Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВЕБ"-"ВНЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВЕБ"-"ВНЕ")

ВЕБ-АУДИТОРИЯ (WEB-АУДИТОРИЯ)

Веб-аудитория (WEB-аудитория) - общность людей, формируемая тем или иным интернет-ресурсом. Подобная сетевая общность может включать акторов (субъектов виртуальной коммуникации) разл. социального статуса, гендерной роли, этнич. принадлежности, географического положения. «Истинное революционное значение совр. массовых коммуникаций - их способность создавать публику. Это способность формировать исторически новые основы для коллективного разума и действий быстро, постоянно и всепроникающе, минуя прежние границы времени, пространства, статуса» (G. Gerbner). В.-а. более динамична и разнообразна, чем аудитория традиционных СМИ, благодаря высокой возможности индивидуализации информации совр. интернет-ресурсами. Осн. методом качественного изучения В.-а. является онлайн-опрос: вопросы могут рассылаться по электронной почте или быть помещены непосредственно на сайте. С целью количественного исследования используются данные обращения к поисковым системам, каталогам, подсчет времени пребывания в сети и др. Необходимость привлечения В.-а. опр. возраста, пола, социального статуса приводит к разработке соответствующих технологий: продвижение ресурса, поисковая оптимизация, покупка и размещение ссылок, реклама (баннерная, контекстная) на уже популярных серверах с целевой аудиторией. Продуктивным способом привлечения В.-а., особенно к коммерческим проектам, является организация специальных сетевых сообществ (сетевое сообщество), к-рые в свою очередь привлекают др. участников (здесь работает известный сетевой принцип «друг моего друга мой друг»). Отличительная черта В.-а. - возможности коммуникации «от одного ко многим» и «от многих ко многим» (media by the one for the many, media by the many for the many) (Collins A., Neville P). Интерактивность интернет-ресурсов позволяет каждому не только получать, но и продуцировать разл. контент, а также формировать и выражать личностное отношение к нему. Феномен В.-а. состоит в том, что ситуационно объединенные дискретные индивиды часто анонимные др. для др., могут впоследствии формировать устойчивые социальные связи эконом., культурного, полит. характера, выходящие, в т. ч. и за пределы сетевой среды. В.-а. является важным фактором формирования обществ. мнения благодаря высокому потенциалу партисипационности социальных сетевых сервисов (соучастие всех граждан в решении актуальных социальных проблем). Полученная информация может быть сразу принята к обсуждению, что повышает степень активности личности, позволяет реализовать возможности электронной демократии. Лит.: Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. М., 2004; Фомичева И. Д. Социология СМИ М.: Аспект Пресс, 2007; Чугунов А. В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. СПб., 2006; Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory // Sociology of Mass Communications. 1979; Collins A., Neville P., Bielaczyc K. The Role of Different Media in Designing Learning Environment // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2000. О. В. Яковлева

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ

Вербализация (лат. verbalis - словесный) - словесное описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии (Helm, 1978) В. - точное словесное описание психотерапевтического понимания переживаний клиента. Психотерапевт выделяет из высказываний клиента наиболее существенные на его взгляд аспекты переживаний, помогает ему прояснить их и вербализовать в приемлемой и ясной для него форме. В результате этого у пациента повышается самоэксплорация (степень активности, с к-рой он привносит в беседу свое поведение, эмоциональные переживания, свои размышления и выводы), благодаря чему он начинает адекватнее понимать себя, других, свою жизненную ситуацию, а также предпринимает попытки изменить поведение, О. с другими. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

ВЕРБАЛЬНЫЙ ФРУСТРАЦИОННЫЙ ТЕСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРСУБЪЕКТНОЕ (МЕЖСУБЪЕКТНОЕ, ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ "ВРАЧ - МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА - ПАЦИЕНТ"

Взаимоотношение "врач - медицинская сестра - пациент" - взаимоотношение, предполагающее сопряжение философии, психологии и биоэтики основных участников лечебно-профилактической работы в системе здравоохранения. Это взаимоотношение сформировалось в результате осознания многообразных профессиональных функций и ролей врачей, медсестер и пациентов в сохранении и укрепления здоровья. Считается, что категорию «отношение» в философию ввел Аристотель: «есть то, что оно есть», лишь «в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому». Отношение указывает на смысловое единство, взаимозависимость, взаимоопределяемость их естеств. существований. Оно, будучи филос. категорией, активно используется в логике, психологии, педагогике, социологии, политологии, этике, экологии и во мн. др. науках. Особое значение в бытии людей имеют отношения, складывающиеся между ними в процессе их совместной жизнедеятельности. Объективная потребность людей в упорядочении взаимоотношений друг с другом и особенно специалистов вызвала к жизни первый социальнокультурный регулятор в виде обществ. формы сознания и поведения - мораль. Морально-этические отношения в медицинской практике получили свое закрепление в декларации Всемирной медицинской ассоциации (ВМА), где сказано: «Являясь представителем медицинской профессии, я торжественно обещаю посвятить свою жизнь служению человечеству. Я буду заниматься своим делом совестливо и с достоинством. Моей осн. заботой будет здоровье пациента. Я буду уважать секреты, к-рые, к-рые мне доверяют. Я всеми силами буду поддерживать честь и благородные традиции медицинских профессий. Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга. Я буду поддерживать высшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатья; даже под угрозой я не использую мои знания в обл. медицины в противовес законам человечности. Я даю эти обещания торжественно, от души, с чистой совестью». Эти слава клятвы нацелены на формирование особо гуманных отношений во всех сферах здравоохранения, к-рые можно конкретизировать след. образом: а) любое действие, лечение, рекомендации, слова врача должны быть направлены на благо пациента; б) человеческая жизнь и его здоровье являются безусловной ценностью; в) врач должен научиться ценить и уважать личную жизнь пациентов, не совершать аморальных поступков и действий; г) сохранение врачебной тайны - необходимое условия взаимоотношений «врач - пациент», «врач - врач или медсестра». Развитие науки и техники, биотехнологии и медицины принципиально по-новому поставили вопрос перед учеными-медиками о необходимости инновационного обновления по сути всех форм и видов отношения к природе, жизни, человеку. Философско-этическое и правовое осознание этого принципиально нового этапа в развития науки, техники, технологии и медицины происходит в рамках новой междисциплинарной отрасли знания биоэтики. Особое внимание следует уделять важнейшему принципу биоэтики, нацеленному на качественное изменение отношения людей к жизни - благоговение перед ней (А. Швейцер). Лит.: Аристотель. Соч. Т. 2. М., 1978; Кант И. Критика практического разума. М., 2004; Спиркин А. Г. Философия. М., 1998; Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт, 1981; Хрусталев Ю. М. Философия. М., 2004. Ю. М. Хрусталев

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Взаимоотношения - социально-психол. результат (продукт) О. В. вытекают из взаимно влиятельных воздействий людей друг на друга и переживания встречных отношений. Эти воздействия наполнены эмотивным содержанием психол. деятельности, к-рое включает эмоциональный отклик, оценки, переживания, состояния, мотивы, чувства и отношения партнеров. В. амбивалентны по знаку, они внутренне противоречивы, т. к. воплощают единство противоположных тенденций в человеческих отношениях. Их амбивалентность является источником парадоксальности психологии человека, что создает неопределенность в личных отношениях, готовых всегда поменять свой знак. В. влияют на групповые эффекты О., они являются продуктом взаимных усилий партнеров, субъективной реальностью наших чувств и состояний, к-рые мы носим в себе как отношение и переживание. Объективация этой реальности происходит в выразительном поведении человека знаково-символическими и языковыми средствами. В процессах О. происходит объективация внутреннего во внешне наблюдаемых формах выражения (экспрессии) и их отображения в интерпретации (высказываниях). В экспрессии внутр. состояния души (идеальная реальность) чаще репрезентируется непроизвольно в виде мимики и пантомимики, но может регулироваться субъектом О. в интерпретации под контролем сознания, хотя и автоматизированного. Если мимика и пантомимика - непосредственная объективация внутреннего в материальных носителях внеш. облика, то интерпретация - когнитивно отображенная форма идеальной реальности, представленная в высказываниях. По внеш. облику мы получаем представление об идеальной реальности внутр. мира партнеров - виртуальной, существующей как отраженное явление идеальной реальности со всеми вытекающими из этого обстоятельства изменениями. В. образуют психол. среду совместной жизнедеятельности людей, к-рую принято называть «социально-психол. климатом». Основаниями классификации В. являются 4 категории, используемые в психол. науке для систематизации ее знаний - деятельность, О., отражение, отношения. По этим основаниям проявляются 10 классов В. (предметно-практические и ролевые; коммуникативные и коллективистические; когнитивные, эмоциональные и волевые; правовые, моральные и нравственные), к-рые неизменно присутствуют в любом процессе социальном взаимодействия на всех уровнях. Каждый класс В. трансформируется в специфические виды (сотрудничества-соперничества и ведущего-ведомого; общительности-замкнутости и дружбы-вражды; понимания-непонимания, любви-ненависти и независимости-подчинения; ответственности-безответственности, добра-зла, справедливые-несправедливые). В классификации названы только стержневые виды В., к-рые могут трансформироваться в подвиды (помощи-противодействия, заботы-равнодушия, лидерства-конформизма, принятия-отвержения, симпатии-антипатии, доверия-подозрительности, честолюбия-тщеславия и мн. др.) Лит.: Панферов В. Н. Восприятие человека в межличностном общении // Проблемы психол. воздействия. ИвГУ, 1978; Он же. Диалог и общение // Человек в мире диалога. Л., 1990; Он же. Классификация взаимоотношений людей // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Л., 1984; Он же. Классификация функций человека как субъекта общения // Психол. журн. № 4. 1987; Он же. Психология взаимоотношений в бригадах // Социально-психологические резервы повышения деятельности трудового коллектива. М., 1989. В. Н. Панферов

ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Виртуальная коммуникация - О. с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами. Для доступа к компьютеру может быть применен коммуникатор, мобильный телефон, смартфон и т. п. Наряду с обменом письменными сообщениями В. к. включает элементы «мультимедиа» пересылку визуальных (фотография, график и т. п.), голосовых, аудиовизуальных (фильм, анимация, электронная презентация) сообщений. Транснацион. компании регулярно проводят производственные совещания посредством мультимедийных систем В. к. (компьютерные телеконференции). В. к. часто разворачивается в социальных сетях, в ходе сетевых игр, вокруг «дневниковых» записей (т. наз. блогов), в специальных разделах персональной или тематической электронной страницы (сайта) - «гостевой книге» или «форуме» (напр., в электронных СМИ обычно есть возможность обсуждать конкретную статью или новость). Среди групповых форм В. к. различают модерируемую и не модерируемую В. к. (модератор - или автор записей в «блоге» - осуществляет селекцию сообщений, напр., по критериям содержательности или соответствия правилам «сетевого этикета»). Различают также В. к. в реальном времени и отсроченную; примерами первой служат мобильная связь, а также сервисы передачи «мгновенных сообщений» и «чаты» (ICQ, или «аська», AOL Instant Messenger и т. д.), а второй - традиционная электронная почта или телефонная служба «голосовых почтовых ящиков». Среди достоинств В. к. - быстрота и относительная дешевизна, доступность для инвалидов и жителей удаленных районов, демократичность (сравнительно небольшую роль играют статус, раса, возраст и пол участников), возможность участия в обсуждениях по интересам. Для передачи эмоциональных состояний используются т. наз. «эмотиконы» - составленные из пунктуационных символов на клавиатуре значки (часто именуются «смайликами»). Недостатки вытекают из относительной анонимности отправителей, позволяющей избегать ответственности за оскорбления в групповых обсуждениях, массовые рассылки рекламных писем («спам») или компьютерных вирусов, распространение ложной, непристойной (порнографической) или подрывной (расистской или реваншистской) информации и т. п. Возможно развитие психол. зависимости от В. к. - в частности, от участия в «чатах» или от обмена любовными посланиями. В. к. повсеместно признается немаловажным средством влияния на умы: все ведущие полит. и культурные движения, многие «звезды» спорта, политики и культуры имеют собственное представительство в Интернете (обычно веб-сайт или блог), традиционные СМИ создают электронные версии своих изданий; в свою очередь, нек-рые компетентные и предприимчивые обозреватели из числа «блогеров» успешно конкурируют со СМИ (по быстроте доступа к информации и независимости в оценках) и также приобрели статус «звезды». Лит.: Войскунский А. Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке // Ученые записки каф. общ. психологии МГУ. Вып. 1 / Под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. А. Е. Войскунский

ВЛИЯНИЕ

Влияние - воздействие на чувства, мысли, психич. состояния и поведение человека с помощью использования психол. средств: вербальных или невербальных. Человек, выступающий в кач. объекта психол. В., как правило, имеет возможность ответить на это воздействие, противостоять чужому В., используя психол. средства. В процессе психол. В. выделяют инициатора и адресата, при этом эти позиции могут являться неустойчивыми и переходить от одного к другому. Е. В. Сидоренков, Е. Л. Доценко, Р. Чалдини, E. E. Jones, C. M. Steiner выделяют разл. виды психол. В. К ним относят просьбу, убеждение, самопродвижение, формирование благосклонности, внушение, заражение, пробуждение импульса к подражанию, принуждение, деструктивную критику, манипуляцию. Просьба является специфическим методом В. и содержит призыв удовлетворить желание или потребность другого, как правило, носит ярко выраженную эмоциональную окраску. Убеждение осуществляется с целью изменения отношений, установок, суждений или решений отдельных людей или групп на основании четко выстроенной системы аргументации. Среди видов психол. В. выделяются и такие, целью к-рых является привлечение внимания к себе (В. личное; В. личное женское и мужское). Это прежде всего формирование благосклонности за счет проявления собственной неординарности либо комплементарного поведения в адрес объекта В. Смысл самопродвижения заключается в декларации своих целей и желаний и предоставлении доказательств компетентности как способа получения преимуществ и вознаграждения. К видам психол. В. относят суггестивные методы (Б. Ф. Поршнев). Прежде всего, внушение - неаргументированное воздействие на человека или группу с использованием специальных техник, с целью изменения их установок, отношений и психич. состояния. При заражении происходит передача своего состояния другому посредством использования экспрессии. Психол. В. может быть эффективным за счет эксплуатации механизма подражания и стимулирования адресата быть похожим на инициатора. К более жестким методам психол. В. относятся принуждение посредством предъявления угрозы разного рода: лишение благ, физич. дискомфорта, фрустрации потребностей. К этой же группе относится деструктивная критика, включающая серию оскорбительных или высмеивающих, либо пренебрежительных тенденций по поводу личности или поступков адресата В., что порождает сомнение в самоэффективности. Достаточно распространенным видом В. является манипуляция, смысл к-рой заключается в скрытом побуждении адресата к действиям, переживаниям и решениям, в к-рых заинтересован инициатор. Выделяются также виды психол. противостояния В.: контраргументация, конструктивная критика, энергетическая мобилизация, творчество, уклонение, психол. самооборона, игнорирование, конфронтация, отказ. Существует 2 типа В.: преднамеренное, в основе к-рого лежит желание утвердить свои позиции, цели, взгляды или транслировать смыслы, ценности, стереотипы, и непреднамеренное, как правило, являющееся проекцией харизмы. Лит.: Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000; Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2004; Ковалев Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика. М., 1991; Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб., 2002; Морозова А. В. Психология: Хрестоматия по психологии. СПб., 2001; Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999; Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992. Т. Н. Щербакова

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОЕ

Категория В. л. включает в себя процесс собственно влияния, с одн. стор., и индивидуальную способность оказывать это влияние, с другой. В. л. - способность одного человека воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим либо успокаивающим образом, имеющая своим результатом не только сиюминутное изменение в эмоциональном состоянии и поведении индивида, но и более длительные изменения в его мотивационно-познавательной, коммуникативно-личностной и духовной сфере, к-рые позволяют ему развивать и совершенствовать себя; при этом процесс воздействия осуществляется ненасильственным и не обманным путем и обогащает обоих участников взаимодействия. Способность В. л. в большей степени связана с сущностью человека, а не с его личностью, роль к-рой определяет социум. Поэтому лучше использовать термин «личное», а не «личностное», к-рое стоит ближе к термину «манипулятивное». При разделении понятий личное (свое, собственное, настоящее) и личностное (имеющее много свойств, ролей, определяемых социумом) влияние (Е. В. Осипова), имеется в виду прежде всего разная природа их намерений. В. л. бывает задействовано практически в каждом акте человеческого О. и взаимодействия в социуме (Г. Мюнстерберг), когда мы удовлетворяем какую-либо из потребностей своей личности: потребность в безопасности, любви, богатстве, власти, самоуважении. Именно здесь влияние и манипуляция сближаются в своих намерениях, когда целью влияющего становится только его личный успех. Когда же в действие вступают более высокие, духовные потребности (потребность в самоактуализации, в служении др. людям и любви к ближнему, стремление следовать предначертанному свыше пути) и диалогический способ О., то проявляется способность В. л., связанная с желанием быть самим собой, с одн. стор., и быть независимым от своих желаний, с др. стор. Но как для проявления потребностей в самоактуализации и росте нужны, по А. Маслоу, «хорошие», здоровые условия, так и для проявления способности В. л. высшего уровня нужна здоровая, зрелая индивидуальность. Осуществить истинно личное, или «сущностное», влияние может человек, освободившийся от всех «личностных» пристрастий, от филос. догм, предрассудков, стереотипов, социальных норм, смиривший свою гордыню, обладающий творческим уровнем сознания. Поэтому синонимом слова «личное» (собственное, свое) скорее может быть термин «надличностное» или «сущностное», чем «личностное». Хотя по механизму воздействия они идентичны. Надличностное влияние - это акт творчества, а творчество совершается не столько во внеш. мире, сколько внутри человека, к-рый стремится к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Лит.: Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М., 1997; Ледяев В. Понятие власти // Социол. журн., 1996, № 3-4; Осипова Е. В. Власть: отношение или элемент системы? // Власть: очерки современной политической философии Запада. М., 1989; Тернер Джон. Социальное влияние. СПб., 2003. В. М. Погольша

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОЕ МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОЕ: ТИПЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ НА ПРОТЕКАНИЕ ОБЩЕНИЯ

Влияние психических нарушений на протекание общения - существенное снижение продуктивности О. при возникновении отдельных симптомов психич. болезни (при большинстве психич. заболеваний происходит избирательное нарушение отдельных психич. функций, а не всего строя мышления и поведения). Наиболее тяжелые преграды в О. возникают при помрачении сознания, когда информация из окружающего мира становится недоступна больному или доставляется ему в искаженном, фантастическом виде. При нек-рых помрачениях сознания (напр., при делирии) возможно на короткое время привлечь внимание пациента, заставить его выполнить инструкции путем многократного повторения; в др. случаях (напр., при сумеречном помрачении) продуктивное О. невозможно вовсе до момента прекращения психоза, и от опасных поступков больного приходится удерживать силой. Невербальный компонент О. существенно страдает при заболеваниях, проявляющихся изменениями эмоциональной сферы. В частности для больных шизофренией характерна апатия, проявляющаяся бедностью мимики и монотонностью речи, а также амбивалентность, выражающаяся в противоречивости и алогичности эмоциональных реакций. Для расстройств личности, напротив, характерна чрезмерность эмоций, плохой контроль над ними, быстрая их смена (эмоциональная лабильность). Вербальный компонент О. часто изменяется при психич. заболеваниях в связи с изменением строя ассоциаций. В частности при депрессии происходит обеднение ассоциаций (замедление мышления), что выражается в односложных замечаниях и ответах. При мании, напротив, чрезмерная живость ассоциаций (ускорение мышления) ведет к повышенной отвлекаемости и мешает пациенту донести свои мысли до собеседника. Нарушения интеллекта (олигофрении и деменции) также выражаются в бедности речи и словарного запаса (олигофазия), а также мешают выделить в речи наиболее важные моменты, что приводит к излишней детализации (патологическая вязкость, обстоятельность). Стойкое нарушение мыслительного строя характерно для больных шизофренией, у к-рых с течением времени нарастает склонность к символическому мышлению, бессмысленному рассуждательству (резонерство), неожиданным логическим построениям (паралогическое мышление). В исходе болезни весь строй мышления разрушается и становится невозможно понять ни одной из предлагаемых пациентом фраз (разорванность). Нарушения мотивационной сферы могут существенно повлиять на стиль О. В частности, при мании отмечается повышение потребности в О., пациенты становятся навязчивы, неугомонны. При депрессии, напротив, временно утрачивается потребность в О., пациенты уединяются, бывают раздосадованы, если их заставляют принимать участие в О. Нарастающая замкнутость (аутизм) характерна также для больных шизофренией, в этом случае О. возможно при наличии инициативы со стороны окружающих, однако сам пациент не проявляет никакой активности в беседе и прекращает ее, как только собеседник становится источником неудобства или фрустрации. Совершенно уникальным расстройством при шизофрении является кататонический синдром, при к-ром О. становится часто невозможным из-за бессмысленного молчания (мутизм), стереотипного повторения своих мыслей (речевые стереотипии) или слов окружающих (эхолалия). Наконец, препятствием к О. может стать чрезмерная боязливость и тревожность, напр., для лиц с психастенией характерна выраженная потребность в О., но они не могут позволить себе свободный обмен мнениями из-за страха показаться неловкими или некомпетентными. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ В ЧЕЛОВЕКЕ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВНЕШНИЙ ОБЛИК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

Внешний облик привлекательный - это совокупность индивидно-конституциональных характеристик, к-рые считаются приближенными к «идеалу красоты» - стереотипу, существующему в опр. обществе в опр. время. В совр. мире наблюдается повышенный интерес к изучению разл. аспектов В. о. п., обусловленный развитием индустрии красоты, пластической хирургии, популяризацией здорового образа жизни и диетического питания, фитнеса и т. д. Существует неск. направлений изучения В. о. п.: медицинские/ физиол. характеристики; антропометрические характеристики; социально-демографические показатели; социальнопсихол. параметры. Все исследования В. о. п. в психологии подразделяются на неск. групп: изучение представлений о привлекательном внеш. облике; выявление факторов оценки внеш. облика как привлекательного; влияние привлекательного/непривлекательного внеш. облика на разл. ситуации выбора; отношение к себе и к другому, в зависимости от восприятия своего облика или облика другого, как привлекательного/непривлекательного; исследование взаимосвязей оценки В. о. п. и здоровья. Выделен исторически сложившийся набор характеристик, к-рые приписываются людям, обладающим В. о. п. К таким базовым характеристикам относятся: пропорциональность, симметрия и здоровье. Привлекательный внеш. облик человека определяется доминирующими в обществе гендерно-возрастными и статусно-ролевыми конструктами. Степень привлекательности внеш. облика влияет на все аспекты жизни человека, особенно на межличностные оценки и актуализацию опр. стереотипов. Люди, обладающие В. о. п., получают больше помощи от других; с ними чаще хотят сотрудничать в ситуациях конфликта; они имеют лучшие рекомендации для устройства на работу от вышестоящего персонала; вызывают больше доверия. На оценку привлекательности внеш. облика личности влияет ряд факторов: физич. параметры человека (рост, вес, объем талии, бедер, размер ноги и т. д.); социальноэкономический статус (материальный достаток, принадлежность к опр. социальной страте, образование, участие во властных структурах и т. д.); социально-психол. характеристики личности человека; этнич. и культурные стереотипы красоты; гендерно-возрастные характеристики человека. Лит.: Столович Л. Н. Категория прекрасного и общественный идеал. М., 1969; Freedman R. E. K., Carter M. M., Sbrocco T., Gray J. J. Do men hold African-Anerican and Caucasion women to different standards of beauty? // Eating Behaviors Vol. 8, Issue 3, August 2007;.Swami V., Tovee M. J. Does hunger influence judgments of female physical attractiveness? // British Journal of Psychology. 2006. Aug. 97 (Pt 3). Д. В. Погонцева

ВНЕШНИЙ ОБЛИК: САМООТНОШЕНИЕ

Социально-психол. определение феномена внеш. облика (В. о.) формулируется в соответствии с представлениями о природе и функциях внеш. Я личности. В. о. является формой объективизации внутр. мира личности, репрезентацией идентичности субъекта вовне. В. о. представляет собой динамическую, вариабельную, конструируемую совокупность 3 взаимосвязанных подсистем: статических, среднединамических и динамических компонентов. В кач. социально-психол. феномена В. о. конструируется и трансформируется в пространстве совмещения 3 смысловых центров: «Я-для-себя», «другой-для-меня» и «Я-для-другого». В. о. как конструкт «Я-для-другого» функционирует в ситуации О. в связи с необходимостью представлять себя другому, конструировать себя для него; как конструкт «Я-для-себя» В. о. является способом конструирования своей идентичности. Конструирование В. о. осуществляется на протяжении всей жизни личности. Отношение к своему В. о. является значимым, эмоционально-насыщенным компонентом ценностно-смысловой сферы субъекта, регулирующим его переживания, взаимоотношения с социальной реальностью, влияющим на оценку человеком собственных жизненных перспектив, на удовлетворенность собой и своей жизнью. Отношение к своему В. о. - это интегральный социально-психол. феномен, к-рый включает следующие когнитивно-эмоциональные и поведенческие составляющие структуры отношений личности: оценочно-содержательные интерпретации разл. компонентов В. о.; отношение к отраженному внеш. Я; оценку соответствия В. о. возрастным, гендерным и ролевым характеристикам; степень удовлетворенности своим В. о. на протяжении всей жизни и в настоящий период времени; интенсивность выраженности желания изменить В. о. Лит.: Лабунская В. А. Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к внешнему Я // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2005; Петрова Е. А. Знаки общения. М., 2001; Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1983. Е. В. Белугина, В. А. Лабунская

ВНЕШНИЙ ОБЛИК: ФУНКЦИИ В ОБЩЕНИИ

Анализ социально-психол. функций внеш. облика (В. о.) осуществлен на основе выделенных в отеч. психологии функций О.: коммуникативной, информационной, гностической, эмоционально-оценочной, регулятивной. Коммуникативный аспект О. предполагает изучение средств О., осуществляющих взаимосвязь между общающимися индивидами. В данном аспекте В. о. рассматривается с т. зр. средств выражения человека, используемых в кач. средств О., что указывает на коммуникативную функцию внеш. облика. В информационном аспекте О. В. о. изучается с т. зр. его знаковых функций. В связи с этим можно говорить о знаково-информационной функции В. о. в О. В процессе О. посредством восприятия и интерпретации В. о. др. человека, раскрывающего во внешнем внутреннее, совершается взаимопознание людей, что отражает гностическую функцию внеш. облика в О. В. о. человека выступает в кач. объекта отношения окружающих и выполняет эмоционально-оценочную функцию и функцию формирования отношений в О. В. о., являясь пусковым механизмом формирования образов-представлений о других и образа Я, а также объектом восприятия, интерпретации и отношения окружающих, выступает психол. регулятором О. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995; Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростовн/Д, 1999; Панферов В. Н. Внешность и личность // Социальная психология личности, 1974; Петрова Е. А. Знаки общения. 2001. Е. В. Белугина

Предыдущая страница Следующая страница