Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВНУ"-"ВЫЯ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВНУ"-"ВЫЯ")

ВНУТРИГРУППОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Внутригрупповая идентичность - это этап идентификации субъекта с самим собой или подгруппой, группой, связанный с относительно устойчивым ощущением и переживанием субъектом своей принадлежности к опр. группе. В социальной психологии выделяют межличностную идентификацию, персональную и социальную идентичности. В последнее время исследуют групповую идентичность как разновидность социальной идентичности или как самост. вид идентичности. Социальная идентичность связана с социальной категоризацией себя и других и предполагает самоопределение человека в терминах принадлежности к одним группам вместе с эмоциональным и ценностным значением, придаваемым этой принадлежности, в противоположность др. группам. Социальная идентичность отражает солидарность индивида с ключевыми характеристиками группы и является сутью коллективного самоконструирования - «мы», «нам», «нас». Персональная идентичность связана с самоопределением в аспекте физич., интеллектуальных, нравственных качеств человека, характеризующих его как уникального человека, отличающегося от др. людей в своей группе. Каждый уровень проявления идентичности включает 3 компонента: а) когнитивный: ощущение своей сопричастности и своего соответствия подгруппе, группе; б) эмоциональный: переживание своей сопричастности и своего соответствия; в) поведенческий. Межличностная идентификация может быть: непосредственной и персонифицированной, опосредованной и деперсонифицированной. Интенсивность и мера микрогрупповой идентичности определяется тем, насколько подгруппа является плотной и имеет выраженные границы, вызывает доверие, создает ощущение преимущества от членства в ней. Уровни проявления идентичности в группе находятся в динамическом соотношении. Так, продолжительная и успешная кооперация группы или подгруппы с др. группой или подгруппой создает условия для ослабления соответственно групповой и микрогрупповой идентичности. Лит.: Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков

ВНУТРИГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Основными аспектами О. в малой группе являются социальная перцепция, взаимодействие и взаимоотношение, а субъектами - индивид, неформальная подгруппа и группа. К социально-перцептивным процессам относят сравнение, категоризацию, идентификацию (теория социального сравнения, теория социальной идентичности, теория самокатегоризации, микрогрупповая теория). В процессе жизнедеятельности группы ее члены осуществляют множественные межличностные сравнения, т. е. сравнения себя с другими и других между собой по совокупности признаков, доступных восприятию и осознанию. Межличностное сравнение и категоризация создают когнитивную предпосылку для формирования неформальных подгрупп в группе. Когда группа вступает в отношения и взаимодействие с др. группами, у ее членов протекают процессы межгруппового сравнения и категоризации, групповой идентификации. Категоризация предполагает распределение и упорядочивание индивидами других по группам - своей и чужим - с позиции их значения в системе установок и действий человека. Взаимоотношения - система социальных установок субъектов относительно друг друга, к-рые формируются и трансформируются в процессе их непосредственного взаимодействия. Существует неск. направлений исследования взаимоотношений. Внимание фокусируется на близких отношениях в диадах, к-рые проявляются в форме дружбы и любви (реже, на их антиподах - зависти и ненависти). Взаимодействие в широком значении - это коммуникативный, операциональный контакт или совокупность контактов между субъектами. Взаимодействие в узком значении - взаимообусловленные действия субъектов, связанных причинно-следственной зависимостью. В социальной психологии и социологии сформировалось неск. ракурсов видения роли взаимодействия в индивидуальной и групповой активности. Взаимодействие расценивается как средство удовлетворения индивидуальных целей и потребностей, либо рассматривается как причина и следствие социальной перцепции индивидов. Взаимодействие может также пониматься как осн. субстрат групповых процессов и поведения индивидов в группе. Взаимодействие часто осуществляется посредством использования субъектами символов - слов, объектов или действий, к-рые замещают или представляют что-то иное. В кач. символов выступают: вознаграждение и наказание, одежда, фантазии, невербальное поведение, подарки, юмор, язык, метафоры, истории, нормы, ритуалы, роли. Символическая активность взаимодействующих членов группы оказывает влияние на индивидуальное поведение и групповые процессы. Типами взаимодействия субъектов являются содействие, противодействие, уклонение от взаимодействия, а формами взаимодействия кооперация и конкуренция. К основным стилям взаимодействия субъектов относят: доминантность-ведомость (превосходство-подчиняемость, паритетность-неравенство), дружелюбность-недружелюбность (позитивность-негативность), сдержанность-экспрессивность. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. М., 2002; Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. СПб., 2003. А. В. Сидоренков

ВНУТРИГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ВЛИЯНИЕ

Внутригрупповое общение: влияние - Влияние (В.) имеет место в коактивных и интерактивных малых группах. В коактивных группах изучается В. присутствия др. людей на продуктивность внеш. предметной и внутр. психич. деятельности индивида, а также на его эмоционально-волевую сферу. Основными эффектами такого влияния являются социальная фасилитация и ингибиция. В интерактивных группах В. возникает в процессе внутригруппового О., а крупными аспектами его изучения выступает В. большинства на меньшинство, В. меньшинства на большинство, В. власти. В зарубеж. социальной психологии доминирующей является дуалистическая модель нормативного и информационного В. в процессе группового О. В этой модели рассматриваются 2 самост. процесса В.: нормативное и информационное. Нормативное В. - уступчивость индивида (совокупности индивидов) в виде внеш. конформности в ответ на социальное давление части или всей группы. Нормативное В. имеет прямой, а не косвенный характер, вызывает скорее подчинение, т. е. временную публичную уступчивость, нежели изменение убеждений. Субъектом такого влияния чаще выступает большинство, а объектом - меньшинство группы. Нормативное В. обеспечивает стабильность и сплоченность группы. Информационное В. связано с личностным принятием и интернализацией мнений (норм) других, долговременным изменением социальных установок, ценностей, стереотипов. Это влияние имеет косвенный характер, а в основе его проявления находится неоднозначность и сложность объективной ситуации или стимула, а также трудности, связанные с физич. тестированием реальности. Субъектом информационного В. чаще выступает меньшинство, а объектом - большинство. Меньшинство стимулирует оригинальное, творческое мышление и, тем самым, вызывает более серьезные изменения в сознании людей, чем большинство. Факторы влияния большинства: а) характеристики большинства (единство мнений, восприятие большинства как единого целого, статус и численный состав); б) социально-демографические (пол, возраст, статус) и индивидуально-психологические (тревожность, зависимость и др.) характеристики представителей меньшинства; в) мотивация членства в группе (позитивная) и уровень ее привлекательности (групповая аттракция) для представителей меньшинства; г) ситуационные переменные (неоднозначность ситуации, несоответствие между индивидуальной и групповой нормой). Факторы В. меньшинства: а) категоризация большинством меньшинства как находящегося внутри, а не вне группы; б) стиль поведения меньшинства (устойчивость и последовательность в выражении своей позиции, гибкий стиль ведения переговоров, единство мнений и сплоченность); в) использование меньшинством убедительных аргументов; г) отсутствие «нормативных фильтров», используемых большинством для интерпретации позиции и поведения меньшинства; д) соответствие идей меньшинства основополагающим нормам и ценностям, духу времени; е) взаимодействие меньшинства и большинства в приватных, а не публичных условиях; ж) наличие у меньшинства опыта сопротивления позиции большинства; з) присоединение к меньшинству сторонников из числа большинства. Важный вопрос заключается в том, кого рассматривать в кач. большинства и меньшинства. В экспериментальных исследованиях в кач. таковых обычно выступают искусственно созданные множества лиц, к-рые действуют по инструкции в лабораторных условиях. Одним из заметных эффектов В. в процессе внутригруппового О. является групповая поляризация - усиление первоначальных мнений и предпочтений членов группы, т. е. проявление их в более радикальной форме. Напр., групповая дискуссия усиливает установки людей по отношению к признанию виновным или невиновным подсудимого, разрешению или не разрешению абортов, феминизму, справедливости и др. Мера и тенденция проявления этого эффекта зависит от начальной точки позиции группы на психол. шкале. Если в группе изначально отсутствует какое-то доминирующее мнение, то в дискуссии его сдвиг будет незначительным. Если в группе есть одно или неск. умеренных мнений относительно чего-то, то в процессе дискуссии эти мнения станут более выраженными. Лит.: Лернер Д. Социальное влияние. СПб., 2003; Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков

ВНУТРИГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ДИНАМИКА

Универсальным источником динамики О. в малой группе являются противоречия, к-рые интенсифицируют взаимоотношения и взаимодействия, социально-перцептивные и аффективные процессы. Универсальным механизмом динамики О. в группе являются процессы интеграции и дезинтеграции. На динамику О. в группе и подгруппе влияние оказывает их внеш. О.: содержание взаимодействия и мера полезности результата взаимодействия. Процесс взаимопроникновения и слияния официальных групп сдерживается их социальной целостностью, основанной на организационном предписании и формальных границах. В неофициальных группах такой сдерживающей преграды нет. В случае внеш. дезинтегративного О. группы (межгрупповая конкуренция или конфликт) активность группы усиливается и оказывается направленной вовне. В условиях относительной социальной изоляции группы (напр., группа заключенных) ее активность направлена прежде всего внутрь себя, что обуславливает выраженность границ и закрытость подгрупп, их высокую активность и противопоставление друг другу. Здесь имеет место высокая интенсивность внутригрупповой активности, внутр. дезинтеграция группы и усиление интеграции внутри подгрупп. Закономерности влияния внеш. О. группы на внутригрупповое О. проявляются на уровне О. неформальных подгрупп. Регулярная неэффективность подгруппы (проигрыши в конкуренции, конфликте с др. подгруппами) приводит к усилению дезинтегративности внутри подгруппы и, в конечном счете, к ее частичному или полному распаду. Лит.: Сидоренков А. В. Динамика неформальных подгрупп в группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2004. А. В. Сидоренков

ВНУШЕНИЕ

Внушение - способ влияния, к-рый основывается на некритичном восприятии человеком поступающей информации. В., как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новой информации и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. В отличие от убеждения, В. предполагает усвоение объектом В. сообщения без требования доказательств его истинности. При В. слова субъекта В. вызывают именно те самые представления, образы, ощущения, к-рые внушающий имеет в виду. При этом складывается ситуация, когда полная ясность и безоговорочность указанных представлений требует действий с той же необходимостью, как будто эти представления были получены прямым наблюдением. Принятое без критического осмысления, внушенное человеку поведение может не согласовываться с его убеждениями, привычками, наклонностями. В то время как убеждение, являясь воздействием в значительной степени интеллектуальным, апеллирует в осн. к знаниям и опыту слушающего, В., носящее эмоционально-волевой характер, основывается на вере (или на доверии - разница здесь лишь в степени некритичности восприятия слов и поступков значимого другого). В обыденной жизни В. происходит повседневно в процессе О. между людьми. Характеризуется тем, что один человек, не обосновывая выдвигаемые им положения, добивается реального, а не формального принятия их др. человеком. Степень внушаемости индивида определяется уровнем развития его личности, его самосознания и самооценки, силой воли, а также особенностями межличностных отношений в группе, и в частности, отношением к субъекту В. Чаще всего некритическое отношение к информации возникает в том случае, когда она передается референтным для объекта В. лицом. Вместе с тем источником В. вовсе не обязательно должен быть давно и хорошо знакомый человек; порой бывает достаточно уверенных манер, голоса, категоричности речи. Особенно усиливают эффект В. средства массовой информации, к-рые расцениваются многими людьми как фильтр на пути недостоверных сведений. С низкой критичностью мышления и восприятия связаны такие личностные характеристики, как доверчивость и консерватизм. Степень внушаемости в значительной степени зависит от возраста. Уровень критичности тесно связан с объемом знаний, поэтому с накоплением индивидуального опыта критичность возрастает. Рост критичности в процессе онтогенеза приводит к росту креативности, однако связанное с ним снижение внушаемости обусловливает трудности контроля за поведением детей. Большое значение для развития критичности имеет стиль родительского воспитания. В том случае, когда родители включают детей в обсуждение семейных проблем, ограничивают вмешательство в их дела, умеют относиться к ним как к равным, внушаемость детей низка. И наоборот - чем больше родители контролируют поведение детей, добиваясь полного следования своим предписаниям, тем внушаемость выше. В равной степени это относится и к жизни общества. В странах с тоталитарным или авторитарным режимом мера критичности людей к поступающим к ним сведениям, будь то слухи или сообщения СМИ, в целом значительно ниже, чем в либерально-демократических государствах. Это связано с тем, что многие области обществ. бытия в недемократических обществах закрыты для критики, а установки на ограничение критики в любой сфере неизменно сказываются на общем уровне критичности тех, кто воспитан в этих условиях. Лит.: Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. Пг., 1923; Дубов И. Г. Такое многоликое влияние. М., 1989; Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. М., 2001; Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966; Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999. И. Г. Дубов

ВОЗДЕЙСТВИЕ

Воздействие (в психологии) - целенаправленный перенос движения, информации или др. (в т. ч. материальных) агентов от одного участника взаимодействия к другому. В. может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (напр., прикосновения или удара), и опосредованным (дистантным), когда информация и закодированный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов. По степени изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на к-рого было направлено В., можно судить о степени влияния на него воздействующего субъекта (или объекта). Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. 3-е изд. М., 1994; Ковалев Г. А. Психологическое воздействие: системно-экологический анализ. М., 1989. Л. А. Карпенко

ВОЗДЕЙСТВИЕ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Форма телевизионной передачи может быть реализована как именно воздействие - в 2 вариантах: 1) «Интрига». Здесь цель и задачи телепередачи, а часто и ее эмоциональный фон и действия персонажей остаются не до конца понятными для зрителя, автор не раскрывается для восприятия, но остается «тождественным самому себе» (реализуя как бы «диалог» с самим собой), не пытается снять субъектную границу, стоящую на пути коммуникации. Происходящее в кадре не составляет для зрителя актуального события, нет реальности зрительского соучастия как внутр. основы переживания им своего собственного бытия в данный момент. Форма телепередачи не воспроизводит целостную ситуацию повседневного бытия зрителя, в итоге и авторский замысел (следовательно, и содержание программы) прочитывается зрителем совсем не так, как этого хотелось бы автору. 2) «Вторжение». Здесь замкнутая актуальная ситуация зрителя подвергается активному преобразующему воздействию, направленному на снятие зрительской субъектной границы. Но при этом активность такой направленности на зрителя как «другого», отличного от автора по своим представлениям, убеждениям, привычкам (а не полноправного собеседника, не участника взаимодействия), как того, кого необходимо как-то изменить, «переделать», создает у зрителя впечатление исходящей от экрана «угрозы», агрессии по отношению к его реальной ситуации бытия, к его исходной замкнутости по отношению к телевизионному пространству. Возможна форма «взаимодействия» автора и зрителя, что означает снятие их субъектных границ (фактически между зрителем и телевизионной ситуацией) при осуществ лении телекоммуникации. Это предполагает рассмот рение телевизионной ситуации как единой для автора и зрителя - как в содержательных аспектах (когнитивный, аффективный, поведенческий, экологический), так и в формально-структурных (значение, смысл, время и место). Напр., аффективное значение характеризует ту эмоциональную атмосферу, к-рая задается сценарием передачи, средствами ее режиссуры и операторского воплощения. Переживание этой атмосферы, ее тональности зрителем составляет аффективный смысл происходящего на экране. Поведенческий смысл - переживание зрителем конкретных поступков героя, в т. ч. его невербальных проявлений в системе визуального ряда передачи. Тогда взаимодействие в форме «вовлечения» означает со-действие автора и зрителя, единый темп их деятельности (автора, действующего в кадре, и зрителя, воспринимающего это действие), единое переживание прошлого, настоящего и будущего, а также исходно нераздельное место их взаимодействия. Зритель становится равноправным участником коммуникации, он сам создает свой психол. контекст и придает изображению свои значения, в зависимости от опыта, культурного уровня, собственного внимания, но при этом его интерпретации в целом созвучны авторскому замыслу. Зритель здесь - носитель непредсказуемого, спонтанного индивидуального отклика, убежденный в том, что разговор с экрана ведется не столько с миллионами телезрителей, сколько с ним лично. Лит.: Матвеева Л. В., Шкопоров Н. Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. Ч. 1. М., 1990, 1991; Матвеева Л. В., Третьяков Н. Н., Шкопоров Н. Б. Личностная типология телеаудитории // Связь с аудиторией в телекоммуникации. Ч. II. М., 1991. Т. Я. Аникеева

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА: ЭФФЕКТЫ

Со времен Аристотеля принято выделять 2 противоположных механизма воздействия информационного контента на психику человека: катарсис и антикатарсис. Катарсис предполагает гармонизирующий эффект воздействия информационных продуктов, к-рый проявляется в состоянии эйфории, радости, положительных эмоций и переживания легкости бытия. Антикатарсис в эмоциональном аспекте - состояние угнетенности, униженности, страха, либо агрессивности. В. Г. Грязева-Добшинская называет это состояние состоянием «открытой катастрофы», к-рое переживается как неопр., напряженное состояние перципиента. Предполагается, что это порождает у человека необходимость активности для достижения гармонизации; диалога с автором произведения; поиск возможных путей преобразования ситуации неопределенности. Катарсис и «открытая катастрофа» различаются: по характеру воздействия на аффективно-эмоциональную сферу перципиента; по степени активности зрителя в процессе восприятия произведения; по типу формирования защитных механизмов личности, позволяющих преодолеть эмоциональный дискомфорт. При этом ситуация конфликта с автором информационного продукта может привести к тому, что: зритель принимает закрытую позицию по отношению к произведению и автору. Это сопровождается негативными переживаниями зрителя, читателя, человека (антикатарсис). Это может привести к возникновению затяжного неразрешенного внутр. конфликта. Л. В. Матвеева

ВОЗДЕЙСТВИЕ СМИ НА ЧЕЛОВЕКА

Под воздействием понимается акт О., направленный на достижение того или иного заранее запланированного эффекта. Согласно А. А. Леонтьеву, методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие личности с целью вызвать опр. изменение. Воздействие осуществляется на разных уровнях - осознаваемом и не осознаваемом. Воздействие СМИ может быть политическим, идеологическим, моральнонравственным, эстетическим, духовным и т. д. Медийная коммуникация конструирует особую реальность через создание опр. образов в символической форме. Реципиент, вступая во взаимодействие с символической реальностью СМИ, для формирования собственной картины мира использует предлагаемые телевидением готовые способы переработки информации и все меньше опирается при этом на личный опыт. Поток информации как продукт СМИ формирует среду О. людей, при этом одним из следствий может быть изменение восприятия человеком объективной реальности. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология массовой коммуникации. М., 2004. Е. В. Лаврова

ВОЗДЕЙСТВИЕ СМИ НА ЧЕЛОВЕКА: УРОВНИ

Исследователи выделяют осн. аспекты влияния СМИ на человека: 1. Причастность человека к огромному информационному потоку, содержащему информацию как межд., так и частного характера, вызывает у человека затруднения в использовании этой информации. Размытость норм, провокационный характер медиадискурса, латентность причинно-следственных связей в информационном потоке затрудняют процесс идентификации и социализации человека в совр. обществе. 2. Внедрение мультимедийных средств коммуникации во все сферы жизни общества (обществ.-полит., эконом., частную жизнь, в информационное взаимодействие, межличностное О. и т. д.) привело к появлению новой размерности в картине мира человека - публичности, что находит свое выражение в смешении игровой и практической деятельности человека. Й. Хейзинга называет такую форму коммуникации перфомансностью и приписывает ей статус универсальной характеристики совр. культуры, выражающейся в категории «пуэрилизма» (ребячливости) - потребности в банальных развлечениях, тяге к сенсациям, массовым зрелищам и поведению как бы по мерке отроческого и юношеского возраста. Так новости на телевидении все больше приобретают характер шоу, а реальная жизнь стала объектом зрелища в жанре реалТВ. Интернет все больше «втягивает в себя» молодое поколение, формируя новый тип межличностного, делового, полит. и межкультурного О. 3. Доминирование опосредствованных способов взаимодействия между людьми привело к тому, что визуальная коммуникация, визуальные коды и визуальные образы стали осн. средством передачи информации. В результате в обществе изменился образ лидера, его успех стал во многом зависеть от того, насколько хорошо он смотрится на телевизионном экране; появился новый тип героя - шоумен, и появился новый тип звезды телезвезда. Понятие харизмы видоизменяется в понятие имиджа, а понятие красоты - в понятие выразительности. Выделяют 12 уровней воздействия СМИ и информационного пространства на личность человека. К ним относятся: 1. Биофизический: символы «внутр. освещенности» или ось «свет-тьма». 2. Биохимический: символы уровня активации или ось эйфория-шок. 3. Психофизиологический: символы эмоциональных состояний или ось «радостьстрадание». 4. Психологический: символы чувств к др. человеку, или любовь-агрессия. 5. Экзистенциональный: символы жизни и смерти или ось измененные состояния сознания - экстремальные состояния жизни. 6. Ценностно-смысловой: символы притягательности и отторжения целей или ось фиксации на настоящем-будущем. 7. Динамический: символы динамики деятельности, ось, изменяющаяся деятельность - стабильная деятельность. 8. Коммуникативный: символы взаимодействия с другими, ось диалог-манипуляция. 9. Культурологический: символы взаимодействия человека с природой и культурой, ось человек «дитя природы» - культурный человек. 10. Социальный: символы принадлежности человека к социальной иерархии, ось простой человек - элитарный человек. 11. Рефлексивный: символы физич. пространства объектов и психол. пространства значений, ось материальное-идеальное. 12. Временной: символы времени человеческой жизни, ось истор. время - психол. время. Лит.: Грязева-Добшинская В. Г. Психология воздействия современного символического киноискусства. М., 2004; Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. М., 2003; Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. Л. В. Матвеева

ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ

Совр. реклама является тонким психол. орудием воздействия на потенциального потребителя. Должным образом воздействовать на потенциального покупателя, заставить совершить его опр. поступок, будь то покупка того или иного товара, предпочтение тех или иных услуг, следование тем или иным правилам (в социальной рекламе) - все это результат грамотно спланированного психол. воздействия. Психол. структуры, к к-рым апеллирует рекламное сообщение, универсальны. Стереотипное поведение представляет собой схожую реакцию в опр. ключевой ситуации. Стереотип порождается социокультурным окружением и относительно устойчив для отдельной личности, его очень трудно разрушить или изменить. Апеллируя к сильным базовым потребностям, таким как потребность самоактуализации, самосохранения, продолжения рода, создатели рекламы добиваются значительного по психол. эффективности воздействия. Совр. реклама одной из осн. своих целей ставит формирование опр. отношения к рекламируемому товару. Соответственно, можно предположить, что изменив с помощью сильных раздражителей отношение потенциального покупателя к рекламируемому товару, можно создать новый мотив, к-рый и явится осн. целью рекламы. Т. о., в рекламном ролике фигурирует какая-нибудь потребность, а предметом ее становится рекламируемый товар. Здесь и происходит встреча потребности со своим предметом; предмет - рекламируемый товар - может удовлетворить эту потребность и становится мотивом. О. М. Грызунов, Л. В. Матвеева

ВОЛКОВ ИГОРЬ ПАВЛОВИЧ

ВОЛКОВ Игорь Павлович (р. 1936) - российский психолог, докт. психол. наук (1980), проф. (1984). Президент учрежденной в Санкт-Петербурге Региональной обществ. организации ученых «Балтийская пед. академия» (РООУ БПА, 1994), действ. чл. Межд. академии психол. наук, С.-Петерб. академии акмеологических наук, засл. деятель науки России (2002). В 1962 окончил пед. ф-т Ленингр. инта физич. культуры им. П. Ф. Лесгафта (ГДОИФК), мастер спорта СССР. В 1966 г. окончил психол. ф-т ЛГУ. В 1969 г. защитил канд. дис. «Социометрия как метод социальной психологии», в 1980 г. - докт. дис. «Социальная психология малых групп и коллективов». С 1981 по 2007 г. заведовал каф. психологии в С.-Петерб. гос. ун-те физич. культуры им. П. Ф. Лесгафта (СПбГУФК), с 2007 г. - проф. данной каф. В 1995 г. учредил журнал «Вестник БПА». Авт. более 200 науч. трудов по социальной и спорт. психологии. Осн. труды: Социометрические методы в социально-психологических исследованиях, 1970; Руководителю о человеческом факторе, 1989; Экстрасенсорный обмен информацией, 2000; Спортивная психология и акмеология спорта, 2001; Тело и психика человека в их единстве и противоположности, 2002; Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия, 2002; Спортивная акмеология, 2004. Л. А. Карпенко

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

Восприятие межличностное - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований восприятия межличностного (В. м.) посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа др. человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению В. м. Важной особенностью В. м. является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с др. людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.). Исследование роли совместной деятельности в В. м., являясь одной из центральных теорет. проблем в этой области социально-психол. знания, определяет экспериментальную программу его изучения. Важнейшие из изученных механизмов В. м. следующие: 1) идентификация - понимание и интерпретация др. человека путем отождествления себя с ним; 2) социально-психол. рефлексия - понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия - понимание др. человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др. Предпринимаются попытки вычленить нек-рые более универсальные механизмы В. м., обеспечивающие стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т. п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного процесса, в т. ч. процессов В. м. На открытие таких универсальных механизмов претендовали теория когнитивного диссонанса, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы. Лит.: Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе. М., 1981; Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970. Л. А. Карпенко

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Процесс, соответствующий перцептивному уровню муз.-слуховой деятельности (наряду с апперцептивным уровнем - представления музыки), обеспечивает формирование у слушателя полноценного, целостного образа муз. произведения. При этом играют важную роль профессиональные, возрастные, образовательные факторы: так, у профессионального музыканта такой образ формируется в результате однократного прослушивания, неподготовленному же слушателю необходимо многократное прослушивание. По данным нек-рых исследований (В. Д. Остроменский), в процессе многократного В. м. происходит постоянное совершенствование слуховых действий, степени их координации, что свидетельствует о процессуальности, стадиальности муз. восприятия. Исследователи выделяют неск. стадий процесса В. м., напр. (А. Н. Сохор): 1) стадия возникновения интереса к произведению, формирования установки на его восприятие; 2) стадия слушания; 3) стадия понимания и переживания; 4) стадия интерпретации и оценки. Последовательность этих стадии может меняться, может также происходить их слияние (особенно стадий понимания оценки и переживания). Др. пример деления процесса В. м. на стадии (З. Г. Казанджиева-Велинова): 1) докоммуникативная стадия, формирование готовности слушать; 2) коммуникативная стадия, отражающая реальный процесс В. м.; 3) посткоммуникативная стадия, связанная с осмысливанием произведения после окончания его звучания. Большое значение всеми исследователями придается первой стадии - формирования установки, готовности к восприятию. Установка в значительной степени зависит от ожиданий слушателей, от ситуации восприятия, она определяется отношением к данной музыке, социально-психол. и индивидуально-типологическими особенностями личности воспринимающего, уровнем его образования и муз. подготовки. Решающими в формировании муз. установок являются общемузыкальные характеристики, связанные с отношением к музыке в целом, муз. интересами, вкусами, предпочтениями, жанровыми ориентациями. Установка детерминирована и эмоциональным состоянием слушателя, предшествующим акту восприятия и проявляется в степени активности и избирательности В. м. - от полного поглощения процессом восприятия до использования музыки в кач. фона при выполнении др. деятельности (так называемое комитатное восприятие). В. м. подразумевает восприятие мелодии, гармонии и времени в музыке, среди психол. свойств В. м. выделяют избирательность и предметность, целостность и константность. Выделяют также уровни В. м. (Е. В. Назайкинский): 1) уровень восприятия муз. мотивов, где участвуют функц. механизмы переживания, базирующиеся на работе слухового анализатора; 2) уровень восприятия муз. предложений, периодов, фраз, требующий участия мотивационных и операционных механизмов, опирающихся на речевой и двигательный опыт человека, муз.-слуховые представления и более сложные формы аналитико-синтетической деятельности; 3) уровень восприятия муз. произведения в целом, подразумевает гармоничное участие мотивационных, функц. и операционных механизмов, также учитывает ассоциативно-эмоциональный опыт слушателя, задействует память, эмоциональное восприятие, образное и логическое мышление. Лит.: Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997; Казанджиева-Велинова З. Г. Мнения и оценки на слушателите за различните жанрова музикалии предавания на программа «Орфей». София, 1976; Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972; Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975; Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М., 1974; Music Perception / Ed. By Jamshed J. Bharucha, founding editor D. Deutsh. Univ. of California Press. An interdisciplinary journal. Т. Я. Аникеева

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Восстановительное обучение - используется в нейропсихол. практике восстановления нарушений высших психич. функций (ВПФ) у больных с локальным поражением мозга. Науч. методологический и теорет. базис отеч. нейропсихологии, создавший условия для развития практики восстановления ВПФ, практики В. о.: а) системно-деятельностный подход к анализу дефекта и к технологии и техникам восстановительного обучения; б) уровневый подход к анализу и преодолению дефекта; в) социальнобиологическая интеграция в развитии, распаде и восстановлении ВПФ; г) примат психологического в дефекте, в его анализе и пути его преодоления. Положения отеч. школы нейропсихологии, к-рые лежат в основе выбора пути восстановления нарушенных ВПФ и методов В. о.: 1) ВПФ при органических локальных поражениях мозга не распадаются (и не выпадают), а нарушаются всякий раз по-разному в зависимости от локализации очага поражения головного мозга. 2) При поражении одного какого-то участка коры головного мозга могут быть нарушены неск. ВПФ, причем только те, в структуре к-рых имеется один и тот же фактор, напр., при поражении зоны TPO (Temporalis-Parietalis-Occipitalis) нарушаются письмо, чтение, счет, импрессивная речь и др., в структуре к-рых имеется общий фактор - пространственное восприятие. 3) Одна и та же ВПФ может оказаться нарушенной при поражении различных, территориально не связанных участков мозга (напр., счет нарушается и при поражении лобных зон коры мозга, и зоны TPO, и височных отделов коры мозга). 4) Локализация симптома не совпадает с локализацией ВПФ; 5) Чтобы поставить топический диагноз пострадавшей ВПФ, необходимо выявить фактор, лежащий в основе нарушения этой ВПФ, и, следовательно, в основе наблюдаемого синдрома. Существует неск. путей восстановления ВПФ после органических поражений мозга. Принципы В. о. больных с поражением головного мозга условно разделяют на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические. Одним из важнейших общих принципов В. о. является принцип О. с больным (вербального, невербального и их совместного). О. является важнейшим методом возможности больного актуализировать свой прошлый опыт, через актуализацию энграфических записей. Каждое занятие начинается и заканчивается О. с больным; оно является одновр. и одной из задач В. о. и его целью. Методы В. о. направлены на преодоление дефекта и на восстановление ВПФ, и деятельности больных, возвращение их в норм. социальную среду, а не в упрощенную. В этом принципиальное отличие теории и методики В. о. школы Лурии-Цветковой от подхода зарубеж. специалистов. Лит.: Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972; Она же. Восстановление высших психических функций. М., 2004. Л. С. Цветкова

ВРАНЬЕ

Вранье - один из видов безобидной и бескорыстной лжи, в основе к-рого лежит придание человеком сообщаемой им др. людям информации яркости и неординарности, преимущественно с помощью приемов приукрашивания и преувеличения. Зачастую В. выступает одним из средств развлечения в непосредственном или опосредованном О. В отличие от мн. др. видов лжи, В. не имеет серьезных негативных последствий, т. к. не предполагает причинения субъектом какого-либо вреда или нанесения ущерба партнеру по О. По мнению В. В. Знакова, В., как одно из уникальных проявлений неправды в коммуникативных ситуациях, является характерным порождением русского самосознания. Это один из способов установить хорошие отношения с партнером, доставить своей выдумкой удовольствие себе и ему. Выделяются отличительные признаки В., к-рые позволяют глубже понять сущность данного психол. явления: 1) В. - один из социально допустимых и нормативно заданных способов сближения людей в О., представляющий собой скорее коммуникативный, а не дезинформационный феномен; 2) для В. не характерен преднамеренный обман слушателя; 3) В. бескорыстно; оно не предполагает унижения партнера и получения личной выгоды; 4) сам процесс В. доставляет опр. удовольствие его субъекту, к-рый оказывается на время в центре внимания др. людей, являясь объектом их восторгов; 5) в основе В. лежит стремление личности защитить свой внутр. мир от нежелательного вторжения извне. Понятие В. используется в тех случаях, когда необходимо прежде всего понять и оправдать лгущего, а не оценить истинность его высказывания. Согласно исследованиям В. В. Знакова, склонность к В. проявляется в большей степени у лиц, характеризующихся повышенной враждебностью, подозрительностью, критичностью, а также выраженной склонностью к манипулированию др. людьми (макиавеллизмом). И. П. Шкуратова к В. предлагает относить ложь-фантазию. Видом искажения информации в данном случае выступает литературная обработка текста. А доминирующим мотивом является желание развлечь собеседника. В целом люди склонны легко прощать В., т. к. оно бескорыстно и способствует развлечению. И. П. Шкуратова считает, что, по большому счету, все искусство может быть отнесено к В., т. к. оно основано на фантазии, вымысле, сочинительстве, преувеличении. Лит.: Знаков В. В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопр. психологии. 1999. № 6; Шкуратова И. П., Крикало Е. Л. Отношение студентов к разным видам своей и чужой лжи // Индивидуальные различия в познании и общении. Ростов-н/Д, 2007. Е. В. Зинченко

ВЫЯСНЕНИЕ

Выяснение (в психотерапии) - обращение в ходе психотерапевтического сеанса к клиенту за нек-рыми уточнениями. Психотерапевт при возникновении непонимания между ним и клиентом, неясности фразы клиента, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы. В. один из приемов понимающего слушания в гуманистической психотерапии. В. полезно, когда: (а) необходимо точно понять позицию клиента в его, напр., семейном конфликте; (б) клиент говорит путано, перепрыгивая с одной мысли на другую; (в) необходимо помочь клиенту самому разобраться в своей позиции; (г) надо продемонстрировать клиенту, что его внимательно слушают. Правила В.: (1) использование нейтральных фраз вроде «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?», «Извините, я не совсем вас понял»; (2) реплики должны касаться только того, что говорит клиент, и не содержать оценки его поведения и умения излагать свои мысли; (3) не задавать вопросы, требующие односложного ответа («да», «нет»), к-рые создают у клиента ощущение, что его допрашивают. Лит.: Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996; Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Rogers C. R. Curl Rogers on encounter groups. N.-Y., 1970. Н. Д. Творогова

Предыдущая страница Следующая страница