Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

ИГРА КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

Анализ игры как системы отношений достаточно широко представлен в зарубеж. психол. концепциях и направлениях (необихевиоризм, неофрейдизм, интеракционизм, гуманистическая психология, психодрама, социальный конструктивизм и др.), но в отеч. психологии это понятие получило наибольшее распространение только в детской психологии. Для отеч. социальной психологии более характерно выделение видов О. и противопоставление личностно опосредованного (интимного, доверительного и т. д.) О., в опр. степени соответствующего диалогу, и социально ориентированного (этикетного и т. п., и игрового в т. ч.). В последнее время в отеч. психологии прослеживается интерес к игре как к форме духовной деятельности и форме О. в связи с тем, что игра - важная и жизненно необходимая форма О., связанная с человеческим бытием, развитием культуры (Й. Хейзинга). Она необходима для социальной жизни индивидуума и социума, обеспечивая социальную адаптацию к конкретным обществ. и социальным условиям. Она крайне важна на первоначальных этапах филогенеза, онтогенеза, создания группы, в обучении новым знаниям, навыкам и т. д. Интериоризованные и принятые в процессе игры ценности трансцендируются другим и придают значимость социальным нормам. Игра - форма О., к-рая дана человеку (ее правила выработаны сообществом), роли - безличны. Смысл игры в ней самой, в отличие от диалога все внимание партнеров, к-рые могут быть заменены, сосредоточено на исполнении правил. Игра характеризуется повторяемостью, временной и пространственной организацией. Если в ней усваиваются базовые (общечеловеческие) ценности, она сопровождается бытийными переживаниями. Но игра может носить и элемент напряжения, связанный с контролем за ее «исполнением». С позиций онтопсихологии О. игра ценностно-смысловая форма О., определяющим признаком к-рой является приобщение к социокультурным и обществ. ценностям. Она характеризуется социально-функц. равенством, отношением к другому как к исполнителю социальных функций, выработанных обществом. Предназначение игры - объединение людей за счет формирования социального Мы, переживаемого как сопричастность к совместной жизнедеятельности. Благодаря этому усваиваются социальные нормы и ценности, что способствует адаптации к конкретным социокультурным и обществ. условиям, а также развитию социальных групп и индивидов в этих условиях. В связи с социальностью человеческой жизни игра самая распространенная форма О., но кроме собственных специфических характеристик она содержит характеристики, к-рые сближают ее с др. формами О. С диалогом ее объединяет наличие «равенства», а с манипуляциями ее сближает вынужденная личностная закрытость в связи с выполнением социальной роли или статуса. Игра, в опр. степени обезличивая партнеров, «спасает» от манипуляций, т. к. жесткое следование правилам не нарушает взаимности, задаваемой социально-функц. равенством. Поскольку игра ограничена во времени, она динамична и не может существовать долго. Возможность взаимопереходов между формами О. связана с глубиной погружения в него: начинаясь с формальных, ролевых контактов, центрированных на «исполнении» правил, по мере разворачивающегося процесса игра может приобретать в большей или меньшей мере форму диалога или манипуляции. Наполняясь ценностно-смысловым содержанием, соответствующим диалогу, она переходит в диалог и по форме. Наполняясь манипулятивным содержанием, она переходит в манипуляцию как форму О. Лит.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992; Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А. Л. Свенцицкого. СПб., 2000; Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М., 1992; Эльконин Б. Д. Психология игры. М., 1978. Л. И. Рюмшина

ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

В дошкольном возрасте достаточно распространено О. с игрушкой (И.), к-рая выступает не только предмет игры, но и как опора для внутр. диалога, как «партнер» по жизни. В подавляющем большинстве случаев такими партнерами становятся образные И. - куклы, мишки, собачки. Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, дает ощущение своей нужности и самостоятельности. Особую роль такие любимые мягкие И. играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Напр., перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в незнакомой ситуации или в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно нуждаются в присутствии мягкой И. дети с трудной адаптацией, к-рые испытывают в новой обстановке явный дискомфорт, тревогу, напряжение. И. дает им ощущение защищенности и безопасности. Образная И. может стать для малыша реальным партнером по О. Дети довольно часто обращаются к своим любимцам с высказываниями, просьбами вопросами, на к-рые сами же и отвечают. Они приписывают им свои чувства и переживания. Ребенок как бы переносит себя в игрушку, и она становится воплощением его Я. В то же время это не зеркало, не прямое отражение самого себя, а «другое Я» («alter ego») ребенка, поскольку любая образная игрушка всегда несет свой образ. Разговор с игрушкой, т. о., это разговор одного Я с другим, воплощенным в материальном предмете. «Диалог» с И. - важный этап формирования внутр. диалога, к-рый впоследствии превратиться во внутр. речь. Это своего рода переходный этап от интерпсихич. (разделенной между ребенком и взрослым) и интрапсихич. (внутренней) формой действия, когда ребенок разделяет свою жизнь и свои переживания с одушевленным им же самим существом. Образная И. может стать опорой для становящегося внутр. мира ребенка, субъектом его душевной жизни. Лит.: Васильева О. К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. СПб., 2003; Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопр. психол., № 2, 1988; Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Абдулаева Е. А.и др. Научные основания психологопедаг огической экспертизы игрушек // Вопр. психол., № 1, 2008; Смирнова Е. О., Соколова М. В. Исследования феномен а игрушки в современной западной психологии // Психол. наука и образование, № 3, 2008; Смирнова Е. О., Филиппова И. В. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника // Психол. наука и образование, № 3, 2008. Е. О. См ирнова

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Идентификация (лат. identificare - отождествлять) (в социальной психологии) - эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с др. субъектом, группой, образцом. Понятие «И.» было введено З. Фрейдом сначала для интерпретации явлений патологической деп рессии, позднее - для анализа сновидени й и нек-рых процессов, посредством к-рых маленький ребенок усваива ет образцы поведения значимых других, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр. Фрейдом было выделено неск. типов И. В младенчестве возникае т первичная И., к-рая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотал ьная захваченность объектом» уступает место вторичной И., играющей роль защитного механ изма, благодаря к-рому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения нек-рых аспектов ег о поведения в собственные действия. Согласно Фрейду, эта форма И. является предысторией Эдипова комплекса, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует нек-рые особенности его поведения. Эта парциальная И. носит амбивалентный хара ктер и может проявляться как в отношении люби мого лица, так и лиц, к-рых ненавидят или к-рым завидуют. Особое значение этот тип И. приобретает при усвоении, ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, для развития совести. Применительно к взрослому субъекту И. в концепции Фрейда связывалась с невротическим симптомом, при к-ром у субъекта из-за желания оказаться в положении объек та возникают болезненны е явления, характерные для последнего. Для Фрейда механизм И. обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое «вживание», «вчувствование», приобретая в нек-рых случаях с войст во «п сих ич. инфекции», столь характерной для толпы. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие И. выступило в кач. центрального механизма формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление опр. эмоциональной связи, содержанием к-рой является переживание своей тождественности с объе ктом. Понятие «И.» получило ш ирокое распространение за рамками психоанализа, в ча стности в социальной психологии (Л. Бандура, Т. Парсонс и др.). И. расс матривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и т. д. (Ч. Кули, Дж. Мид). В совр. психологии понятие «И.» охватывает 3 пересекающиеся области психич. реальности. Во-первых, И. - это процесс объединения субъектом себя с др. индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутр. мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. Во-вторых, И. - это представление, видение субъектом др. человека как продолжения себя самого, наделение его своими, чертами, чувствами, желаниями (напр., родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов). В-третьих, И. - это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства др. человека и приводит к усвоению его личностных смыслов. Этот тип И. позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение. Лит.: Абраменкова В. В. Развитие коллективистской идентификации и персонализация в детском возрасте // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987; Петровский В. А. Эмоциональная идентификация в группе и способ ее выявления//К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973; Kagan J. The concept of identification // Psychol. Rev. 1958. T. 65. No. 5. В. В. Абраменкова

ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954) - русский религиозный философ. Окончил Моск. гимназию (1901), Моск. ун-т (1906). Занимался науч. и пед. деятельностью в вузах Москвы. С 1911 г. изучал философию Гегеля. В 1918 г. получил ученую степень докт. философии. В 1922 г. эмигрировал в Германию, работал в Русском науч. ин-те (Берлин). В 1938 г. по полит. мотивам выслан в Швейцарию. Творческое наследие составляет более 40 книг и большое количество статей. Авт. оригинальной концепции человека, где он представляется как целостная система, включающая в себя 3 подструктуры: дух, душу и тело. Характеризуя их содержательно и функционально, отдает явный приоритет духу и душе. Исключал прямой контакт между человеческими душами и считал, что наши знания других являются всегда опосредствованными, приблизительными и субъективными. Подчеркивал принципиальную непознаваемость др. человека, а также невозможность непосредственного воздействия на личность. Иллюстрируя эту идею на примере приобщения человека к вере в Бога, подчеркивал, что человека нельзя заставить верить или как-то вложить в него веру. В своих работах дал подробную характеристику О. человека с Богом. Осн. труды: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога, 1918. Т. 1-2; Путь духовного обновления, 1937; Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний, 1943; О сущности правосознания, 1956. К. М. Романов

ИМИДЖ СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИКАТОР СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

Индикатор стратегий преодоления стресса (The Coping Strategy Indication, CSI). Дж. Амирхан. Адаптация Н. А. Сирота, В. М. Ялтонского. Предназначен для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. В теории копинг-поведения выделяются след. базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание». Эти стратегии называются базисными. Их основой являются базисные копинг-ресурсы, к к-рым относятся: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы. Копинг-стратегия «разрешения проблем» - это способность человека выявлять проблему и находить альтернативные решения, позволяющие эффективно справляться со стрессовыми ситуациями. Копинг-стратегия «поиска социальной поддержки» дает возможность личности с помощью актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые - доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Опросник состоит из 33 суждений, на к-рые респондент дает ответ по 3-балльной системе. Опросником выявляются шкалы: 1) Шкала «разрешение проблем»; 2) Шкала «поиск социальной поддержки»; 3) Шкала «избегание проблем». Результаты приводятся в баллах. Для каждой шкалы определяются уровни: очень низкий, низкий, средний, высокий. Лит.: Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. М., СПб., 2004; Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004; Amirkhan J. H. A factor analytically derived measure of coping: the coping strategy indication // J. Person. Soc. Psychol. 1990. V. 59. № 7. Н. С. Кравцов

ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ РЕЧИ

Интегративная теория речи (от англ. integrate - объединять, интегрировать из отдельных частей в единое целое) - теория, рассматривающая речь в многообразии и единстве ее сторон: лингвистической, психической, психофизиологической, поведенческой, деятельностной. И. т. р. предложена И. М. Румянцевой (1989) в прикладных целях обучения иноязычной речи. И. т. р. учитывает то, что речь имеет семиотический (знаковый) характер, что является ее лингвистической стороной. Это языковой код, действующая языковая система, то средство, при помощи к-рого человек мыслит и осуществляет О. с миром и др. людьми. Однако речь - это и явление психики человека, его высшая психич. функция, особый психич. Процесс, поэтому И. т. р. учитывает тот факт, что речь включается в деятельность человека и сама по сути своей организации может быть деятельностью. Кроме того, речь по своей природе - явление психофизиологическое, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга человека. Различают сенсорный (восприятие речи, понимание того, что говорят другие) и моторный аспекты речи (произнесение звуков, собственно говорение), к-рые, однако, теснейшим образом связаны между собой. Речь напрямую сопряжена и с мышечной моторикой. Наконец, о речи можно говорить и. как о речевом поведении и как о речевой деятельности (см. Речевой деятельности теория А. А. Леонтьева). При обучении речи важным является не только «высший» деятельностный аспект, но и психический и физиологический. Поэтому в обучении родной и иноязычной речи следует учитывать не только уровень сознания, но и подсознания. В И. т. р. учитываются многие психол. теории. Напр., бихевиоризм рассматривает не только внеш., но и внутр. психич. процессы через призму поведенческих реакций или поведений особого рода, а теория деятельности находит в этих процессах все признаки деятельности. Речь можно назвать и поведением, как это делает бихевиористская школа, и деятельностью, как утверждает теория деятельности, и когнитивным процессом, как принято в когнитивной психологии, или психофизиол. процессом, как постулируется в психофизиологии. Проблема заключается в том, что речь как сложный психол., и психолингвистический, феномен совмещает в себе все эти аспекты, включая и самую главную для нее лингвистическую сторону. Поэтому И. т. р. предлагает комплексный подход, рассматривающий речь во всей полноте и многогранности ее аспектов. Лит.: Леонтьев А. А. Речевая деятельность // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 ; Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972; Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М., 2004. И. М. Румянцева

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ЛИНГВОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

ИЛПТ (от англ. integrate - объединять, интегрировать из отдельных частей в единое целое) - групповой метод обучения взрослых людей иностр. языкам. Представляет собой совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих программ, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, О. и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений и вместе с этим - на овладение человеком иноязычной речью. ИЛПТ разработан И. М. Румянцевой (1989) на базе интегративной теории речи. Он представляет собой метод, приводящий в действие процесс научения и комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия и О. людей. В ходе обучения иноязычной речи через ИЛПТ психол. техниками достигается коррекция, если это необходимо, опр. психич. процессов, свойств и состояний личности, что, в свою очередь, помогает формированию такого психич. процесса, как речь. Применение психотерапии и психол. коррекции в обучении иноязычной речи оправдано динамизмом и стрессогенным характером совр. жизни, необходимостью перерабатывать большие потоки информации. Но главное - речь сама принадлежит психике человека, а следовательно, влияние на психику при помощи психотерапевтических и психокоррекционных средств оказывается для развития и формирования иноязычной речи эффективным. Оно позволяет облегчить и интенсифицировать учебный процесс: при помощи ИЛПТ всего за 7 нед. (при режиме 3 вечерних занятия в нед., 100 академических часов), человек достаточно свободно (на основе всей нормативной грамматики и в объеме 3-4 тыс. лексических единиц) начинает общаться на иностр. языке. При этом ИЛПТ используется не как вспомогательный элемент обучения, а вплетен в его лингвистическую канву, где лингвистика, педагогика, психология и психотерапия в данном случае образуют единый организм. Фундаментом ИЛПТ являются достижения мировой психологии, психотерапии и психокоррекции, а именно процедуры и приемы тренингов О., сенситивности, коммуникативных умений, креативности, психодрамы, групп встреч, гештальт-групп, телесной психотерапии, музыкальной терапии, арт-терапии, хореотерапии, психогимнастики и др., переработанные для целей обучения иноязычной речи. Обучение с помощью ИЛПТ строится с учетом сходства и различия механизмов формирования родной и иноязычной речи. Если игровые методы обучения иностр. языкам (В. В. Петрусинский и др.) вводят игру как элемент обучения, то ИЛПТ представляет собой целостную систему целенаправленных и взаимообусловленных техник, упражнений и процедур (куда включены и игры), охватывающую языковые, коммуникативные, когнитивные и психодинамические стороны речевого процесса. Из множества теорий и методов выбираются наиболее продуктивные способы решения поставленных задач, к-рые творчески видоизменяются и интегрируются в единый комплекс. Язык необходим человеку для выражения своих мыслей и чувств, для О., поэтому обучение иноязычной речи в процессе ИЛПТ происходит в форме О., для чего используются социально-психол. тренинги. В этих тренингах на базе иностр. языка люди в ходе совместной деятельности учатся устанавливать и развивать межличностные контакты, постигать стратегии и тактики восприятия друг друга, взаимопонимания и взаимодействия. Вместе с тем люди обучаются иноязычной речи, успешному усвоению к-рой способствует их личностный рост. Т. к. в процесс формирования речи во время О. включаются психофизиол., познавательные и эмоциональные процессы, в ИЛПТ введены упражнения, направленные на отработку психосенсорных и психомоторных связей, приемы воздействия на ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, способствующие развитию речи, а также речевые и языковые, психолингвистические, техники тренировки речи. Все эти техники взаимосвязаны друг с другом, инкорпорированы одни в другие и составляют единую систему, составные части к-рой направлены на разработку одновр. неск. проблем; а все вместе они служат общей цели - овладению человеком иноязычной речью через воздействие на механизмы ее формирования. Лит.: Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М., 2004. И. М. Румянцева

ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛЕКТ В ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛЕКТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ В ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕРАКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕРВЬЮ КЛИНИЧЕСКОЕ

Интервью клиническое (беседа клиническая): 1) метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психол., психиатрической и мед. помощи; 2) терапевтический метод при оказании психол. помощи. Психолог анализирует не только явное содержание ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей и пр.), но и его поведение (тон, запинки, жесты и пр.); 3) направленный диалог. Глубинное интервью - интервью, разработанное для выявления неосознанного самим клиентом мат-ла, чтобы иметь возможность исследовать неизвестные переменные и обеспечить инсайт природы обсуждаемой проблемы (используется для диагностики и помощи клиенту в осознании им своих внутр. затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения, бессознательных влечений и пр.). Интервью недирективное - свободное, жестко нерегламентированное интервью, в к-ром клиенту предоставляется значит. свобода в том, как отвечать на вопросы и/или вводить новые темы. И. к. используется не только в целях диагностики, но иногда и восполняет дефицит О., имеющийся у клиента, дает ему возможность быть услышанным. Предпосылка успешности И. к. - установление психол. контакта между психотерапевтом и клиентом. Особенность метода И. к. - возможная предвзятость интервьюера (склонность его к какой-то позиции или заключению, отсутствие беспристрастности). Лит.: Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

ИНТЕРВЬЮ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ. А. А. ЧЕКАЛИНА

Предназначено для изучения особенностей полоролевого самосознания и идентификации старших дошкольников - младших школьников (для детей 5-7-летнего возраста). Теорет. базой для разработки психол. инструментария в исследовании полоролевой идентификации послужили положения о смысловой структуре личности, положения о субъектности личности, теории О., социол. и психол. трактовки гендера как социального конструкта. Полоролевая идентификация - отождествление себя с представителями опр. пола, эмоционально-ценностном отношение к своему полу и другому, самооценка телесности, сексуальности, женственности/мужественности, гендерные убеждения, принимающие или сопротивляющиеся гендерной идеологии и др. Полоролевая идентичность выступает как важнейший элемент общей «Я-концепции» личности, обеспечивающей чувство адекватности независимо от разл. изменений Я и ситуаций. Формирование полоролевой идентичности происходит в дошкольном детстве, к концу данного периода и у мальчиков, и у девочек четко прослеживается 4 типа полоролевого поведения: маскулинный, фемининный, андрогинный и недифференцированный. Основой методики является интервью, состоящее из 21 вопроса. В нем содержится 4 блока вопросов. 1-й блок вопросов направлен на выявление знаний, представлений детей об особенностях образа Я мальчиков и девочек, мужчин и женщин. 2-й блок вопросов выявляет знания и оценивает интересы на представителей своего или др. пола. 3-й блок вопросов выявляет осознаваемую ориентацию детей на представителей опр. пола. 4-й блок вопросов уточняет понимание ребенком внутрисемейных и внутригрупповых отношений с т. зр. принадлежности к полу родителей и сверстников. Интервью проводится индивидуально с каждым ребенком и распределяется на неск. встреч. Протоколируются не только ответы детей, но и их реакции, комментарии, в также результаты наблюдений. Для обработки интервью полоролевой идентификации разработана дихотомическая система оценки ответов, где за наличие признака полоролевой идентификации принималась - 1, его отсутствие - за 0. Введение количественных оценок позволяет анализировать результаты с помощью методов матем. статистики. Методика может применяться в исследованиях возрастных и гендерных особенностей детей старшего дошкольного - младшего школьного возраста, в исследованиях особенностей гендерной социализации. Лит.: Чекалина А. А. Гендерная психология: Учеб. пособие. М., 2009. А. А. Чекалина

ИНТЕРНЕТ: ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ

Сегодня, по сути дела, возникла новая форма языкового взаимодействия - письменная разговорная речь. Рус. язык существует в Интернете в осн. в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной ее разновидности. Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого О. становится крайне низкой. Благодаря Интернету интенсивно стала развиваться интертекстуальность текста. В лингвистическом аспекте речь идет о новом явлении в текстологии - гипертексте, по принципу к-рого организовано все языковое пространство Интернета. Гипертекст способен к многочисл. трансформации, передвижке, к интерпретации его содержания многими способами. Гиперссылки обеспечивают возможность структурировать информацию «ломтями», связанными и, в то же время, относительно независимыми друг от друга. Многовариантность развития сюжета позволяет привлекать к активному созданию и развитию текста всех участников коммуникации. Текст и личность в виртуальной реальности становятся равнозначны, следовательно, значение письменно произносимого текста сильно возрастает. Потребность в науч. осмыслении данного лингвистического факта привела к возникновению нового термина: «письменное произношение». Причем функцию интонационных конструкций в таком случае принимают на себя так называемые смайлики, к-рые помогают собеседнику выразить экспрессивно-эмоциональную окраску высказываний. Именно Интернет оказался в России той лакмусовой бумажкой, к-рая вскрыла истинную ситуацию с языковой грамотностью массовой аудитории. Известно, что наработанность грамматических навыков и орфоэпических умений проверяется именно в спонтанной речи. До появления Интернета спонтанная речь проявлялась, прежде всего, в своей устной форме, к-рая была одномоментной. В Интернете спонтанная разговорная устная речь неизбежно должна быть зафиксирована в письменной (а точнее, в печатной) форме. Следовательно, все речевые и языковые ошибки также фиксируются на письме. Формула «личность = текст или личность = язык» становится в Интернете аксиомой, т. к. все речевые индивидуальные особенности оказываются на виду в буквальном смысле слова. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в рус. язык - о стиле интернет-общения, отличительными признаками к-рого являются письменное произношение, гиперинтертекстуальность и запечатленная разговорность. При этом качественно новым признаком стиля также будет являться его спонтанность, несмотря на письменное воспроизведение. Лит.: Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. М., 2004; Виноградова Т. Ю. Специфика общения в интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань, 2004; Войскунский А. Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке // Ученые записки каф. общ. психологии МГУ. Вып. 1. М., 2002; Войскунский А. Е. Метафоры интернета // Вопр. философии. 2001. № 11; Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. М., 2004; Шабшин И. И. Психологические особенности и феномены коммуникации в Интернете // Моск. психотерапевтич. журн. 2005. № 1. Т. Ю. Виноградова

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Информационная безопасность - защита информации, ее источников и средств передачи и распространения от потерь, искажения или неправильного (случайного или сознательного) использования. И. б. реализуется совокупностью правовых, организационных, технологических мер, методов и способов, в частности таких, как защита данных, защита источника от несанкционированного доступа, средства и способы борьбы с компьютерными вирусами, резервное копирование и архивация данных и др. Лит.: Ващекин Н. П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Экономическая и социальная безопасность в России. М., 1999. Е. В. Лаврова

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СМИ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Важнейшим аспектом информационной безопасности является обеспечение объективности и достоверности информации, получаемой населением посредством информационных передач, передаваемых теле- и радиовещательными организациями. Недостаток информации создает благоприятные условия для манипуляций, поэтому Европейская конвенция по трансграничному телевидению устанавливает, что телевещатель должен обеспечивать условия для того, чтобы в новостях факты и события представлялись справедливо и поощрялось свободное формирование мнений. Для соблюдения этого требования к содержанию программ в законодательстве ряда европейских стран вводятся соответствующие нормы. Напр., в Великобритании действует норма, требующая от частных телерадиокомпаний обеспечения беспристрастности информационного вещания. Беспристрастность программ содержательно интерпретируется как запрет на комментарии в обзорах свежих новостей и документальных передачах, а также обеспечение плюрализма и сбалансированности в освещении жизненно важных событий полит., эконом. и социального характера. Тенденциозный комментарий, представленный в авторской программе, должен быть сбалансирован освещением др. существующих в обществе точек зрения по спорному вопросу путем показа др. авторской программы, круглого стола, дискуссионной программы в разумный период времени. Подобные требования к подаче информации в СМИ в той или иной форме установлены во всех демократических государствах Запада. Французское законодательство о телерадиовещании требует соблюдения правила «трех третей», согласно к-рому при освещении актуальных событий треть выделенного для этого времени предоставляется для выражения своей позиции парламентскому большинству, треть - оппозиции и треть - правительству Французской республики. На выступления президента Франции это правило не распространяется. Амер. журналисты при освещении текущих событий строго придерживаются правила отделения факта от комментария. Законодательством о СМИ ФРГ устанавливаются условия обеспечения внутр. и внеш. беспристрастности вещателей. В совр. России остро стоит вопрос о правовом обеспечении информационной безопасности в СМИ. След. мероприятия и положения могут стать основой этого обеспечения. Обязательными для всех вещателей должны стать положения о необходимости информационной защиты территориальной целостности России в радио- и телепередачах. Законодательством о лицензировании телевещания, радиовещания и вещания дополнительной информации должны устанавливаться ограничения на предоставление лицензии на вещание с территории РФ нерезидентам, доля к-рых в уставном капитале крупных СМИ должна составлять менее 50 процентов; предусматриваться способы минимизации возможностей их влияния на рос. общество. В целях защиты национ. интересов России необходимо ввести обязательные квоты национ. медиапродукции в эфире рос. телерадиовещателей. Установление квот и др. подобных правил, разработанных в целях защиты национ. языка и культуры - важный элемент в законодательстве многих стран. Лит.: Ефимова Л. Л. Зарубежный опыт правового регулирования защиты информационной безопасности при осуществлении теле- и радиовещания // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. Л. Л. Ефимова

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Информационная глобализация - происходящая в контексте процесса формирования глобального (всемирного) эконом. и финансового рынков стандартизация и унификация информационных потоков, а также условий распространения и потребления информации, стратегии медиаменеджмента и рекламной экспансии с целью удешевления их производства в интересах транснациональных корпораций. Навязываемые в кач. образца, эталоны контента глобальных информационных потоков а также схемы проведения рекламных полит. PR-кампаний, вступают в противоречие с культурной самобытностью производства и сельского хозяйства, образа жизни, традиционных норм, ценностей и духовных идеалов народов разных стран с т. наз. локальными ценностями. Лит.: Вартанова Е. Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы // Mass Media Theory. Current Issues. М., 2009; Делягин М. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000; Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире : методология анализа и практика исследований. М., 2002; Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. 4-е изд. М., 2002. Ю. В. Мочалова

"ИНФОРМАЦИОННАЯ" ТЕНДЕНЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

"Информационная" тенденция художественной жизни - определяется наращиванием плотности информации по мере развития и совершенствования ее технических носителей. В контексте художественного восприятия и творчества это отвечает непрерывному усложнению личности, ее внутр. мира, ее взаимоотношений с миром внешним, отвечает дальнейшему росту мощности множества эмоциональных переживаний и оттенков. Расширение информационного спектра может реализовываться как посредством зарождения и становления новых видов искусства, так и за счет более полного использования нераскрытого потенциала традиционных искусств (напр., путем повышения плотности эмоциональной информации через движение к новым синтетическим, полисенсорным и многоканальным видам искусства). Лит.: Дриккер А. Художественные эпохи и виды эмоциональных коммуникаций // Творчество в искусстве - искусство творчества. М., 2000. Т. Я. Аникеева

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Когнитивное, аффективное и духовное взаимодействие человека с информацией, представленной в виде устной речи (радио, телевидение, звучащая книга) а также семиотических кодах письменной речи, условных языков (формулы, условные сокращения, обозначения, изобразительные и иконические коды, портретные коды). Психологически взаимодействие человека с информацией означает проявление интереса к ней, принятие решения о ее восприятии, распознавание, разной степени глубины и подробности ознакомление с ней с целью понимания ее смыслового содержания, адресованного человеку в кач. реципиента, оценка этого содержания на предмет кредита доверия, истинности, полезности, субъективной и личностной значимости для человека, а также принятие решения о том, что конкретно из данного объема информации важно усвоить, сохранить и запомнить, и, наконец, какие изменения в собственное представление о мире (картину мира, а может быть, даже мировоззрение или мировоззренческие принципы) нужно внести, нет ли необходимости вступить в какие-либо диалогические отношения по поводу изученного смыслового содержания информации с ее заказчиками, авторами и распространителями. Лит.: Maletzke G. Psychologie der Massen Kommunikation. Theorie und Systematik. Hamburg, 1963. Ю. В. Мочалова

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Распространение информации (представлений, идей, интересов, настроений, чувств и т. д.), ориентированное на изменение правовой психологии и правового поведения объекта воздействия, неразрывно связано со смысловым или коммуникативным аспектом О. Осн. целями И. в. п. а. являются: формирование опр. правовых взглядов, убеждений, ценностных ориентации, идеологии, социальных правовых представлений и социально-правовых идентичностей. Этих целей можно достичь, предоставляя соответствующую информацию - в том виде и объеме, к-рые наиболее адекватны для ее восприятия, а также обеспечивают наибольшую степень ее влияния. Традиционно различают направленное (посредством убеждения и внушения) и ненаправленное воздействие (использование психол. механизмов заражения и подражания), а также прямое воздействие (открытые притязания, требования, директивы) и косвенное, непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду. Выделяют неск. осн. стратегий информационно-психол. воздействия. «Императивная» стратегия ориентирована на действие предельно простых законов, жестких причинно-следственных связей. Она базируется на «объектной» парадигме, в соответствии с к-рой психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия и продукт внеш. условий. При «манипулятивной» стратегии цель открыто не провозглашается, а достигается посредством скрытого побуждения другого к совершению опр. действий. «Развивающая» стратегия основывается на принципах нелинейного детерминизма, характерного для систем открытого типа. Она базируется на «субъектсубъектной» парадигме, в к-рой психика каждого человека находится в постоянном диалоговом взаимодействии с психологией др. людей и групп. В совр. условиях бурного развития СМИ возможности и методы информационно-психол. воздействия существенно возросли. СМИ являются мощным средством такого воздействия. В основе их влияния лежат важные психол. механизмы: социальная идентификация, социальная мифологизация и внушение путем формирования особого эмоционально-чувственного контекста транслируемых сообщений. Именно СМИ являются осн. источником информации о правах и обязанностях рос. гражданина. Однако нельзя не отметить, что информация о криминальной ситуации в обществе и должном правовом поведении его сограждан, подаваемая совр. рос. масс-медиа, нередко не формирует у населения правового сознания, а скорее деформирует его. Об этом свидетельствуют: чрезмерное обращение СМИ к криминальной хронике, насыщение событий повышенной эмоциональностью, элементами мифологизации преступности, даже героизации - на фоне изобилующей критики правоохранительных органов, практически полном отсутствии позитивной информации об их деятельности, а также отсутствии образцов должного правового поведения рос. граждан. В какой-то степени такое положение дел с освещением проблем преступности определяется сложной криминальной ситуацией и периодом социальных изменений в России, но, с др. стор., и демонстрирует явное желание нек-рых издателей и представителей СМИ «играть» на психол. феномене притягательности криминальной информации для массовой аудитории - в целях повышения популярности и тиражей того или иного информационного источника. Лит.: Андрианов М. С. Психологические механизмы воздействия СМИ на процессы правовой социализации // Юридическая психология: Сб. науч. трудов под ред. А. Р. Ратинова, Г. Х. Ефремовой. М., 1998; Он же. Злоупотребление свободой массовой информации при освещении проблем преступности // Уголовное право. 1999. № 2; Энциклопедия юридической психологии. Под. общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2003. М. С. Андрианов

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Информационно-психологическая безопасность - эффективное использование всех имеющихся информационных ресурсов с целью необходимости обеспечения защиты общества, отдельных его групп и личности от негативного воздействия деструктивных видов и форм информации; обеспечения защиты, в первую очередь, детей и несовершеннолетних членов общества от тех видов информации, к-рые представляют опасность для их жизни и здоровья либо могут нанести вред их нравственному, духовному, психич., физич. и социальному развитию. И.-п. б. подразумевает отсутствие в информационных сообщениях СМИ признаков интеллектуальной редукции, огрубления и упрощения, навязчивой, агрессивной рекламы, а также явной и скрытой рекламы жестокости и насилия, наркомании, алкоголизма, порнографии, токсикомании, антиобществ. поведения, расовой, национ., религ., классовой исключительности и нетерпимости. И.-п. б. является мощным фактором укрепления национ. безопасности, сохранения и развития культуры, повышения нравственного и духовного потенциала совр. общества. Лит.: Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002; Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 2. Феномен «разорванной коммуникации». М., 2008; Тер-Акопов А. А. Безопасность человека: Теоретические основы социально-правовой концепции. М., 1998; Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 8. Т. Я. Аникеева

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ДЕТСКОМ ТЕЛЕСМОТРЕНИИ

Телесмотрение как особая деятельность восприятия детьми телевизионных передач приобретает все большее значение в кач. особого канала социализации ребенка. Возможности целенаправленного влияния общества на ход личностного и познавательного развития детей и подростков через СМИ трудно переоценить. Однако использование этих возможностей осуществляется зачастую стихийно, без контроля и учета результатов такого воздействия, его позитивных и негативных последствий для психол. благополучия детей. Проектирование и создание телевизионных передач для детей требует тщательного прогнозирования краткосрочных и долгосрочных эффектов их воздействия на социальноморальное и личностное развитие ребенка, анализа психол. особенностей коммуникации в рамках взаимодействия «ребенок - телеведущий (телегерой)». Критерием информационно-психол. безопасности детских передач и рекламы, ориентированной на просмотр молодежной аудиторией, является создание оптимальных психол. условий личностного и умственного развития детей и подростков. С учетом осн. направлений такого развития можно выделить след. аспекты информационнопсихол. безопасности: 1) ценностно-смысловой - усвоение моральных норм, ценностей, этических представлений, соответствующих нравственным гуманистическим идеалам; 2) коммуникативный: а) формирование позитивного образа родителей, учителей, сверстников, друзей как партнеров по равноправному О., б) оптимизация родительскодетских отношений, формирование установки доверия, терпимости, уважения в семейных отношениях; в) формирование коммуникативной компетентности ребенка, включая мотивационный и операционально-технический компоненты О.; г) построение коммуникативного акта в пространстве «ведущий-зритель-ребенок», свободного от манипуляций сознанием и поведением зрителя, уважающего его личностное достоинство и право на выбор поступка; 3) познавательный: а) предоставление содержательной, достоверной, научно-обоснованной информации, адекватной возрасту ребенка и создающей зону его ближайшего развития; б) использование интерактивных методов, позволяющих ребенку-зрителю реализовать познавательную активность и развивать учебно-познавательную мотивацию; 4) поведенческий - минимизация образцов девиантного и делинквентного поведения, включая агрессивное поведение в любых его формах, в т. ч. и суициды, аддиктивное и сексуальное поведение; 5) личностный (развитие Я-концепции и идентичности): а) презентация адекватных задачам развития образцов для личностной, этнич., половой идентификации; б) обеспечение условий сохранения личностной целостности и интеграции; в) стабилизация эмоционального статуса личности, предупреждение страхов, тревожности, эмоциональной неустойчивости, депрессии, г) формирование толерантности. Лит.: Карабанова О. А., Подольский А. И. Психологические особенности восприятия детьми телевизионных передач // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002; Карабанова О. А. Телевидение и СМИ как фактор социализации в детском и подростковом возрасте // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 2. Феномен «разорванной коммуникации». М., 2008. О. А. Карабанова, А. И. Подольский

ИСПОВЕДЬ (ИСПОВЕДАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ)

Исповедь (исповедальный уровень общения) - Общение (И. у. о.), к-рое характеризуется особой открытос тью, искренностью, предполагающей полное доверие. И. у. о. явление наиболее характерное для этапа юношеского возраста, периода, связанного с наиболее активным формированием рефлексивного плана личности. Психол. смысл И. у. о. заключается в том, что полное самораскрытие, характерное для такой формы О., позволяет субъекту стать в позицию объекта по отношению к самому себе, что в конечном итоге способствует лучшему самопониманию. Поэтому потребность в исповедальном О. возникает в случаях, когда индивид оказывается не в состоянии самостоятельно разобраться либо в сложной жизненной ситуации, либо в самом себе, либо не может справиться с чувством саморазочарования, связанного со снижением самоуважения, что чрезвычайно травматично для личности. Детерминируется И. у. о. недостатком доверия к самому себе, к-рый характеризуется чувством недостаточной самоценности. Это чувство трансформируется в потребность довериться другому. Однако доверие другому всегда связано с риском, заключающемся либо в опасности разглашения тайны, либо в опасности снижения оценки доверяющегося в глазах собеседника. С т. зр. описанного механизма можно объяснить широко известный в социальной психологии феномен «случайного попутчика», т. к. ситуация самораскрытия случайному попутчику минимизирует возможность риска. По мнению Б. Ф. Поршнева, человечество, испытывая потребность в таком самораскрытии, постепенно пришло к отказу в доверии к людям, поскольку полное доверие - это всегда риск, и обратилось к божеству, как самому надежному и безопасному собеседнику. Видимо так в христианстве возникла религ. традиция - исповедь как религ. институт таинства, заключающийся в раскрытии верующим своих грехов священнику и получение от него прощения именем Христа («отпущение грехов»). В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова сказано, что в христианской церкви под исповедью понимается покаяние в своих грехах перед священником; обряд отпущения священником грехов после опроса кающегося, а также искреннее и полное признание в чем-либо, покаянное, откровенное изложение чего-нибудь. Лит.: Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история: элементарное социально-психологическое явление и его трансформация в развитии человечества // История и психология. М., 1971. Т. П. Скрипкина

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В ГРОДНЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Я. КУПАЛЫ: ШКОЛА КОНДРАТЬЕВОЙ С. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В ИНСТИТУТЕ ПСИХОЛОГИИ РАН: ШКОЛА ЛОМОВА Б. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОМ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ) ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА: ШКОЛА АНДРЕЕВОЙ Г. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ РАО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В РОСТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ЮФУ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: НАПРАВЛЕНИЕ С. В. КОНДРАТЬЕВОЙ

Характер пед. воздействия оказывает существенное влияние на развитие личности учащегося. Как отмечает С. В. Кондратьева в монографии «Профессионализм в педагогическом общении» (2003), пед. воздействие, складывающееся в процессе взаимодействия с формирующейся личностью и регулируемое психическим образом, является сложным структурным целым, включающим интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты. Выдвижение какого-либо из этих компонентов на первый план зависит от учебно-воспитательной ситуации и индивидуальности учителя. Выявлено, что главная особенность О. учителей-мастеров - основанное на знании и понимании личности детей умение предвидеть результаты своих воспитательных воздействий и в связи с этим определять стратегию и тактику в О. с классом в целом, отдельными учащимися и их группами. Отражение личности учащегося учителем-мастером осуществляется в 2 планах: 1-й - прием оперативно-текущей информации - обусловливает применение тактических (оперативных) воздействий при решении отдельных учебно-воспитательных задач. 2-й - отражение устойчивых качеств личности, ее непреходящих состояний - определяет стратегию пед. воздействия, к-рому подчинены все тактические приемы, обусловленные первым планом отражения. Определены доминирующие пед. воздействия по отношению к учащимся разл. успешности в обучении; создана специальная программа наблюдения поведенческих аспектов непосредственного О. учителя с учащимися на уроках (С. В. Кондратьева, Фландерсова, Л. М. Путято). Анализ непосредственного О. учителя с учащимися разной успешности в обучении позволил выявить след. тенденции: с понижением успеваемости уменьшается частота пед. воздействий в целом и прежде всего позитивных и организующих, уменьшаются частота постановки вопросов учителем учащимся, количество случаев обращения к ученикам по имени. С понижением успеваемости у учителя уменьшается проявление интереса к вопросам учеников, уменьшается количество реакций на ответы слабых учащихся, проявления качественного анализа ответов слабых учащихся. Т. о., выявлена наиболее выраженная пассивность учителей в О. со слабыми по успеваемости учащимися; наиболее оптимальным является О. со средними по успеваемости учениками. Исследования эффективности пед. воздействия подтвердили, что характер реакции ученика можно объяснить влиянием «внутр. условий» воздействия. Игнорирование учителем изменений в психич. развитии ребенка, тех «внутр. условий», от к-рых зависит характер взаимодействия педагога и ученика, приводят к взаимному непониманию, отчуждению и конфликтным ситуациям. Лит.: Вербова К. В., Кондратьева С. В. Психология труда и личности учителя: учеб. пособие. Гродно, 1991; Кондратьева С. В., Ковалевский П. А., Ковалев Б. П., Даукша Л. М. Профессионализм в педагогическом общении: монография / Под ред. С. В. Кондратьевой. Гродно, 2003; Путято Л. М. Педагогическое общение учителя с учениками различной успешности в обучении. Минск, 1999. Л. М. Даукша

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИИ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕНИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В. А. ЛАБУНСКОЙ

Данное науч. направление социальной психологии О. начало разрабатываться с 1970-х гг. в рамках школы А. А. Бодалева. Первые работы касались проблемы условий и факторов успешного опознания выразительных компонентов состояний человека. К концу 1980-х гг. было очерчено предметное поле новой отрасли психол. науки психологии невербального О. (В. А. Лабунская). Методологией исследований является интеграция идей психологии социального познания, социального конструкционизма, семиологии и личностно-динамич., структурно-функц. подходов к невербальному выражению, экспрессивному поведению личности. В процессе развития направления были предложены трактовки взаимосвязей между внутр. миром личности и его внеш. выражением с помощью экспрессивных средств. Принципиальной является позиция о специфичности «экспрессивных кодов», о неразрывности процессов кодирования и интерпретации экспрессивного поведения. В рамках направления невербальное выражение личности трактуется как внеш. невербальный образ Я личности, репрезентирующий осознаваемые и неосознаваемые ею устойчивые и ситуативные характеристики, степень проявления к-рых всегда опосредована множественностью социальных контекстов. В настоящее время определено феноменологическое поле психологии экспрессивного поведения. Разработан теорет. конструкт «внеш. Я личности»; найдены осн. параметры экспрессии как специфического кода; обоснованы подходы к обучению интерпретации экспрессивного поведения в О.; созданы оригинальные программы развития личности как субъекта невербального О., разработаны методы диагностики экспрессии человека и особенностей ее интерпретации. На основе исследований Е. Д. Бреус, В. Д. Воронцова, Е. В. Белугиной, Т. А. Шкурко, Г. В. Серикова и др. сформулированы теоретико-методологические принципы изучения экспрессивного поведения личности; создана структурно-функц. модель невербального О.; выявлены осн. характеристики интерпретации невербального экспрессивного поведения личности; разработаны теоретикоэмпирические подходы к решению проблемы конструирования и преобразования внеш. облика личности на разл. этапах жизненного пути; предложена теорет. схема анализа ряда социально-психол. свойств личности и их презентаций в межличностном О.; на основе личностно-ситуативного подхода уточнены осн. положения концепции затрудненного О. и выявлены культурно-психол. детерминанты формирования представлений о трудном партнере О., описаны паттерны невербального поведения субъектов затрудненного и незатрудненного О. В настоящее время в рамках направления «Социально-психол. исследования экспрессии человека и О.» осуществляется разработка след. тем: невербальная репрезентация гендерно-стратификационных характеристик личности, невербальная интеракция и отношения, влияние внеш. облика на оценку эффективности профессиональной деятельности, экспрессивные компоненты затрудненного О., гендерные и личностные детерминанты интерпретации внеш. атрибутов личности, отношение к внеш. облику в контексте бытия человека, кодирование и интерпретация экспрессии в О., невербальные паттерны поведения действующих политиков и отношение к ним электората, межкультурные различия в распознании экспрессии, внеш. облик в конструировании представлений «свой-чужой», «друг-враг». Лит.: Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. 1999; Она же. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты невербального выражения личности: проблема кодирования и интерпретации. Самара, 2007; Она же. Психология невербального выражения личности. Ростов-н/Д, 2008; Лабунская В. А., Наровской Я. Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006. № 4; Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов-н/Д, 1990. В. А. Лабунская

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙ "ОБЩЕНИЕ" И "КОММУНИКАЦИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница