Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "М" (часть 13, "МИО"-"МНИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 13, "МИО"-"МНИ")

МИОКЛОНУС-АТАКСИЯ

См. Диссинергия мозжечковая миоклоническая Ханта. Наследственно-дегенеративное заболевание, проявляющееся миоклоническими гиперкинезами, сочетающееся с атаксией, интенционным дрожанием, снижением мышечного тонуса, прогрессирующими нарушениями речи (речь скандированная, см.), нистагмом. Может сочетаться с кифосколиозом, гипотрофией мышц, снижением интеллекта. Описал в 1921 г. Hunt.

МИОКЛОНУС-ЭПИЛЕПСИЯ

МИОКЛОНУС-ЭПИЛЕПСИЯ (Unfferricht, 1891; Lundborg, 1903) - относительно редко встречающаяся генетическая патология с аутосомно-рецессивным типом наследования. Характеризуется началом на втором десятилетии жизни, прогрессирующим течением. Низкое содержание в сыворотке крови мукополисахаридов считается характерным для миоклонус-эпилепсии и используется для ранней диагностики заболевания. Выявляется также повышение уровня аргининсукцининовой кислоты. Заболевание течёт непрерывно с медленным прогрессированием, длится до 10-20 лет, некоторые пациенты доживают до преклонного возраста. Симптомокомлекс расстройства включает следующие основные признаки: 1. аритмичные и усиливающиеся под влиянием аффекта (психоклоническая реакция) и сенсорных стимулов (сенсоклоническая реакция) миоклонии, чаще впервые появляющиеся в мышцах рук, а со временем распространяющиеся на все конечности, туловище, шею, лицо. Типичным считается то, что миоклонии учащаются за несколько дней до эпилептического припадка, значительно уменьшаются в первые сутки после припадка, они обычно ослабевают в покое, исчезают во сне); 2. большие (первично и вторично генерализованные) эпилептические припадки, возникающие в начале своего появления по ночам, а затем, постепенно учащаясь, наблюдаются и в дневное время. На фоне миоклоний могут развиваться судорожные состояния без утраты сознания, которые иногда перерастают в обычные эпилептические припадки. Болезнь может начинаться как с миоклоний, так и с эпилептических припадков. Могут возникать и малые эпилептические припадки; 3. нарастающее до степени психического маразма слабоумие; 4. экстрапирамидная скованность и 5. признаки эндокринной дисфункции. На поздней стадии болезни возникают мозжечковая атаксия, развивается децеребрационная ригидность, в то же время миоклонии и эпилептические припадки делаются всё более редкими. Выявляются дегенеративные изменения в зубчатом ядре мозжечка, бульбарных оливах, передних мозговых ножках, экстрапирамидной системе, периферических нервах, клетках внутренних органов. Характерным гистопатологическим признаком миоклонус-эпилепсии являются особые амилоидоподобные включения в нервных клетках, имеющих шароподобную форму и имеющих название тельца Лафора. Лечение: антиконвульсанты (особенно антелопсин), ноотропы, холинолитики (циклодол и др.), витамины группы В, глутаминовая кислота. Результативность терапии в целом невысока, пациенты обычно инвалидизируются, эффективных методов профилактики заболевания в настоящее время не существует, носительство анормального рецессивного гена фенотипически себя никак не обнаруживает. Синонимы: Болезнь Унферрихта-Лундборга, Прогрессирующий миоклонус, Фамильная миоклония.

* * *

Сочетание обычно локальных миоклоний с периодическими генерализованными эпилептическими припадками.

МИОКЛОНУС-ЭПИЛЕПСИЯ НАСЛЕДСТВЕННАЯ

Син.: Болезнь Унферрихта-Лундборга. Проявляется чаще на втором десятилетии жизни генерализованными судорожными эпилептическими припадками, затем возникают диффузные симметричные перманентные миоклонии (см.). В дальнейшем развивается некоторое повышение мышечного тонуса по пластическому типу, эмоциональные расстройства, прогрессирующая деменция. Реже заболевание дебютирует миоклоническими гиперкинезами. Миоклонии сопровождаются непроизвольными перемещениями частей тела в пространстве, нарушающими нормальные двигательные акты. Могут сопровождаться атаксией, дизартрией. Степень выраженности миоклоний нередко варьирует («хорошие» и «плохие» дни). Иногда мерцающие скотомы, преходящее или стойкое снижение зрения. Со временем наступает кахексия. Прогноз неблагоприятный. Наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Описали: в 1891 г. немецкий терапевт H. Unverricht и в 1903 г. шведский психоневролог H. Lundborg (1868-1943). Позже испанский патолог R. Lafora (род. в 1886 г.) в скелетных мышцах, в коже, в печени и в коре головного мозга больных выявил специфические включения, ставшие известными как тельца Лефора.

МИОКЛОНУС-ЭПИЛЕПСИЯ С ШЕРОХОВАТЫМИ КРАСНЫМИ ВОЛОКНАМИ

Проявляется в возрасте до 20 лет, биохимический дефект не известен. Характерны мышечная слабость, миоклонии, генерализованные судорожные припадки, атаксия, снижение слуха, атрофия зрительных нервов. Связано с мутацией митохондрального генома и передается по сцепленному с Х-хромосомой типу.

МИОКЛОНУС-ЭПИЛЕПСИЯ УНФЕРРИХТА-ЛУНДБОРГА

См. Миоклонус-эпилепсия наследственная.

МИОМА МАТКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИОПАПАТИЯ ЮНОШЕСКАЯ ЭРБА-РОТА

См. Дистрофия мышечная прогрессирующая Эрба-Рота.

МИОПАТИЯ АЛКОГОЛЬНАЯ

Возникает при хроническом алкоголизме. Обычно сочетается с кардиомиопатией. Наблюдается чаще у мужчин в возрасте 40-60 лет, злоупотребляющих алкоголем в течение 5-25 лет. Развивается в течение нескольких часов. При этом припухлость и болезненность мышц, подкожный отек чаще в проксимальных отделах ног, тазового пояса, возможна генерализация. Возможна тотальная миалгия. Через 1-2 дня возникает миоглобулинурия. При этом возможно повышение содержания в сыворотке крови миоглобина до 18% и креатинкиназы в 8-10 раз больше нормы. Может сочетаться с поражением печени. Нарушение синтеза АТФ. В периферических нервах - аксональная дегенерация и демиелинизация.

МИОПАТИЯ БЕТТЕНА-ТЕРНЕРА

См. Дистрофия мышечная врожденная Беттена-Тернера.

МИОПАТИЯ ГОВЕРСА-ВЕЛАНДЕРА-НЕВИННА ДИСТАЛЬНАЯ

См. Дистрофия мышечная поздняя Говерса-Веландера.

МИОПАТИЯ ЭНДОКРИННАЯ

Возникает при эндокринном дисбалансе, в частности при гипер- и гипотиреозе, акромегалии, аддисоновой болезни, а также при лечении кортикостероидами.

МИОПИЯ

МИОПИЯ (греч. myopos - близорукий) - близорукость, неспособность чётко фокусировать взгляд на отдалённых объектах, так как из-за формы хрусталика точка фокусировки поступающего в глаз света оказывается перед сетчаткой, а не непосредственно на ней. Противопоставляется гиперметропии (дальнозоркости).

* * *

Близорукость.

МИОТОНИЯ ВРОЖДЕННАЯ

См. Болезнь Томсена.

МИОТОНИЯ ХОНДРОДИСТРОФИЧЕСКАЯ ШВАРЦА-ДЖАМПЕЛЯ

Син.: Болезнь Шварца-Джампеля. Врожденные аномалии скелета (дисплазии и деформации позвоночника, «куриная грудь», недоразвитие лицевого черепа), врожденные пупочная, паховая грыжи. В первые два года жизни возникают миотонические реакции в мышцах лица, круговых мышцах глаз, миотония при сжатии пальцев в кулак и их расслаблении. Проявления миотонии провоцируются эмоциональным напряжением. На ЭМГ - миотоническая реакция. Наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Описали в 1962 г. Schwarz и Jampel.

МИОФАСЦИКУЛЯЦИИ

Син.: Подергивания фасцикулярные. Когда проявляется повреждение двигательного нейрона, например при спинальной амиотрофии, его аксон может оказаться повышенно возбудимым. В результате этого иннервируемые им мышечные волокна могут сокращаться спорадически, отдельно от других двигательных единиц (см.). В результате этого возникают выявляемые при визуальном осмотре непроизвольные подергивания мышечных пучков. Их можно зарегистрировать и с помощью электромиографии (ЭМГ). Ф.п. характерны при таких заболеваниях, как боковой амиотрофический склероз (см.), дисциркуляторная миелопатия (см.), спинальные амиотрофии (см.), препаралитическая стадия эпидемичсеского полиомиелита (см.) и пр., а также при поражении части волокон передних спинальных корешков и спинальных или черепных нервов (травматические поражения, раздражения при дископатии и пр.).

МИР

МИР (общеславянск., имеет соответствия в балт. языках (так, др.-лит. mieras - мир, тишина) - 1. совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная; 2. Земля и всё, что на ней существует; 3. человеческое сообщество, окружающие люди; 4. всё, что создано Богом; 5. в психологии и психопатологии - термин с уточнениями, посредством которых разграничиваются внешняя реальность (окружающая среда) и внутренняя реальность (внутриличностное пространство).

* * *

(в конфликтологии) - состояние отношений между людьми, социальными группами или государствами, в которых отсутствуют конфликты с применением вооруженных сил и насилия. M. по своему назначению и содержанию противоположен войне. C содержательной т. зр. различают негативный и позитивный M. Негативный M. понимается как отсутствие войны, позитивный M. - как такое состояние общества, страны, при котором создаются благоприятные объективные предпосылки для осуществления на практике позитивных ценностей, таких как свобода, равенство, самоопределение, суверенитет, которые все больше развивают сотрудничество и интеграцию всего человечества. Помимо этого, различают внутренний и внешний M. Внешний M. - M. между государствами или блоками государств, внутренний M. - свободная от жесткого насилия и кровопролитных конфликтов совместная жизнь индивидов и социальных групп, творческая и благожелательная атмосфера свободы и уважения. M. - это не только более или менее законченное состояние, но и процесс, который требует усиления активности индивидов в различных сферах общественной жизни - экономике, политике, культуре. Конфликтология способствует изучению причин конфликтов, установлению прочного М., активного и творческого сотрудничества между народами, утверждению приоритета общечеловеческих ценностей. Исследование условий и способов упрочения М. является одной из важнейших задач конфликтологии.

МИРОВАЯ (ВСЕЛЕНСКАЯ) СКОРБЬ

МИРОВАЯ (ВСЕЛЕНСКАЯ) СКОРБЬ (калька с нем. Weltschmerz) - пессимистическое настроение как следствие восприятия несовершенства мира; разочарование, тоска, тоска существования. Этим настроением проникнута поэма Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

Главный укор, который делали Пушкину его противники, заключался в том, что он был исключительно поэтом личных впечатлений и нигде не коснулся в произведениях своих так называемой «мировой скорби» (П. Полевой, История русской словесности).

Кто хочет ехать со мной за город? Дорога прекрасная: солнце, снег и морозец. Страдающих зубной болью и мировой скорбью прошу оставаться дома… (А. Куприн, Тапёр)

Ср. отвращение к жизни.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА - совокупная политическая деятельность основных субъектов международного права. М. п. структурно представлена внешнеполитической деятельностью государств, политическими акциями региональных межгосударственных и общественных структур, союзов и др., деятельностью ООН и др. учреждений, уполномоченных на то государствами и народами. Сфера М. п. охватывает весь спектр отношений, сложившихся между государствами: войны и конфликты, всеобщая безопасность, охрана окружающей среды, преодоление отсталости и нищеты.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ -

система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности военнослужащего.

МИРОСОЗЕРЦАНИЕ

МИРОСОЗЕРЦАНИЕ - то же, что и мировоззрение (см. Мировоззрение).

МИРОТВОРЧЕСТВО

МИРОТВОРЧЕСТВО - деятельность государств и международных организаций по разблокированию, урегулированию и разрешению вооруженных региональных и внутренних конфликтов. М. в меж дународной практике реализуется в виде разнообразных форм: от миссий военных наблюдателей до проведения миротворческих операций по установлению мира (принуждению к миру) и постконфликтному урегулированию. В современных условиях по мере активизации М. стали образовываться своего рода «школы миротворческой деятельности», имеющие свои особенности, отличающие их от традиционного М. ООН. Так, напр., ОБСЕ проводит миротворческие акции только на территории стран-участниц этой организации. Решение о проведении такой акции принимается на основе консенсуса (или «консенсус минус один»). При этом акцент в действиях делается на политическую и гуманитарную составляющие операций. В ходе проведения операций на Балканах (в 1992-1993 гг., в 1995-1996 гг., с 1999 г.), на Кавказе (с 1992 г., в 1996-м и 1999-м гг.), в Прибалтике (в 1993 г.) и в Таджикистане (1997 г.) принципиально отвергалось использование принудительных действий. Др. региональная организация - СНГ - зачастую проводит миротворческие операции на основе решения, предусматривающего «консенсус заинтересованных сторон». Доктринально предусматривается возможность действия по мандату ООН, хотя на практике такого мандата СНГ еще не получало. Наблюдательные миссии ООН, действующие в тех же регионах, что и миротворческие силы Содружества, функционируют самостоятельно, лишь в отдельные моменты взаимодействуя с операциями СНГ. Использование военной силы для стабилизации обстановки в зонах конфликта допускается только при наличии соответствующего решения Совета Безопасности ООН. Не соблюдается принцип рекрутирования миротворческих контингентов из стран, не имеющих интересов в регионах конфликтов. К выполнению общих задач миротворческих сил в проводимых операциях привлекаются и воинские формирования конфликтующих сторон (так было в Южной Осетии и Приднестровье).

МИСТИКА

МИСТИКА - (от греч. mystikos - таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе "непосредственного единения" с Богом; совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм).

* * *

(греч. mystika - таинственные обряды, таинство) - 1. вера в сверхъестественное, таинственное; вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром; 2. нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

МИСТИКОТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ТЕРАПИЯ

МИСТИКОТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ТЕРАПИЯ (греч. mystika - таинство, таинственные обряды; лат. transcendens - выходящий за пределы, греч. therapeia - забота, уход, лечение) - общее название методов исцеления посредством "понимания" жизни и самого себя через мистический или трансцендентальный опыт. Истоки развития таких методов терапии находятся вне сферы научной юрисдикции, но они, помимо идей множества специалистов по оккультизму, отчётливо прослеживаются в трудах некоторых авторов с аналитическим уклоном, особенно у К.Юнга, Э.Фромма, Ланга. С точки зрения мистически ориентированных пациентов такая терапия, возможно, весьма эффективна, и, не в последнюю очередь по той причине, что она способствует консолидации и дальнейшему развитию хотя и далёких от реальности, но значимых для пациентов убеждений, необходимых им для достижения ощущения внутренней стабильности и уверенности в себе. С таким же успехом можно, повидимому, «лечить» пациентов с бредом, не расшатывая и не устраняя последний с помощью лекарственной терапии и психокоррекции, а, напротив, способствуя упрочению бредовой структуры путём поддержки иррациональных тенденций мышления и тем самым фрагментации сознания, что для таких пациентов субъективно означало бы как терапевтический прогресс.

МИСТИЦИЗМ

МИСТИЦИЗМ - умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина - разновидность интуитивизма и иррационализма.

* * *

(греч. mystika - таинство, таинственные обряды) - 1. доктрина, согласно которой знание о действительности приходит человеку необычным, неизвестным науке образом, то есть минуя существующие сенсорные каналы и реальные, происхдящие в действительности познавательные процессы. Вероятно, здесь имеются в виду так называемые интуитивные прозрения, возникающие на основе имеющегося актуального или некоего высшего, сверхъестественного знания, но о природе которых индивид не в состоянии сообщить что-то определённое и потому часто при их описании прибегает к метафорам, в том числе и иносказаниям религиозного свойства. Использование термина в таком смысле (то есть как эквивалент разным образом понимаемой «интуиции») представляется вводящим в заблуждение, ибо оно, подменяя понятия, не объясняет ровным счётом ничего, а свидетельствует лишь о том, что наука пока что не располагает хотя бы удовлетвоительными возможностями объяснить многое, а может быть и самое главное из того, что так или иначе связано с человеческой психикой. Ничего не добавляет к сказанному и то, что мистические интерпретации бывают свойственны и выдающимся исследователям - они знают, разумеется, значительно больше того, что доступно пониманию так называемого среднего человека, но и их знания, в сравнении с тем, что остаётся неизвестным, являются в сущности ничтожными; 2. практика построения суждений посредством структур дологического мышления. Термин в таком его понимании с научных позиций обычно используется в негативном контексте, как указание на деятельность неких примитивных структур мышления. Синоним: Первобытное мышление, Архаическое мышление, Магическое мышление, Палеомышление.

МИТЕНСА - ВЕБЕРА СИНДРОМ

МИТЕНСА - ВЕБЕРА СИНДРОМ (описан C. Mietens и H. Weber) - наследственное заболевание: помутнение роговицы, ротационный или горизонтальный нистагм, косоглазие, узкий нос с гипоплазией крыльев; отставание в росте, сгибательные контрактуры локтевых суставов, вывих проксимальной головки лучевой кости, укорочение предплечий; все больные умственно отсталые. Описаны: воронкообразная деформация грудной клетки, вывих тазобедренных суставов, ограничение разгибания коленных суставов, вальгусная деформация стоп. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение симптоматическое.

C. Mietens, H. Weber. A syndrome characterized by corneal opacity, nystagmus, flexion contracture of the elbows, growth failure and mental retardation. [The] Journal of pediatrics, 1966; 69: 624-629.

МИТОЗ

МИТОЗ (греч. mitos - нить) - процесс деления соматических клеток. Ср. Мейоз.

МИФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИФ О ПСИХИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

МИФ О ПСИХИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ - термин Т.Заца, обозначает представление психической болезни как некий миф, нечто не существующее в действительности; реальными, по Т.Зацу, являются лишь болезни тела. См. Антипсихиатрия.

МИФ СОЦИАЛЬНЫЙ

МИФ СОЦИАЛЬНЫЙ - социальная реальность, данная в живых конкретных образах, представлениях, не подвергнутых рациональному анализу. М. с. - социальная утопия, иллюзия, которая не просто воспринимается людьми как нечто подлинное, в чем невозможно сомневаться, а как реальная сила, которая активно влияет на людей, обусловливает устойчивую мотивацию их действий, является важнейшим фактором формирования их образа жизни. С. Жорж отвергал институты современного общества (демократию, мораль, систему образования и др.) и видел спасение европейской цивилизации, переживающей глубокий кризис, в революции. Революцию он рассматривал как спонтанный иррациональный порыв народа, движимого М. с. В основе М. с. о революции лежит идея этической ценности насилия, которое является движущей силой истории.

МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ (греч. mithologia) - 1. совокупность мифов, сказок, легенд какого-либо народа и человечества в целом. Как культурный феномен, может играть исключительно важную роль в качестве когнитивной структуры, некоей программы, организующей впечатления, воспоминания и мысли в определённую систему знаний или в некую модель поведения. Мифы, если отвлечься от их формальной характеристики, суть отражение многовекового коллективного опыта общечеловеческого знания и мудрости. Дети, а практически все они, как указывают некоторые психологи, проходят мифологический период своей жизни, способны легко и с большим интересом усваивать этот опыт, делать его достоянием своего бессознательного, причём последнее оказывает в последующей взрослой жизни существенное и может быть даже недооцениваемое до сих пор влияние на их поведение, чувства и образ мышления не только в обычной жизни, но и в периоды психического расстройства. Однако это не даёт основания считать, что мифы сохраняются в генетической памяти индивида и передаются из поколение в поколение по законам наследственности; 2. наука, изучающая мифы, легенды, предания, сказания; 3. ложное, ничем не подкрепляемое, но широко распространённое убеждение .

МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (англ. social mythology) - мифологическое сознание; эмоционально окрашенное, чувственное представление о социальной действительности, замещающее и вытесняющее ее подлинное знание. М. с. регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т. д.) и насаждая определенные нормы общественных отношений. М. с. может провоцировать конфликтные отношения в обществе (напр., между этническими группами), а может выступать в качестве социального интегратора. М. с. действует практически во всех сферах жизни общества, как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Процессы формирования и функционирования М. с. могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода государственных учреждений, политических организаций, научных и др. центров. В развитом обществе каналами выражения М. с. являются: выборы органов власти, участие масс в законодательной и исполнительной деятельности, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и пр. Наряду с этим распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, исследовательским и т. п. интересом и принимающие форму референдумов массовых обсуждений каких-л. проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т. д.

МИФОМАНИЯ

МИФОМАНИЯ (греч. mytos - сказание, предание; mania - влечение, страсть, безумие) - 1. термин E. Dupre (1905), обозначает патологическую лживость у психопатической личности (истероидной личности с «мифоманической конституцией»). Лживость пациентов мотивирована при этом желанием выделиться, обратить на себя внимание окружающих, подчеркнуть свою значимость, исключительность в том или ином отношении. Ныне под этим термином чаще понимают сознательный обман с корыстными целями, то есть псевдологию (см.); 2. патологическое, бредоподобное фантазирование или фантастическая псевдология А. Дельбрюка, при которой лживость не имеет ясной мотивации, не приносит пациенту выгоды и которая является явно неправдоподобной. При этом сам пациент не воспринимает свои фантазии как выдумку или обман, расчитанные на введение окружающих в заблуждение; 3. искусственное расстройство (см.), при котором пациент отождествляет себя с ролью больного человека и стремится оказаться в качестве последнего. В случае искусственного расстройства с соматическими симптомами рассматривается как вариант соматоформного расстройства. Следует отметить, что разграничение псевдологии, мифомании и фантастической псевдологии разные исследователи представляют по-разному, некоторыми авторами эти термины отождествляются.

МИФОМАНИЯ ДЮПРЕ

Склонность ко лжи с преобладанием рассказов о своих необыкновенных приключениях, проявленной при этом смелости, решительности, сообразительности и т.п. Возможны неверные высказывания о своем социальном и материальном положении, самоприсвоение званий, титулов, наград и пр. При этом в собственном сознании возможно стирание грани между фактами и вымыслом. Описал в качестве проявления конституциональной особенности французский психоневролог E. Dupre (1862-1921). Чаще наблюдается у личностей истероидного типа.

МИФЫ СЕМЕЙНЫЕ

МИФЫ СЕМЕЙНЫЕ (греч. mythos - сказание, предание) - в психоанализе - общее название защитных механизмов, используемых членами дисфункциональных семей для поддержания иллюзии существующего в них мира и согласия.

МИШЕНИ КОГНИТИВНОЙ МОДИФИКАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИШЕНИ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИШЕНЬ

МИШЕНЬ (тюркск. nisan - знак, цель) - 1. в исследовании памяти и принятия решений - пункт, который индивид ищет в массиве пунктов. Если ведётся поиск более чем одного пункта, все они называются набором мишеней; 2. в психологии восприятия - фигура или определённый стимул, на котором индивид должен сосредоточить своё внимание (остальная часть воспринимаемого поля называется фоном или окружением); 3. в нейропсихологии - клетки или виды клеток, на которые воздействуют определённые химические вещества, или нервные волокна (такие клетки часто называются клетками-мишенями); 4. в общих исследованиях - модели поведения или некие объекты, события, которые стремиться обнаружить и изучить исследователь.

МИШЕНЬ-СИМПТОМЫ

МИШЕНЬ-СИМПТОМЫ (Freyhan, 1957) - психопатологические симптомы, на которые ориентировано действие лекарственного препарата. В действительности психотропные препараты не обладают и в принципе не могут обладать столь избирательным действием, чтобы можно было утверждать о существовании у них способности прицельно устранять отдельные симптомы психического расстройства или ликвидировант конкретные нарушения нейромедиации.

МИШЕРА ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ ВАСКУЛИТ

МИШЕРА ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ ВАСКУЛИТ (описан швейцарским дерматологом итальянского происхождения G. Miescher, 1887-1961; синоним - геморрагический лейкокластический микробид Мишера) - инфекционный васкулит: остро возникают эритематозные и геморрагические пятна ярко-красного цвета на коже рук и ног, лица, слизистых оболочках; пятна растут, сливаются, дают «ветвистые» отростки. При гистологическом исследовании выявляют поражение сосудов подсосочкового слоя дермы, в остром периоде - распад ядер лейкоцитов (лейкоплазия). Показано лечение очагов фокальной инфекции, применение антигистаминных средств, противовоспалительных препаратов.

МИШЕРА ГРАНУЛЕМАТОЗНЫЙ ХЕЙЛИТ

МИШЕРА ГРАНУЛЕМАТОЗНЫЙ ХЕЙЛИТ (описан G. Miescher) - стойкое воспалительное утолщение губ, чаще нижней: острое начало с лихорадки, головной боли, общей слабости; припухание и хоботоподобное выпячивание губ; возможно поражение слизистой оболочки щек и языка. Патологический процесс характеризуется образованием в толще кожи губ мелких, отграниченных гранулем, состоящих из эпителиоидных клеток, лимфоцитов и небольшого количества гигантских клеток. Течение хроническое, рецидивирующее. После нескольких рецидивов губа стойко увеличивается в размерах, становится тестообразной. Лечение симптоматическое.

G. Miescher. Uber essentielle granulomatose Macrocheilie (Cheilitis granulomatosa). Dermatologica, Basel, 1945; 91: 57-85.

МИШОТТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИШУЧКОВА ИННА НИКОЛАЕВНА

МИШУЧКОВА ИННА НИКОЛАЕВНА (род. в 1982 г.), аспирант кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета. В 2005 г. с отличием окончила факультет психологии СПбГУ, с 2004 г. получает второе высшее образование по специальности «Экономика и управление на предприятии». Автор ряда научных публикаций по политической психологии и экономике. Область научных исследований: человеческий капитал с психологической и экономической точек зрения. Занимается психолого-политическим анализом Целей Развития Тысячелетия ООН и современной российской политики. Работает над созданием авторской методики изучения целеобразования (процесса порождения новых целей), рассматриваемого с позиций системного подхода проф. В. А. Ганзена и проф. А. И. Юрьева.

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - возрастной период, охватывающий первый год жизни ребенка. М. в., в свою очередь, подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие и второе полугодие жизни. Этап новорожденности охватывает первый месяц жизни младенца и по психологическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному, ситуативно-личностному общению со взрослым. Первое полугодие жизни представляет собой этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает в качестве ведущей деятельности. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основным психологическим новообразованием, складывающимся как продукт ведущей деятельности - ситуативноличностного общения - являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Эти связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками, и, наконец, научается схватывать предметы. Акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап - во второе полугодие. На этом этапе на положение ведущей выдвигается предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативноличностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметноманипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок овладевает культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности, ведущей на следующем возрастном этапе - в раннем возрасте. Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Оно проявляет себя в наличии активной позиции младенца в отношении к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. Если в первом полугодии жизни имелся дефицит эмоционального общения, то во втором полугодии задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности и ситуативно-делового общения, что приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями: произвольно меняет позу, научается садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги; начинает понимать речь взрослых и произносить первые слова; осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и пр.). Период младенчества завершается кризисом первого года, в котором впервые манифестирует личность ребенка. С. Ю.Мещерякова

МЛАДЕНЧЕСКИЙ РАЗГОВОР

МЛАДЕНЧЕСКИЙ РАЗГОВОР - 1. речь очень маленьких людей (гуление, лепет); 2. речь взрослых и детей, обращённая в адрес младенцев, некоторые аспекты значения которой последние способны понимать. Во всяком случае, в лепетной речи младенцев появляются некоторые просодические характеристики взрослой речи.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНЕМИЧЕСКИЙ СЛЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНЕМОНИКА

МНЕМОНИКА (греч. mnemonika - искусство запоминания) - общий термин, обозначает все произвольные приёмы передачи информации в память, сохранения её там и намеренного извлечения её из памяти. Впервые была разработана древнегреческими и древнеримскими поэтами и ораторами, профессия которых, при отсутствии развитых информационных технологий, предполагала огромные нагрузки на память. Так, Гомер, согласно преданию, помнил «Илиаду» и «Одиссею» наизусть, а рассказывая их, не прибегал даже к записям. Многие люди, чувствуя, что их память начинает ослабевать, сами придумывают и используют некоторые приёмы мнемотехники. Специальное обучение приёмам мнемотехники может быть рекомендовано пациентам с целью компенсации относительно негрубого ухудшения памяти, связанного с нарушениями внимания, астенией при неврозах, начальных проявлениях церебрального атеросклероза и другой сравнительно лёгкой патологии. Данные о психотерапевтическом значении мнемотехники при истинном и серьёзном снижении памяти несколько противоречивы, но в целом упомянутые техники могут быть весьма полезными для овладения навыками сознательного контроля процессов памяти у здоровых лиц.

* * *

(от греч. mnemonika - искусство запоминания) - система различн ых приемов, облегчающих запоминание и увеличивающая обьем памяти путем образования ассоциаций. (см.: метод мнемотехники).

* * *

Система приемов, облегчающих запоминание путем создания искусственных ассоциаций.

МНЕМОНИЧЕСКИЙ

МНЕМОНИЧЕСКИЙ - (от греч. mnemonikon - искусство запоминания), имеющий отношение к мнемотехнике - системе специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какого-либо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.

МНЕМОТЕХНИКА

МНЕМОТЕХНИКА (от греч. mnemonikos - искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем запоминаемого материала путем образования искусственных ассоциаций. Одним из наиболее известных приемов М. является установление связей между запоминаемыми объеки конкретными частями воображаемого пространства (напр., мысленно представляемой стены комнаты). Хорошо известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан). Постоянно тренируясь в использовании различных искусственных приемов заучивания, некоторые мнемонисты приобретают способность быстро запоминать очень большой, притом часто бессмысленный, материал (последовательность цифр, наборы бессмысленных слогов и т. п.). Однако для подлинного повышения эффективности работы памяти использование искусственных приемов М. может иметь лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а существенные логически оправданные осмысленные связи, как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем-либо ранее уже известным. Овладение искусством М. имеет большое значение для многих видов управленческой деятельности.

МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЁМ

МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЁМ - любой метод, сознательно используемый для улучшения функционирования памяти. Известны такие приёмы мнемотехники: 1. локационный метод - мысленное размещение запоминаемых объектов в хорошо знакомом пространстве; 2. метод ключевых слов - использование специально заученного ряда слов, с которыми ассоциируют запоминаемые объекты; 3. метод акронимов - использование начальных букв (фонем), из которых составляются затем отдельные слова или фразы, из названий запоминаемых объектов; 4. метод костяшек фаланг - использование последних для запоминания, например, числа дней в месяцах года; 5. метод записей - использование, например, записей в блокнот; 6. метод ассоциирования - использование ассоциаций запоминаемых впечатлений с привычными объектами, ситуациями; 7. метод группирования - объединение запоминаемых впечатлений по какому-либо ключевому, способствующему репродукции признаку. Обычно приёмы мнемотехники бывают полезными для запоминания бессистемного материала. Лучший способ что-то запоминать - это введение новых сведений в контекст существующих, объединение их некоей осмысленной гипотезой или теорией.

МНЕНИЕ

МНЕНИЕ - (старославянск. мьнити - думать, предполагать) - 1. личная точка зрения, которой индивид придерживается в данный момент и которую он выражает в форме субъективно принятой гипотезы. Термин употребляют с коннотацией, что этого мнения придерживаются осознанно и что оно основано, по крайней мере, на некоторых фактах (Ребер, 2001). Мнение в лучшем случае является правдой в чьём-то личном её представлении, оно есть выхваченная из реальности субъективно значимая часть некоего целого, которая не может претендовать на отражение истины, чаще всего последняя утопает в бесконечном многообразии мнений и бессмысленных споров, где каждый отстаивает свою точку зрения и отнюдь не стремится принять и интегрировать различные мнения (типичный пример - дискуссии по телевидению, во время которых участники даже не пытаются выслушать один другого). Мнение отличается от убеждения (старославянск. бида - принуждение) тем, что в последнем, помимо рационального, всесторонне обоснованного, системного и разделяемого по необходимости знания, представлен также эмоциональный компонент, то есть определённое чувство (то есть убеждённость по своей стойкости и интенсивности аналогичная чувству веры), и от установки (см.), термина с весьма широким семантическим диапазоном. Не следует также смешивать мнение и суждение - последнее есть нейтральная констатация определённого факта, это не подчёркивание значения личной позиции, не оценка факта или выражение какого-то к нему отношения. Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что существуют опросы общественного мнения, то есть сиюминутного настроения людей, но не бывает опросов суждений, убеждений или установок; 2. в психопатологии - выражение личной позиции пациента к чему-, кому-либо, не обязательно являющееся болезненным.

* * *

умозаключение, или совокупность логически взаимосвязанных умозаключений, достоверность, истинность которых не является доказанной, а нуждается еще в проверке.

МНЕНИЕ ГРУППОВОЕ

МНЕНИЕ ГРУППОВОЕ - состояние группового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей. М. г. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях - занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение по тем или иным групповым проблемам. В зависимости от содержания высказываний М. г. выражается в оценочных, аналитических, конструктивных суждениях. М. г. регулирует поведение индивидов, всей социальной группы, вырабатывая и насаждая определенные нормы групповых отношений. Наконец, в зависимости от знака высказываний М. г. выступает в виде позитивных или негативных суждений. М. г. действует практически во всех сферах функционирования группы. Вместе с тем, границы его суждений достаточно определенны. В качестве объекта высказываний представителей или лидеров группы выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают групповой интерес, отличаются значимостью и актуальностью.

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ - общая точка зрения, позиция по отношению к чему- или к кому-либо, выражаемая группой или обществом. Термин используется таким образом, что он отражает модальную (то есть наиболее распространённую) позицию, но при этом не имеется в виду, что это мнение является универсальным или претендующим на объективность.

МНЕНИЕ ПУБЛИЧНОЕ

МНЕНИЕ ПУБЛИЧНОЕ - открыто заявленное мнение индивида по какому-либо вопросу (в отличие от частного мнения, скрываемого, держащегося при себе).

МНИМАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ

МНИМАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ (англ. False pregnancy) - см. Ложная беременность.

Предыдущая страница Следующая страница