Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭГОИЗМ

Эгоизм - эгоистическая направленность личности, подобно эгоцентрической центрации на собственной персоне и занимаемой позиции, проявляется в выдвижении на первый план своих интересов и целей взаимодействия в ущерб интересам партнера. Корыстные устремления эгоистичного партнера могут выражаться в стремлении не только достичь материальных целей, но и получить дополнительную психол. выгоду от принижения партнера для того, чтобы лучше выглядеть на его фоне. Э. не является нейтрально индифферентным личностным свойством; он наступателен и агрессивен, изобретателен и мстителен. Конкретное исследование проявлений Э., своекорыстия в поведении людей в совр. России осуществил К. Муздыбаев: была поставлена задача выявить социальные группы, более предрасположенные к эгоистическому поведению, их профессиональный и социальный статус, возрастные и гендерные различия, личностную обусловленность. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что эгоисты не способны к конструктивному взаимодействию и обладают рядом личностных свойств, превращающих личные контакты с ними в деструктивное О., чреватое осложнениями, унижением, незаслуженными огорчениями и страданиями для партнеров. Эгоисты склонны пренебрегать долгом, нормами морали и закона, пренебрежительно относятся к людям. Для них приемлемы агрессивные формы поведения (драка, месть, полит. убийство), сексуальная неразборчивость, нечестность. Они приписывают ближайшему окружению злобу, завистливость, эгоизм, мстительность, цинизм, продажность. Они мстительны, высокомерны и в то же время являются оптимистами и верят в справедливый мир. Из позитивных свойств приписывают др. людям относительно нейтральные качества, такие как чувство юмора, оптимизм. В трудных ситуациях используют малопродуктивные тактики совладания с трудностями жизни (мечты, фантазии, бесконечные обсуждения). Тем не менее они часто преуспевают и ощущают себя счастливыми. Самую высокую степень Э., по исследованию К. Муздыбаева, проявляют служащие, занятые в частном секторе экономики, и студенты. По данным В. Н. Куницыной (2008), эгоистам свойственно ханжеское отношение к нравственным проблемам, отсутствие благожелательности и милосердия, у них нет внутр. гармонии, но присущи неосознаваемые внутр. конфликты; при этом они высоко ценят успех и не видят смысла помогать людям - полезность людям как принцип повседневной жизни и О. с людьми ими отвергается. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психол. журн. 2000. № 2. В. Н. Куницына

ЭГОТИЗМ

Эготизм (от лат. еgo - я и англ. egotism - эготизм, самомнение) - самовлюбленность человека, преувеличенное мнение о себе, своих достоинствах и значении. В речи Э. выражает стремление человека говорить о себе и является речевым проявлением эгоцентризма личности. Он может рассматриваться как феномен, спровоцированный конкретной ситуацией О., взаимодействия и отношений людей или как свойство личности и выражение ее эгоцентрической направленности. Э. ослабляет внимание человека к собеседнику, мешает О., снижает его эффективность. Высокий уровень Э. свидетельствует об озабоченности человека своей персоной, а также о повышенной рефлексии своих свойств, поступков и речи и об обращенности внимания на свое Эго. Низкий уровень Э. в ряде случаев отражает слабую заинтересованность содержанием беседы и собеседником. В главном кодексе самураев «Хагакурэ» Э. рассматривается как уважение к себе и сохранение своего достоинства в любых жизненных ситуациях. Э. отличается от эгоизма. Канадский психолог Г. Селье связывает Э. с реакцией на предъявление человеку требований и стрессом. Он считает, что Э. имеет отношение к естественному для всех живых существ отстаиванию собственных интересов. Даже стремление человека к альтруизму по своей природе является эготическим, поскольку, помогая другим, человек получает благодарность, что является залогом безопасности и стабильности. Существует т. зр., что Э. - это маска, к-рую надевает на себя человек, чтобы преувеличить свои способности, свое могущества. При этом Э. препятствует личностному росту, понимаю др. людей. Эготисты перестают объективно оценивать себя, но критикуют др. людей. Поэтому Э. негативно оценивается с т. зр. этики и считается, что его следует преодолевать (Chuck Gallozzi). В гештальт-терапии Э. понимается как разновидность «сопротивления», функция к-рого заключается в том, чтобы восстановить свою персональную границу и контакт с окружающей средой. Это искусств. гипертрофия Эго-функции, ведущая к усилению нарциссизма, способствующая развитию автономии. В опр. степени он является проявлением эгомании, т. е. чрезмерной сфокусированности индивида на себе, сопровождающейся недостаточно адекватным конструированием Я-концепции. Во время контакта Э. позволяет личности сохранить и поддержать свое отличие и идентичность. Однако эготическое сопротивление мешает осознавать свое окружение и реагировать на него, связано с самоблокированием и негативно сказывается на личностном росте в процессе психотерапии. В отеч. психологии Э. связывают с потребностью личности в самопредъявлении и самоутверждении в процессе О. Показателем эготизма считается количество упоминаний человека о себе во время разговора с другими и высчитывается как результат деления количества предложений, содержащих упоминание о себе, на общее количество предложений, выделенных в речи человека. Величина Э. зависит от особенностей личности, ее потребности в самопрезентации и самопредъявлении в том или ином виде О. Лит.: Пашукова Т. И. Феноменология эгоцентризма // Вестн. Моск. лингв. ун-та. Сер.: Педагогическая антропология. Вып. 530. М., 2006; Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981; Woolsey L. K. Egomania Rageosis: a proposed new syndrome for the diagnostic and statistical manual of mental disorders (v) // Psychologie canadienne, 1987, V. 28, № 4. Т. И. Пашукова

ЭГОЦЕНТРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭГОЦЕНТРИЗМ ПОДРОСТКОВЫЙ

Качественным развитием концепции эгоцентризма следует считать понятие Э. п. (adolescent egocentrism), введенное в психол. науку Д. Элкиндом, существенно дополненное Т. И. Пашуковой. Необходимость выделения отдельной категории «Э. п.» связывается прежде всего со спецификой эгоцентризма именно в этом возрастном периоде. Э. п. представляется как: 1) свойство личности, обусловленное влиянием социальных факторов - ближайшее окружение, особенности стиля воспитания и межличностного взаимодействия, социальный статус в референтной группе (Т. И. Пашукова); 2) личностно-аффективный компонент эгоцентризма, связанный с особенностями развития у подростка формальнооперационального мышления (Д. Элкинд); 3) личностная детерминанта мыслительной деятельности, обусловленная спецификой подросткового возраста и комплексом личностных качеств подростка (Е. В. Гейко ). Именно в подростковом возрасте эгоцентризм достигает своего наивысшего уровня развития и качественных проявлений. Сосредоточенность на себе, отсутствие различий между социальной реальностью и представлениями о ней, вера в уникальность своего существования, конфликтность восприятия собственного образа Я - осн. формы, присущие Э. п. К старшему подростковому возрасту эгоцентризм выступает одной из ключевых детерминант личностного развития, к-рая оказывает влияние на личность подростка. Как стабильная черта, эгоцентричность становится основой эгоцентрической направленности личности. Психофизиол. особенности развития способствуют центрации подростка на собственном образе Я. В психоаналитической традиции Э. п. представлен в рамках процессов становления идентичности: подросток оказывается в плену иллюзии - озабоченность собственной внешностью и, как следствие, ошибочное ощущение пристального внимания к своей внешности со стороны других. Данный эффект отмечен как imaginary audience (воображаемая аудитория), что соответствует оценивающему и критическому взгляду публики на актера, вышедшего на сцену on stage. Одновр. с эффектом «воображаемой аудитории» (неспособность отличить предмет своего мышления от предмета мыслей др. людей) сосуществует эффект personal fable (личный миф), суть к-рого заключается в оценке собственных чувств. У подростка возникает ощущение уникальности собственных переживаний и чувств. Отмеченные эффекты являются существенной особенностью, характеризующей Э. п. Однако эксперим. исследования позволили отметить гендерные и культурные особенности в проявлениях эгоцентризма, что говорит о его социальной природе, как продукта социализации. Э. п. также рассматривается, как личностная детерминанта, к-рая проявляется в мыслительной деятельности подростков. В эксперим. данных отмечается положительная, статистически значимая корреляция между эгоцентризмом и показателями мыслительного процесса, личностными факторами и самоотношением. Эффективная коррекция эгоцентризма в подростковом возрасте достигается в результате формирования умений рефлексии, децентрации, гибкости мышления. Т. о., совр. представления о развитии Э. п. столкнулись с необходимостью определения феноменологии эгоцентризма или как когнитивного конструкта, связанного с интеллектуальной сферой, или как продукта социализации, проявляющегося прежде всего в личностной сфере. Лит.: Гейко Е. В. Психологические особенности проявления эгоцентризма личности в мыслительной деятельности подростков. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Киев, 2002.; Пашукова Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. Учеб. пособие для студентов, школьных психологов и учителей. М., 1998; Bell J. H., Bromnick R. D. The social reality of imaginary audience: a grounded theory approach // Adolescence, 2003. V. 6 (22). Е. В. Гейко

ЭКСПАНСИЯ ВИРТУАЛЬНОСТИ

Экспансия виртуальности - широкое распространение виртуальных объектов, явлений, событий в информационном обществе; воздействие виртуальной реальности на разл. аспекты социально-эконом. жизни, культуры, на систему отношений, сознание и личность совр. человека. Возрастание роли виртуальности в совр. мире представлено 2 осн. тенденциями: виртуализация реальности и расширение сфер влияния виртуальности на реальный мир. Виртуализация реальности проявляется в том, что фактически все базовые сферы социокультурной реальности и субъективного мира человека приобретают виртуальный статус, свою представленность в виртуальном мире. Интенсивное развитие информационных технологий приводит к переносу в виртуальность эконом. операций, управления организациями, полит. акций и т. п. Виртуальный образ, знак становится предметом производства и потребления. Виртуализируется частная жизнь человека: проведение досуга, совершение покупок, установление контактов с противоположным полом, трудовая деятельность. Межличностное и групповое О. осуществляются посредством сетевых технологий в виртуальном мире. Создаются виртуальные аналоги реальных объектов жизненного мира, социальных институтов, сообществ. Развитие дистанционного обучения приводит к виртуализации образования. Создание виртуального мира уподобляется мифу о творении мира, в к-ром реальность рядоположна тексту, а язык эквивалентен действию. При этом каждый пользователь может активно участвовать в его творении или находить миры, в к-рых воплощаются актуальные, или наиболее значимые личностные смыслы. В результате стирается грань между актуальным и потенциальным, реально существующим и возможным: виртуальная реальность становится «информационным двойником» жизненного мира, способом бытия совр. человека. «Уход» в виртуальность становится способом компенсации внутр. напряжения, опредмечивания фантазий, реализации фрустрированных потребностей, достижения целей, блокированных в реальном мире. Собственно экспансия виртуальности проявляется в том, что искусственно созданный мир превращается из «зеркального подобия» реальности в самост. и относительно автономную систему, влияющую на совр. социокультурную среду, отношения, сознание и личность совр. человека. Реальное пространство замещается виртуальным; мир, созданный на базе компьютерных технологий, становится новой формой воспроизводства социального. Конкуренция образов, транслируемая посредством рекламы и СМИ, существующими на электронной основе, становится более значимой по сравнению с конкуренцией эконом., полит., социальных действий. Технологии виртуальной реальности становятся определяющими в развитии информационного общества. Увеличивается роль виртуальных денежных операций, растет число людей, занятых в сфере информационных услуг и конструировании виртуальных миров; политика детерминируется политтехнологиями, базирующимися на сетевых интеракциях. Восприятие личностью актуальных событий опосредуется мультимедийными технологиями и текстами, транслируемыми в виртуальности. События, происходящие в виртуальных мирах, виртуальные персонажи и сюжеты оказывают влияние на реальные социальноэконом. отношения, воздействуют на сознание человека. Искусственно созданная симуляция реальности приобретает большую эмоционально-смысловую насыщенность, чем явления реального мира. Структура сознания организуется по принципу гипертекста - нелинейно связанных субъективных реальностей, представляющих собой семиотико-смысловые образования. Лит.: Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб., 2000; Королёва Н. Н. Семиосфера личности. СПб., 2005; Носов Н. А. Виртуальная психология. М., 2000; Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft. Цkonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen, 1997. Н. Н. Королева

ЭКСПЕРТИЗА МЕДИЙНЫХ ПРОДУКТОВ

Экспертиза медийных продуктов - представляет собой экспертную оценку формы, содержания, структуры и эффектов (последствий) медийного воздействия. В кач. экспертов могут выступать как профессионалы в какой-либо области (психологи, социологи, культурологи, юристы, журналисты и т. д.), так и представители телевизионной аудитории. Дифференцирующими показателями для групп экспертов являются пол, возраст, экстраверсия/интроверсия. Существует три типа критериев, на основе к-рых можно сформировать план анализа медийного продукта как коммуникативного сообщения: первый тип - это критерии «хорошего вообще», свойственные опр. культуре; второй - критерии, основанные на сложившихся предпочтениях аудитории, напр., «стереотипах популярных передач»; третий тип - профессиональные критерии авторов медийного продукта и руководителей медиахолдинга. Лит.: Леонтьев А. А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. М., 2008; Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова

ЭКСПЕРТИЗА МЕДИЙНЫХ ПРОДУКТОВ: СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ

Психол. анализ телевизионной передачи направлен на выявление осн. ее коммуникативных параметров, к числу к-рых относятся: 1. Коммуникативная позиция (или диспозиция) авторов передачи. Коммуникативная позиция может быть гибкой или ригидной, а также соотноситься с позициями О., выявленными в психологии (напр., позиции «Взрослого», «Ребенка» и «Родителя» по Э. Берну). 2. Характер коммуникативного послания, к-рый определяется представленностью в нем официальной или неофициальной т. зр., фокусированием внимания на опр. теме, оригинальностью информации, выбором героев сюжета, выстроенностью сюжетной линии в целом. 3. Язык воздействия: темп подачи сообщений, сенсационность мат-ла, эмоциональная насыщенность, организация обратной связи, организация временного контекста событий, завершенность экранного действия. 4. Потребности аудитории, к к-рым апеллирует телевизионная передача. 5. Стиль О. ведущих телепередачи. 6. Характеристики людей в кадре: имидж ведущего, отношение ведущего к мат-лу, возможность психол. идентификации телезрителя с телеведущим. 7. Адресат телепередачи, аудитории, ее широта и специфичность. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова

ЭКСПЕРТНАЯ БЕСЕДА. В. Ф. ЕНГАЛЫЧЕВ, А. В. ЮНДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСПЕРТНАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Р. В. Овчарова. Предназначена для выявления наличия или отсутствия у ребенка опр. состояний, картины осн. отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений. Социально-педагогическая запущенность это состояние личности ребенка, к-рая проявляется в несформированнос ти у него свойств субъекта деятельности и О. Социально-педагогическая запущенность проявляется в нарушении образа Я. Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в к-рых развивается ребенок. В социально-педагогической запущенности можно выделить 2 составляющие: социальную запущенность и педагогическую запущенность. Социальная запущенность формируется под влиянием социального фактора в конкретной ситуации развития ребенка и вызывает опр. деформации его личности. Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками в воспитательной и образовательной работе, что проявляется в несформированности ребенка как субъекта учебнопознавательной, игровой и др. видов деятельности. Методика состоит из 5 шкал, каждая из к-рых представлена опр. набором суждений. Выделены след. шкалы: Шкала I - СС (свойства самосознания) показывает уровень развитости свойств субъектного самосознания. Шкала II СО (свойства О.) определяет уровень сформированности свойств субъекта О. Шкала III - СУД (свойство учебной деятельности: А мотивация учения; Б - учебно-познавательная деятельность; В - целенаправленность и осознанность учения) показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. Шкала IV - ОТ (общая тревожность: ОТС (семья); ОТУ (школа)). Шкала V - ВМ (воспитательный микросоциум: ВМС (семья); ВМУ (школа)). Шкала ДР (достоинства ребенка, не структурирована). Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка. Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), к-рая в опроснике не зашифрована. Шкала содержит 4 вопроса о ребенке, к-рые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители и педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отторжении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей. Противоречивые данные могут уточняться путем непосредственного наблюдения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются. Социально-педагогическая запущенность диагностируется по степени: легкая, выраженная, или высокая. Лит.: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. Д. Ю. Размахнина

ЭКСПРЕСС -ОПРОСНИК "ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОС ТИ"

Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова. Предназначен для диагностики общего уровня толерантности. В основу опросника лег отеч. и зарубеж. опыт в области психологии толерантности. Стимульный материал опросника составляют утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и др. людям, так и социальные установки в разл. сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В опросник включены утверждения, выявляющие отношение к нек-рым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнич. толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнич. группы, к собственной этнич. группе, оценка культурной дистанции). 3 субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как: 1) этнич. толерантность - выявляет отношение человека к представителям др. этнич. групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия; 2) социальная толерантность - позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении разл. социальных групп, а также изучать установки личности по отношению к нек-рым социальным процессам; 3) толерантность как черта личности - диагностирует личностные черты, установки и убеждения, к-рые определяют отношение человека к окружающему миру. Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по след. ступеням: 22-60 баллов - низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличие у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям; 61-99 баллов - средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для к-рых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт; 100-132 баллов - высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», к-рые могут свидетельствовать о психол. инфантилизме, тенденциях к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности. Лит.: Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой и Л. А. Шайгеровой. М., 2008. Г. У. Солдатова

ЭМОЦИИ В ОБЩЕНИИ

Эмоции (Э.) выполняют регулирующую функцию во взаимоотношениях людей благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. В повседневной жизни выражение эмоционального состояния либо облегчает, либо осложняет межличностное О. Э. способны не только активизировать, но и угнетать и даже разрушать личность. По мнению многих авторов, организующая функция Э. проявляется в неск. формах: в форме выразительных движений, эмоциональных действий, высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях, в форме опр. отношения к окружающему. В нач. ХХ в. были проведены первые исследования эмоциональности. С тех пор принято считать, что эмоциональные люди отличаются тем, что все принимают близко к сердцу и бурно реагируют на пустяки, а малоэмоциональные - обладают завидным хладнокровием. Эмоциональность, к-рая определяет Э. в О., рассматривается как устойчивая черта личности, связанная с ее темпераментом. В. Д. Небылицын считал эмоциональность одним из осн. компонентов темперамента человека и выделял в ней такие характеристики, как впечатлительность (чуткость к эмоциогенным воздействиям), импульсивность (быстрота и необдуманность эмоциональных реакций), лабильность (динамичность эмоциональных состояний). В зависимости от темперамента человек с большей или меньшей интенсивностью эмоционально включается в разл. ситуации. В. В. Бойко выделяет след. особенности эмоциональных переживаний в межличностном О.: 1) Эмоциональная реакция участников О. носит двусторонний характер. В межличностных отношениях чаще имеет место не просто реакция одного партнера на чувства другого, а т. наз. двусторонние переживания, когда каждая сторона подходит к другой неск. по-иному. 2) Будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, Э. приобретают характер послания другому, т. е. становятся знаками, смысл к-рых нужно еще понять. Следовательно, вполне возможны искажения, неточности или полное непонимание содержания эмоциональных сообщений, передаваемых друг другу. Заключение о внутр. переживаниях др. человека конструируется путем приписывание мотивов. То, какие мотивы будут приписаны другому, зависит от картины мира воспринимающего, от его интересов и жизненного опыта. Поэтому значение для сохранения межличностных отношений имеет способность децентрации. 3) Формируясь в процессе социализации, Э. и чувства подвергаются жестокому социальному контролю. Управление переживаниями реализуется не столько на уровне порождения, сколько на уровне проявления Э., а собственно проблема управления Э. в О. заключается в поиске той меры, к-рая позволяла бы человеку соблюдать принятые культурные нормы, диктующие способ и степень проявления Э., и в то же время использовать Э. как важнейший регулятор межличностных отношений. Лит.: Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. СПб., 2004; Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. Т. П. Скрипкина

ЭМОЦИИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ В ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ОБЩЕНИИ

Эмоциональное выгорание в общении - Синдром эмоционального выгорания (С. э. в.) - характеристика психич. состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном О. с др. людьми в эмоционально перегруженной атмосфере (термин введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергом в 1974). Осн. симптомы, входящие в С. э. в.: усталость, психосоматические проблемы, бессонница, отрицательное отношение к выполняемой деятельности, стандартизация О., агрессивные тенденции, негативное отношение к себе, тревожные состояния, пессимистическая настроенность, чувство вины. Этот синдром рассматривают как своеобразную «духовную анестезию» (сравнить с эмоциональной анестезией, к-рая трактуется как оцепенение, исчезновение эмоций, сниженная чувствительность к внеш. миру, по данным А. Ребера (2000), наблюдается в случаях посттравматического стрессового расстройства). По наблюдениям И. Харди (1988), ответственная работа медика с большим количеством нездоровых людей может привести к возникновению у него своеобразного расстройства - «отравления людьми». Симптомы его: раздражительность, вспыльчивость (часто без всякой видимой причины), иногда защитное поведение (холодность, равнодушие в поведении). Близок к упомянутым выше термин «синдром профессионального выгорания» (С. п. в.) - неблагоприятная реакция на стресс на работе, включающая в себя психол., психофизиол. и поведенческие компоненты. С. п. в. рассматривается как фактор низкой профессиональной морали, прогулов, низкой производительности труда, физич. болезни и дистресса, злоупотребления алкоголем и наркотиками, конфликтов в семье и разл. психол. проблем (John W. Jones, 1980). Симптомы, входящие в С. п. в.: а) неспособность смеяться в рабочих ситуациях (снижение чувства юмора); б) на протяжении длительного периода не хватает времени, чтобы перекусить, отвлечься (пропуск отдыхов и перерыва на обед); в) учащение жалоб на здоровье (усталость, раздражительность, мышечное напряжение, расстройства желудка и пр.); г) отгороженность от сотрудников, знакомых, членов семьи; д) изменение продуктивности работы (увеличение количества прогулов, опозданий, использование больничных, снижение эффективности деятельности); е) усиление употребления алкоголя, транквилизаторов и др. медикаментов, влияющих на настроение; ж) психич. изменения (эмоциональное истощение, снижение самооценки, депрессия, фрустрация, чувство «загнанности», негативное отношение к другим); з) грубость, инциденты на работе, ухудшение взаимоотношений. О самовыгорании профессионалов в результате воздействия экстремальных факторов, к-рое приводит к эмоциональному истощению и потере творческого потенциала, писали и Greenberger R. S. в 1981 и Maslash C. в 1987 г. Они отмечали, что именно чрезвычайно высокие требования в повседневной жизни могут приближать профессиональную деятельность к экстремальной. Приведенные выше феномены, по сути, описывают один и тот же вид психич. деформации, связанный с нарушением эмоциональной саморегуляции, к-рый может быть замечен у представителей профессий типа «человек - человек». В последние годы С. э. в. активно изучается у представителей медицинской профессии, у практикующих психологов, социальных работников, преподавателей. Лит.: Творогова Н. Д. Нарушение психической саморегуляции медицинских работников // Менеджер здравоохранения. 2004. № 1. Н. Д. Творогова

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Эмоциональное выгорание в педагогическом общении - состояние, к-рое осознается и переживается как утомление, усталость от деятельности. Характеризует представителей профессии с высокой интеллектуальной и эмоциональной напряженностью, деятельность к-рых постоянно требует большой коммуникативной активности, педагоги, журналисты, психотерапевты и др. К Э. в. предрасполагают не только объективные особенности деятельности, но и внутр. индивидуально-психол. характеристики субъекта - высокий уровень тревожности, несформированность умений и навыков саморегуляции, низкая толерантность к фрустрирующим ситуациям взаимодействия и т. д. Профилактика и коррекция синдрома Э.в. у педагога возможна при условии повышения профессиональной психол. культуры и выработку необходимых способов саморегуляции, что является необходимыми составляющими Пед. О. Лит.: Митина Л. М. Педагогическое мастерство; Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» прогрессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). Сб. науч. статей. Курск, 2007. Л. М. Митина

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ

Эмоциональный слух - способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. В музыкальном искусстве Э. с. - способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков. Как науч. понятие и термин Э. с. впервые введен в 1985 г. В терминах теории О. Э. с. определен как сенсорно-перцептивная часть системы невербальной коммуникации, специализированная к адекватной оценке эмоциональной информации в звуковой форме. В отличие от речевого слуха, центр к-рого расположен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр Э. с. расположен в правой височной области. Нарушение этой зоны (напр., при инсульте и др.) приводит к неспособности адекватно воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональную интонацию речи. Для оценки индивидуальных и типологических различий среди людей по степени развитости Э. с. разработаны психоакустические тесты (Морозов), представляющие собой наборы эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пения, музыки, полученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов. Процедура исследования позволяет с достаточно высокой степенью объективности выявить способность любого человека к адекватному восприятию эмоциональной интонации (радость, печаль, гнев, страх, нейтрально) и количественно оценить эту способность в баллах, точнее, в процентах правильной идентификации всех прослушанных индивидом эмоционально окрашенных фрагментов речи, пения, музыки. Среднестатистический норм. индивид обладает Э. с. 60-70 %. Но встречаются люди с Э. с. всего лишь 10-20 %, что можно характеризовать как эмоциональную тугоухость или даже глухоту, обнаруженную, в частности, у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. С др. стор., имеются обладатели сверхвысокого Э. с. (до 90-95 %) среди музыкантов, дирижеров хоров, вокалистов, ведущих артистов балета. Дети 1-3 классов общеобразовательной школы имеют Э. с. от 26 % до 73 %, в среднем 45-60 %Исследования показали положительную корреляцию Э. с. с такой психол. характеристикой, как эмпатия (тестируемой по опроснику Меграбяна), эмоциональностью (по Изарду), высокую повторяемость результатов тестирования разл. возрастных и профессиональных групп людей. Сравнительные исследования Э. с. у людей, принадлежащих к 2 разл. категориям по критерию художественный - мыслительный типы показали в среднем более высокие уровни Э. с. у «художников» (72-75 %) по сравнению с «мыслителями» (60-70 %). Исследования разных молодежных, студенческих, а также детских коллективов, включая школьников начальных классов, обнаружили значительное снижение адекватности восприятия интонации гнева, а также печали по сравнению с др. эмоциональными контекстами в тесте на Э. с. Феномен объяснен адаптацией сенсорно-перцептивной сферы совр. человека к доминирующей в акустической среде агрессивно-гневной мелодике речи и музыки (особенно рок). В результате человек перестает адекватно реагировать на интонации гнева, раздражения, страха, принимая их за норму. Данное явление можно рассматривать как своего рода защитную реакцию психики на постоянно действующий негативно-эмоциональный стрессирующий фактор. Происходит деформация эмоционально-эстетического эталона слухового восприятия людей, т. е. смещение нормы в сторону гнева и печали (и нередко - страха) как следствие агрессивности звуковой среды, окружающей совр. человека (в голосах людей, а также в средствах массовой коммуникации - радио и ТВ). Лит.: Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998; Он же. Эмоциональный слух человека // Журн. эволюц. биохимии и физиологии. № 6. 1985; Он же. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. М., 1991; Морозов В. П., Жданов В. Ф., Фетисова Е. В. Эмоциональный слух и проблемы профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися и М. Г. Ярошевского. М., 1991. В. П. Морозов

ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ - УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕХНИКА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНТАКТА

А. С. Спиваковская. Предназначена для осуществления психотерапевтического О., при к-ром клиент получает возможность видеть себя как в зеркале, но в зеркале особом, к-рое было бы не только отражением того, какой клиент сейчас, а также увидеть себя в пространстве своих преображений. По К. Роджерсу, полноценно функционирующая личность (Fully functioning person) - человек, достигший глубокого и полного осознания своего реального Я, что сопровождается такими чертами, как открытость опыту, доверие интуитивным суждениям, способность к принятию решений на основе целостного переживания. Рост и развитие полноценно функционирующей личности человека происходит в процессе психотерапевтического контакта, когда психотерапевт предоставляет клиенту возможность свободно высказывать свои мысли и чувства, если осуществляются принципы соответствия, безусловного позитивного отношения и эмпатического понимания. Соответствие (Congruence) - состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием. Безусловное позитивное отношение (Unconditional positive regard) забота о человеке, не требующая никаких личностных наград, не являющаяся собственнической, не содержащая ни негативных, ни позитивных оценок. Эмпатическое понимание (Empathic understanding) - на основе точного восприятия чувств др. человека способность понять опыт другого, как он его сам переживает. В наст. вр. техника эмпатического слушания широко применяется психотерапевтами и в кач. основополагающего принципа, и как универсальная технология психотерапевтического контакта, и в разл. модификациях в сочетании с др. психотехниками (напр., в беатотерапии (Спиваковская, 2004). Отодвигание - концентрация. Представляет собой работу психотерапевта с собственным актуальным самосознанием, освобождение в своем внутр. мире зоны внимания для посланий клиента, с поддержанием созерцательного, теплого и нейтрального отношения Приглашение к высказыванию, поддержка высказывания. Умение психотерапевта поддерживать и поощрять говорящего без слов, на языке тела, не задавая вопросов. Обычно используются покачивания головой и легкие поддерживающие вокализации. Отражение: прямое и фокусирующее. Прямое отражение представляет собой повтор слов или фраз клиента, на его языке, с присущими ему особенностями лексики. Фокусирующее отражение представляет собой повтор высказываний клиента с объединением разл. фрагментов высказывания. Сверка, работа с паузами. Дает возможность психотерапевту определить эффективность своей работы прямо по ходу сеанса. Психотерапевт с помощью эмпатического контакта ставит перед клиентом зеркало, к-рое способно показывать направления возможных перемен, необходимых для деятельности и О. Спиваковская А. С. Нек-рые аспекты беатотерапии // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 14. Психология, 2004, № 4; Спиваковская А. С., Мхитарян А. В. Двенадцать диалогов о психологии преображения себя и своей жизни. М., 2006; Rogers C. R. Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951. А. С. Спиваковская

ЭМПАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМПАТИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ

Эмпатия в психотерапии (англ. empathy - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого). Клиентцентрированная психотерапия рассматривает «точную Э.» как способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для клиента языком. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий, зависит от богатства собственного опыта психотерапевта, точности восприятия, его умения настроиться на одну «эмоциональную волну» с клиентом, по мнению нек-рых авторов - от генетической предрасположенности. В психотерапии широко используется техника эмпатического слушания, не предполагающая обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Благодаря Э. О. людей доводится до уровня доверительного, интимного. Возможны отрицательные эффекты, сопровождающие эмпатию: а) эмпатическая слепота (неосознаваемое неприятие тех чувств собеседника, к-рых избегаешь в самом себе); б) неконтролируемое использование Э. (к-рую от тебя собеседник не всегда ожидает и к-рая может мешать тебе в достижении собственных целей); в) манипулятивное применение Э. Для психотерапевта особенно важно наличие таких ее форм эмпатии как сопереживание, т. е. переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает пациент, через отождествление с ним, и сочувствие, как переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами пациента. По Е. Айви, из 7-ми уровней эмпатии 4-й уровень - это минимум, к-рый необходим для психотерапевта. На этом уровне ответы психотерапевта равнозначны тому, что говорит пациент. Это означает точное отражение чувств, пересказ или резюме сказанного пациентом или открытый вопрос и самораскрытие, к-рое облегчает беседу с пациентом. Далее идет уже «мягкая» интерпретация или вносится нечто, помогающее росту пациента. Для 6-го уровня эмпатии характерны синхронные жесты; на высшем, 7-м уровне эмпатии, психотерапевт может быть «полностью» с пациентом, присоединяться к нему, не теряя при этом своей индивидуальности и не растворяясь как личность. Лит.: Айви Е. А., Айви М. Б., Линик С.-Д. Психологическое консультирование и психотерапия. М., 1999; Карвасарский Б. Д. (общ. ред.). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

ЭМПАТИЯ: МЕХАНИЗМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

Все моральные проблемы - «открытые» и «закрытые» - возникают и проявляют себя в О. людей друг с другом. О. обычно рассматривается как одна из наиболее значимых форм взаимодействия между людьми, основанная на потребности в др. человеке. О. предполагает не только обмен информацией, но и более глубинные личностно-экзистенциональные, субъективные связи между людьми при сохранении индивидуальности и самоценности общающихся сторон. Проблема О. анализируется в разл. ракурсах - психологическом, правовом, эстетическом и др. Этический аспект О. связан с исследованием его в кач. нравственной ценности, что предполагает рассмотрение его проявлений через призму добра и зла, в соответствии с принципами морали. Главные параметры этического анализа феномена О.: 1) Учет полифункциональности О. (самовыражение, подтверждение бытия Я с помощью Другого, нравственное развитие, внеш. формы поведения и др.). О. симметрично, ибо предполагает функц. равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной коммуникативной деятельности. Структура О. диалогична: М. Бубер утверждал, что человек обретает собственную сущность, только вбирая в себя все человеческое, соотнеся себя с др. людьми (в философии до М. Бубера не существовало понятия «другого»), он разработал представление о «встрече», «диалоге». 2) Наличие многочисл. классификаций форм О. (прямое - косвенное, межличностное - межгрупповое и др.) Для этики наибольшее значение имеет прямое и межличностное О. Прямое О. определяется содержанием морали: оно реализуется в сфере моральных отношений, для к-рых нравственные формы, принципы и мотивы являются исходной целью и побуждением для поступка человека. Ценность межличностного О. (утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых результатов, и как самоценность) определяется его полифункциональностью и значимостью в жизни человека и общества. 3) Выявление нравственного статуса О. связано с его количественными и качественными параметрами, к-рые предопределяют восприятие О. в кач. положительной или отрицательной моральной ценности (напр., избыточность контактов приводит к «бегству от других»; неполноценность О. - к отказу от него). 4) Наиболее важные нравственные основания О.: духовное «родство» --> взаимопонимание --> возможность диалога; бескорыстность (признание самоценности Другого) --> терпимость; значимость Другого (интерес, уважение, любовь) --> стремление сохранить контакт; моральная совместимость (созвучие осн. ценностных ориентаций). Дисгармония в количественных и качественных проявлениях О. актуализирует проблему одиночества. Самые значимые формы О., в к-рых наиболее опр. Обнаруживается его нравственный смысл, - дружба и любовь. Многочисл. проявления этих феноменов объединяет высокоценное, заинтересованное отношение человека к Другому, различия определяются преим. объемом понятия-образа «Другой» (любовь проявляется не только к человеку, но и к Родине, Богу, природе и др.). Поэтому дружбу можно рассматривать как разновидность любви. В любом виде О. проявляется культура О., к-рая связана с этикетными нормами поведения. Нравственное О. представляет собой единство нравственного сознания и поведения, к-рые дополняют друг друга и служат основой формирования правил нравственного О.: 1) восприятие участников О. в кач. целостных личностей с собственными интересами, ценностями и потребностями; 2) стимулирование творческих наклонностей личности, стремящейся к проявлению своих способностей; 3) оценивание поступков и действий др. людей согласно высокому моральному значению; 4) неприменение тех способов О., к-рые угнетают и подавляют стремление личности к свободной, продуктивной и морально-оправданной деятельности; 5) формирование отношений сотрудничества взаимопомощи; 6) отношение к личности на основе уважения, свободного волеизъявления и равных прав. Следование «золотому правилу нравственности» морально уравнивает людей и уподобляет их друг другу. Лит.: Бачинин В. А. «Этика» Энциклопедический словарь. СПб., 2008; Бубер М. Я и Ты. М., 1993; Гуревич П. С. Этика. М., 2006; Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1982; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 2008; Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1997. В. М. Пухир

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Этнические установки - это система социальных установок, носители к-рых воспринимают и оценивают объекты с позиции и под влиянием своей этнич. идентичности, реагируют на социальные объекты и коммуникативные ситуации в соответствии с ментальностью и культурными традициями своей этнич. общности. Э. у. - это готовность личности реагировать и действовать опр. образом в конкретных коммуникативных ситуациях, основанная на: 1) фиксированном восприятии опр. социальных объектов; 2) социально обусловленных отношениях к объектам, идеям и ценностям этнич. сообществ; 3) психол. переживании индивидом ценности, значения, смысла социального объекта. Э. у. имеет 3-компонентную структуру, включающую когнитивный компонент - представления и знания об объекте отношений; аффективный компонент, т. е. систему эмоционально-оценочных отношений к объекту; конативный компонент - модель реагирования на объект и соответствующих действий и поведения. Э. у. на ситуацию - это характерная реакция на события и их участников, обусловленная когнитивным и аффективным компонентами Э. у. Э. у. на объект вбирают в себя весь предшествующий опыт этнич. общности, они формируются в процессе категоризации: окружающих предметов и явлений; людей; себя и своих отношений; ценностей, идей и культурных традиций. В соответствии с категориями объектов и сферами их отражения выделяются 4 уровня Э. у. На 1-м уровне сосредоточены Э. у. относительно предметного мира, к-рые проявляются в разл. формах взаимодействия с предметным миром: в жизненном укладе, организации быта, правилах взаимодействия с растительным и животным миром. Ко 2-му уровню относятся Э. у. относительно др. людей. Сфера проявления Э. у. 2-го уровня - О. и деятельность в социальной среде. В Э. у. второго уровня аккумулирован опыт отношений внутри этноса и с др. этнич. общностями. Поэтому в характерных Э. у. отражаются: иерархия отношений к человеку в соответствии с его статусом; традиции О. и совместной деятельности, а также истор. оценка межэтнич. контактов. На 3-м уровне сосредоточены рефлексивные Э. у. В них отражаются традиционные нравственные требования, этические нормы О. и поведения в обществе, воспитательные идеалы, принятые в данной этнич. общности. Э. у. 3-его уровня проявляются в поведении и культуре речи каждого отдельного представителя этноса. Э. у. 4-го уровня - это установки относительно ценностей, идей, принципов жизнедеятельности этнич. общности. В них отражается этнич. ментальность. Они проявляются в культурных традициях этнич. общности. Как особый вид Э. у. выделяется этнич. стереотип понимаемый как жестко фиксированная установка - относительно устойчивое представление об индивидуальных и групповых свойствах представителей этнич. групп. А. А. Крылов различает: стереотипы восприятия, стереотипы интерпретации поведения и стереотипы поведения, каждый из к-рых можно рассматривать и как Э. у. Если этнич. стереотипы восприятия связаны с обобщенным и схематизированным описанием свойств и характеристик своей этнич. общности и чужой этнич. общности, то этнич. стереотипы интерпретации поведения базируются на разл. типах каузальной атрибуции: 1) диспозиционных (личностных); атрибуции; 2) ситуативных; 3) групповых. В результате ошибок каузальной групповой атрибуции возникают такие негативные явления, как предубеждения, предрассудки. Предубеждение - это негативная установка по отношению к людям исключительно на основании их принадлежности к иной этнич. группе. Предубеждение проявляется в негативной оценке их личности, поведении, норм и ценностей культуры. Предрассудок - это заведомо ложное осуждение людей исключительно на основании их принадлежности к иной этнич. группе. Л. Н. Гумилев рассматривает этнич. стереотип поведения как строго опр. норму отношений: а) между коллективом и индивидом; б) индивидов между собой; в) внутриэтнич. групп между собой; г) между этносом и внутриэтнич. группами. Эти нормы существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ совместного проживания, а для представителей др. этносов - как аномальный. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994; Крылов А. А. Психология. М., 2005. Р. М. Кумышева

ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА

Этнопсихолингвистика - направление совр. психолингвистики, изучающее национально-культурную вариантность когнитивной и коммуникативной сторон речевой деятельности в речевых операциях, речевых действиях и целостных актах речевой деятельности; в языковом сознании (в когнитивном использовании языка и функц. эквивалентных ему др. знаковых систем); в организации (внешней и внутренней) процессов речевого О. Язык при этом рассматривается как одно из средств фиксации и обнаружения культуры, как форма представления культуры, но не приравнивается к культуре. Термин Э. введен в 1970-е гг. А. А. Леонтьевым. Э. разрабатывает специальные и использует разл. лингвистические, психол. и иные методы исследования для выявления этой вариантности. Первые исследования в этой области относятся к 1970-м гг. На этапе становления Э. исследовала проблемы выявления принципиальных различий в стратегиях порождения высказывания, связанных с особенностями языка; создания прагматической типологии речевых действий, национально-культурной детерминации семантики; этнопсихолингвистической детерминации языкового сознания; национально-культурной детерминированности образа мира, предметных значений; этнопсихолингвистической детерминации языковых и неязыковых средств О. Устанавливалась национально-культурная иерархия средств О., функционально значимые особенности протекания процессов О., национально-культурные особенности речи: темп, способы заполнения пауз, способы разложения слов при необходимости точно транслировать слово собеседнику и др. Теорет. основа Э. - теория речевой деятельности (А. А. Леонтьев) с привлечением нек-рых существенных положений ведущих концепций когнитивной психологии, лингвокультурологии, социологии, этнопсихологии. Э. направление интегративного типа, объединяющее в себе разноаспектное изучение речевой деятельности как одного из видов психич. деятельности человека в аспекте ее национально-культурной вариантности. Важнейшие теорет. постулаты совр. Э.: национ. культура существует в ментальной, предметной и деятельностной формах; ментальные составляющие национ. культуры принципиально не могут быть «перекодированы» адекватно; национальнокультурная специфика сознания социума специфически обнаруживается в речевой деятельности, репрезентирующей когнитивные структуры и механизмы смыслообразования, свойственные данной культуре. Наиболее активно исследуется в настоящее время этнопсихолингвистическая детерминация языкового сознания, роль речевой деятельности в становлении и трансформации культуры, отражение специфики национ. культур в речевой деятельности индивида, способы действования со словом в разных культурных сферах (проблема дискурсивных практик), отражение характера межэтнич. отношений в речевой деятельности, исследование вербальных и невербальных словарей и грамматик этнич. поведения, контрастивное сопоставление «текстов», обслуживающих тот или иной этнос, изучение генезиса и взаимосвязей семантики национально-культуроспецифичных значений и др. Лит.: Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977; Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1997; Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики. Ч. 2. Этнопсихолингвистика. М., 2007; Этнопсихолингвистика. М., 1988; Этнопсихолингвистические проблемы семантики. М., 1978. В. А. Пищальникова

ЭТНОС

Этнос - исторически сложившаяся на опр. территории стойкая община людей, к-рые имеют относительно стабильные общие черты и особенности культуры и языка, а также осознают свое внутр. единство и отличие от др. сообществ, что зафиксировано в самоназвании (этнониме). Древние греки пользовались словом «Э.», для обозначения др. народов, к-рые греками не являлись. В русском языке аналогом термин Э. было понятие «народ». В науч. оборот понятие Э. введено русским ученым С. М. Широкогоровым в 1923 г. В настоящее время понятием Э. обозначают устойчивую большую группу людей, представленную племенем, народностью, нацией. Этносы испытывают этнотрасформационные, этноэволюционные и этносоциальные процессы. Осн. условиями этногенеза являются общность самосознания (сознание своего единства и отличия от др. подобных объединений), территории, языка и культуры. А. Налчаджян считает, что для характеристики каждой фазы этногенеза должны быть указаны: 1) характерное восприятие ведущих индивидов и социальных групп этноса и их идеологии; 2) осн. или ведущие мотивы поведения; 3) осн. адаптивные механизмы и их комплексы в проблемных ситуациях; 4) осн. адаптивные стратегии; 5) осн. критерии доблести и геройства и др. ценности Э.; 6) преобладающие типы семьи и семейных отношений; 7) наиболее типичные формы отношений к чужим этносам, их религии, идеологии и к культуре вообще; 8) уровень межэтнич. и внутриэтнич. агрессивности и тпичные формы агрессивных действий; 9) состояние этнич. самосознания, этнонима и др. Внутри одного Э. могут существовать субэтносы. Субэтнос - этнич. образование, к-рое существует внутри Э. и, осознавая свое единство с ним, отличается специф. чертами традиционно-бытовой культуры, диалектом и имеет менее выраженные этнич. свойства. Представители субэтноса имеют двойное самосознание, поскольку считают себя одновр. и представителями субэтноса и Э. В ряде случаев на основе Э. формируется суперэтнос. Он являет собой этнич. систему, к-рая состоит из неск. Э., к-рые в осн. формируются в одном регионе и связаны между собой полит., эконом. и идеологическими факторами. Э. в составе суперэтноса являются формально равными и не подчиненными субъектами. Один Э. может входить в неск. суперэтносов, к-рые могут иметь самые разнообразные уровни и проявления консолидации. Примерами суперэтносов могут быть: арабский мир (арабы), славянский мир (славяне), индоевропейская языковая семья и др. Выделяют типы этнич. сообществ: род (клан), племя, народ. Род или клан составляют первобытнообщинные группы людей, члены к-рых считали себя кровными родственниками, а также были объединены опр. хозяйственными и обществ. связями. Племя - сообщество людей, к-рое объединяет неск. родов и отличается своеобразными диалектными и обрядовыми свойствами, а также имеет общий формально-политический управленский институт (вождь, совет старейшин и т. п.). В социальной психологии Э. рассматривается как исторически сложившаяся устойчивая большая группа людей, главным свойством к-рых является осознание себя ее членами на основе тех или иных этнодифференцирующих признаков. Лит.: Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2007; Налчаджян А. Этногенез и ассимиляция (психологические аспекты). М., 2004. Т. И. Пашукова

ЭТНОФОР

Этнофор - представитель этноса, индивидуальный носитель опр. этнич. культуры, носитель его психол. свойств и этнич. сознания. Э. выступает субъектом на разных уровнях межэтнич. О. и взаимодействия единичных и коллективных субъектов (субъекты межэтнич. и внутриэтнич. О.). Е. Н. Резников выделяет группы характеристик Э. как субъекта восприятия, и как объекта зрительного восприятия и носителя физич. облика. Э. как субъект восприятия отличается половозрастными особенностями, этнич. принадлежностью, установками, опытом О. и др. Эти факторы влияют на адекватность и уровень его социальной перцепции. Как объект восприятия Э. характеризуется особенностями физич., эстетич., морального, индивидуально-психол. и т. п. облика. Его облик предполагает не только восприятие, но и интерпретацию антропологических, психофизиол., экстралингвистических и др. особенностей. К антропологическим особенностям относятся рост, телосложение, френологические особенности черепа и физиогномические особенности лица и мимики, включающие цвет кожи, глаз, волос, а также строение рук, ног и др. Психодинамические и функц. отличия проявляются в осанке, позе, походке, выражениях лица и глаз и т. п. Как показано в исследованиях, проведенных под рук. В. А. Лабунской, сам Э. как субъект и личность обычно воспринимает себя в статике и имеет не достаточное и не всегда адекватное представление о своих психодинамических проявлениях. Экстралингвистические и паралингвистические особенности О. включают в себя все проявления Э., в к-рых используются те или иные невербальные средства коммуникации. Лит.: Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов-н/Д, 2009; Резников Е. Н. Психология этнического общения. М., 2007. Т. И. Пашукова

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ

Эффект новизны - феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервы е появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. Если эта информация носит оценочный, пристраст ный характер, то может возникнуть эффект ореола, или гала-эффект. Лит.: Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе. М., 1981; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л., 1965. Л.А. Карпенко

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА

Эффект ореола - распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцени- ваются на фоне гипертрофированного внимания к недо- статкам. В основе Э. о., как и мн. др. явлений социальной перцепции, лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах необходимой для успеха той или иной деятельности ее категоризацию, упрощение и отбор.

Предыдущая страница Следующая страница