Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПСИ")
Профессиональное общение и профессиональная деятельность - Профессиональное общение (П. о.) сопутствует материально-практической профессиональной деятельности (П. д.), обусловлено ее целями и обеспечивает взаимодействия субъектов труда в процессе решения профессиональных задач. В то же время в профессиях класса «человек-человек», «человек - группа», «человек образ» и «человек - знак» П. о. выступает в роли главного средства П. д., к-рое не может быть заменено какими-либо др. средствами и без к-рого деятельность не может быть выполнена. П. о. является фактором, определяющим качественные характеристики результата (продукта) П. д., и специфическим видом деятельности, - в этом плане в кач. синонима «О.» используется термин «коммуникативная деятельность». В П. о. как деятельности выделяются компоненты: а) предмет - любой материальный или идеальный объект, целенаправленное преобразование к-рого является профессиональной задачей субъектов О.; став предметом П. о., данный объект может в процессе О. получать смысл, не совпадающий с его действительным значением; б) цель то или иное направленное изменение в смысловом поле реципиента и коммуникатора; в) задача - данная в опр. условиях (напр., в проблемной ситуации) цель О., к-рая должна быть достигнута преобразованием этих условий с помощью разнообразных действий, совершаемых в процессе О.; г) потребность - стремление к решению коммуникативных задач, возникающих в процессе профессионального взаимодействия, а через них, - к решению собственно профессиональных задач; д) мотивы - то, ради чего предпринимается О. (в рамках П. д. следует говорить о двойной мотивации О., обусловленной, с одн. стор., целями сопровождаемой деятельности, а с др. стор., непосредственным коммуникативным намерением, реализуемым в рамках О.); е) действия - единицы О., целостный акт, адресованный др. человеку и обеспечивающий движение значений и смыслов; ж) средства - операции, с помощью к-рых осуществляются действия О.; з) продукты - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге П. о.; осн. результатом П. о. являются изменения в духовной сфере каждого из субъектов О., при этом общность (или повышение уровня общности) действующих субъектов достигается их свободными совокупными усилиями при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. В рамках технол. подхода П. о. - это система последовательно развертывающихся действий, каждое из к-рых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как нек-рый «шаг» в направлении к цели О. На психотехническом уровне П. о. включает в себя след. шаги: а) определение целей и задач О.; б) учет особенностей ситуации О.; в) учет особенностей мировоззрения, склонностей, способностей, интересов, состояния собеседника; г) определение возможных результатов О.; д) проектирование и проигрывание вариантов развертывания ситуации; е) выбор формы взаимодействия, адекватной цели и ситуации О.; ж) предупреждение возможных затруднений в понимании сказанного и в реакциях на него; з) определение причин неправильного понимания сказанного; и) адекватное восприятие реакции собеседника на сказанное и в соответствии с этим коррекция форм и методов воздействия; оперативная диагностика ситуации после воздействия; к) коррекция задач О. и т. д. Последовательная организация П. о. по данной схеме делает этот процесс психологически управляемым. Формирование специфического алгоритма П. о. определяются особенностями конкретного вида П. д. В то же время в пределах допускаемых требованиями профессии отклонений субъект может (и должен) реализовывать в О. собственные коммуникативные, перцептивные и интерактивные способности. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М., 2004; Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Дридзе Т. М. Язык и социальная психология: Учеб. пособие. М., 1980 ; Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997. Е. В. Селезнева |
Профессиональное общение имиджформирующее - разновидность профессионального О., в результате к-рого возникает новый имидж субъекта. Данный вид О. осуществляется имиджмейкером (специалистом в области имиджмейкинга) и используется для управления имиджем в опр. группе людей (аудитории имиджа). Оказывая специфическое воздействие на аудиторию имиджа, имиджмейкер с помощью опр. стратегии, психотехнологий и психотехник достигает поставленной цели. Лит.: Панасюк А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007; Он же. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М., 2007; Он же. Я - ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать ваш профессиональный имидж. М., 2004. А. Ю. Панасюк |
Профессиональное общение как среда саморазвития специалиста - Профессиональное общение (П. о.) обеспечивает изменение, развитие ценностной сферы личности специалиста, формирование новых личностных смыслов и новых ценностей, его самореализацию как уникальной целостной личности и многогранной индивидуальности в активном профессиональном взаимодействии и сотворчестве. В П. о. возможно переосмысление и преобразование личностно-профессионального опыта специалиста и становление его как субъекта личностнопрофессионального саморазвития. «Присвоение» специалистом профессиональных ценностей и реализация себя как творческой, уникальной индивидуальности происходит через приобщение к ценностям профессиональной среды, к-рая в то же время способна аккумулировать личностные ценности, превращая их в профессиональные. Принципами актуализации саморазвития специалистов в рамках П. о. являются: принцип самостоятельности и добровольности, предполагающий выбор содержания и форм саморазвития самим специалистом; принцип учета и развития потребностей в саморазвитии, основанный на изучении и удовлетворении потребностей специалиста в решении экзистенциальных проблем; принцип гуманистической опосредованности, основанный на понимании того, что специалист является субъектом собственного развития; принцип проблемно-личностной направленности, к-рый предполагает учет личностных проблем специалиста; принцип самоопределения, понимающийся как возможность самореализации в профессиональной среде; принцип диалогичности, предполагающий равноценность позиций всех субъектов П. о. Чтобы П. о. стало средой для саморазвития специалиста, необходимы опр. условия: профессиональное взаимодействие подлинных личностей; насыщение профессионального взаимодействия филос.-психол. вопросами активизации личностно-профессионального роста человека; предоставление специалистам возможности для самореализации в профессиональной среде. При этом осн. условием актуализации потребности специалиста в саморазвитии является личностная ориентация П. о., т. е. его диалогичность. Характер изменений субъективного опыта субъектов взаимодействия связан с типом О. Личностно ориентированное О. (диалог) приводит к взаимным изменениям в смысловой сфере субъектов О. Лит.: Бодалев А. А. О связи развития и саморазвития человека с его деятельностью и отношениями // Вопр. социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 3 / Под ред. Р. М. Шамионова. Саратов, 2002; Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: Монография. Воронеж, 2006; Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997; Селезнева Е. В. Общение как среда для саморазвития личности. М., 2002. Е. В. Селезнева |
Профессиональные отношения бортпроводников и пилотов возникли с рождением профессии бортпроводника и претерпевали изменения на протяжении своей истории. Летный и кабинный экипажи трудятся в одном замкнутом пространстве фюзеляжа самолета, в одном объективном временном поле, но условия их труда, задачи на борту воздушного судна (В. с.), функции, трудовые операции, физич. и психич. нагрузки значительно различаются. Стиль О. пилотов и бортпроводников изменялся с изменением престижа летной работы, условий летного труда, режима отдыха в командировочных рейсах. В конце ХХ в. ситуация профессионального О. улучшилась с введением в США в действие программы CRM (ресурсы кабины экипажа). В основе CRM - концепция совмест. решения возникающих в полете проблем с целью оптимизации управления человеческими ресурсами путем совершенствования организации взаимодействия и формирования новых профессиональных аттитюдов и групповых норм в кабинном и летном экипаже. Во взаимодействии пилотов и бортпроводников сохраняется субординация: командир В. с. - главное лицо на борту В. с., а члены кабинного экипажа подчиняются ему и старшему бортпроводнику. Межд. опыт авиасервиса показывает, что для удовлетворения спроса авиапассажиров бортпроводнику необходимо выполнить 3 условия, составляющие «треугольник успешности»: а) качественное обслуживание, б) спокойная, доброжелательная атмосфера в полете, в) индивидуальный подход к пассажиру. Коммуникативная сфера в труде бортпроводника В. с. имеет свою специфику, к-рая заключается в трудности совмещения 2 ведущих профессиональных ролей (спасатель и официант), а также 2 взаимосвязанных составляющих труда: деятельность и О. с пассажирами. Пространственные ограничения (теснота, узость, близкое расстояние), открытость и доступность одновр. для многих людей (фактор «публичности»), стрессогенный характер психол. атмосферы в пассажирском салоне, основанный на базовой эмоции страха смерти, лежащей в основе страха полетов, - все это обусловливает специфические требования к процессам коммуникации. В обычном рейсе контакт с пассажирами строится на основе дружелюбного, спокойного, приветливого, внимательного отношения в пределах заданных трудовых функций. В экстремальных же ситуациях (сбойных, критических, аварийных) бортпроводник обязан требовать, командовать, повелевать, доминировать, для чего нужны лидерские, волевые, харизматические качества личности. Сложность и непредсказуемость развития событий на борту самолета, разнообразие и острота ситуаций О. с пассажирами, коллегами и членами летного экипажа требуют от бортпроводника владения приемами решения конфликтов. Лит.: Искренне Ваши. Профессия - бортпроводник. Прошлое и настоящее / Авт.-сост. Т. В. Филипьева. М., 2007; Ушакова Н. В., Козлов Н. И., Егидес А. П. Основы психологии общения. М., 1986. Т. В. Филипьева |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В зависимости от средств выделяют 2 типа психол. воздействия в профессиональном О.: авторитарное (А. в.) и диалогическое (Д. в.). Каждый тип воздействия соответствует разл. задачам, решаемым в процессе профессионального О. А. в. предполагает более высокое статусное положение коммуникатора по отношению к реципиенту. Последнему в этом случае отводится роль пассивного объекта воздействия, слушающего и воспринимающего информацию. В рамках Д. в. соблюдаются правила: а) партнер по О. воспринимается как равноправный, активный участник О., к-рый не только поддерживает обратную связь, но и участвует в процессе достижения цели О.; б) сообщение преподносится как проблема или задача, требующая разрешения, в отличие от А. в., где сообщение дается как аксиома или догма; в) текст персонифицирован, произносится от своего имени, эмоционально насыщен; г) экспрессивное поведение (позы, жесты, мимика) отличается открытостью, демократичностью, отсутствием поз и жестов, оказывающих давление на реципиента (вещание с кафедры, трибуны и т. д.). В авторитарном типе психол. воздействия преим. используются приемы прямого внушения: приказ, требование, команда, внушающее наставление и т. п. В диалогическом типе воздействия в осн. используются убеждающие приемы - совет, предложение, приемы косвенного внушения и т. п. Как показывают исследования, А. в. обладает сильным, но непродолжительным эффектом. Д.в, не обладая такой результативностью во время коммуникации и непосредственно после нее, производит больший «эффект последствия» и оказывает более сильное влияние на установки, мотивации, убеждения и др. личностные структуры реципиентов. В рамках профессиональной деятельности необходимо гармонично сочетать авторитарный и диалогический тип воздействия в коммуникативном взаимодействии, учитывая свойства этих типов воздействия и сферу их применения. Лит.: Битянова М. Р. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2008; Селезнева Е. В. Общение как среда для саморазвития личности. М., 2002. Е. В. Селезнева |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Профессиональное общение: воздействия механизмы - способы достижения целенаправленных изменений в сознании и поведении партнера по профессиональному взаимодействию путем использования опр. образом организованной словесной и эмоциональной информации. В кач. механизмов профессионального общения (П. о.) выступают психологические воздействия (П. в.) и влияния. Как психол. феномены, воздействие и влияние имеют разл. природу, закономерности, структуру. Если первое имеет деятельностную природу, то второе - это личностный феномен. П. в., являясь элементом О., включается в коллективную (или совмест.) деятельность людей и представляет одну из форм связи между ними. Как отмечает В. Н. Куликов, с одн. стор., П. в. опосредуется целями, задачами и содержанием совмест. деятельности, а с др. - от целей, задач и содержания П. в. зависит деятельность людей. При этом П. в. следует рассматривать как однократное явление, но если оно оказывается не один, а неск. раз, то мы имеем дело с влиянием или системой воспитания. Первым критерием, по к-рому определяют результаты П. в., является широта охвата психич. явлений. По этому критерию различают парциальные и более общие изменения в сознании или поведении участников П. о. Парциальными называются изменения одного какого-либо психич. явления, напр., отношения работника к проблеме качества своей деятельности. Общие изменения связаны с перестройкой целой группы психич. явлений, напр. ценностно-смысловой сферы личности. Вторым критерием результативности П. в. является стойкость изменений в сознании или поведении участников П. о. В кач. результатов П. в. различают временные и/или постоянные изменения в сознании или поведении. Процесс воздействия не является односторонним, а зачастую приобретает характер взаимовоздействия. Однако однократное и даже многократное П. в. не даст реального результата вне личностного влияния, к-рое определяется как процесс и результат изменения личностью в ходе взаимодействия поведения др. личности, ее установок, намерений, представлений, оценок и пр. Наибольшее значение для субъекта личностного влияния в П. о. имеют 2 взаимосвязанных фактора: авторитет и способность вызывать и удерживать доверие к себе. Лит.: Деркач А. А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М., 1993; Куликов В. Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983; Селезнева Е. В. Общение как среда для саморазвития личности. М., 2002. Е. В. Селезнева |
Професииональное общение (П. о.) - это специфическая деятельность в системе «субъект-субъект», возникающая на основе и по поводу производства какого-либо материального или идеального продукта, основанная на движении психол. информации, направленная на то или иное изменение в сознании или поведении участников О. и установление и развитие контактов между ними в связи с потребностями профессиональной деятельности. Выделяются след. осн. компоненты П. о.: коммуникативный - обмен информацией (проявляется через действия личности, ориентированные на передачу информации и обмен ею); перцептивный восприятие и понимание др. человека (проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов - др. людей, самих себя, групп, др. социальных общностей); интерактивный - выработка единой стратегии взаимодействия (представляет собой взаимодействие и воздействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений и совмест. профессиональной деятельности). Выделенные компоненты П. о. выступают в неразрывном единстве в каждой конкретной ситуации О. и обеспечивают: а) установление коммуникативного контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; б) собственно прием - передачу информации в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями, выводами и т. д.; в) стимуляцию активности партнера по О., направляющую его на выполнение тех или иных действий; г) взаимное ориентирование и согласование, действий при организации совмест. деятельности; д) не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.); е) изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в т. ч. его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д. П. о. повышает степень общности участников совмест. профессиональной деятельности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого и потенциально обеспечивает их саморазвитие. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. заведений. М., 2004; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. М., 2003; Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998. Е. В. Селезнева |
Принципы (от лат. principium - начало, основа) и правила профессионального общения (П. о.) - положения, в к-рых отражены закономерности О. в профессиональной среде, к-рые являются для данного типа О. основанием и нормой и следование к-рым обеспечивает его эффективность. Принципы и правила П. о. складывались в процессе становления общественного производства и разделения труда и вначале формулировались на уровне «житейской» психологии, а с развитием психологии как отрасли науч. знания и практики, были сформулированы на теорет. и методическом уровнях. Различают этические и психологические принципы и правила П.о: 1-е определяют моральные и нравственные нормы П. о. (этика и этикет профессионального О.); 2-е раскрывают психол. закономерности эффективного П. о. Этические и психол. принципы и правила взаимодополняют друг друга.Наиболее общие, стратегические принципы П. о., обеспечивающие оптимизацию и повышение эффективности совмест. деятельности: 1) принцип гуманизма - ориентирует на самоценность человека, его самосовершенствование, самореализацию в процессе П. о.; 2) субъект-субъектного взаимодействия - способствует формированию и развитию сотрудничества как основы П. о. вне зависимости от статусного положения участников; 3) активности - обеспечивает поддержание П. о.; 4) ответственности предполагает обоюдную ответственность субъектов П. о. за формирование межличностных отношений и возникновение проблемных ситуаций во взаимодействии; 5) объективности - предполагает, что в ходе П. о. его субъекты исходят не из своих субъективных оценок, но из объективной многосторонней оценки ситуации; 6) обратной связи - обеспечивает возможность для каждого субъекта П. о. соотносить свои цели, мотивы и действия с результатом О. в конкретной ситуации и при необходимости корректировать их для повышения эффективности О.; 7) ясности - подразумевает, что сообщение обладает ясностью и может быть однозначно понято получателем; 8) в соответствии с принципом целостности цель П. о. - содействовать установлению взаимопонимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного на достижение профессиональных целей; 9) принцип стратегического использования неформальной организации: наиболее эффективна коммуникация, когда руководитель использует неформальную организацию в дополнение к каналам коммуникации формальной организации. Тактику взаимодействия в П. о. на ситуативном уровне определяют след. правила: 1) ясности - согласно ему нельзя приступать к сообщению идеи, если она не понятна или не до конца понятна самому говорящему; 2) постоянной готовности к непониманию - допускает, что др. субъекты О. всегда имеют право на непонимание; 3) конкретности - требует следует избегать неопр., двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, не перегружать сообщение «профессионализмами»; 4) контроля за невербальными сигналами - следует контролировать не только речь и содержание сообщения, но и ее внешнее сопровождение - мимику, жесты, интонацию, позы; 5) по правилу адресата - необходимо говорить «на языке собеседника», т. е. учитывать его жизненный и профессиональный опыт, культурно-образовательный уровень, его ценности и интересы; 6) собственной неправоты - предполагает, что личная т. зр. может быть неправильной, что предостерегает от серьезных ошибок и просчетов в ходе О.; 7) места и времени - учет своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации и обстановки П. о.; 8) открытости - означает готовность к пересмотру своей т. зр. под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать версии собеседника. Данные правила являются наиболее общими: следование им обеспечивает эффективность П. о. в любой организационной среде. Лит.: Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999.; Руденский Е. В. Основы психологии общения менеджера: Учеб. пособие. М.-Новосибирск, 1997; Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М., 2007; Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999. Е. В. Селезнева |
Профессиональное общение: психотехника - совокупность приемов, способствующих лучшему решению задач О. в конкретных профессиональных ситуациях. Профессиональное общение (П. о.) многообразно, и существующие общие приемы и правила следует адаптировать к особенностям ситуаций. Выделяются психотехники: 1) Комплексная психологичность О. Правила: а) отношение к П. о. как к психол. действию; б) психол. продуманность целей и задач П. о., его сценария; в) психол. предусмотрительность. 2) Создание исходных благоприятных психол. условий. Правила: а) создание благоприятных исходных обстановочных условий (места, времени, обстановки), б) оказание первого впечатления на собеседника. 3) Развитие благоприятной психол. атмосферы в ходе П. о. Правила: а) поддержка авторитета, справедливости и доброжелательности в отношении собеседника; б) диалогичность, «разговаривание» собеседника; в) выраженное внимание к собеседнику и его речи; г) активное слушание и поддержка речевой активности собеседника; д) сдерживание эмоций. 4) Достижение момента истины в решении задач разговора. Правила: а) отказ от демонстрации своего превосходства; б) изучение собеседника и учет его психологии и психич. состояний в П. о.; в) презумпция доверия; г) подчинение О. решению профессиональных задач; д) этичность и психол.-пед. тактичность. 5) Установление психол. контакта и доверительных отношений в П. о. Психол. контакт - проявление взаимного понимания и уважения целей и интересов, его доводов, предложений, что приводит к взаимному доверию и содействию друг другу при справедливом решении значимой проблемы. Это профессионально-психол. контакт, часто временный, имеющий узкую зону развития - не всеобъемлющее доверие, а ограниченное определенной информацией, договоренностью по какому-то вопросу. Но он бывает началом развития доверительных отношений. Правила: а) создание благоприятных условий для установления контакта и учета психологии собеседника (обязательно качественного выполнения предыдущих 4 приемов); б) самопрезентация себя человеком, заслуживающим доверия; в) нейтрализация психол. барьеров; г) поиск точек согласия; д) накопление и расширение согласий; е) демонстрация общности взглядов, оценок, интересов; ж) «психол. поглаживание», з) обособление в диаду «Мы»; и) демонстрация искренности и актуализация мотивов искренности собеседника; к) совместный поиск взаимоприемлемого решения проблемы. Лит.: Носков В. А. Психотехника общения. Н. Новгород, 1997. A. M. Столяренко |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Целенаправленное управление целостной ситуацией профессионального общения (П. о.) может быть обеспечено в рамках разл. стилей О., к-рые выступают как целесообразная система взаимосвязанных своеобразных коммуникативных действий, при помощи к-рой достигается опр. результат. Отмечая в П. о. экспрессивную сторону (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения) либо установку на О. (ориентация на равноправное О., на сотрудничество, на совмест. творчество, взаимопонимание и взаимосодействие или антагонизм), выделяют диалогический, авторитарный, манипулятивный, альтерцентристский, конформистский, индифферентный стили О., к-рые соответствуют направленности личности. Следует различать стили П. о., стили профессиональной деятельности и стили управления. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. заведений. М., 2004; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. М., 2003; Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998. Е. В. Селезнева |
Выделяются след. осн. типы профессионального общения (П. о.), имеющие свою специфику: 1) Профессиональный договор - контракт, сделка, участники к-рой ограничены обоюдными обязательствами, они воспринимают, осознают другого, взаимодействуют лишь в соотнесении с профессиональными нормативами, правилами, обязательствами, т. е. принципиально обезличенно, на уровне функционала. Отдельный случай договора - сознательно устанавливаемая взаимодоговоренность, взаимозависимость, противоположная изначальному договору («договориться о противоположном»). Пример П. о. - договора - переговоры диспетчера движения с пилотом (или судоводителем). 2) Профессиональная дискуссия - взаимодействие, связь, выстраиваемая на осознавании субъектами дихотомии «что нас разъединяет» - «что нас роднит». Основой разворачивания П. о. в форме дискуссии является «индивидуально-неповторимое» и «принадлежное» в партнерах по взаимодействию. Процессуально дискуссия может развернуться в 2 противоположные формы - кооперацию (согласованное взаимодействие) и конфронтацию (отказ от взаимодействия). Пример - профессиональное взаимодействие лоцмана и капитана на судоводительском мостике при судозаходах. 3) Профессиональный диалог - «идеальный» тип профессионального взаимодействия, особый коммуникативный режим, сохраняющий все структурные, атрибутивные и специфические характеристики П. о. 4) Профессиональный конфликт - ситуация столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов П. о., обращение к проблемно-решающей стратегии в профессиональном взаимодействии. М. Ю. Орлова |
Факторы (лат. factor - делающий, производящий) эффективности профессионального общения (П. о.) - это причины, обусловливающие достижение высокого уровня П. о., главные детерминанты оптимизации процесса профессионального взаимодействия. Выделяется 3 вида факторов эффективности П. о.: 1) объективные, связанные с реальной системой жизнедеятельности специалиста и последовательностью действий, направленных на достижение высокого уровня профессионализма; 2) субъективные, связанные с развитостью тех или иных особенностей человека как индивида, личности, субъекта; мера их проявления выступает как субъективная причина, содействующая повышению эффективности П. о. или препятствующая этому процессу; 3) объективно-субъективные, связанные с организацией среды П. о. 1) Осн. объективные факторы эффективности П. о. наличие у специалиста знаний в области этики и психологии П. о. и активное самообразование в данной сфере. 2) Субъективные факторы эффективности П. о.: профессиональная направленность и установки личности; высокие нравственные качества; стиль поведения и взаимоотношений с коллегами, руководителями, подчиненными; высокий уровень саморегуляции и толерантность к фрустрационным ситуациям; речевая культура; эмпатийность; высокий интеллектуальный уровень; стремление к профессиональному росту и самосовершенствованию. Наиболее сильно снижают эффективность П.о: конфликтность, агрессивность, эгоцентричность, неуверенность в себе, низкий уровень развития экспрессивно-речевых, социально-перцептивных умений и навыков, умений и навыков организовывать эффективное взаимодействие. 3) Объективно-субъективные факторы эффективности П. о.: особенности организационной культуры, где генеральный фактор - высокий уровень коммуникативной компетентности. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Деркач А. А., Куликова Е. В., Селезнева Е. В. Акмеологические основания развития профессиональной компетентности кадров управления. М.; Псков, 2007; Познание человека человеком: Возраст., гендер., этнич. и проф. аспекты / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. СПб., 2005; Яблокова Е. А. Некоторые подходы к определению места акмеологии в системе наук о человеке // Развитие профессионализма государственных служащих: Методология и практика / Под ред. А. А. Деркача. М., 1998. Е. В. Селезнева |
Различают 4 осн. функции профессионального общения (П. о.): 1) инструментальная - характеризует П. о. как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для решения профессиональных задач; 2) интегративная - раскрывает П. о. как средство объединения людей в рамках совмест. профессиональной деятельности; 3) функция самовыражения определяет П. о. как форму взаимопонимания психол. контекста совмест. профессиональной деятельности; 4) трансляционная - передача конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Выделяются также функции: экспрессивная, или эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями») и изменение соответственно собственных переживаний и состояний); функции социального контроля (регламентация поведения и деятельности), социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами; осознание и формирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей профессионального сообщества, в к-ром предстоит действовать индивиду) и т. д. Все функции П. о. реализуются в рамках целостной ситуации О., психол. параметрами к-рой являются: а) понимание (видение) ситуации субъектами О. (разл. видение ситуации О. субъектами взаимодействия затрудняет совмест. деятельность); б) соотношение целей и интересов субъектов О. (цели и интересы следует различать по степени совпадения или противоречия; однозначности или множественности; субъективной значимости; открытости для понимания или маскировки); в) правила поведения, принятые субъектами О. (применительно к П. о. в этой характеристике следует учитывать переплетение официальных норм и неформальных правил взаимоотношений); г) личные позиции взаимодействующих субъектов (взаимовлияние статусов и ролей, их влияние на процесс и формы коммуникативного поведения); д) личные проблемы субъектов О. и их затруднения в данной ситуации (напр., психол. несовместимость, личные трудности собеседника вне ситуации контакта и пр.); е) жизненный и профессиональный опыт субъектов О. (типичные подходы к решению профессиональных задач и проблем, индивидуально своеобразные стратегии и техника поведения, сформированные у субъектов в результате жизненного опыта); ж) коммуникативные действия субъектов О. и композиции действий, направленных на конкретные цели (действия могут быть открытыми (соответствовать цели поведения) или скрытыми, манипулятивными); з) хронотоп ситуации (разделяемое субъектами О. или осознаваемое по-разному сочетание субъективных пространственно-временных признаков данного события). Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учебн. заведений. М., 2004; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. М., 2003; Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998. Е. В. Селезнева |
Профессиональное общение: этика - совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональных взаимодействий. Этика профессионального общения (Э. п. о.) - частный случай этики вообще, содержит в себе ее осн. характеристики и с социальнофилос. т. зр. определяется обществ.-экон. строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом обществ. сознания. В традиционном обществе осн. механизмом профессионального О. являются ритуал, традиция и обычай, к-рым соответствуют нормы, ценности и стандарты Э. п. о. В совр., «посткапиталистическом» обществе резкое противоречие между этикой и бизнесом проявляется и на уровне профессионального О. Э. п. о. существует в виде этики собственно профессионального О. и этики делового общения (Э. д. о.). Э. п. о. определяется особенностями профессии и входит в профессиональную этику. Э. д. о. проявляется на разных уровнях организационных отношений: между организацией и социальной средой; между организациями; внутри организации - между руководителем и подчиненными, между подчиненными и руководителем, между сотрудниками, имеющими один статус. На каждом из этих уровней действуют собственные (не противоречащие общим нравственным принципам) этические принципы, соответствующие опр. виду профессионального О. и в то же время обеспечивающие координацию и гармонизацию интересов и деятельности всех субъектов профессиональной деятельности. За каждым субъектом профессионального О. остается свобода выбора в принятии этически правильных решений. В то же время сотрудники организации, вне зависимости от статуса, поддерживая и реализуя в своем поведении опр. этические нормы и принципы, формируют организационные традиции, оказывающие влияние на нравственно-психол. отношения в профессиональной среде. Лит.: Бенедиктова В. И. Деловая репутация (личность, культура, этика, имидж делового человека). М., 1996; Каменская Е. Н. Психология и этика делового общения. М., 2004; Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. М., 2002; Эффективное деловое общение: Пер. с англ. / Ред. С. М. Анисимов, 2006. Е. В. Селезнева |
Профессиональное общение: этикет - формализованные, согласованные, принятые в данном профессиональном сообществе или организационной структуре правила О., посредством к-рых выражается уважительное отношение к специалисту, его достоинству, создается удобство профессионального О., обеспечивается его соответствие особенностям профессиональной деятельности, организационных отношений и эстетическим вкусам. Этикет в профессиональном О. проявляется на уровне поведения, словесного обращения, внешн. вида, составляя своеобразную знаковую систему. Человек, соблюдающий правила этикета опр. профессионального сообщества, как бы заявляет о своей принадлежности к данному сообществу. Особое значение этикет имеет при О. сотрудников, имеющих разный организационный статус. С одн. стор., допускается опр. асимметричность в следовании правилам этикета, когда сотрудник, занимающий более высокую ступень в организационной иерархии, может позволить себе более «свободное» обращение с сотрудником, имеющим более низкий статус. С др. стор., проявление такта и уважения к нижестоящему сотруднику со стороны вышестоящего дает значительно больший фасилитирующий эффект, чем грубость и приказной тон. Нежелание следовать этикету - показатель недостаточного культурного развития специалиста, затрудняющее его профессиональные взаимодействия и профессиональную деятельность в целом. Соблюдение этикетных правил создает в организационной среде благоприятный нравственно-психол. климат и облегчает решение профессиональных задач. Лит.: Бенедиктова В. И. Деловая репутация (личность, культура, этика, имидж делового человека). М., 1996; Каменская Е. Н. Психология и этика делового общения. М., 2004; Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. М., 2002; Эффективное деловое общение: Пер. с англ. / Ред. С. М. Анисимов. 2006. Е. В. Селезнева |
Профессиональное общение: язык - восприятие и понимание друг друга и предмета адекватно задаче, стоящей перед мастерами своего дела; два профессионала в одной сфере скорее поймут друг друга, даже если говорят на разных языках, поскольку английский, включающий в себя латынь, - язык большинства совр. профессий. Естественно, что узким специалистам труднее найти общий язык. «Арго» - диалект опр. социальной группы (первоначально воровской язык), создаваемый с целью языкового обособления, характеризуется специализированной узкопрофессиональной лексикой; др. обозначение обособленных словарей - «жаргон», более современное - «сленг». Такой рост обособлений - продукт все большего разделения труда. Причины (мотивы) возникновения сленгов разные: необходимость сокращения слов и времени достижения цели О., потребность в отгораживании от посторонних. Известные в культуре, науке, искусстве, в философии и религиях -«измы» (романтизм, реализм, классицизм и мн. др.) описаны в разл. словарях и энциклопедиях. «Сленг» же не формализован, - это своеобразное народное творчество. Псевдопрофессиональное О. - язык заключенных, наркоманов и алкоголиков. У каждой из этих групп своя общность интересов и образа жизни, что требует своего «словаря» - сленга. П. о. характеризуется не только лексикой, устной речью, но и символикой, жестами, позами, походкой. Специальная одежда сигнализирует о принадлежности того или иного человека к определенной социальной или профессиональной группе. Язык П. о. упрощает контакт за счет специальной терминологии, не требуя литературных или бюрократических разъяснений, дополнений к уже обсужденной мысли, соблюдения ритуалов, к-рые значительно усложняют диалог. Благодаря формализации процесса О. удается получить значимый результат для обеих сторон, поскольку целью П. о., в отличие от личностного, является результат, а не процесс. Употребление специального языка сокращает время при П. о., что также повышает эффективность диалога, - здесь важен результат, где интересы сторон едины. Сотрудничество и кооперация составляют сущность О. ради достижения общей цели. П. о. регулирует совместную деятельность, к-рую определяет свой мир слов, состояний, значений. В деловом О., в отличие от профессионального, могут быть разные интересы, и мотивы не всегда явны, - только в процессе диалога уточняются позиции сторон. В П. о. однозначность понимания слов, отражающих состояния, знания и мнения, является важным моментом диалога. Именно совместимость словарей общающихся определяет время, адекватность и целесообразность О. профессионалов, и это одно из главных условий эффективности профессионального О. Н. Н. Обозов |
Является адаптацией аналогичной методики для целей исследования отношений межличностной значимости в системе социального взаимодействия подростка с его ближайшим окружением. Важнейшие компоненты этой системы - отношения «подросток-подросток», «подросток-учитель» и «подросток-родитель». Процедура позволяет получить информацию о выборе подростками круга референтных лиц не только в рамках школьного класса, но и за его пределами. Инструкция опросника составлена таким образом, чтобы не только максимально доступно изложить респондентам их задачу, но и заинтересовать их в выполнении задания, а также снизить эффект социальной желательности в ответах. Методологической базой разработки данной процедуры является трехфакторная модель «значимого другого» А. В. Петровского, в к-рой личностная значимость индивида рассматривается через его эмоциональную привлекательность, референтность и институциональную роль (формальную власть). Согласно данным социально-психол. исследований, обычно для подростка его одноклассники являются референтной группой. С целью выявления референтности группы (в т. ч. - школьного класса) для каждого ее члена применяется разработанный Е. В. Щедриной референтометрический метод (или референтометрия). В то же время референтные для ученика лица могут находиться не только среди одноклассников. Семья, друзья и др. внешкольные сообщества (спортивные, музыкальные, художественные и др.) также могут быть референтными для включенного в них подростка. Процедура заключается в том, что подростку предлагается специальный бланк, на к-ром зафиксированы опр. жизненные ситуации и возможные варианты ответов, по к-рым подросток делает свой выбор, с кем бы он хотел «посоветоваться». Подросток осуществляет свой выбор между мамой и папой, др. взрослыми, сверстниками, классным руководителем, др. учителями и т. д. Так же, в кач. одной из альтернатив присутствует «ответ ни с кем». Как показали результаты апробации данной процедуры, несмотря на то, что именно сверстник в первую очередь важен для подростка в кач. партнера по О. и взаимодействию, старшие, являясь представителями широкого социума взрослых, достаточно часто выступают в кач. ориентиров для растущего индивида. При этом референтность родителей для подростков в среднем оказывается выше, чем значимость школьных учителей. Субъективное восприятие подростками стиля отношения к себе со стороны взрослых представителей ближайшего окружения влияет на специфику выбора круга референтных лиц. Существенными основаниями референтности учителя и родителей для подростков являются стиль педагогического О. и субъективно воспринимаемые особенности родительского отношения соответственно. Наиболее референтны для подростков педагоги, реализующие авторитарно-демократический стиль О., наименее - предпочитающие стиль авторитарный. Наиболее референтны для подростков родители, проявляющие по отношению к ним позитивный интерес и умеренную директивность. Круг референтных лиц составляют те взрослые и сверстники, к-рые чаще всего приводятся в ответах подростка и выдвигаются на первые места при ранжировании. Также может оказаться, что подросток не желает ориентироваться на чье-либо мнение и предпочитает исключительно собственную позицию. Лит.: Крушельницкая О. Б. Подросток в системе референтных отношений: Учеб. пособие. М., 2008; Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопр. психологии. 1991. № 1; Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2005; Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. О. Б. Крушельницкая |
Позволяет представлять результаты трудовых процессов на языке психол. понятий, сохраняя при этом специфику содержания изучаемого труда. Основой процедуры является 3-компонентная структура действия, предложенная В. П. Зинченко и расширенная авторами. Для построения формальной модели действия разрабатывается опросник, содержащий наборы утверждений, раскрывающих эмоциональные, исполнительные, когнитивные, коммуникативные стороны труда. Т.к. сам труд не является унифицированным понятием, то в каждом случае опросник имеет свою специфику. Поэтому мы говорим «процедура», а не методика. Утверждения исполнительной группы строятся на основе глаголов, используемых для описания технологического процесса (настраиваю приборы, заполняю бортжурнал, вношу коррекции, прокладываю путь по карте и т. д.). Эмоционально-оценочные утверждения строятся из исполнительных с помощью «эмоциональных» глаголов («приятно работать в дружном, спаянном коллективе», нравится, раздражает и т. д.) или прилагательных, определяющих нагрузку и значение (важный, сложный, интенсивный, трудный и т. п.). Аналогичным образом строятся утверждения когнитивной группы - они раскрывают характер мыслительной перцептивной или мнемической работы при выполнении трудовой задачи посредством соответствующих глаголов («мысленно представляю», «помню», «знаю», «прогнозирую», «могу описать по памяти», «вглядываюсь», «внимательно слушаю» и т. д.). Утверждения имеют форму отрицательного или утвердительного предложения. Коммуникативные утверждения описывают специфику профессиональной коммуникации участников трудовых действий. Оценивая свое отношение к утверждению, записанному на отдельной карточке, респондент опускает карточку с утверждением в одну из ячеек, обозначенных: «да», «скорее да», «иногда», «скорее нет», «нет», к-рые кодируются числами от -2 до 2. При обработке результатов оценивается согласованность отношения респондентов к содержанию каждого утверждения. Сумма и размах по каждому утверждению используется для оценки статистической значимости неиндифферентности ответа. Дальнейшая обработка проводится только по значимым утверждениям. Подобное решение неявно опирается на предположение о том, что неоднородность выборов выражает неоднородность отношений респондентов (группа специалистов одного профиля) к утверждениям опросника, что эквивалентно неустойчивости индивидуального суждения данного специалиста. Метод представления результатов - эмпирическая процедура эвристического снижения размерности эксперим. данных. Цель ее: отыскание клайков - связок центральных элементов - транзитивно взаимно близких структур. Критерием адекватности является содержательная интерпретируемость результатов. Связанность элементов говорит о единстве входящих в клайк содержательных моментов. Полученные таким образом результаты дают возможность реконструировать структуры субъективного содержания трудовых действий разл. профессиональными группами. Анализ структуры по типу вопросов (эмоциональные, исполнительные, когнитивные и коммуникативные) позволяет судить об их удельном весе в действии. Сравнение структур, построенных для разных профессиональных групп, дает возможность развести принятие одной и той же деятельности специалистами разных профессиональных групп, выяснить возможности взаимопередачи функций и дать рекомендации по обучению специалистов. Лит.: Артемьева Е. Ю., Лучко Л. Н., Стрелков Ю. К. Методика изучения трудовых действий // Вопр. психологии. 1984. № 5. Ю. К. Стрелков |
И. М. Карлинская, И. Б. Ханина. Предназначена для составления личностного портрета респондента. Необходимость такой процедуры вызвана многими причинами: 1) В детских садах, школах многие дети и подростки испытывают трудности в О. Знание особенностей личностного портрета такого школьника дает возможность практическому школьному психологу помочь воспитателю, учителю в выборе форм педагогического О. 2) Знание особенностей личностного портрета дает возможность психологу-консультанту выбрать соответствующие формы О. 3) В кадровом менеджменте при подборе персонала. 4) В реально функционирующих группах знание особенностей личностного портрета членов группы дает возможность практическому психологу способствовать налаживанию межличностных отношений между членами группы и проводить профилактику конфликтов. Процедура составления личностного портрета состоит в том, чтобы с помощью психол. методик получить структурированные параметры, к-рые определяются след. блоками: 1) психодиагностика познавательных процессов; 2) психодиагностика функционального состояния; 3) психодиагностика типологии личности; 4) психодиагностика черт личности; 5) психодиагностика самосознания личности; 6) психодиагностика регуляторной активности личности; 7) психодиагностика мотивационной сферы личности; 8) психодиагностика эмоционального состояния личности; 9) психодиагностика межличностных отношений личности; 10) психодиагностика супружеских и детско-родительских отношений. При выборе самих блоков мы исходили из наиболее типичных психол. феноменов, через к-рые проявляется личность. Каждый блок наполняется соответствующими психол. методиками. Выбор самих методик и их количество определяет сам исследователь, и он зависит от целей и задач исследования. Существенно, чтобы методики были многомерными. В этом случае появляется возможность отдельные шкалы методик, построенные на существенно различающихся утверждениях, но при этом измеряющие одно и то же качество, использовать в разл. блоках и рассматривать совокупную тенденцию по данному качеству. Отбор самих блоков определяется целями и задачами исследования. Составленный по описанной процедуре личностный портрет дает возможность более эффективно работать практическому психологу. Лит.: Карлинская И. М., Ханина И. Б. О некоторых аспектах психологического консультирования // Клиническая психология: матлы первой межд. конференции памяти Б. В. Зейгарник / Отв. ред. А. Ш. Тхостов. М., 2001. И. М. Карлинская, И. Б. Ханина |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |