метода принятия решения: консенсус и большинство голосов. А) Метод консенсуса (от лат. consensus - согласие, единодушие) предполагает согласие всех участников переговоров с выработанным решением. Он базируется на признании чужих интересов как условия осуществления интересов собственных. Соглашения, выработанные на основе консенсуса, наиболее прочные, т. к. этот метод несовместим с отрицательной позицией хотя бы одного из оппонентов. Недостатки консенсуса: а) если хотя бы один из оппонентов возражает, то решение не будет утверждено и переговоры зайдут в тупик; б) необходимость многократных согласований может быть использована для затягивания переговорного процесса; в) опасность срыва переговоров практически у финишной черты может вынудить стороны к принятию решений с расплывчатыми формулировками. Б) Если участники переговоров используют для утверждения решения метод большинства, то у них больше шансов достичь согласия. Однако в этом случае актуальной становится проблема выполнения договоренностей. В случае успеха переговоры завершаются закреплением решения в итоговых документах или ограничиваются устными договоренностями - в зависимости от степени официальности ситуации. Лит.: Зарецкая Е. Н. Деловое общение. Т. 1, 2. М., 2002; Мальханова И. А. Деловое общение. М., 2002; Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко, 2008. Ж. Б. Скрипкина

СОЗАВИСИМОСТЬ

Созависимость - 1) приобретенное дисфункциональное поведение, являющееся результатом задержки развития (т. е. С. связана непосредственно с воспитанием и незавершенностью стадии установления психол. автономии Малер с соавт., 1968), возникает вследствие незавершенности решения одной или более задач развития личности в раннем детстве. Это одна из распространенных проблем (характерна почти для 98 % взрослого населения - Уайнхолд, Уайнхолд, 2002), мешающих полноценной жизни людей, касается не только отдельных людей, но и общества в целом, к-рое создает условия, благоприятствующие созависимым отношениям; 2) вид деструктивных взаимоотношений между 2 и более созависимыми взрослыми людьми. В такие взаимоотношения каждый вносит часть того, что необходимо ему от другого для создания своей психологически завершенной или независимой личности; внимание каждого оказывается сосредоточенным на личности другого (а не на самом себе). Созависимые люди пытаются установить контроль друг над другом, надеются, что другой будет вести себя именно так, как хотелось бы ему; 3) наследственное неизлечимое заболевание, вызванное неизвестными причинами. Это первичная болезнь, у к-рой есть начало, опр. течение и предсказуемый конец; 4) первичная болезнь, связанная с алкоголизмом или наркоманией. Человек с зависимостью с большой вероятностью создаст семью с таким партнером, к-рый поможет сохранить его зависимость, поэтому системы семей алкоголиков, имея много моделей своего устройства, нередко являются источником С. В них наблюдается эмоциональная вовлеченность членов семьи в симптоматическое поведение члена семьи, страдающего зависимостью, т. е. наблюдается С. По одной из версий С. рассматривается как результат приобретенного пораженческого стиля поведения, осложненного патологической связью с химически зависимым человеком (Ларсен, 1965). Жизненный путь находится вне сознательного контроля индивида, страдающего зависимостью или созависимостью, и является всего лишь результатом внутр. и подсознательных зависимых реакций, к-рые могут легко пересилить его сознательное решение, т. е. такой индивид не может использовать свою волю для победы над С. Поскольку изучение С. уходит своими корнями в исследование алкоголизма, то С. в этом контексте рассматривается как соалкоголизм. Осн. симптомы С.: а) ощущение своей зависимости от людей; б) ощущение пребывания в ловушке унижающих и контролирующих взаимоотношений; в) низкая самооценка; г) потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других, чтобы чувствовать, что все идет хорошо; д) ощущение своего бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях; е) потребность в алкоголе, пище, работе, сексе или в каких-либо других внеш. стимуляторах для отвлечения от своих переживаний; ж) неопределенность психич. границ; з) ощущение себя в роли жертвы, мученика; и) ощущение себя в роли шута; к) неспособность испытывать чувство истинной близости и любви. С. как специфическое состояние, характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека (или предмета). Человек в состоянии С. обычно длительное время подвергается воздействию угнетающих правил, к-рые препятствуют открытому выражению чувств, открытому обсуждению личностных и межличностных проблем (Березин, Лисецкий, Назаров, 2001). Опутанные семьи - семьи, в к-рых отсутствует самостоятельность отдельных членов. Выздоровление находит свое отражение в культивировании моделей поведения, ориентированных на развитие каждого. В кач. наиболее важных атрибутов выздоровления рассматриваются 2 процесса: преодоление и развитие. Преодоление - это процесс и результат усилий, направленных на опр. действия в проблемной ситуации (выявление проблемы, поиск альтернатив поведения и их оценка и др.). Цель преодоления - выход из проблемной ситуации. Развитие связано с направленностью на достижение жизненных целей, предполагает опр. схему действий по определению, мобилизации, поддержанию и регулированию сил и ресурсов личности или семьи. Преодоление и развитие изучают в контексте семьи, в их динамике и взаимодействии. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Социальная компетентность - система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубеж. работах, посвященных социальному интеллекту и С. к., эти явления часто объединяются. М. Аргайл в книге «Психология межличностного поведения» (в разделе «Социальная компетентность») упоминает и социальный интеллект, но осн. внимание уделяет понятию «общая С. к.», объединяя им профессиональную и коммуникативную компетентность. М. Аргайл называет след. компоненты С. к.: а) социальная сенситивность (имеется в виду точность социальной перцепции); б) осн. навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для профессионалов); в) навыки одобрения и вознаграждения, к-рые существенны для всех социальных ситуаций; г) равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности. В 1980-е гг. ряд авторов подчеркивает мотивационную и операциональную стороны С. к., ее поведенческие проявления. Критерием С. к. служит результативность взаимодействия, достижение значимых социальных целей в опр. социальных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель С. к. понятие социальных сценариев (т. е. опр. шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях). С. к. можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, осн. функции к-рых - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. С. к. позволяет быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. С. к. - операциональное понятие, к-рое имеет временные, истор. рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Осн. функции С. к. - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989; Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989; Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994. В. Н. Куницына

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Структура социальной компетентности (С. к.) включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психол. компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собств. С. к. (оперативную компетентность). Предложена след. структура С. к.: 1) оперативная С. к. - знание о социальных ин-тах и структурах, их представителей в обществе; 2) вербальная компетентность - уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания; 3) коммуникативная компетентность - владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в О.; 4) социально-психол. компетентность - межличностная ориентация:, представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия; 5) эго-компетентность - осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон. На основании разработанной концепции С. к. В. Н. Куницыной была создана методика КОСКОМ. Автор считает, что социальный интеллект и С. к. объединяет то, что они предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях социальных перемен и обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение безошибочных решений. Различие состоит в функциях, механизмах, содержательных характеристиках и способах совершенствования. Социальный интеллект развивается благодаря формированию социальножелательных личностных и коммуникативных свойств, совершенствованию механизмов психич. регулирования, психофизиол. стороны адаптационных механизмов, самоконтроля и саморегуляции, повышающих стрессоустойчивость; многие барьеры и трудности снимаются благодаря аутотренингу. Сценарии поведения как основа С. к. носят выраженный культурный характер и имеют прямое отношение к менталитету. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989. В. Н. Куницына

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ АДДИКТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ

Аддиктивное поведение (А. п.) - одна из форм деструктивного поведения, к-рая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психич. состояния посредством приема нек-рых веществ или постоянной фиксации внимания на опр. предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций (Короленко, 2000). Предпосылкой формирования А. п. выступают: трудные социально-эконом. условия, разочарование жизнью, конфликты в семье или на производстве, утрата близких, крушение идеалов, резкое изменение привычных стереотипов. При нек-рых типах воспитания (напр., при гиперопеке) формирование аддиктивного поведения у ребенка наиболее вероятно (Эйдемиллер, Юстицкий,1999). Важную роль играют и биологические предпосылки. А. п. приводит к редукции, деформации О. Эти деформации зависят от длительнос ти злоупотребления и имеют этапное прогрессирование (Бехтель, 1986). Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения принято различать медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. По мнению М. М. Кабанова (1985), реабилитация одновр. представляет собой «цель» - восстановление и сохранение статуса личности, «процесс» - имеющий нейрофизиол. и психол. механизмы, и «метод» подхода к больному человеку. Метод включает 4 осн. принципа реабилитации психически больных, к-рые применимы и к лицам с аддиктивным поведением: а) партнерство врача/психолога и пациента/клиента; б) разносторонность усилий, воздействий; в) единство психосоциальных и биологических методов воздействия и г) их ступенчатость (этапность). Принцип этапности подразумевает наличие 3 этапов реабилитации: 1) восстановительная терапия; 2) реадаптация и 3) собственно реабилитация (Кабанов, 198 5). Реабилитация лиц с А. п. нацелена на возвращение к жизни в обществе, формирование нормативного личностного и социального статуса. Среди направлений и методов, применяемых в реабилитации лиц с А. п.: а) психологические (индивидуальное, групповое и семейное психол. консультирование); психотерапия нацелена на формирование адекватной самооценки, повышение уровня самоосознания, усиление контроля над импульсами, увеличение стабильности межличностных отношений и социальную адаптацию; б) педагогические (коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие); в) социальные (обучение навыкам социально-бытовой ориентировки, профессиональная подготовка, трудовая терапия, социальное сопровождение, юрид. и правовая поддержка). Лит.: Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков. СПб.: Речь, 2005; Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. 2-е изд. Л.: Медицина, 1985; Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии; Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.-Екатеринбург, 2000. С. А. Игумнов

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Социальное благополучие - проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич., социального и эконом. функционирования в социуме (Raphael et al., 199 6). В зап. психологии понятие благополучие определяется в самом широком смысле - wellbeing, как многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психол., физич., эконом. и духовных факторов. В используемой ВОЗ дефиниции здоровья («состояние полного физич., душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физич. дефектов») понятие «благополучие» включает элементы, к-рые обеспечивают индивиду способность жить полноценной для него жизнью. Русский язык содержит много слов, корень к-рых «благо». В зап. практике также наряду с термином «благо» используются термины «благополучатель», «благодаритель» и др. Человек не только испытывает или не испытывает состояние благополучия, но способен к его рефлексии. В общее состояние С. б. каждая из его составляющих (субъективное физич., психич., духовное, социальное благополучие) вносит свой вклад. Восприятие личностью своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в к-рых она живет, а также в соответствии со своими целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество ее жизни Оценивание собственной жизни может происходить в разных системах измерения: (а) в социально признанной для данной культуры на данном временном истор. отрезке, (б) в субъективной системе измерений, опирающейся на субъективную иерархию жизненных ценностей и представление о субъективном благополучии. Эти оценки в разных системах измерения могут не совпадать. При разработке понятия «благополучие» авторы делают акцент как на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, так и на аспектах позитивного функционирования личности. Благодаря процессу О. личность может влиять на уровень своего социального благополучия, к-рый нежестко связан с субъективным переживанием его. Поддержание личностью субъективного состояния удовлетворяющего ее социального благополучия способствует ее физич. и психич. здоровью, снижает уровень негативных переживаний, связанных с имеющимися трудностями в О. Для поддержания субъективного состояния социального благополучия личность иногда использует компенсаторные уловки. Напр., может создать т. наз. треугольник - систему, состоящую из 2 человек, вовлекающую в себя третье лицо (человека, животное, болезнь и пр.), с целью справиться с напряжением и нестабильностью во взаимоотношениях. «Треугольник» - понятие, часто использующееся в психологии семьи, семейной терапии. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Социальное обучение - процесс формирования знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей (Ю. А. Лунев, А. С. Чернышев). По своему предмету и методам С. о. - один из видов психол. помощи. Молодой человек должен учиться след. умениям: созидать жизненные ценности и достигать конкретных практических результатов; осознавать и соотносить свои желания, возможности с социальными требованиями; обладать широким репертуаром поведенческих навыков в разл. сферах О. - в интеллектуальном, трудовом, досуговом, межполовом О. В С. о. выделяется 3 осн. направления развития субъектности личности: а) рефлексивное - осознание положительного образа Я и своей социальной позиции. Личностная рефлексия является формой саморегуляции на высшем - ценностно-смысловом - уровне развития личности; б) поведенческое - расширение арсенала практических умений жить в гармонии с др. людьми; в) деятельностное - созидание материальных и духовных ценностей, основанное на самодетерминации. Именно деятельность обеспечивает переход от статики размышлений и переживаний к процессу реализации своего Я, к реальным действиям. Объектом С. о. должен стать каждый молодой человек. Объектом психол. помощи становятся, как правило, люди, инициативно обратившиеся к специалисту. С. о. наиболее эффективно в условиях развивающей социальной среды. Лит.: Анцыферова Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн., 1999. Т. 20, № 1; Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972; Панов В. И. Экопсихология. М., 2005; Чернышев А. С., Лунев Ю. А. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах) // Мир психологии. 2002, № 2. А. С. Чернышев

Предыдущая страница Следующая страница