Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 1, "АВТ"-"АТТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АВТ"-"АТТ")

АВТОРИТЕТ

Авторитет (лат. autoritas - влияние, власть) - 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.; 2) внутр. признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности. В первом значении понятие А. в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти и с ролью руководителя. В этом смысле определенным А. обладает любой индивид, к-рый легко добивается от партнеров по взаимодействию и О. подчинения и мнение к-рого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению. Но сам по себе факт послушания в условиях ролевого давления не гарантирует, что в ситуации ослабленного контроля поведение индивида качественно не изменится. При этом падение ролевого статуса носителя властного А. нередко приводит к принципиальному снижению степени его влияния, т. к. основой последнего являлась именно и только его формально-статусная позиция. Подобный тип влияния в социальной психологии определяется как «А. власти». Во втором значении А. может и не совпадать с властью - им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими официальными полномочиями, но обладающий, несмотря на это, подлинной «властью А.». Обязательной составляющей такого собственно личностного А. является высокая ценность индивида для окружающих и как источника значимой для них информации, и как позитивно референтного лица, чье мнение рассматривается в кач. важного ориентира, необходимого для обоснованного принятия решения. При этом отношения авторитетности - качественно более высокая ступень развития межличностной значимости, чем собственно референтные отношения. Авторитетному лицу авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как прямое руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску. А. такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в сознании других и значимостью для этих других тех преобразований, к-рые он осуществил своей деятельностью в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности окружающих. А. того или иного лица может признаваться не только в той области, в к-рой он был изначально завоеван. Возможен процесс «иррадиации А.», т. е. переноса его на те сферы жизнедеятельности, где право данной личности на авторитетное влияние не проверялось. В том же случае, когда индивид признается авторитетным лишь в одной из сфер жизнедеятельности и не выступает в кач. такового в других, в социальной психологии принято говорить о «спецификации А.». При этом спецификация А. в реально функционирующих малых группах наиболее ярко проявляется в условиях многоплановой групповой деятельности, а иррадиация А. - в условиях жестко структурированной групповой монодеятельности, что нередко приводит к высокой степени персонализированности элиты в сознании деперсонализированной осн. части членов общности. Авторитет является одним из 3 факторов (наряду с аттракцией и властными полномочиями), характеризующих «значимого другого». М. Ю. Кондратьев

АГНОЗИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Агнозия социальная - понятие, введенное В. Райхом для обозначения такого отношения человека к собственной жизни, при к-ром позитивные стороны жизни им не воспринимаются и отсутствует способность организовывать свою деятельность так, чтобы она приносила удовлетворение. Такое отношение характерно для психопатической личности, сказывается на целях и способах ее О. Лит.: Райх В. Посмотри на себя! М., 1997; Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006. И. М. Кондаков

АГОРАФОБИЯ

Агорафобия (от гр. открытое пространство, страх) - разновидность навязчивых состояний: 1) боязнь пространства, открытых мест (из-за страха больной иногда не может самостоятельно перейти малолюдную улицу или площадь) (Westphal, 1871); 2) боязнь скопления людей (Cordes, 1871). Синоним: топофобия. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

АГРЕССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГРЕССИЯ В СМИ

Исследователи, занимающиеся проблемой агрессии и насилия, отмечают важную роль СМИ, особенно телевидения, в распространении этих форм поведения. Это связано, во-первых, с легитимизацией насилия и, во-вторых, с влиянием демонстрируемого СМИ насилия на изменение уровня агрессивности у потребителей, гл. обр. у детей и молодежи. 1-я проблема проявляется в выделенном Й. Галтунгом феномене культурного насилия. Имеются в виду те аспекты культуры, символической сферы человеческого существования, представленной идеологией и религией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой, к-рые могут быть использованы для оправдания и легитимизации прямого и структурного насилия. Культурное насилие ведет к тому, что все др. проявления насилия начинают выглядеть и восприниматься как справедливое или, во всяком случае, не дурное дело. Можно установить каузальную связь от культурного через структурное к прямому насилию. Культура, в т. ч. и СМИ, проповедуют, учат, заставляют рассматривать агрессию, эксплуатацию и репрессии в кач. нормальных и естеств. явлений или же не замечать их вовсе. 2-я проблема связана с феноменом влияния кино на поведение и ценностную ориентацию детей и подростков. Многочисл. исследования касались 2 осн. вопросов: обучаются ли зрители (особенно дети и подростки) новым формам агрессивного поведения, наблюдая за экранным насилием (эффект научения) и как долго длится это воздействие; способствует ли насилие, демонстрируемое в СМИ, снижению эмоциональной чувствительности к насилию и сказывается ли такое снижение на повышении вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации (эмоциональные последствия). Факт влияния восприятия «экранного» насилия на повышение агрессивности у детей доказан; это влияние осуществляется: 1) с помощью имитирующего научения (при наблюдении); 2) медианасилие воздействует на детей, делая их нечувствительными к насилию; 3) оправдание насилия является еще одним фактором, стимулирующим агрессивное поведение; 4) медианасилие содержит в себе ключевые стимулы, пробуждающие агрессивные мысли, фантазии, чувства и действия; 5) дети, увлеченные медианасилием, обнаруживают более низкий уровень физиол. возбуждения в ответ на показ сцен насилия. Лит.: Ениколопов С. Н. Массовая коммуникация и проблема насилия // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. М., 2002. С. Н. Ениколопов

АДАПТАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДДИКЦИИ ОТНОШЕНИЙ ПРИ НЕХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЯХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АККУЛЬТУРАЦИЯ

Аккультурация (англ. acculturation) - усвоение новой культуры в результате непосредственного контакта с ней. В совр. понимании термин А. имеет 2 значения: 1) постепенное приобретение детьми форм поведения, характерных для культуры (субкультуры), внутри к-рой они растут, и 2) процесс заимствования, восприятия культуры др. группы в условиях тесного взаимодействия с ней. Этнопсихологи, как правило, говорят об А. во 2-м значении. Впервые термин А. отмечается в 1880 г. у Пауэлла из Американского этнографического общества, к-рый, изучая языки коренного населения Сев. Америки, назвал А. психол. изменения, происходящие в результате кросс-культурного подражания. Его коллега МакГи говорил об А. как процессе обмена и взаимных улучшений, с помощью к-рого общества проходят путь от первобытности к варварству, затем к цивилизации и просвещению. Редфилд, Линтон и Херсковиц определили А. как «результат непосредственного, длительного контакта групп с разными культурами, выражающийся в изменении паттернов культуры одной или обеих групп». Факторы, влияющие на ход А. и успешность адаптации, подразделяют на общегрупповые и индивидуальные. Общегрупповые факторы определяются характеристиками взаимодействующих культур. Особую важность представляет степень сходства или различия между исходной и принимающей культурой, для оценки к-рых Бабикер предложил термин индекс культурной дистанции, определяемый языком, религией, структурой семьи, уровнем образования, материальным комфортом, климатом, пищей, одеждой и др. На индекс культурной дистанции влияет история отношений между двумя народами - наличие конфликтов, войн, геноцида. Индивидуальные факторы он подразделяет на демографические и личностные. Среди демографических факторов основным является возраст: быстро и успешно адаптируются маленькие дети, в то время как для взрослых, особенно для пожилых людей этот процесс оказывается сложным, часто болезненным. Мужчины, как правило, адаптируются легче, чем женщины, а симптомы культурного шока меньше проявляются у высокообразованных людей. К личностным факторам, способствующим успешной А., относят: когнитивную сложность, отсутствие авторитарности, толерантность, гибкость, интернальный локус контроля, терпимость к неопределенности; выносливость, низкий уровень тревожности, самообладание, самоэффективность и самоконтроль. Эти качества способствуют психол. комфорту и помогают овладевать новыми социальными нормами, ценностями и языком. Процесс А. и адаптации проходит легче у людей с реалистичными ожиданиями. Важнейшим фактором успешной адаптации и показателем А. является знание местного языка, к-рое помогает преодолению чувства беспомощности и зависимости способствует установлению контакта с местными жителями. Для снижения негативного воздействия новой культуры важно предварительное знакомство с историей, культурой и жизнью в принимающей стране, а также наличие аккультурационного опыта. Особое значение может иметь добровольный или вынужденный характер миграции. Интерес к др. культуре и дружба с носителями этой культуры, расширение контактов способствуют совершенствованию социальных навыков, что помогает преодолеть стресс и облегчает А. Лит.: Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. М., 2006; Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999; Уорд К. Азбука аккультурации // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб., 2003. Е. А. Гришина

АККУЛЬТУРАЦИЯ: ТЕОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКСИОЛОГИЯ ВНУТРИЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬТРУИЗМ

Альтруизм (лат. alter - другой) - система ценностных ориентаций личности, проявляющихся в актах заботы, милосердия, самоотречения, мотивом к-рых являются интересы др. человека или социальной группы. А. находит свое выражение в бескорыстном поведении, осуществляемом ради др. людей и не способствующим повышению приспособляемости самой совершающей это поведение личности. Термин «А.» введен фр. философом О. Контом как противоположный понятию «эгоизм». Конт связывал понятие А. с формированием посредством воспитания у человека способности противостоять собственному эгоизму во имя интересов людей. В кач. морального принципа А. провозглашается нек-рыми филос.-религ. учениями (буддизм, христианство), содержится в воззрениях многих мыслителей (Ж.-Ж. Руссо, И. В. Гете, Л. Н. Толстой, Э. Фромм и др.). В психоанализе З. Фрейда А. рассматривается как невротическая компенсация т. наз. первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. В совр. психологии и социобиологии ставится вопрос о филогенетических корнях самоотверженного поведения в животном мире, о «родословной А.» (В. И. Эфроимсон), об альтруистической стратегии поведения особи как необходимой в целях выживания всего вида (Дж. Уилсон, П. В. Симонов). Механизм проявлений А. может быть различен. Как правило, акты А. определяются ситуативными альтруистическими установками, к-рые актуализируются в разл. действиях субъекта в конкретных опасных ситуациях (напр., спасение ребенка ценой собственной жизни). В том случае, когда А. определяется смысловой установкой, он становится осознанной ценностной ориентацией, определяющей поведение личности в целом. Тогда А. превращается в смысл жизни личности (напр., мировоззрение и деятельность А. Швейцера). Проявления А. могут быть сопряжены с прямой угрозой для интересов личности и даже для ее жизни. Эти обстоятельства существенно затрудняют эксперим. исследование феномена А. и вынуждают психологов обращаться к анализу внеш. форм поведения - помощи, щедрости, заботы и т. д. - без глубокого проникновения в мотивационную сферу личности. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером тех ценностей, к-рые лежат в основе ее взаимоотношений с людьми. А. может выступать как важный момент социально-психол. проявления гуманных отношений. Лит.: Антилогова Л. Н. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника // Социальная работа в Сибири / Отв. ред. Н. И. Морозова. Кемерово, 2004; Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир. 1971. Вып. 10; Altruism and helping behavior: Social psychological studies of some antecedents and consequences. N. Y.-London: Academic press, 1970. В. В. Абраменкова

АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Альтруистическое общение - термин «альтруизм» был введен французским философом, родоначальником позитивизма Огюстом Контом как противоположный понятию эгоизм. Альтруизм (А.) описывается как готовность помогать др. людям, жертвуя собственными интересами. Однако в психологии известны отдельные примеры эгоистического А. Жестокость и А. - противостоящие черты человеческого поведения. Согласно проведенным исследованиям, альтруистически настроенные люди терпимы, склонны прощать обиды и соблюдать правила этикета, доверчивы, благожелательны и бескорыстны. В О. с людьми они руководствуются желанием помочь людям, несмотря на собственные проблемы, милосердием, социальной справедливостью. Эмоциональной основой А. является склонность к эмпатии, сочувствию и пониманию др. людей. По данным А. А. Моисеевой, высоко альтруистичные личности склонны завышать как собственные возможности и способности, так и способности окружающих людей. У них не проявляются в О. с др. людьми тревожность, аморальные установки, эгоизм, упрямство и склонность к авторитарному поведению. Они также больше доверяют людям и не прибегают к хитрости и обману, кроме того, они не отличаются жестокими и агрессивными реакциями. По данным исследования В. Н. Куницыной, альтруистическое О. отличается совестливостью и наивностью, проявляется особо ярко в заботливости и стремлении помогать близким, родственникам и малознакомым людям. В поведении нек-рых альтруистов жертвенность может превышать разумные пределы, нанося ущерб собственной семье и приближаясь к мазохистскому побуждению. Такие люди не агрессивны, не эгоистичны, щедры в повседневной жизни и не имеют аморальных установок. Они дорожат дружбой, не способны к предательству и обману. Лит.: Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по мат-лам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психол. журн. № 3. 1999; Куницына В. Н., Моисеева А. А. Теоретические подходы к определению моделей альтруистического поведения // Сб. статей «Психология и мораль» / Под ред. В. Н. Куницыной. СПб., 2004; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. И. Межличностное общение. СПб., 2001; Субботский Е. В. Исследование проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопр. психологии. 1977. № 1. В. Н. Куницына

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ

АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907-1972) - российский психолог, спец. в обл. психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и пед. психологии, истории и методологии психологии. Создатель онтопсихологии - дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленную на изучение целостного жизненного пути человека. Докт. пед. наук (1939), проф. (1940), действ. чл. АПН РСФСР (1955), действ. чл. АПН СССР (1968). Засл. деятель науки РСФСР. Один из создателей ленингр. школы психологии. Закончив Горский пед. ин-т во Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в Ин-те мозга им. В. М. Бехтерева (Ленинград). Одновр. преподавал в Академии коммунист. воспитания им. Н. К. Крупской (1934-1938). С 1937 по 1942 г. - зав. сект. психологии Ин-та мозга. В годы В. О. В. был начальником психол. кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в 1943 г. в Ленинград, возглавил в 1944 г. созданную им каф. и отделение психологии ЛГУ (1944-1951). Руководил науч.-исслед. ин-том педагогики АПН РСФСР (1951-1960), оставаясь одновр. деканом ф-та психологии ЛГУ (до 1972). Длит. время руководил Ленингр. отделением ОП СССР, был чл. президиума его Центр. совета. В начале своего науч. пути использовал методы рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя психол.-пед. исследования, обосновал необходимость целостного изучения психич. развития школьников в процессе обучения (Психология педагогической оценки, 1935). Изучал историю психол. воззрений в России в XVIII-XIX вв. (1939). Разработал программу исследования психологии чувственного познания, к-рая осуществлялась в секторе психологии Ин-та мозга и на ф-те психологии ЛГУ. Им был установлен системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм пространств. ориентации, установлена парность работы больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном по отношению к иерархическому контуре нейропсихич. регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий (Психология чувственного познания, 1960; Восприятие пространства и времени, 1969). Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, к-рые группируются в 4 раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Б. Г. Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, к-рые обусловлены природными свойствами человека как индивида. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энергоинформационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности психич. развития, открыты нек-рые закономерности организации интеллектуальных функций и др. психофизиол. структур в период зрелости. Тем самым было положено начало психол. акмеологии (Человек как предмет познания, 1968). Ананьев - авт. большого количества работ по теории и истории психол. науки, педагогической, возрастной, медицинской психологии, психологии труда, искусства и мн. др. отраслей науки. Осн. труды: Очерки психологии, 1945; Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков, 1960, 1967; Теория ощущений, 1961; О проблемах современного человекознания, 1977. Н. А. Логинова, Л. А. Карпенко

АНДРЕЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА

АНДРЕЕВА Галина Михайловна (р. 1924) - российский психолог, социолог и философ, спец. в обл. социологии, социальной психологии, социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Докт. филос. наук (1966), проф. (1968). Засл. деятель науки РФ (1984), засл. проф. МГУ (1996). Действ. чл. РАО (1993). Чл. Европейской ассоциации социальной психологии (1975). Участник В. О. В., награждена мн. орденами и медалями. В 1950 г. окончила филос. ф-т МГУ. В 1953 г. защитила канд. дис. по философии. С этого периода и по наст. вр. преподает в МГУ. В 1966 г. защитила докт. дис.: «Методологические проблемы эмпирического социального исследования». С 1968 по 1971 г. - зав. каф. методики конкретных социальных исследований филос. ф-та МГУ - созданной ею первой социологической университетской каф. в стране. В 1971 г. перешла на руководимый А. Н. Леонтьевым ф-т психологии МГУ, где с 1972 по 1989 г. возглавляла созданную ею каф. социальной психологии. С 1989 г. - проф. этой кафедры. Создание каф. во многом способствовало становлению социальной психологии как науч. и учеб. дисциплины в вузах страны. Ею была разработана программа курса, написан первый в стране университетский учебник «Социальная психология» (М., 1980), удостоенный Ломоносовской премии (1984), переведенный на 9 иностр. языков, неоднократно переизданный (1988, 1994, 1996, 1998, 2004) и вышедший в форме аудиоучебника (2008). Обл. науч. интересов и исследований Г. М. Андреевой: социология; социальная психология, в т. ч. методология, теория и история социальной психологии, деятельностная парадигма в социальной психологии, социальная перцепция, атрибутивные процессы, психология социального познания, когнитивная социальная психология. Занимается разработкой системы социальной психологии как науки. На каф. под ее рук. проводились многочисл. исследования по этой проблематике, что отражено в ряде коллективных монографий (Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, 1977; Межличностное восприятие в группе, 1981; Методы исследования межличностного восприятия, 1984; Общение и деятельность, 1984; Общение и оптимизация совместной деятельности, 1987; Социальная психология в современном мире, 2002), в к-рых она выступала в кач. редактора и автора. Ее концепция исследования социально-перцептивных процессов в реальных социальных группах послужила основой для многих канд. дис., а результаты исследований обобщены в учеб. пособии «Психология социального познания» (1997). Соруководитель межд. исслед. проектов с социальными психологами из Канады, Чехии, Германии, Финляндии. Под рук. Андреевой подготовлены 51 канд. и 13 докт. диссертации. Осн. труды: Лекции по методике конкретных социальных исследований (ред.), 1972; Современная социальная психология на Западе (теоретические направления) (в соавт.), 1978; Межличностное восприятие в группе (ред.), 1981; Современная зарубежная социальная психология: Тексты (ред.), 1984; Общение и деятельность (ред.), 1984; Общение и оптимизация совместной деятельности (ред.), 1987; Актуальные проблемы социальной психологии, 1988; Психология социального познания, 1997; Социальное познание: проблемы и перспективы, 1999; Зарубежная социальная психология XX столетия: Теорет. подходы (в соавт.), 2001; Социальная психология в современном мире (ред.), 2002; Социальная психология сегодня: поиски и размышления, 2009. О. В. Соловьева

АНКЕТА ПО ИЗУЧЕНИЮ КОММУНИКАТИВНОГО МИНИМУМА МЕНЕДЖЕРОВ ОРГАНИЗАЦИИ

В. М. Снетков. Предназначена для диагностики (аттестации) общего уровня и отдельных аспектов коммуникативной компетентности менеджеров организации. Базовый коммуникативный минимум представляет собой перечень требований к теорет. знаниям, практическим навыкам и умениям в области социально-информационного взаимодействия руководителей разных уровней (Снетков, 2000). Анкета состоит из 14 утверждений, к-рые характеризуют 7 осн. шкал процесса коммуникации: 1) Подготовительная фаза О.; 2) Контактная фаза; 3) Эмоции в разговоре; 4) Фаза понимания; 5) Фаза убеждения; 6) Фаза завершения; 7) Управление разговором. Респонденты должны оценить степень своего согласия со всеми 14 утверждениями от 1 балла (данный аспект в их О. отсутствует) до 7 баллов (максимальная степень наличия коммуникативного навыка). Распределение оценок находится в диапазоне 14-98 баллов. Определяется средний балл по каждой шкале и общая сумма баллов по всем семи шкалам. Допускается 2 варианта использования анкеты: прямое анкетирование самих менеджеров, или их оценка группой экспертов из 6 человек, знающих этих менеджеров по совместной работе не менее 3-6 месяцев. Лит.: Снетков В. М. Психология коммуникации в организации. СПб., 2000; Он же. Коммуникативный минимум менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2003. В. М. Снетков

АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ЛИЧНОСТНОЕ РАССТРОЙСТВО

Антисоциальное личностное расстройство - неспособность к О. с др. людьми и соблюдению обществ. норм. Такие больные раздражительны и агрессивны, часто впутываются в драки, не испытывая по этому поводу ни раскаяния, ни угрызений совести. Они часто не отдают свои долги, в денежном отношении расточительны, через неопр. промежутки времени переезжают с места на место, не имея четко установленного адреса, недостаточно работоспособны, лживы, пренебрегают безопасностью окружающих и самих себя. Такие люди редко состоят в моногамной связи более одного года. Лиц, страдающих указанным расстройством, порой называют психопатами или социопатами. У детей это расстройство называют «расстройством социального поведения», диагностируется, как правило, до 15 лет. Такие дети не признают авторитетов, затевают ссоры и драки с др. детьми, воруют и лгут. Лит.: Виттхен Г.-У. Энциклопедия психического здоровья. М., 2006. Н. Д. Творогова

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ

Атрибуция каузальная (лат. causa - причина) - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения др. людей. Изучение А. к. исходит из след. положений: 1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; 3) эта при чинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Исследования А. к., к-рые первоначально относились только к социальной психологии, в настоящее время охватывают и др. разделы психол. науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта. Основы изучения А. к. заложил Ф. Хайдер, разработавший ее осн. категории и принципы. Осн. областями изучения А. к. являются межличностное восприятие, самовосприятие и восприятие широкого класса др. социальных объектов. Наиболее существенные результаты эксперим. исследования А. к. заключаются в установлении: 1) систематич. различий в объяснении человеком своего поведения и поведения др. людей; 2) отклонений процесса А. к. от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов; 3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности в неш. фак торами, а успеш ных - в нутренними. На основе в ыявленных закономерностей разрабатываются приемы практического использования А. к. в це лях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности человека. Разработка данной проблематики в советской социальной психологии осуществляется на основе методологического принципа деятельностной опосредствованности процесса А. к. (Г. М. Андреева). А. к. изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высокого уровня социально-психол. развития это явление более адекватно реальному вкладу каждого в результат деятельности общности, чем в группах более низкого уровня развития. А. В. Юревич, А. В. Петровский

АТТРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аттрактивное общение - феномен аттракции возникает при взаимодействии людей и является опр. характеристикой отношений в паре. Аттракция (А.) понимается как притяжение в физич. смысле, к-рое одновр. является тенденцией к объединению людей. Это многозначное явление, основанное на чувстве, т. е. обязательно включает опр. эмоциональный фон. А. принадлежит к классу психол. установок человека, и в этом кач. может различаться по интенсивности и степени личностной включенности, заинтересованности. Кроме того, А. содержит оценку, т. е. является компонентом межличностного познания. А. является установкой на единичный объект, притом это всегда др. человек, а не группа или социальный объект, социальный институт и т. п. А. связана с реализацией межличностных отношений; процесс притяжения-отталкивания, симпатии-антипатии логически завершается поступками. А. всегда включена в межличностный контекст, в ней присутствует нормативный характер, она опирается на специфически культурный «алфавит чувств». О. людей, объединенных взаимной симпатией, взаимным притяжением, характеризуется так: а) доброжелательность, психол. комфорт внутри группы; б) партнер положительно характеризуется в беседах с другими; в) появляется повышенная конформность, имитация внеш. поведения друг друга в контактах, возрастает точность восприятия объекта А.; г) лучше преодолевается стресс, прогрессирует развитие группы; д) повышается способность переносить критику и брать на себя ответственность за ошибку; е) возрастает количество альтруистических поступков; ж) становится больше общее число коммуникаций, т. е. срабатывает известное психол. правило: чем больше общаешься, тем приятнее человек (при свободе выбора), и чем приятнее человек, тем больше хочется с ним общаться. Лит.: Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Перспективы социальной психологии. М., 2001. В. Н. Куницына

Следующая страница