Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАП"-"РЕЧ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАП"-"РЕЧ")

РАППОРТ

Раппорт (фр. rapport - связь, сообщение, взаимоотношения) - тип связи и связь между людьми, характеризующиеся наличием взаимных позитивных эмоциональных отношений и опр. мерой взаимопонимания. Наблюдается при удобном, свободном, непринужденном, взаимно приемлемом взаимодействии людей. Понятие Р. обычно употребляется в неск. широких и узких, специализированных значениях для характеристики типа связи, к-рая устанавливается: 1) в любых положительных отношениях людей; 2) в разл. близких межличностных отношениях; 3) в функц. отношениях людей в естеств. или искусств. условиях, в т. ч. для характеристики контакта: а) между исследователем и исследуемым (напр., между проводящим тестирование и субъектом психол. тестирования); б) гипнотизирующим (гипнотизером) и гипнотизируемым; в) психоаналитиком и пациентом. Особое внимание установлению и изучению Р. уделяется в гипнозе и психоанализе. Считается, что без Р. осуществление эффективного гипноза невозможно. Р. - в последнем случае это словесный контакт гипнотизирующего с гипнотизируемым, находящимся в гипнотическом состоянии. Отличается высокой степенью избирательности восприятия вследствие суженного в гипнотическом состоянии сознания и наличия гипноидно-фазовых состояний коры головного мозга: относительно слабый вербальный раздражитель (формула словесного внушения) оказывается значимее, сильнее воздействий, поступающих из др. источников. Гипнотизируемый реагирует на слова только гипнотизера (изолированный Р.), однако описаны случаи, когда любой из присутствующих при гипнозе может установить с гипнотизируемым речевой контакт (обобщенный Р.). Словесным внушением состояние изолированного Р. может быть передано др. лицу. В технике гипнотической индукции, предложенной Эриксоном, в кач. важного элемента Р. рассматривается «физиол. присоединение» (синхронизация дыхания). Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

РАССТАВАНИЕ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЗЮМИРОВАНИЕ В ОБЩЕНИИ

Резюмирование в общении (в клинической психологии) - подведение итогов в процессе понимающего слушания, широко используемого в контексте гуманистической психотерапии (клинический психолог подводит итог осн. мыслям клиента). Резюмирование (Р.) полезно, когда: а) нужно выделить в высказываниях спорящих субличностей клиента главное; б) беседа между терапевтом и клиентом длится долго (Р. как бы завершает одну часть разговора и перекидывает мостик к следующей); в) завершается телефонная консультация; г) терапевту нужно высказать несогласие с услышанным (Р. в этом случае предшествует возражению); д) надо помочь клиенту сформулировать свою мысль. Правила Р.: 1) полезно использовать след. вступительные фразы - «Таким образом, главное…», «Ваша основная идея, как я понял, …», «Если теперь подытожить сказанное вами, …»; 2) из целой части разговора выделяется только главная мысль. Лит.: Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

РЕКЛАМА

1. Информационное сообщение коммерческого характера, оповещающее потенциальных и актуальных покупателей о конкретной продукции, товарах и услугах, а также недвижимости, предлагаемых к реализации на потребительском рынке. 2. В разговорной речи - расхваливание человеком своих достоинств, а также достоинств близких или покровительствующих людей («создает себе рекламу», «разрекламировал NN»). Лит.: Матанцев А. Н. Эффективность рекламы. Учеб. пособие, 2-е изд., доп. М., 2007. Ю. В. Мочалова

РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТЕ

Использование Интернета как средства доставки рекламы потребителю может осуществляться след. образом: 1) размещение на сайте баннерной рекламы, т. е. фрагмента экрана, обычно содержащего название предложения, логотип и контактные данные рекламодателя, а также изображение. Баннер может состоять из неск. меняющих друга экранов, на первом - привлекающий внимание момент, на втором - описание предложения, на третьем - контактные данные (напр., «Наперегонки с мечтой» - логотип модели автомобиля - адрес сайта, все три экрана сопровождает изображение, напоминающее след от летящего автомобиля), 2) всплывающая реклама, появляющаяся одновр. с вызовом опр. сайта и заслоняющая собой часть информации, поскольку тут возможно размещение на довольно большой площади, 3) размещение на экране контекстной рекламы, т. е. сообщения, связанного с вызываемыми пользователем сведениями (чаще - с его запросами в поисковиках типа «Яндекс»), обычно это неск. слов с примерно такой же информацией, что и в баннерной рекламе, но короче и без изображений, 4) размещение в сети специального рекламного сайта, к-рый может продвигать опр. марку (фирму, ее продукцию и т. п.), а может быть (промосайт) связан с конкретной рекламной акцией: продвижением нового товара, концерта или др. разовой акции и т. п. Реклама в Интернет использует особенности восприятия сообщений с экрана компьютера. Это, в первую очередь, быстрота схватывания информации, в результате чего автор рекламы ориентируется на схватывание всего сообщения одним взглядом, на получение информации «боковым зрением». Обычно возвращение к заинтересовавшему фрагменту затруднено, поэтому от пользователя обычно требуется быстрота реакции, что в случае с интернет-рекламой сводится к моментальному «клику», т. е. переходу с рекламного сообщения на сайт фирмы, содержащий подробную информацию о товаре и услуге, а также точные сведения о ценах, способах доставки и т. п. Изза этих особенностей восприятия рекламное сообщение обычно отличается лаконизмом (что особенно характерно для контекстной рекламы), отсутствием особо «хитрых» приемов, т. к. на разгадку каламбура или метафоры может не хватить времени, а также прямыми призывами: «Жилье в Подмосковье! Купи сейчас!..» Лит.: Бокарев Т. А. Энциклопедия интернет-рекламы. М. 2000; Борисова Е. Г. Слово на баннере. О работе копирайтера в интернетрекламе // Реклама: теория и практика. 2009. № 6. Е. Г. Борисова

РЕКЛАМА ТЕЛЕВИЗИОННАЯ

Психол. анализ телевизионной рекламы методом контент-анализа телевизионных рекламных роликов позволил выявить след. закономерности: 1. В мировой рекламе товаров и услуг, как и в социальной рекламе, осн. коммуникатором является мужчина. Его роль постепенно увеличивается с каждым годом. Авторитетность мужчины в культуре используется создателями рекламы, чтобы повысить степень бессознательного доверия к получаемой информации. 2. Двусмысленность и метафора как способ представления товара содержится во многих сообщениях мировой рекламы товаров и услуг, что является средством стимулирования произвольного внимания зрителя, направленного на поиск осн. смысла передаваемого телевизионного сообщения. 3. Задачи социальной рекламы, ориентированные на нормы поведения, приводят к использованию в рекламе таких явлений, как агрессия и опасность. Лит.: Грызунов О. М., Данник Н. В., Матвеева Л. В. Восприятие телевизионного рекламного образа в межкультурном пространстве // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации. М., АспектПресс, 2002. Н. В. Данник, Л. В. Матвеева

РЕКЛАМНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР

СМИ играют важнейшую роль в гендерно-ролевой социализации. Рекламная коммуникация (Р. к.) давно преодолела гос., культурные, этнич. границы и стала одной из осн. форм коммуникации так называемого глобального информационного общества. Как правило, гендерные стереотипы выполняют в обществе 3 функции: оправдания и защиты существующего неравенства полов, регуляторную и ретрансляционную. В культурно-истор. контексте женщина всегда рассматривалась как субъект, зависимый от мужчины, и именно процессу женской эмансипации приписывается роль деструктора семьи и морали в совр. обществе. Образы межполовой враждебности, к-рыми изобилует совр. Р. к., отражают серьезные проблемы, связанные с изменением гендерной идентичности. Регуляторная функция описывает нормы и правила поведения, ожидаемого от мужчин и женщин в разных аспектах жизнедеятельности. Ретрансляционная функция проявляется в воспитании детей и при трансляции гендерных стереотипов с помощью СМИ. Многочисл. исследования гендерных стереотипов в СМИ показывают, что мужчины в рекламе чаще всего изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, ориентированные на его практическое применение и принимающие решение на основе рационального анализа. Женщины изображаются в рекламе как занимающие зависимое от мужчины положение (жены, любовницы, подруги, сестры) и принимающие решение о покупке товара на основе эмоциональных переживаний, желаний и субъективных суждений. Мужчина изображается сильным, независимым, успешным и компетентным. Женщина изображается эмоционально-теплой, уступчивой, чувствительной, слабой и гуманной. Новая роль женщины как лидера, компетентного управленца, независимого от мужчины, успешного предпринимателя вызывает неоднозначное отношение как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. Образ человека является главным носителем рекламной идеи, и символы женственности и мужественности в Р. к. имеют тенденцию к усилению, т. е. реципиент сталкивается с образами супермужчины и суперженщины. Прежде всего провоцируется сохранение нормативного гендерного образа через апелляцию к внешности, к образу жизни и системе мышления: мужчина - мужественный, успешный, имеющий высокую социальную позицию, агрессивный, пользующийся успехом у женщин и, как правило, не примерный семьянин; женщина часто изображается в интерьере дома, ее успех связан с ролью домохозяйки, жены, вечно молодой и привлекательной. Широкое использование эротических кодов в кач. «приманки», т. е. привлечения внимания к рекламируемому товару связано с показом образа женщины. Так, по данным А. Фанхэма (A. Furnham), мужчины в рекламе чаще представлены как дикторы, а женщины - визуально; мнение мужчины более авторитетно, чем мнение женщины, женщина в рекламе, как правило, моложе, чем мужчина, товар, рекламируемый мужчинами, служит их собственному удовольствию, а товары, рекламируемые женщинами, призваны повышать социальный статус женщины либо увеличивать ее привлекательность. Молодежной аудиторией женский образ в рекламе практически не оценивается по категориям эротического кода, символы к-рого так широко представлены в совр. рекламе. Лит.: Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М., 2004; Матвеева Л. В., Данилова А. Г. Реклама: этнокультурный перекресток // Лаборатория рекламы. М., 2002. № 5-6; Матвеева Л. В., Миронова Е. А. Семантика цвета в восприятии и оценке рекламного сообщения // Ученые записки каф. общ. психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Вып. 2. Под общ. ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. М., 2006; Хорни К. Недоверие между полами. Собр. соч. в 3 т. Т. 1. М., 1997; Furnham A. Sex-role stereotyping in television commercials: A review and comparison of fourteen studies done on five continents over 25 years (Statistical Data Included) // Sex Roles: J. Research. 1999, Sept. Л. В. Матвеева

РЕКЛАМНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЯЗЫК РЕКЛАМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕКЛАМНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЯЗЫКОВОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ

Рекламная коммуникация: языковое манипулирование - это использование особенностей знаковой системы (прежде всего естеств. языка) и конвенциональных принципов ее употребления в целях манипулирования. Среди языковых приемов, активно использующихся в совр. рекламе в целях воздействия, в т. ч. манипулятивного, можно назвать следующие: 1) использование коннотативной семантики слов и конструкций; 2) искусств. категоризацию; 3) создание искусств. (логически некорректных) классов сравнения, выбор некорректного параметра сравнения или его некорректное обозначение; 4) построение ложной аналогии; 5) нек-рые приемы метафоризации; 6) эллидирование и умолчание; 7) создание многозначных и омонимичных сообщений; 8) использование аксиологической семантики; 9) некорректную аргументацию; 10) использование интенсификаторов; 11) использование приемов коммуникативной организации сообщения, в т. ч. имплицитной информации, иерархии выделенности информации, искажения в согласовании вербальной и визуальной составляющих сообщения; 12) коррекцию существующего фрейма и др. Лит.: Барт Р. «Глубинная» реклама // Барт Р. Мифологии. М., 1996; Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М., 1996; Пирогова Ю. К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики, 2001. М., 2002; Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987; Goodin R. E. Manipulatory politics. Yale U. Pr. N., 1980. Ю. К. Пирогова

РЕКЛАМНОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ

Рекламное манипулирование - Реклама - одна из социальных сфер, где естеств. язык и невербальные средства коммуникации используются в целях коммуникативного воздействия. Под коммуникативным воздействием понимается спланированное воздействие на знания (когнитивный уровень), отношения (аффективный уровень) и намерения (конативный уровень) адресата в нужном для адресанта направлении. Термин «коммуникативное воздействие» оставляет без уточнения конкретный характер и способ воздействия: воздействие на сознание путем выстраивания рациональной аргументации (убеждение), воздействие на сознание через эмоциональную сферу, или воздействие на подсознание (суггестия), воздействие с помощью вербальных (речевое воздействие) или невербальных средств. Одним из существенных отличий рекламы от др. форм увещевательной коммуникации является то, что она происходит в условиях, к-рые можно назвать крайне неблагоприятными: рекламная коммуникация имеет место при отсутствии непосредственного контакта между коммуникантами, в условиях воздействия на адресата рекламы конкурирующих рекламных сообщений, др. потоков информации, недоверия, невнимательного, а порой и откровенно негативного отношения со стороны адресата. Известные ограничения на использование потенциально эффективных средств воздействия накладываются также юрид. нормативными актами. Поэтому рекламные сообщения представляют собой уникальный мат-л для исследования функционирования языковых механизмов в сложных коммуникативных условиях. Рекламная информация служит продвижению товара, поэтому она, как правило, не является объективной, это пристрастная информация. В рекламном сообщении акцентируются (а в нек-рых случаях даже искусственно конструируются) привлекательные для адресатов сообщения свойства товара - реальные и/или символические, - к-рые могут стимулировать покупательское поведение. Лит.: Пирогова Ю. К. Информационная безопасность и языковое манипулирование в рекламном дискурсе // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. Ю. К. Пирогова

РЕЛИЗЕРЫ, ИЛИ КЛЮЧЕВЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

Релизеры, или ключевые раздражители (от англ. to release - освобождать, отпускать, сбрасывать), - признаки компонентов среды, в т. ч. признаки, носителями к-рых являются сами животные, а также демонстрации, выполняемые ими, к-рые являются сигналами-стимулами, запускающими ответные реакции. Склонность животных подавать такие сигналы и отвечать на них опр. действиями - врожденная. Ответная реакция при действии ключевого раздражителя неизбежна, если животное находится в соответствующем мотивационном состоянии и рецептивно в отношении данного стимула. Однако показано для многих видов птиц и млекопитающих, живущих сообществами, что члены сообщества реагируют на релизеры своего вида, только когда он исходят от опр. особей, известных данному животному лично. В данном случае это результат установления индивидуальных связей в процессе научения. Как релизеры могут функционировать звуки (крики лягушек и жаб), запахи (пахучие чешуйки у самца бабочки), прикосновения (мягкие касания партнера у виноградной улитки, энергичное толкание самки самцом колюшки), разнообразные зрительные стимулы (красное пятно на клюве взрослой серебристой чайки), движения (при демонстрациях, связанных с угрозой и ухаживанием у серебристой чайки). Н. Н. Мешкова

РЕПУТАЦИОННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Репутационный политический менеджмент - система целенаправленных мероприятий по формированию, поддержанию или изменению опр. репутации субъекта социально-полит. коммуникации (политика, полит. фракции, полит. партии). Идеология Р. п.м. подразумевает работу с содержательными составляющими репутации, в отличие от имиджмейкерства, преим. направленного на внеш. выразительность политика. Влияние на репутацию полит. субъекта осуществляется через необходимые изменения в его деятельности, прежде всего профессиональной и коммуникативной, в соответствии с выявляемыми обществ. потребностями. РПМ по совокупности целей и процедур можно разделить на аналитический, креативный, технол. блоки и блок обратной связи. На первом этапе проводится выявление актуальной репутации с помощью качественных и количественных методов (экспертный опрос, анкетирование, фокус-группы, психосемантика и др.), сравнение с ожидаемыми параметрами, изучение обществ. ожиданий и ценностей. В рамках креативного блока проводится планирование содержания и форм эффективной социально-полит. коммуникации командой специалистов (политолог, психолог, режиссер и др.): осмысление миссии, формулирование осн. целей и принципов деятельности полит. субъекта, создание «несущей метафоры» (выражающей в образной форме смысл репутации субъекта для целевой аудитории), продумывание ритуалов публичных выступлений. На технол. этапе проводится осуществление запланированных мероприятий со всеми целевыми группами во всех видах коммуникаций. Блок обратной связи включает изучение изменений репутации с целью профилактики несоответствия между компонентами репутации и защиты ее от полит. противников. Лит.: Трубецкой А. Ю. Психология репутации. М., 2005. А. Ю. Трубецкой

РЕПУТАЦИЯ ПОЛИТИКА

Репутация политика - социальное представление, содержанием к-рого является оценка социальными группами деловых и нравственных качеств политика. Оно характеризуется устойчивостью и целостностью. Ядро Р. п. составляют представления социальных групп об идеологической концепции политика (понимание предназначения власти), нравственно-этической позиции, силе личности (энергетическом потенциале). Структура Р. п. имеет социально-демографические и национ. особенности. Формирование Р. п. происходит в течение относительно длительного времени в процессе внутригрупповой, межгрупповой и медиакоммуникации (значимость последней постоянно возрастает). Функцией Р. п. в социально-полит. коммуникации является создание оснований для делегирования социальными субъектами властных полномочий опр. личности. В Р. п. отражается система ценностей, совокупность сознательных и бессознательных обществ. ожиданий конкретного социума на данном истор. этапе, в соответствии с чем принимается решение о положительном или отрицательном выборе кандидата в рамках демократической полит. системы. Также выделяются такие функции Р. п., как прогнозирование поведения политика в конкретных ситуациях, мобилизация полит., гражданской активности, стабилизация отношений «народ-власть», стратификация общества. Более изучена Р. п. в эконом. коммуникациях (Fombran, Rindova, 1996). Однако необходимость понимания закономерностей полит. выбора, проявления доверия и недоверия к субъектам власти, обществ. оценки их надежности и эффективности обусловило возникновение психол. изучения репутации в социально-полит. коммуникации. Лит.: Трубецкой А. Ю. Психология репутации. М., 2005. А. Ю. Трубецкой

РЕФЕРЕНТНОСТЬ

Референтность (от лат. referens - сообщающий) - один из видов отношений межличностной значимости, к-рые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «значимым другим» или кругом «значимых других». Само понятие «референтность» ввел в социальную психологию Г. Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят. Референтными субъектами могут быть группы, личности; реальные и несуществующие реально люди, находящиеся в актуальном взаимодействии с тем, для кого они референтны, и не входящие в состав социального окружения. Объединяющей их характеристикой является лишь то, что именно с их позицией соотносит свои планы, намерения та личность, для к-рой они являются референтными, то, что их референтность существует лишь в сознании того, для кого они референты, а реализуется лишь путем обращения этой личности именно к их мнению, реальному или воображаемому в связи со значимой для нее проблемной ситуацией. Знание системы референтных отношений для любого социального психолога выступает в кач. того исходного материала, лишь с помощью к-ро го он может выстроить психол. воздействие на группу в логике косвенного и индивидуально-специфического, и функционально-ролевого влияния, обеспечивающего необходимую эффективность О. членов сообщества и позитивный социально - психол. климат в нем. М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ СМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМ ОБЩЕНИЯ

Рефлексия (Р.) (лат. reflexio - обращение назад) - сложное понятие, к-рое является предметом изучения в разных сферах человеческого знания: философии, методологии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др. Понятие Р. возникло в философии и первоначально обозначало процесс самопознания субъектом внутр. психич. актов и состояний. В отеч. психологии Р. была предметом анализа многих авторов. Так, Л. С. Выготский считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в кач. своей основы Р., отражение собственных процессов в сознании». Р. отводится ведущая роль в самодетерминации человека в субъектно-деятельностном подходе С. Л. Рубинштейна, к-рый подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания Р. на окружающий мир и на самого себя». О важности рассмотрения рефлексивной деятельности в психологии субъекта писали Б. Г. Ананьев, Я. А. Пономарев, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и др. В социальной психологии Р. выступает в форме осознания человеком или общностью того, как они воспринимаются и оцениваются др. индивидами или общностями. Традиция исследований Р. в зап. социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули. В отеч. психологии рассмотрением Р. как существенной составляющей развитого О. и межличностного восприятия занимался А. А. Бодалев и его последователи, где Р. характеризуется как специфическое качество познания человека человеком. Изучению специфики коммуникативного аспекта Р. посвящены исследования Н. И. Гуткиной, И. Е. Берлянд, К. Е. Данилина, Л. А. Петровской и др. Вместе с тем в данном контексте, как было показано Г. М. Андреевой, слово «рефлексия» употребляется достаточно условно: «В социальной психологии под Р. понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по О.». В настоящее время в отеч. науке Р. исследуется в 4-х осн. аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. При этом первые 2 аспекта выделяются в исследованиях коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессах О., а 2 др. - в индивидуальных формах проявления мышления и сознания. Одним из первых механизмы рефлексивной деятельности изучал Г. П. Щедровицкий, авторами наиболее известных совр. теорий рефлексивной деятельности являются А. В. Карпов, И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов. В целом в социальной перцепции Р. выделяется среди механизмов межличностного восприятия, к-рые лежат в основе восприятия и оценки др. людей. Сущность Р. в данном контексте - познание себя при О. с другими и познание других. Т. о., под Р. понимается выяснение того, как другие «видят» и понимают «рефлектирующего»: его когнитивные, личностные, индивидуально-психол. особенности и эмоциональные реакции. В сложном процессе Р. авторы выделяют 6 осн. позиций, характеризующих взаимное отражение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же 3 позиции со стороны др. субъекта. Считается, что Р. - это процесс удвоенного взаимоотражения людьми друг друга, содержанием к-рого выступает моделирование особенностей друг друга. Т. о., Р. - механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время О. познавать самого себя, одновр. понимать и предполагать, насколько собеседник понимает его. По определению И. С. Кона, Р. - это «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием к-рого является воспроизведение внутр. мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутр. мире в свою очередь отражается внутр. мир первого исследователя». Лит.: Андреева Г. М. Современная социальная психология. М., 1981; Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983; Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004; Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002; Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы исследования // Вопр. психологии. 1985, № 3; Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. Т. П. Скрипкина

РЕЦИПИЕНТ

Реципиент - в узком смысле слова это читатель, слушатель, зритель, т. е. целевая аудитория текста сообщения массовой коммуникации (М. к.). В широком смысле слова любой человек или совокупность людей, вниманию к-рых адресовано сообщение М. к., т. е. как актуальная, так и потенциальная аудитория опр. средства (или средств) М. к. Лит.: Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Харьков: Гуманитарный центр, 2007; Maletzke G. Psychologie der Massen Kommunikation. Theorie und Systematik. Hamburg, 1963. Ю. В. Мочалова

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ: ТЕОРИЯ А. А. ЛЕОНТЬЕВА

В 1950-1960-е гг. - время оформления психолингвистики как науки - ключевым понятием отеч. психологии являлась «деятельность». Психологическая теория деятельности А. Н Леонтьева была транспонирована А. А. Леонтьевым на область языкознания и оформилась как «теория речевой деятельности», к-рая фактически стала синонимом термина «психолингвистика» в отеч. варианте этой науки. Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность это специфическая форма активности человека по познанию и преобразованию окружающей действительности. По А. А. Леонтьеву, речевая деятельность представляет собой вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), психологически она организована подобно др. видам деятельности, т. е., с одн. стор., характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером, а с др. стор., состоит из неск. последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль). Речевая деятельность может выступать или как самост. деятельность со специфической мотивацией, составляющими к-рой являются речевые действия (имеющие цель, подчиненную цели деятельности) и речевые операции (варьирующиеся в соответствии с условиями), или в форме речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность. В сущности, под речевой деятельностью, по А. А. Леонтьеву, понимается сам феномен речи. Деятельность имеет сложное иерархическое строение, т. наз. «макроструктуру», «слои» к-рой принято располагать «сверху вниз»: верхний уровень - особые виды деятельности (профессиональная, обществ. и т. п.), далее следует уровень действий, за ним уровень операций, и замыкает эту «пирамиду» низший уровень психофизиол. функций. В речевой деятельности по аналогии предполагается, что «сверху» находится все, что связано с планированием и контролируется сознанием (речевые действия, речевые акты), «ниже» располагаются операции в виде автоматических речевых навыков, а в самом «низу» отводится место психофизиол. функциям речи, к-рым предназначена «операционально-техническая» роль (термин Ю. Б. Гиппенрейтер). Главным признается все сознательное, плановое, контролируемое, мотивированное, целенаправленное. Остальное выполняет лишь служебные функции, подчиненные руководящим сознательным действиям. По аналогии с дихотомией «теория деятельности - теория речевой деятельности» в психолингвистике А. А. Леонтьева принято разделять О. и речевое О. как лингвистический феномен. О. создает коммуникативный контекст, в к-ром реализуются речевые акты. В речевом О. выделяют аспекты, соответствующие целям и задачам говорящих и проявляющиеся в их речи: информативный, перцептивный, прескриптивный (воздействие на адресата), экспрессивный (выражение эмоций, оценок), межличностный (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, чувству юмора, воображению собеседника) и др. Эти аспекты часто сосуществуют, но могут составлять и самост. формы речевого О. - речевые жанры, «языковые игры», разл. не только по целям, но и по распределению ролей собеседников, их коммуникативным интересам, речевой тактике, предпочтительности употребления тех или иных синтаксических структур, принципам установления связности реплик и др. (Н. Д. Арутюнова). Теория речевой деятельности (психолингвистика) первоначально была ориентирована на изучение той стороны речевого О., к-рая связана с восприятием и производством речи. В дальнейшем интересы психолингвистики распространились также в сторону социальных и личностных факторов речевого О. Лит.: Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969; Он же. Основы психолингвистики. М., 1997; Он же. Психология общения. М., 1997; Основы теории речевой деятельности. М., 1974; Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М., 2004. И. М. Румянцева

Предыдущая страница Следующая страница