Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Зависимое поведение - разновидность девиантного поведения, характеризующееся непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам др. личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на опр. видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. Считается, что в структуре каждой зависимости можно отметить признаки увеличения толерантности, прогрессирующее забвение альтернативных интересов, продолжение З. п. несмотря на его очевидные вредные последствия. Спорным остается вопрос о связи З. п. с наличием черт зависимой личности. З. п. может формироваться на базе аддиктивного, патохарактерологического и психопатологического типов девиантного поведения. В настоящее время отсутствуют общепризнанные критерии диагностики З. п. и дифференциальной диагностики патологических и непатологических форм зависимостей. Можно предполагать, что основой дифференциации является не количественные, но качественные признаки. К признакам патологического З. п. можно отнести наличие эпизодов измененных состояний сознания при реализации зависимости, непреодолимость зависимости, невозможность противостоять стремлению его реализовать, стереотипизация поведения и «синдром отмены». Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000; Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Менделевич В. Д. Психология зависимой личности. Казань, 2002; Он же. Клиническая и медицинская психология. М., 2005. В. Д. Менделевич

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Зависимость от психотерапевта - особенность клиента, проявляющаяся в процессе психотерапии: психотерапевт начинает восприниматься им как главный источник силы, здоровья. Большинство клиентов в начале лечения, с одн. стор., стремится к независимости, противодействует контролю и давлению, с др. стор. - ищет опору и помощь. Потребность в зависимости может периодически возрастать, (напр., во время обострения болезни, психол. кризиса). В случае проявления у клиента зависимости от психотерапевта терапевтический процесс затрудняется, клиент не меняет свою жизненную ситуацию, противоборствуя тем самым окончанию лечения и прекращению взаимоотношений с психотерапевтом. Встречаются случаи, когда клиент использует свою беспомощность в целях контроля и доминирования, пытается манипулировать психотерапевтом. В процессе психотерапии важно сфокусировать внимание клиента на проработке его переживаний, связанных с зависимостью. Возникновение З. от п. рассматривается в психоанализе как признак прогресса. Чтобы помочь клиенту, по мнению Фрейда, его необходимо вовлечь в эмоционально заряженные взаимоотношения и использовать 3. от п. для оказания влияния на клиента в желаемом направлении. Однако есть опасность возникновения устойчивой привязанности к психотерапевту, что может необоснованно затянуть процесс лечения. В соответствии с представлениями В. Н. Мясищева, зависимость, становясь все более устойчивой формой отношения пациента к другим, может трансформироваться в невротическую зависимость как черту характера. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. Н. Д. Творогова

ЗАРАЖЕНИЕ

Заражение (в социальной психологии) - способ влияния, основывающийся на общем переживании массой людей одних и тех же эмоций. З. может обладать разл. степенью произвольности. При наличии обратной связи З. способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. Для З., как и для внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия. Этот феномен чаще всего возникает в толпе, когда люди, руководствуясь лишь своим эмоциональным состоянием, действуют на основе информации, принятой без должного анализа, а то и просто слепо повторяют действия др. людей. К наиболее известным формам З. относят проявления реакций спортивных болельщиков («фанатов»), группового религиозного экстаза, общую панику, а также агрессивные действия толпы. Будучи похоже на внушение, З. принципиально отличается от него тем, что при внушении человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и окружающие, а в условиях психол. З. каждый индивид, становясь источником З., ничем в этом плане не отличается от тех, кого он заражает своим состоянием. Различия между внушением и З. заключаются еще и в том, что З. носит спонтанный характер, а внушение - почти всегда акт преднамеренный. Внушающий очень хорошо знает, чего он хочет добиться от других. В этой связи внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, в то время как З. немыслимо без невербальных средств, таких как музыкальные ритмы, жесты и т. п. Наиболее легко заражаются настроением окружающих дети. Достаточно, напр., чтобы окружающие развеселились, и ребенок тотчас же начинает смеяться, часто не зная и не понимая причины веселья взрослых. Способность к сопротивлению индивида З. зависит от уровня развития его личности, самосознания, сформированности Я, наличия опыта поведения в экстремальных ситуациях. Лит.: Дубов И. Г. Такое многоликое влияние. М.,1989 ; Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. М., 2001; Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999. И. Г. Дубов

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

Застенчивость - а) устойчивая черта личности или повторяющаяся в разл. ситуациях особенность поведения индивида; б) комплексное состояние (включающее эмоционально-когнитивные взаимодействия), к-рое проявляется в разнообразных физиол. реакциях (более всего отличает застенчивых людей - появление краски на лице). З. понимается как свойство и как состояние. Поведение таких людей характеризуется затруднением в выражении мысли, избеганием др. людей, боязнью проявления инициативы. На психол. уровне застенчивость характеризуется искаженным восприятием природы человеческих взаимоотношений, смущением как кратковременной потерей самоуважения, повышенной склонностью к самоанализу и самооценке, сосредоточенностью внимания на телесных симптомах, негативно окрашенным эгоцентризмом, чувством личной незащищенности, желанием привлечь к себе внимание и в то же время остаться незаметным. З. может быть вызвана наследственно передаваемой индивидуальной особенностью, отсутствием опр. социальных навыков, необходимых для эффективного О.; глубинным бессознательным конфликтом и т. п. Нек-рые застенчивые предпочитают оставаться такими, поскольку открыли для себя в этом что-то положительное, получают радость от уединения, могут позволить себе быть разборчивым в личных контактах. Застенчивым обычно дают такие положительные оценки как «сдержанный», «скромный», «уравновешенный». З. придает человеку вид самост. и самоуглубленного человека, обеспечивает маску анонимности. Именно поэтому для нек-рых застенчивость является подходящим жизненным стилем. Однако для нек-рых З. создает проблемы: неприятные физич. ощущения (от смущения, неловкости при столкновении с опр. обстоятельствами и опр. типами людей до травмирующей тревожности, страха), нарушение внутрисемейных взаимоотношений, неэффективность профессиональной деятельности. В этих случаях З. возможно и необходимо преодолевать, обратившись за профессиональной психол. помощью. Лит.: Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1987; Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996; Творогова Н. Д. Застенчивость // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000. Н. Д. Творогова

ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ: СУБЪЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ОБЩЕНИИ

Защитные механизмы в общении - приемы, с помощью к-рых индивид совершаются искажения в восприятии реальной ситуации О. С помощью защитных механизмов (З. м.) психика предохраняет себя от внутр. и внеш. напряжения. Термин введен З. Фрейдом. З. м. позволяют избежать реальность (вытеснение), исключить реальность (отрицание), переопределить реальность (рационализация), придать реальности противоположный знак (реактивное образование). Они перемещают внутр. чувства во внеш. мир (проекция), расщепляют реальность (изоляция), способствуют уходу от реальности (регрессия), или переориентируют реальность (сублимация). В каждом случае используется энергия либидо, к-рая поддерживает З. м., косвенным образом ограничивая гибкость и силу Эго, отбирая у него энергию, отбирая энергию у какой-то более продуктивной деятельности, у продуктивного О. З. м. снижают возможности интеллекта, поскольку его использование зависит от способности и силы Эго. З. м. способствуют успешности жизни, если человек осознанно и целенаправленно использует их и понимает себя; в противном случае оказывают пагубное действие на жизнь индивида, препятствуя его норм. функционированию и искажая реальность. Сбой в З. м., может привести к тому, что эго будет охвачено тревогой. З. м. могут становиться невротическими. Побочные эффекты реактивного образования могут повредить социальным отношениям, процессу О. с другими. Напр., человек заменяет модели своего поведения или чувства на диаметрально противоположные подлинному желанию (бессознательная инверсия желания), выстраивая на пути О. с др. людьми психич. преграды в виде отвращения, стыда или нравственности. Идентифицирующими характеристиками этого З. м. являются его избыточность, устойчивость и вычурность. Лит.: Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Психоаналитические теории личности. Зигмунд Фрейд и постфрейдисты. СПб., 2007; Freud A. The ego and the mechanisms of defense. New York: International Universities Press. (Originally published, 1936). Н. Д. Творогова

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Здоровьесберегающая педагогическая технология - систематический метод планирования, применения и оценки всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования с повышением резервов здоровья участников пед. взаимодействия. Пед. технологии можно считать здоровьесберегающими, если в процессе их применения не наблюдается снижение показателей, характеристик, функц. резервов здоровья (соматического, физич., нравственного, социального, психич., психол.). Под соматическим (телесным) здоровьем подразумевается отсутствие болезней, норм. текущее состояние органов и систем человека. Показателями физич. здоровья являются уровни роста и развития органов, систем организма, его морфологические и функц. резервы. Основу нравственного компонента здоровья человека составляет система ценностей, установок и мотивов его поведения в социальной среде. Данный компонент связан с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет в значительной мере духовность человека. Психическое здоровье, как медицинское, а не психол. понятие, нормирует критерии сознания, познавательной, эмоциональной, двигательно-волевой сфер психич. деятельности человека, констатирует отсутствие психич. заболеваний. Психологическое здоровье личности как динамическое психич. образование представляет собой интегрированную систему интра- и интерперсональных характеристик, обеспечивающих единство и целостность взаимосвязи внутр. и внеш. мира, установок самопознания, самоактуализации и самореализации личности, ее духовно-нравственного потенциала. Осн. функции психол. здоровья личности: рефлексивно-гармонизирующая (обеспечение гармонии собственного мира индивидуума - субъективного мира самосознания, уравновешенности и духовной автономии); коммуникативно-гармонизирующая (обеспечение гармонии мира О. - социального мира, гуманизация межличностных отношений, социализация личности); психофизиол. (обеспечение гармонии с миром природы); актуализирующая (самопознание, самоактуализация, самореализация творческого, духовно-нравственного потенциала, смысла жизни); психокорректирующая (управление психич. деятельностью в условиях стресса); психосинтезирующая (создание личностной целостности на базе формирования более широкой структуры отношений в психике человека, сохранение чувства индивидуальности на уровне всеобщности, где личные планы и интересы перекрываются более широким взглядом на целое; реализация трансперсонального Я). З. п. т. формируют и развивают интер- и интраперсональные характеристики психол. здоровья личности. Интерперсональные показатели психол. здоровья: адекватная социализация (как процесс), функционирование субъекта как полноценного члена общества; интраперсональные показатели: принятие Я (как процесс), индивидуализация. З. п. т. обеспечивают самоактуализированное вхождение человека в мир бытия, создание гармонии с окружающим миром (миром природы), миром О. (социальным миром, миром отношений индивидуума с др. людьми), собственным миром индивидуума (субъективным миром самосознания), поиск индивидуального смысла жизни. Лит.: Психология здоровья: учеб.-метод. пособие / Под ред. Я. Л. Коломинского. Барановичи, 2006; Психология здоровья: учеб.-метод. пособие для организации управляемой самостоятельной работы / Под ред. Я. Л. Коломинского. Барановичи, 2007; Селезнев А. А. Критерии психологического здоровья учащейся молодежи // Психотерапия и клиническая психология. 2006. № 2-3; Он же. Психологическое здоровье и его взаимосвязь с психологической культурой личности // Адукацыя і выхаванне. 2005, № 11. А. А. Селезнев

ЗНАКОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ

ЗНАКОВ Виктор Владимирович (р. 1950) - российский психолог, спец. в обл. общей и социальной психологии. Конкретные интересы связаны с психологией понимания, О., психологией субъекта и психологией человеческого бытия. Докт. психол. наук (1995), проф. (1997). В 1974 закончил ф-т психологии ЛГУ, в 1977 - аспирантуру ИП АН СССР. В 1978 в этом ин-те защитил канд. дис.: «Мнемические компоненты целеобразования в мыслительной деятельности», а в 1995 г. - докт. дис.: «Психология понимания в познании и общении». С 1996 по 2000 г. совмещал науч. работу в ИП РАН с должностью нач. отдела проблем комплексного изучения человека, психологии и педагогики Рос. гуманитарного науч. фонда. В 2000-2005 гг. зам. директора по науч. работе ИП РАН. С 2005 г. - гл. науч. сотр. ИП РАН. Лауреат премии имени С. Л. Рубинштейна Президиума РАН (1999). В своих работах теоретически и экспериментально обосновал существование психологии понимания как самост. направления общепсихол. исследований. На больших выборках испытуемых (участниках войны в Афганистане, агрессивных подростках, субъектах с выраженными проявлениями манипулятивного поведения и макиавеллизма личности) осуществил развернутый анализ понимания как процесса и результата мышления человека; выявил 4 осн. условия возникновения понимания и 4 формы его проявления в сознании; экспериментально доказал, что психол. механизмы понимания непосредственно связаны с опр. чертами личности, особенностями нравственного сознания и мировоззрения субъекта. Провел первое в мировой психол. науке систематическое исследование, посвященное анализу русских и западных культурно-истор. и науч.-психол. традиций в понимании истины, правды и лжи. С конца 1990-х гг. развивает новое направление психол. науки - психологии человеческого бытия. Осн. труды: Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания, 1993; Понимание в познании и общении, 1994, 1998, 2000; Психология понимания правды, 1999; Психология понимания: Проблемы и перспективы, 2005; Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии, 2007. Е. А. Сергиенко

ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ" В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Эффективность любого взаимодействия людей друг с другом связана с тем, насколько участники этого взаимодействия значимы др. для др. Понятие «Значимый другой» (З. д.) раскрывается через констатацию факта влияния одного человека на другого, в результате к-рого меняется внутр. мир последнего - ценности, установки, цели, потребности, интересы, убеждения, сценарии действий и поступков, отношения, идеалы. А. В. Петровским была предложена 3-факторная модель З. д., согласно к-рой меру личностной значимости и влияния человека в группе можно оценить по 3 факторам: 1) авторитету - признанию окружающими за значимым другим права принимать ответственные решения; 2) эмоциональному статусу значимого другого, его способности привлекать или отталкивать окружающих; 3) властным полномочиям или властному статусу. Круг значимых других одного взрослого человека включает порядка 20 лиц, среди к-рых могут быть и истор. и литературные персонажи. В их число попадают также медиаперсонажи - герои телевизионных передач, телевизионных ток-шоу, рекламы, кинофильмов, телесериалов, интернет-коммуникаций, радиопередач и т. д. Телевизионные персонажи имеют преимущество перед всеми др. медиаперсонажами в силу доступности и распространенности телевидения. Телевидение создает для человека новую среду О. - символическую или квазиреальную, к-рая использует тот же язык символов, образов, что и обыденное сознание человека. Для создателей телевизионного сообщения важно, чтобы представляющий это сообщение ведущий, герой телепередачи, герой телесериала - обладал качествами З. д.; для представителей телеаудитории важно, чтобы они сами являлись З. д. для создателей телепередач. Доминирующими характеристиками образа телекоммуникатора как З. д. являются личное обаяние, выразительность внеш. облика и демонстративность поведения. Для тележурналистов же (как показывают исследования) образ зрителя оказывается в нек-ром роде анти-З. д. Такого рода асимметричность телевизионного взаимодействия лежит в основе феномена разорванной коммуникации. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов-н/Д, 1996. Е. Е. Петракова

Предыдущая страница Следующая страница