Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПСИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПСИ")

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профессиональное общение и профессиональная деятельность - Профессиональное общение (П. о.) сопутствует материально-практической профессиональной деятельности (П. д.), обусловлено ее целями и обеспечивает взаимодействия субъектов труда в процессе решения профессиональных задач. В то же время в профессиях класса «человек-человек», «человек - группа», «человек образ» и «человек - знак» П. о. выступает в роли главного средства П. д., к-рое не может быть заменено какими-либо др. средствами и без к-рого деятельность не может быть выполнена. П. о. является фактором, определяющим качественные характеристики результата (продукта) П. д., и специфическим видом деятельности, - в этом плане в кач. синонима «О.» используется термин «коммуникативная деятельность». В П. о. как деятельности выделяются компоненты: а) предмет - любой материальный или идеальный объект, целенаправленное преобразование к-рого является профессиональной задачей субъектов О.; став предметом П. о., данный объект может в процессе О. получать смысл, не совпадающий с его действительным значением; б) цель то или иное направленное изменение в смысловом поле реципиента и коммуникатора; в) задача - данная в опр. условиях (напр., в проблемной ситуации) цель О., к-рая должна быть достигнута преобразованием этих условий с помощью разнообразных действий, совершаемых в процессе О.; г) потребность - стремление к решению коммуникативных задач, возникающих в процессе профессионального взаимодействия, а через них, - к решению собственно профессиональных задач; д) мотивы - то, ради чего предпринимается О. (в рамках П. д. следует говорить о двойной мотивации О., обусловленной, с одн. стор., целями сопровождаемой деятельности, а с др. стор., непосредственным коммуникативным намерением, реализуемым в рамках О.); е) действия - единицы О., целостный акт, адресованный др. человеку и обеспечивающий движение значений и смыслов; ж) средства - операции, с помощью к-рых осуществляются действия О.; з) продукты - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге П. о.; осн. результатом П. о. являются изменения в духовной сфере каждого из субъектов О., при этом общность (или повышение уровня общности) действующих субъектов достигается их свободными совокупными усилиями при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. В рамках технол. подхода П. о. - это система последовательно развертывающихся действий, каждое из к-рых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как нек-рый «шаг» в направлении к цели О. На психотехническом уровне П. о. включает в себя след. шаги: а) определение целей и задач О.; б) учет особенностей ситуации О.; в) учет особенностей мировоззрения, склонностей, способностей, интересов, состояния собеседника; г) определение возможных результатов О.; д) проектирование и проигрывание вариантов развертывания ситуации; е) выбор формы взаимодействия, адекватной цели и ситуации О.; ж) предупреждение возможных затруднений в понимании сказанного и в реакциях на него; з) определение причин неправильного понимания сказанного; и) адекватное восприятие реакции собеседника на сказанное и в соответствии с этим коррекция форм и методов воздействия; оперативная диагностика ситуации после воздействия; к) коррекция задач О. и т. д. Последовательная организация П. о. по данной схеме делает этот процесс психологически управляемым. Формирование специфического алгоритма П. о. определяются особенностями конкретного вида П. д. В то же время в пределах допускаемых требованиями профессии отклонений субъект может (и должен) реализовывать в О. собственные коммуникативные, перцептивные и интерактивные способности. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М., 2004; Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Дридзе Т. М. Язык и социальная психология: Учеб. пособие. М., 1980 ; Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ИМИДЖФОРМИРУЮЩЕЕ

Профессиональное общение имиджформирующее - разновидность профессионального О., в результате к-рого возникает новый имидж субъекта. Данный вид О. осуществляется имиджмейкером (специалистом в области имиджмейкинга) и используется для управления имиджем в опр. группе людей (аудитории имиджа). Оказывая специфическое воздействие на аудиторию имиджа, имиджмейкер с помощью опр. стратегии, психотехнологий и психотехник достигает поставленной цели. Лит.: Панасюк А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007; Он же. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М., 2007; Он же. Я - ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать ваш профессиональный имидж. М., 2004. А. Ю. Панасюк

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДА САМОРАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Профессиональное общение как среда саморазвития специалиста - Профессиональное общение (П. о.) обеспечивает изменение, развитие ценностной сферы личности специалиста, формирование новых личностных смыслов и новых ценностей, его самореализацию как уникальной целостной личности и многогранной индивидуальности в активном профессиональном взаимодействии и сотворчестве. В П. о. возможно переосмысление и преобразование личностно-профессионального опыта специалиста и становление его как субъекта личностнопрофессионального саморазвития. «Присвоение» специалистом профессиональных ценностей и реализация себя как творческой, уникальной индивидуальности происходит через приобщение к ценностям профессиональной среды, к-рая в то же время способна аккумулировать личностные ценности, превращая их в профессиональные. Принципами актуализации саморазвития специалистов в рамках П. о. являются: принцип самостоятельности и добровольности, предполагающий выбор содержания и форм саморазвития самим специалистом; принцип учета и развития потребностей в саморазвитии, основанный на изучении и удовлетворении потребностей специалиста в решении экзистенциальных проблем; принцип гуманистической опосредованности, основанный на понимании того, что специалист является субъектом собственного развития; принцип проблемно-личностной направленности, к-рый предполагает учет личностных проблем специалиста; принцип самоопределения, понимающийся как возможность самореализации в профессиональной среде; принцип диалогичности, предполагающий равноценность позиций всех субъектов П. о. Чтобы П. о. стало средой для саморазвития специалиста, необходимы опр. условия: профессиональное взаимодействие подлинных личностей; насыщение профессионального взаимодействия филос.-психол. вопросами активизации личностно-профессионального роста человека; предоставление специалистам возможности для самореализации в профессиональной среде. При этом осн. условием актуализации потребности специалиста в саморазвитии является личностная ориентация П. о., т. е. его диалогичность. Характер изменений субъективного опыта субъектов взаимодействия связан с типом О. Личностно ориентированное О. (диалог) приводит к взаимным изменениям в смысловой сфере субъектов О. Лит.: Бодалев А. А. О связи развития и саморазвития человека с его деятельностью и отношениями // Вопр. социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 3 / Под ред. Р. М. Шамионова. Саратов, 2002; Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: Монография. Воронеж, 2006; Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997; Селезнева Е. В. Общение как среда для саморазвития личности. М., 2002. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Профессиональные отношения бортпроводников и пилотов возникли с рождением профессии бортпроводника и претерпевали изменения на протяжении своей истории. Летный и кабинный экипажи трудятся в одном замкнутом пространстве фюзеляжа самолета, в одном объективном временном поле, но условия их труда, задачи на борту воздушного судна (В. с.), функции, трудовые операции, физич. и психич. нагрузки значительно различаются. Стиль О. пилотов и бортпроводников изменялся с изменением престижа летной работы, условий летного труда, режима отдыха в командировочных рейсах. В конце ХХ в. ситуация профессионального О. улучшилась с введением в США в действие программы CRM (ресурсы кабины экипажа). В основе CRM - концепция совмест. решения возникающих в полете проблем с целью оптимизации управления человеческими ресурсами путем совершенствования организации взаимодействия и формирования новых профессиональных аттитюдов и групповых норм в кабинном и летном экипаже. Во взаимодействии пилотов и бортпроводников сохраняется субординация: командир В. с. - главное лицо на борту В. с., а члены кабинного экипажа подчиняются ему и старшему бортпроводнику. Межд. опыт авиасервиса показывает, что для удовлетворения спроса авиапассажиров бортпроводнику необходимо выполнить 3 условия, составляющие «треугольник успешности»: а) качественное обслуживание, б) спокойная, доброжелательная атмосфера в полете, в) индивидуальный подход к пассажиру. Коммуникативная сфера в труде бортпроводника В. с. имеет свою специфику, к-рая заключается в трудности совмещения 2 ведущих профессиональных ролей (спасатель и официант), а также 2 взаимосвязанных составляющих труда: деятельность и О. с пассажирами. Пространственные ограничения (теснота, узость, близкое расстояние), открытость и доступность одновр. для многих людей (фактор «публичности»), стрессогенный характер психол. атмосферы в пассажирском салоне, основанный на базовой эмоции страха смерти, лежащей в основе страха полетов, - все это обусловливает специфические требования к процессам коммуникации. В обычном рейсе контакт с пассажирами строится на основе дружелюбного, спокойного, приветливого, внимательного отношения в пределах заданных трудовых функций. В экстремальных же ситуациях (сбойных, критических, аварийных) бортпроводник обязан требовать, командовать, повелевать, доминировать, для чего нужны лидерские, волевые, харизматические качества личности. Сложность и непредсказуемость развития событий на борту самолета, разнообразие и острота ситуаций О. с пассажирами, коллегами и членами летного экипажа требуют от бортпроводника владения приемами решения конфликтов. Лит.: Искренне Ваши. Профессия - бортпроводник. Прошлое и настоящее / Авт.-сост. Т. В. Филипьева. М., 2007; Ушакова Н. В., Козлов Н. И., Егидес А. П. Основы психологии общения. М., 1986. Т. В. Филипьева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА: РЕЧЕВОЙ АСПЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ВИДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОРИТАРНОЕ И ДИАЛОГИЧЕСКОЕ

В зависимости от средств выделяют 2 типа психол. воздействия в профессиональном О.: авторитарное (А. в.) и диалогическое (Д. в.). Каждый тип воздействия соответствует разл. задачам, решаемым в процессе профессионального О. А. в. предполагает более высокое статусное положение коммуникатора по отношению к реципиенту. Последнему в этом случае отводится роль пассивного объекта воздействия, слушающего и воспринимающего информацию. В рамках Д. в. соблюдаются правила: а) партнер по О. воспринимается как равноправный, активный участник О., к-рый не только поддерживает обратную связь, но и участвует в процессе достижения цели О.; б) сообщение преподносится как проблема или задача, требующая разрешения, в отличие от А. в., где сообщение дается как аксиома или догма; в) текст персонифицирован, произносится от своего имени, эмоционально насыщен; г) экспрессивное поведение (позы, жесты, мимика) отличается открытостью, демократичностью, отсутствием поз и жестов, оказывающих давление на реципиента (вещание с кафедры, трибуны и т. д.). В авторитарном типе психол. воздействия преим. используются приемы прямого внушения: приказ, требование, команда, внушающее наставление и т. п. В диалогическом типе воздействия в осн. используются убеждающие приемы - совет, предложение, приемы косвенного внушения и т. п. Как показывают исследования, А. в. обладает сильным, но непродолжительным эффектом. Д.в, не обладая такой результативностью во время коммуникации и непосредственно после нее, производит больший «эффект последствия» и оказывает более сильное влияние на установки, мотивации, убеждения и др. личностные структуры реципиентов. В рамках профессиональной деятельности необходимо гармонично сочетать авторитарный и диалогический тип воздействия в коммуникативном взаимодействии, учитывая свойства этих типов воздействия и сферу их применения. Лит.: Битянова М. Р. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2008; Селезнева Е. В. Общение как среда для саморазвития личности. М., 2002. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ВОЗДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕХАНИЗМЫ

Профессиональное общение: воздействия механизмы - способы достижения целенаправленных изменений в сознании и поведении партнера по профессиональному взаимодействию путем использования опр. образом организованной словесной и эмоциональной информации. В кач. механизмов профессионального общения (П. о.) выступают психологические воздействия (П. в.) и влияния. Как психол. феномены, воздействие и влияние имеют разл. природу, закономерности, структуру. Если первое имеет деятельностную природу, то второе - это личностный феномен. П. в., являясь элементом О., включается в коллективную (или совмест.) деятельность людей и представляет одну из форм связи между ними. Как отмечает В. Н. Куликов, с одн. стор., П. в. опосредуется целями, задачами и содержанием совмест. деятельности, а с др. - от целей, задач и содержания П. в. зависит деятельность людей. При этом П. в. следует рассматривать как однократное явление, но если оно оказывается не один, а неск. раз, то мы имеем дело с влиянием или системой воспитания. Первым критерием, по к-рому определяют результаты П. в., является широта охвата психич. явлений. По этому критерию различают парциальные и более общие изменения в сознании или поведении участников П. о. Парциальными называются изменения одного какого-либо психич. явления, напр., отношения работника к проблеме качества своей деятельности. Общие изменения связаны с перестройкой целой группы психич. явлений, напр. ценностно-смысловой сферы личности. Вторым критерием результативности П. в. является стойкость изменений в сознании или поведении участников П. о. В кач. результатов П. в. различают временные и/или постоянные изменения в сознании или поведении. Процесс воздействия не является односторонним, а зачастую приобретает характер взаимовоздействия. Однако однократное и даже многократное П. в. не даст реального результата вне личностного влияния, к-рое определяется как процесс и результат изменения личностью в ходе взаимодействия поведения др. личности, ее установок, намерений, представлений, оценок и пр. Наибольшее значение для субъекта личностного влияния в П. о. имеют 2 взаимосвязанных фактора: авторитет и способность вызывать и удерживать доверие к себе. Лит.: Деркач А. А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М., 1993; Куликов В. Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983; Селезнева Е. В. Общение как среда для саморазвития личности. М., 2002. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: КОМПОНЕНТЫ

Професииональное общение (П. о.) - это специфическая деятельность в системе «субъект-субъект», возникающая на основе и по поводу производства какого-либо материального или идеального продукта, основанная на движении психол. информации, направленная на то или иное изменение в сознании или поведении участников О. и установление и развитие контактов между ними в связи с потребностями профессиональной деятельности. Выделяются след. осн. компоненты П. о.: коммуникативный - обмен информацией (проявляется через действия личности, ориентированные на передачу информации и обмен ею); перцептивный восприятие и понимание др. человека (проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов - др. людей, самих себя, групп, др. социальных общностей); интерактивный - выработка единой стратегии взаимодействия (представляет собой взаимодействие и воздействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений и совмест. профессиональной деятельности). Выделенные компоненты П. о. выступают в неразрывном единстве в каждой конкретной ситуации О. и обеспечивают: а) установление коммуникативного контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; б) собственно прием - передачу информации в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями, выводами и т. д.; в) стимуляцию активности партнера по О., направляющую его на выполнение тех или иных действий; г) взаимное ориентирование и согласование, действий при организации совмест. деятельности; д) не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.); е) изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в т. ч. его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д. П. о. повышает степень общности участников совмест. профессиональной деятельности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого и потенциально обеспечивает их саморазвитие. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. заведений. М., 2004; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. М., 2003; Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА

Принципы (от лат. principium - начало, основа) и правила профессионального общения (П. о.) - положения, в к-рых отражены закономерности О. в профессиональной среде, к-рые являются для данного типа О. основанием и нормой и следование к-рым обеспечивает его эффективность. Принципы и правила П. о. складывались в процессе становления общественного производства и разделения труда и вначале формулировались на уровне «житейской» психологии, а с развитием психологии как отрасли науч. знания и практики, были сформулированы на теорет. и методическом уровнях. Различают этические и психологические принципы и правила П.о: 1-е определяют моральные и нравственные нормы П. о. (этика и этикет профессионального О.); 2-е раскрывают психол. закономерности эффективного П. о. Этические и психол. принципы и правила взаимодополняют друг друга.Наиболее общие, стратегические принципы П. о., обеспечивающие оптимизацию и повышение эффективности совмест. деятельности: 1) принцип гуманизма - ориентирует на самоценность человека, его самосовершенствование, самореализацию в процессе П. о.; 2) субъект-субъектного взаимодействия - способствует формированию и развитию сотрудничества как основы П. о. вне зависимости от статусного положения участников; 3) активности - обеспечивает поддержание П. о.; 4) ответственности предполагает обоюдную ответственность субъектов П. о. за формирование межличностных отношений и возникновение проблемных ситуаций во взаимодействии; 5) объективности - предполагает, что в ходе П. о. его субъекты исходят не из своих субъективных оценок, но из объективной многосторонней оценки ситуации; 6) обратной связи - обеспечивает возможность для каждого субъекта П. о. соотносить свои цели, мотивы и действия с результатом О. в конкретной ситуации и при необходимости корректировать их для повышения эффективности О.; 7) ясности - подразумевает, что сообщение обладает ясностью и может быть однозначно понято получателем; 8) в соответствии с принципом целостности цель П. о. - содействовать установлению взаимопонимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного на достижение профессиональных целей; 9) принцип стратегического использования неформальной организации: наиболее эффективна коммуникация, когда руководитель использует неформальную организацию в дополнение к каналам коммуникации формальной организации. Тактику взаимодействия в П. о. на ситуативном уровне определяют след. правила: 1) ясности - согласно ему нельзя приступать к сообщению идеи, если она не понятна или не до конца понятна самому говорящему; 2) постоянной готовности к непониманию - допускает, что др. субъекты О. всегда имеют право на непонимание; 3) конкретности - требует следует избегать неопр., двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, не перегружать сообщение «профессионализмами»; 4) контроля за невербальными сигналами - следует контролировать не только речь и содержание сообщения, но и ее внешнее сопровождение - мимику, жесты, интонацию, позы; 5) по правилу адресата - необходимо говорить «на языке собеседника», т. е. учитывать его жизненный и профессиональный опыт, культурно-образовательный уровень, его ценности и интересы; 6) собственной неправоты - предполагает, что личная т. зр. может быть неправильной, что предостерегает от серьезных ошибок и просчетов в ходе О.; 7) места и времени - учет своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации и обстановки П. о.; 8) открытости - означает готовность к пересмотру своей т. зр. под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать версии собеседника. Данные правила являются наиболее общими: следование им обеспечивает эффективность П. о. в любой организационной среде. Лит.: Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999.; Руденский Е. В. Основы психологии общения менеджера: Учеб. пособие. М.-Новосибирск, 1997; Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М., 2007; Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ПСИХОТЕХНИКА

Профессиональное общение: психотехника - совокупность приемов, способствующих лучшему решению задач О. в конкретных профессиональных ситуациях. Профессиональное общение (П. о.) многообразно, и существующие общие приемы и правила следует адаптировать к особенностям ситуаций. Выделяются психотехники: 1) Комплексная психологичность О. Правила: а) отношение к П. о. как к психол. действию; б) психол. продуманность целей и задач П. о., его сценария; в) психол. предусмотрительность. 2) Создание исходных благоприятных психол. условий. Правила: а) создание благоприятных исходных обстановочных условий (места, времени, обстановки), б) оказание первого впечатления на собеседника. 3) Развитие благоприятной психол. атмосферы в ходе П. о. Правила: а) поддержка авторитета, справедливости и доброжелательности в отношении собеседника; б) диалогичность, «разговаривание» собеседника; в) выраженное внимание к собеседнику и его речи; г) активное слушание и поддержка речевой активности собеседника; д) сдерживание эмоций. 4) Достижение момента истины в решении задач разговора. Правила: а) отказ от демонстрации своего превосходства; б) изучение собеседника и учет его психологии и психич. состояний в П. о.; в) презумпция доверия; г) подчинение О. решению профессиональных задач; д) этичность и психол.-пед. тактичность. 5) Установление психол. контакта и доверительных отношений в П. о. Психол. контакт - проявление взаимного понимания и уважения целей и интересов, его доводов, предложений, что приводит к взаимному доверию и содействию друг другу при справедливом решении значимой проблемы. Это профессионально-психол. контакт, часто временный, имеющий узкую зону развития - не всеобъемлющее доверие, а ограниченное определенной информацией, договоренностью по какому-то вопросу. Но он бывает началом развития доверительных отношений. Правила: а) создание благоприятных условий для установления контакта и учета психологии собеседника (обязательно качественного выполнения предыдущих 4 приемов); б) самопрезентация себя человеком, заслуживающим доверия; в) нейтрализация психол. барьеров; г) поиск точек согласия; д) накопление и расширение согласий; е) демонстрация общности взглядов, оценок, интересов; ж) «психол. поглаживание», з) обособление в диаду «Мы»; и) демонстрация искренности и актуализация мотивов искренности собеседника; к) совместный поиск взаимоприемлемого решения проблемы. Лит.: Носков В. А. Психотехника общения. Н. Новгород, 1997. A. M. Столяренко

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: СПЕЦИФИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: СТИЛИ

Целенаправленное управление целостной ситуацией профессионального общения (П. о.) может быть обеспечено в рамках разл. стилей О., к-рые выступают как целесообразная система взаимосвязанных своеобразных коммуникативных действий, при помощи к-рой достигается опр. результат. Отмечая в П. о. экспрессивную сторону (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения) либо установку на О. (ориентация на равноправное О., на сотрудничество, на совмест. творчество, взаимопонимание и взаимосодействие или антагонизм), выделяют диалогический, авторитарный, манипулятивный, альтерцентристский, конформистский, индифферентный стили О., к-рые соответствуют направленности личности. Следует различать стили П. о., стили профессиональной деятельности и стили управления. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. заведений. М., 2004; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. М., 2003; Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ТИПЫ

Выделяются след. осн. типы профессионального общения (П. о.), имеющие свою специфику: 1) Профессиональный договор - контракт, сделка, участники к-рой ограничены обоюдными обязательствами, они воспринимают, осознают другого, взаимодействуют лишь в соотнесении с профессиональными нормативами, правилами, обязательствами, т. е. принципиально обезличенно, на уровне функционала. Отдельный случай договора - сознательно устанавливаемая взаимодоговоренность, взаимозависимость, противоположная изначальному договору («договориться о противоположном»). Пример П. о. - договора - переговоры диспетчера движения с пилотом (или судоводителем). 2) Профессиональная дискуссия - взаимодействие, связь, выстраиваемая на осознавании субъектами дихотомии «что нас разъединяет» - «что нас роднит». Основой разворачивания П. о. в форме дискуссии является «индивидуально-неповторимое» и «принадлежное» в партнерах по взаимодействию. Процессуально дискуссия может развернуться в 2 противоположные формы - кооперацию (согласованное взаимодействие) и конфронтацию (отказ от взаимодействия). Пример - профессиональное взаимодействие лоцмана и капитана на судоводительском мостике при судозаходах. 3) Профессиональный диалог - «идеальный» тип профессионального взаимодействия, особый коммуникативный режим, сохраняющий все структурные, атрибутивные и специфические характеристики П. о. 4) Профессиональный конфликт - ситуация столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов П. о., обращение к проблемно-решающей стратегии в профессиональном взаимодействии. М. Ю. Орлова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Факторы (лат. factor - делающий, производящий) эффективности профессионального общения (П. о.) - это причины, обусловливающие достижение высокого уровня П. о., главные детерминанты оптимизации процесса профессионального взаимодействия. Выделяется 3 вида факторов эффективности П. о.: 1) объективные, связанные с реальной системой жизнедеятельности специалиста и последовательностью действий, направленных на достижение высокого уровня профессионализма; 2) субъективные, связанные с развитостью тех или иных особенностей человека как индивида, личности, субъекта; мера их проявления выступает как субъективная причина, содействующая повышению эффективности П. о. или препятствующая этому процессу; 3) объективно-субъективные, связанные с организацией среды П. о. 1) Осн. объективные факторы эффективности П. о. наличие у специалиста знаний в области этики и психологии П. о. и активное самообразование в данной сфере. 2) Субъективные факторы эффективности П. о.: профессиональная направленность и установки личности; высокие нравственные качества; стиль поведения и взаимоотношений с коллегами, руководителями, подчиненными; высокий уровень саморегуляции и толерантность к фрустрационным ситуациям; речевая культура; эмпатийность; высокий интеллектуальный уровень; стремление к профессиональному росту и самосовершенствованию. Наиболее сильно снижают эффективность П.о: конфликтность, агрессивность, эгоцентричность, неуверенность в себе, низкий уровень развития экспрессивно-речевых, социально-перцептивных умений и навыков, умений и навыков организовывать эффективное взаимодействие. 3) Объективно-субъективные факторы эффективности П. о.: особенности организационной культуры, где генеральный фактор - высокий уровень коммуникативной компетентности. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Деркач А. А., Куликова Е. В., Селезнева Е. В. Акмеологические основания развития профессиональной компетентности кадров управления. М.; Псков, 2007; Познание человека человеком: Возраст., гендер., этнич. и проф. аспекты / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. СПб., 2005; Яблокова Е. А. Некоторые подходы к определению места акмеологии в системе наук о человеке // Развитие профессионализма государственных служащих: Методология и практика / Под ред. А. А. Деркача. М., 1998. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ФУНКЦИИ

Различают 4 осн. функции профессионального общения (П. о.): 1) инструментальная - характеризует П. о. как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для решения профессиональных задач; 2) интегративная - раскрывает П. о. как средство объединения людей в рамках совмест. профессиональной деятельности; 3) функция самовыражения определяет П. о. как форму взаимопонимания психол. контекста совмест. профессиональной деятельности; 4) трансляционная - передача конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Выделяются также функции: экспрессивная, или эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями») и изменение соответственно собственных переживаний и состояний); функции социального контроля (регламентация поведения и деятельности), социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами; осознание и формирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей профессионального сообщества, в к-ром предстоит действовать индивиду) и т. д. Все функции П. о. реализуются в рамках целостной ситуации О., психол. параметрами к-рой являются: а) понимание (видение) ситуации субъектами О. (разл. видение ситуации О. субъектами взаимодействия затрудняет совмест. деятельность); б) соотношение целей и интересов субъектов О. (цели и интересы следует различать по степени совпадения или противоречия; однозначности или множественности; субъективной значимости; открытости для понимания или маскировки); в) правила поведения, принятые субъектами О. (применительно к П. о. в этой характеристике следует учитывать переплетение официальных норм и неформальных правил взаимоотношений); г) личные позиции взаимодействующих субъектов (взаимовлияние статусов и ролей, их влияние на процесс и формы коммуникативного поведения); д) личные проблемы субъектов О. и их затруднения в данной ситуации (напр., психол. несовместимость, личные трудности собеседника вне ситуации контакта и пр.); е) жизненный и профессиональный опыт субъектов О. (типичные подходы к решению профессиональных задач и проблем, индивидуально своеобразные стратегии и техника поведения, сформированные у субъектов в результате жизненного опыта); ж) коммуникативные действия субъектов О. и композиции действий, направленных на конкретные цели (действия могут быть открытыми (соответствовать цели поведения) или скрытыми, манипулятивными); з) хронотоп ситуации (разделяемое субъектами О. или осознаваемое по-разному сочетание субъективных пространственно-временных признаков данного события). Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учебн. заведений. М., 2004; Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. М., 2003; Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ЭТИКА

Профессиональное общение: этика - совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональных взаимодействий. Этика профессионального общения (Э. п. о.) - частный случай этики вообще, содержит в себе ее осн. характеристики и с социальнофилос. т. зр. определяется обществ.-экон. строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом обществ. сознания. В традиционном обществе осн. механизмом профессионального О. являются ритуал, традиция и обычай, к-рым соответствуют нормы, ценности и стандарты Э. п. о. В совр., «посткапиталистическом» обществе резкое противоречие между этикой и бизнесом проявляется и на уровне профессионального О. Э. п. о. существует в виде этики собственно профессионального О. и этики делового общения (Э. д. о.). Э. п. о. определяется особенностями профессии и входит в профессиональную этику. Э. д. о. проявляется на разных уровнях организационных отношений: между организацией и социальной средой; между организациями; внутри организации - между руководителем и подчиненными, между подчиненными и руководителем, между сотрудниками, имеющими один статус. На каждом из этих уровней действуют собственные (не противоречащие общим нравственным принципам) этические принципы, соответствующие опр. виду профессионального О. и в то же время обеспечивающие координацию и гармонизацию интересов и деятельности всех субъектов профессиональной деятельности. За каждым субъектом профессионального О. остается свобода выбора в принятии этически правильных решений. В то же время сотрудники организации, вне зависимости от статуса, поддерживая и реализуя в своем поведении опр. этические нормы и принципы, формируют организационные традиции, оказывающие влияние на нравственно-психол. отношения в профессиональной среде. Лит.: Бенедиктова В. И. Деловая репутация (личность, культура, этика, имидж делового человека). М., 1996; Каменская Е. Н. Психология и этика делового общения. М., 2004; Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. М., 2002; Эффективное деловое общение: Пер. с англ. / Ред. С. М. Анисимов, 2006. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ЭТИКЕТ

Профессиональное общение: этикет - формализованные, согласованные, принятые в данном профессиональном сообществе или организационной структуре правила О., посредством к-рых выражается уважительное отношение к специалисту, его достоинству, создается удобство профессионального О., обеспечивается его соответствие особенностям профессиональной деятельности, организационных отношений и эстетическим вкусам. Этикет в профессиональном О. проявляется на уровне поведения, словесного обращения, внешн. вида, составляя своеобразную знаковую систему. Человек, соблюдающий правила этикета опр. профессионального сообщества, как бы заявляет о своей принадлежности к данному сообществу. Особое значение этикет имеет при О. сотрудников, имеющих разный организационный статус. С одн. стор., допускается опр. асимметричность в следовании правилам этикета, когда сотрудник, занимающий более высокую ступень в организационной иерархии, может позволить себе более «свободное» обращение с сотрудником, имеющим более низкий статус. С др. стор., проявление такта и уважения к нижестоящему сотруднику со стороны вышестоящего дает значительно больший фасилитирующий эффект, чем грубость и приказной тон. Нежелание следовать этикету - показатель недостаточного культурного развития специалиста, затрудняющее его профессиональные взаимодействия и профессиональную деятельность в целом. Соблюдение этикетных правил создает в организационной среде благоприятный нравственно-психол. климат и облегчает решение профессиональных задач. Лит.: Бенедиктова В. И. Деловая репутация (личность, культура, этика, имидж делового человека). М., 1996; Каменская Е. Н. Психология и этика делового общения. М., 2004; Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. М., 2002; Эффективное деловое общение: Пер. с англ. / Ред. С. М. Анисимов. 2006. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: ЯЗЫК

Профессиональное общение: язык - восприятие и понимание друг друга и предмета адекватно задаче, стоящей перед мастерами своего дела; два профессионала в одной сфере скорее поймут друг друга, даже если говорят на разных языках, поскольку английский, включающий в себя латынь, - язык большинства совр. профессий. Естественно, что узким специалистам труднее найти общий язык. «Арго» - диалект опр. социальной группы (первоначально воровской язык), создаваемый с целью языкового обособления, характеризуется специализированной узкопрофессиональной лексикой; др. обозначение обособленных словарей - «жаргон», более современное - «сленг». Такой рост обособлений - продукт все большего разделения труда. Причины (мотивы) возникновения сленгов разные: необходимость сокращения слов и времени достижения цели О., потребность в отгораживании от посторонних. Известные в культуре, науке, искусстве, в философии и религиях -«измы» (романтизм, реализм, классицизм и мн. др.) описаны в разл. словарях и энциклопедиях. «Сленг» же не формализован, - это своеобразное народное творчество. Псевдопрофессиональное О. - язык заключенных, наркоманов и алкоголиков. У каждой из этих групп своя общность интересов и образа жизни, что требует своего «словаря» - сленга. П. о. характеризуется не только лексикой, устной речью, но и символикой, жестами, позами, походкой. Специальная одежда сигнализирует о принадлежности того или иного человека к определенной социальной или профессиональной группе. Язык П. о. упрощает контакт за счет специальной терминологии, не требуя литературных или бюрократических разъяснений, дополнений к уже обсужденной мысли, соблюдения ритуалов, к-рые значительно усложняют диалог. Благодаря формализации процесса О. удается получить значимый результат для обеих сторон, поскольку целью П. о., в отличие от личностного, является результат, а не процесс. Употребление специального языка сокращает время при П. о., что также повышает эффективность диалога, - здесь важен результат, где интересы сторон едины. Сотрудничество и кооперация составляют сущность О. ради достижения общей цели. П. о. регулирует совместную деятельность, к-рую определяет свой мир слов, состояний, значений. В деловом О., в отличие от профессионального, могут быть разные интересы, и мотивы не всегда явны, - только в процессе диалога уточняются позиции сторон. В П. о. однозначность понимания слов, отражающих состояния, знания и мнения, является важным моментом диалога. Именно совместимость словарей общающихся определяет время, адекватность и целесообразность О. профессионалов, и это одно из главных условий эффективности профессионального О. Н. Н. Обозов

ПРОЦЕДУРА ВЫЯВЛЕНИЯ КРУГА РЕФЕРЕНТНЫХ ЛИЦ. О. Б. КРУШЕЛЬНИЦКАЯ

Является адаптацией аналогичной методики для целей исследования отношений межличностной значимости в системе социального взаимодействия подростка с его ближайшим окружением. Важнейшие компоненты этой системы - отношения «подросток-подросток», «подросток-учитель» и «подросток-родитель». Процедура позволяет получить информацию о выборе подростками круга референтных лиц не только в рамках школьного класса, но и за его пределами. Инструкция опросника составлена таким образом, чтобы не только максимально доступно изложить респондентам их задачу, но и заинтересовать их в выполнении задания, а также снизить эффект социальной желательности в ответах. Методологической базой разработки данной процедуры является трехфакторная модель «значимого другого» А. В. Петровского, в к-рой личностная значимость индивида рассматривается через его эмоциональную привлекательность, референтность и институциональную роль (формальную власть). Согласно данным социально-психол. исследований, обычно для подростка его одноклассники являются референтной группой. С целью выявления референтности группы (в т. ч. - школьного класса) для каждого ее члена применяется разработанный Е. В. Щедриной референтометрический метод (или референтометрия). В то же время референтные для ученика лица могут находиться не только среди одноклассников. Семья, друзья и др. внешкольные сообщества (спортивные, музыкальные, художественные и др.) также могут быть референтными для включенного в них подростка. Процедура заключается в том, что подростку предлагается специальный бланк, на к-ром зафиксированы опр. жизненные ситуации и возможные варианты ответов, по к-рым подросток делает свой выбор, с кем бы он хотел «посоветоваться». Подросток осуществляет свой выбор между мамой и папой, др. взрослыми, сверстниками, классным руководителем, др. учителями и т. д. Так же, в кач. одной из альтернатив присутствует «ответ ни с кем». Как показали результаты апробации данной процедуры, несмотря на то, что именно сверстник в первую очередь важен для подростка в кач. партнера по О. и взаимодействию, старшие, являясь представителями широкого социума взрослых, достаточно часто выступают в кач. ориентиров для растущего индивида. При этом референтность родителей для подростков в среднем оказывается выше, чем значимость школьных учителей. Субъективное восприятие подростками стиля отношения к себе со стороны взрослых представителей ближайшего окружения влияет на специфику выбора круга референтных лиц. Существенными основаниями референтности учителя и родителей для подростков являются стиль педагогического О. и субъективно воспринимаемые особенности родительского отношения соответственно. Наиболее референтны для подростков педагоги, реализующие авторитарно-демократический стиль О., наименее - предпочитающие стиль авторитарный. Наиболее референтны для подростков родители, проявляющие по отношению к ним позитивный интерес и умеренную директивность. Круг референтных лиц составляют те взрослые и сверстники, к-рые чаще всего приводятся в ответах подростка и выдвигаются на первые места при ранжировании. Также может оказаться, что подросток не желает ориентироваться на чье-либо мнение и предпочитает исключительно собственную позицию. Лит.: Крушельницкая О. Б. Подросток в системе референтных отношений: Учеб. пособие. М., 2008; Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопр. психологии. 1991. № 1; Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2005; Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. О. Б. Крушельницкая

ПРОЦЕДУРА ОПИСАНИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ. Е. Ю. АРТЕМЬЕВА, Л. Н. ЛУЧКО, Ю. К. СТРЕЛКОВ

Позволяет представлять результаты трудовых процессов на языке психол. понятий, сохраняя при этом специфику содержания изучаемого труда. Основой процедуры является 3-компонентная структура действия, предложенная В. П. Зинченко и расширенная авторами. Для построения формальной модели действия разрабатывается опросник, содержащий наборы утверждений, раскрывающих эмоциональные, исполнительные, когнитивные, коммуникативные стороны труда. Т.к. сам труд не является унифицированным понятием, то в каждом случае опросник имеет свою специфику. Поэтому мы говорим «процедура», а не методика. Утверждения исполнительной группы строятся на основе глаголов, используемых для описания технологического процесса (настраиваю приборы, заполняю бортжурнал, вношу коррекции, прокладываю путь по карте и т. д.). Эмоционально-оценочные утверждения строятся из исполнительных с помощью «эмоциональных» глаголов («приятно работать в дружном, спаянном коллективе», нравится, раздражает и т. д.) или прилагательных, определяющих нагрузку и значение (важный, сложный, интенсивный, трудный и т. п.). Аналогичным образом строятся утверждения когнитивной группы - они раскрывают характер мыслительной перцептивной или мнемической работы при выполнении трудовой задачи посредством соответствующих глаголов («мысленно представляю», «помню», «знаю», «прогнозирую», «могу описать по памяти», «вглядываюсь», «внимательно слушаю» и т. д.). Утверждения имеют форму отрицательного или утвердительного предложения. Коммуникативные утверждения описывают специфику профессиональной коммуникации участников трудовых действий. Оценивая свое отношение к утверждению, записанному на отдельной карточке, респондент опускает карточку с утверждением в одну из ячеек, обозначенных: «да», «скорее да», «иногда», «скорее нет», «нет», к-рые кодируются числами от -2 до 2. При обработке результатов оценивается согласованность отношения респондентов к содержанию каждого утверждения. Сумма и размах по каждому утверждению используется для оценки статистической значимости неиндифферентности ответа. Дальнейшая обработка проводится только по значимым утверждениям. Подобное решение неявно опирается на предположение о том, что неоднородность выборов выражает неоднородность отношений респондентов (группа специалистов одного профиля) к утверждениям опросника, что эквивалентно неустойчивости индивидуального суждения данного специалиста. Метод представления результатов - эмпирическая процедура эвристического снижения размерности эксперим. данных. Цель ее: отыскание клайков - связок центральных элементов - транзитивно взаимно близких структур. Критерием адекватности является содержательная интерпретируемость результатов. Связанность элементов говорит о единстве входящих в клайк содержательных моментов. Полученные таким образом результаты дают возможность реконструировать структуры субъективного содержания трудовых действий разл. профессиональными группами. Анализ структуры по типу вопросов (эмоциональные, исполнительные, когнитивные и коммуникативные) позволяет судить об их удельном весе в действии. Сравнение структур, построенных для разных профессиональных групп, дает возможность развести принятие одной и той же деятельности специалистами разных профессиональных групп, выяснить возможности взаимопередачи функций и дать рекомендации по обучению специалистов. Лит.: Артемьева Е. Ю., Лучко Л. Н., Стрелков Ю. К. Методика изучения трудовых действий // Вопр. психологии. 1984. № 5. Ю. К. Стрелков

ПРОЦЕДУРА СОСТАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОРТРЕТА

И. М. Карлинская, И. Б. Ханина. Предназначена для составления личностного портрета респондента. Необходимость такой процедуры вызвана многими причинами: 1) В детских садах, школах многие дети и подростки испытывают трудности в О. Знание особенностей личностного портрета такого школьника дает возможность практическому школьному психологу помочь воспитателю, учителю в выборе форм педагогического О. 2) Знание особенностей личностного портрета дает возможность психологу-консультанту выбрать соответствующие формы О. 3) В кадровом менеджменте при подборе персонала. 4) В реально функционирующих группах знание особенностей личностного портрета членов группы дает возможность практическому психологу способствовать налаживанию межличностных отношений между членами группы и проводить профилактику конфликтов. Процедура составления личностного портрета состоит в том, чтобы с помощью психол. методик получить структурированные параметры, к-рые определяются след. блоками: 1) психодиагностика познавательных процессов; 2) психодиагностика функционального состояния; 3) психодиагностика типологии личности; 4) психодиагностика черт личности; 5) психодиагностика самосознания личности; 6) психодиагностика регуляторной активности личности; 7) психодиагностика мотивационной сферы личности; 8) психодиагностика эмоционального состояния личности; 9) психодиагностика межличностных отношений личности; 10) психодиагностика супружеских и детско-родительских отношений. При выборе самих блоков мы исходили из наиболее типичных психол. феноменов, через к-рые проявляется личность. Каждый блок наполняется соответствующими психол. методиками. Выбор самих методик и их количество определяет сам исследователь, и он зависит от целей и задач исследования. Существенно, чтобы методики были многомерными. В этом случае появляется возможность отдельные шкалы методик, построенные на существенно различающихся утверждениях, но при этом измеряющие одно и то же качество, использовать в разл. блоках и рассматривать совокупную тенденцию по данному качеству. Отбор самих блоков определяется целями и задачами исследования. Составленный по описанной процедуре личностный портрет дает возможность более эффективно работать практическому психологу. Лит.: Карлинская И. М., Ханина И. Б. О некоторых аспектах психологического консультирования // Клиническая психология: матлы первой межд. конференции памяти Б. В. Зейгарник / Отв. ред. А. Ш. Тхостов. М., 2001. И. М. Карлинская, И. Б. Ханина

ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ КАК ФАКТОРЫ, НАРУШАЮЩИЕ ОБЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОГИГИЕНА ОБЩЕНИЯ ПО А. Б. ДОБРОВИЧУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница