Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПСИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПСИ")

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ : АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗГЛЯДА ПАРТНЕРА

А. Ю. Панасюк. К неинструментальным методам психол. диагностики партнера по коммуникации можно отнести анализ нек-рых кинетических сигналов, в частности, особенностей взгляда партнера по О. Направленность глаз человека в ту или иную сторону, на тот или иной объект или в сторону от него может быть как вполне осознанной, так и непроизвольной. Установлено, что если некий объект вызывает у человека неприятное чувство, то человек, как правило, старается на него не смотреть, «отводит глаза». И этому есть вполне биологическое объяснение: отражение на сетчатке неприятного объекта не может не вызвать осознаваемых или неосознаваемых негативных чувств. Человек устроен таким образом, что он всегда стремится к минимизации отрицательных чувств, в силу биологической стратегии поведения - максимизации наград (приятного) и минимизации наказаний (неприятного). Поэтому если для человека некий субъект неприятен, то при встрече и при О. с ним вольно или невольно (а чаще - помимо своей воли) не будет смотреть на него (таким его поведением будет управлять упомянутый биологический закон). Если человек не смотрит на своего собеседника, то, скорее всего, он: 1) испытывает негативизм к собеседнику; 2) боится собеседника; 3) скрывает что то от собеседника; 4) напряженно о чем то думает в этот момент; 5) испытывает негативные чувства по какой либо др. причине. Если человек постоянно смотрит на своего собеседника, то, скорее всего, он либо: 1) испытывает явно положительные эмоции по отношению к собеседнику; 2) рассматривает собеседника как объект воздействия. Взгляд - не только диагностический симптом, но и средство воздействия на людей, в том числе и средство формирования имиджа. Следует обязательно смотреть на своего собеседника: 1) при встрече и при расставании; 2) при обращении к собеседнику; 3) когда собеседник обращается к своему визави; 4) когда необходим прочный контакт с собеседником. Не следует смотреть на собеседника, когда собеседник решает сложную проблему, задачу; В заключение - о сокрытии взгляда с помощью темных очков. Наличие таких очков только у одного из собеседников, скорее всего, вызовет неприятные чувства у его партнера по О., ибо он не видит взгляда, что оценивается 2) когда человек решает заданную собеседником сложную задачу, т. е. когда происходит интенсивная интеллектуальная работа. негативно. Лит.: Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? (Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника). 7-е изд. М., 2004; Он же. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007. А. Ю. Панасюк

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ : АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МИМИКИ ПАРТНЕРА

А. Ю. Панасюк. К неинструментальным методам психол. диагностики партнера по коммуникации можно отнести анализ нек-рых кинетических сигналов, в частности, особенностей его мимики. Мимика - движение мышц лица, отражающее внутр. душевное состояние. «У него какое-то маскообразное лицо» - это о тех, у кого мимика нулевая, и не только тогда, когда они поглощены решением проблемы. И очевидно, что «маскообразное лицо», отсутствующая мимика не вызывают положительных чувств к данному «лицу», а следовательно, и не формируют аттракцию - конечную цель формирования имиджа, но зато дает опр. информацию о человеке. «Знаете, у него такое живое лицо, все на нем отражается» - это уже др. крайность, к-рая может оцениваться не только как минус, но и как плюс, в зависимости от той конфигурации мышц, к-рая в данный момент отражена на лице. Существует т. зр. (не профессиональная), что лицо - это зеркало души. Следует внести коррективы и зафиксировать след. определение: «Кинетика лица, мимика - это зеркало отношения человека к окружению». Ибо, как показывает тот же опыт О. с аудиторией, исключением являются случай, когда присутствующий слушатель умышленно, преднамеренно управлял бы своим выражением лица. Чаще всего на лице у слушателей появляется то выражение лица, та мимика, к-рая соответствует психич. состоянию в данный момент. Отсюда следует, что если у партнера по О. не обнаруживается обращенной к своему визави улыбки, это, скорее всего, означает, что он в данный момент: 1) либо мысленно решает сложную задачу, к-рую ему задал его партнер, или к-рую он формулирует для своего партнера; 2) либо ему не нравится тема разговора; 3) либо ему не нравится собеседник. Последние 2 пункта легко отличить от первого тем, что обычно при позитивном отношении к собеседнику тот видит обращенную к нему улыбку не только при встрече и при расставании, но и при каждом обращении к себе, ибо действительно «Улыбка - это пароль для друзей» (Карнеги). Лит.: Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? (Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника). 7-е изд. М., 2004; Он же. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007. А. Ю. Панасюк

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ : АНАЛИЗ ЭТОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Психодиагностическое общение : анализ этологической информации (Э. и.). А. Ю. Панасюк. Этологическая информация - информация о тех или иных поведенческих реакциях человека. При этом термин «поведение» понимается достаточно широко - от простых движений собеседника (движение рукой, поворот головы и т. д.) до сложных форм его поведения. Э. и. включает в себя: 1) кинетическую информацию (от изменения мимики до изменения положения корпуса в пространстве); 2) вербальную информацию (включает в себя не только особенности речи, но и паравербальную информацию: интонацию и т. п.); 3) информацию о продуктах деятельности человека; 4) поведенческую информацию иного типа. Надежность данного вида информации также определяется 2 факторами - объективным и субъективным, к-рые здесь трактуются точно так же, как и при описании видов габитарной информации. На достоверность интерпретации психодиагностической информации также влияет фактор случайности как причина (детерминанта) тех или иных видов информации. Существует мнение, что человек никогда ничего случайно не делает. Развернутая аргументация данного тезиса представлена в работах автора (Панасюк, 2007). Лит.: Панасюк А. Ю. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007. А. Ю. Панасюк

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ : КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

А. Ю. Панасюк. Контент-анализ (К.-а.) поступившего в процессе О. сообщения - один из коммуникативных методов построения психол. портрета в ходе дистанционной неинструментальной психодиагностики. К.-а. - выявление имплицитной информации, подсознательных установок, к-рые либо умышленно, либо непреднамеренно скрываются от партнера по О. Благодаря данному методу анализа содержания речи (письменной или устной) представляется возможным узнать то, что автор не хотел (умышленно или подсознательно) сделать явным в связи с обсуждаемым вопросом. Техника К.-а. - это, по сути, «чтение между строк» (даже если это устная речь) для получения информации и об авторе, и о том, что он фактически, а не формально (по его словам) намеревался сказать, что он скрывает, либо не скрывает, даже сам не зная об этих своих установках. К.-а. коммуникативной информации - сложная процедура, состоящая из неск. элементов и этапов. Лит.: Панасюк А. Ю. А что же в действительности на уме у вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007. А. Ю. Панасюк

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ : КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

А. Ю. Панасюк. При проведении контент-анализа (К.-а.) особое внимание следует уделять таким элементам текста, как сленги или жаргон, к-рые заимствованы автором речи или документа из лексикона людей др. социальной группы (более высокой или более низкой). К.-а. заимствований лексикона из иных социальных групп может рассказать о менталитете, причем, нередко, о тех характеристиках психики, о к-рых человек и сам не знает, но они помимо его воли управляют и его поведением, и его речью. Лит.: Панасюк А. Ю. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007. А. Ю. Панасюк

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: АНАЛИЗ ГАБИТАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

А. Ю. Панасюк. К неинструментальными методам психол. диагностики партнера по коммуникации с полным основанием можно отнести анализ не только вербальных сигналов (напр., анализ нелегитимных слов) или паравербальных, но и кинетических, а также нек-рых др. видов информации, используемых при дистанционной психодиагностике. Все дистанционные методы исследования психики собеседника основываются на анализе и оценке 2 видов психодиагностической информации: габитарной (внешность, внеш. вид) и этологической (обычай, нрав, характер) т. е. поведенческой. Под понятием «габитарная психодиагностическая информация» имеется в виду информация о внеш. облике собеседника. Этот вид информации включает в себя 2 блока информации: 1) Информация, к-рая источником (человеком) не может произвольно в любой момент изменяться. В этот блок входит: а) информация об общем телосложении человека, т. е. конституциональная информация (рост человека, полнота и т. п.); б) информация о чертах лица (напр., форма подбородка, носа и т. п.); 2) Информация, к-рая источником (человеком) может произвольно изменяться. В этот блок входит: в) информация о характере одежды; г) информация о прическе собеседника и т. п. Воспринимая при встрече с собеседником перечисленные выше (а также и другие) блоки информации и соотнося их, в соответствии с данными психол. науки, с теми или иными особенностями психики человека, исследователь (наблюдатель) в процессе О. ставит «диагноз», создает психол. портрет своего визави. При этом необходимо постоянно решать задачу о степени достоверности полученных результатов, к-рая определяется 2 факторами - объективным и субъективным. Объективный фактор - насколько психол. наука обоснованно интерпретирует тот или иной вид информации. Субъективный фактор надежности исходит не от исследователя (в данном случае - наблюдателя), а от источника информации - человека, психич. особенности к-рого определяются подобными методами. Собеседник, о психодиагностике к-рого идет речь, может умышленно, преднамеренно представлять своему визави (исследователю) опр. рода габитарную информацию, но Существуют и др. способы учета и нивелирования данного фактора имитации собственных характеристик личности с помощью габитарной информации. Лит.: Панасюк А. Ю. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007. А. Ю. Панасюк

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: АНАЛИЗ НЕЛЕГИТИМНЫХ СЛОВ И ПРИНЦИП ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

А. Ю. Панасюк. К группе неинструментальных методов психодиагностики есть основание отнести анализ нек-рых составляющих речи партнера по О., в частности - анализ нелегитимных слов. Нелегитимные слова («словапаразиты») - это те слова, к-рые часто употребляются не по своему прямому назначению, нелегитимно, напр., словосочетание «как говорится» может быть использовано и вполне «законно»: «как говорится в народе, от добра добра не ищут», и нелегитимно: «Они, как говорится, пришли туда, а их там и не ждали». Подобные, произносимые «не к месту», слова используются неосознанно, непроизвольно, проявляя при этом нек-рые психол. установки данного человека, нек-рые черты его характера. Алгоритм интерпретации этого феномена заключается в следующем: 1) формулируется обычное (легитимное) значение слова (словосочетания), к-рое используется данным человеком как нелегитимное; 2) выявленное нелегитимное значение слова (словосочетания), используемое данным человеком нелегитимным образом, интерпретируется как доминирующая черта его характера, доминирующая его психол. установка. Данный алгоритм позволяет интерпретировать нелегитимное использование разл. слов и словосочетаний. Лит.: Панасюк А. Ю. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007. А. Ю. Панасюк

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

А. Ю. Панасюк. Одним из коммуникативных методов построения психол. портрета в ходе дистанционной неинструментальной психодиагностики является контент-анализ (К.-а.) письменной речи. С помощью данного метода появляется возможность выявлять имплицитную информацию, подсознательные установки, к-рые либо умышленно, либо непреднамеренно скрываются от партнера по О. К.-а. текста дает возможность и по количеству отведенного места в тексте, и по выделению именно конкретной темы (примера), а не другого, выявить истинную тему автора, настоящий мотив его высказывания. Лит.: Панасюк А. Ю. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007. А. Ю. Панасюк

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ УСТНОЙ РЕЧИ

А. Ю. Панасюк. Контент-анализ (К.-а.) устной речи позволяет выявлять имплицитную информацию, подсознательные установки, к-рые данным конкретным человеком либо умышленно, либо непреднамеренно скрываются от партнера по О. К.-а. устной речи это не всегда сбор статистического (числового) материала по употреблению автором тех или иных слов, выражений. Иногда достаточно анализа слов, сказанных как бы «случайно», «невпопад», слов, к-рым человек и не придавал значения, для выявления его личностных особенностей. Лит.: Панасюк А. Ю. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007. А. Ю. Панасюк

ПСИХОЛИНГВИСТИКА СМИ: ФАКТЫ И СУЖДЕНИЯ

Единицей анализа текста в СМИ является высказывание. А. А. Леонтьев выделяет след. типы высказываний и суждений в массовой коммуникации: 1) бытийное (экзистенциальное) - утверждает, что нечто существует (вообще или где-то или у кого-то); 2) классифицирующее - фиксирует принадлежность объекта к опр. множеству (классу); 3) признаковое, или атрибутивное - в нем кому-то или чему-то приписывается некий признак; 4) пропозициональное (событийное) - описывает взаимодействие двух или неск. «героев» события. Факт - это содержание высказывания, но только после проведения верификации. Выделяются неск. типов верификации суждения: 1) непосредственное сопоставление с реальностью; 2) сопоставление 2 высказываний; 3) доказательство с приведением дополнительных данных; 4) сопоставление независимых источников. Суждения, к-рые при верификации подтвердились, являются истинными (их содержание есть достоверный факт). Суждения, к-рые не подтвердились, являются ложными (т. е. их содержание не является фактом вообще). Суждения о событиях, к-рые объективно не могут быть верифицированы в данный момент при нынешнем объеме и характере доступной информации, - но если со временем появятся новые факты, их верификация в принципе могла бы быть произведена. Содержание этих суждений является недостоверным фактом. Также существуют суждения, к-рые не проверяемы по своей природе - это оценочные суждения или высказывания. А. А. Леонтьев выделяет след. виды оценочных суждений: а) «абсолютное» утверждение, б) «абсолютное» отрицание, в) относительное утверждение, г) относительное отрицание, д) эмфатическое утверждение (подтверждение утверждения), е) эмфатическое отрицание (подтверждение отрицания). Лит.: Леонтьев А. А. Прикладная психолингвистика речевого О. и массовой коммуникации / Под ред. А. С. Маркосян, Д. А. Леонтьева, Ю. А. Сорокина. М., 2008. Н. Л. Карпова, М. М. Данина

ПСИХОЛИНГВИСТИКА СМИ: ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ СВЕДЕНИЙ

В психолингвистике СМИ А. А. Леонтьев выделял след. формы выражения сведений: 1. Открытая вербальная (словесная) - сведения даны в виде отдельного высказывания или цепочки взаимосвязанных высказываний, причем новая информация дана в предикативной части высказывания (является предикатом, логическим сказуемым). 2. Скрытая вербальная - сведения выражены словесно, но как бы спрятаны, не бросаются в глаза и даются как что-то уже известное в группе подлежащего в виде так называемой латентной предикации. 3. Пресуппозитивная, или затекстовая - информация о каких-то аспектах события в тексте непосредственно не выражена, но подразумевается, что и коммуникатор, и реципиент ее знают. 4. Подтекстовая - информация не содержится в самом тексте, но легко извлекается из него реципиентом. Лит.: Леонтьев А. А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / Под ред. А. С. Маркосян, Д. А. Леонтьева, Ю. А. Сорокина. М., 2008. Н. Л. Карпова, М. М. Данина

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Психологическая безопасность - переживание личностью психол. комфорта, выражающееся в осознании собственного статуса, чувства собственного достоинства и их неприкосновенности, а также в эмоциональном принятии себя. В аспекте взаимодействия личности со СМИ психол. безопасность означает невмешательство СМИ в личностное пространство человека. Лит.: Пронина Е. Е. Матрица психологической безопасности рекламного воздействия // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002; Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А. Е. Войскунский. М., 2009. Е. В. Лаврова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Понятие «рекомендация» имеет широкое значение не только в психологии, но и в медицине, педагогике, технике и мн. др. сферах. В словаре С. И. Ожегова «рекомендация» толкуется как совет, указание, пожелание. П. р. - речевое предписание (устное или письменное) возможного, желательного или даже обязательного (как надо), а также нежелательного (как не надо) способа обращения с нек-рым человеком (в т. ч. и самим собой). П. р. - это научно обоснованный совет психолога какому-либо человеку, обратившемуся к нему за помощью. По содержанию и сущности рекомендация соответствует таким умственным действиям как целеполагание, анализ, планирование и рефлексия, а также предстоящим способам О. с соответствующим человеком. По форме ее можно рассматривать как экстериоризованные во внеш. речь и зафиксированные в ней умственные действия и одновр. как потенциальные способы О. По генетическому статусу она занимает промежуточное положение между умственными действиями и реальными процессами О. В состав П. р. входят след. структурные компоненты: субъект-объект, цель, ситуация, адресат (пользователь) и рекомендуемый способ О. (поведения). Для подготовки грамотных и эффективных П. р. необходимо тщательное изучение субъекта-объекта. В зависимости от содержания цели различают П. р., привязанные к всевозможным жизненным ситуациям: профессиональным, бытовым, семейным, учебным и т. д. В зависимости от уровня обобщенности цели П. р. подразделяются на конкретные и общие. При повышении уровня обобщенности П. р. теряют непосредственную связь с конкретными жизненными ситуациями, - предельно обобщенные, они являются надситуативными и абстрактными. Уровень обобщенности предлагаемых рекомендаций важно соотносить с индивидуальными особенностями людей, к-рым предстоит пользоваться ими: уровнем образования, психол. компетентностью, самооценкой. Для большинства людей наиболее предпочтительны и полезны конкретные рекомендации, ориентированные на достижение каких-то конкретных целей и привязанные к конкретным жизненным ситуациям. П. р. должны соответствовать поставленной цели, т. е. быть целесообразными и соотноситься с психол. характеристиками субъекта-объекта, т. е. быть разумными и адекватными, поэтому процедуре их подготовки предшествует тщательная психодиагностика. Лит.: Романов К. М. Практикум по общей психологии. Учеб. пособие / Под ред. К. М. Романова. М., 2002; Он же. Виды психолого-педагогических рекомендаций // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвуз. сб. науч. трудов. Саранск, 1997. К. М. Романов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В ПРАВООХРАНЕНИИ

Понятие «портрет» широко используется в юрид. теории и практике правоохранительной деятельности для обозначения нек-рой совокупности информации о том или ином лице. Под психол. портретом (П. п.) понимается целостный, систематизированный, избирательный, но достаточно объективный комплекс сведений о психологии лиц (групп). Составить П. п. - значит, исходя из стоящей задачи, определить психол. своеобразие конкретного лица, обратив особое внимание на те психол. характеристики, к-рые могут непосредственно использоваться для ее решения. По способу получения данных о лицах различают: 1) объективный портрет, базирующийся на документальных, фактических, достоверных данных; 2) субъективный портрет, составляемый на основе личных впечатлений др. лиц. По форме выражения портреты подразделяются на: а) образный, выраженный в наглядной (фотографии, рисунки, фоторобот и др.) или иной изобразительной форме ; б) формализованный, выраженный в цифровых данных или иных закодированных, символических знаках; в) выраженный в словах (устно или письменно); г) мысленный, т. е. существующее в сознании сотрудника представление о конкретном человеке. По содержанию отраженных в портрете сведений о личности выделяют: социально-демографический портрет; внеш. портрет; внутр., или П. п. Целесообразно различать индивидуальный (личный) и групповой портреты. Наиболее широко используются словесный и образный портреты. Для правоохранительной деятельности особое значение имеет П. п., - он существенно обогащает знания о лицах и группах, представляющих оперативно-служебный интерес за счет раскрытия их внутр. природы. Составление П. п. предполагает обязательное выявление индивидуальных сильных и слабых сторон личности или группы, ее доминирующих (определяющих) особенностей психологии, что с необходимостью требует навыков профессионального О. у сотрудников правоохранительных органов, в частности, ведущих оперативно-служебные расследования. Лит.: Сухов А. Н. Реальная социальная психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2004. А. Н. Сухов

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Глобализация информационного пространства и технические достижения в области СМИ превратили телевидение и Интернет в мощнейший фактор воздействия на картину мира как отдельного человека, так и полит. и эконом. коллективных субъектов. СМИ в настоящее время представляют собой громадный этнокультурный перекресток, на к-ром проводятся информационные войны и реализуются сценарии информационного терроризма. Осн. целью такого мощного информационного вторжения является структура индивидуального и коллективного сознания человеческого сообщества. Одним из осн. средств защиты личности человека от агрессивного воздействия информационного пространства может быть грамотное профессиональное участие психол. сообщества в формировании информационного пространства. Это создание информационного психол. ресурса в телевизионной и интернет-коммуникации: телевизионные передачи, интернет-сайты, диалоговые консультации, а также создание мощной системы подготовки и аттестации психологов в кач. специалистов-консультантов, имеющих навыки работы в информационной среде. Специфика психол. работы в информационной среде: 1) Информационная телевизионная среда строится по законам жанра театрального действия, а интернет-среда по законам устного дискурса; поэтому психологам нужно приобрести навыки взаимодействия в телевизионной среде и научиться искусству устной полемики в семантике обыденного сознания. 2) Публичность коммуникации в СМИ накладывает серьезное ограничение на процесс консультирования, к-рый носит в осн. конфиденциальный характер. В силу того, что личностная идентичность предполагает достаточно жесткий критерий разделения публичности и интимности, личного и общественного, необходима разработка специальных психол. методов для работы в информационной коммуникации, к-рые позволили бы, с одн. стор., не превратить психол. консультирование в еще один вид развлекательных шоу, а с др. стор. сохранить ценностное психол. содержание процедуры консультирования. Л. В. Матвеева

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ: КОНЦЕПЦИЯ Г. А. КОВАЛЕВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ШКОЛА БОДАЛЕВА А. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ШКОЛА МЕРЛИНА В. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ШКОЛА ПАРЫГИНА Б. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ

Психология пропаганды (лат. propagare - распространять) - прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на течение и результаты этого процесса. В П. п. рассматриваются: 1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость; 2) психол. сторона процессов возникновения и функционирования обществ. настроений и обществ. мнения; 3) способы побуждения людей к действиям в связи с объектами установок и мнений (Ю. А. Шерковин, Б. Д. Парыгин). Цель П. п. - выявление социально-психол. характеристик содержания и формы распространяемых сообщений применительно к состоянию сознания аудиторий и возможностям конкретных каналов СМК для оптимального решения опр. социально-полит. задач. Одной из исследовательских задач П. п. является изучение реальных и потенциальных аудиторий с т. зр. их ценностных ориентаций и потребностей в информации. П. п. также анализирует процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием индивидом. Важным направлением П. п. является выявление критериев эффективности пропаганды. П. п. как самост. раздел социальной психологии возникла в 1-й пол. XX в. в США, где развитие П. п. связано с работами Б. Берельсона, X. Кэнтрила, П. Лазарсфелда, Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы оказались едиными в манипуляторе ком подходе к сознанию аудитории, даже если они исходили из взаимоисключающих филос. посылок. В совр. условиях проведенные ими исследования послужили основой для разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности. В СССР первые исследования проблем П. п. были проведены в 1920-х гг. В. Кузьмичевым, Д. Лебедевым, Н. Рубакиным. Я. Шафиром, изучавшими эффективность воздействия печатного слова в разл. аудиториях, функционирование обществ. мнения, влияние слухов на состояние сознания аудиторий пропаганды в сложившихся социальных условиях при неграмотности значительной части населения страны. С появлением новых технических средств массовой коммуникации (радио, телевидение и др.) предметом исследования П. п. становились психол. характеристики и возможности каждого из них. Совр. П. п. учитывает резкую интенсификацию психол. взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития технических средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая и то, к-рое объективно противоречит их жизненным интересам. Лит.: Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999; Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвеченого, Ю. А. Шерковина. М., 1975. Ю. А. Шерковин

ПСИХОСЕМИОТИКА ОБЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КОНТАКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КОНТАКТ В БЕАТОТЕРАПИИ

Психотерапевтический контакт в беатотерапии - предполагает сложные, противоречивые и динамичные отношения между общающимися. Главная цель психотерапевтического контакта (П. к.) - создание условий для прогрессивного самонаблюдения, для осознания ложной личности, для роста, для преображения жизни клиента (клиент воспринимается целостно), для достижения счастья. Осн. особенности сложившегося беатотерапевтического контакта могут быть описаны в след. положениях: 1) П. к. наполняется яркими, интенсивными и неожиданными эмоциями; клиент должен почувствовать и осознать острую необходимость в поиске новых способов построения отношений; 2) П. к. есть способ вовлечения в самонаблюдение, к-рое выступает как увлекательное, веселое и радостное, хотя и нелегкое дело; в энтузиазме самонаблюдения беатотерапевт выступает как лидер и вдохновляющий пример; 3) В П. к. осуществляется особая этика и эстетика: все выборы делаются в пользу эволюции и преображения; 4) П. к. не должен означать передачу ответственности за ход отношений беатотерапевту, у каждого из участников отношений - своя ответственность; беатотерапевт ответственен за профессионализм и профессиональную честность, а клиент должен брать ответственность за исход событий на себя, самостоятельно определять направление, глубину и интенсивность самонаблюдения; 5) Основа П. к. - это совместные усилия, даже сверхусилия в использовании каждого момента жизни и отношений для самонаблюдения; 6) П. к. вовлекает клиентов в практику приобретения и использования навыков сознательной игры и техники намеренной глупости; 7) Беатотерапевтический контакт живая школа эффективного О. и сознательной любви. Осн. составляющие архитектоники П. к.: дистанция, плоскость, пространство О. В понятии дистанции наиболее важен психол. уровень. На протяжении даже одного сеанса психол. дистанция по неск. раз изменяется: в О. можно чувствовать себя, то близкими, то далекими. Будучи неточным в выборе оптимальной психол. дистанции, психотерапевт вызовет бессознательный отпор со стороны клиента, усилит его тревожность и страхи, повысит психофизич. напряжение, что неизбежно повлечет за собой усиление бессознательной тенденции клиента к отторжению всей терапии и самого терапевта. Полезная функц. дистанция такая, к-рая содействует реализации осн. цели терапии создавать условия, чтобы клиент себя изучал, чтобы смог осуществить как можно более глубокое самонаблюдение. В начале контакта терапевт воспринимается клиентами всегда в вертикальной плоскости: его либо возносят на пьедестал, либо определяют его «под подиум». В первом случае клиенты воспринимают терапевта как кого-то близкого, но стоящего над ними - более компетентного, более знающего. Во втором случае клиент думает, что терапия - прямое и непосредственное выполнение запроса, поэтому располагает терапевта внизу. Терапевт должен научиться спокойно воспринимать любую бессознательную тенденцию клиента в установлении плоскости контакта и грамотно выполнять свою профессиональную задачу, естественно изменяя по ходу терапевтического процесса плоскость контакта, чтобы клиент получил опыт пребывания в разных плоскостях. Третья составляющая архитектоники П. к. - пространство О. Терапевтическое правило состоит в необходимости установления единого пространства О., что означает способность терапевта видеть мир глазами клиента. Следуя за клиентом в процессе его самоисследования, терапевт учится воспринимать внутр. и внеш. проблемы клиента в ракурсе его, клиентской, способности видеть. Терапевт не спешит переводить клиента в то пространство понимания, к-рое он сам имеет, а дает возможность клиентам смотреть на мир и на самих себя с разных т. зр. Лит.: Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999; Она же. Нек-рые аспекты беатотерапии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 4; Спиваковская А. С., Мхитарян А. В. 9 Ч 12. Диалоги о беатотерапии. М., 2009. А. С. Спиваковская

ПСИХОТЕРАПИЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ

Психотерапия коммуникационная - психотерапевтический метод, основанный на оптимизации процесса межчеловеческих коммуникаций. Исходя из положений общей теории систем, разработчики этого метода (Г. Бейтсон, П. Ватцлавик, А. Мандель, С. Кратохвил и др.) выдвинули положение, что причиной личностного конфликта или невротического проявления является не отдельный индивид, а его реальные взаимоотношения (прежде всего в рамках диалогического О.) с др. людьми и с разл. социальными группами. В частности, анализ О. в семье может дать ключ к пониманию невротического симптома кого-то из членов этой семьи, к-рый может выступать не просто ответом на ненормальные внутрисемейные взаимоотношения, но фактором, стабилизирующим своеобразным способом данные взаимоотношения. Целью П. к. является изменение правил, по к-рым строится коммуникация в тех или иных социальных группах, для чего используют особые приемы снятия страха и устранения агрессии, улучшения вербальных и невербальных коммуникаций, осознание отношений, а в кач. дополнительных используются такие психотерапевтические приемы, как «парадоксальная интенция», «описание симптома», «освобождение от тревоги», «телесный контакт» и пр. Лит.: Карвасарский Б. Д. (общ. ред.) Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. И. М. Кондаков

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ ЗАЛОЖНИКОВ

Профессиональное О. сотрудников правоохранительных органов в настоящее время особо проявляется в умении вести переговоры по освобождению заложников. Такие переговоры отличают: а) экстремальность условий проведения: опасность осуществления угроз и ультиматума по отношению к заложникам; б) цейтнот времени; в) необходимость учета требований, выдвигаемых преступниками; г) сценарий, заранее проигранный преступниками, в результате чего они получают инициативу и превосходство; д) отсутствие возможности у лиц, ведущих переговоры с преступниками, предварительно подготовиться к ним, изучить «захватчиков», выбрать нужный вариант; е) жесткий отбор преступниками субъектов переговоров, что обусловливает наличие у лиц, ведущих переговоры с преступниками, комплекса свойств: социально-психол. компетентности, стрессоустойчивости, адаптированности к опасностям, авторитетности; ж) наличие у каждой из сторон, участвующих в переговорах, своей тактики их проведения; з) несовпадение этапов данных переговоров со стадиями др. переговоров. Расположив преступников к переговорам, лица, их осуществляющие, должны руководствоваться след. соображениями: «оттянуть» время, отвлечь внимание, убедить «захватчиков» в бессмысленности, нереальности планов или в полном их «выполнении». Также необходимо иметь в виду, что нельзя давать что-либо преступникам просто так, каждый предмет должен обмениваться в интересах освобождения заложников. Идти на уступки преступникам надо «по капле», не устанавливая для них предельных сроков. Лит.: Сухов А. Н. Реальная социальная психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2004. А. Н. Сухов

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ С ПРЕСТУПНИКАМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница