Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "П" (часть 32, "ПСИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 32, "ПСИ")

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА - раздел кибернетики, изучающий структурно-функциональную организацию взаимодействия различных анализаторных систем, сфер сознания и подсознания в процессе формирования поведения, в процессе взаимодействия людей между собой, с техническими, экономическими, социальными системами. Моделирование психических свойств, составляющих личность человека, включает решение специфических задач: выделение наиболее значимых личностных составляющих (напр., доброта, решительность, страх), разработку специфических измерений этих качеств, изучение динамики становления их в онтогенезе, построения моделей личности, построения моделей различной трудовой деятельности, моделей памяти, мышления, сознания и подсознания. На этой базе можно создать методы управления телом, мышлением и поведением человека в различных ситуациях (физический труд, научная деятельность, спорт, обучение и др.). Большой круг задач входит в решение проблемы моделирования взаимодействия человека с техническими системами. Многие вопросы, решаемые П. к., являются пограничными для эргономики, математической психологии, инженерной психологии, и других отраслей психологии, связанных с моделированием психических явлений. Основное различие состоит в том, что в кибернетических моделях основной упор делается на воспроизведение внешней стороны в то время как в психологическом моделировании (см. Моделирование в психологии) в большей степени стремятся учесть внутренние закономерности протекания исследуемых психических процессов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА - предложенный германским ученым В. Хаммером подход, в соответствии с которым анализ и оценка условий труда оператора должны проводиться не вообще, а с учетом того, как эти условия преломляются путем психологического опосредования на результаты деятельности в данных условиях. П. к. у. т. непосредственно вытекает из разработанного С.Л. Рубинштейном положения о том, что «поведение человека детерминируется внешним миром опосредованно через его психическую деятельность». В соответствии с П. к. у. т. воздействие внешних условий труда проявляется: 1) в конечном результате труда (продукте); 2) в состоянии и самочувствии работающих, включая и личностные признаки; 3) в структуре трудовой деятельности; 4) в характере противоречий между выполняемой задачей и условиями ее выполнения (эти противоречия могут обусловить, напр., разработку рекомендаций по рационализации производства, текучесть рабочей силы, злоупотребление лекарствами и т. п.). При реализации П. к. у. т. необходимо определить, как влияет оцениваемый фактор условий труда на четыре основных компонента деятельности человека: 1) интенциональный компонент (потребностно-мотивационная сфера); 2) операционный компонент (сам процесс деятельности, ее эффективность); 3) активационно-регуляторный компонент (состояния, регулирующие специфическую деятельность); 4) базовый компонент (состояние физических функций, обеспечивающих неспецифическую напряженность). При этом необходимо обеспечить многомерный учет комплекса воздействующих факторов и научно обоснованную их субоптимизацию. Использование П. к. у. т. коренным образом отличают ее от широко распространенного физиолого-гигиенического подхода анализа условий труда, при котором основное внимание уделяется выявлению факторов, вызывающих возникновение преждевременного утомления и профессиональных заболеваний, и разработке мер по их предотвращению.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ (ПСИХОКОРРЕКЦИЯ)

Деятельность по исправлению (корректировке) тех Особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» Модели.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ - система знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях общения, одно из социально-психологических условий предупреждения конфликтов. П. к. о. характеризует способность индивида не переносить деловые конфликты на эмоционально-личностную сферу взаимоотношений, понять логику и мотивы поведения оппонента, снять ненужный эмоциональный накал в отношениях. Основы П. к. о. закладываются в семье и школе. П. к. о. является профессионально важным качеством для руководителя, работающего в любой сфере деятельности.

* * *

система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ (...от лат. mobilis - подвижный) - временная активизация качеств личности (главным образом моральных и волевых), помогающих высококачественному выполнению определенной деятельности. Ее цель не формирование стойких свойств личности (это задача психологической подготовки), а формирование на основе имеющихся свойств личности определенных и полезных для ожидаемой или выполняемой деятельности психических состояний. Эти состояния, усиливая (пусть хотя бы и временно) нужные свойства личности, обеспечивают более успешное выполнение деятельности. Противоположным понятию П. м. является психологическая демобилизация. П. м. является одним из составных элементов психологической готовности к деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА -

соотношение полученных данных в результате психологического обследования с установленными нормами необходимыми и достаточными для достижения приемлемой эффективности в той или иной профессии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности, коллектива к определенному виду деятельности или выполнению задачи. П. п. к выполнению конкретной задачи - это воздействие на личность, группу с целью настройки на выполнение этой задачи и создание субъективных условий для эффективного использования и проявления знаний, навыков, умений, способностей, др. качеств в процессе предстоящей деятельности. П. п. должна отражать психологическую структуру предстоящей деятельности. П. п. спортсмена, врача, учителя, руководителя имеет свои особенности. Есть и общие черты в П. п. представителей разных профессий. Они связаны с качественными характеристиками мышления, воли, мотивов, чувств, знаний, навыков, умений, нравственных черт человека. П. п. является целенаправленным процессом обучения, воспитания, освоения технологии определенного вида деятельности, овладения опытом. П. п. к выполнению конкретной задачи предполагает в сложившейся ситуации активизацию возможностей человека, мобилизацию его духовных и физических сил, всего творческого потенциала. П. п. является важным видом профессиональной подготовки конфликтолога. Деятельность конфликтолога относится к очень сложным социальным видам деятельности. Она может протекать в экстремальных условиях. Разработка методологии, теории, методов и методик общей и специальной П. п. конфликтологов является перспективной и важной задачей конфликтологии.

* * *

целенаправленное формирование индивидуальных приемов, обеспечивающих оператору сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных ситуациях. Формы и методы П. п. весьма разнообразны, они определяются характером и условиями деятельности, а также теми требованиями, которые она предъявляет к психологическим качествам оператора. Одним из способов П. п. является моделирование в процессе тренировки необычных (в том числе и экстремальных) ситуаций и отработка при этом необходимых действий оператора. Такое моделирование может проводиться с помощью специальных стендов и макетов (см. Ситуационное моделирование), либо в идеальном плане. Последнее основывается на воспроизведении тренируемых навыков или отдельных элементов деятельности с помощью умственных представлений. При этом возможна идеомоторная или мысленная тренировка. Приобретаемые в ходе обоих видов моделирования навыки в будущем могут снизить экстремальность и неожиданность ситуации, повышают степень сознательного контроля за протеканием психических процессов. В целом все это повышает психологическую готовность оператора. Другое направление П. п. связано с совершенствованием и тренировкой профессионально важных психологических качеств. Тренировке в первую очередь подлежат те из них, которые являются наиболее важными в структуре профессиональной пригодности и наиболее легко тренируемы. Для тренировки используются как специальные методические приемы (напр., правила мнемотехники), так и специальные психологические тренажеры. Существуют, напр., тренажеры памяти, внимания, реакций и др. Хорошие результаты в плане П. п. дают также специальная производственная гимнастика, нервно-мышечная релаксация (расслабление), самовнушение (аутогенная тренировка). Рассмотренные методы П. п. являются составной частью более общей системы психологической поддержки оператора:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОПЕРАТОРА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОПЕРАТОРА - заданное воздействие на человека в целях облегчения его труда, перевода субъективных переживаний (сопровождающих трудовой процесс) из негативного в позитивный аспект, в результате которого следует ожидать повышения эффективности операторской деятельности. Для дифференциации и организации системы необходимых воздействий на оператора выделяется несколько аспектов П. п. в соответствии с возможными источниками негативных субъективных переживаний. 1) Деятельностный аспект, связанный с оптимальной организацией труда оператора путем выполнения инженерно-психологических требований к технике. 2) Контроль и управление состоянием оператора с целью его нормализации. 3) Социально-личностный аспект, связанный с динамикой мотивов, уровнем притязаний человека-оператора, со спецификой межличностных отношений в группе, социальным статусом человека и др. 4) Педагогический аспект, связанный с организацией и проведением психологической подготовки оператора. При организации деятельности оператора необходимо выделить те ситуации, в которых П. п. наиболее необходима и эффективна. К таким ситуациям относятся срывы деятельности, значительные сдвиги функционального состояния, значительные отклонения рабочей среды, воздействие эмоционального фактора и т. д. Специфика подобных ситуаций заключается в дефиците времени для организации П. п. Именно поэтому встает вопрос об их прогнозировании и подготовке возможных вариантов воздействия на человекаоператора.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента, в т. ч. внутриличностных и межличностных конфликтов. Выступает в двух формах: психологическое консультирование и «неврачебная» (гуманитарная) психотерапия. Психологическое консультирование включает диагностику и коррекцию. Психолог, осуществляя экспертный анализ и оценку проблемы клиента, строит на их основе рекомендации, советы, адресованные консультируемому, а также использует специально подобранные или разработанные им самим коррекционные программы. Психологическое консультирование применяется в самых разнообразных областях деятельности: в бизнесе, образовании, социальной работе, при подборе кадров, в деятельности разного рода психологических служб и т. д. Неврачебная психотерапия состоит из различных направлений, подходов, школ, которые находятся одновременно в отношениях противопоставления и взаимодополнительности. Многообразие психотерапевтической культуры структурируется разным видением и толкованием трех составляющих терапевтического процесса: терапевт - клиент - проблема. Несмотря на все различия, существующие между школами, цель терапии одна: позитивное изменение клиента.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА - деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА - система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах управления, производства, транспорта, образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка, вооруженных сил и др. Прообразом П. с. являются психотехнические (промышленность, транспорт) и педологические (народное образование) лаборатории, существовавшие на предприятиях и в учреждениях СССР в 20 - начале 30-х гг. XX в. В организационном отношении П. с. существуют либо как профессиональные психологические консультации (служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, управленческое консультирование и т. д.), либо как специализированные психологические подразделения в структуре соответствующих организаций. Профессиональная научно-практическая деятельность психологов в П. с. имеет комплексный характер - в ней используются достижения различных психологических дисциплин. Объектами деятельности П. с. в разного рода организациях являются: организация как таковая, группы, ее составляющие, и отдельные люди. Одной из задач П. с. является оказание квалифицированной помощи в разрешении организационных, производственных и семейных конфликтов.

* * *

официально созданная система специальных учреждений, в задачу которых входит оказание людям оперативной психологической помощи. Такая служба создается в различных социальных институтах и организациях, например, в образовании, в медицине, в экономике, в политике, в армии, а также в органах правопорядка и ряде других.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ - специализированное подразделение в структуре предприятия, предназначенное для проведения практической психологической работы. Цель ее деятельности - разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих использование психологических факторов повышения эффективности производства, совершенствование управления социальными процессами в трудовых коллективах, развитие производственной активности работников и создание условий для развития личности. В задачи П. с. п. входит: социальное развитие коллектива предприятия, его стабилизация; совершенствование системы и методов управления, подбора и расстановки кадров; вовлечение трудящихся в управление производством; оптимизация психологического климата в коллективах; разрешение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов; обогащение содержания труда; совершенствование рабочих мест и процесса труда и др. В деятельности службы решаются две основные задачи: 1) психологическая диагностика состояния объектов; 2) воздействие на них с целью оптимизации и развития; оно осуществляется: а) посредством разработки рекомендаций, внедрение которых зависит от руководителей; б) деятельностью самой службы через психологическое обучение персонала, консультирование, психологическое обеспечение процессов и мероприятий и др. Работники П. с. п. обязательно должны участвовать в психофизиологическом обосновании норм труда, разработке режимов труда и отдыха, оптимизации условий труда, психологической поддержке работников.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ - такое проявление тех или иных свойств отдельных членов группы, от которого зависит успешное выполнение групповой деятельности. Наиболее остро проблема П. с. возйикает в малых группах. П. с. конкретной группы определяется характером выполняемой деятельности. При этом разные виды деятельности требуют совместимости по разным свойствам: одни - по физическим (напр., физическая сила), другие - по психофизиологическим (подвижность нервных процессов и т. п.), третьи- по эмоционально-волевым (уровень эмоциональной устойчивости и др.), четвертые- по социально-психологическим (напр., такие черты характера, как общительность, чуткость и др.). Проблема П. с. в группе операторов имеет две стороны: социально-психологическую и психофизиологическую. Социально-психологическая совместимость включает общность целевых установок у членов группы, общность их ценностных ориентации, отношения к деятельности и товарищам, мотивации поступков, а также особенности психологического склада. Под психофизиологической совместимостью следует понимать совместимость по уровню физического и психомоторного развития, одинаковое проявление основных психических процессов и сенсомоторных функций, единую степень тренированности группы в тех или иных профессиональных навыках и умениях, согласованность в динамике временных и силовых показателей высшей нервной деятельности и других функциональных систем организма, совместимость по темпераменту и т. д. При этом понятие совместимости означает не обязательно сходство тех или иных качеств, а их соответствие друг другу у различных членов группы. Вид соответствия определяется конкретным видом групповой деятельности. Психофизиологическая совместимость особенно важна для тех операторских групп, которые работают в рамках единого сенсомоторного поля и в отсутствие непосредственного контакта друг с другом. В этих условиях для операторов особенно важно обладать свойством антиципации, иметь способность к вероятностному прогнозированию действий друг друга, понимать один другого в условиях опосредствованного контакта. Для исследования социально-психологической совместимости могут применяться методы социометрии, а для исследования психофизиологической совместимости - аппаратные методики на основе гомеостата, кибернометра и др. Противоположным понятию П. с. является психологическая несовместимость. Для любой малой группы - это не только различие ценностных установок, отсутствие дружеских связей, неуважение или неприязнь людей друг к другу. Для операторской группы к этому еще нужно добавить неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и другие врожденные и приобретенные свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности. Все это отрицательно влияет на сработанность группы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ЛЮДЕЙ

Способность людей находить взаимопонимание, налаживать хорошие личные и деловые взаимоотношения, сотрудничать друг с другом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ -

частная система психологических принципов, закономерностей, концептуальных положений, а также теоретических фактов в своей совокупности обьясняющих ту или иную сторону психической реальности и являющихся результатом решения крупной научной проблемы в психологии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - выдвинутая в отечественной психологии система представлений о происхождении и развитии психики, сущности психических процессов как особой формы деятельности - продукта развития материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая преобразуется в ходе общественно-исторического развития во внутреннюю деятельность. П. т. д. выступает как фундамент единой и монолитной психологии, позволяющей дать последовательную и непротиворечивую рекомендацию нередуцируемой психологической реальности. Ядро П. т. д. составляют следующие научные положения. Предметом психологии является целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах, в их взаимопереходах и трансформациях, в ее постоянном развитии. Генетически исходной и основной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивидуального сознания; обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Взаимно превращающимися единицами, или составляющими деятельности, являются потребность, мотив, цель, условия и соотносимые с ними деятельность, действие, операция. Главными процессами деятельности выступают интериоризация внешней ее формы, приводящая к субъективному образу действительности, и экстериоризация ее внутренней формы как опредмечивание образа, как его переход в объективно-идеальное свойство предмета. Конституирующей характеристикой деятельности является ее предметность; первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредствуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом. Предметная детерминация деятельности возможна благодаря ее особому качеству - универсальной пластичности, уподобляемости свойствами, отношениями и связями объективно-предметного мира. Предметный характер деятельности реализуется через нужду субъекта, переходящую в потребность, и через поисковые, опробывающие действия, имеющие функцию уподобления. Деятельность и ее составляющие по определенному закону дробятся и укрупняются, чему соответствует дифференциация и интеграция ориентирующих их субъективных образов. Метод психологического анализа деятельности человека направлен на выявление ее конкретно-исторической природы, строения, предметного содержания и взаимопереходов ее форм и составляющих, происходящих в соответствии с их системными связями и отношениями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦИКЛА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦИКЛА -

теория зарубежных политических экономистов, находящаяся на границе психологии и экономической науки и пытающаяся обьяснить смену фаз экономического цикла такими субьективными, психическими факторами, как смена настроений и состояний: уныния, оптимизма, ажиотажа, разочарования, паники.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности. Среди компонентов П. у. выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. «Удельный вес» составляющих П. у. у конкретного человека не м. б. одинаков. Невозможно быть устойчивым ко всему, т. е. П. у. - это не устойчивость вообще. Показателем П. у. является не стабильность как таковая, а вариативность, которая рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче. В результате исследований установлена зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня П. у. и профессионального мастерства. Оказалось, что с ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше начинает зависеть от П. у., а не только от профессионального мастерства (А. Я. Анцупов, 1986).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФАКТОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФАКТОЛОГИЯ - научные факты, характеризующие психику человека и животных.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - любой психологический процесс или акт, в противопоставление содержанию сознания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ - знания, опирающиеся на психологическую фактологию (см. Психологическая фактология) и теоретические рассуждения о закономерностях и механизмах формирования, развития и функционирования психики.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ТРУДА:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ТРУДА: -

1. Осознание социальной ценности результата труда. Уровень данного осознания определяется: степенью представленности у субъекта труда знаний о требованиях к результату труда; отношением к труду; эмоциональным проявлением субъекта труда в деятельности и их адекватность его представлениям и знаниям. . Осознание обязательности выполнения порученного дела в заданных нормах. Уровень представленности данного признака определяется на основании: оценки характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в определенных рамках; оценки адекватности эмоционального состояния субъекта труда уровню его сознания. 3. Сознательное применение орудий и средств профессиональной деятельности, рассматриваемое с позиций: теоретической подготовленности, сформированности знаний, умений, навыков; адекватности эмоциональных проявлений соответственно уровню профессиональной готовности субъекта труда. 4. Осознание межличностных отношений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕНАЖЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕНАЖЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ - совокупность психолого-педагогических, инженерно-психологических, психофизиологических, индивидуально-психологических вопросов, возникающих при проектировании и эксплуатации современных технических средств подготовки операторов, построенных по принципу моделирования (имитации) реального технологического процесса или технического устройства. Особое значение П. п. т. о. приобрели в связи с обострением проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, обслуживающих современные производства или управляющих сложнейшими техническими устройствами. Высокая цена человеческой ошибки не допускает возможности поиска оптимальных способов управления ими путем случайных проб. Поэтому основная нагрузка по формированию психологической структуры профессиональной деятельности переносится на тренажеры. Если в первые годы тренажерного обучения основные усилия направлялись на достижение физического сходства тренажера и моделируемого процесса или объекта, то позднее акцент сместился в сторону психологического подобия - соответствия психологических механизмов, формируемых с помощью тренажера, механизмам, обеспечивающим успешную профессиональную деятельность специалиста. Поэтому актуальными становятся проблемы: 1) построение психологической модели формирования продеятельности; 2) выявление ее ключевых характеристик и параметров; 3) определение перечня компонент, которые целесообразно формировать с помощью тренажеров; 4) разработка психолого-педагогического и учебно-методического обеспечения тренажеров. Психологический подход к проблеме использования тренажеров нередко снимает надобность применения крайне трудоемких в создании и дорогостоящих полномасштабных тренажеров, позволяет заменить их функциональными тренажерами, с помощью которых формируются многие ключевые элементы психологической структуры профессиональной деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ -

концепции, согласно которым источники войн и других конфликтов коренятся в психологии людей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

система познания профессиональной деятельности,обеспечивающая изучение внешних и внутренних составляющих структуры профессиональной деятельности в их взаимодействии с целью выявления закономерности регуляции процессов формирования,протекания и изменения профессиональных навыков,а так же для установления характера влияния возникающих взаимосвязей между внешними и внутренними составляющими профессиональной деятельности на эффект работы человека.Психологический анализ профессиональной деятельности включает:

· нормативно-параметрическое описание профессиональной деятельности,

· описание внешней структуры проф.деятельности (морфология),

· описание вешнего функционального строения проф. деятельности (функциональное строение),

· оценка эффективности функционирования исследуемого объекта на внешнем уровне,

· описание внутренней психологической структуры проф.деятельности (морфология),

· описание внутренней функциональной структуры профессиональной деятельности (функциональное строение),

· оценка влияния взаимодействия внешних и внутренних составляющих деятельности на эффективность труда.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР (...от франц. barriere - преграда, препятствие) - психологическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий. Эмоциональный механизм П. б. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей,- стыда, страха, чувства вины, тревоги, низкой самооценки. В социальном поведении П. б. представлены коммуникативными барьерами (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатий, в отсутствии гибкости межличностных социальных установок и т. п., а также смысловыми барьерами (взаимонепониманием между людьми, являющимся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл). П. б. часто возникают вследствие боязни, неприятия новых методов управления (напр., с помощью АСУ), внедрения новой техники (напр., ЭВМ), новых методов и приемов труда и т. п. П. б. могут возникать при взаимодействии человека и ЭВМ (страх диалога с машиной, недоверие к выдаваемой ею результатам, нетерпение при ожидании ответа ЭВМ и др.). Все перечисленные и многие другие ситуации являются объектом изучения инженерной психологии и психологии управления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ (...от греч. diagnosis - способный распознавать) - основная цель психодиагностики; конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Предмет П. д.- установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важный элемент П. д.- необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. П. д. может устанавливаться на разных уровнях. Первый, низший - симптоматический, или эмпирический,- ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Второй - этиологический уровень - учитывает не только наличие симптомов, но и причины их возникновения. Третий, высший - типологический уровень - состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, ее психической структуре. Пока чаще всего приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Их содержание обычно совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется развивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ РАН»

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ РАН» - периодическое научное издание, выпускаемое с 1980 г. Журнал рассчитан на ученых, разрабатывающих теоретические и прикладные проблемы основных областей психологической науки, ученых, работающих в смежных с психологией общественных, естественных и технических науках, а также практических работников, организаторов производства, инженеров, преподавателей, юристов, экономистов. Основная тематика статей охватывает проблемы практически всех областей психологии, в том числе психологии труда, психологии управления, инженерной, математической,-экспериментальной, экономической психологии и др. Журнал освещает вопросы текущей научной жизни, помещает критико-библиографические материалы, печатает ранее не публиковавшиеся или малоизвестные работы видных психологов. «П. ж. РАН» имеет целью концентрировать внимание исследователей и всех интересующихся проблемами развития психологической науки и практики на ключевых вопросах различных отраслей психологии, освещать достижения отечественных и зарубежных ученых, знакомить читателя с научно-практической значимостью анализируемых проблем и вопросов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ (...от греч. klima- наклон) - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного П. к.: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы, отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов группы о ее задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к группе; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов группы; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и др. Характер П. к. в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием П. к. и эффективностью совместной деятельности существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и П. к. в любом (в том числе производственном) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно-обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных групп с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов группы навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (социально-психологический тренинг). П. к. во многом зависит от стиля руководства. В своей деятельности по оптимизации П. к. следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов группы. Синонимы понятия П. к.- социально-психологический климат, морально-психологический климат, психологическая атмосфера коллектива.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПРОФЕССИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПРОФЕССИИ - типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделенный на основании общности психологических требований к человеку. П. м. п. состоит из двух частей: характеристики типового элемента деятельности и психологических требований, предъявляемых к человеку. Напр., П. м. п., связанной с измерением объектов деятельности без помощи инструментов, имеет такую структуру: 1) типовой элемент деятельности - «измерение объектов без помощи инструментов и 2) психологическое требование к человеку - хорошо развитый глазомер. Типовые элементы деятельности (модули) относятся к разным ее сторонам: к целям, условиям, орудиям, отдельным операциям и предметам труда. Для каждой из этих сторон деятельности В. Е. Гавриловым разработана сводка перечней типовых психологических модулей различных профессий. Пользуясь ею, можно в короткий срок разработать элементарную психологическую характеристику профессии, пригодную для целей профориентации и профотбора. Каждая профессия обычно оценивается несколькими модулями, которые характеризуют ее с разных сторон. Поэтому психологическая характеристика профессии определяется суммой модулей, относящихся к ней. При выборе и определении П. м. п. целесообразно руководствоваться следующими критериями: 1) модуль должен иметь настолько важное значение, что его игнорирование приведет к невозможности качественного выполнения профессиональных задач; 2) модуль (если он не отвечает первому критерию) должен достаточно часто и регулярно проявляться в процессе работы по данной специальности; 3) модуль должен быть присущ большинству специальностей внутри данной профессии; 4) модуль должен соответствовать программе обучения и перспективам развития данной профессии; 5) модуль должен соответствовать инструкциям и правилам безопасности труда, а также требованиям средней квалификации работника данной профессии. Психологическая характеристика профессии складывается из суммы модулей, присущих данной профессии. Практически каждая из них предполагает наличие от двух до пяти модулей. Если в процессе соотнесения модулей с профессией всем критериям соответствует только один модуль, можно несколько «смягчить» критерии выбора. И наоборот, если число модулей больше указанного, критерии следует ужесточить. В то же время надо отметить, что психологическая характеристика модуля может соответствовать не всем специальностям профессий, имеющих данный модуль, но обязательно большинству из них (см. также Модульный подход в профессиографии) (В. Е. Гаврилов).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР - один из видов профессионального отбора, предназначенный для выяснения у кандидатов тех профессионально важных психологических качеств, которые необходимы для овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями, определяющими успешность обучения в установленные сроки и эффективность последующей профессиональной деятельности. Среди других видов профессионального отбора П. о. занимает особое место. Это связано с тем, что психологические испытания позволяют достаточно быстро и эффективно измерить большое число психологических свойств, выявить тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, которые другими методами можно определить лишь в процессе длительных наблюдений. Ценно, что психологические характеристики и свойства человека могут количественно выражать профессионально важные (значимые) качества личности и обладают для многих профессий достаточно высокой прогностичностью. Основной принцип П. о.- его обоснованность, которая рассматривается в двух аспектах: 1) обоснование необходимости проведения самого П. о., поскольку он целесообразен лишь для определенного круга видов деятельности, предъявляющих специальные требования к оператору; 2) выбор и обоснование необходимых методик П. о., адекватных характеру решаемой задачи. При проведении П. о. используются различные психологические методы исследования: опрос, беседа, экспертные оценки, регистрация трудовых действий и др., однако целями П. о. являются: 1) прогнозирование профессиональной пригодности к обучению по данной специальности; 2) прогнозирование профессиональной пригодности к специфической деятельности по конкретной специальности; 3) прогнозирование профессиональной пригодности к управлению и руководству другими людьми. П. о. проводится в следующей последовательности. Вначале составляется психограмма изучаемой деятельности и на основе ее определяются профессионально важные качества, необходимые для успешного обучения и выполнения деятельности. Затем выбираются методики, с помощью которых можно проверить степень развития этих качеств у кандидата на работу. По выбранным методикам проводятся контрольные испытания и оценивается корреляция между успешностью деятельности и результатом оценки кандидата по каждой методике и их совокупности. С целью выбора наиболее приемлемых методик и исключения малоинформативных используют корреляционный и факторный анализ. Итогом этой работы является обоснование необходимого и достаточного набора (батареи) методик, позволяющих с достаточной вероятностью прогнозировать профессиональную пригодность кандидатов. Затем разрабатываются и обосновываются организационно-методические формы проведения П. о., в соответствии с ними проводится обследование кандидатов и делаются выводы о их профессиональной пригодности (напр., абсолютно пригодные, условно пригодные, непригодные). При оценке профессиональной пригодности чаще всего ориентируются на поиск лиц с высоким уровнем развития обследуемых качеств (подход по максимуму), реже стараются выявить и отсеять лиц с низкими показателями этих качеств (подход по минимуму). Выбор подхода зависит от конкурса претендентов и сложности профессии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ - используемый в культурологии подход, который ориентирует исследователей на изучение субъективных механизмов поведения и деятельности носителей конкретной культуры, их индивидуальных и личностных качеств, сознательного и бессознательного в их психике.

Культурология считает психологический подход чрезвычайно важным средством исследования особенностей национальной культуры.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИМБИОЗ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИМБИОЗ - изначально возникающее эмоционально-смысловое и психологическое единство матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития его сознания и личности.

Ср.:

«Ты должна поправиться! Ты пила из моей груди жизнь и силы, когда была хрупким прелестным младенцем… доченька моя! Мы так долго были врозь! Теперь я вернулась, чтобы лелеять тебя». Она привлекла Каролину к себе на грудь, обняла и принялась тихонько покачивать, словно убаюкивая маленького ребенка. «Мама! Маменька! Дитя прильнуло к матери, и та, услышав призыв, почувствовав трепетную жажду ласки, прижала ее к себе еще крепче (Ш. Бронте, Шерли).

Ср. аналитическая депрессия.

* * *

[греч. symbiosis- сожительство] - 1) Изначально возникающее эмоционально-смысловое единство матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития его сознания и личности. 2) Чрезмерно тесная связь между ребенком и взрослым (чаще всего матерью) или между двумя детьми (напр., в близнецовой паре), тормозящая развитие личности ребенка, препятствуя формированию самостоятельности и независимости. В младенческом возрасте возникновение нормального П. с. обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Близким к понятию П. с. является введенное Л.С. Выготским понятие «пра-Мы»- первоначальное сознание психологического единства матери и младенца, которое предшествует «возникновению сознания собственной личности, т.е. сознания дифференцированного и выделенного «Я». Развитию П. с. способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца. В более позднем возрасте П. с. сохраняется вследствие воспитания ребенка в условиях гиперопеки и повышенного контроля со стороны взрослых. П. с. особенно часто поддерживается в неполных семьях, если одинокая мать полностью «замыкается» на ребенке, или, напротив, в ситуации, когда в воспитании единственного ребенка участвует особо большое количество взрослых (бабушки, тети и т.п.). Длительно сохраняющийся П. с. затрудняет нормальное общение ребенка со сверстниками, приводит к его изоляции в группе. Преодоление П. с. требует большой осторожности и постепенности, так как резкое и внезапное предоставление ребенку высокой степени свободы, к которой он не готов, может вызвать у него тяжелый стресс. В некоторых случаях П. с. возникает в результате отклонений в общем психическом развитии ребенка (напр., при аутизме). В.В.Абраменкова, А.Л.Венгер

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ХОДЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ХОДЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ - это такое влияние на психику личности, а также групп людей, представителей различных этнических общностей в процессе взаимодействия и взаимоотношений, которое в конечном итоге сказывается на их поведении, способствует адаптации и взаимопониманию.

Оно неизбежно несет на себе отпечаток проявления национально-психологических особенностей субъектов общения. Психологическое воздействие в ходе межнационального общения возникает вместе с началом; самого процесса межнационального общения и присутствует независимо от желания или нежелания субъектов его осуществлять. Оно может проявляться спонтанно или целенаправленно, преднамеренно или непреднамеренно, иметь двух- или многостороннюю направленность (в зависимости от количества субъектов и ситуаций общения) и происходить непрерывно на протяжении всего процесса межнационального общения.

Непреднамеренное психологическое воздействие присутствует всегда и обусловлено различиями в проявлении национально-психологических особенностей его субъектов и не преследует какую-либо конкретную цель. Преднамеренное психологическое воздействие представляет собой совокупность различных способов и приемов воздействия на психические процессы, свойства и состояния представителя другой этнической общности, позволяющие изменять поведение его объекта в необходимом направлении. Психологическое воздействие в межнациональном общении оказывает влияние на теоретический и обыденный уровни общественного сознания людей другого этноса, а также на их подсознание.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ - феномен субъективного восприятия временной длительности в зависимости от того или иного душевного состояния.

Время страшно растягивается, когда постоянно думаешь о ком-нибудь наяву и во сне (Б. Прус, Кукла).

Трудно сказать, сколько времени продолжалось это кошмарное состояние, такие мгновения обладают иной длительностью, чем спокойные отрезки времени (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

Счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов, Горе от ума).

* * *

отраженная в психике человека временная система отношений физических, социальных, психических процессов в его жизни, система взаимообусловленных межсобытийных связей типа "причина - следствие", "цель - средство" и т.д. П.в. может не совпадать с реальным временем: оно имеет свойство "уплотняться" в эмоционально, деятельно насыщенные периоды развития человека и "замедляться" в период бездеятельный, эмоционально однородный.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА - влияние цвета на психику человека и протекание у него психических процессов. Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) вызывают психологическое ощущение тепла; стимулируют деятельность вегетативной нервной системы, внимание, оказывают возбуждающее действие, приводят к кратковременному повышению производительности труда; больше всего подходят к помещению, где физическая нагрузка на человека не велика и где пребывание его относительно непродолжительно. Холодные цвета (синий, голубой, сине-зеленый) вызывают психологическое ощущение холода; подавляют деятельность вегетативной нервной системы, успокаивают, облегчают напряжение глаз, способствуют сосредоточенности внимания; подходят для помещений с высокой температурой воздуха, а также там, где физическое напряжение человека велико и период пребывания продолжителен. Насыщенные цвета, а также сочетания цветов при большом цветовом контрасте оживляют пространство, поднимают настроение и стимулируют работу органов чувств; эти цвета рекомендуются использовать как сигнальные в целях безопасности, а также для идентификации зрительного образа. Светлые (с большой яркостью) и насыщенные цвета применяются в наименее освещенных местах, чтобы достичь наибольшей видимости и различения; улучшают контраст но яркости на рабочих местах, стимулируют поддержание порядка; предметы :- носители этих цветов кажутся более легкими. Зеленый цвет психологически благоприятно действует на зрение, снижает нервную усталость, способствует бодрому настроению, стимулирует умственную деятельность и помогает сосредоточиться на работе. Комбинация из оранжевых и светло-синих цветов стимулирует психофизиологическую и физическую активность. Однако следует критически относиться к данным о том, что тот или иной цвет сам по себе «стимулирует нервномышечную деятельность», «располагает к вдохновению» и т. п. В действительности П. з. ц. необходимо рассматривать во взаимосвязи с особенностями личности, спецификой деятельности, другими условиями среды и т. п. Все это предполагает профессиональный психофизиологический анализ и соответствует рекомендации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - научное изучение психических явлений. Предполагает следующие этапы: 1) формулировка проблемы; 2) выдвижение гипотезы; 3) проверка гипотезы - получение эмпирических данных и их обработка; 4) интерпретация результатов проверки - соотношение полученных данных с исходной гипотезой, выводы о достоверности гипотезы и дальнейшее соответствие ее с теорией, в рамках которой формировалась гипотеза; при необходимости - пересмотр определенных положений, что порождает новые проблемы, новые гипотезы и т. д. П. и. может строиться на базе эксперимента, наблюдения, психодиагностической процедуры, беседы. Все они могут выступать и как относительно самостоятельные методы или являться составной частью эксперимента. При проведении П. и. необходимо исключить ситуации, которые могут привести к ошибочным результатам и их интерпретации (см. Эффекты психологического эксперимента). Частными случаями П. и. могут быть: лонгитюдное исследование; пилотажное исследование (предшествует основному и служит для определения главного направления, уточнения наиболее важных гипотез и т. д.; иначе такой тип исследования называется поисковым экспериментом); полевое исследование (проводимое в нормальных, естественных условиях); психодиагностическое (проводимое с целью проверки гипотез о зависимостях между различными психологическими переменными); факторное (проводимое методом факторного анализа с целью исследования черт личности) и др.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (от англ. consult - советоваться, обращаться за советом) - разновидность психологической помощи, которая в своей основе опирается на психологическое просвещение клиента. Консультант выслушивает клиента о его проблеме, оказывает поддержку, дает разумный совет, рассказывает, как это бывает у др. и помогает взглянуть на ситуацию со стороны. В отличие от психотерапии, П. к. не предполагает масштабных и длительных действий. Обычно в течение нескольких консультаций клиент получает то, что ему было нужно от специалиста. П. к. широко применяется для оказания помощи в разрешении семейных, супружеских конфликтов, конфликтов между родителями и детьми, др. межличностных конфликтов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - метод, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования или совершенствования путем имитации жизненных или производственных ситуаций в лабораторной обстановке. Модели ситуаций представляют собой обычно моделирующие устройства, которые могут применяться в дидактических или исследовательских целях. Моделирующие устройства дидактического назначения представлены тренажерами различных типов и аудиовизуальными пособиями (макеты, схемы, карты, теле- и киноустановки). Для научных исследований применяются, кроме того, моделирующие устройства (стимуляторы) для исследования спо- собности индивидуала, эффективности функционирования СЧМ и т. п. Назначение этих устройств состоит в имитации определенной трудовой, спортивной, учебной и т. п. ситуации, в которую включается испытуемый, и регистрации особенностей его поведения в данной ситуации. Применительно к П. м. деятельности оператора часто говорят о физическом моделировании.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АСУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АСУ - концепция , выдвинутая А. И. Прохоровым, для учета психологического фактора при создании, внедрении и эксплуатации АСУ организационного типа. В отличие от АСУ технологическими процессами, деятельность оператора в которых изучает инженерная психология, организационная АСУ рассматривается как социотехническая система. Поэтому в качестве объекта изучения и проектирования выступает организация как социальная система. При этом, в отличие от инженерной психологии, человек-оператор как объект исследования отодвигается на второй план, и его место занимает человек - пользователь ЭВМ. В свою очередь, пользователи ЭВМ подразделяются на пользователей-руководителей и пользователей-исполнителей. Важнейшими и трудоемкими задачами П. о. АСУ являются анализ, проектирование и формирование эффективной управленческой деятельности пользователей, и прежде всего - руководителей. Проектирование деятельности людей в АСУ сводится к анализу управляющей деятельности людей, синтезу (формированию) этой деятельности и оптимальной (рациональной) ее организации. Для этого решается ряд более частных задач: определение автоматизированной и неавтоматизированных частей деятельности; разработка должностных инструкций; обоснование требований к профотбору, подготовке и психологической совместимости персонала АСУ; снятие психологических барьеров, связанных с внедрением АСУ и изменением методов управления; создание положительного отношения у персонала АСУ ко всем нововведениям; проведение тренировок персонала АСУ с помощью организационно-деятельностных игр и пр. П. о. АСУ является одним из важнейших направлений исследований в психологии управления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЧСКАЯ СЛУЖБА

ПСИХОЛОГИЧСКАЯ СЛУЖБА -

организационно-научная система для проведения психологических мероприятий, направленных на научно-психологическое обеспечение практической деятельности людей.

ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ - отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности. Объектом П. б. являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью. Это обусловлено тем, что фактически существует общая психологическая проблема - изучение закономерностей деятельности человека в условиях физической опасности и поиск путей обеспечения ее безопасности. В центре этой проблемы стоит человек как субъект деятельности,.а не ее орудие. При таком подходе к организации исследований открываются возможности для выявления общих психологических закономерностей, присущих различным видам деятельности, связанным с опасностью. Эти теоретические положения должны лежать в основе частных исследований, проводимых с учетом специфики отдельных видов деятельности. Предметом П. б. являются: 1) психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность; 2) психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности его деятельности; 3) свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности. Многие положения П. б. используются в инженерной психологии и научной организации труда при разработке более безопасной техники и условий труда, а также более совершенных средств защиты (М. А. Котик).

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ - направление в психологии, изучающее изменения психической деятельности в возрастном их аспекте.

ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ - направление психологии, основным предметом исследования в которой являются бессознательные психические процессы (психоанализ, неопсихоанализ, нео- и юнгианство и др.).

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ - межотраслевой раздел психологии, изучающий развитие психики ребёнка, начиная от момента его зарождения и особенно фетального периода развития до пубертатного возраста (в среднем 12 лет). Внимание исследователей может быть сосредоточено при этом на нормальном (адаптивном) или на патологическом психологическом развитии, на изучении мотивов, эмоций, социализации, познания, научения, поведения и вообще на любом изучаемом в психологии психологическом процессе и состоянии. Результаты исследований детской психологии имеют существенное значение для описания и интерпретации психопатологических феноменов у пациентов детско-подросткового возраста, так как многие из упомянутых феноменов представляют собой результат патологического усиления, ослабления или искажения свойственных детям особенностей восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, самосознания и самовосприятия.

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ - 1. особое направление в бихевиоральной медицине, имеющее дело с психологическими требованиями к тому, что касается диагностики и профилактики психологических компонентов, принимающий участие в развитии физической дисфункции; 2. психологические качества зрелой, здоровой личности; 3. психологические качества, способствующие укреплению, поддержанию и восстановлению здоровья.

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДЛЕРА

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДЛЕРА - направление в психологии, изучающее влияние ранних детских впечатлений на последующее психическое развитие индивида. Как считает А.Адлер, отправным пунктом этого развития является врождённый комплекс неполноценности ребёнка, который преодолевается далее нормальным (просоциальным) или анормальным, а-или антисоциальным образом (агрессивность, властность, нетерпимость, склонность к эксплуатации и т.п.).

ПСИХОЛОГИЯ КЛАССА

ПСИХОЛОГИЯ КЛАССА - форма духовного освоения классом условий его бытия, включающая в себя потребности и интересы класса, его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и др. элементы.

Различают психологию крупной и средней буржуазии, мелкой буржуазии (крестьянства, мелких собственников предприятий торговли и сферы обслуживания), пролетариата (индустриальных и сельскохозяйственных рабочих), интеллигенции и т. д.

Основные различия в проявлении психологии классов порождаются доминированием в сознании разных общественных ценностей и отношения к ним. В психологии класса отражаются и национально-психологические особенности представителей класса. Психология класса детерминируется его социально-экономическим положением в обществе, местом класса в системе общественного производства и отношением к средствам производства, уровнем развития класса, его образом жизни. На психологию класса оказывает влияние его идеология.

ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ - отрасль психологической науки, изучающая поведение, функционирование и структуру психического отражения реальности и деятельности индивидов и групп, связанных с созданием и использованием компьютеров, включая их программное обеспечение. Основные научные проблемы П. к.: 1) изучение закономерностей и принципов организации различных видов человеческой деятельности, осуществляемой посредством компьютеров; 2) изучение закономерностей и принципов организации диалога человека и ЭВМ; 3) изучение законов психического отражения и развития при использовании ЭВМ; 4) совершенствование концептуальных моделей различных видов психической активности. Основная прикладная задача П. к.- разработка психологических основ создания эффективных компьютеризованных систем. Центральное положение психологической модели мышления в контексте компьютеризации - тезис о неалгоритмической природе мышления. Сущность творческого мышления не сводится к алгоритму, она проявляется прежде всего в ломке старых и создании новых алгоритмов, в осуществлении мышления способом, отличным от алгоритмических процедур. Неалгоритмическая, модель есть модель мышления как деятельности, где развертываются процессы целеобразования, смыслообразования и мотивообразования, выражающие ее творческую природу. При оценке уже достигнутого уровня интеллектуальности ЭВМ, проектов ее совершенствования, обоснования выбора конкретного уровня компьютеризации важно учитывать психологические характеристики интеллектуальной деятельности, которые не воспроизводятся в «интеллектуальных» компьютерных системах: мотив, эмоциональная регуляция, целеобразование. Из психологических принципов организации взаимодействия человека и ЭВМ наибольшее внимание уделяется принципу индивидуализации. Компьютеризация имеет определенные психологические последствия - совокупность изменений, порождаемых ею в психике. Эти изменения значительны и относятся к познавательным и эмоционально-мотивационным процессам, к сознанию и бессознательному, к личности и индивидуальности. Изменения могут быть ситуативными и устойчивыми, прямыми и побочными. Изучение последствий компьютеризации и организации ЭВМ с их учетом - одна из актуальных задач П. к.

ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ - область отечественной психологии, изучающей весьма широкий круг проблем, таких, как психологические аспекты заболеваний человека, деятельности медицинских работников, отношений между ними и пациентами, а также тех отношений, которые складываются в группах пациентов и в коллективах медицинских сотрудников. Кроме того, это изучение роли психологических факторов в развитии патологии, исследование влияния соматического расстройства на психику пациентов, разработка способов диагностики психической патологии у пациентов разного профиля, методов профилактики психосоматической патологии, разработка и практическое применение приёмов психотерапии, психологической коррекции, обоснование различных подходов к реабилитации и др. Иногда этот термин ассоциируют с психопатологией («частной медицинской психологией»), тем самым понимая последнюю как изучение психологических аспектов психиатрических расстройств или даже семиотику последних.

ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА (...от англ. management - управление) - научное направление, занимающееся разработкой рекомендаций по использованию психологических данных при проведении менеджмента, организации работы менеджеров. Объектом изучения в П. м. выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых подчинена общественно полезным целям, а критериями их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов. Собственно предметом изучения П. м. выступают психологические явления организаций, которые включают психологические факторы, обусловливающие эффективность деятельности менеджеров, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерства, мотивированности, норм и ценностей и др. В предмет изучения П. м. организационно входят как традиционные социально-психологические явления (напр., социальнопсихологический климат, общение), так и вопросы психологии труда (анализ трудовой деятельности, функциональные психические состояния, организация рабочего места, психологические основы качества, надежности и бездефектности труда), общей психологии (теория деятельности, личности, развития) и др. прикладных направлений психологии (см. также Менеджмент).

ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ

ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ - одна из первых социально-психологических теорий, сложившаяся в Германии во второй половине XIX в.

Теоретической основой ее стали философское учение Гегеля о "народном духе" и идеалистическая психологическая концепция И. Гербарта о сознательном и бессознательном в психике (душе).

Создателями теории П.н. были немецкий философ и языковед X. Штейнталь и швейцарский философ М. Лацарус. Первоначальный ее вариант, объединяющий результаты историко-филологического и психологического исследования, был изложен в редакционной статье первого номера журнала на немецком языке "Психология народов и вопросы языкознания" (выходил с 1860 г. по 1890 г.). В этом же журнале в статье "Вводные рассуждения о психологии народов" они опубликовали программное положение своей новой концепции.

Основная идея П.н. заключалась в признании ее основателями "духа народа" как единого целого, выражающего психологическое сходство представителей одной нации в языке, нравах, обычаях, мифах, религии и т. д. Индивидуальное же сознание, по их мнению, являлось продуктом "духа народа", развитие которого зависело от внутренних причин. Главная задача "психологии народов" как отдельной науки виделась авторам в психологическом познании сущности "духа народа" и открытии законов, по которым протекает духовная деятельность народа.

Идеи основателей школы систематизировал и развил немецкий философ и психолог В. Вундт, предложивший программу эмпирических исследований языка, обычаев, мифов и т. д. Он рассматривал "психологию народов" как описательную науку, фиксирующую глубинные особенности духовной жизни людей, но не претендующую на открытие законов. Согласно его взглядам, индивидуальная психика, вместе с коллективной, т. е. психологией народов, образует единое целое.

Важной заслугой школы П.н. стала попытка комплексного решения социально-психологических проблем с привлечением достижений таких наук, как психология, этнография, лингвистика и философия.

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ - позитивистское направление в психологии, имеющее целью изучение внешних характеристик поведения, того, что можно наблюдать, измерять, проверять, демонстрировать, представлять в количественной форме. Синоним: Бихевиоризм.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ - наука о действиях человека, работающего с вычислительными и информационными системами. Знания о возможностях и способностях человека как создателя вычислительных систем могут быть углублены с помощью методов экспериментальной психологии, анализа процессов мышления и восприятия, методов социальной, индивидуальной и производственной психологии и теории психолингвистики. П. п.- это новый путь познания, дополняющий современную практику исследований и разработок в области программирования с учетом человеческого фактора. Более точный, основанный на психологии подход не только позволяет уменьшить затраты времени и расходы на разработку программы, но дает и более долговременные преимущества благодаря усовершенствованию качества программного обеспечения. Специалисты по П. п. сосредотачивают свое внимание на таких аспектах, как легкость использования, простота обучения, увеличение надежности, сокращение частоты ошибок, повышение удовлетворенности трудом. В то же время они учитывают производительность ЭВМ, объем памяти, аппаратные ограничения. Предметом П. п. являются всевозможные способы использования человеком ЭВМ, при этом основной упор делается на разработку программного обслуживания и проектирование интерфейса. При решении задач психологии программирования используются данные таких дисциплин, как языки программирования, языки управления операционными системами, средства обращения к базам данных, методы и средства автоматизированного обучения, персональные вычислительные программы редактирования, обработка слов и использование терминала неопытными пользователями. Целью П. п. является облегчение использования ЭВМ человеком. Эта цель может быть достигнута только при понимании возможностей восприятия человека, его способности перерабатывать информацию и принимать решение, при знании стилей мышления и особенностей личности. Эти характеристики человека должны анализироваться в процессе работы с учетом накладываемых машиной ограничений. Добиться улучшения в использовании ЭВМ можно только в результате более глубокого, основанного на экспериментальных исследованиях, знания свойств мышления человека. Это оказывает положительное влияние на практику программирования, использование разработанных программных средств, качество обучения, разработку метрик программного обеспечения, более точное определение склонностей и способностей программиста (Б. Шнейдерман).

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - отрасль психологии, непосредственно увязанная с профессиональной деятельностью человека. Основными задачами П. п. д. являются: изучение специфики психофизиологических процессов в условиях профессиональной деятельности; раскрытие специфических сторон профессиональной деятельности; изучение психологических и социально-психологических функций профессиональной деятельности; психофизиологическое изучение структурных компонентов профессиональной деятельности; исследование эффективности профессиональной деятельности; разработка основ построения системы профессиональных требований. Относится к очень широкому и разнообразному спектру интересов, включая собеседование и набор персонала, влияние условий работы на производительность труда и психологическое благополучие работников, организацию карьеры, психологические консультации и изучение особенностей поведения людей разных профессий. Хотя психологию профессиональной деятельности принято связывать в основном с промышленностью, специалистов этой области можно встретить и в других учреждениях.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - область психологии, изучающей возрастные преобразования психологических функций и личности человека «от колыбели до могилы» (по выражению Холла, который в 20 веке впервые заявил о праве на существование такой дисциплины).

ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница