Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Психологический словарь
Статьи на букву "С" (часть 3, "СОЦ"-"СУР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СОЦ"-"СУР")

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от лат. socialis - общественный, греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Изучает закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии являются следующие:

закономерности общения и взаимодействия людей,

деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп,

социализация личности и развитие социальных установок.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Автор.

У.Томас и Ф.Знанецкий (1918 г.).

Категория.

Форма установки.

Специфика.

Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений.

Синоним.

Аттитюд.

Литература.

(Ed.) Summers G.F. Attitude Measurement. N.Y., 1971

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ

Этимология.

Происходит от лат. socialis - общественный и facilitare - облегчать.

Категория.

Социально-психологический феномен.

Специфика.

Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования.

СОЦИАЛЬНО НАУЧЕНИЯ ТЕОРИЯ РОТТЕРА

СОЦИАЛЬНО НАУЧЕНИЯ ТЕОРИЯ РОТТЕРА - см. теория социально научения Роттера

СОЦИАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КОНЦЕПЦИЯ

СОЦИАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КОНЦЕПЦИЯ - см. концепция социально-генетической психологии

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Этимология.

Происходит от лат. socialis - общественный и interest - важно.

Автор.

А.Адлер.

Категория.

Элемент мотивационно-потребностной сферы.

Специфика.

По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.

Литература.

Mosak H.H. "I don't have social interest": social interest as construct // Indiv. Psychol. 1991, 47, N 3, p. 309-320

СОЦИОБИОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от лат. socialis - общественный + греч. bois - жизнь + logos - учение.

Категория.

Научная дисциплина, интегрирующая данные биологии, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Специфика.

Посвящена изучению эволюционно-генетических основ социального поведения животных и человека. В рамках этой научной дисциплины социальность рассматривается как результат эволюционно-генетического процесса.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Этимология.

Происходит от лат. socialis - общественный + греч. metron - мера.

Автор.

Я.Морено.

Категория.

Диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах.

Специфика.

При его проведении перед каждым членом группы ставится вопрос, при ответе на который он производит последовательный выбор и ранжирование других членов группы. Обычно в качестве подобного вопроса выступает вопрос о членах группы, предпочитаемых в тех или иных ситуациях.

СОЦИОРЕАДАПТАЦИЯ

Этимология.

Происходит от лат. socialis - общественный + re... - приставка, обозначающая возобновление + adaptare - приспособлять.

Категория.

Процесс повторного включения индивида в общественный контекст и формирования у него компенсаторных социальных навыков после тяжелой болезни, из-за которой социальные контакты были нарушены.

Специфика.

Включает в себя как трудовую, так и собственно социальную реадаптацию.

СПЕНС (SPENCE) КЕННЕТ УОТИНБЕК

СПЕНС (SPENCE) КЕННЕТ УОТИНБЕК (1907, Чикаго - 12.1.1967, Техас) - американский психолог, теоретик необихевиоризма.

Биография.

Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженер-электрик, был командирован компанией "West Electric", образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете Мак-Гилла в Монреале (бакалавр,1929; магистр, 1930), в 1933 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р.Йеркса. С 1933 г. по 1937 г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г. Орандж-Парк, Флорида, с 1937 г. по 1938 г. он - ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938 г. - ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942 г. - полный профессор и декан факультета психологии. С 1964 г. С. занимался преподавательской деятельностью как профессор в университете Техаса. Работал по заказам военных ведомств. Ученик и сотрудник К.Л.Халла.

Исследования.

Большое внимание уделял методологическим вопросам: построение теории, по его мнению, возможно лишь при точной идентификации единичных и элементарных феноменов. Опираясь на результаты исследований Э.Толмена, Спенс обратился к теоретическому и экспериментальному анализу проблемы привлекательности объекта. Он отбросил постулат о независимости влечения и связей "стимул-реакция", возникающих в результате научения. В соответствии с его трактовкой, в результате прошлого научения объект приобретает "побуждающее влияние" на субъекта и, соответственно, в новой ситуации еще до достижения целевого объекта связанные с ним ассоциации могут вызывать прошлые целевые реакции, выступающие в настоящей момент как побуждающие актуальную активность и действующие наряду с влечением, обусловленным потребностью. Основная формула научения, предложенная Халлом, была преобразована Спенсом в следующее выражение: E = (D + K) * H где E - потенциал пробуждения реакции, D - сила влечения, K - привлекательность объекта, H - прочность навыка. Такая формализация поведенческих реакций привела к чрезвычайно важному для дальнейшего развития бихевиоризма заключению: субъект может научаться и тогда, когда он не реализует в своих действиях какого-либо влечения, а есть лишь его стимулирование "привлекательностью" объекта. Тем самым Спенс ввел новые теоретические понятия в бихевиористическую парадигму: связь между стимулом и реакцией, по его мнению, опосредствуется гипотетическими конструктами, продуцируемыми на основе потребностей и мотивов. Кроме того, он, впервые в традиции бихевиоризма, обратился к анализу индивидуальных различий мотивации, в частности, тревожности, которой он стал заниматься для проверки некоторых следствий своей теоретико-ассоциативной концепции влечения.

Диагностика.

Его понимание тревожности - тревожность как приобретенное влечение (Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning // Psychol. Bulletin. 1964, 61) - была положена в основу разработки Дж.Тейлор в 1952 г. опросника диспозициональной тревожности (J.A.Taylor. Manifest Anxiety Scale).

Сочинения.

Visual acuity and its relation to brightess in chimpanzce and men // J. comp. Psychol. 1934, № 18, p. 333-361;

Theoretical interpretations of learning // Handbook of General Experimental Psychology. N.Y., 1951, p. 690-729, в рус. пер.: Теоретический анализ процесса научения // Экспериментальная психология. М., 1963, т.2, с. 224-273; Mathematical formulations of learning phenomena // Psychol. Rev. 1952, vol. 59; Behavior Theory and Conditions. New Haven, 1956; A theory of emotionally based drive and its relation to performance in simple learning situations // American Psychologist. 1958, 13; Behavior Theory and Learning. N.Y., 1960. Литература.

Kendler H.H. Kenneth W. Spence // Psychol. Rev. 1967, 74, p. 335-341.

СПЕНСЕР (SPENCER) ГЕРБЕРТ

СПЕНСЕР (SPENCER) ГЕРБЕРТ (27.04.1820Дерби - 8.12.1903, Брайтон) - английский философ, социолог и психолог, один из родоначальников позитивизма.

Биография.

Университетского образования не получил. C 1837 по 1841 г. работал инженером на железной дороге, затем - сотрудником журнала "Economist".

Исследования.

Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции. Считал, что психические элементы могут объединяться посредством ассоциативного процесса.

Сочинения.

Works. V. 1-18, L.-N.Y., 1910;

Собрание сочинений. Т. 1-7, СПб., 1866-69; Автобиография. Ч. 1-2, СПб., 1914

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Занимается изучением пациентов, имеющих поражения коры головного мозга, детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе. Первичный дефект ведет к многочисленным вторичным изменениям в личности аномального ребенка. Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭНЕРГИЙ ЗАКОН

СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭНЕРГИЙ ЗАКОН - см. закон специфических энергий

СПИНОЗА (SPINOZA) БЕНЕДИКТ (БАРУХ)

СПИНОЗА (SPINOZA) БЕНЕДИКТ (БАРУХ) (24.11.1632, Амстердам - 21.02.1677, Гаага) - нидерландский философ.

Биография.

Родился в семье купца. Из-за преследований со стороны еврейской общины, к которой принадлежала семья отца, был вынужден жить в деревне. Зарабатывал на жизнь шлифовкой линз.

Исследования.

Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение трактовались как атрибуты одной и той же субстанции. Разработал учение об аффектах, где они рассматривались как психические процессы, реализация которых или увеличивает, или уменьшает способность к действию.

Сочинения.

Избранные произведения. Т. 1-2, М., 1957

СПИРМЕН (SPEARMEN) ЧАРЛЬЗ ЭДВАРД

СПИРМЕН (SPEARMEN) ЧАРЛЬЗ ЭДВАРД (10.09.1863, Лондон - 17.09.1945) - английский статистик и психолог.

Биография.

Профессор психологии и логики Лондонского и Честерфильдского университетов.

Исследования.

Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Является автором одного из методов корреляций (корреляция Спирмена). Предложил двухфакторную теорию интеллекта (The Theory of Two Factors. 1923). В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом.

Сочинения.

The Principles of Cognition. 1923;

The Abilities of Man. 1927

СПИТЦ (SPITZ) РЕНЕ АРПАД

СПИТЦ (SPITZ) РЕНЕ АРПАД (29.1.1887, Вена - 14.9.1974, Денвер, Колорадо) - немецко-американский психоаналитик и психиатр.

Биография.

Образование получил в Лозане, Берлине, Будапеште. С 1910 г. прошел учебный психоанализ у З.Фрейда. С 1926 г. работал в Вене, с 1930 г. по 1932 г. - в Берлинском психоаналитическом институте. В 1933 г. эмигрировал сначала в Париж (1933-1938), затем в США, где работал в Нью-Йорке (1940-1956) и в Денвере (с 1957).

Исследования.

Известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми - эффект "госпитализма". Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 мес. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция бегства, если к нему кто-то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума, он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение "депрессии зависимости" (Hospitalism: An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early choldhood // The Psychoanalytic Study of a Child. Vol. 1, N.Y., 1945; The influence of the Mother-Child Relationship and its Disturbances // Mental Health and Infant Development. 1956, Vol. 1 (K.Soddy, ed)). Изучал восприятие младенцами человеческого лица, определяя те его части, которые являются наиболее важными стимулами для ребенка. Пытался трактовать возникновение улыбки у трехмесячных детей как символ перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, когда подсознание и предсознание начинают отделяться друг от друга и возникают первые элементы Я (The smilling response: the contribution to the ontogenesis of social relations // Genetic psychological monografs. 1946, № 34, p. 57-125 (совм. с Wolf K.)). Пришел к заключению, что аффективное развитие предшествует перцептивному и когнитивному (The First Year of Life. A Psychoanalytic Study of Development of Object Relations. N.Y., 1965).

Сочинения.

Genese des Premieres Relations Objectales. 1954;

No and Yes. On the Genesis of Human Communication. N.Y., 1957; A Genetic Field Theory of Ego Formation. 1959; De la naissance a la parole. P., 1968. Литература.

Pinneau S.R. The infantile disorders of hospitalism and anaclitic depression // Psychol. Bull. 1955, 52, p. 429-452.

СПОСОБНОСТЕЙ ТЕСТЫ

СПОСОБНОСТЕЙ ТЕСТЫ - см. тесты способностей

СПОСОБНОСТИ

Категория.

Индивидуально выраженные возможности к успешному обучению и осуществлению той или иной деятельности.

Специфика.

Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности.

В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные.

СПРАВЕДЛИВОСТИ ТЕОРИЯ

СПРАВЕДЛИВОСТИ ТЕОРИЯ - см. теория справедливости

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Посвящена анализу эволюции психики. В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, исторической и этнической психологии. В сравнительно-психологическом анализе онто- и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда психических процессов животных и человека, так и об качественных различиях, обусловленных действием социально-исторических факторов, приведших к возникновению и развитию трудовой деятельности, общественной жизни, членораздельной речи и сознания человека.

СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Этимология.

Происходит от греч. genоs - происхождение.

Категория.

Исследовательская стратегия.

Специфика.

Используется для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития.

Виды.

Конкретизация данного метода происходит в следующих областях:

филогенез психики (от простейших животных до человека);

историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности);

онтогенез психики (от рождения до смерти человека);

психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной психики).

СРЕДНЕЙ ОШИБКИ МЕТОД

СРЕДНЕЙ ОШИБКИ МЕТОД - см. метод средней ошибки

СТАБИЛЬНОСТИ ВИДИМОГО МИРА ФЕНОМЕН

СТАБИЛЬНОСТИ ВИДИМОГО МИРА ФЕНОМЕН - см. феномен стабильности видимого мира

СТАЙЛСА-КРОУФОРДА ЭФФЕКТ

СТАЙЛСА-КРОУФОРДА ЭФФЕКТ - см. эффект Стайлса-Кроуфорда

СТАУТ (STOUT) ГЕОРГ ФРЕДЕРИК

СТАУТ (STOUT) ГЕОРГ ФРЕДЕРИК (6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем - 1944) - английский философ-идеалист, психолог, ученик Дж.Уорда и последователь Ф.Брентано.

Биография.

После окончания частной школы учился с 1879 г. в Колледже Св. Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884 г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св. Иоана, в 1891 г. сменил К.Робертсона в качестве редактора "Mind" (до 1920), с 1994 г. он - преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896 г. по 1898 г. - преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898 г. по 1903 г. - внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника "Personal Idealism", L., 1902. С 1903 г. до своей отставки в 1936 г. он - профессор логики и метафизики в университете Св. Эндрю, здесь создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939 г. переехал к своему сыну Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском университете. Здесь много сил отдал на подготовку молодых философов.

Исследования.

Научная деятельность Стаута завершает этап развития философии, основанной на наблюдении, интроспекции и рефлексии: Стаут был последователь метода интроспекции в том виде как его обосновал Р.Авенариус (Analytic Psychology. V. 1-2, L., N.Y., 1896, в рус. пер.: Аналитическая психология. Т. 1, Пг., 1923). Выступал решительным противником естественнонаучных основ ассоцианизма. Это было основано на том, что Стаут отвергал узко аналитический подход к процессам восприятия, утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с другом, которую нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобном единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело, и экспериментальное исследование не может изолировано выделить ни то, ни другое. Вслед за своим учителем Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические представления Ф.Брентано о принципе активности субъекта. В процессе своего научного развития Стаут перешел с позиций прагматизма к реализму и, затем, к религиозной философии. В 1930-х г.г. выступал решительным противником теории эмерджентной эволюции.

Сочинения.

The Herbartian psychology // Mind. 188, 13, p. 321-338, 473-498;

A Manual of Psychology. L., N.Y., 1899; Groundwork of Psychology. 1903; Studies in Philosophy and Psychology. L., N.Y., 1930; Mind and Matter. L., N.Y., 1931; God and Nature. L., 1952. Литература.

Mace C.A. The Permanent Contributions to Psychology of George Frederick Stout // British J. o. Educat. Psychol. V. 24, Part 2, 1954.

СТАЦИОНАРНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ

Этимология.

Происходит от лат. stationarius - стоящий, неподвижный.

Категория.

Нервное возбуждение, которое не распространяется по нервным путям.

Специфика.

Медленные изменения электрического потенциала нервной системы. Характеризует собой уровень физиологической активности организма.

СТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Этимология.

Происходит от греч. sthenos - сила.

Категория.

Положительные эмоциональные состояния.

Специфика.

Связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.

Контекст.

Противоположны астеническим чувствам.

СТЕРЕОПСИС

Этимология.

Происходит от греч. stereos - пространственный.

Категория.

Форма зрительного восприятия.

Специфика.

Субъективное ощущение глубины пространства при бинокулярном зрении (видение двумя глазами) обусловленное сетчаточной горизонтальной диспарантности. При прочих равных условиях, чем больше диспарантность, тем больше видимая глубина.

СТЕРЕОСКОП

Этимология.

Происходит от греч. stereos - пространственный и skopeo - смотрю.

Автор.

Изобретен английским физиком И.Уитстоном в 1833 г.

Категория.

Экспериментальное устройство.

Специфика.

Позволяет независимо предъявлять правому и левому глазу два диспаратных изображения одного и того же предмета.

СТЕРЕОХИМИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА ОБОНЯНИЯ

Этимология.

Происходит от греч. stereos - пространственный и hypothesis - предположение.

Автор.

Дж.Эймур (1964 г.).

Категория.

Концепция, согласно которой обоняние зависит от взаимодействия молекул пахучего вещества с мембраной обонятельной клетки, которое определяется как формой молекул, так и наличием в ней определенных функциональных групп.

Специфика.

Молекула обонятельного пигмента обонятельной клетки переходит в возбужденное состояние под действием колеблющейся молекулы пахучего вещества, которая попадает в определенную рецепторную "лунку" на мембране обонятельной клерки. В данной теории выделяется семь первичных запахов - камфароподобный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный и острый, все же остальные являются сложными и состоят из нескольких первичных. Было предположено, что молекулы, приводящие к восприятию камфароподобного запаха имеют форму шара, с цветочным - диска с ручкой.

СТЕРЕОЭФФЕКТ ПУЛЬФРИХА

Этимология.

Происходит от греч. stereos - пространственный.

Категория.

Зрительная иллюзия.

Специфика.

Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим - через зеленое, то траектория маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причиной этого эффекта является различие латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины волны.

СТЕРНБЕРГ (STERNBERG) СОЛ

СТЕРНБЕРГ (STERNBERG) СОЛ (род. 30.8.1933, Нью-Йорк) - американский психолог.

Биография.

После окончания колледжа получил образование в Гарвардском университете (бакалавр, 1954; магистр, 1958; доктор философии по социологии, 1960), с 1958 по 1959 работал в Совете социальных исследований, с 1959 по 1960 - член Национального научного фонда в Кембридже, с 1960 по 1961 - преподаватель психологии в Пенсильванском университете, с 1961 по 1964 - ассистент профессора, с 1964 - член технического руководства Центра исследования поведения и статистического обеспечения "Bell Telephone Laboratory" в Марри Хилл, ведущий специалист исследовательской группы процесса человеческих коммуникаций.

Исследования.

Известен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов.

Сочинения.

Memory-scanning: Mental processes revaled by reaction-time experiments // American Scientist. 1969, 57, p. 421-457.

Литература.

Клацки Р. Память человека. М., 1978.

СТЕРНБЕРГА ПАРАДИГМА

СТЕРНБЕРГА ПАРАДИГМА - см. парадигма Стернберга

СТИВЕНСА ЗАКОН

СТИВЕНСА ЗАКОН - см. закон Стивенса

СТРАТЕГИЯ СРЕЗОВ

Этимология.

Происходит от греч. stratos - войско + ago - веду.

Автор.

Первоначально была разработана А.Гезеллом.

Категория.

Экспериментальная процедура.

Специфика.

Исследование развития какой-либо психической функции посредством сравнения показателей этой функции в группах детей, которые отличаются по возрасту, а все другие показатели максимально уравнены. При этом срезы, делаемые для ранних возрастов, должны быть более частыми, чем для поздних.

СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА

Этимология.

Происходит от греч. stratos - войско + metron - мера и лат. collectivus - собирательный.

Автор.

А.В.Петровский.

Категория.

Социально-психологическая теория структурообразования коллектива, разработанная на основе деятельностного принципа.

Специфика.

Основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития, в частности коллективы, имеют значительно более поуровнево дифференцированные взаимоотношения, чем менее развитые общности, например диффузные группы. В многоуровневой структуре отношений развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений (страт). В основе, на которой выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно-экономическими аспектами.

На уровне первой, мотивационной, страты организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности. На уровне второй страты организованы взаимоотношения, возникающие по поводу содержания совместной деятельности. Наконец, на уровне третьей, поверхностной страты формируются эмоциональные отношения, в которых не отражаются показатели достижения целей группой. О эффективности групп свидетельствуют прежде всего показатели развития отношений первой и второй страт.

СТРАХ

Категория.

Состояние, которое возникает прежде всего в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована.

Специфика.

Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П.Павлова и Дж.Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По Х.Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия.

СТРАХ ЖИЗНИ (LEBENSANGST)

Категория.

Состояние экзистенциального плана, характеризующееся опасением потерять смысл жизни.

Специфика.

Это состояние часто не осознается достаточно ясно, но проявляется в виде кардиофобии или ипохондрии. Ф.Лерш рассматривал его как основу любого вида страха, не имеющего четкую локализацию.

СТРАХ ЭКЗАМЕНА

Категория.

Форма страхов.

Специфика.

Напряженное ожидание индивидом проверки тех или иных его способностей. Характеризуется тревожными ощущениями, связанными с возможным провалом. Достигая невротического уровня, страх экзамена приводит к торможению всех продуктивных процессов, обеспечивающих достижения, и тем самым приводит к реализации неблагоприятного прогноза. Интерпретируется как результат бессознательного соотнесения предстоящей проверки с экстремальными ситуациями, уже бывшими в жизни индивида и предъявившими к его способностям особые требования, а кроме того несшими большой эмоциональный заряд (разрыв с любимым человеком, болезнь, наказание и т.п.). В рамках психоанализа страх экзамена рассматривается как проявление Эдипова комплекса, в котором экзаменатор выступает в качестве того, на которого проецируется страх, аккумулированный в Сверх-Я индивида. При этом экзамен предоставляет невротику возможность победить свой страх кастрации.

Литература.

Moeller M.L. Die Prufung als Kernmodell psychosozialler Konflikt // Z. Soziol. und Sozialpsychologie. 1969, 21, S. 355-361

СТРЕМЛЕНИЕ

Категория.

Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы.

Специфика.

Мотив, который не воспринимается субъектом в его предметном содержании, и в силу этого на первый план выступает динамическая сторона деятельности.

СТРЕСС

Этимология.

Происходит от англ. stress - напряжение.

Автор.

Г.Селье (1936 г.).

Категория.

Состояние психического напряжения.

Специфика.

Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

СТРЕТТОНА ЭКСПЕРИМЕНТ

СТРЕТТОНА ЭКСПЕРИМЕНТ - см. эксперимент Стреттона

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА ПО АЙЗЕНКУ

Этимология.

Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум.

Автор.

Х.Айзенк.

Категория.

Модель интеллекта.

Специфика.

Выделяется такие элементы, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень IQ.

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА ПО ГАРДНЕРУ

Этимология.

Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум.

Автор.

Х.Гарднер.

Категория.

Модель интеллекта.

Специфика.

Состоит из независимых друг от друга модулей. Это следующие модули: формально-лингвистический, пространственный, логико-математический, музыкальный, двигательный, межличностный, внутриличностный. В разных культурах делается акцент на формировании разных модулей. Каждый из них представлен вертикально расположенными уровнями: восприятие, запоминание, учение.

Литература.

Gardner H.E. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. Basic book, 1983;

Пинильос Х.Л. Человеческий потенциал и его реализация // Перспективы. 1990, № 1, с. 136-142

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА ПО КЕТТЕЛУ

Этимология.

Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум.

Автор.

Р.Кеттел.

Категория.

Факторно-аналитическая теория интеллекта.

Специфика.

В ней выделяется два вида интеллекта: "текучий" (fluid), который существенно зависит от наследственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и "кристаллизованный" (cristallized), в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой анализаторов, как например фактор визуализации, а также связанные со скоростью переработки информации, объемом памяти, способом воспроизведения из долговременной памяти. Кроме того выделяются факторы-операции, которые соответствуют специальным факторам Ч.Спирмена. Как показали исследования, с возрастом, особенно после 40-50 лет происходит снижение показателей "текучего" интеллекта, но не "кристаллизованного".

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА ПО СПИРМЕНУ

Этимология.

Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум.

Автор.

Ч.Спирмен

Категория.

Факторно-аналитическая теория интеллекта.

Специфика.

В ней выделяется "генеральный фактор", в соответствии с которым интеллект рассматривается как некая "умственная энергия", уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. Генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и "групповые" факторы интеллекта, к которым можно отнести механическую, лингвистическую, математическую компетентность, а также "специальные" факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА ПО СТЕРНБЕРГУ

Этимология.

Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум.

Автор.

Р.Стернберг.

Категория.

Теория интеллекта.

Специфика.

В этой классификации выделяется три вида мыслительных процессов:

вербальный интеллект, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;

способность решать проблемы;

практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА ПО ТОРРЕНСУ

Этимология.

Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум.

Автор.

Э.П.Торренс.

Категория.

Модель интеллекта.

Специфика.

Выделяется такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения, счетная способность, память, перцептивная быстрота, речевая беглость.

Литература.

Torrance E.P. Developing creative thinking through school experience // (Ed.) Parnes S.J. Harding H.F. A Source Book of creative Thinking. N.Y., 1962;

Torrance E.P. Education and creativity // (Ed.) Taylor C.W. Creativity: Progress and Potential. N.Y., 1964

СТРУКТУРИРОВАНИЕ

Этимология.

Происходит от лат. structura - взаиморасположение.

Категория.

Прием мнемотехники.

Специфика.

Элементы запоминаемой информации связываются по какому-то логическому основанию в целостные группы.

СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от лат. structura - взаиморасположение, греч. psyche - душа и logos - учение.

Категория.

Направление в психологии.

Специфика.

Развивалась Э.Титченером на основе идей В.Вундта в противовес функциональной психологии. Задачей психологии, по его мнению, является не анализ роли, выполняемой сознанием в поведении, а обнаружение элементарных структур сознания, не поддающихся дальнейшему расчленению, выяснение законов объединения этих частей, а также раскрытие связи психологических элементов с физиологическими процессами. Эта задача решалась прежде всего при помощи метода аналитической интроспекции.

СТЫД

Категория.

Негативная эмоция, свидетельствующая о возможности потери самоуважения.

Специфика.

При его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения неудач индивида.

СУБЛИМАЦИЯ

Этимология.

Происходит от лат. sublimare - возносить.

Категория.

Форма психологической защиты.

Специфика.

Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Этимология.

Происходит от лат. subjectum - подлежащее и греч. semantikos - обозначающий.

Категория.

Система категорий индивидуального сознания, при помощи которых происходит оценка и классификация различных объектов, понятий.

Специфика.

Если принять определенные допущения, в частности о независимости данных категорий, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном семантическом пространстве, которое получает свою характеристику в системе координатных осей, на основании которых вычисляется расстояние между значениями.

СУГГЕСТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Этимология.

Происходит от лат. suggestio - внушение.

Категория.

Форма психотерапии.

Специфика.

В ней устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны быть только в позитивной форме - не допускается использование отрицательных языковых конструкций (правильная формулировка - "курение безразлично", но не "курить больше не хочется"). Наиболее эффективна при нарушениях концентрации, памяти, сна, обучения, а также при фобических страхах, скованности, тиках, мигрени.

Виды:

гипноз,

убеждение,

аутотренинг.

Литература.

Kretschmer A. Suggestion und Hypnose in der psychotherapeutischen Praxis. Jena, 1978

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.

Категория.

Раздел юридической психологии.

Специфика.

Изучает закономерности деятельности расследования, судебного рассмотрения и предупреждения преступлений. Основной задачей судебной психологии является выяснение того, какие свойства личности обусловливают успешную профессиональную деятельность судебно-следственных работников, и как они могут быть целенаправленно сформированы. В ее рамках рассматриваются вопросы оптимальных приемов взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами, осуществления следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания).

СУКЦЕССИВНОЕ ОПОЗНАНИЕ

Этимология.

Происходит от лат. successio - преемственность.

Категория.

Когнитивный процесс.

Специфика.

Отнесение воспринимаемого предмета к какому -либо классу в результате развернутого анализа его признаков.

СУМЕРЕЧНОЕ ПОМРАЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ

Категория.

Нарушение деятельности сознания.

Специфика.

Характеризуется глубокой дезориентировкой в окружающем мире при относительном сохранении логической последовательности действий. Сопровождается яркими и устрашающими галлюцинациями, возникают сильные аффекты страха, злобы и тоски, и проявляется склонность к агрессивным действиям.

СУРДОПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от лат. surdus - глухой + греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Изучает закономерности развития психической деятельности индивида с недостатками слуха, в частности в условиях специального обучения. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.

Предыдущая страница Следующая страница