Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "К" (часть 18, "КОН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 18, "КОН")

КОНФЛИКТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

КОНФЛИКТНАЯ ЛИЧНОСТЬ - акцентуированная личность, стремящаяся к разрешению противоречий жизнедеятельности и взаимодействия с помощью конфликтных действий. К. л. часто является инициатором конфликтов, причем данные конфликты имеют, как правило, деструктивный характер и негативные последствия. В психологическом плане К. л. является личностью дезинтегрированной и дезадаптированной, что определяет восприятие противоречий и проблем как представляющих угрозу для ее интересов, статуса, достоинства, благополучия и пр. Такое восприятие обусловливает ее включение в конфликтное противоборство. К. л. обладает разноуровневыми психологическими характеристиками: общими и особенными. Общие: высокая сила и подвижность нервных процессов, преобладание процессов возбуждения; экстрапунитивный характер реагирования на фрустрации; выраженные акцентуации; амбивалентность отношений; стремление захватить психологическую инициативу; неадекватная самооценка; опыт психологического противоборства; низкая нормативность регуляции поведения. Особенные: специфичность акцентуаций (истероидность, паранойяльность, маниакальность, феминизированность, демонстративность), характерологические особенности (доминантность, недоверчивость, напряженность, опосредованность), направленность на противоборство. Уровень индивидуального проявляется в количественном выражении общего и особенного (В. Г. Зазыкин, Е. В. Зайцева, 1998). Системное описание К. л. возможно по следующим подструктурам: биологическая; психические процессы и функции; опыт; характерологические особенности; профессиональная направленность. Это позволяет осуществлять успешную психологическую диагностику К. л. Основными методами снижения уровня конфликтности личности, компенсации ее дезинтегрированности и дезадаптированности являются целенаправленные психологические воздействия, ориентированные на обобщенные личностно-деловые качества, соответствующие профессиональным эталонам.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - накопившиеся Противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

* * *

(фр. situation, от лат. - situs - положение) - 1. Разновидность трудной ситуации взаимодействия. Для К. с. свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). В К. с. преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом. 2. Один из основных (наряду с конфликтным взаимодействием) структурных элементов конфликта; система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня. К. с. включает в себя факторы макроситуации (физической и социальной среды), влияющие на конфликт участников, объект и предмет конфликта, субъективные характеристики и особенности оппонентов. См. Конфликта структурные элементы

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ВАРИАТИВНАЯ

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ВАРИАТИВНАЯ (в спорте) - спортивная ситуация противоборства, которой присущ вероятностный характер развертывания соревновательной деятельности (поединка, игры), обусловленный: эксплицитно-неопределенными приемами, которые может применить соперник (партнер) для решения конкретной задачи в сложившейся ситуации спортивного противоборства; неопределенностью моментов начала действий противника; элементами дезинформации, преднамеренно вносимыми участниками состязаний. Деятельность спортсмена в К. с. в. характеризуется: значительным арсеналом специализированных средств-приемов, применяемых для решения специфических двигательных задач соревновательной деятельности; непрерывной адаптивной вариабельностью пространственных и временных взаимодействий противников (а также партнеров в играх) наряду с дистанционными лимитами их взаимодействия и дефицитом времени для выполнения приемов, действий; постоянно возникающей психотактической альтернативой и связанной с этим резкой контрастностью эмоций, приобретающих зачастую экстремальные значения; резко переменной интенсивностью нагрузки и чрезвычайной лабильностью функциональной активности организма спортсмена (В. С. Келлер, 1974). Ключевым акцептором действия, основанием для принятия решения в К. с. в. единоборств и игр является динамично отображаемая в сознании спортсмена рефлективная модель поединка (игры). В ответственных соревнованиях спортсменов высшей квалификации жесткие программы деятельности дают меньше шансов на успех, чем программы, предполагающие рефлексивное отображение ситуации, основанные на наиболее вероятной модели поединка (игры) с адекватным алгоритмом деятельности. Поэтому в К. с. в. единоборств и игр следует отдавать предпочтение преднамеренно-экспромтному характеру действий.

КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - а) один из основных (наряду с конфликтной ситуацией) структурных элементов конфликта; совокупность способов, форм и приемов взаимодействия, придающих конфликту такое свойство, как динамизм; б) этап динамики конфликта; собственно конфликт, характеризующийся внешними действиями, конфликтным противоборством.

КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами. К. п. подразделяется на наступательное и оборонительное. Возможно также отступательное К. п.

КОНФЛИКТНОЕ ПОЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ

КОНФЛИКТНОЕ ПОЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ - система организационных взаимодействий субъектов организации, обусловленных теми или иными противоречиями внутри организации и направленных на их преодоление. Представляет собой системный феномен, не сводимый ни к простой сумме конфликтных взаимодействий людей в организации, ни к отдельным типам или формам конфликта. К. п. о. - сфера отношений как внутри организации, так и с др. структурами, в которой возникают противоречия и конфликты. Трансформация социально-экономической сферы общества вызывает изменения К. п. о., характер которых обусловлен спецификой отношений между группами, различающимися по их месту в иерархической структуре организации. Современную ситуацию в большинстве организаций можно определить как латентный социально-трудовой конфликт (И. Н. Шило, 1998). Происходит увеличение социальной дистанции между администрацией предприятия и рабочими, которое отражается на уровне группового сознания как противостояние и является проявлением на организационном уровне процессов социальной стратификации общества. Это обусловлено изменением характера производственных отношений, лежащим в основе осуществляемой в России политической и экономической трансформации общества. Главной особенностью конфликта в современных организациях является его преимущественно социальный характер. Институциональное регулирование К. п. о. включает четыре блока: формальные и процедурные; связанные с особенностями правового регулирования трудовых отношений; обусловленные социально-экономической ситуацией в стране; социокультурные.

КОНФЛИКТНОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

КОНФЛИКТНОЕ ПРОТИВОБОРСТВО - см. Конфликтное противодействие.

КОНФЛИКТНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

КОНФЛИКТНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ - общение, поведение или деятельность оппонентов, состоящие из противоположно направленных действий; чередования взаимных реакций, направленных на утверждение интересов каждой стороны и ограничение интересов противника.

КОНФЛИКТНОСТИ ШКАЛА КАЧЕСТВЕННАЯ

КОНФЛИКТНОСТИ ШКАЛА КАЧЕСТВЕННАЯ - одна из диагностических процедур оценки социальных конфликтов и противоречий. Предложена Л. И. Никовской. Включает девять характеристик межсекторных взаимодействий, упорядоченных по степени нарастания конструктивности (от конфронтации и разногласий - левая часть - через игнорирование до разового сотрудничества и постоянного партнерства - правая часть). Применение К. ш. к. в ходе эмпирических исследований характера взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций в ряде регионов позволило выявить их особенности.

КОНФЛИКТНОСТЬ ГРУППЫ

КОНФЛИКТНОСТЬ ГРУППЫ - один из основных признаков (показателей) социально-психологического климата группы, который характеризует частоту и остроту возникновения и протекания конфликта в группе, вовлеченность в него членов группы. Выделяют низкую, среднюю, оптимальную и высокую К. г. Совокупность психологических явлений, характеризующих К. г., м. б. понята лишь в тесной взаимосвязи с целостными социально-психологическими феноменами самой группы. Центральной детерминантой К. г. является система противоречий, возникающих в процессе развития и воспроизводства предметного плана внутригрупповой активности. Уровень развития группы как коллектива, степень эффективности совместной деятельности выступает ведущим фактором, определяющим содержательные причины и интенсивность К. г. Чем выше уровень развития группы, тем в меньшей степени личностно-прагматические интересы выступают причиной межличностных конфликтов (Т. А. Полозова, 1980). Предметно-деловые по содержанию внутригрупповые конфликты в существенно меньшей степени, чем личностные, ведут к негативным функциональным последствиям. Некоторый уровень предметно-деловой конфликтности не выступает фактором дезинтеграции высокоэффективной системы совместной деятельности. Наиболее удобной и простой методикой определения К. г. является модульный социотест. Использование его двух базовых шкал позволяет выявить все конфликтные взаимоотношения в группе и оценить их интенсивность, сравнить разные группы по показателю К. г. между собой.

КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - степень готовности человека к развитию и завершению проблемных ситуаций социального взаимодействия путем конфликтов, а также относительная частота участия человека в реальных конфликтах по сравнению с др. людьми. По своей психологической природе является сложным интегральным образованием и определяется тремя составляющими компонентами: экстраиндивидуальной (внешней) характеристикой человека со стороны др. людей или представленностью К. л. в метаиндивидуальном мире через разные показатели социальной перцепции; индивидуальными свойствами, симптомокомплексы которых способствуют проявлению разных форм К. л.; метаиндивидуальным влиянием на др. людей или воплощенностью К. л. во внутреннем мире др. субъектов (Т. И. Марголина, 1995). Количественная и содержательная представленность этих трех компонентов определяет вариативность проявления К. л., степень ее выраженности, направленности, стабильности или ситуативности. При высокой К. л. индивид становится частым инициатором напряженных отношений, независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Степень К. л. оценивается с помощью психологических тестов (тест К. Томаса, опросник Т. Лири, опросник Басса-Дарки и др.). Реальную К. л. во взаимоотношениях в группе можно количественно оценить, использовав модульный социотест. Напр., экспериментально доказано, что конфликтные курсанты-летчики отчисляются из летных училищ чаще по сравнению с бесконфликтными курсантами (В. В. Синеок, 1997). См. Конфликтная личность

КОНФЛИКТНОСТЬ ПОДРОСТКА

КОНФЛИКТНОСТЬ ПОДРОСТКА - совокупность психологических особенностей подростка, вызывающих его активное и частое вовлечение в конфликты с окружающими. Обусловлена его индивидуальными, психобиологическими особенностями, условиями среды, в которой он живет, ситуациями, в которых поведение подростка может стать конфликтным, независимо от его желания. Важным конфликтогенным фактором является внутриличностный конфликт подростка, который м. б. причиной его конфликтного поведения. Поддержка подростка в конфликтных ситуациях является важной педагогической задачей. Деятельность по педагогической поддержке предполагает: управление учителями своим поведением в конфликтах и регулирование поведения подростков; самовоспитание педагогами культуры речи и поведения; эмпатию; руководство самовоспитанием подростка. Педагогическая технология предупреждения и разрешения конфликтов дает возможность диагностировать психические и эмоциональные состояния подростков по их поведению, прогнозировать возможные последствия агрессивного поведения, регулировать внутреннее состояние подростков, вооружив их технологией саморегуляции, продуктивно общаться в конфликтной ситуации; предотвращать возникновение новых конфликтов, стимулировать самовоспитание подростков (С. О. Савостьянова, 1995).

КОНФЛИКТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ

КОНФЛИКТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - фактор потенциальной конфликтности общества; конфликтность, связанная с различным пониманием сущности и форм реализации религиозной потребности различными субъектами социальной жизни. Доказано, что влияние религии на личность и общество амбивалентно, что отражается в диалектической взаимосвязи ее социальных функций и деструкций. То, что позитивно с т. зр. отдельной личности или группы, может представляться деструктивным для общества в целом, и наоборот (Е. Г. Ним, 1999). В рамках концепции жизненных сил человека религия представляет один из способов социального бытия. Отсюда вытекают особенности возникновения, развития и разрешения религиозных конфликтов как конфликтов абсолютных ценностей (ментальностей). В сравнении с др. социальными конфликтами они характеризуются большей длительностью и трудноразрешимостью. Для изучения К. р. применяется интегративная модель религиозности, параметры которой коррелируют с характеристиками конфликтности верующих. Характер и уровень конфликтности верующих измеряется по двум направлениям - конфликтогенности религиозного сознания и реального конфликтования на религиозной почве. На пересечении трех признаков - «модуса религиозности», конфессиональной принадлежности и уровня конфликтности - м. б. выстроены конфликтогенные типы религиозности. Оценки деструктивности религиозных практик базируются на семи критериях: мировоззренческом, социокультурном, идеологическом, правовом, социальном, психологическом и медицинском. В действительности любой из них может использоваться в направлениях как критики, так и апологии конфликтности религиозной группы. Деструктивность возникает в ситуации неадекватности разделяемой человеком религиозной практики его подлинным потребностям и возможностям (типу экзистенции).

КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФЛИКТОГЕННОЕ РЕШЕНИЕ

КОНФЛИКТОГЕННОЕ РЕШЕНИЕ - вид управленческого решения, особенностью которого является то, что оно создает социальных и внутриличностных противоречий заметно больше по сравнению с решением, оптимизированным по критерию конфликтогенности. К. р. создает условия для возникновения конфликтов, которых можно было бы избежать, если бы лица, принимающие решение, оценивали его конфликтогенный потенциал. Классическим примером масштабного К. р. является стратегическое решение о введении войск в Чечню в 1994 г. Типичными причинами К. р. м. б. непрофессионализм руководителя, его невысокие нравственные качества, социально-психологическая некомпетентность и др. Конструктивный конфликтогенный потенциал могут иметь решения, связанные с борьбой добра против зла.

КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ СОЦИУМА

КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ СОЦИУМА - деструктивный потенциал общества, связанный с нарушением сложившихся связей и отношений, ростом социальной напряженности, нарастающих противоречий в экономической и политической сферах, деградацией социальных отношений. К. с. проявляется в социальной агрессии, направленной вовне и вовнутрь.

КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ФАКТОР

КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ФАКТОР (от лат. factor - делающий, производящий) - побудительная сила, производящая конфликт. Понятие «К. ф.» предложено американским психологом К. Хорни в 1933 г. в ходе изучения источников внутриличностных конфликтов. К. ф. м. б. объективными и субъективными. К объективным К. ф. можно отнести, напр., остров, находящийся посередине реки, по которой проходит граница между государствами. Субъективным К. ф. можно назвать устойчиво и существенно завышенную самооценку конкретной личности.

КОНФЛИКТОЛОГИИ ЦЕНТР ИНСТИТУТА СОЦИОЛОГИИ РАН

КОНФЛИКТОЛОГИИ ЦЕНТР ИНСТИТУТА СОЦИОЛОГИИ РАН - первый в России исследовательский центр по изучению социальных конфликтов. Организован в 1991 г., ведет теоретические и прикладные исследования социальных конфликтов различной природы, а также методов их урегулирования. К. ц. имеет постоянно развивающуюся сеть связей с научными и учебными заведениями в России и за рубежом. Осуществляет сотрудничество с центральными и местными органами государственной власти и управления в различных регионах страны. Его филиалы созданы в Астрахани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Ставрополе. Со времени своего создания К. ц. издает серию тематических выпусков «Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения». С ними можно ознакомиться в архиве сайта К. ц. Сотрудники К. ц. разрабатывают и реализуют учебные курсы по конфликтологии. К. ц. проводит конфликтологическую экспертизу по запросам организаций и специалистов, обеспечивает их информацией, консультациями и рекомендациями.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ - совокупность методов, приемов и способов урегулирования социального конфликта, которая предусматривает Возможность сближения позиций и достижения интересов всех конфликтующих сторон при условии пересмотра или корректировки ими своих целей и притязаний.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА - система практического использования конфликтологии для решения комплексных задач конфликтологической экспертизы, диагностики, консультации, профилактики и разрешения всех видов конфликтов у отдельного человека, в семье, в организациях, учреждениях, в обществе в целом. Цель К. с. - профилактика и конструктивное разрешение всех видов конфликтов. В современной России зарождаются элементы К. с. Организационно она может представлять систему конфликтологических центров, групп, отдельных конфликтологов, связанных в единую структуру. Развитые К. с. функционируют в США, Израиле, Австралии и некоторых др. странах.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ - теоретическая Концепция о целях конфликтной борьбы, о совокупности методов, приемов и способов разрешения социальных конфликтов, ориентированных на достижение Стратегической цели конфликтного противоборства. Различают четыре основных стратегии конфликтного взаимодействия: 1) уклонение от конфликта; 2) компромисс; 3) одностороннее доминирование (подавление); 4) Интегративная стратегия разрешения конфликта.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ДОМИНИРОВАНИЯ (ПОДАВЛЕНИЯ)

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ДОМИНИРОВАНИЯ (ПОДАВЛЕНИЯ) - совокупность методов, приемов и способов разрешения социального конфликта, ориентированных на удовлетворение интересов и достижение целей одной из сторон конфликта за счет другой (других) путем подавления противника, достижения победы над ним, нанесения ему поражения, его устранения или уничтожения.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КОМПРОМИССА

Совокупность методов, приемов, способов урегулирования социального конфликта, ориентированных на поиски сходящихся интересов и позиций, на взаимные уступки конфликтеров друг другу, позволяющие свести к минимуму недоброжелательность и разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ УКЛОНЕНИЯ

Совокупность методов, приемов и способов, позволяющих одной из соперничающих сторон уклониться от конфликтного противоборства, избежать прямого Столкновения с конкурентом, что особенно существенно и потому широко применяется в таких важных областях деятельности, как торговая и финансовая, где расположение и доброжелательность партнеров часто оказываются более значимыми, чем победа в конфликте с ними.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - часть педагогической конфликтологии, которая занимается изучением конфликтов в различных сферах образовательной системы, а также разработкой мер по их эффективному управлению. Педагогическая конфликтология занимается в целом воспитательными аспектами предупреждения и разрешения конфликтов. Практика показывает, что в современных условиях требуются радикальные изменения в российской системе образования, и особенно - высшего, поскольку конфликты затронули все элементы этого важного социального института - цель, функции, основных субъектов (преподавателя, студента, администратора), средства и учреждения, социальный контроль и санкции (А. Ю. Смоленцева, 1998). Все это требует большого числа специально образованных высококвалифицированных специалистов, вооруженных самыми разнообразными знаниями - от макроэкономики до психологии общения, что само по себе является проблемой. Необходимо расширить сеть центров по подготовке таких специалистов. Важной задачей на пути реформы является конфликтологическая экспертиза и мониторинг конфликтных процессов в современной российской средней и высшей школе. Исследования требуют такие вопросы социальных конфликтов в образовании, как создание концепции и методологии исследования конфликтов, определение и разработка основных понятий, выявление основных индикаторов социальной напряженности, анализ структуры конфликтов (субъектов, их ценностей, целей, интересов, объектов, условий протекания конфликта). Большим потенциалом обладает исследование таких вопросов, как разработка моделей эффективного функционирования образовательных учреждений в новых условиях.

КОНФЛИКТОЛОГИЯТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» - ежеквартальный научно-практический журнал. Выходит с сентября 2003 г. Учредителями журнала являются «Республиканская палата третейских судов» и «Конфликтологический форум». Основное содержание - материалы по теории конфликта и актуальным прикладным проблемам отраслей конфликтологической науки.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ - отрасль конфликтологии, междисциплинарная отрасль знаний о понятии, развитии, структуре социально-юридических отношений, связанных с потенциально возможными или реальными конфликтами на основе тех или иных противоречий.

КОНФЛИКТЫ ЗООСОЦИАЛЬНЫЕ

КОНФЛИКТЫ ЗООСОЦИАЛЬНЫЕ - конфликты между животными. Типы К. з.: внутривидовые и межвидовые. Внутривидовые К. з. происходят между животными одного вида. Межвидовые К. з. происходят между животными разных видов, например львами и гиенами. По содержанию внутривидовые К. з. можно разделить на иерархические; конфликты, связанные с воспроизведением потомства; территориальные; конфликты, связанные с борьбой за др. виды (кроме территории) жизненных ресурсов. Межвидовые К. з. можно объединить в три группы: конфликты типа «хищник-жертва», связанные с борьбой за жизненные ресурсы, с защитой потомства.

КОНФЛИКТЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

КОНФЛИКТЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА - региональное проявление общих дезинтеграционных процессов разрушения бывшего СССР в конце ХХ в. Обострение межнациональных конфликтов на Северном Кавказе, их переход из латентной в открытую фазу стало частью дезинтеграционных процессов, охвативших СССР в конце 1980 - начале 1990-х гг. Причины, обусловившие эскалацию межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР, в полной мере проявились на Северном Кавказе, при этом в регионе действовал и действует ряд специфических факторов. Во-первых, это наиболее тяжелое на всей территории России наследие национально-территориальных переделов. Нигде более в пределах нынешней России не было осуществлено такого большого количества изменений в национально-территориальном устройстве, как на Северном Кавказе. Причем эти изменения осуществлялись как в горизонтальном срезе (изменение границ), так и в вертикальном (изменение статуса национально-территориальных образований). Во-вторых, это тяжелое историческое наследие, связанное с депортацией народов во время Великой Отечественной войны. С Северного Кавказа было выселено четыре автономных этноса. В-третьих, это менталитет горских народов Северного Кавказа. Ориентация на «разрешение» конфликтов с помощью оружия, культ оружия и силы, обусловленные историко-географическими особенностями региона, сформировали у народов Кавказа специфическую культуру социального конфликта, в которой силовой исход является допустимым. Россия недостаточно широко применила и задействовала в К. м. С. К. невоенные методы - превентивную дипломатию, контроль конфликтов, посредничество. По-прежнему преимущество отдается военно-силовым методам. Прекращение К. м. С. К. во многом зависит от того, способно ли общество проявить политическую волю, оказав давление на власть, заставить ее пойти на определенные уступки и серьезные мирные переговоры. Если этого не учитывать, и Северный Кавказ, и Россия будут находиться в состоянии постоянного вооруженного конфликта.

КОНФЛИКТЫ МОТИВОВ

КОНФЛИКТЫ МОТИВОВ - три основных типа мотивационных конфликтов, описанных американским психологом К. Левиным, который вывел эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Первый тип К. м. - это когда человек оказывается перед необходимостью выбора между привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. Условием возникновения такого конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу. В противном случае К. м. не было бы, т. к. человек просто выбирал бы более значимое для себя. Классический пример - случай буриданова осла, в конце концов умершего от голода, потому что он так и не смог выбрать между двумя равными по величине охапками сена. Эта ситуация, когда «хочется и того, и другого», может, однако, приобретать достаточно драматический характер невозможности выбора между чем-то или кем-то в равной мере важным или дорогим для человека. Напр., в подобном положении оказывается молодой муж, мать и жена которого из-за не сложившихся между ними отношений ставят дорогого им человека перед трудным для него выбором. Второй тип К. м. близок по своей природе первому типу, но предполагает выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Как и в первом варианте, выбор «из двух зол меньшего» затруднен равенством интенсивности мотивов избегания. Неудавшаяся семейная жизнь вынуждает мужчину мучительно решать - или поддерживать несложившиеся и тяжелые семейные отношения, или расстаться с ребенком, постоянное общение с которым в случае развода с женой станет невозможным. Третий тип конфликта, по К. Левину, - это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы». Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием «за» и «против» - соглашаться ли на более денежную, но неинтересную работу, решаться ли на нужную, но слишком дорогостоящую покупку, разменивать ли квартиру с родителями, чтобы жить отдельно, и т. д. Эти ситуации могут превращаться и в мучительный жизненно важный выбор - напр., продолжать существовать в устроенном мире сложившихся отношений, стабильной работы, привычного образа жизни и при этом «жить не своей жизнью» или, потеряв все, начать сначала.

КОНФЛИКТЫ НЕВРОТИЧЕСКИЕ

КОНФЛИКТЫ НЕВРОТИЧЕСКИЕ (Мясищев, 1960) - 1. три типа конфликтов, способные вызвать развитие невротического состояния (Мясищев, 1960): а) конфликт истерический - характеризует завышенный уровень притязаний и недооценка реальных условий (индивид хочет получить от окружающих больше того, чем в их глазах он заслуживает); б) конфликт обсессивно-психастенический отличает противоречие между желанием и долгом (индивид желает того, что запрещает ему его чувство долга); в) конфликт неврастенический - характеризует антагонизм между требованиями к себе и своими реальными возможностями ( индивид требует от себя большего, чем он способен сделать); 2. в психоанализе - любой конфликт между бессознательным и осознанным, способный повлечь развитие невротического нарушения. Это может быть, в частности, конфликт между Эго и супер-Эго.

КОНФЛИКТЫ С УЧАСТИЕМ ЧЕЛОВЕКА

КОНФЛИКТЫ С УЧАСТИЕМ ЧЕЛОВЕКА - два типа конфликтов: социальные и внутриличностные. Основные К. с у. ч. - социальные конфликты. Внутриличностные конфликты необходимо исследовать, во-первых, потому, что без их понимания будет трудно объяснить поведение человека в социальных конфликтах. Во-вторых, один из видов внутриличностной борьбы традиционно и давно считается конфликтом. Обосновать его невключение в К. с у. ч. труднее, чем отнести этот вид конфликтов к одному из К. с у. ч. Основными видами социальных конфликтов являются: межличностные конфликты, конфликты «личность-группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами или их коалициями. Отличия человека от животных, с одной стороны, не настолько радикальны, как нам кажется. С другой, они часто не в пользу людей. Ни один вид животных никогда не уничтожал себе подобных с такой жестокостью и бессмысленностью, как это делает человек. Последние достижения науки, расширение представлений об эволюции социальной жизни животных свидетельствуют о необходимости исследования зооконфликтов и включения их в объект конфликтологии. Зооконфликты делятся на два вида: зоосоциальные и внутрипсихические. См. Конфликты зоосоциальные

КОНФЛЮЕНЦИЯ ИЛИ СЛИЯНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФОРМНЫЙ БРЕД

КОНФОРМНЫЙ БРЕД -

Конформный бред представляет собой одинаковые по содержанию бредовые идеи, возникающие у двух близких между собой психически больных (матери и дочери).

КОНФУЗИЯ МЕНТАЛЬНАЯ

КОНФУЗИЯ МЕНТАЛЬНАЯ (лат. confusio - смешение, беспоряок; mens - ум, разум) - не используемый в отечественной психиатрии синоним термина «спутанность сознания».

КОНФУЦИАНСТВО

КОНФУЦИАНСТВО (англ. confucianism, кит. Кун-цзы) - скорее этическое, нежели религиозное учение, основанное на учении Конфуция (6 в. до н. э.). Его декларируемой целью было достижение гармонии с миром и природой. Власть правителя объявлялась священной, а деление людей на "высших" и "низших" ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. Народ призывался к покорности и культу предков. В течение многих столетий конфуцианство было религией наследственных аристократов и китайских бюрократов (мандаринов), которые сдавали конкурсные экзамены на должность по классическим знаниям. Конфуцианство существовало наряду с даосизмом и буддизмом.

КОНЦЕВАЯ ПЛАСТИНКА

КОНЦЕВАЯ ПЛАСТИНКА - окончание нейрона, выполняющее функцию контакта с клеткой мышцы. Синоним: Двигательная концевая пластинка.

КОНЦЕВОЙ ПЛАСТИНКИ ПОТЕНЦИАЛ

КОНЦЕВОЙ ПЛАСТИНКИ ПОТЕНЦИАЛ - деполяризация постсинаптической мембраны, вызванная высвобождением ацетилхолина концевой пластинкой. Потенциал концевой пластинки вызывает возбуждение мышечных волокон и сокращение мышцы.

КОНЦЕНТРАЦИОННЫХ ЛАГЕРЕЙ СИНДРОМ

КОНЦЕНТРАЦИОННЫХ ЛАГЕРЕЙ СИНДРОМ - вариант посттравматического стрессового синдрома (ПТСР) у узников нацистских концлагерей. Часто расстройство приобретает хронический характер. Симптомокомплекс расстройства образуют следующие основные признаки: 1. астения; 2. головная боль и головокружение; 3. депрессия, тревога, страхи; 4. ипохондрия; 5. снижение памяти и концентрации внимания; 6. нарушения сна и сновидений (устрашающие сновидения с психотравмирующим содержанием пережитого в концлагере - такие впечатления никогда, повидимому не забываются); 7. вегетативные нарушения; 8. затруднения в межличностных контактах; 9. утрата активности и инициативы. Главным симптомом расстройства считается чувство вины оставшегося в живых. Вариантами данного синдрома являются Минковского синдром, Траутмана синдром лагерей уничтожения, Вишера болезнь колючей проволоки. Синоним: KZ - синдром. Некоторые западные авторы предпочитают такое уточнение дефиниции термина: «....узников концентрационных лагерей холокоста», как если бы расстройство возникало только у интернированных в концлагеря лиц еврейской национальности или что это расстройство у представителей иных этносов не заслуживает серьёзного внимания.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ -

качество, свойство внимания, заключающееся в способности человека отвлекаться от всего второстепенного, лежащего за пределами его основной деятельности, умение сосрелоточиться на главном.

* * *

(от лат. con - с, вместе, centrum- центр, средоточие...) - интенсивность сосредоточения внимания на определенном объекте или стороне деятельности. Умение концентрировать внимание имеет значение для операторов-наблюдателей, многих видов управленческой деятельности. Способность к К. в. тесно связана с силой нервных процессов по возбуждению.

КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - способность нервных процессов ограничивать сферу своего распространения исходным очагом возникновения. К. н. п. является механизмом различения условных стимулов, специализации условно-рефлекторных реакций. Противоположным понятию К. н. п. является иррадиация.

КОНЦЕНТРАЦИЯ (СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ) ВНИМАНИЯ

КОНЦЕНТРАЦИЯ (СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ) ВНИМАНИЯ -

Под концентрацией внимания понимается способность отвлекаться от тех раздражителей, которые лежат вне основной деятельности, умение сосредоточивать внимание на основной задаче и отвлекаться от целого ряда второстепенных моментов.

Физиологической основой концентрации внимания является подкрепление возбуждений в доминирующем очаге и торможение в остальной части коры головного мозга. Концентрация внимания совершается по закону взаимной индукции. Для того чтобы создавалась оптимальная степень концентрации в очаге возбуждения, необходимы нормальные условия для деятельности мозга, нормальное физиологическое состояние его составных частей, особенно корковых клеточных элементов, нормальные взаимоотношения между основными нервными процессами (возбуждением и торможением). Однако наблюдаются случаи, когда воздействие чрезвычайно сильных внешних или внутренних раздражителей приводит к возникновению в коре головного мозга очага с повышенной возбудимостью, что вызывает вокруг него по закону взаимной индукции торможение такой же силы. Это обстоятельство не дает возможности очагу возбуждения свободно перемещаться по коре головного мозга. Следствием этого, с одной стороны, может быть обострение психической деятельности, а с другой стороны - стойкое отсутствие возможности своевременно перенацеливать сознание на другой объект.

Наблюдаются и такие случаи, когда в связи с утомлением или заболеванием в коре головного мозга возникает лишь очаг слабого возбуждения, окруженный зоной относительно слабого торможения. Данное обстоятельство приводит к очень слабой устойчивости очага возбуждения, особенно если при этом действуют очень слабые посторонние раздражители. Следствием этого может быть отсутствие возможности концентрировать внимание на чем-либо определенном.

КОНЦЕПТ

КОНЦЕПТ (лат. conceptus - мысль, понятие) - содержание понятия, то констатация неких свойств, качеств какого-либо объекта, явления, процесса.

* * *

(от лат. conzeptus - мысль, представление, понятие) - формулировка, умственный образ, общая мысль.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (лат. conceptus - мысль, понятие) - 1. направление в философии, признаёт существование общих понятий (концептов, категорий) только в уме, сознании, то есть как особых форм познания человеком действительности, за которыми на самом деле нет ничего реального; 2. модернистское направление в искусстве, ставит целью создание художественных идей, свободных от их материального воплощения.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (от лат. concertio - совокупность, система, сумма и modulus - мера, образец) - совокупность представлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта управления и СЧМ в целом, о целях и способах реализации своей деятельности. Образы и представления, включенные в содержание К. м., не являются только отображением обстановки в СЧМ, они играют роль обобщенных схем, используемых при принятии решения и осуществлении исполнительных действий. Различают постоянные и оперативные К. м. Первые характеризуются большой избыточностью и включают общие представления оператора о времени и пространстве, стратегических целях деятельности, систему ценностей и оценок, представление о возможных способах реагирования на ситуацию. Такое понимание К. м. близко к понятию образа-цели. В оперативных К. м. актуализируются и осознаются в данный момент времени лишь образы и схемы действий, связанные с непосредственно решаемыми задачами. В таком понимании понятие К. м. близко по своему содержанию к понятию оперативного образа. К. м. имеет сложный полимодальный характер и может содержать зрительные, слуховые, тактильные и другие составляющие. Значительное влияние на К. м. оказывает индивидуальный сенсорно-перцептивный опыт оператора, а также усвоенная им семиотическая система, характерная для данной культуры. Несмотря на структурную сложность, К. м. представляет собой целостное отражение действительности, обладающее тенденцией к совершенствованию. Формирование и совершенствование К. м. оператора являются одной из ключевых проблем инженерной психологии.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ РИТМ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ РИТМ - общий термин, обозначает размеренность, гармонизацию когнитивного стиля, равновесие между рациональным и эмоциональным компонентами мышления. Синоним: Рефлексивность-импульсивность.

КОНЦЕПЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СЧМ

КОНЦЕПЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СЧМ - основные методологические положения, положенные в основу определения и расчета показателей надежности. Необходимость введения в рассмотрение определенного набора концепций связана с тем, что при решении частных задач иногда удобно учитывать неполный набор свойств и пользоваться более простыми показателями, четко оговаривая, какие свойства при этом учитываются. Каждая концепция с более высоким номером включает в себя все предыдущие. При разработке концепций учитывается, что СЧМ может работать в трех режимах: дежурства, подготовки и применения (Ю. Г. Фокин). Сущность концепций сводится к следующему: 1. Концепция безотказности применяемой аппаратуры обеспечивает учет только отказов технических средств в режиме применения. 2. Концепция аппаратурной безотказности учитывает лишь возможность возникновения отказов техники во всех режимах. Деятельность операторов в этих концепциях не учитывается. 3. Концепция восстанавливающего оператора предполагает, что обслуживающий персонал влияет на состояние технических средств только путем ремонта в случае их отказа. 4. Концепция обслуживающего оператора предполагает, что персонал влияет на надежность и функционирование технических средств только путем проведения профилактических работ (в режиме дежурства и применения) и восстановления работоспособности технических средств. 5. Концепция подготавливающего оператора дополнительно к предыдущему предполагает учет действий персонала в режиме подготовки техники к применению. 6. Концепция управляющего оператора дополнительно учитывает возникновение ошибок оператора при управлении техническими средствами в режиме применения. 7. Концепция дежурного оператора дополнительно учитывает процессы, влияющие на работоспособность и готовность обслуживающего персонала при долговременном дежурстве операто. ров в системе. 8. Концепция биологически надежного оператора дополнительно учитывает возможность выхода оператора из строя вследствие биологических отказов и катастрофических ошибок операторов. Такая концепция необходима для анализа надежности систем, функционирующих в условиях полной автономии, в которых осуществить быструю замену вышедшего из строя оператора невозможно или затруднительно. В последнее время количество концепций было расширено до двенадцати, что позволяет учесть дополнительно ряд свойств СЧМ (информационную безотказность технических устройств, биологическую восстанавливаемость персонала и др.). Целесообразность использования конкретной концепции определяется видом конкретной задачи. При обеспечении аппаратурной безотказности достаточно использовать две первые концепции. В процессе обеспечения ремонтопригодности оборудования необходимо использовать третью концепцию, для определения общих эксплуатационных показателей автоматических средств - пятую, а для неавтоматических средств - шестую. При этом системные показатели выражают вероятность своевременного, безотказного и безошибочного применения технических средств си. стемы. Более высокие концепции обеспечивают расчет этой вероятности для всей СЧМ. Использование перечисленных концепций позволяет упорядочить учет разнообразных свойств, влияющих на надежность СЧМ. Индекс системного показателя надежности однозначно определяет набор свойств, которые были учтены при расчете.

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки к. л. явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Основной характеристикой знания является степень его достоверности, т. е. доказанности его соответствия реальности. С этой т. зр. К. выступает как частично доказанное знание. То, что в К. не проверено практикой, обосновано логически. Именно частичной доказанностью К. отличается от теории. В отечественной конфликтологии разработано несколько К. конфликтов, как общих, так и частных, раскрывающих одну из сфер конфликтного взаимодействия: К. юридических конфликтов (А. В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев), К. психологии конфликта (Н. В. Гришина), К. супружеских конфликтов (В. А. Сысенко, А. Н. Харитонов), К. трудовых конфликтов (В. Н. Шаленко), философская К. конфликтов в современной России (Е. И. Степанов), К. внутриличностных конфликтов (А. И. Шипилов), системная К. конфликтов (А. Я. Анцупов) и др.

* * *

(от лат. stratum - настил, слой и - измеряю...) - специальная социально-психологическая концепция, рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием и ценностями деятельности. опосредствование понимается как системообразующий признак коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики. Осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных взаимоотношений. Характер и направленность этих изменений зависят, в конечном счете, от конкретного содержания деятельности и ее ценностей. Обращение к опосредствованию межличностных отношений совместной деятельности позволило понять характер групповой дифференциации и интеграции; построить типологию групп и выявить особенности групп высшего уровня развития (коллективов), показав их принципиальные качественные отличия от других малых групп. Применение С. к. на практике ориентировано на выяснение значимых параметров группового развития; способствует решению задач диагностики группы и прогнозирования результатов ее деятельности; позволяет увидеть сложный, многоуровневый («стратометрический») характер структуры межличностных отношений и необходимость отнесенности выявленных в исследовании явлений к конкретному уровню (страте) групповых процессов; дает возможность охарактеризовать коллектив как общность, где индивид получает наиболее благоприятные условия для удовлетворения своей потребности быть полноценной личностью и развития соответствующих способностей.

КОНЦЕПЦИЯ NOSOS И PATHOS СНЕЖНЕВСКОГО

КОНЦЕПЦИЯ NOSOS И PATHOS СНЕЖНЕВСКОГО - положение о том, что nosos (болезнь, имеется в виду шизофрения) и pathos (имеется в виду конституциональная предрасположенность к болезни, в данном случае к шизофрении) находятся между собой в отношении единства, то есть это не совершенно разные и в то же время не абсолютно идентичные вещи. Проблема соотношения болезни и конституциональной к ней предрасположенности во многом остаётся не изученной.

КОНЦЕПЦИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ - методологические положения, выдвинутые А. А. Крыловым и объясняющие принципы организации целостной деятельности функциональных механизмов мозга, предназначенных для обработки поступающей информации. К. в. исходит из предположения (впоследствии доказанного экспериментально) о приспособленности информационной системы мозга принимать новые сигналы в процессе текущей деятельности. Новый сигнал может означать такие изменения во внешней среде, при которых ранее начатая деятельность может быть бесполезной или даже вредной. Отсюда возникает необходимость немедленного прекращения осуществляющейся деятельности, а затем корректировки или полного отказа от ее продолжения в зависимости от конкретно сложившихся условий. Кроме того, может возникнуть необходимость одновременной обработки информации, относящейся к уже начатой деятельности, и вновь поступивших сигналов. Новая деятельность может органически включаться в предыдущую или протекать в известной мере изолированно. Следовательно, во всех случаях вновь поступившие сигналы так или иначе включаются в процесс обработки информации. Это включение может осуществляться либо путем преобразования действовавшей функциональной системы, либо образованием новой системы, предназначенной для информационных преобразований в новой деятельности. В дальнейшем в ходе тренировки, если аналогичные ситуации возникают многократно, принцип включения все более реализуется в плане преодоления устойчивости частных функциональных систем и образования единой функциональной системы текущей деятельности. Таким образом, К. в. объясняет принципы организации целостной деятельности функциональных информационных механизмов мозга и позволяет рассматривать механизм приема и переработки информации человеком как иерархическую многоканальную систему, в которой каждый новый сигнал, новое воздействие не блокируются на «входе» оператора, а ведут к гибкой перестройке информационного процесса в мозгу человека.

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ) -

совокупность научных взглядов на межличностные взаимоотношения в группе в аспекте их опосредования, детерминации содержанием, ценностями совместной деятельности. К. разработана А.В. Петровским.

КОНЦЕПЦИЯ ДИСПОЗИЦИОННАЯ

КОНЦЕПЦИЯ ДИСПОЗИЦИОННАЯ -

(от лат. dispositio - расположение) - совокупность научных взглядов на социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности (диспозиции) к определенным способам действий в определенных ситуациях. К.д. разработана В.А. Ядовым. В к.д. диспозиции личности рассматриваются как иерархически организованная система, вершину которой образует общая направленность интересов и система ценностных ориентаций как отражение, продукт социальных условий развития личности; средние уровни - социальные установки на типичные условия деятельности, типичные ситуации; нижний уровень - ситуативные установки в конкретных микросоциальных условиях деятельности.

КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ СТРУКТУР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ СТРУКТУР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - предложенный А. И. Галактионовым подход к инженерно-психологическому проектированию АСУТП, деятельность оператора в которых носит сложный мыслительный характер. Эта концепция базируется на данных о формализуемых человеком способах организации процесса контроля и управления объектом на разных уровнях обучения и в разных-конкретных условиях. На основе концепции разработаны методы инженерно-психологического анализа и проектирования деятельности оператора АСУТП, базирующиеся на исходных данных о психологической структуре деятельности оператора (включающие сложные виды мыслительных задач), позволяющие свести к минимуму число операций (шагов) решения задач проектирования, сложность исходных данных на разных стадиях создания СЧМ.

КОНЦЕПЦИЯ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ КОНФЛИКТОВ

КОНЦЕПЦИЯ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ КОНФЛИКТОВ - совокупность теоретических положений о социально-политических и социокультурных факторах разрешения конфликтов, теоретическое обоснование реального механизма разрешения социально-политических конфликтов в условиях либеральной демократии. В рамках механизма разрешения социально-политических конфликтов выделяют три относительно самостоятельных процесса: предупреж дение возникновения конфликтов; контроль за протеканием конфликтов, в ходе которого общественность получает информацию о конфликте и вырабатывает определенное отношение к нему, а также предпринимает меры по ограничению деструктивных проявлений конфликта; наконец, непосредственное урегулирование конфликтного столкновения (О. И. Федорищева, 1993). Формированию механизма цивилизованного разрешения социальных конфликтов в условиях либеральной демократии способствуют следующие характеристики демократического общества: плюрализм жизни общества, приоритетная роль гражданского общества, консенсус между основными структурами общества; наличие институтов, регулирующих социальные конфликты и обеспечивающих правовую основу дискуссий и принятия решений; наличие в обществе заинтересованности граждан в сохранении социальной организации, а также юридически и фактически обеспеченная суверенность личности. Составной частью механизма разрешения конфликтов в демократическом обществе является политическая культура, ориентированная на демократические ценности. В рамках этой политической культуры сложились подходы к регулированию социальных конфликтов: приоритетная ориентация на преимущественное использование ненасильственных методов регулирования конфликтов, а также использование инструментов права, поскольку только право может выполнять функцию безличного ориентира и оперативно интегрировать опыт разрешения разных конфликтов.

Предыдущая страница Следующая страница