Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШЕРКОВИН ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ШЕРКОВИН Юрий Александрович (1924-1998) - российский психолог, спец. в обл. социальной психологии. Докт. психол. наук (1971), проф. (1973). Участник В. О. В., награжден мн. орденами и медалями. Вернувшись с фронта в 1945 г., поступил в Военный ин-т иностр. языков, по окончании к-рого специализировался в обл. внеш. разведки и спецпропаганды. С 1953 по 1958 г. - преподаватель каф. спецподготовки Моск. ин-та внеш. торговли при Минве внеш. торговли. С 1958 по 1966 г. - преподаватель каф. спецподготовки в МГИМО МИД СССР. В 1960-е гг. работал в США, где изучал опыт американских психологов по обеспечению эффективности массовых информационных процессов. Своими учителями считал Б. Ф. Поршнева и американского социопсихолога В. Шрама. С 1966 г. - доцент Ин-та обществ. наук при ЦК КПСС, где создал и возглавил группу (1966-1967), а позднее каф. обществ. психологии и пропаганды (с 1967 - зам., а с 1975 - зав. каф., к-рая являлась, по существу, первой в СССР каф. социальной психологии). Специализировался в обл. психологии массовой коммуникации, общения, стихийного поведения. Исследовал проблемы внимания, восприятия, понимания и мнемических процессов в коммуникативном воздействии на массовые аудитории, выявил роль и соотношение убеждения и внушения в тех же процессах, проанализировал генезис и значимость слухов как специфического вида межличностной коммуникации. По результатам исследований защитил на ф-те психологии МГУ им. М. В. Ломоносова докт. дис. на тему «Психологические проблемы массовых информационных процессов» (1971) и опубл. в 1973 г. монографию с тем же названием, переведенную на 6 языков. В ряде публикаций 1970-1980-е уделял внимание психологии полит. явлений и процессов, и в частности, социально-психол. аспектам национализма и терроризма. Под его ред. в 1975 г. вышло первое учеб. пособие по социальной психологии. Параллельно с отмеченными проблемами занимался вопросами психологии рекламы. С 1992 г., когда Ин-т обществ. наук при ЦК КПСС прекратил свое существование, целиком переключился на эту проблематику, сотрудничал с ИП АН СССР, ф-том психологии и ф-том журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Осн. труды: Психологические проблемы массовых информационных процессов, 1973; Социальная психология. Краткий очерк (в соавт.), 1975; Наружная реклама. Трудное искусство простоты, 1995; Политический терроризм: обвинение империализму (в соавт.), 1983. Л. А. Карпенко

ШКАЛА БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ

Шкала базисных убеждений (World Assumptions scale). Р. Янофф-Бульман. Модифицикация М. А. Падун, А. В. Котельниковой. Понятие «базисные убеждения» (или «базисные схемы») возникло и развивается на пересечении когнитивной, социальной, а также клинической психологии и психотерапии, к-рые (каждая со своих позиций) пытаются ответить на вопрос о том, каким образом индивид конструирует свои представления об окружающем мире и собственном Я. Базисные убеждения - это имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека. Концепт базисных убеждений широко применяется в психологии посттравматического стресса для исследования механизмов психич. травмы. К наиболее значимым когнициям, связанным с выраженностью симптоматики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), относят убеждение о враждебности и опасности внеш. мира, и представления о собственном Я как слабом и некомпетентном. Р. Янофф-Бульман предложила концепцию, согласно к-рой людям свойственно истолковывать происходящие с ними события так, чтобы поддерживать стабильность субъективной картины мира, обеспечивающей необходимую опору в постоянно меняющейся реальности; индивид конструирует свой жизненный опыт, пытаясь достичь чувства безопасности, основываясь на системе базисных убеждений, включающей в себя убеждения о доброжелательности - враждебности окружающего мира, его справедливости, а также представления о собственном Я. Р. Янофф-Бульман создала опросник «Шкала базисных убеждений» (ШБУ), состоящий из 8 субшкал. В модифицированном русскоязычном варианте ШБУ базисные убеждения изучаются при помощи 5 субшкал: 1-я субшкала - Доброжелательность окружающего мира - отражает убеждение человека в том, что окружающие люди в целом добры и достойны доверия. 2-я субшкала - Справедливость - отражает убежденность в том, что распределение событий, к-рые происходят с людьми, осуществляется по принципу справедливости, т. е. каждый получает то, что заслуживает. 3-я субшкала - Образ Я - содержит представления индивида о себе, как о человеке достойном любви и уважения. 4-я субшкала - Удача - отражает убеждение о том, что данный индивид - удачливый и везучий человек. 5-я субшкала - Убеждения о контроле - отражает убеждение человека в том, что он может контролировать свою жизнь и происходящие в ней события. Лит.: Падун М. А., Котельникова А. В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психол. журн. Т. 29. № 4. М. А. Падун

ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ МИССИСИПСКАЯ

Шкала для оценки посттравматических реакций Миссисипская (МШ) (МS, Mississippi Scale, Keane et al.). Адаптация Н. В. Тарабриной. Миссисипская шкала существует в 2 вариантах: военном и гражданском. Военный вариант МШ разработан для оценки степени выраженности посттравматических стрессовых реакций у ветеранов боевых действий. Шкала состоит из 35 утверждений, каждое из к-рых оценивается по 5-балльной шкале Ликкерта. Оценка результатов производится путем суммирования баллов, итоговый показатель позволяет выявить степень воздействия перенесенного индивидом травматического опыта. Описанные в пунктах вопросника поведенческие реакции и эмоциональные переживания входят в 4 категории, 3 из них соотносятся с критериями DSM: 11 пунктов направлены на определение симптомов вторжения (intrusive), 11 - избегания (avoidance) и 8 вопросов относятся к критерию физиол. возбудимости (arousal). 5 остальных вопросов направлены на выявление чувства вины и суицидальности. МШ обладает необходимыми психометрическими свойствами, а высокий итоговый балл по шкале хорошо коррелирует с диагнозом «посттравматическое стрессовое расстройство», что побудило исследователей к разработке «гражданского» варианта МШ, к-рый состоит из 39 вопросов, отражающих внутр. состояние людей, переживших ту или иную травматическую ситуацию: аффективную лабильность, разл. личностные проблемы и др. Оценка ответов производится так же как военного МШ. Итоговый суммарный балл позволяет выявить меру воздействия травматического опыта и оценить степень общего психол. неблагополучия субъекта. Многие утверждения МШ соответствуют разл. аспектам модуля для диагностики посттравматических стрессовых состояний, являющегося составной частью Структурированного клинического интервью (СКИД). Высокий итоговый балл по шкале хорошо коррелирует с диагнозом ПТСР. В наст. вр. методика широко используется для скрининга в целях отбора пациентов, нуждающихся в психокоррекции и психотерапии, а также в науч.-исслед. целях. Лит.: Психология посттравматического стресса. Практическое руководство в 2 частях / Под. ред. Н. В. Тарабриной. М., 2007; Keane N. M., Caddell J. M., Taylor K. L. Mississippi Scale for Combat-Related ПТСР: Three Studies in Reliability and Validity // J. Consulting and Clinical Psychology. 1988. V. 56. № 1. Н. В. Тарабрина

ШКАЛА ИЗМЕРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ РЕФЕРЕНТНОСТИ ГРУППЫ

Шкала измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы (МПРГ). Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова. Шкала МПРГ предназначена для определения меры возможностей тех или иных групп в удовлетворении потребностей личности. Поскольку в социальной психологии значимость для личности группы конкретизируется в понятии «референтность», то в методике речь идет о потребностно-мотивационном профиле референтности. Психол. структура референтности рассматривается в контексте тех потребностей, техника удовлетворения к-рых, вплетена в характер межличностного взаимодействия, осуществляющегося в конкретной группе. В эмпирических исследованиях возникает задача исследовать общую структуру референтности групп, в к-рые включена личность. Структура референтности выявляется путем исследования выбора респондентом группы в соответствии с опр. критерием, лежащим в основе референтных отношений. Значимость референтности конкретной группы выражается в ожиданиях удовлетворения в ней опр. потребностей субъекта. В референтном профиле, как правило, представлена не одна, а неск. потребностей, т. к. в группе человек удовлетворяет многие свои потребности. Для каждой группы характерна своя опр. иерархия потребностей, к-рые в ней удовлетворяются. Шкала МПРГ позволяет выделять 3 группы референтного отношения: 1) Защиты и безопасности - в основе этого отношения лежат такие потребности личности, как потребности в избегании неудачи, сохранения положения в группе, статуса, потребности в помощи, защите, снижении напряжения и тревоги и др.; 2) Роста, развития - в основе отношения лежат потребности в достижениях, повышении своего статуса, престижа, авторитета, потребности в самореализации, развитии своих способностей и др.; 3) Удовлетворенности, радости - в основе отношения удовлетворение преим. потребностей в хорошем самочувствии, настроении, любви, удовлетворение разл. рода гедонистических ожиданий субъекта. В связи с выделением 3 видов референтных отношений профиль референтных отношений личности описывается как трехэлементный. Выделение 3 групп референтных отношений не исключает выделения показателей, характеризующих потребностно-мотивационное значение референтного отношения внутри каждого из 3 отношений. Так, референтное отношение «роста» может быть связано с потребностью в достижениях, с потребностью повышения формального статуса, потребности в престиже, потребности в доминировании и др. При разработке методики составлен список групп, удобный для ответов респондентов. Поскольку методика отрабатывалась на студентах ММА им. И. М. Сеченова, выделены были след. группы: а) студенческая учебная группа, в к-рой учится респондент; б) др. студенческая группа данного вуза; в) формальная группа в своем ин-те (СНО, спорт. команда, ансамбль художественной самодеятельности и др.); г) группа вне ин-та; д) родительская семья; е) родстренники вне родительской семьи; ж) собственная семья; и) ни одна из указанных групп. Потребностно-мотивационный профиль референтности группы может служить основанием для построения типологии студенчес кого социума. Каждой последовательно выбираемой группе студент ставил соответственно 3 значения переменных, каждая из к-рых принимала одно из 3 значений (низкое, среднее, высокое). Лит.: Творогова Н. Д. Новый подход к типологии студенческого социума // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., 1993. Н. Д. Творогова

ШКАЛА КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЙСТВИЕМ

Шкала контроля за действием (НАКЕМР-9 0 ) . Ю. Куль. Адаптация С. А. Шапкина. Предназначена для диагностики индивидуальных особенностей волевой регуляции процессов реализации намерения в действии. В основе методики лежит теория контроля за действием Ю. Куля, согласно к-рой существует 2 типа волевой регуляции процесса реализации намерения в действии: самоконтроль и саморегуляция. Саморегуляция характеризуется большей погруженностью субъекта в процесс деятельности, меньшей подверженностью интерферирующему влиянию конкурирующих намерений, а также непроизвольностью и большей эффективностью функционирования стратегий волевого контроля. В целом ориентация на действие способствует реализации намерения в действии. Самоконтроль характеризуется преобладанием в сознании субъекта персеверирующих мыслительных процессов, относящихся к прошлому, настоящему или будущему субъекта, соответственно, большей подверженностью интерферирующему влиянию конкурирующих намерений, а также меньшей эффективностью функционирования стратегий волевого контроля. В целом ориентация на состояние препятствует реализации намерения в действии. Склонность человека к самоконтролю определяется ориентацией на состояние (ОС-диспозиция), а к саморегуляции - ориентацией на действие (ОД-диспозиция). Люди с ОС-диспозицией в целом менее успешно реализуют свои намерения в действии, т. к. они в большей степени подвержены интерферирующими влиянию со стороны конкурирующих намерений и негативного опыта. Они более склонны к формированию таких негативных психол. состояний как выученная беспомощность и алиенация. Люди с ОД-диспозицией более успешно реализуют свои намерения в действии, т. к. они способны дольше удерживать их в активном состоянии и защищать от конкурирующих тенденций. Они лучше усваивают новую информацию и быстрее трансформируют ее в навыки. Также исследования показывают, что люди с ОД-диспозицией являются более успешными в разл. видах деятельности (учебной, профессиональной, спортивной и т. д.). Методика состоит из 36 неоконченных утверждений, к каждому из к-рых на выбор предлагается 2 варианта ответов. Методика включает в себя 3 субшкалы (каждая шкала по 12 утверждений), представляющие собой 3 сферы контроля за действием: 1) Контроль за действием, связанный с принятием решения (при планировании). Данная шкала отражает способность субъекта в процессе инициации действия отвлекаться от неполноценных, конкурирующих намерений и др. нерелевантной, интерферирующей информации действия; 2) Контроль за действием, связанный с реализацией (при реализации). Данная шкала отражает способность субъекта пребывать в процессе реализации намерения необходимое время, удерживать в фокусе внимания актуальную интенцию, проявлять настойчивость; 3) Контроль за действием, связанный с ориентацией на неудачу (при планировании). Данная шкала отражает способность субъекта инициировать процесс реализации намерения, несмотря на сопровождающие его трудности. Часто в исследованиях используется только одна субшкала «Контроль за действием при планировании», т. к. по данным последних психометрических исследований она обладает наибольшей внутр. согласованностью и прогностической валидностью. Сырые баллы, полученные с помощью методики, по каждой субшкале переводятся в стены в соответствии с тестовыми нормами. Результат от 1 до 5 стенов интерпретируются как ОС-диспозиция, от 6 до 10 стенов - ОД-диспозиция. Лит.: Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997; Diefendorff J. M. et al. Action-state orientation: Construct validity of a revised measure and its relationship to work-related variables // J. Appl. Psychol. 2000. Apr. V. 85 (2). В. Н. Шляпников

ШКАЛА РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ. STAI

Шкала реактивной и личностной тревожности. STAI (State-Trate-Anxiety-Inventory). Ч. Д. Спилбергер. Модификация Ю. Л. Ханина. Предназначена для выявления реактивной и личностной тревожности. Проведение диагностического обследования возможно в индивидуальной и групповой форме. Опросник может применяться для лиц в возрасте от 16 лет. Опросник STAI основан на концепции Ч. Д. Спилбергера о различении тревоги как состояния и тревожности как свойства личности и является единственной методикой, позволяющей измерять тревожность дифференцированно. Реактивная (ситуативная) тревожность понимается как состояние субъекта в данный момент времени и характеризуется субъективно переживаемым напряжением, беспокойством, нервозностью в данной конкретной обстановке деятельности и О. Состояние тревоги (личностная тревожность), в общем виде, означает приобретенную поведенческую диспозицию, к-рая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу. Опросник состоит из 2 частей и, соответственно, включает в себя 20 высказываний, относящихся к состоянию тревоги (реактивная тревожность) и 20 высказываний на определение личностной тревожности. Утверждения обеих шкал оцениваются по 4-балльной системе: в шкале реактивной тревожности - «нет, это не так», «пожалуй, так», «верно», «совершенно верно», в шкале личностной тревожности - «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». В ходе исследования сначала диагностируется реактивная, а затем личностная тревожность. Тестирование проводится с использование бланков. Показатели личностной и ситуативной тревожности подсчитываются по соответствующим для каждой шкалы формулам. Результаты диагностики с использованием методики «Шкалы реактивной и личностной тревожности» интерпретируются по 3 уровням: низкий, средний высокий уровень тревожности. Интерпретация результатов одинакова для обеих шкал. Опр. уровень тревожности - естеств. и обязательная особенность активной деятельной личности. Поэтому, в ходе анализа результатов диагностики, акцент делается на отклонениях от умеренной тревожности (т. е. от среднего уровня). Высокий показатель реактивной тревожности косвенно свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении субъекта в момент обследования на конкретную ситуацию деятельности и О. Высокий показатель личностной тревожности указывает на высокую вероятность появления состояния тревожности у субъекта в широком диапазоне ситуаций, воспринимаемых им как угрожающие (прежде всего, это связано с ситуациями оценки компетентности). Низкотревожные субъекты, напротив, не склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций (состояние тревожности может возникать в отдельных особо важных и личностно значимых случаях). В редких случаях выраженные низкие показатели личностной тревожности могут скрывать за собой защитный психол. механизм вытеснения реальной тревожности или цель респондента «показать себя в лучшем свете». Лит.: Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М., 1983; Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л., 1976. Д. Ю. Размахнина

ШКАЛА СОЗАВИСИМОСТИ

Д. Фишер. Адаптация В. Д. Москаленко. Предназначена для выявления созависимости, к-рая представляет собой зависимость от аддикта, т. е. от человека, испытывающего какую-либо патологическую зависимость, или от проблемного члена семьи (чаще всего развивается у членов семьи алкоголика, наркомана и т. д.). Созависимость проявляется в чрезмерном фиксировании внимания на аддикте, забвении собственных интересов ради лечения сына-наркомана (мужа-алкоголика и др.), невозможности развития здоровых отношений в семье, к-рые проявляются, прежде всего, в нарушении межличностных отношений. Данная методика позволяют диагностировать психол. созависимость у женщин. Текст опросника содержит 16 утверждений, на к-рые респондент отвечает по 6-балльнойшкале. Обработка результатов осуществляется путем суммирования баллов по каждому утверждению. Интерпретация результатов осуществляется в соответствии с критериями: норма, умеренно выраженная созависимость, сильно выраженная созависимость. Лит.: Москаленко В. Д. Созависимость: семейная болезнь. М., 2002. О. П. Макушина

ШКАЛА "УСПЕШНОСТЬ ВОЕННОЙ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ" МНОГОКОМПОНЕНТНАЯ

Шкала "Успешность военной посттравматической адаптации" многокомпонентная (Шкала УВПА). Е. О. Лазебная. Предназначена для оценки субъективной эффективности процесса послевоенной посттравматической стрессовой адаптации (ПСА). УВПА содержит специализированные шкалы для субъективной оценки ПСА по 4 осн. параметрам (областям) социального функционирования - профессиональная деятельность («Работа»); организация и проведение свободного времени («Досуг»); межличностное взаимодействие («Общение»); поддержание соматического и психич. здоровья («Здоровье»). С использованием пятибалльных биполярных семантических шкал оцениваются особенности решения в ходе ПСА 4 осн. для каждой области частных адаптационных задач: тяжесть и продолжительность преодоления адаптационных затруднений; достигнутый уровень овладения данной проблемой и уровень удовлетворенности результатами адаптации. Вычисляются обобщенные по УВПА индексы тяжести (D) и продолжительности адаптации (T), достигнутого уровня адаптированности (L) и субъективной удовлетворенности посттравматическим функционированием (S). Осн. показатель УВПА - Интегральный индекс эффективности адаптации I ад, отражающий соотношение оценок удовлетворенности и достигнутого результата адаптационного процесса с его субъективной «ценой» (тяжестью и длительностью): Iад = (LЧS) ч (TЧD). Лит.: Лазебная Е. О. Субъективная оценка успешности процесса посттравматической стрессовой адаптации // Психология психических состояний: Сб. ст. Вып. 6 / Под ред. А. О. Прохорова. Казань, 2006; Лазебная Е. О., Зеленова М. Е. Субъектные и ситуационные детерминанты успешности процесса посттравматической стрессовой адаптации военнослужащих // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М., 2007. Е. О. Лазебная

ШКАЛА ФАШИЗМА

Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд. Предназначена для выявления авторитарной личности и позволяет измерить уровень антисемитизма и этноцентризма без упоминания конкретных меньшинств или актуальных политико-эконом. проблем. В основе разработки шкалы лежит концепция авторов, что политические, эконом. и общественные убеждения индивида образуют всеобъемлющий и когерентный образ мышления, к-рый является выражением скрытых черт его структуры характера. Предметом исследования стал потенциальный фашистский индивид, авторитарная структура характера к-рого определяла его особую восприимчивость к антидемократической пропаганде. Исследования также показали, что лица восприимчивые к фашистской пропаганде имеют много общего между собой, в то время как черты потенциальных антифашистов не укладываются в один опр. образ. Опросник состоит из 28 утверждений, на к-рые респондент отвечает, выбирая от 1 до 7 баллов. Респондентам данная шкала предъявлялась как изучение общественного мнения. Среди параметров авторитарной личности выделяются следующие: A) Консерватизм - сильная приверженность ценностям среднего класса; B) Авторитарное подчинение - некритическое стремление к подчинению авторитетам (родителям, старшим, вождям и т. д.), потребность в сильном лидере, раболепие перед государственной властью; C) Авторитарная агрессия - склонность к отвержению и наказанию людей, не уважающие ценности, потребность во внеш. объекте для разрядки подавленных в «мы-группе» агрессивных импульсов; D) Антиинтрацепция - неприятие всего субъективного, творческого, подавление фантазии и воображения, обесценивание человека и т. д.; E) Суеверность и стереотипия - вера в мистическое предначертание судьбы; склонность к суевериям, ригидность мышления; F) «Комплекс власти» - мышление в таких категориях, как господство-подчинение, сильный-слабый, вождь-последователи; идентификация себя с образами, воплощающими силу; выпячивание конвенционализированных атрибутов собственного Я; преувеличение значимости силы и твердости характера; G) Деструктивность и цинизм - общая враждебность, очернение человеческой природы, оценка враждебности по отношению к чужакам как естественной; H) Проективность - предрасположение верить в то, что мир зол и опасен; проекция неосознанных, инстинктивных импульсов на внеш. мир; I) Преувеличенная озабоченность сексуальной жизнью, как своей, так и чужой. Чрезмерный интерес к сексуальным «происшествиям». Подсчитывается общий суммарный балл по всем 9 параметрами выявляется степень подверженности антидемократической идеологии: низкая, средняя или сильная. Лит.: Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Солдатовой Г. У., Шайгеровой Л. А. М., 2008; Adorno T., Frenkel-Brewnsvik E., Levinson D. J., Sanford R. N. The Authoritarian Personality. New York: Harper, 1950. Н. С. Кравцов

ШКАЛЫ ТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ (ШТО). Н. Д. ТВОРОГОВА

Предназначены для выявления техники О. Шкалы разрабатывались на основе применения вербальной методики, включающей экспертный метод (внеш. оценки наблюдателей) и метод самооценки. Под термином «техника О.» (ТО) автором понимается набор действий и операций, используемых личностью для достижения той или иной своей цели О. и учитывающих особенности ситуации взаимодействия. Всякий процесс О. требует использования нек-рой системы средств. Рассматривая ТО прежде всего, как операциональную составляющую процесса О. (хотя и в ее взаимосвязи с мотивационной, целевой, когнитивной, эмоциональными составляющими О. личности), предложена не только методика количественной оценки техники О., но и ее уровня («низкий», «средний», «высокий» уровень техники О.) относительно и в контексте процесса О. (так, техника О., характеризующаяся высоким уровнем в контексте аффилиативного О. личности, может в то же время не соответствовать этому уровню, будучи включенной, в ее учебную деятельность). Уровень ТО динамичен, в связи с чем, актуальна диагностика ее уровня в каждый конкретный период времени. Методика позволяет выделить 28 характеристик, к-рые объединены в 4 группы показателей техники О.: 1) вербальные средства О., 2) экспрессивные средства О., 3) показатель эмпатии, 4) поведенческие навыки О. Разработано 3 варианта методики. Вариант А структурированная интерпретация суждений экспертов (информантов) о членах своей группы (peer-rating - оценка знакомых). Использование данного варианта методики устраняет след. недостатки, свойственные отдельным информантам: предубеждение, идиосинкразию, отсутствие знаний по какому-то вопросу и др. В кач. информантов для оценки ТО выбирались люди (3 человека), к-рые не менее 2 лет находились в продолжительных контактах в естеств. обстановке с обследуемыми. Каждый информант перед началом работы получает инструкцию, в к-рой описана процедура оценивания ТО, список обследуемых и бланки, каждый из к-рых заполняется на одного обследуемого и содержит набор элементов ТО и шкалы их оценки. Оценка дается информантами независимо. Информантом ставится в соответствие ТО каждого обследуемого 28 характеристик. Наличие показателя-признака, характеризующего ТО, определяется большинством голосов 3 наблюдателей. Индивидуальный балл подсчитывается методом суммирования наблюдаемых показателей-признаков ТО. Валидность (различительная способность) показателей оценивалась с помощью коэффициента четырехклеточной корреляции индивидуального балла с данным показателем. Построены нормированные шкалы ТО для групп разл. уровня развития. Вариант Б - оценка уровня ТО с помощью самооценки. Вариант Б параллелен варианту А, результаты их применения легко сопоставимы друг с другом. Показатели ТО, представленные в шкале самооценки ТО, характеризуются высокой различительной способностью. На основании распределения сырого индивидуального балла построена 3-балльная шкала самооценки уровня ТО. Вариант В - модификация варианта Б, но в отличие от него представлен в форме личностного опросника. Шкалу ТО в этом варианте легко совмещать с др. личностными опросниками, со шкалой лжи. Шкала нормирована. Лит.: Творогова Н. Д. Техника общения студента и его успешность на экзамене // Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвузов. М., 1976; Она же. Методика техники общения // Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. М., 1992; Она же. Общение: диагностика и управление. М., 2002. Н. Д. Творогова

Предыдущая страница Следующая страница