Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "С" (часть 3, "СОЦ"-"СУР")
Этимология. Происходит от лат. socialis - общественный, греч. psyche - душа + logos - учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Изучает закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии являются следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности и развитие социальных установок. |
Автор. У.Томас и Ф.Знанецкий (1918 г.). Категория. Форма установки. Специфика. Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним. Аттитюд. Литература. (Ed.) Summers G.F. Attitude Measurement. N.Y., 1971 |
Этимология. Происходит от лат. socialis - общественный и facilitare - облегчать. Категория. Социально-психологический феномен. Специфика. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования. |
СОЦИАЛЬНО НАУЧЕНИЯ ТЕОРИЯ РОТТЕРА - см. теория социально научения Роттера |
СОЦИАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КОНЦЕПЦИЯ - см. концепция социально-генетической психологии |
Этимология. Происходит от лат. socialis - общественный и interest - важно. Автор. А.Адлер. Категория. Элемент мотивационно-потребностной сферы. Специфика. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности. Литература. Mosak H.H. "I don't have social interest": social interest as construct // Indiv. Psychol. 1991, 47, N 3, p. 309-320 |
Этимология. Происходит от лат. socialis - общественный + греч. bois - жизнь + logos - учение. Категория. Научная дисциплина, интегрирующая данные биологии, психологии и других гуманитарных дисциплин. Специфика. Посвящена изучению эволюционно-генетических основ социального поведения животных и человека. В рамках этой научной дисциплины социальность рассматривается как результат эволюционно-генетического процесса. |
Этимология. Происходит от лат. socialis - общественный + греч. metron - мера. Автор. Я.Морено. Категория. Диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах. Специфика. При его проведении перед каждым членом группы ставится вопрос, при ответе на который он производит последовательный выбор и ранжирование других членов группы. Обычно в качестве подобного вопроса выступает вопрос о членах группы, предпочитаемых в тех или иных ситуациях. |
Этимология. Происходит от лат. socialis - общественный + re... - приставка, обозначающая возобновление + adaptare - приспособлять. Категория. Процесс повторного включения индивида в общественный контекст и формирования у него компенсаторных социальных навыков после тяжелой болезни, из-за которой социальные контакты были нарушены. Специфика. Включает в себя как трудовую, так и собственно социальную реадаптацию. |
СПЕНС (SPENCE) КЕННЕТ УОТИНБЕК (1907, Чикаго - 12.1.1967, Техас) - американский психолог, теоретик необихевиоризма. Биография. Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженер-электрик, был командирован компанией "West Electric", образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете Мак-Гилла в Монреале (бакалавр,1929; магистр, 1930), в 1933 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р.Йеркса. С 1933 г. по 1937 г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г. Орандж-Парк, Флорида, с 1937 г. по 1938 г. он - ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938 г. - ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942 г. - полный профессор и декан факультета психологии. С 1964 г. С. занимался преподавательской деятельностью как профессор в университете Техаса. Работал по заказам военных ведомств. Ученик и сотрудник К.Л.Халла. Исследования. Большое внимание уделял методологическим вопросам: построение теории, по его мнению, возможно лишь при точной идентификации единичных и элементарных феноменов. Опираясь на результаты исследований Э.Толмена, Спенс обратился к теоретическому и экспериментальному анализу проблемы привлекательности объекта. Он отбросил постулат о независимости влечения и связей "стимул-реакция", возникающих в результате научения. В соответствии с его трактовкой, в результате прошлого научения объект приобретает "побуждающее влияние" на субъекта и, соответственно, в новой ситуации еще до достижения целевого объекта связанные с ним ассоциации могут вызывать прошлые целевые реакции, выступающие в настоящей момент как побуждающие актуальную активность и действующие наряду с влечением, обусловленным потребностью. Основная формула научения, предложенная Халлом, была преобразована Спенсом в следующее выражение: E = (D + K) * H где E - потенциал пробуждения реакции, D - сила влечения, K - привлекательность объекта, H - прочность навыка. Такая формализация поведенческих реакций привела к чрезвычайно важному для дальнейшего развития бихевиоризма заключению: субъект может научаться и тогда, когда он не реализует в своих действиях какого-либо влечения, а есть лишь его стимулирование "привлекательностью" объекта. Тем самым Спенс ввел новые теоретические понятия в бихевиористическую парадигму: связь между стимулом и реакцией, по его мнению, опосредствуется гипотетическими конструктами, продуцируемыми на основе потребностей и мотивов. Кроме того, он, впервые в традиции бихевиоризма, обратился к анализу индивидуальных различий мотивации, в частности, тревожности, которой он стал заниматься для проверки некоторых следствий своей теоретико-ассоциативной концепции влечения. Диагностика. Его понимание тревожности - тревожность как приобретенное влечение (Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning // Psychol. Bulletin. 1964, 61) - была положена в основу разработки Дж.Тейлор в 1952 г. опросника диспозициональной тревожности (J.A.Taylor. Manifest Anxiety Scale). Сочинения. Visual acuity and its relation to brightess in chimpanzce and men // J. comp. Psychol. 1934, № 18, p. 333-361; Theoretical interpretations of learning // Handbook of General Experimental Psychology. N.Y., 1951, p. 690-729, в рус. пер.: Теоретический анализ процесса научения // Экспериментальная психология. М., 1963, т.2, с. 224-273; Mathematical formulations of learning phenomena // Psychol. Rev. 1952, vol. 59; Behavior Theory and Conditions. New Haven, 1956; A theory of emotionally based drive and its relation to performance in simple learning situations // American Psychologist. 1958, 13; Behavior Theory and Learning. N.Y., 1960. Литература.Kendler H.H. Kenneth W. Spence // Psychol. Rev. 1967, 74, p. 335-341. |
СПЕНСЕР (SPENCER) ГЕРБЕРТ (27.04.1820Дерби - 8.12.1903, Брайтон) - английский философ, социолог и психолог, один из родоначальников позитивизма. Биография. Университетского образования не получил. C 1837 по 1841 г. работал инженером на железной дороге, затем - сотрудником журнала "Economist". Исследования. Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции. Считал, что психические элементы могут объединяться посредством ассоциативного процесса. Сочинения. Works. V. 1-18, L.-N.Y., 1910; Собрание сочинений. Т. 1-7, СПб., 1866-69; Автобиография. Ч. 1-2, СПб., 1914 |
Этимология. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Занимается изучением пациентов, имеющих поражения коры головного мозга, детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе. Первичный дефект ведет к многочисленным вторичным изменениям в личности аномального ребенка. Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций. |
СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭНЕРГИЙ ЗАКОН - см. закон специфических энергий |
СПИНОЗА (SPINOZA) БЕНЕДИКТ (БАРУХ) (24.11.1632, Амстердам - 21.02.1677, Гаага) - нидерландский философ. Биография. Родился в семье купца. Из-за преследований со стороны еврейской общины, к которой принадлежала семья отца, был вынужден жить в деревне. Зарабатывал на жизнь шлифовкой линз. Исследования. Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение трактовались как атрибуты одной и той же субстанции. Разработал учение об аффектах, где они рассматривались как психические процессы, реализация которых или увеличивает, или уменьшает способность к действию. Сочинения. Избранные произведения. Т. 1-2, М., 1957 |
СПИРМЕН (SPEARMEN) ЧАРЛЬЗ ЭДВАРД (10.09.1863, Лондон - 17.09.1945) - английский статистик и психолог. Биография. Профессор психологии и логики Лондонского и Честерфильдского университетов. Исследования. Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Является автором одного из методов корреляций (корреляция Спирмена). Предложил двухфакторную теорию интеллекта (The Theory of Two Factors. 1923). В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом. Сочинения. The Principles of Cognition. 1923; The Abilities of Man. 1927 |
СПИТЦ (SPITZ) РЕНЕ АРПАД (29.1.1887, Вена - 14.9.1974, Денвер, Колорадо) - немецко-американский психоаналитик и психиатр. Биография. Образование получил в Лозане, Берлине, Будапеште. С 1910 г. прошел учебный психоанализ у З.Фрейда. С 1926 г. работал в Вене, с 1930 г. по 1932 г. - в Берлинском психоаналитическом институте. В 1933 г. эмигрировал сначала в Париж (1933-1938), затем в США, где работал в Нью-Йорке (1940-1956) и в Денвере (с 1957). Исследования. Известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми - эффект "госпитализма". Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 мес. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция бегства, если к нему кто-то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума, он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение "депрессии зависимости" (Hospitalism: An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early choldhood // The Psychoanalytic Study of a Child. Vol. 1, N.Y., 1945; The influence of the Mother-Child Relationship and its Disturbances // Mental Health and Infant Development. 1956, Vol. 1 (K.Soddy, ed)). Изучал восприятие младенцами человеческого лица, определяя те его части, которые являются наиболее важными стимулами для ребенка. Пытался трактовать возникновение улыбки у трехмесячных детей как символ перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, когда подсознание и предсознание начинают отделяться друг от друга и возникают первые элементы Я (The smilling response: the contribution to the ontogenesis of social relations // Genetic psychological monografs. 1946, № 34, p. 57-125 (совм. с Wolf K.)). Пришел к заключению, что аффективное развитие предшествует перцептивному и когнитивному (The First Year of Life. A Psychoanalytic Study of Development of Object Relations. N.Y., 1965). Сочинения. Genese des Premieres Relations Objectales. 1954; No and Yes. On the Genesis of Human Communication. N.Y., 1957; A Genetic Field Theory of Ego Formation. 1959; De la naissance a la parole. P., 1968. Литература.Pinneau S.R. The infantile disorders of hospitalism and anaclitic depression // Psychol. Bull. 1955, 52, p. 429-452. |
СПОСОБНОСТЕЙ ТЕСТЫ - см. тесты способностей |
Категория. Индивидуально выраженные возможности к успешному обучению и осуществлению той или иной деятельности. Специфика. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные. |
СПРАВЕДЛИВОСТИ ТЕОРИЯ - см. теория справедливости |
Этимология. Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Посвящена анализу эволюции психики. В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, исторической и этнической психологии. В сравнительно-психологическом анализе онто- и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда психических процессов животных и человека, так и об качественных различиях, обусловленных действием социально-исторических факторов, приведших к возникновению и развитию трудовой деятельности, общественной жизни, членораздельной речи и сознания человека. |
Этимология. Происходит от греч. genоs - происхождение. Категория. Исследовательская стратегия. Специфика. Используется для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Виды. Конкретизация данного метода происходит в следующих областях: филогенез психики (от простейших животных до человека); историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности); онтогенез психики (от рождения до смерти человека); психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной психики). |
СРЕДНЕЙ ОШИБКИ МЕТОД - см. метод средней ошибки |
СТАБИЛЬНОСТИ ВИДИМОГО МИРА ФЕНОМЕН - см. феномен стабильности видимого мира |
СТАЙЛСА-КРОУФОРДА ЭФФЕКТ - см. эффект Стайлса-Кроуфорда |
СТАУТ (STOUT) ГЕОРГ ФРЕДЕРИК (6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем - 1944) - английский философ-идеалист, психолог, ученик Дж.Уорда и последователь Ф.Брентано. Биография. После окончания частной школы учился с 1879 г. в Колледже Св. Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884 г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св. Иоана, в 1891 г. сменил К.Робертсона в качестве редактора "Mind" (до 1920), с 1994 г. он - преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896 г. по 1898 г. - преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898 г. по 1903 г. - внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника "Personal Idealism", L., 1902. С 1903 г. до своей отставки в 1936 г. он - профессор логики и метафизики в университете Св. Эндрю, здесь создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939 г. переехал к своему сыну Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском университете. Здесь много сил отдал на подготовку молодых философов. Исследования. Научная деятельность Стаута завершает этап развития философии, основанной на наблюдении, интроспекции и рефлексии: Стаут был последователь метода интроспекции в том виде как его обосновал Р.Авенариус (Analytic Psychology. V. 1-2, L., N.Y., 1896, в рус. пер.: Аналитическая психология. Т. 1, Пг., 1923). Выступал решительным противником естественнонаучных основ ассоцианизма. Это было основано на том, что Стаут отвергал узко аналитический подход к процессам восприятия, утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с другом, которую нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобном единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело, и экспериментальное исследование не может изолировано выделить ни то, ни другое. Вслед за своим учителем Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические представления Ф.Брентано о принципе активности субъекта. В процессе своего научного развития Стаут перешел с позиций прагматизма к реализму и, затем, к религиозной философии. В 1930-х г.г. выступал решительным противником теории эмерджентной эволюции. Сочинения. The Herbartian psychology // Mind. 188, 13, p. 321-338, 473-498; A Manual of Psychology. L., N.Y., 1899; Groundwork of Psychology. 1903; Studies in Philosophy and Psychology. L., N.Y., 1930; Mind and Matter. L., N.Y., 1931; God and Nature. L., 1952. Литература.Mace C.A. The Permanent Contributions to Psychology of George Frederick Stout // British J. o. Educat. Psychol. V. 24, Part 2, 1954. |
Этимология. Происходит от лат. stationarius - стоящий, неподвижный. Категория. Нервное возбуждение, которое не распространяется по нервным путям. Специфика. Медленные изменения электрического потенциала нервной системы. Характеризует собой уровень физиологической активности организма. |
Этимология. Происходит от греч. sthenos - сила. Категория. Положительные эмоциональные состояния. Специфика. Связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии. Контекст. Противоположны астеническим чувствам. |
Этимология. Происходит от греч. stereos - пространственный. Категория. Форма зрительного восприятия. Специфика. Субъективное ощущение глубины пространства при бинокулярном зрении (видение двумя глазами) обусловленное сетчаточной горизонтальной диспарантности. При прочих равных условиях, чем больше диспарантность, тем больше видимая глубина. |
Этимология. Происходит от греч. stereos - пространственный и skopeo - смотрю. Автор. Изобретен английским физиком И.Уитстоном в 1833 г. Категория. Экспериментальное устройство. Специфика. Позволяет независимо предъявлять правому и левому глазу два диспаратных изображения одного и того же предмета. |
Этимология. Происходит от греч. stereos - пространственный и hypothesis - предположение. Автор. Дж.Эймур (1964 г.). Категория. Концепция, согласно которой обоняние зависит от взаимодействия молекул пахучего вещества с мембраной обонятельной клетки, которое определяется как формой молекул, так и наличием в ней определенных функциональных групп. Специфика. Молекула обонятельного пигмента обонятельной клетки переходит в возбужденное состояние под действием колеблющейся молекулы пахучего вещества, которая попадает в определенную рецепторную "лунку" на мембране обонятельной клерки. В данной теории выделяется семь первичных запахов - камфароподобный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный и острый, все же остальные являются сложными и состоят из нескольких первичных. Было предположено, что молекулы, приводящие к восприятию камфароподобного запаха имеют форму шара, с цветочным - диска с ручкой. |
Этимология. Происходит от греч. stereos - пространственный. Категория. Зрительная иллюзия. Специфика. Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим - через зеленое, то траектория маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причиной этого эффекта является различие латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины волны. |
СТЕРНБЕРГ (STERNBERG) СОЛ (род. 30.8.1933, Нью-Йорк) - американский психолог. Биография. После окончания колледжа получил образование в Гарвардском университете (бакалавр, 1954; магистр, 1958; доктор философии по социологии, 1960), с 1958 по 1959 работал в Совете социальных исследований, с 1959 по 1960 - член Национального научного фонда в Кембридже, с 1960 по 1961 - преподаватель психологии в Пенсильванском университете, с 1961 по 1964 - ассистент профессора, с 1964 - член технического руководства Центра исследования поведения и статистического обеспечения "Bell Telephone Laboratory" в Марри Хилл, ведущий специалист исследовательской группы процесса человеческих коммуникаций. Исследования. Известен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов. Сочинения. Memory-scanning: Mental processes revaled by reaction-time experiments // American Scientist. 1969, 57, p. 421-457. Литература. Клацки Р. Память человека. М., 1978. |
СТЕРНБЕРГА ПАРАДИГМА - см. парадигма Стернберга |
СТИВЕНСА ЗАКОН - см. закон Стивенса |
Этимология. Происходит от греч. stratos - войско + ago - веду. Автор. Первоначально была разработана А.Гезеллом. Категория. Экспериментальная процедура. Специфика. Исследование развития какой-либо психической функции посредством сравнения показателей этой функции в группах детей, которые отличаются по возрасту, а все другие показатели максимально уравнены. При этом срезы, делаемые для ранних возрастов, должны быть более частыми, чем для поздних. |
Этимология. Происходит от греч. stratos - войско + metron - мера и лат. collectivus - собирательный. Автор. А.В.Петровский. Категория. Социально-психологическая теория структурообразования коллектива, разработанная на основе деятельностного принципа. Специфика. Основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития, в частности коллективы, имеют значительно более поуровнево дифференцированные взаимоотношения, чем менее развитые общности, например диффузные группы. В многоуровневой структуре отношений развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений (страт). В основе, на которой выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно-экономическими аспектами. На уровне первой, мотивационной, страты организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности. На уровне второй страты организованы взаимоотношения, возникающие по поводу содержания совместной деятельности. Наконец, на уровне третьей, поверхностной страты формируются эмоциональные отношения, в которых не отражаются показатели достижения целей группой. О эффективности групп свидетельствуют прежде всего показатели развития отношений первой и второй страт. |
Категория. Состояние, которое возникает прежде всего в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Специфика. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П.Павлова и Дж.Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По Х.Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия. |
Категория. Состояние экзистенциального плана, характеризующееся опасением потерять смысл жизни. Специфика. Это состояние часто не осознается достаточно ясно, но проявляется в виде кардиофобии или ипохондрии. Ф.Лерш рассматривал его как основу любого вида страха, не имеющего четкую локализацию. |
Категория. Форма страхов. Специфика. Напряженное ожидание индивидом проверки тех или иных его способностей. Характеризуется тревожными ощущениями, связанными с возможным провалом. Достигая невротического уровня, страх экзамена приводит к торможению всех продуктивных процессов, обеспечивающих достижения, и тем самым приводит к реализации неблагоприятного прогноза. Интерпретируется как результат бессознательного соотнесения предстоящей проверки с экстремальными ситуациями, уже бывшими в жизни индивида и предъявившими к его способностям особые требования, а кроме того несшими большой эмоциональный заряд (разрыв с любимым человеком, болезнь, наказание и т.п.). В рамках психоанализа страх экзамена рассматривается как проявление Эдипова комплекса, в котором экзаменатор выступает в качестве того, на которого проецируется страх, аккумулированный в Сверх-Я индивида. При этом экзамен предоставляет невротику возможность победить свой страх кастрации. Литература. Moeller M.L. Die Prufung als Kernmodell psychosozialler Konflikt // Z. Soziol. und Sozialpsychologie. 1969, 21, S. 355-361 |
Категория. Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы. Специфика. Мотив, который не воспринимается субъектом в его предметном содержании, и в силу этого на первый план выступает динамическая сторона деятельности. |
Этимология. Происходит от англ. stress - напряжение. Автор. Г.Селье (1936 г.). Категория. Состояние психического напряжения. Специфика. Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции. |
СТРЕТТОНА ЭКСПЕРИМЕНТ - см. эксперимент Стреттона |
Этимология. Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум. Автор. Х.Айзенк. Категория. Модель интеллекта. Специфика. Выделяется такие элементы, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень IQ. |
Этимология. Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум. Автор. Х.Гарднер. Категория. Модель интеллекта. Специфика. Состоит из независимых друг от друга модулей. Это следующие модули: формально-лингвистический, пространственный, логико-математический, музыкальный, двигательный, межличностный, внутриличностный. В разных культурах делается акцент на формировании разных модулей. Каждый из них представлен вертикально расположенными уровнями: восприятие, запоминание, учение. Литература. Gardner H.E. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. Basic book, 1983; Пинильос Х.Л. Человеческий потенциал и его реализация // Перспективы. 1990, № 1, с. 136-142 |
Этимология. Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум. Автор. Р.Кеттел. Категория. Факторно-аналитическая теория интеллекта. Специфика. В ней выделяется два вида интеллекта: "текучий" (fluid), который существенно зависит от наследственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и "кристаллизованный" (cristallized), в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой анализаторов, как например фактор визуализации, а также связанные со скоростью переработки информации, объемом памяти, способом воспроизведения из долговременной памяти. Кроме того выделяются факторы-операции, которые соответствуют специальным факторам Ч.Спирмена. Как показали исследования, с возрастом, особенно после 40-50 лет происходит снижение показателей "текучего" интеллекта, но не "кристаллизованного". |
Этимология. Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум. Автор. Ч.Спирмен Категория. Факторно-аналитическая теория интеллекта. Специфика. В ней выделяется "генеральный фактор", в соответствии с которым интеллект рассматривается как некая "умственная энергия", уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. Генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и "групповые" факторы интеллекта, к которым можно отнести механическую, лингвистическую, математическую компетентность, а также "специальные" факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты. |
Этимология. Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум. Автор. Р.Стернберг. Категория. Теория интеллекта. Специфика. В этой классификации выделяется три вида мыслительных процессов: вербальный интеллект, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное; способность решать проблемы; практический интеллект как умение добиваться поставленных целей. |
Этимология. Происходит от лат. structura - взаиморасположение и intellectus - ум. Автор. Э.П.Торренс. Категория. Модель интеллекта. Специфика. Выделяется такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения, счетная способность, память, перцептивная быстрота, речевая беглость. Литература. Torrance E.P. Developing creative thinking through school experience // (Ed.) Parnes S.J. Harding H.F. A Source Book of creative Thinking. N.Y., 1962; Torrance E.P. Education and creativity // (Ed.) Taylor C.W. Creativity: Progress and Potential. N.Y., 1964 |
Этимология. Происходит от лат. structura - взаиморасположение. Категория. Прием мнемотехники. Специфика. Элементы запоминаемой информации связываются по какому-то логическому основанию в целостные группы. |
Этимология. Происходит от лат. structura - взаиморасположение, греч. psyche - душа и logos - учение. Категория. Направление в психологии. Специфика. Развивалась Э.Титченером на основе идей В.Вундта в противовес функциональной психологии. Задачей психологии, по его мнению, является не анализ роли, выполняемой сознанием в поведении, а обнаружение элементарных структур сознания, не поддающихся дальнейшему расчленению, выяснение законов объединения этих частей, а также раскрытие связи психологических элементов с физиологическими процессами. Эта задача решалась прежде всего при помощи метода аналитической интроспекции. |
Категория. Негативная эмоция, свидетельствующая о возможности потери самоуважения. Специфика. При его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения неудач индивида. |
Этимология. Происходит от лат. sublimare - возносить. Категория. Форма психологической защиты. Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность. |
Этимология. Происходит от лат. subjectum - подлежащее и греч. semantikos - обозначающий. Категория. Система категорий индивидуального сознания, при помощи которых происходит оценка и классификация различных объектов, понятий. Специфика. Если принять определенные допущения, в частности о независимости данных категорий, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном семантическом пространстве, которое получает свою характеристику в системе координатных осей, на основании которых вычисляется расстояние между значениями. |
Этимология. Происходит от лат. suggestio - внушение. Категория. Форма психотерапии. Специфика. В ней устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны быть только в позитивной форме - не допускается использование отрицательных языковых конструкций (правильная формулировка - "курение безразлично", но не "курить больше не хочется"). Наиболее эффективна при нарушениях концентрации, памяти, сна, обучения, а также при фобических страхах, скованности, тиках, мигрени. Виды: гипноз, убеждение, аутотренинг. Литература. Kretschmer A. Suggestion und Hypnose in der psychotherapeutischen Praxis. Jena, 1978 |
Этимология. Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение. Категория. Раздел юридической психологии. Специфика. Изучает закономерности деятельности расследования, судебного рассмотрения и предупреждения преступлений. Основной задачей судебной психологии является выяснение того, какие свойства личности обусловливают успешную профессиональную деятельность судебно-следственных работников, и как они могут быть целенаправленно сформированы. В ее рамках рассматриваются вопросы оптимальных приемов взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами, осуществления следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания). |
Этимология. Происходит от лат. successio - преемственность. Категория. Когнитивный процесс. Специфика. Отнесение воспринимаемого предмета к какому -либо классу в результате развернутого анализа его признаков. |
Категория. Нарушение деятельности сознания. Специфика. Характеризуется глубокой дезориентировкой в окружающем мире при относительном сохранении логической последовательности действий. Сопровождается яркими и устрашающими галлюцинациями, возникают сильные аффекты страха, злобы и тоски, и проявляется склонность к агрессивным действиям. |
Этимология. Происходит от лат. surdus - глухой + греч. psyche - душа + logos - учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Изучает закономерности развития психической деятельности индивида с недостатками слуха, в частности в условиях специального обучения. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности. |