Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

ЯВЛЕНИЯ МАССОВИДНЫЕ

Явления массовидные - сходство психич. состояний, настроений, стереотипов, установок, поведенческих реакций в рамках большой социальной группы, обусловленное механизмами заражения, внушения, подражания, конформизма, эмоционального резонанса (циркулярная реакция). Ситуативными синонимами Я. м. являются стихийное массовое поведение, коллективное поведение. К Я. м. относят многообразные виды поведения толпы, слухи, моду, массовые полит. движения и т. д. Я. м. были в числе первых феноменов, к-рые попали в сферу интересов зарождавшейся социально-психол. науки. Их систематическое изучение было начато в рамках 2 независимых школ, сформированных в XIX в. учеными Германии, Франции, Италии : психологии народов (М. Лацарус, Г. Шейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, В. Парето). В России конца XIX - нач. XX в. Я. м. изучались М. Г. Михайловским (субъективная социология), В. М. Бехтеревым (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевским (гелиопсихология). В настоящее время Я. м. - предмет исследования психологии больших групп, полит. психологии, психологии пропаганды, психологии маркетинга. Лит.: Назаретян А. П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. М., 2007. А. П. Назаретян

ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ

Язык животных - 1. Сигналы и механизмы коммуникации видов животных, образующих сообщества. 2. Специализированная знаковая система, в к-рой система дифференцированных знаков соответствует дифференцированным категориям объектов внеш. мира. Язык животных в значении 1 - традиционное, разделяемое многими специалистами - этологами, зоопсихологами понимание этого термина. В кач. сигналов, образующих «язык», могут выступать визуальные, акустические, химические, тактильные, электрические средства коммуникации и способы их передачи (коммуникация визуальная, акустическая, химическая). «Язык» животных в значении 2 - понимание этого термина в более строгом смысле слова - только как коммуникация при помощи системы сигналов-символов или знаков. Что у животных действительно можно обнаружить такого рода коммуникацию, показывают исследования последнего десятилетия, выполненные на разных видах позвоночных, прежде всего птицах и млекопитающих (Фридман; Cheney, Seyfarth; Evans; и др.). В основе исследований систем сигнализации высших животных - объединение обычного сравнительноэтологического подхода к анализу поведения с семиотическим подходом и отделение старой, эволюционно более ранней системы сигналов-стимулов от эволюционно более молодой системы сигналов-символов (знаков). Н. Н. Мешкова

ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ЯЗЫКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯЗЫК-ПОСРЕДНИК В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Я-ОБЪЕКТЫ

Я-объекты (selfobjects) - это отражающие и идеализируемые люди, к-рых ребенок считает продолжением самого себя. До Х. Кохута нарциссизм (при к-ром человек подобно мифическому Нарциссу, любовавшемуся своим отражением в лесном озере, рассматривает свое тело и свою индивидуальность в кач. центра мироздания и единственного критерия ценности) считался патологическим состоянием. Автор одного из направлений психоаналитической школы, называемого «Я-психология», стал считать такое состояние личности аберрацией (искажением) в сущности норм. процесса, поскольку в соответствии с его взглядами прохождение через период нарциссизма это необходимый и здоровый этап взросления. Норм. нарциссизм, образующий ядро Я, сопровождают 2 нарциссических процесса: 1) отражение (mirroring), при к-ром младенец смотрит на мать и видит свое Я, отраженное в ее радостном взгляде (ребенок чувствует всю свою самоценность); 2) идеализация (idealization) - начинается с узнавания ребенком своего родителя или др. любимого человека, на к-рого он проецирует такие качества собственного Я, как доброта, совершенство, всесилие, значимость и др. В объектных отношениях отражения и идеализации ребенок узнает свое Я с помощью др. человека. Со временем ребенок интернализует отношения с я-объектами т. о., что может осуществлять операции отражения и идеализации внутри себя, в результате чего образуется базис двухполюсного Я. Эти 2 полюса составляют ядро здорового Я и генерируют прочувственные устремления и идеалы, к-рые обеспечивают чувство цели и смысла. Если один полюс функционирует нормально, то дефекты др. полюса могут быть исправлены позже. Если ущербны оба полюса, то из-за отсутствия внутр. структуры Я, способной обеспечить чувство самоценности, могут возникнуть такие симптомы как: чувство нереальности, опустошенности и бессмысленности происходящего. В этом случае для оказания помощи необходимо глубокое эмпатическое понимание со стороны другого. Лит.: Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Психоаналитические теории личности. Зигмунд Фрейд и постфрейдисты. СПб., 2007; Kohut H. The restoration of theself. New York: International Universities Press. 1977. Н. Д. Творогова

ЯТРОГЕНИЯ

Ятрогения - негативное воздействие врача, медицинского работника, клинического психолога на пациента в процессе их некомпетентного со стороны профессионала О., приводящее к неблагоприятным последствиям для пациента. Термин обычно употребляется для обозначения любого патологического состояния (телесного или психического), вызванного в результате неудачных попыток лечения или неосторожными замечаниями врача, психолога по поводу состояния пациента (клиента). Классический пример - функц. расстройства, вызванные внушением или беспокойством, связанными с лечением. Синоним: внушенная болезнь. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. А. В. Петровский

ЯЦЕНКО ТАМАРА СЕМЕНОВНА

ЯЦЕНКО Тамара Семеновна (р. 1944) - украинский психолог, докт. психол. наук, проф., действ. чл. Национ. академии пед. наук Украины. Чл. ВАК (1997-1999) и ряда специализированных Ученых советов по защите канд. и докт. диссертаций. Чл. Экспертного совета гос. аккредитационной комиссии Мин-ва образования и науки Украины (с 2002 и по наст. вр.). В 1968 г. закончила физико-матем. ф-т Черкасского пед. ин-та и аспирантуру Киевского пед. ун-та (1972). С 1972 г. работала в Черкасском национ. унте им. Б. Хмельницкого, с 1974 г. по наст. вр. заведует каф. практической психологии ф-та психологии КПУ. В 1989 г. защитила докт. дис. «Психологические основы активной подготовки будущего педагога к О. с учащимися». В дис. были разработаны основы групповых форм активного социально-психол. обучения учителей в целях оптимизации личностных характеристик как предпосылок профессионализма в пед. обучении, а также раскрыты ведущие механизмы групповой динамики - положительная дезинтеграция и вторичная интеграция психики на более высоком уровне личностного развития. Является основателем разработки психодинамической теории, выстроенной на эмпирическом базисе метода активного социально-психол. обучения (АСПО) в соответствии с методологией глубинно-психол. познания. Ведет активную науч.-пед. Деятельность: с 1990 г. проф. психол. ф-та Черкасского национ. ун-та им. Б. Хмельницкого, в 2002-2005 гг. - декан этого ф-та, с 2005 - проф. каф. психологии Крымского гуманитарного ун-та и директор Центра глубинной психологии НАПН Украины при РВУЗ КГУ (г. Ялта). Она является чл. редкол. ряда журналов и период. изданий: «Практическая психология и социальная работа» (Киев); «Психология и общество» и др. Т. С. Яценко - организатор ежегодных (с 2005) все украинских научно-практических семинаров «Методичес кие и теоретические основы практической психологии» и руководит украинской группой исследователей в рамках межд. проекта RUKAD (программа INTAS) «Пути поиска психол. благополучия подростков России, Украины, Киргизии». Она авт. более 200 публикаций, имеет ряд наград: Засл. работник народного образования Украины (1996), Отличник образования Украины (1999), орден «Княгини Ольги» ІІІ степени (2001), знак «За науч. достижения» (2006), медаль К. Д. Ушинского (2009). Осн. труды: Активная социально-психологическая подготовка педагога к общению с учащимися. Ч. 1. Киев, 1988; Методы активного социально-психологического обучения. Ч. 2. Киев, 1991; Программа полного интенсивного курса активного социально-психологического обучения (в соавт.), 1999; Психоаналитическая интерпретация комплекса тематических психорисунков (глубинно-психологический аспект) (в соавт.), 2000; Активное социально-психологическое обучение: теория, процесс, практика, 2002; Теория и практика глубинной психокоррекции: Вторая «Авторская школа академика НАПН Украины Т. С. Яценко» (в соавт.), 2009. С. М. Аврамченко

Предыдущая страница