Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ФЕЛЬДШТЕЙН

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФЕЛЬДШТЕЙН

Давид Иосифович (р. 1929) - российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности. Д-р психологических наук (1969), профессор (1974). Чл.-кор. РАО (1996), д. чл. РАО (1999). Почетный член АРА (1998). Ак.-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО (2000). Вице-президент РАО (2001). Учредитель и гл. ред. изданий: Психологи Отечества (в 70 т.); Духовное единение (в 25 т.); серии книг Библиотечка школьного психолога и педагога-практика ; журнала Мир психологии . Засл. деятель науки РФ (2000). Лауреат премий Президента РФ в области образования: в 1998 г. за разработку концепции поуровневого социального развития личности и социально-нормативной периодизации детства; в 2001 г. - в составе других участников проекта). Образование получил, закончив исторический фак-т Душанбинского педагогического ин-та (1951). Профессиональную деятельность начал в качестве школьного учителя истории. С 1952 по 1970 г. работал директором разных школ Душанбе (школы рабочей молодежи, 1952-1953; общеобразовательной школы, 1953 - 1960; комплексной школы-интерната, 1960-1963). В 1963 г. в Москве защитил канд. дис. по педагогике на тему: Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного воспитания детей и подростков. В дальнейшем в Душанбе совмещал педагогическую и научную деятельность. Был начальником отделов детдомов и школ-интернатов МО Таджикской ССР (1965-1966); директором республиканской спецшколы для подростков-правонарушителей (1966- 1970); зав сектором НИИ педагогических наук (1963-1965); зав. проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения Таджикского государственного ун-та (1965-1970). В 1969 г. защитил докт. дис. по психологии на тему: Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте, в которой представлена концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе (Трудный подросток, 1972). С 197Q по 1974 г. Ф. - зав. кафедрой психологии и педагогики Таджикского ун-та. В 1974 г. переехал в Москву, где до 1996 г. возглавлял лабораторию Психологического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах НИИ ОиПП АПН СССР. Основные труды этого периода представляют собой развитие идей, представленных в докт. дис, и касаются проблем социального развития личности в онтогенезе, закономерностей становления социальной зрелости детей, подростков, юношества (Психология воспитания подростка, 1978; Психология развития личности в онтогенезе, 1989). Им была предложена периодизация психического развития личности, основывающаяся на выявлении внутренней взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации. (Психология становления личности, 1994). Выдвинута концепция социально признаваемой и социально одобряемой деятельности как особого по своему психологическому содержанию типа деятельности, сензитивного подростковому возрасту. Это было направлено на решение задачи формирования мотивов, развития сознания, самосознания подростков и стимулирование социальной активности развивающейся личности (Проблемы возрастной и педагогической психологии, 1995). В работах Ф. определены психологические условия возникновения отклоняющегося поведения подростков и разработаны приемы коррекции их различных форм. Выявлены психологические особенности разнообразных самодеятельных групп молодежи, показаны возможности продуктивного диалога с ними (Психология развивающейся личности , 1996; Социальное развитие в пространстве-времени Детства, 1997). Ф. автор и соавтор большого количества научных публикаций, в том числе 23-х монографий. Л.А. Карпенко, В.А.Кольцова

В начало словаря