Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Фазы развития отношений (Ф. р. о.) последовательные изменения отношений между членами психотерапевтической группы (П. г.), приводящие к сближению целей деятельности психотерапевта и индивидуальных целей его клиентов. Подход предложен и экспериментально подтвержден в 1970-х гг. А. В. Петровским, к-рым было выделено 4 Ф. р. в. в П. г.: 1) первоначально каждый член психотерапевтической группы рассматривает всех др. участников в кач. конкурентов, препятствующих максимальному сосредоточению внимания психотерапевта лично на нем; 2) в результате организации психотерапевтом эффективного О. для каждого его члена др. участники психотерапевтического процесса начинают выступать в кач. средства, с помощью к-рого они могут себя реализовать и осуществить процесс самоопределения; 3) при правильной организации групповой психотерапии у членов группы возникает стремление оказать содействие, помощь др. участникам. Т.о., каждый становится целью активной деятельности для каждого в группе; 4) вследствие совместной групповой психотерапевтической деятельности усиливаются эмоционально положительные отношения внутри группы, и каждый член группы может выступать в кач. своего рода ценности для других. Поскольку вхождение в 2 последние фазы совпадает с общей целью психотерапевта обеспечить наиболее благоприятный климат для осуществления задач психотерапии, то цели и ценности участников группы и психотерапевта практически совпадают. Особо важно подчеркнуть, что понимание Ф. р. в. в П. г. отвечает сущности психотерапии, во многом направленной на формирование у участников процесса ценностных взаимоотношений и способности оказывать помощь друг другу, при этом осуществляя позитивную персонализацию, т. е. изменение эмоциональных и смысловых состояний др. человека и тем самым трансформируя свою личность. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. А. В. Петровский

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Фасилитация социальная (англ. facilitate - облегчать) повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) др. человека (или группы людей), выступающего в кач. соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Впервые Ф. с. была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога У. Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В. М. Бехтеревым (совместно с М. В. Ланге) и др. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Установлено, что возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, др. характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. Лит.: Дубов И. Г. Психология больших групп: социально-психологические феномены М., 2004; Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999; Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1988; Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. СПб., 2004. И. Г. Дубов

ФЕМИНИННОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЗИОГНОМИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ

Физиогномическая редукция (лат. reductio - возвращение, приведение обратно) - один из механизмов социального восприятия и познания - детерминированная этнич. и социальными условиями способность выведения психол. характеристик человека из его внеш. облика. Термин введен В. С. Агеевым и восходит к понятию «физиогномика» (от гр. ????? - природа, ?????? - знающий) система паранауч. воззрений о связи между внеш. обликом человека и его принадлежностью к опр. типу личности, возникшая в древнем Китае как искусство чтения лица на основе предопределенности (предназначенности природой) телесного и психического в человеке, а в европейской традиции получившая распространение в Древней Греции (напр., трактаты Аристотеля, Феофраста). В самых разных вариантах и типологиях физиогномические приметы сохранились, получили развитие в современности и зафиксированы в культуре в виде стереотипных представлений. Однако в отличие от физиогномики термин Ф. р. вполне научен. Это социально-психол. понятие указывает, что люди при восприятии других пользуются упрощенными перцептивными схемами, имеющими важное приспособительное - в эволюционном и в социальном плане - значение, причем на основе этого древнего средства познания в дальнейшем надстраиваются другие, более сложные и тонкие механизмы социального восприятия. В то же время доказано, что в опр. условиях автоматическое включение механизма Ф. р. приводит к негативным результатам, к ошибочному, превратному восприятию и интерпретации примет внешности: физиогномические ключи, релевантные в условиях одной социальной группы и культуры, оказываются бесполезными в условиях другой и из удобного и распространенного средства понимания людей в О. превращаются в мощный заслон, препятствующий адекватному познанию др. человека. Лит.: Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985. № 3; Он же. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990 ; Андрианов М. С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 5. М. С. Андрианов

ФИЛОНОВ ЛЕВ БОРИСОВИЧ

ФИЛОНОВ Лев Борисович (р. 1925) - российский психолог, спец. в обл. юрид. психологии, психодиагностики и психопрогностики. Докт. психол. наук (1986), проф. (1988). В 1949 г. окончил Казанский юрид. ин-т, работал адвокатом (1949-1954). Одновр. заочно учился на психол. отделении философ. ф-та ЛГУ, окончил его в 1954 г. Начал профессиональную деятельность мл. науч. сотр. Ин-та психологии АПН (1955). В 1963 г. защитил канд. дис.: «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объектов». Описал явление «броского признака» и открытые закономерности организации признаков, к-рые были названы в Голландии «феноменом Филонова» (1968). В 1986 г. защитил докт. дис. «Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения». Разработал «методики контакта», к-рые доведены до инструментального уровня. В наст. вр. они применяется в спец. службах, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами и используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора. В 1986-1990 гг. заведовал каф. психологии в МГЗПИ, в 1992-1996 гг. заведовал каф. психологии в ун-те РАО, в 1990-2000 гг. - зав. лаб. психол. антропологии в НИИ культурологии МК и РАН. В наст. вр. - гл. науч. сотр. РИК, проф. каф. психологии труда МГУ им. М. В. Ломоносова, засл. проф. каф. социальной психологии РГСУ. Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, разрабатывая науч.-исслед. программы, консолидируя вокруг себя группу ученых, образующих «школу Филонова». «Предметное поле» школы Ф. составляют: концепция признаковой постановки психол. диагноза; концепция девиационной природы изменчивости; концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности; концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств; концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта; концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии. Под его рук. защищено 38 канд. диссертаций, он имеет награды: отличник просвещения (1995), медаль за социальное служение (2006). Осн. труды: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства, 1979; Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учеб. пособие, 1983; Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия), 1982; Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан, 1992; Психологопедагогическая антропология (в соавт), 2007; Словарькомпендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008. Н. А. Ананьева

ФЛОРЕНСКАЯ ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА

ФЛОРЕНСКАЯ Тамара Александровна (1936-1999) - российский психолог, спец. в обл. психологии личности и пед. психологии. Докт. психол. наук (1993), чл. Нью-Йоркской академии наук (1995). В 1959 г. окончила психол. отделение филос. ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1963-1966 гг. училась в аспирантуре НИИ ОиПП АПН СССР под рук. Л. И. Божович. С 1964 по 1999 г. работала в ПИ РАО. В 1975 г. защитила канд. дис. «Социологизация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г. С. Салливена». Ею было показано, что построение социально-психол. теории развития личности возможно только через преодоление дуализма «природное - социальное». Она предложила принципиальное решение проблемы аномального и норм. личностного развития, сделав вывод о том, что именно эгоцентризм, является препятствием норм. личностному развитию, что находит отражение и в психофизиологии человека, способствуя развитию опр. установки. В 1976 г. проблема катарсиса была осмыслена ею как преображение личности через очищающее страдание. С 1977 г. Флоренская начала разрабатывать тему «Психол. подготовка юношества к семейной жизни», создавая программу курса по подготовке молодежи к семейной жизни, противостоянию разрушению семьи. В 1980-е гг. она обращается к методологическим проблемам психологии личности и продолжает разрабатывать диалогическое направление в психологии. В 1993 г., защитив докт. дис. «Диалог в практической психологии», она обосновала понимание личностно-ориентированной практической психологии как гуманитарной науки, имеющей свое содержание и предмет и характеризующейся собственной методологией. Соотнесла понятия межличностный диалог и внутр. диалог, вернула в психологии понятие духовного Я, духовной индивидуальности. Одной из первых открыла для психологии значимость идей М. М. Бахтина и конкретизировала диалогическую методологию гуманитарных наук применительно к психологии, выделила осн. характеристики диалога. Осн. труды: Проблема психологии катарсиса как преобразования личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения, 1979; Диалог как метод психологии консультирования (Духовно-ориентированный подход) // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 5; Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории, 1995; Мир дома твоего, 1999; Диалог в практической психологии, 2001; Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия, 2001. М. Ю. Колпакова

ФОБИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Фобия социальная - упорная немотивированная боязнь исполнения каких-либо обществ. действий (напр., публичных выступлений), а также действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь пользоваться местами общепита, обществ. туалетом, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т. п.), или даже просто О. с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола. Ф. с. определяется как состояние, выражающееся, гл. о., в боязни оценки (критики, суждения) со стороны др. людей в относительно малых группах (но не в толпе). Субъект начинает осознанно избегать пугающие его ситуации, при этом понимая, что эти опасения не обоснованы, иррациональны. Как правило, такие люди боятся, что над ними посмеются, что они потеряют авторитет и доверие. Наиболее частыми провоцирующими страх ситуациями бывают те, в к-рых больным приходится: знакомиться (быть представленным др. людям), общаться с вышестоящими лицами (начальством), говорить по телефону, принимать посетителей, чувствовать, что их поддразнивают, есть дома с гостями, есть дома с членами семьи, что-нибудь писать в присутствии других. По данным статистики, 3-13 % людей страдают от страха перед обществом в опр. период их жизни. Ф. с. имеет тенденцию начинаться в раннем возрасте (5 лет), нередко в подростковом (пик в 15 лет, большое количество случаев в 10 и 20-25 лет). Около 40 % случаев Ф. с. начинаются до 10-летнего возраста, а 95 % - до возраста 20 лет. В происхождении этого расстройства играют роль генетический фактор (в семьях таких пациентов обычно есть люди, страдающие фобиями и др. тревожными расстройствами), имитации ребенком социофобического поведения родителей, отсутствие социальных навыков, а также стиль воспитания ребенка. Ф. с. чаще развиваются в семьях, где доминирующими стилями воспитания является «гиперопека», «мнительность», «повышенные моральные требования», «эмоциональное отвержение». Ф. с. может быть: а) генерализованной, когда страх охватывает почти все социальные контакты, или б) негенерализованной, когда страхи относятся к опр. видам социальной деятельности или ситуациям представления на людях. Ведущим методом лечения социальных фобий является психотерапия. Среди методов психотерапии особенно эффективны поведенческая психотерапия и НЛП. В поведенческой терапии социальной фобии выделяют 3 важных положения: 1) работа с вызывающими тревогу мыслями; 2) выработка социальных навыков; 3) преодоление отчуждения. Из методик поведенческой терапии наиболее распространенной является метод систематической десенсибилизации. Этот метод был впервые предложен Josph Wolpe. Он состоит в том, что пациент подвергается последовательному воздействию заранее выбранных стимулов, вызывающих тревогу, ранжированным по степени от наименее до наиболее пугающих. С помощью методов НЛП (нейролингвистического программирования) можно выявить «пугающие» стимулы, к-рые человек обычно не осознает, и эти стимулы трансформировать. Используются и др. методы НЛП: «Ре-импринт опыта» или «Изменение личной истории». Лит.: Клиническая психиатрия / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. М., 1999; Социальная фобия. Карманный справочник / Под ред. С. А. Монтгомери. 1995; Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиол. и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998. Е. А. Корабельникова

ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Формы рационального речевого воздействия - применяются в психотерапии, адресуются к сознательным компонентам психики клиентов. Выделяются следующие Ф. р. р. в.: 1) Разъяснение. Терапевту часто приходится что-то разъяснять клиенту, формулировать предписания, инструкции. Для этого необходимо использовать точные, спокойные, простые и ясные слова и выражения. 2) Убеждение. В тех случаях, когда клиента нужно в чем-то убедить, ввести в его сознание некие идеи, терапевт применяет особую речь. Она может отличаться выраженной энергичностью, силой, интенсивностью, специально отобранной и выверенной лексикой, к-рая в этом случае может быть достаточно жесткой. Убеждать надо кратко, четко и конкретно. Чтобы быть убедительным, терапевту необходима убежденность, абсолютная вера в свои слова. 3) Цитирование. Умение использовать опыт мудрецов помогает не только осознанию качеств собственного актуального мышления, но и создает условия для повышения уровня обобщений, служит источником развития самосознания. 4) Интерпретирование. Это, фактически, пересказ каких-либо содержаний своими словами. Терапевту часто необходимо пересказать то, что ему сказал клиент, но своими словами, дав свое видение и свою т. зр. Интерпретирование всегда предполагает сообщение т. зр. терапевта по поводу высказывания клиента. Интерпретирование может быть представлено как в виде словесных формул, так и с помощью метафор и образов. 5) Отражение. Речевое отражение отличается от интерпретирования тем, что терапевт осуществляет речевое высказывание с т. зр. клиента, на его языке, дословно повторяя именно то, что говорит клиент, не вводя никакой собственной интерпретации. 6) Вопросительная речь. Терапевт должен обладать искусством задавания вопросов, используя вопросы прямые («Что ты сейчас чувствуешь?»), косвенные («Когда люди рассказывают о себе, им бывает трудно?») и циркулярные («Когда мама пришла домой, а ты не захотела с ней разговаривать, потому что была обижена на брата, что чувствовала бабушка?»). Кроме повествования и вопросов в терапии используются такие жанры, как поэтическая речь. Терапевт также должен владеть такими фольклорными жанрами, как басня, сказка, пословица, поговорка, анекдот. Мягкое осмеяние симптома или проблемы, а также использование языка парадокса могут понизить их субъективную значимость, что само по себе уже создает основу для грядущих перемен. Высшей способностью терапевта является использование языка притч, - это выводит его речь на более возвышенный уровень, делает его работу гораздо более эффективной. Лит.: Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999; Она же. Нек-рые аспекты беатотерапии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 4; Спиваковская А. С., Мхитарян А. В. 9 Ч 12. Диалоги о беатотерапии. М., 2009. А. С. Спиваковская

ФРУСТРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

Фрустрация (от лат. frustratio - тщетное ожидание, обман) - психич. состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью, к-рое возникает в случае, если не наступают события, к-рых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели. Процесс удовлетворения потребностей человека, таких как О., принятие, уважение и мн. других, обеспечивающих полноценное взаимодействие людей, имеет сложную структуру. В этом сложном процессе могут быть парадоксальные моменты, когда после слишком долгого ожидания и сильного напряжения человек избегает предмета, могущего удовлетворить его потребность. Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации (Ф.). Ф. возникает, когда человек не может ни достигнуть цели, ни отказаться от нее. Близким понятием является угроза или опасность. Однако в ситуации опасности беда еще только грозит, а в Ф. уже существует. Поэтому опасность вызывает мобилизующее психич. состояние, направленное на будущее, а Ф. - состояние, ориентированное на настоящее и прошлое. Причины Ф. человек может оценивать как внешние (трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники) и внутренние (плохо подготовлен к выполнению задания, безволен). Однако чаще, особенно малые дети, причины ее усматривают во внеш. обстоятельствах. Ф. является фактором, усиливающим мотивацию, когда причины ее рассматриваются человеком как устранимые. Появляется повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды. При устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает и тогда может появиться новый мотив. Непосредственные психол. последствия Ф. - возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Типичными реакциями на Ф. являются агрессия (направленная на других или на себя), рационализация, снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете). Ф. изучается с помощью методики неразрешимых задач, а также методики прерванного действия. В ходе продолжающихся неудач может произойти суммация Ф., к-рая в свою очередь приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксированным реакциям. Последние чаще возникают под влиянием наказаний. Частым приспособлением к Ф. является замещающая деятельность. Если ребенку запретили строить домик из деталей конструктора, т. к. кончилось время отдыха и игры, он будет рисовать его даже в воздухе. В целом Ф. один из компонентов стресса, психич. состояния высокой напряженности, вызванное неожиданными переменами, чрезмерными требованиями к человеку, над к-рыми он не властен: катастрофа, болезнь, измена, смерть близких и прочие необычные ситуации, к-рые вызывают психич. потрясение. Лит.: Куницына В. Н. Личность как социальный феномен. Психология. Учебник. М., 1998; Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. В. Н. Куницына

Предыдущая страница Следующая страница