Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Р" (часть 14, "РЕЦ"-"РИТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 14, "РЕЦ"-"РИТ")

РЕЦИПРОКНАЯ ИННЕРВАЦИЯ

Взаимодействие мышц антагонистов и синергистов, возникающее при выполнении любого двигательного акта.

РЕЦИПРОКНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

РЕЦИПРОКНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (resiprocal inhibicion) - торможение более слабой из двух несовместимых реакций более сильной реакцией. Используется в терапии методом систематической десенсибилизации.

РЕЦИПРОКНЫЙ

РЕЦИПРОКНЫЙ (лат. reciprocus - возвращающийтся, обратный, движущийся взад и вперёд; отражающийся, отдающийся; взаимный; возвратный) - 1. рефлекторный механизм регулирования движений, который обеспечивает сокращение одной группы мышц и одновременное расслабление другой, действующей в обратном направлении; 2. в биологии - тип скрещивания с изменением половой принадлежности родительских пар.

РЕЦИПРОКНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

РЕЦИПРОКНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (reciprocal determinism) - в теории социального научения - положение о том, что индивид не является пассивным реципиентом среды, поскольку он и она в равной мере влияют друг на друга.

РЕЦИПРОКНЫМ ТОРМОЖЕНИЕМ ТЕРАПИЯ

РЕЦИПРОКНЫМ ТОРМОЖЕНИЕМ ТЕРАПИЯ - в бихевиоризме - метод лечения Д. Уолпа, основанный на взаимном (реципрокном) торможении. Использует методику обусловливания новой реакции, несовместимой с той реакцией, которую следует устранить. Например, фобическая реакция может быть устранена обусловливанием реакции, которая вызывает расслабление.

РЕЧЕВАЯ БЕССВЯЗНОСТЬ

РЕЧЕВАЯ БЕССВЯЗНОСТЬ - характеристика речи, отражающая бессвязность мышления, то есть распад как ментальных, логических, так и речевых, грамматических структур. В клиническом плане представляет собой неконтролируемый пациентом поток обрывков фраз, слов, слогов, никак не связанных друг с другом и с внешними стимулами. Расстройство наблюдается при острых экзогенных и симптоматических психозах. Синонимы: Речевая спутанность, Речевая инкогерентность (лат. in - без, не, cohaereo - быть связанным), Инкогеренция, Инкогерентное мышление.

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (...от лат. communico - делаю общим, общаюсь) - взаимодействие операторов с помощью голоса. Р. к. применяется в следующих случаях. 1. При необходимости обеспечения гибкой связи между работающими. 2. При необходимости быстрого двухстороннего обмена информацией; 3. В напряженных ситуациях по время работы (напр., при возникновении опасности ошибочного опознания неречевого кода). 4. При сигнализации о характере возникшей аварийной ситуации (напр., в виде специально организованной подсказки). Р. к. может осуществляться как непосредственно голосом, так и с помощью специальных технических устройств (микрофонов, усилителей, громкоговорителей и др.). При разработке системы Р. к. следует обеспечить в соответствии с требованиями, предъявленными к качеству работы человека, необходимый уровень разборчивости речи и качества звучания. Это должно осуществляться с учетом окружающих условий, в которых будет работать данная система Р. к. (характеристика шума, реверберация, индивидуальные характеристики диктора и аудитора, расстояние между ними). Качество звучания и разборчивость речи во многом определяются также ее динамическим диапазоном, который зависит и от характеристик используемых средств. Для обеспечения качественной Р. к. он должен составлять 60 - 45 дБ. При определении динамического диапазона необходимо учитывать динамические характеристики речи (см. Речь). В условиях воздействия шума на речевую связь для обеспечения приемлемой разборчивости речи рекомендуется превышение уровня речи над уровнем шума не менее чем на 10-15 дБ. При неблагоприятных соотношениях «сигнал-шум» для передачи особо важных сообщений рекомендуется применение стандартных текстов.

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле. Неотъемлемая составная часть культуры индивида. Обусловливается языковой компетенцией (см.), широкой речевой практикой общения, большим объемом чтения литературы разных жанров.

РЕЧЕВАЯ ПАССИВНОСТЬ

РЕЧЕВАЯ ПАССИВНОСТЬ - речевая скованность, молчаливость, боязнь выступать публично. Это недостаток в умении речевого общения, недостаток культуры индивида, который надо преодолевать. Часто это обусловлено недостаточной языковой и речевой компетенцией.

РЕЧЕВАЯ РАЗОРВАННОСТЬ

РЕЧЕВАЯ РАЗОРВАННОСТЬ - характеристика речи, отражающая разорванность мышления, то есть распад его понятийно-логических структур и относительную сохранность функционирования грамматических структур - "семантическая диссоциация при синтаксической сохранности". Внешне связная и обладающая отчётливыми просодическими характеристиками речь пациента является вместе с тем совершенно или почти бессмысленной и абсолютно непонятной как для окружающих, так, вероятно, и для него самого (установить последнее обычно не удаётся). Понимание речи других людей и письменной речи при этом не нарушается. Проявляется как в спонтанной речи (которая выглядит как многословный и никому конкретно не адресованный монолог), так и в ответах на вопросы (мимо-речь, нерелевантные ответы), а нередко и в письменной речи. Симптом шизофрении.

РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА

РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА - выбор и использование логического или психологического речевого приема, который представляется правильным, эффективным в данных конкретных складывающихся речевых условиях для достижения основной, стратегической цели беседы. Тактику нужно выбирать с точным комплексным расчетом всех компонентов наличной возникшей речевой ситуации: со всесторонним учетом личности и положения собеседника, его мнения о вас и отношения к вам (хорошо/плохо вас знает, авторитетны вы или неавторитетны для него), с учетом сложившейся обстановки.

Например, в определенной ситуации, когда партнер затрудняется решить какой-то вопрос с вами, можно использовать тактику предоставления ему времени на обдумывание, особенно если в ходе беседы, дискуссии выдвигается новое предложение. В другой ситуации полезна тактика уступки в мелочах, но настаивание на главном. Другими известными речевыми тактиками являются: разъяснение выгод, преимуществ для партнера от соглашения, если он их плохо осознает или совсем не осознает; напротив того, - разъяснение невыгоды, неприятностей для партнера, если соглашение не будет достигнуто; приведение примера, аналогичного успешного прецедента предлагаемого действия; частичное признание противоположного мнения (тактика «да, но»); выдвижение контрпредложения; призыв к высоким чувствам (патриотизма, человеколюбия и др.); ссылки на здравый смысл, на общее мнение и др.

Ср. различные речевые тактики, которые применяет Чичиков в беседах с помещиками при покупке у них мертвых душ в произведении Н. Гоголя: разъяснение выгодности для них совершения такой сделки, частичная уступка в цене, ссылка на здравый смысл, выдвижение нового предложения («Не хочешь уступить, так продай», - говорит Чичиков Ноздреву).

РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ВНУТРИРЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ

РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ВНУТРИРЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ (speech act and illocutionnary act) - любое социальное действие, выполняемое на основе произнесения (например, обещание, приветствие, просьба, согласие, проклятие).

РЕЧЕВОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ

РЕЧЕВОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ - см. Неологизм, Протологизм..

РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО

РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО - общее название различных нарушений речи. Пока нет ясности в том, какие именно нарушения речи следует обозначать этим термином. Некоторые авторы проводят различие между функциональными (психогенными) расстройствами речи, например, заиканием, и расстройствами, имеющими органическую основу (например, афазией). Другие исследователи различают такие расстройства, которые затрагивают лингвистическое функционирование (например, дизартрию) и те из них, которые касаются собственно коммуникативного функционирования (например, распад речевых навыков, фонологические расстройства). Некоторые авторы выделяют в отдельную категорию патологию восприятия речи (в частности, алексию), в то время как другие этого не делают, полагая, что "чистые" нарушения восприятия, не обнаруживающие никакой недостаточности в продуцировании речи, являются редкими. Многие исследователи к речевым относят расстройства мышления, эмоций и других психологических структур, которые проявляются определёнными особенностями речи. В то же время К.Ясперс считает правомерным выделение первичных или собственно речевых расстройств. Общепринятой систематики речевых расстройств не существует. В практическом плане и в значительной мере условно могут быть разграничены следующие расстройства речи: 1. локально-органические нарушения речи (см. Афазия, Агнозия речи, Апраксия речи); 2. нарушения речи при абиотрофических и других общеорганических процессах (см. Палилалия, Персеверации, Вербигерация, Эхолалия, Эхография, Логоклония, Периодически возвращающиеся выражения, Акайри, Акатаграфия, Акатафазия, Ангофразия, Брадилалия, Брадилексия, Дизартрия, Идиоглоссия, Ксенолалия, Макрография, Микрогракфия, Микрофония, Макрофония, Олигофазия, Палиграфия, Палинграфия, Паралексия, Парафазия, Речь монотонная, Речь реактивная, Речь скандированная, Речь слащавая, Речь спастическая, Речь эксплозивная, Ринолалия, Фонастения); 3. нарушения развития речи (см. Специфическое расстройство развития артикуляции речи (а также экспрессивной речи, импрессивной речи, способности к чтению, экспрессивного письма), Речь взахлёб, Нарушения развития речи при патологии слуха и зрения; 4. невротические нарушения речи (см. Заикание, Писчий спазм, Элективный мутизм, Истерический мутизм, Глоссолалия, Аллофемия, Нарушения стиля речи и др.); 5. психотические нарушения речи (при депрессии, мании, галлюцинацииях и др.) 6. нарушения речи при отдельных болезненных формах (умственной отсталости, шизофрении и др.); 7. нарушения речи, вызванные нарушением развития или повреждением артикуляционного аппарата и голосообразования (афония, косноязычие).

РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО ВРОЖДЁННОЕ

РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО ВРОЖДЁННОЕ - любое расстройство речи, которое возникает в результате некоторого патогенного события, происшедшего до или во время рождения (например, связанное с или проявляющееся внутриутробной инфекцией, гипоксией головного мозга, церебральным параличом, воздействием на отдельные нервные центры, замедление созревания которых лежит в основе специфических нарушений развития речи, с повреждением речедвигательного аппарата).

РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО ПРИОБРЕТЁННОЕ

РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО ПРИОБРЕТЁННОЕ - любое расстройство речи, возникшее вследствие патологического процесса, происшедшего после рождения (например, афазия).

РЕЧЕВОЙ АВТОМАТИЗМ

РЕЧЕВОЙ АВТОМАТИЗМ - непроизвольное, насильственное говорение, впервые описанное В.Х. Кандинским. Признак диссоциации личности, когда речью как бы завладевает ставшая чуждой Я пациента субличность пациента. Симптом психического автоматизма. Синоним: Глоссолалия.

РЕЧЕВОЙ АКТ

РЕЧЕВОЙ АКТ - способ выражения речью того, что индивид намерен сообщить или сделать с помощью слов. Наиболее распространёнными речевыми актами являются: 1. комиссивы (класс речевых актов, в которых индивид принимает на себя некие обязательства, например, это обещание); 2. директивы (речевой акт, посредством которого индивид пытается заставить кого-то другого сделать что-либо для себя; например, говорит:»Пожалуйста, закройте дверь»; 3. экспрессивы (речевые акты, в которых выражаются свои переживания); 4. репрезентативы (речевые акты, в которых высказывают собственное мнение. Например, я думаю, что..). Это могут быть также речевые акты, с помощью которых выражаются просьба, несогласие, возражение, предложение сотрудничать и мн.др. Изучение речевого акта обычно рассматривается как часть большей области языкознания - прагматики. Нарушение освоения речевых актов обычно встречается при расстройствах развития коммуникативных аспектов речи (например, при раннем детском аутизме, умственной отсталости и др.), обеднение репертуара речевых актов возникает при многих заболеваниях (шизофрения, атрофические процессы и т.д.).

РЕЧЕВОЙ БЛОК

РЕЧЕВОЙ БЛОК - кратковременная неспособность говорить, форма заикания.

РЕЧЕВОЙ ВВОД ИНФОРМАЦИИ

РЕЧЕВОЙ ВВОД ИНФОРМАЦИИ - управление машиной (станком, ЭВМ, исполнительным механизмом и др.) посредством речевых сигналов. Р. в. и. имеет ряд преимуществ по сравнению с механическим вводом: 1) облегчает работу оператора, поскольку человек более приспособлен для передачи информации посредством речи, нежели движениями конечностей; 2) является более надежным, быстрым и менее утомительным для оператора; 3) позволяет сократить сроки подготовки операторов, поскольку не требует специального научения (достаточно только освоения словаря команд и правил управления); 4) дает большую свободу действий оператора (можно работать в темноте, не требуется обязательное присутствие оператора у пульта управления, при использовании радиомикрофона возможна полная свобода перемещений оператора). Затрудняющими факторами при речевом управлении машиной являются различные акустические шумы и помехи, в том числе шумы в помещении, разговоры других операторов, акустические сигналы механизмов и т. п. Р. в. и. может использоваться для установления режимов машины, корректировки ее работы, запроса данных, которые могут потребоваться по ходу управления, и др. Однако на пути практического применения систем Р. в. и. имеются немалые технические трудности, связанные со сложностями реализации автоматических распознавателей речи. Поэтому на практике применяются лишь системы распознавания, рассчитанные на работу с ограниченным словарем. Создание автоматических распознавателей речи основано на построении модели восприятия устной речи человеком. Построение модели опирается на следующие положения: 1) наиболее эффективным методом опознания речи является параллельный анализ временных и спектральных характеристик речевых сигналов; 2) в основе алгоритма распознавания речевых сигналов лежит преобразование звуковых колебаний в текущий спектр; 3) каждая реализация текущего спектра может быть представлена в виде детерминированного N-мерного вектора; 4) в памяти модели фиксируются эталоны в виде N-мерных векторов, которые обозначают определенный тип классов речевых сигналов; 5) в процессе распознавания текущий спектр отождествляется с одним из эталонов в соответствии с принятыми правилами. Распознавание может проводиться на уровне фонем, сегментов (квазистационарных участков спектра длительностью 10- 15 мс). По акустическому спектру речи вначале распознаются сегменты, по ним - фонемы, а по ф о н е м - отдельные слова.

РЕЧЕВОЙ ВЫВОД ИНФОРМАЦИИ

РЕЧЕВОЙ ВЫВОД ИНФОРМАЦИИ - передачам машины информации оператору посредством речевых сигналов. Речевые сигналы имеют преимущество перед звуковыми в случаях, когда: сообщение сложное; необходимо иметь возможность опознать источник сообщения; необходим быстрый двухсторонний обмен информацией; сообщение относится к будущему времени и требует подготовительных операций; возможны ситуации большой психической напряженности, в которых снижаются точность и своевременность декодирования сигналов оператором. Речевые сигналы часто используются в качестве сигналов предупреждения, подсказок оператору о необходимых действиях в той или иной ситуации. В последнее время в связи с успехами создания синтезаторов речи такие сигналы начинают находить применение и для представления различной информации оператору. Р. в. и. используется, напр., в системе управления энергоблоком, в некоторых системах управления воздушным движением и пр. Это позволяет снять со зрительного канала и перевести на слуховой до 30% всей поступающей оператору информации. Основные требования к сигналам, формируемым синтезаторами речи, заключаются в следующем. Уровень сигнала должен быть на 10- 15 дБ выше уровня помех в месте расположения оператора, принимающего этот сигнал. Голос, используемый для записи речевых сигналов, должен быть хорошо различимым. Сообщения целесообразно произносить беспристрастным и спокойным голосом. Слова в сообщении должны быть разборчивыми, соответствующими смыслу ситуации и краткими.

РЕЧЕВОЙ ОТВЕТ

РЕЧЕВОЙ ОТВЕТ - разновидность моторного действия (наряду с целенаправленными движениями конечностей человека), осуществляемого посредством звуковой речи. Такая речь представляет собой особое движение, поскольку артикуляционные акты, лежащие в основе звукообразования, непосредственно связаны с высшими психологическими функциями, с формированием и высказыванием понятий, суждений. Как звуковая, так и письменная речь - это код, который при хорошем знании языка не требует специальной операции перекодирования. Существуют три специфические особенности речевых действий по сравнению с другими реакциями. 1) Речевые программы значительно менее подвержены автоматизации и выходу из-под контроля сознания, чем программы обычных движений. Отсюда вытекает возможность использовать простейшие речевые действия для уменьшения вероятностей ошибок автоматизма. 2) Речь, как правило, более значимый стимул, чем любой другой. Это необходимо иметь в виду при разработке речевых сигналов (см. Речевой вывод информации). Ошибочная выдача таких сигналов недопустима, так как человек, особенно в стрессовых ситуациях, склонен верить речевой команде безусловно. 3) Речь передает избыточную информацию, относящуюся, не только к процессу достижения цели. Речь всегда содержит «эмоциональную» составляющую, которая отражает и текущее состояние человека, и его стойкие личностные особенности. Указанная «избыточность» может быть с успехом использована для повышения надежности передачи информации между специалистами, включенными в СЧМ, причем языком в данном случае надо считать не только собственно речевые сигналы, но и мимику, и жесты говорящего. Поэтому в СЧМ, где речевая связь имеет большое значение, желательно по возможности обеспечивать визуальный контакт между говорящими. Поскольку частотноамплитудные характеристики речи отражают психические состояния человека, эти признаки можно использовать в диагностических целях, напр., для контроля функционального состояния оператора.

РЕЧЕВОЙ СИГНАЛ

РЕЧЕВОЙ СИГНАЛ - сигнал, представленный в виде устной речи. Используется в деятельности оператора, а следовательно, является объектом изучения инженерной психологии в следующих случаях: 1) при организации общения между операторами (см. Речевая коммуникация); 2) при организации взаимодействия оператора с машиной (вывод информации); 3) при проведении контроля функционального состояния оператора: по анализу спектрально-временных характеристик речи можно судить о состоянии человека в процессе его работы; 4) при организации подсказок оператору о необходимых действиях.

РЕЧЕВОЙ ЭМБОЛ

РЕЧЕВОЙ ЭМБОЛ (греч. embolos - клин, затычка) - вариант речевой стереотипии при моторной афазии, то есть повторение одного и того же слова или фразы в разных ситуациях. Предполагается (Джексон), что это то слово или фраза, которые пациент хотел и не успел сказать в момент наступления инсульта. Пациент при этом вариирует жесты и мимику, как если бы он ясно осознавал, что именно пытается в это время сказать.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - речевая вежливость, проявляющаяся в стандартных формулах и правилах общения. Во многом имеет ритуальный оттенок и применяется подчас механически. Так, имеются определенные речевые правила и вежливые формулы для ситуации приветствия при встрече, для ситуации знакомства, утешения в неудачах, соболезнования при утрате близкого человека, поздравления, принесения извинения, прощания и др. Речевой этикет также используют для выражения иронии, издевки, чего не следует делать (отдает вульгарностью): У тебя уже появились седые волосы. Поздравляю! Вы меня здорово подставили. Благодарю вас!

РЕЧЕВЫЕ ЗОНЫ (ЦЕНТРЫ)

РЕЧЕВЫЕ ЗОНЫ (ЦЕНТРЫ) - те области мозговой коры, повреждение которых вызывает нарушения устной и/или письменной речи и их понимание. Обычно имеются в виду центры Брока (моторная афазия) и Вернике (сенсорная афазия). Это не следует понимать буквально, так, будто соответствующие лингвистические функции сосредоточены именно в указанных нервных центрах.

РЕЧИ ДЕФЕКТ

РЕЧИ ДЕФЕКТ - свободное значение - любое нарушение речи.

РЕЧИ ОРГАНЫ

РЕЧИ ОРГАНЫ - включают 1. органы дыхания и 2. органы, непосредственно участвующие в звукообразовании. Последние разделяются на активные и пассивные органы. Активные или подвижные органы речи - это гортань, глотка, язык, губы, нёбная занавеска. Пассивные органы речи - это зубы, твёрдое нёбо, полость носа.

РЕЧИ ПРАГМАТИКА

РЕЧИ ПРАГМАТИКА - практика речи, способы выражения того, что индивид намерен сказать, сделать или сообщить. Для этого он использует различные речевые акты: 1. декларатив (вердиктив,оператив, акт-установление, то есть констатацию какого-то факта, вызывающее к жизни некие новые обстоятельства для слушающего), 2. директив (прескриптив, то есть предписание что-либо сделать), 3. комиссив (то есть принятие на себя неких обязательств), 4. репрезентатив (сообщение о происшедшем), 5 экспрессив (выражение эмоционального состояния) и мн.др. (вопросы, просьбы, советы, укоры и т.д.). В возрасте 3-5 лет дети обычно овладевают множеством повседневных речевых актов. У пациентов с психическими расстройствами эта сторона речи может существенно страдать в силу нарушения психического развития (умственная отсталость, ранний детский аутизм и др.) или психологической регрессии.

РЕЧИ РАЗВИТИЕ

РЕЧИ РАЗВИТИЕ - процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. Первый этап - довербальный. Это первый год жизни ребенка. Хотя ребенок еще не умеет говорить, в этот период складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих, - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний взрослого, т.е. возникновением у детей пассивной речи. Второй этап - переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни ребенка. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематичекий слух. Большое значение для своевременного овладения речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения ребенка со взрослым: наличие эмоционального контакта, делового сотрудничества между ними и насыщенности общения речью. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они присваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач. На втором - третьем году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. К двум годам дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу третьего года ребенок владеет примерно 1000 слов, к 6-7 годам - 3-4 тысячами слов. К началу 3-го года у детей начинает формироваться грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. В начале этого периода речь ребенка ситуативна: отрывочна, понятна лишь в конкретных условиях, привязана к наличной ситуации. Постепенно речь становится все менее ситуативной. Появляется связная контекстная речь, развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваивается письменная речь - пассивная (чтение) и активная (письмо). Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон не только письменной, но и устной речи. А. Г. Рузская

РЕЧИ СИНТЕЗАТОР

РЕЧИ СИНТЕЗАТОР - устройство, которое может производить речеподобные звуки (синтетическую речь).

РЕЧЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЧЬ АВТОМАТИЧЕСКАЯ

Воспроизведение ранее заученной серии слов, например таблицы умножения.

РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ ДЕТСКАЯ

РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ ДЕТСКАЯ [греч. autos - сам nomos - закон] - один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению «взрослой» речью. В Р. а. д. используются «слова», являющиеся результатом искажения детьми слов взрослых; при этом обычно выделяется ударный слог, который может повторяться дважды (напр., «ко-ко» вместо «молоко», «кика» вместо «киска» и пр.). Характерными особенностями Р. а. д. являются: 1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность; 2) своеобразный способ обобщения, основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета (напр., одним словом «кика» могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи - кошка, шуба, волосы, плюшевый мишка); 3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами. Р. а. д. может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование всех сторон речи, но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции Р. а. д. Особенно развитые и затяжные формы Р. а. д. может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей. Е. О. Смирнова

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - речь, используемая в процессах мышления, «речь минус звук» (Рубинштейн, 1946), не имеющая обычно законченной, словесно завершённой структуры, как это свойственно внешней речи. Предполагается, что внутренняя речь наиболее тесно связана с процессами мышления. В вербальных галлюцинациях представлена, вероятно, именно эта форма речи.

* * *

Речевая деятельность, участвующая в процессах мышления и памяти, но не предназначенная для непосредственного общения с другими людьми. Внешне она лишь иногда проявляется микродвижениями речедвигательного и мимического аппаратов.

РЕЧЬ ЗЕРКАЛЬНАЯ

РЕЧЬ ЗЕРКАЛЬНАЯ - произношение, чтение и/или написание слов и предложений в обратном порядке, с их конца (или начала - в зависимости от правил правописания).

РЕЧЬ МИМИКО- ЖЕСТИКУЛЯЦИОННАЯ

РЕЧЬ МИМИКО- ЖЕСТИКУЛЯЦИОННАЯ - «невербальная» речь, коммуникации, основанные на использовании жестов, мимики, поз, интонаций голоса, контекста. Используется, в основном, глухонемыми людьми.

РЕЧЬ МОНОТОННАЯ

РЕЧЬ МОНОТОННАЯ - недостаточное использование просодических компонентов речи, отчего слова и фразы как бы не отделяются друг от друга и образуют непрерывный, не расчленённый мелодикой, паузами и ударениями словесный поток. Монотонная речь свойственна пациентам, страдающим шизофренией, аутистической психопатией, паркинсонизмом, встречается у некоторых практически здоровых людей.

РЕЧЬ МОТОРНАЯ

Син.: Речь экспрессивная. Озвучивание с помощью речедвигательного аппарата или письменное изложение своих мыслей, чувств, желаний.

РЕЧЬ СКАНДИРОВАННАЯ

РЕЧЬ СКАНДИРОВАННАЯ - нарушение речи, при которой она замедлена, а слова чётко разделены («разрублены») на слоги. Скандированная речь - признак мозжечковой дисфункции (считается типичной для рассеянного склероза).

* * *

Син.: Атаксия артикуляторная. Дизартрия, возникающая не за счет пареза, а за счет атаксии мышц речедвигательного аппарата. Речь при этом замедлена, затруднена и носит толчкообразный характер с необычным разделением на слоги, паузой между ними. Модуляция голоса не соответствует смыслу речевой продукции. Ударения ставятся через равномерные промежутки, ритмично. Некоторые авторы отмечают при этом нарушение «речевого дыхания» и «дыхательного ритма», важного для процесса артикуляции. Скандированная речь развивается обычно при поражениях мозжечка или мозжечковых систем в стволе мозга. Часто встречается при рассеянном склерозе и опухолях полушарий мозжечка.

РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ

РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (лат. ego - я, centrum - центр) - термин Ж.Пиаже, обозначает детскую речь, которая обслуживает внутренние функции (такие, как освоение речи, самоконтроль). Проявляется эхолалией (повторением речи окружающих людей), монологом (речевым сопровождением собственных действия) и коллективным монологом (ни к кому не обращённой речью в присутствии других людей). При патологии (аутизм, кататония, атрофические процессы) появляются сходные формы речи, что связано, предположительно, с регрессией речевой функции на уровень детского её развития. Кроме того, эгоцентической речи свойственно злоупотребление оценочными суждениями, императивность, неумение слушать и пренебрежение к тому, что говорит собеседник. Например, индивид перебивает собеседника, не даёт ему завершить свою порцию высказываний или даже «забивает» его собственным словоизвержением так, будто знает наперёд, что ему хотят сказать. Эти особенности речи свойственны, в основном, самоуверенным личностям с психопатическими чертами характера, психопатического склада, преимущественно параноикам.

РЕЧЬ ЭКСПРЕССИВНАЯ

РЕЧЬ ЭКСПРЕССИВНАЯ (лат. expressio - выразительность) - произнесение слов и фраз при выражении своих мыслей, чувств, побуждений. Страдает при моторной афазии и аграфии. Синоним: Речь моторная.

* * *

См. Речь моторная.

РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

РЕШАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (experimentum crucis) - любой эксперимент, позволяющий определённо и однозначно установить правильность или ошибочность проверяемой гипотезы. В психологии почти всегда является иллюзией некоего открытия, ибо обычно или в большинстве случаев получается, к сожалению, так, что полученные новые данные скрывают в себе новые, ещё более сложные проблемы.

РЕШЕНИЕ

РЕШЕНИЕ - формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе Р. выделяют стадии: поиска, принятия и реализации Р. Конкретизация понятия Р. зависит от уровня исследования (системный, функциональный, личностный, деятельностный); области исследования (познавательное, творческое, оперативное, управленческое Р.); психологических механизмов Р. (волевое, интеллектуальное, эмоциональное, вероятностное Р. и др.). В инженерной психологии понятие Р. часто отождествляется с принятием решения по поводу восприятия сигналов и способов воздействия на систему управления. Оценка Р. проводится по параметрам его качества и эффективности, психологической и логической сложности, степени неопределенности. Типичная структура поведения человека в ходе Р.- разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач соответственно плану Р. Существуют два типа правил Р., характерных наличием или отсутствием гарантии правильного результата. К первому типу относятся алгоритмические, нормативные правила, однозначно ведущие к правильному результату. Ко второму типу относятся эвристические и статистические правила. Их использование не приводит однозначно к правильному Р., но позволяет существенно снизить априорную неопределенность в выборе нужного Р. Применение эвристических правил позволяет оптимизировать процесс Р. Оптимизация достигается за счет иерархического упорядочения факторов, влияющих на Р.; формирования специфических приемов Р., сознательного упрощения задачи; выработки эвристик решения и т. п. Сущность статистических правил заключается в отражении, фиксации и использовании в процессах Р. собственно вероятностных закономерностей деятельности. Применяемые на практике критерии оценки Р. можно разделить на два класса: 1) критерии достижения цели, они позволяют определить, достигнута ли цель деятельности или нет; 2) критерии предпочтительности, которые позволяют провести сравнительный анализ эффективности той или иной цели, программы и способа деятельности, результата и т. п. Правила Р. и критерии оценки не остаются постоянными в процессе профессионализации, они меняются в процессе приобретения опыта и в зависимости от условий реализации деятельности.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - 1. черта личности, характеризующая способность принимать на себя ответственность за принимаемые решения и тенденцию продвигаться вперёд к собственной цели, несмотря на встречающиеся на этом пути риски, препятствия и возможные негативные последствия деятельности; 2. черта личности, характерирующая способность к волевому усилию начать действовать в соответствии с обдуманным планом и намеченной целью.

* * *

качество личности, черта характера, проявляющаяся в способности самостоятельно принимать ответственные решения и активно, целеустремленно действовать в целях их выполнения в разнообразных ситуациях.

* * *

склонность переходить от мыслей к действиям, от решений к их воплощению в жизнь. Решительный человек - тот, который имеет твердое Намерение совершить определенный поступок и Практически всегда готов перейти от слов к делу.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ (РЕШИМОСТЬ)

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ (РЕШИМОСТЬ) - способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно стремиться осуществить их, смелость, отсутствие робости, колебания, стремление продвигаться к цели, несмотря на препятствия, осложнения, идя на риск. Возможное проявление - вертикальные морщины на лбу. Типичная реакция - положительная, вплоть до восхищения; недовольство и сопротивление со стороны объекта решительности. Ср. эпизод разоблачения Николаем Ростовым кражи денег Теляниным в «Войне и мире» Л. Толстого; решительные действия тети Наташи Ростовой в эпизоде с ее похищением (там же).

Ирина стояла перед ним с опущенными руками, не улыбаясь и не жеманясь, и глядела решительно, почти смело, не на него, а куда-то вдаль, прямо перед собою (И. Тургенев, Дым).

Ср. музыку фортепианной сонаты № 23 Л. Бетховена («Аппассионата»), «Марш защитников Москвы» («В атаку стальными рядами») Б. Мокроусова. См. картину О. Ренуара «Девушка-брюнетка».

Ср. самоуверенность, осторожность, колебание.

РИБО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИБО (РИБОТА) ЗАКОН

РИБО (РИБОТА) ЗАКОН - обобщение, согласно которому развитие прогрессирующей потеря памяти определяется процессом, как бы обратным ходу индивидиуального формирования психологических структур, включая память, то есть такая амнезия отражает типичную последовательность разрушения памяти от более высоких, молодых по направлению к филоонтогенетически более старым её структурам, остающихся незатронутыми болезненным процессом. См. Закон Рибо, Джексона принцип (последнй является более общим).

РИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА (РНК)

РИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА (РНК) - сложная молекула, составленная из последовательности 4-х нуклеотидных оснований (аденина, гуанина, цитозина и урацила), присоединённых к сахарофосфатному «основанию» (особенно к рибозе, откуда и производится название). Мессенджер РНК (m-РНК) копируется с одной молекулы стандартной дезоксирибунуклеиновой кислоты (ДНК) и тем самым поставляет генетическую информацию от определённой хромосомы к рибосоме, туда, где, в свою очередь, транспортная РНК (t-РНК) координирует объединение соответствующих аминокислот в молекулы ферментов, определяющих специализацию клетки.

РИГИДНОСТЬ

РИГИДНОСТЬ - затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях объективно требующих ее перестройки ряда качеств и характеристик людей по формально близким признакам (социальным, психическим). Этот механизм облегчает начальную психическую адаптацию личности к различным людям.

РИГИДНОСТЬ ДЕЦЕРЕБРАЦИОННАЯ

РИГИДНОСТЬ ДЕЦЕРЕБРАЦИОННАЯ (от лат. rigidus - оцепенелый, негибкий, de - отделение, cerebrum - головной мозг). Остро, реже постепенно развивающееся тоническая мышечное напряжение, возникающее у больного со спутанным или утраченным сознанием в связи с разобщением большого мозга от мозгового ствола на уровне среднего мозга. При этом характерны пароксизмальные состояния, при которых голова запрокинута, тризм (см.), опистотонус (см.), руки и ноги разогнуты и ротированы внутрь, кисти и их пальцы согнуты, повернуты внутрь, стопы - в положении подошвенного сгибания. Внешние болевые стимулы усиливают степень выраженности судорожных реакций, возможны миоклонии (см.) или астериксис (см.). Иногда тоническая судорога лишь в части тела, подвергающейся раздражению. Децеребрационная ригидность может быть обусловлена черепно-мозговой травмой, кровоизлиянием в мозг, туберкулезным менингитом, острой энцефалопатией в связи с гипоксией, интоксикацией и пр., а также при нарастающем объемном процессе в субтенториальном пространстве, ведущем к сдавлению и повреждению ствола мозга на границе моста и среднего мозга. Описал в 1896 г. Ч. Шеррингтон (Ch.S. Sherrington, 1857-1952) как следствие перерезки в эксперименте ствола мозга ниже красных ядер и выше области вестибулярных ядер. У человека децеребрационную ригидность описали в 1912 г. голландские врачи R. Магнус и А. Клейн (R. Magnus, 1873-1927, и A. de Kleijn, 1883-1949).

РИГИДНОСТЬ ЗАТЫЛОЧНЫХ МЫШЦ

Вследствие повышения тонуса мышц-разгибателей головы пассивное сгибание головы больного затруднено, ограничено, и при этом оказывается невозможным прикосновение его подбородка к грудине. Один из основных признаков раздражения мозговых оболочек.

РИГИДНОСТЬ МЫШЕЧНАЯ ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ

См. Синдром Исаакса постоянной активности мышечных волокон.

РИГОРИЗМ

РИГОРИЗМ (лат. rigor - твёрдость, строгость) - в психопатологии - непреклонное, слепое и неадекватное реальным обстоятельствам соблюдение неких принципов, правил, преимущественно в вопросах нравственности. У детей и подростков проявляется неестественной правильностью, послушностью, образцовостью в поведении, у взрослых - крайней прямолинейностью, не взирающее ни на что «честностью», «откровенностью» вплоть до регрессивной синтонности. Рассматривается как признак аутизма.

* * *

(от лат. rigor «твердость, строгость») - нравственная строгость к самому себе и к другим. Ригорист требует неуклонного соблюдения нравственных норм в любых отношениях, не допускает праздного образа жизни и т. п.

Не скрою, мне нравится твой провинциальный задор, хотя и с оттенком неприятного ригоризма… (Л. Леонов, Русский лес)

Ригоризмом отличается старый князь Болконский в «Войне и мире» Л. Толстого.

* * *

строгое, неукоснительное соблюдение Каких-либо требований, норм, правил, принципов в сфере нравственности, исключающее уступки и компромиссы.

* * *

осуждение сексуальной свободы, раскрепощенности, ведущей к сужению сферы сексуальной активности.

РИД

РИД (Reid) Томас (1710-1796) -шотландский философ и психолог. Окончил ун-т в Абердине (1726), остался в нем в качестве библиотекаря, а затем в 1752 г. занял в этом ун-те кафедру философии. В труде: Исследование человеческого сознания (mind) на основе принципов здравого смысла (1764) выступил с критикой Д. Юма и Д. Беркли, противопоставив им учение о здравом смысле (common sense). Согласно этой концепции, каждый человек рождается с запасом принципов и идей, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее. К самоочевидным истинам, дарованным человеку его природой, относятся также и религиозные верования. С именем Р. связано проведенное им разграничение в психологических исследованиях чувственного познания между ощущением (как простым сенсорным актом) и восприятием. Под восприятием, в отличие от ощущения, Р. понимал прямое и непосредственное знание о предмете и твердую непосредственно данную уверенность (belief) в том, что он существует во внешнем мире независимо от сознания. Эту точку зрения Р. противопоставил учению Д. Беркли о чувственном образе, как результате ассоциаций между ощущениями субъекта, и скептическому представлению Д. Юма о недоказуемости положения об объективной, независимой от сознания причинной связи вещей, о том, что не существует личности как целостного субъекта и др. Р. отстаивал понятие о способностях как первичных функциях души. Выдвинутые им идеи стали основой консолидации так называемой шотландской школы и имели успех за пределами Англии, в особенности в Соединенных Штатах, где являлись доминирующими до конца XIX в. Автор книги: Jnguiry into the human mind, on the principles of common sense, 1764. A.M. Липкина

РИДЕЛЯ ЗОБ

РИДЕЛЯ ЗОБ (хроническая струма Риделя, описана немецким хирургом В. М. K. L. Riedel, 1846-1916; синоним - инвазивный фиброзный тиреоидит) - хроническое заболевание неизвестной природы, характеризующееся замещением ткани щитовидной железы соединительной тканью с распространением ее на окружающие ткани. Щитовидная железа увеличена, деревянистой плотности, плохо смещается (спаяна с окружающими органами и тканями). Могут наблюдаться симптомы сдавления трахеи и возвратного нерва - одышка, затруднение глотания, осиплость голоса. Может сочетаться с фиброзом околоушной железы, ретроперитонеальным фиброзом (синдром Ормонда). Заболевание протекает годами, приводя к гипотиреозу. Диагноз уточняют при пункционной биопсии. Лечение оперативное.

B. M. C. L. Riedel. Die chronische, zur Bildung eisenharter Tumoren fUhrende EntzUndung der SchilddrUse. Verhandlungen der deutschen Gesellschaft fUr Chirurgie, 1896; 25: 101-105.

РИДЕРА СИНДРОМ

РИДЕРА СИНДРОМ (описан немецким рентгенологом H. Rieder, 1858-1932; синоним - синдром каменщиков) - боль в надключичной области и проксимальный вялый парез руки вследствие механического повреждения плечевого сплетения у лиц, переносивших на плечах тяжелые грузы.

H. Rieder. Die «Steintrager-Lahmung». Eine Form der combinirten Armnervenoder Brachialplexus-Lahmung. Munchener medizinische Wochenschrift, 1893; 40: 121-123.

РИКЕР

РИКЕР (Ricoeur) Поль (р .1913) -французский философ и филолог. Один из лидеров герменевтики. Д-р филологии, профессор Парижского университета (1956). Почетный президент Международного ин-та философии. Поч. профессор Сорбонны и ун-та Нантера. Поч. профессор религиозной школы Чикагского университета. Академик академии гуманитарных исследований (1996, Москва). Чл. редкол. журнала Метафизика и мораль. После окончания фак-та гуманитарных наук работал преподавателем в различных лицеях (1933-1939). Испытал влияние идей 3. Фрейда, Ф. Де Соссюра, Э. Мунье, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и Г. Марселя. Посещал семинар Ж. Лакана. В 1939-1945 гг. воевал против нацизма. В 1945-1948 гг. работал в Национальном Научно-исследовательском институте. В 1948-1956 гг. преподавал историю философии на филологическом фак-те Страсбургского ун-та. В 1956- 1969 гг. преподавал философию на филологическом факультете Парижского унта. В 1955-1960 гг. опубликовал работу Философия воли (т. 1 Произвольное и непроизвольное, т. 2 Человек, способный грешить, т. 3 Символика зла), в которой развил представление о воле как предельной изначальности человека, способного наделять смыслом окружающую его действительность. Разработал теорию интерпретаций, в которой герменевтическое истолкование текста выступает как диалектическая совокупность самосознания, философской рефлексии и бессознательных намерений. В 1965 г. издал книгу Об интерпретации. Эссе о Фрейде, в которой предложил понимание психоанализа как интерпретации. Оценивая психоанализ как археологию субъекта, считал, что он должен подвергнуться герменевтической модификации, в результате которой будут преодолены энергетическая концепция и свойственный ей способ речи, что создаст предпосылки для изживания натурализма и перехода к культурно-историческому анализу антропологических проблем. Подчеркнул важность идеи 3. Фрейда о тотальности психических явлений и значении психоанализа как инструмента рефлексии и модификации современной культуры. Разработал собственную версию феноменологической герменевтики как метода гуманитарных наук, обеспечивающего истолкование человеческой культуры и мира. Осуществил герменевтическую интерпретацию психоанализа. Автор книг: Карл Ясперс и философия существования (1947, совместно с М. Дюфреном), Габриэль Марсель и Карл Ясперс. Философия таинства и философия парадокса (1948), История и истина (1955), Фрейд ифилософия (1965), Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике (1969), Живая метафора (1975), Время и повествование (1983-1985, в 3-х тт.), В школе феноменологии (1986), От текста к действию. Очерки по герменевтике (1986), Я как другой (1990), Книга для чтения: 1. О политике (1991), Книга для чтения: 2. Страна философов (1992), Критика и убежденность (1995), О справедливости (1995), Интеллектуальная автобиография (1995) и др. В рус. пер. издано: Герменевтика. Этика. Политика, М., 1995. И. Овчаренко

РИККЕЛЬСА-ДАУНИНГА ШКАЛА ДЕПРЕССИЙ

РИККЕЛЬСА-ДАУНИНГА ШКАЛА ДЕПРЕССИЙ (Rickels, Downing, 1972) - шкала для оценки клинической структуры и степени выраженности депрессивного расстройства настроения. Учитывает 32 симптома расстройства (настроения, психомоторики, мышления, соматики), группирующихся соответственно 6 ортогональным факторам (например, беспокойства, заторможенности, враждебности и т.п.).

РИККО ЗАКОН

РИККО ЗАКОН - обобщение, согласно которому для очень маленьких областей сетчатки (то есть меньше 10 сек. дуги) абсолютный порог чувствительности обратно пропорционален размерам стимулируемой области. Закон Рикко применим также в тепловым порогам кожной чувствительности.

РИЛЯ МЕЛАНОЗ

РИЛЯ МЕЛАНОЗ (описан австрийским дерматологом G. Riehl, 1855-1943; синонимы - токсическая меланодермия, меланоз военного времени) - меланодермия, характеризующаяся гиперпигментацией (коричневато-серого цвета), с небольшим фолликулярным гиперкератозом и атрофией эпидермиса на открытых участках кожи; высыпания сопровождаются выраженными жжением и зудом. Заболевание предположительно обусловлено повышенной чувствительностью к солнечному свету, интоксикацией фотосенсибилизирующими веществами. Необходимы исключение этиотропных факторов, соблюдение гипоалергенной диеты, показаны энтеросорбция (активированный уголь, слабительные и др.), антигистаминные средства.

G. Riehl. Uber eine eigenartige Melanose. Wiener Klinische Wochenschrift, 1917; 30: 780-781.

РИНИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИСК

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИСК ЗАБОЛЕВАНИЯ

РИСК ЗАБОЛЕВАНИЯ - вероятность появления заболевания у отдельного индивида. Значительно повышается в периоды перехода одной возрастной стадии жизни в другую, а также в критические периоды развития, а, кроме того, и у лиц с определённой психической конституцией. Тип телосложения, как считается многими исследователями ныне твёрдо установленным фактом, не оказывает существенного влияния на риск развития психического заболевания. За исключением определённых форм наследственной патологии, индивидуальный риск заболевания не поддаётся в настоящее время точному исчислению; в будущем, возможно, это станет более доступным и, если это случится, то тем самым появится реальная возможность значительно увеличить эффективность индивидуально ориентированных психопрофилактических программ.

РИСК ПОЛИТИЧЕСКИЙ

РИСК ПОЛИТИЧЕСКИЙ - возможность неудачи политической кампании, др. политических действий. Характеризует процесс деятельности субъектов социального действия с позиций вероятности достижения поставленной цели, потенциальных последствий и возможных отклонений от цели и представляет собой особый тип активного отношения субъектов к социальной действительности (В. Ф. Лапицкий, 1992). Р. п. позволяет регулировать отношения между субъектами, а также их взаимоотношения с вероятностными условиями окружающего мира, и является неотъемлемой частью многих политических и экономических отношений между субъектами общественной жизни. В ситуациях политических противоречий и конфликтов Р. п. возрастает, как и цена последствий необдуманных решений. Наивысшая цена Р. п. - потеря власти.

РИСКА ИЗБЕГАНИЕ

РИСКА ИЗБЕГАНИЕ - общая тенденция опасаться идти на риск, даже если он сулит существенную потенциальную выгоду. Исключением для области применения термина являются психические отклонения, при которых пациенты подвергают себя чрезмерным угрозам ради острых ощущений или под влиянием несбыточных ожиданий. Неспособность адекватно оценивать риски потерь особенно свойственна пациентам с патологическим азартом.

РИСКА ПРИНЯТИЕ

РИСКА ПРИНЯТИЕ - гипотетическое измерение личности, отражающее степень, в которой индивид произвольно предпринимает действия, включающие значительную вероятность проигрыша.

РИСОВКА

РИСОВКА - жеманство, желание показать себя с выгодной стороны.

Посмотри на меня, я не хотела рисоваться перед тобою… (И. Тургенев, Дым)

Ср. апопатическое поведение.

РИСУНКИ ПОППЕЛЬРЕЙТЕРА

Контурные «зашумленные» рисунки общеизвестных предметов, наложенных друг на друга или перечеркнутых ломаными линиями. Служат для выявления «стертых» форм зрительной агнозии (см.).

РИСУНОК ДЕТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИТМ

РИТМ (греч. rhythmikos - равномерный, соразмерный) - регулярное повторное возникновение модели событий, особенно с однородной системой тактов, ударений или группируемых последовательностей. Ритм и ритмические структуры важны, в частности, как мнемонические средства. Например, 7-значный номер телефона обычно кодируется ритмично как 111 (пауза) 1111; или 111 (длинная пауза), 11 (короткая пауза) и 11. Платон определяет ритм как «порядок в движении», П.Фресс, уточняя, говорит, что ритм - «это порядок в последовательности». Существуют ритмы, способные оказывать на психическую деятельность определённое, в то числе и психоделическое действие.

Предыдущая страница Следующая страница