Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Психологический словарь
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УБЕЖДЕНИЙ МЕТОД

УБЕЖДЕНИЙ МЕТОД - см. метод убеждений

УБЕЖДЕНИЯ

Категория.

Характеристика личности.

Специфика.

Представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивации. О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными препятствиями.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Категория.

Характеристика личности.

Специфика.

Готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ТЕОРИЯ ГЕРЦБЕРГА

УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ТЕОРИЯ ГЕРЦБЕРГА - см. теория удовлетворенности трудом Герцберга

УЗКИЙ ЛОКАЛИЗАЦИОНИЗМ

Этимология.

Происходит от лат. localis - местный.

Категория.

Нейропсихологическое направление.

Специфика.

В нем психологические функции рассматривались как единые и неразложимые на составные части "психические способности", которые реализуются за счет работы узко локализованных участков коры головного мозга. Считалось, что при поражение того или иного центра происходит выпадение соответствующей психологической функции. К этому направлению могут быть отнесены Ф.Галль, создавший френологическую карта мозга, и К.Клейст с его локализационной картой.

УЗНАВАНИЕ

Категория.

Опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия.

Специфика.

Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.

Виды.

Выделяют:

индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета,

родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (20.12.1886, Сакара - 12.10.1950) - грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки.

Биография.

За участие в революционном движении был исключен из последнего класса гимназии. Образование по философии получил в Лейпцигском университете (1909), где занимался у В.Вундта, И.Фолькельта, П.Барта. Здесь в 1907 г. за труд, посвященный философии Лейбница, получил пермию, в 1909 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Метафизическое мировоззрение В.Соловьева". В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. С 1917 г. активно участвовал в создании Тбилисского университета, где сформировал в 1918 г. отделение психологии. В 1927 г. по его инициативе было создано Общество психологов Грузии. Директор Института психологии АН Грузии (1941-50). С 1941 - действительный член АН Грузинской ССР.

Исследования.

Дал методологического плана трактовку понятию установки как "границы" между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять "постулат непосредственности". Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения. Проводил исследования в области детской психологии: предложил типологию детской деятельности, разработал основы готовности детей к школе.

Сочинения.

Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica. 1939, V. 4, N 3;

Общая психология. Т. XIV, 1940; Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961; Психологические исследования. М., 1966; Труды. Т. 1-6, Тб., 1966-67 (на груз. яз.)

УКРУПНЕНИЕ

Категория.

Прием мнемотехники.

Специфика.

Перевод - по определенным правилам - исходной информации к виду, где имеется меньшее количество элементов.

УМЕНИЕ

Категория.

Этап формирования двигательного навыка.

Специфика.

Способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Категория.

Познавательный процесс.

Специфика.

Установление связи между какими-либо суждениями. Осуществляется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из под влияния перцептивного поля.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Категория.

Нарушение общего психического и интеллектуального развития.

Специфика.

Обусловлено недостаточностью, как правило, врожденной, центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.

Виды:

легкая умственная отсталость (IQ = 55-69 %);

средняя умственная отсталость (IQ = 40-54 %);

выраженная умственная отсталость (IQ = 25-39 %);

глубокая умственная отсталость (IQ = 10-24 %).

Литература.

Clark A.M., Clarke A.D.B. (Eds.) Mental Deficiency: The Changing Outlook. N.Y., 1965

Синоним.

Mental retardation.

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Категория.

Система познавательных операций человека.

Специфика.

Направлены на выявление признаков предметов, которые не даны в перцептивном плане. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного развития.

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ

Авторы.

А.Бине и Т.Симон (1908 г.).

Категория.

Количественный показатель развития интеллекта.

Специфика.

Служит для характеристики интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором - по среднестатистическим данным - решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912 г. В.Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому.

УОТСОН (WATSON) ДЖОН БРОАДУС

УОТСОН (WATSON) ДЖОН БРОАДУС (9.01.1878 - 25.09.1958, Нью-Йорк) - американский психолог, основатель бихевиоризма.

Биография.

Образование получил в Чикагском университете. Ученик Дж.Энджелла и Дж.Дьюи. В 1903 г. защитил докторскую диссертацию о связи между уровнем развития центральной нервной системы и сложностью поведения у белых крыс. С 1908 по 1920 г. - профессор и заведующий психологической лабораторией университета Дж.Гопкинса, вел там курсы сравнительной и экспериментальной психологией. Президент Американской психологической ассоциации (1915). В 1920 г. перешел на работу в рекламное агентство. В период между 1920 и 1930 г. вел курс бихевиоризма в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Исследования.

Автор программной статьи нового направления "Психология с точки зрения бихевиориста", написанной в 1913 г. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, чтобы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его.

Терапия.

На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Классическими являются его эксперименты по угашению фобии у маленького Альберта.

Сочинения.

Bihavior. Introduction to Comparative Psychology. N.Y., 1914

Бихевиоризм // БСЭ. Т. 6, М., 1927, с. 434-43; Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926

УПРЯМСТВО

Категория.

Характеристика личности.

Специфика.

Активное отвержение требований других людей, обращенных к индивиду. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Наблюдается прежде всего у слишком эмоциональных или ригидных людей, а также при фрустрации важных потребностей. У детей и подростков появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть самостоятельными.

УРОБОРОС

Этимология.

Мифологический персонаж, встречающийся в алхимических трактатах, в виде змеи, заглатывающей свой хвост.

Исследования.

В рамках глубинной психологии, например у Э.Нойманна трактуется как базовый архетип, символизирующий доисторическое - служащее началом человеческой индивидуальности - единство мужского и женского, положительного и отрицательного, когда Я погружено в бессознательное, из которого еще не отдифференцирован сознательный опыт.

Литература.

Neumann E. Die Grosse Mutter. Zurich, 1956

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ

Автор.

К.Левин.

Категория.

Характеристика личности.

Специфика.

Стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ ТЕОРИЯ

УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ ТЕОРИЯ - см. теория уровней обработки

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

Этимология.

Происходит от лат. reflexus - отраженный.

Автор.

И.П.Павлов.

Категория.

Форма рефлекса.

Специфика.

Динамическая связь между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально запускаемой безусловным раздражителем. В ходе экспериментальных исследований были определены правила выработки условных рефлексов: совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго; при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным временная связь постепенно затормаживается.

УСПЕНСКИЙ ПЕТР ДЕМЬЯНОВИЧ

УСПЕНСКИЙ ПЕТР ДЕМЬЯНОВИЧ (1878, Москва - 1947, Лондон) философ, теософ, популяризатор религиозно-философской системы Г.И.Гюрджиева.

Биография.

Родился в семье разночинцев. Получил хорошее образование, включавшее курсы математики, естествознания, поэзии и живописи. Начиная с 1907 г. погрузился в изучение эзотерических учений. Путешествовал по Востоку, здесь познакомился с йогой. На основе этих путешествий написал книгу "Tertium Organum". Читал лекции в Москве и Петрограде. В 1915 г. встретился с Г.И.Гюрджиевым, учение которого восходило к суфизму. В 1921 г. разорвал с ним из-за неприятия слишком жестких отношений "учитель - ученик" и стал разрабатывать собственную систему. С 1921 г. жил в Лондоне. В 1931 г. вышла его книга "Новая модель вселенной". Читал лекции в Лондоне и Нью-Йорке по системе Гюрджиева - курс из пяти лекций по космологии и пять лекций по психологии. "Психологические лекции 1934-1940 гг." были опубликованы в 1940 г. Последняя его рукопись "Фрагменты неизвестного учения" была опубликована Гюрджиевым под названием "В поисках чудесного".

Исследования.

Выдвинул идею многомерного мира, в котором четвертым измерением выступает время. Под мистическим понимал процесс познания посредством расширенного сознания. В соответствии со средневековой традицией выделял в человеческом существе три центра: двигательный и инстинктивный, эмоциональный, интеллектуальный.

Сочинения.

Внутренний круг. О "последней черте" и о сверхчеловеке. СПб., 1913;

Символы Таро. Пг., 1917; Четвертое измерение. Пг., 1918; Искания новой жизни. Пг., 1918; Tertium organum. Ключ к загадкам мира. М., 1992; The psychology of man's possible evolution. N.Y., 1973, в рус. переводе: Психология возможностей человека. В кн. "Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Под редакцией И.Т.Касавина. М., 1990

УСТАНОВКА

Категория.

Свойство деятельности.

Специфика.

Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901 г. в рамках Вюрцбургской школы Г.Майер и И.Орт, ученики К.Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания (Bewussstseinzustand), а при переводе на английский язык получили название установок сознания. Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н.Узнадзе.

УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ

УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ - см. социальная установка

УСТНАЯ РЕЧЬ

Категория.

Форма речи.

Специфика.

Речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух.

УТОМЛЕНИЕ

Категория.

Характеристика работоспособности.

Специфика.

Временное снижение уровня работоспособности под действием фактора длительности воздействующей нагрузки. Обусловлено физическим и психическим истощением. При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, увеличивается инертность неравных процессов, снижаются показатели чувствительности, внимания, памяти, мышления, возникают отрицательные эмоции (переживание усталости), снижается производительность труда по качеству и скорости.

УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (13.06.1875, с. Вослома - 31.08.1942, Ленинград) - русский физиолог, создатель учения о доминанте.

Биография.

В 1898 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию. С 1899 г. обучался в Санкт-Петербургском университете сначала по языкознанию, затем по естественным наукам. С 1902 г. работал на университетской кафедре физиологии у проф. Н.Е.Введенского. С 1912 г. - приват-доцент, с 1919 г. - профессор университета. С 1920 г. - заведующий физиологической лабораторией в Петергофском естественнонаучном институте. С 1925 по 1929 г . руководил биологическим отделением Ленинградского университета. В 1935 г. основал и возглавил Физиологический институт Ленинградского университета. С 1937 г. - руководитель электрофизиологической лабораторией АН СССР. Академик АН СССР (1935).

Исследования.

Проводил исследования возбуждения, торможения и лабильности головного мозга. Разработал учение о доминанте. В качестве одного из принципов регуляции активности мозга рассматривал усвоение ритма внешних раздражителей органами.

Сочинения.

Парабиоз и доминанта. Л., 1927;

Возбуждение, торможение, утомление // Физиологический журнал СССР. Т. XVII, 1934; Собрание сочинений. Т. 1-4, 1945-51

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Категория.

Ведущая деятельность младшего школьного возраста.

Специфика.

В ее рамках происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

Категория.

Моделируемая в обучении проблемная ситуация.

Специфика.

Ее разрешение связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные.

УЧЕБНЫЙ АНАЛИЗ

Этимология.

Происходит от греч. analysis - расчленение.

Категория.

Психоаналитическая процедура, служащая целям образования психоаналитиков.

Специфика.

Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента. Необходимость таких учебных процедур определяется тем, что психоаналитик должен не только владеть определенными теоретическими знаниями и навыками установления личных контактов, но и научиться отслеживать проявление своих собственных комплексов, сознательно контролировать контрперенос, а также взаимодействовать со своим бессознательным. Процедура "учебного анализа" включает в себя порядка трех сотен сеансов психоанализа.

Литература.

Gardner J. Self-renewal: The Individual and the Innovative Society. N.Y., 1963;

Moser T. Lehrjahre auf der Couch. Frankfurt, 1974; (Ed.) Goodman S. Psychoanalitic Education and Research. N.Y., 1976

УЧЕНИЕ

Категория.

Форма деятельности.

Специфика.

Овладение новыми психическими орудиями и действиями, за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.

Предыдущая страница Следующая страница